Забытыми дорогами Кольского

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Хибины… Кто бы мог подумать два года назад, что для нас будет означать это слово, место, название! Перед глазами снова и снова встают не преодолённые броды и не пройденные маршруты. И какая-то всесокрушающая сила опять зовет туда, где простой обыватель увидит лишь серые холодные камни. Но именно эти холодные камни греют нам души сильнее, чем раскаленные пески Сахары!
 
Выезд на север

30 декабря 2015 года, мы закончили фильм о походе по Хибинам летом 2015 года на квадроцикле. Трудная работа позади, но что-то не дает нам покоя, мысли вновь и вновь уносят наше воображение в Хибины.

Хибины… Кто бы мог подумать два года назад, что для нас будет означать это слово, место, название!

Перед глазами снова и снова встают непреодолённые броды и не пройденные маршруты. И какая-то всесокрушающая сила опять зовет туда, где простой обыватель увидит лишь серые холодные камни. Но именно эти холодные камни греют нам души сильнее, чем раскаленные пески Сахары!

Так, под неодолимый зов Хибин, в наших сердцах, рождался план новых путешествий по забытым дорогам Кольского, но уже на машине.

Идея была очень простая – взять броды, которые не удалось взять в 2014 году и в 2015 годах, а так же пройтись по тем местам, где еще не были.

И вот этот торжественный день настал.

Сегодня суббота 16 июля 2016 года 10:30, мы вдвоем (мой сын Александр и Я), как и в прежние годы, едем в Хибины!

Всю зиму мы готовились к этому седьмому путешествию. Была приобретена лебедка и установлен шнорхель. Встречались мы и с нашими коллегами по автотуризму, бывавших в этих местах, как на машинах, так и на квадроциклах. Готовились карты, и собиралась всевозможного рода информация. В общем, постарались подготовиться настолько максимально, насколько это было для нас возможно.

Даже было подумано о туристическом жилье и быте. Так родилась мысль о раскладном доме, который бы в сложенном состоянии всегда находился в кузове нашего пикапа. А на стоянке в считанные минуты превращался бы в двух или даже в трехместный дом, усилием одного человека.

В итоге к моменту выезда наша Toyota Hilux стала отличаться от базовой комплектации следующими нюансами: Раскладной дом в кузове, наличие автолебедки с кронштейном, позволяющим установку ее как спереди, так и сзади, шнорхель и грязевая резина Йокогама Геолендер М\Т 31-10,5-15.

То есть, от базового варианта ее отличало только наличие шнорхеля и сложенный дом в кузове. 

Наши планы меняются

Итак, мы едем в Хибины. Под колесами нашего Хайлюкса звучит знакомая песня асфальта, и с каждым часом мы становимся все ближе и ближе к заветной цели нашего путешествия.

Еще в Москве, первая ночевка планировалась в известном нам по походам 2014 и 2015 года месте на реке Верхняя Куземка (95км по трассе М18 от указателя на Кемь, поворот налево, 2км вглубь леса). Вторая - уже в Хибинах. По дороге, ввиду некоторых непредвиденных обстоятельств, у нас стали появляться компромиссные варианты, относящиеся к выбору первой ночевки, куда мы приехали к 09:30 утра воскресенья 17 июля, проехав 1450км за 23часа. И как это ни странно, водитель, то есть я, ваш покорный слуга, чувствовал себя очень прекрасно. Причина такова отличного состояния, выяснялась очень просто и по нашему умозаключению заключалась в следующем: правильное питание, через каждые пять часов, леденцы, по дороге, постоянное общение со штурманом и короткая ночь. Мы же ведь ехали навстречу полярному дню.

Дождавшись экипажа Вадима (наш коллега автотурист по походам 2014 и 2015 года), выезжавшего из Ленинграда, нами было сделано предложение, после приема пищи продолжить движение до Хибин. В итоге, к 18:30, пройдя 1800 км одним махом, мы встали на первую ночевку на озере Щучьем.

Ужин приготовлен, и теперь можно спокойно поговорить о планах завтрашнего дня. Вадима и его экипаж, это особенно интересовало. И мы, насколько это было возможно, рассказали обо всех предстоящих возможных проблемах, на маршруте завтрашнего дня, а заодно и о планах последующих дней.

