Киргизия / Велотуризм | Спортивный туризм

Перевал Кегеты, или о том, как и с чем его едят велобайкеры

6 июня 2009 г.
..... Снова подняв глаза, уже на финишный подъем, я наблюдала, как Виталик траверсом идет эту финишную…. казалось бы, ни чего сложного, но это только казалось…. И так…

6 июня, 4.00 утра, жду звонка на выход из дома, рюкзачок собран, содержимое рюкзака: вещи на случай не погоды, крем от загара, очки, шестигранники, насос, заплатки, выжимка для цепи, запасная камера, конечно фотоаппарат, положенный в последний момент GPS -который в последствие нам очень пригодился, но об этом чуть позже, и конечно все это лежало под грузом сникерса, лепешки и овсяного печенья, на перекус:)ДЗЫНЬ! – 4.15 – будем на пересечении пр. Чуй- Алма-атинская максимум через 10 мин!

А будем это- Александров Макс он же Alex, Шевченко Валера он же Турист, Попов Виталик, Я- она же просто Irishka,и конечно товарищ водитель – Валера.
4.25 я вижу машину:) грузим мой, байк, обмениваемся утренними приветами, грузимся сами, и вот… тронулись…путь держим на перевал Кегеты, с Южной стороны.
По дороге заходим в магазин «Народный» в г. Кант, можно ехать!!!!
Светает, едем, говорим, так… не о чем, шутим, пытаемся вглядеться в силуэты гор- бесполезно, надеемся на хорошую погоду, за окном мелькает пустая дорога, наконец мы заехали в Боом, шутим- может на Иссык-Куль?:) Но поворачиваем на право и поднимаемся по перевалу в сторону села Кочкор. Проезжаем много разных маленьких сел, едем через «Площадь» маленького села, и нам остается каких то 25-30 км, до места отбытия на байках, делаем вынужденную остановку, что то не так с машиной. Валерий открывает капот, от давления вырвало трубку, что делать!? Выливаем все запасы воды, остыли.Alex находит в бардачке машины суперклей, пытается приклеить трубку, и для большей уверенности закрепляет её проволокой. Едем дальше. Снова пару сел, в поле зрения попадает колонка. Набираем питьевую воду. Ну вот и закончились села, пока что ещё любуемся видами из окна, мимо течет река ,летают птицы, пасутся яки, одним словом – романтика.
Заезжаем на высоту 2.750, дальше своим ходом, достаем байки, переодеваемся, перекусываем, и со словами – ВПЕРЕД начинаем подъем на перевал Кегеты!
Погодка нас радует, светит Солнышко!!!! веселые лица, позитивный настрой, все только началось, мы ещё не знали, что нас ждет впереди!!!
Начались первый неприятности. У меня как назло отрегулированный вечером задний переключатель, отказывается работать. Я останавливаюсь. Пытаюсь его настроить, этим временем отстаю от ребят. Надо ехать! Стиснув зубы, начинаю догонять ребят. Переключатель работать по-прежнему не хочет. Я еду.... забив на эту, казалось бы, мелочь. Любуюсь просторами подъема, и языками сошедших лавин. Красота! Догнала ребят. И вот первый пеший переход через язык. Весело перебегаем снег, едем дальше. Подъем становиться уже более заметным. Снова снег. И его мы переходим, шутя. Еду за Максимом и Виталиком. Сзади ехать не так уж и плохо. Наблюдаю, как Виталик пытается проскочить мимо камней, но все таки цепляется колесом, и начинает ехать к не большому обрыву в сторону реки, со словами: «Нам туда не надо», спрыгивает с велосипеда, останавливается, с улыбкой, садиться на байк, и начинает снова крутить педальки. За ним следом едет Макс, и с криком: « Я не упал», проезжает мимо Виталика, и все таки через см 50, тоже цепляется об камни, и спрыгивает со своего железного коня. Я же наблюдая всю эту картину, решила избежать жертв, и просто прошла этот участок пешком. Вот я снова в седле, едем! Впереди виднеется снова язык. Мы останавливаемся, ребята начинают надевать фонарики на ноги, мне же было лень лезть на дно рюкзака за ними,Alex,убедительно просит меня все таки надеть фонарики, скорчив лицо, я не слушаюсь, и решаюсь перейти снег первая. И тут вдруг, раз и покатилась, только не на байке, а под ним и на животе. Снег был жестким, за пол метра скатившихся на животе я не испытала особой радости:) Встав, я все таки решила одеть фонари, и пошла по Максовым следам, ух.. удачно:)
Уже не понятно, толи мы идем, или все таки едем, мы поднимаемся выше и снова снег! Эх… но на сей раз его было ещё больше. Я следую за Валерой, и в момент когда я пытаюсь поднять велосипед на плечо, у меня с бокового клапана выпадает башмак, и катиться вниз. «АААААА БАШМАК!!!!»- раздался мой голос. Башмак остановился. Мне пришлось оставить байк, и спрыгивать за обувью. Запихав тапочку по глубже в клапан, и затянув по сильнее, я продолжила переход дальше, на этот момент мне казалось, что страшнее уже не будет, но однако я ошибалась…- наивная!!!
