Киргизия / Спортивный туризм | Водный туризм

Прохождение водопада на Чаткале в 1982 году

10 - 28 августа 1982 г.
В августе 1982 смешанная группа туристов г Бийска(т.к. Заря, два плота Чекстер) и г Костромы(катамаран двойка) пошла на Чаткал. В особых указаниях от МКК был обнос Харкуша. Сведений о водопаде, его снимков у нас раньше в Бийске не было, как и разговоров о нем.

Первая ступень водопада на чаткале Первая ступень водопада на чаткале
Водопад снимок из гугла Водопад снимок из гугла
В августе 1982 г.  смешанная  группа туристов из г. Бийска(тур.клуб Заря, два плота Чекстер) и г. Костромы (катамаран двойка) пошла на Чаткал. В особых указаниях от МКК был обнос Харкуша.
Сведений о водопаде, его снимков у нас раньше в Бийске не было, как и разговоров о нем. О первопрохождении  его даже и не думали, знали что есть на реке водопад, по слухам около 8 метров.
К нашему удивлению на месте обнаружили, что водопад в результате взрывных работ на автодороге, проходящей вдоль него, разбился на 2 ступени. С виду в целом  порог впечатлял, однако отдельные его ступени, после прохождения Шумов на Б.Сумульте показались не такими сложными, где-то на уровне 5к.с. Примерно так оно и оказалось после его прохождения. Правда вторая его ступень оказалась несколько мощней, но гораздо проще чем мы оценили.
Подготовка к прохождению длилась примерно  половину дня. Стоянка была довольно далеко от порога. Разведку проводили с левого берега, двигаясь вдоль автотрассы. На дороге встретили паломников-аксакалов, угостивших нас необычно вкусными, запашистыми дынями, очень похожими на те, которые выращивали в предгорьях Алтая до 60-х годов.
Перед выходом договорились с большой группой горьковчан, что в случае чего они выставят дополнительную страховку. Остановились на правом берегу, выставили на страховку ниже второй ступени  катамаран (Кудинов с Валерой ххх), второй экипаж(Газизов, Маловатский, Уткин, Уколов) встал на страховку и съемку на берегу. Горьковчан не было видно. Решили идти не дожидаясь. Начали отчаливать, появился экипаж горьковчан, попросил подождать остальных, им хотелось увидеть прохождение и помочь со страховкой. Подождали. В порог вошли при большом скоплении народа на правом берегу.

Проходили порог одним хорошо подготовленным  экипажем имевшим опыт прохождения Шумов на чекстере, не имел такого опыта только один. В экипаже были: Бедарев  В., Радин С., Шишков Б., Юров Е.- лоцман.
Радин С. имевший большой опыт и сноровку на классическом плоту, как оказалось, не успел достаточно хорошо приспособиться к посадке на чекстере. При прохождении первой ступени, он ослабил шлею и был выбит с судна. Однако не оторвался от него. Поскольку он мог быть зажатым при прохождении второй ступени между берегом и судном, была попытка  причалить перед второй ступенью, используя помощь страховки с берега, но когда Радин, не теряясь, перебрался на другой борт и закрепился, можно было проходить вторую ступень без особого риска. Что и было сделано. Попытка зачалиться на мощной струе в 1-2 метрах выше второй ступени могла выйти боком.

Позже в Бийске из застольных бесед с М. Колчевниковым  стало известно, что несколько раз приятели у него спрашивали совета и обсуждали тему  возможности прохождения порога-водопада на Чаткале, находились  желающие рискнуть пройти его в том виде, каким он был до взрывных работ.
Наверное экипажу чекстера повезло  быть первым из готовых к прохождению порога после изменения его конфигурации. Те, кто не решились, возможно  находились под впечатлением рассказов о нем в его прежнем виде.

В походах, на соревнованиях невольно приглядываются к новинкам. На Чаткале костромичи показали свои чалки и метательные концы используемые на страховках. Позже они получили названия «морковок». Их превосходность бийчане оценили и сразу использовали. Через год на Чуйских соревнованиях уже почти не было видно участников с бухтами и «колесами» страховочных веревок. А вот полиэтиленовые камеры для баллонов, на которых плавали костромичи не прижились, хлорвинил оказался более подходящим, хотя качество хозяйственной пленки оставляло желать лучшего.

