Первоначально задуманная экскурсия по древним городам Узбекистана, вылившаяся (из-за отсутствия ко времени загранпаспорта у главного раздолбая экипажа) в авантюрно-экстремальную поездку по степям и пустыням Казахстана и Киргизии с заездом на Алтай.
Нитка маршрута
Москва - Волгоград - Астрахань - Атырау(Гурьев) - Актау(Актюбинск) - Аральск - Шымкент(Чимкент) - Тараз(Джамбул) - Бишкек - Балыкчи(Рыбачье, Иссык-Куль) - Кеген - Усть-Каменогорск - Бийск - Телецкое озеро - Барнаул - Новосибирск - Москва.
 
Пролог.

Задумано было посетить Хиву, Бухару, Самарканд и т.д., для чего от Астрахани проехать вдоль Каспия в Узбекистан (с заездом на Арал), из Ферганской долины - на Бишкек и на Иссык-Куль, напрямую через 2 перевала в Алма-Ату, объехать Балхаш, потом в Усть-Каменогорск, напрямую (через Риддер) на Алтай и домой. Такой красивый маршрут нарисовался - до сих пор оплакиваю, т.к. многое не получилось, поэтому второе название маршрута -"Месяц обломанных планов".
   Началось с того, что младшенький за 9 (!) месяцев не сделал себе загранпаспорт, и вся культурно-познавательная часть поездки сделала нам ручкой, т.к. в Узбекистан пускают только по загранпаспортам. Остальные обломы - ниже по тексту.
Вдоль Ахтубы.

  Выехали 17.08.13 в ночь. С утра короткая остановка на  Дону .
 
Въезжаем в Волгоград.
 
Поскольку дети здесь впервые, осматриваем панораму снаружи
 
 
 
 
 
 
 
и внутри,
 
 
 
 
 
 
а также мемориал на Мамаевом кургане.
Уже вечером форсируем Волгу и в первом подходящем месте Ахтубу.   Ставим лагерь.
19-го дневка. Покатались по пойме,
 
 
 
 
 
 
я попытался порыбачить. К вечеру переехали обратно в Цареве и добрались до дачи свояка под Ахтубинском. Ужин, разговоры, фотосессия, ночлег.
20-го едем дальше. Заезжаем на Баскунчак - российское "Мертвое море".
     Соленость впечатляет, но инфраструктура в зачаточной стадии, к тому же в руках у местных казахов..., как-то предельно упрощенно.
   Возвращаемся на основную дорогу и в районе Удачного снова перебираемся на пароме в пойму, т.е. на правый берег Ахтубы. Людно, как всегда летом, но находим достаточно укромное местечко и располагаемся до 23-го. Катаемся по пойме, рыбачим на старицах и озерах,
 
 
 
 
 
 
на этот раз удачно. Вечерами уха, копченая рыбка, раки, шашлыки из местных баранов со всеми причитающимися напитками. В общем, праздник живота и жизнь ленивых оседлых туристов. Несъеденную рыбу засолили.
   23-го двинулись дальше. Ночевать решили последний раз в России, поэтому пересекли по платному мосту Кривой Бузан и через поселок с тем же названием пробрались на протоку Теплая, которая на картах почему-то называется рекой. Кругом живут уже одни казахи, поэтому овец, коров и лошадей значительно больше, чем людей, как и следов их (животных) жизнедеятельности. Место под палатки пришлось расчищать с помощью лопаты. Река симпатичная, действительно теплая и рыбная.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
24-го подъехали к границе.
Западный Казахстан.