УРА! Появился участок, по которому можно было снова ехать. Но счастье продлилось не долго. Теперь были камни- прошли, вода!!!! Я остановилась у «ручейка» набрала чистой воды, начался снежный серпантин. Временами все таки мы можем ехать по нему, что просто не могло нас не радовать, но вдруг серпантин кончается, и я вижу как Аlex начинает, идти в «лоб», по абсолютно снежному, подъему. Меня это приводит в шок, потому что я не имела представления как я туда поднимусь с байком, но только стоило начать, как стало ясно, что велосипед теперь будет ехать весь перевал у меня на спине. Кряхтя, волоча байк сзади я ползу на верх. Валерины нервы не выдерживают, он мне помогает, СПАСИБО!!!!
С нами связывается Виталик, спрашивает как я, и отпускать ли машину. Я довольно-таки резво говорю «все гуд, можно отпускать» Мы выползли. И… глаза у меня стали ровно в раз десять больше от увиденного, оставшихся почти 400 метров, нам предстояло идти по не прерывистому снегу, набирая ещё 380 метров высоты. Alex с Виталиком, ушли прилично вперед. Мы с Валерой, начали одеваться. У меня очень сильно промокли и начали мерзнуть ноги, я одела сухие носки и спасенную обувь. Тепло и сухо. Но опять счастье на долго не затянулось, начался не большой толи снег, толи дождь, но это что то моросящее, прошло буквально через пару минут. Нам надо идти!
Проваливаясь в снег выше колена, а велосипед всего лишь по втулки, мы идем молча. Каждый думает о своем. Я шла, вспоминала, как в конце ноября мы ходили на Верхнюю Ала-арчу, и что там было тоже много снега, только он был мягче, ветер, и замес-то велосипедов у нас были лыжи и доски. Ну да ладно, это другая история. Мысли обрываются, я поднимаю глаза и вижу как Максим спускается к нам. Начался как мне казалась самый ужасный и предпоследний подъем в «лоб»,но я снова ошиблась. Это был не самый ужасный момент, все самое интересное нас ожидала уже на последних 100 метрах подъема.
На «легке» без байка я быстро зашла за Максом, ждем Валеру! Максим переодел носки, и как выяснилось, забыл их там, но спускаться не стал. Я, вспомнив про себя, всем известную примету, подумала «раз забыл, значит ещё вернется на это место»
Я чувствую, как у меня начинают от холода неметь ступни и пальцы ног. Валера уже стоит рядом. Макс пошел вперед, я за ним, Валера замыкает. Я опять погрузилась в свои мысли, и представила под шум временами скатывающихся камушков, и снежных комочков, какого сейчас моему байку, и если бы он умел говорить, он бы наверняка не согласился ехать, но в тоже время он бы не упустил возможность покататься у своей хозяйке на спине, представляете, все время я на нам верхом, а тут он у меня на спине, не жизнь, а малина:) Меня это не много развеселило. Но холод, и замерзшие ноги давали о себе знать. Велосипед с плеча, плавна сменил позицию, и начал уже выполнять не мыслимую функцию для него, он стал служить уже как ледоруб. Приходилось делать пару шагов, перетаскивать байк, «зарубать» его, и так довольно долгое время, 100 метров все не хотели кончаться:( пока я перелазила со следа в след, по натропленным следам ребят и «перезарубала» байк,с меня слетел правый башмак, что меня не могло просто не привести в дикий «восторг». Башмак одет. Снова кряхтя, ползу дальше, тут на подмогу возвращается Виталик. Я ухожу вперед. Но не тут то было! Вот и началось самое страшное на этом подъеме. Хоть я и без байка, начинаются большие проблемы! Склон начинает походить на вертикаль. Я пошла по Виталиному траверсу, но легче мне от этого не стало, замес-то набора высоты, меня постоянно сносило вниз. По снегу ещё хоть как то можно было набрать высоту. Но стоило, выйти на узкую очищенную от снега мокрую сыпуху, как меня тут же начинало тащить вниз, в один из таких моментов, я все таки не удержалась, упала , и меня понесло вниз. Понимая что я могу укатиться не просто далеко а очень далеко, и в лучшем случае от меня останутся одни уши, я начала руками загребать камни, землю, что бы хоть как то остановиться. Да! Остановилась! Ура!!! Но внешне вид был не утешителен. Я вся была в глине, и грязи, зато целая:) Встав, я постаралась ногой хорошо вкопаться в землю, и продолжила подъем, только теперь, я старалась, в буквальном смысли слова пролететь такие участки, пробегая их очень быстро, помогло:)
ВОТ ОН ВЕРХ!!!!УРА!!!!!!! заветная цифра 3800!!!!!!!!