На снимке показан момент прохождения первой ступени порога водопада (нижний справа -Радин ослабивший натяжение шлеи)

Мое участие в сплаве по Чаткалу могло не состояться по семейным обстоятельствам, но ребята настояли, сказав что будут ждать меня сколько могут в Янге-Базаре. Поэтому два дня им пришлось там знакомиться с окрестностями и водопадом.
Догонять группу пришлось самолетом до Ташкента, после ночевки в аэропорту были еще автобус до Джамбула, грузовик, ночевка под перевалом Кара-бура. Самосвалом на следующий день под вечер  удалось добраться до Янги-базара. Ехал с группой сплавщиков из Подмосковья и двумя добрейшими чабанами, пытавшимися поделиться со мной редким нечерствеющим хлебом.
Группа прибывшая раньше тем же путем на Чаткал, в его верховьях построила катамаран, два чекстера, сплавилась до Янги-Базара и стояла на лб .
В группе собрались бывшие байдарочники пересевшие на плот чекстер, классические плотовики, катамаранщиками в верховьях рек по необходимости становились все. Вопрос о прохождении водопада схоженным экипажем чекстера не вызывал особых сомнений. Были сомнения в другой части группы, поэтому решили особенно не рисковать и пройти  порог одним экипажем.
Дальнейший путь чередовался средними порогами, дождями, солнцем. Удивляло строение отрогов Тянь-Шаня: камни, глина (или лесс). Радовали удивительным запахом  ночные костры из сухого яблоневого плавника, заброшенные яблоневые сады на лб.
Были попытки рыбалки. Наблюдали в основном прыжки маринки на водопаде. Красивая, сильная рыба. Знакома еще со студенческих времен в вяленом, копченом виде. Но на Чаткале несмотря на то, что сдирали из ее нутра всю черную пленку, есть ее не хотелось, а уха из нее так и благоухала портянкой.
Было небольшое приключение в Беш-Аральском заповеднике. Любопытная пара из одного мвдэшника и местного товарища пытались оштрафовать за небольшое количество собранных нами грецких орехов «дыхнув им в карман». Но поговорив, как обычно в таких случаях, «кто-кого знает» они сначала снизили свои требования, а потом и вовсе не стали настаивать. А вот на  следующих за нами горьковчанах они похоже отыгрались. Договориться как и с нами им не удалось зато по слухам позже выставили в Горький большую претензию.
Сплав сначала решили закончить в эпицентре бывшего ташкентского землетрясения, но потом решили плыть до Червака. На подходе к нему возникло ощущение что мы оказались в большой ванне из которой на глазах вытекает вода.
По грязи выволокли на берег баллоны, разбили лагерь. Объелись, запаслись виноградом на громаднейших плантациях. С них непрерывно, в кузовах с прилипшими кусками бетона самосвалов, поступал этот виноград на вин завод.
В обратный путь отправились до Ташкента на автобусе охотно питаясь местными лепешками и виноградом. В Ташкенте провели полдня за лагманом и пивом, временами удивляясь местным обычаям. Следующие полдня занял Алайский рынок. Не обращая внимания на советы товарищей взял там у кореянки ее дорогую даже по тем временам приправу в небольшой упаковке для воды. Такие упаковки используются при взрывных работах в шахтах.
Вечером, закупив к немногочисленным  припасам гору знаменитых ташкентских ячменных лепешек, двинули на жд вокзал.
Там встретили Телегина с его большой группой. Они возвращались кажется из района Таласа. Удивила их спортивная подтянутость, экипировка и редкая свойственная столичным водникам иерархия в группе. У остальных и у нас все это как-то проще.
Уже в поезде, доев на границе Казахстана виноград, перешли на помидоры. Вот здесь ребята и оценили корейскую приправу. До Бийска ехали поглощая помидоры с корейской приправой и ташкентские лепешки.