                                                   24-е августа.
   На прохождение границы по записям штурмана-летописца ушел ровно час. Мне же показалось гораздо больше: жара, суета (в основном бестолковая), толпа мечущегося народа, сбитые в отдельное стадо донельзя затюканные узбеки, к которым у казахов какая-то отдельная любовь. Таможня в связи с таможенным союзом отсутствует, но все функции с успехом выполняют пограничники - и телепатирующие, долгие, почему-то подозрительные, взгляды, и вымогательство с угрозами выпотрошить машину в поисках оружия(?), наркотиков(?!) и даже черной икры(??!!), и просто неприкрытое попрошайничество. Но, несмотря на все перечисленное, больше всего раздражает само наличие границы. Не искореняется во мне совок, как ни стараюсь.
    Но все когда-нибудь кончается, а, значит, что-то начинается. И у нас началось - путешествие по Казахстану!
   Купив на первое время теньгов на 2000руб., мы рванули по пустой и прямой дороге, с облегчением и весело, но, как сразу выяснилось, недолго.  
  Представьте картину: голая степь, ровная дорога, вдоль дороги столбы. Больше ничего. И так километра 2. Вдруг на одном из столбов, ничем от других не отличающемся, причем гораздо выше, чем обычно вешают знаки, висит знак "STOP", а на следующем столбе - камера. И ни перекрестка, ни переезда, ни какого-то препятствия, НИЧЕГО! И только потом из-за горизонта выплывает пост ихнего ГАИ с радостно потирающим руки гайцом.
Вот такая чистейшей воды рафинированная подлянка! И стоит эта подлянка ровно столько, сколько мы наменяли.
  Душевно пообщавшись, едем дальше без местных денег и без перспективы их наменять раньше Атырау, куда попадаем только в ночь.
  Обозреваем довольно монотонные окрестности, непривычные среднеевропейскому глазу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Где-то на полпути между границей и Атырау съезжаем к морю. Если бы не навигатор,  ни в жисть бы не поверил, что это море.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
До воды не дойдешь, да и не за чем. Воняет илом, гнилью и всеми видами навоза.
Выезжаем обратно и к ночи добираемся до Атырау (бывшего Гурьева).
    Пару часов шастаем в поисках круглосуточного обменника. Встречающиеся банкоматы по «Визе» рубли, евро, баксыпожалуйста, а теньгов не дают. Только вживую. Все-таки нашли, наменяли. За это время раз 5-6 были остановлены продавцами полосатых палочек. Ни один не пропустил мимо!!! И каждый, представляясь начальником вот именно этого участка дорогидолгим проникновенным взглядом намекал, что чего-то хочет. Я ни разу так и не догадался, чегоНо времени на них ушло примерно половина всего.  Забегая вперед, дальше в этом плане было чуть полегче, но в Атырау это полный беспредел!!! А городишко в вечернем освещении очень даже мил и ухожен

    Уже глубокой ночью выехали на Актюбинск (Актобе по ихнему). При проработке маршрута упорно лезла в голову мысль махануть напрямую через Устюрт, но, скрепя сердце, от этой идеи отказался из-за недостаточной проработки и ответственности за все, что жило в машине помимо меня. Двинули цивильной, как казалось, дорогой. Боже, как я был неправ!!! Очевидно, высший разум наказал меня за нерешительностьДорога, соединяющая  2 областных центра, обозначенная на картах, как федеральная(!) с улучшенным покрытием(!), очевидно, подвергалась неоднократной бомбардировке. Ничем другим наличие в бывшем асфальте воронок глубиной до метра объяснить нельзяПоверьте, за 38 лет водительского стажа и активной автотуристской жизни я повидал всякие дороги, но хуже этой не видел! Вот один из лучших(!) участков этого, извините за выражение, шоссе

    При съезде в степь скорость возрастала вдвое, но ПЫЛЬ заставляла возвращаться.  Так весело и активно мы провели ночь и почти целый день 25-го, пока не добрались до Актобе.

  Повернули на Чимкент (теперь Шымкент).
     Дорога отличная, окрестности однообразны и унылы.
       Для остановки нет причин, едем всю ночь и к утру 26.08. добираемся до Аральска (теперь Арал). Едем искать море. Бывшее дно, степь, дороги во все стороны, куда ведут - не понятно.
 