Но рано радоваться! Пока ребята доходили, я постаралась, быстро переобуться, одеть сухие носки, и замотать ноги пакетами, что бы они хотя-бы остались сухими, переодела куртку по теплее, и стала по не многу согреваться, какое же это приятное чувство- тепло!
На самом перевале было так скажем даже не прохладно, а не много холодно!
Стоял туман, снега было мне по бедра, а видимость была не больше метра, значит дороги просто не видно! Мы просто начали скатываться по снегу, и опять я отличилась, попав ногой в след Макса, я застряла, и сама не могла вытащить ногу. В глазах у меня начала вырисовываться паника. Но Валера с Максом быстро, откопали меня. Руки у меня замерзли, и были мокрые, у меня не произвольно потекли слезы, от боли в пальцах рук, Макс дал мне перчатки, руки начали согреваться, мне стало ещё больнее, но надо было сбрасывать высоту. Чем раньше мы это сделаем, тем лучше будет нам, но не видя дорогу, мы начали думать куда же нам все таки двигаться, и вдруг мы вспомнили у нас же есть волшебная штука GPS называется, в котором слава богу, сохранился позапрошлогодний маршрут моего брата по которому мы шли!!
Мы на верном пути, не много подкорректировали направление, и вышли на дорогу. Максим спустился ниже нас на дорогу. Мы его не видели, так же как и он нас, мы стали идти на голос. Пока шли, наткнулись на следы диких зверей, у меня по спине пробежали мурашки. Наконец, мы встретились с Alexom. Теперь нам оставалось ехать по дороге вернее по тому что от неё осталось, потому что вся она была под большим слоем снега. На 3400,опять временами передвигаясь то на байке, то пешком, мы начали сбрасывать высоту.Снега все не убавлялось, но временами уже виднелись камни.
Не ужели нам осталось не много, где то на 2700 мы почти окончательно сели на байки, и начали без остановки спуск. Что лично меня привило в огромную радость. Максим поехал не много быстрее меня ,мне его было не видно из за тумана, тут вдруг, стоит, улыбается:) велосипед лежит интересным образом, зарытый передним колесом в снег по самую втулку. Оказалось Макс перелетел через руль. Все нормально, все целы, продолжаем спуск, ещё через метров 100 речушка- первая переправа, мы резво перепрыгнули ее, и счастливые поехали дальше. Снова временами приходилось идти пешком, лежал снег, но это нас уже не огорчало, а даже радовало, снега становилось все меньше, а значит, становилось теплее. Едем, любуемся природой, все таки как она красива и чиста!!!! Глаз трудно оторвать!! Жалко было только то что, все же туман многое скрывал в своих объятиях!!!!
Ну вот на конец мы почти спустились к финишному спуску. Нас ожидали три переправы, большие камни, и снова моря эмоций. И так мы спустились до 2й переправы. Переход был возможен только «вплавь». Пока Максим пытался подкатить штаны, Виталик не раздумывая, прыгнул в воду, и пошел на другой берег. Мы с Валерой глядя на всю эту картину тяжело вздохнули ,но деваться было не куда. Виталик снова вернулся за моим байком, помог его перенести, а я с просто с диким криком шагнула как в пропасть в реку. Эх… ногам стало опять очень холодно, но мысль о том что нам осталось совсем не много, меня быстро согрела. Временами мы снова в седле. И так переправа номер 3. Мы снова прыгаем в воду не раздеваясь и не разуваясь. Меня течением начинает сносить вместе с велосипедом на Валеру, мы зацепилась байками. Все! вот он берег- счастья!!!! А ещё мы перебирались через чудо мост – бревнышко, мысль была одна: Главное не смотреть на воду!!! Перешли, счастье снова посетило мою душу:) Меня уже даже начало наше «путешествие» очень радовать:)
Теперь можно было смело садиться на байки, и катиться до низа. Правда катиться быстро получалось с трудом. Хитрые камушки, так и норовили нас не пропускать, и скинуть с седла:)
Впереди меня снова едет Макс, и вот он снова шлепнулся, я снова была рада что еду сзади, потому что падению Макса можно было даже по завидовать, он очень красиво перекувыркнулся через байк, и оказался на ногах:) Мы дружно улыбнулись, и уже поехали последние 100 метров до место встречи с водителем.
Проехали приют Кегеты. Ну вот и наша машина. Мы спустились к реке помыли байки, надели сухие вещи. Нам было тепло и сухо. Вещи сложены. Пора домой!
Я обернулась на уходящее ущелье вдаль, и подумала, что я совсем скоро вернусь сюда, только это уже будет совсем другая история!:)
Спасибо огромное Максу, Виталику, Валере, и Валерию, за то, что я пережила с ними такое не забываемое приключение:)
И на последок вспоминаются всем известные слова песни: «Лучше гор, могут быть только Горы, на которых ещё не бывал» До новых встреч…