Вопрос с выбором маршрута сплава в 1999 году, к сожалению не стоял. На этой, трагической для турклуба «Уралмаш», речке весной 1997 года погиб Михаил Орлов. Нашим долгом было - поставить памятник на месте его гибели. В прошлом, 1998 году, из-за погоды, мы не могли сплавиться по маловодной Лемезе – уехали южнее, на Сакмару. К огромному сожалению, это уже вторая трагедия для нашего турклуба на Лемезе. В 1985 году, на том же злосчастном пороге Караманташ погибла Марина Котегова.
Я не принимал участие в том трагическом сплаве по Лемезе в 1997 году, т.к. в 1996 году уже прошел ее. И мне было не очень интересно два года подряд сплавляться по одной и той же речке.
Заброска. В этот раз все было очень просто. Арендовали «Икарус» в Екатеринбурге и через 12-14 часов приехали в поселок Лемеза. Этот вариант заброски намного лучше, чем добираться с четырьмя-пятью пересадками, со всем скарбом, как это было в 1996 году, и по деньгам и по удобству и по скорости.
Начало сплава в 3 км ниже поселка Лемеза. Там находится мост через реку. Рядом с мостом стоит памятник погибшим туристам, рядом с ним большая поляна для сборки катамаранов. В верховьях русло не широкое, сужения до 5 метров. Скорость течения 10 км/ч. (весной). Глубина 1-1,5 метра (зависит от количества снега). Опасны нависающие деревья и кусты. В 1996 году я зацепился за одно такое дерево и вылетел из катамарана.
Сильный напор воды, а так же рюкзачок с видеокамерой, пробковый спасжилет, ОЗК помешали мне забраться на дерево - пришлось отцепиться и вплавь добираться до берега. К сожалению ОЗК это не гидрокостюм – ледяная вода под него моментально заливается, так что удовольствие ниже среднего.
По весне лучше всего сплавляться на катамаране. В 1999 году мы с Андрюхой плыли на резиновой лодке «Турист-3». Конечно адреналину на ней больше, чем на катамаране, но очень холодно. Один раз кильнулись, по моей вине, но выплыли без потерь.
В поселке Искушта 2 магазина, почта. Места для стоянки – за поселком. Порог Каманташ («Красный камень») в 5 км. от Искушты. Это шивера с валом 0,5-0,7 м. по центру. Проходы – вдоль берегов. Хотя, мы на резиновой лодке прошли по центру. Длины «Туриста-3» хватает, чтобы не перевернуться на валу, но на пределе. Т.е. когда лодка забиралась на вал и стояла градусов под 45-50, я думал что, еще немного, и мы опрокинемся, но ничего – проскочили.
Видео прохода порога КаманташПосле прохода Каманташа, сразу за правым поворотом шивера, переходящая в порог Караманташ («Черная речка»). Пороги и шиверы можно проходить без причаливания, разведка по дороге, левым берегом.
Прохождение: вплотную у левого берега до левого поворота. После поворота, держаться правее для избежания навала на затопленные кусты левого берега. Можно пройти по середине, но получится через «бочку», а на ней можно перевернуться, как
ребята из Магнитогорска на видеоролике.К сожалению природа сильнее нас.
Видеоролик "В память погибших Уралмашевцев"Через 9 км. от р.Черной долина реки Касык с заброшенным поселком. От Касыка до водопада Атыш 12 км. В 1996 году мы проскочили этот водопад, потому что прошли прямо по речке, а надо было свернуть в правую протоку. Водопад стоит того, чтобы на него посмотреть. Тем более внутрь водопада можно даже залезть.
После водопада Лемеза становится очень спокойной и не очень красивой. По берегам дубравы и от этого река выглядит черной. Берега болотистые, есть проблемы со стоянкой. Основные препятствия нижней части – завалы, узкие протоки с прижимами.