 
  
 
Блукали, пока не встретили аборигена на "козле", который и вывел к морю. Впечатление еще тоскливее, чем от Каспия, к тому же еще и застряли.
Выбирались по тракам на спущенных колесах. Расстояние 50км. А раньше, говорят, море плескалось на краю города.
   Аксакал на заправке рассказал, что недавно к ним приезжал Назарбай и обещал вернуть море, как было.
   Едем дальше.Через км.50 недалеко от трассы озеро Камылыбас.
Чистейшая пресная вода и что-то типа KZ  кемпинга. Эдакий зародыш сервиса. Накормили вкусным жарким из свежайшей баранины, напоили холодным лимонадом. Юрты можно арендовать, но на дворе день, потому, отдохнув слегка, едем дальше. 
   Ближе к вечеру через Казалинск (Казалы) выезжаем на Сыр-Дарью, Находим приличную для тех мест площадку  и выпадаем из авто сразу в осадок. Смертельно устали даже пассажиры, не говоря уж о водителях.
    Утром набдюдаем вдали и вблизи коней,
коров, овец.
Тень в дефиците.
Все как в зоопарке - людей нет, животные сами по себе.
  Усталость накопилась, отдыхали и собирались до вечера. Потом был почти суточный нудный пробег через Байконур , Кызыл-Орду, Чимкент до Тараза. Это бывший Джамбул. Тут этнографически-географическая загадка. Когда они русские города(а не русских  там нет, даже Алма-Ата - это бывший форт Верный) переименовывают, это можно понять, но чем им Джамбул не угодил?
   Здесь пришлось задержаться - накрылась КПП. СТО нашли баз проблем. Пока ремонтировались, а мы с младшим, естественно, присутствовали, девочки шлялись по городу, набирали впечатления и харчи
на базаре.
 
 
 
 
 
 
 
 
Все заняло часа 4, а цены еще раз
подтвердили вывод, что ремонтироваться нужно подальше от Москвы.
   К вечеру подъехали к границе с Киргизией. Впечатления те же, что и при въезде, поэтому повторяться не буду.

 

Киргизия.

   Прорвались через границу уже в сумерках 28.08. Сплошные населенки, привал устроить негде, а Бишкек ночью проезжать не хочется. И тут повезло - мотель!  Остаемся.
   Утром не спеша тронулись дальше.  Обстановка и вообще атмосфера в корне отличается от Казахстана: Какая-то более веселая жизнь кругом, много народу на улицах, полно магазинчиков, кафешек, все надписи дублируются на русском, хоть учи киргизский при желании. Похоже, все заточено под туристов и, главное, туда же заточены гаишники - ни одной(!) остановки просто для проверки документов. Не нарушай - не тормознут. Чувствуется  уважительное отношение к носителям валюты. Казахам же, почему-то, это по фигу.
   Бишкек проехали без остановок, любуясь городом из окон.
 
Главная цель - Иссык-Куль!
   Но в пос. Люксембург (?!)
голод, название и привлекательный вид придорожной корчмы заставили остановиться. Наелись от пуза по цене одного московского чебурека. Еще умилило название "Кызыл Октябрь". Дорога вполне нормальная, идет по Чуйской долине,
 
постепенно втягиваясь в Чуйское ущелье
 
 
 
 
 
 
 
 
Слоеный тортик.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
и в итоге выводит к Иссык-Кулю. Тут уже вообще все по курортному. Сразу за Балыкчи свернули к озеру. Не очень понравилось - слишком близко город. Проехали подальше и обосновались. Погода не балует. Шутим, что Иссык радушно встретил самым дорогим, что у него есть - дождем. Но надежда не умирает.

3 дня пляжного отдыха.
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Младший законтачил с какой-то дамой из ближайшего поселка, и она ему, по-моему, за это время зарезала 3-х баранов. Шурпа, шашлык, озерная рыба (купленная), фрукты и т.д и т.п. Навитаминились до весны. Желающим морские прогулки. На третий день Иссык-Куль окончательно затих и показал себя во всей красе, каким я его и помню с младых дней, а остальные увидели впервые. Действительно, жемчужина!
   Но, как ни хорошо, а надо уезжать. Путь запланирован через перевал Кок-Айрык (3800м), долину реки Чонг-Кемин, перевал Озерный (чуть пониже) на Алма-Ату и Балхаш. Эту часть плана тоже оплакиваю до сих пор. Объясняю, почему. 1.09.13 со свежими силами выдвинулись до пос.Чон-Сары-Ой и повернули в горы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    На высоте 2800м я вдруг обнаружил, что  в команде царит тихая паника, близкая к бунту, возглавляемая Иркой, которая, как выяснилось, боится высоты. Коллектив, избалованный демократией, консолидированно заставил меня повернуть обратно.
   Пришлось спускаться обратно к озеру и по берегу, через все курортные местечки ехать в сторону казахского Кегена. Дорога, конечно живописнейшая,
 
 
спокойная,
но ведь душа-то хотела экстрима! Да, и путь через перевалы короче. К вечеру приехали на границу и к очередному облому. Выяснилось, что КПП по заведенному казахами порядку  работает только в светлое время суток! Пришлось по приглашению киргизского таможенника, высказанного почти в приказном порядке, до полночи пить за дружбу народов. И только наутро 2.09.13 мы покинули гостеприимную и очень милую Киргизию.
Восточный Казахстан.

2.09.13. Снова Казахстан, восточная его часть. Общее направление на Усть-Каменогорск. Мимо проехать нельзя из-за наличия там родни. Алма-Ата остается в стороне (слишком теперь большой крюк), по той же причине приходится отказаться от посещения дельты реки Или и проезда по берегу Балхаша. А очень хотелось. Рыбацкая часть души ноет, но я успокаиваю ее тем, что Или течет поперек любого пути, и хоть на краешек Балхаша мы обязательно заедем.
   Проезжаем Кеген, потом Чунджу. Плоское плато, со всех сторон на горизонте горы. Чувствуем себя на огромной тарелке. Подъезжаем к краю, преодолеваем невысокий перевал и оказываемся в новой тарелке, то ли выше, то ли ниже предыдущей - на альтиметр уже не смотрю. К обеду подъезжаем к Или.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Не остановиться никак нельзя. Врезаемся в прибрежные заросли, находим чудную полянку и базируемся. Так соскучились по чему нибудь зеленому выше головы!
 Река же разочаровала - мутный поток, не располагающий ни к купанию, ни к рыбалке.
 
Это ж как раз время наводнения на Дальнем Востоке. Видимо, в Китае воды накопилось с большим избытком, что отразилось и здесь. Махнул рукой на рыбалку - есть же и другие радости жизни!
 
 
 
 
 
 
 
 
    На следующий день трогаемся только после обеда. Пейзажи за окном не меняются.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Как и  вчера - из тарелки в тарелку. Правда, тарелки пошли суповые - хребты стали повыше.
 
 
 
 
 
 
 
  
 
Видели мираж. Коктал, Сарыозек, уже в сумерках Талды-Курган. На въезде в город очередная подлянка. По виду объездная дорога. Указатель - Эскемен. Дорогу эту навигатор не знает, города такого на картах нет. Поехали прямо, получилось через центр, т.е. медленно.  Гораздо позже выяснили, что Эскемен-это Усть-Каменогорск. Ну неужели трудно продублировать на русском!!!
   Уже в темноте проезжаем Лепси, Кокжиде (еврейский поселок?!) и пробиваемся к Балхашу. Сунулись по указателю в какой-то пансионат - оказался на ремонте. Больше никаких следов человека, Только огоньки на горизонте. А горизонт далеко! Побуксовав в песке, подобрались-таки  почти к берегу Стали метрах в ста, ближе не рискнули - надоело буксовать. Воду слышно. Конечно, сходили на берег. Все, ночуем! Завтра разберемся.
   Утро, если без принудительной побудки, начинается у всех в разное время. Я, как всегда, встал раньше всех. Озираюсь. Ну, что сказать? С погодой повезло. Тепло (днем градусов 35-40), солнечно, тени, естественно, никакой, тихо. Сонный лагерь выглядит как-то сиротливо.
 
Озеро  красиво.
 
 
 
 
 
 
 
 
  
Мы попали в соленую его часть, но вода лишь слегка солоноватая, как в Иссык-Куле. Мягкий песочек, чахлая растительность. Вода тихая и прозрачная. Но! ВСЕ ПОКРЫТО КУЧКАМИ НАВОЗА ВСЕХ ВИДОВ!!  Вообще, главное впечатление от Казахстана - все, что не покрыто асфальтом, покрыто навозом. Животноводство в действии! 
   Дневка. Купаемся, отдыхаем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выдвигаемся дальше уже в глубоких сумерках и производим бросок до Усть-Каменогорска. Снова требуется ремонт (чума какая-то напала в этой поездке на трансмиссию).  Ищем СТО, договариваемся на завтра, берем Ире билет на самолет до Москвы (ей нужно раньше), едем к родственникам.   6.09.13  Сережка отправляет Ирку, сдаем машину и вынужденно (для меня, по крайней мере) идем гулять по городу. 7-го тоже.
Город на удивление чист, ухожен и украшен. См. фото.
  Столкнулись с очередной необходимостью менять маршрут. Я, как писал раньше, планировал выехать через Риддер в более гористую часть Алтая, поколесить по "диким" дорогам по пути на Телецкое озеро. Но все местные знакомые утверждали, что в этом месте границы нет КПП! Пришлось менять планы и выезжать через Шемонаиху и ехать равниной через Бийск, что гораздо менее интересно.
  Выехали поздним вечером 7.09.13 и в ночь на 8-е были уже в России.
Алтай.

    Вначале все, как в Казахстане, не интересно. Правда уже не пустыня и полупустыня, а степь и ухоженные поля. Дорога то асфальт, то грейдер. Но после Федеральной трассы А27 все дороги хороши.
  Когда переехали Катунь, прошли Бийск и повернули на Горно-Алтайск, пейзажи за окном резко повеселели.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пассажиры тоже. Повеяло родным духом и стало хорошо! Дорога очень красива!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проезжаем родину Шукшина - Сростки. Мы туристы дикие, по музеям ходим крайне редко, поэтому не тормозим.
   К концу дня подъехали к Телецкому озеру в Артыбаше. Хотели проехать поселок как можно дальше и найти место для стоянки, но не тут-то было! Асфальт быстро перешел в грейдер, потом сразу в лесную колею и тут же в пешеходную тропу. Мы на краю поселка, до озера далеко, стать негде. Выезда из Артыбаша НЕТ! Как позднее выяснилось, дальше начинается заповедник с очень строгими правилами. При подготовке рассматривался вариант проехать в пос. Яйлю, но хорошо что не поехали - там как раз контора заповедника, и, возможно, нас туда просто не пустили бы. Там даже на берег без сопровождения егеря выйти нельзя!  Выходит, что ни делается, то и к лучшему. Разворачиваемся, выезжаем из поселка обратно и останавливаемся на берегу Бии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ночуем, купаемся, принимаем гостей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Ближе к вечеру едем снова в Артыбаш, нанимаем катер и едем по озеру. Младший без Ирки одичал, затосковал и не поехал. Мы же втроем получили несравнимое ни с чем удовольствие! Озеро описывать дело неблагодарное, никаких слов не подобрать. Это нужно смотреть, хотя бы на фото. 

 
 
 
 
 
 
 
Вернулись в полной темноте и двинулись домой.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Сергей Воронко