А выглядели они так – сначала, пройти по западному маршруту вокруг Хибин, взяв брод через р. Кунийок. Вернуться через ГОК АНОФ-2 снова в Хибины и встать на вторую ночевку примерно там же где были полеты в 2014 году.

Потом снова, как в 2015 г. пройти Умбозерский перевал, правда, теперь уже на Тойоте.

Но, не доходя брода через р. Тульйок, уйти к броду через р. Каскаснюнйок. Взять его и подняться, минуя озеро Академическое, на вершину горы г. Кукисвумчорр.

После преодоления подъема и фотосессии на вершине, спуститься примерно до высоты 500-700 метров и здесь в тундре где-нибудь поставить лагерь на 3–ю ночевку, если конечно будет позволять погода.

Далее на 4-й день взять брод через р. Тульйок, как это сделал наш французский коллега турист, путешествующий с нами по Умбозерскому перевалу в 2015 г.

После ГОКа Коашва, проехав через него, уйти на маршрут по дороге МВД в Панские тундры до 100-го км и там, в Панских тундрах, встать на 4-тую ночевку.

На следующий день из Панских тундр возвратиться к восточной стороне Умбозера и пройти вдоль него до Ревды.

Далее уйти в Ловозерские тундры и где-нибудь там встать на 5-ю ночевку.

Потом на п-ов Средний и Рыбачий, а на обратном пути домой, зайти на Терский берег, пособирать аметисты.

В итоге по нашим расчетам за 14 дней мы должны пройти этот маршрут.

Но в жизни, к сожалению, далеко не всем планам суждено сбываться.

Западный маршрут

Утро 18 июля, понедельник, оз. Щучье.

Проверяем в поясных сапогах маршрут преодоления брода и готовимся к выезду на западный маршрут. Вспоминаем как вчера вечером, пока мы ужинали, к озеру подъехала большая группа автотуристов на очень разнообразных машинах. Начиная от Nissan Patrol, навороченного по максимуму, и кончая, кроссовером Huyndai ix35. Посовещавшись между собой, водители различных машин начинали движение по разным траекториям преодоления брода. В итоге, к нашему великому удивлению, все машины без исключения, благополучно преодолели брод между озером Щучьим и озером Гольцовым. Теперь, после всего увиденного накануне, мы просто не имели никакого морального права на какой-нибудь неудачный вариант. Так, что в этом году, все эти броды между озерами Щучьим и Гольцовым, были уверено взяты. 

Теперь, впереди у нас было самое главное препятствие – брод, через реку Кунийок.

Пройдя известной нам по походу 2015 г. дорогой, подходим к реке. Течение в месте преодоления брода довольно сильное. Только с шестом, в который с усилием упираешься, можно реально пройти брод и определиться с траекторией движения. В общем, пройдя его туда и обратно, было принято решение штурмовать. 

В конечном счете, этот брод был успешно взят обоими экипажами. Единственная неудача, заключалась в потере нашей портативной радиостанции, упавшей в реку.

 Далее шло все очень прекрасно и совершенно не предвещало никаких трудностей. Мы весело катили по лесной дороге и единственно за, что переживали так это за потерянную радиостанцию. Так незаметно пролетели несколько километров отличной лесной дороги и вот мы уже находимся перед первым не очень сложным, но и не совсем простым дорожным препятствием.

Довольно не хилая ямка, а за ней огромные колеи и вдрызг разбитая, некогда прекрасная лесная дорожка. Перед нами небольшой ручей и невдалеке видим лагерь туристической пары. После непродолжительного общения, выясняется, впереди нас ждут первые испытания уже далеко не простой дорожкой. Оказывается здесь совсем недавно прошли совершенно серьезные оффроуд-соревнования, о чем нас информировала туристическая пара и фирменные ленточки-указатели привязанные по трассе на деревьях. Единственно в чем нам повезло, так это сухая погода и естественно уже подсохшие колеи. Чем мы конечно и воспользовались.

Так, что это первое препятствие, было довольно легко преодолено.

Дальше начинались первые болотца, естественно вперемежку с камнями и торфом. Вот на них Вадим и испытал работу своей лебедки, а заодно пришлось поработать и хай-джеком (домкратом). Дорога стала нам немного напоминать камни Умозерского перевала, но, в общем-то, это все было вполне приемлемо, за исключением одного места и в итоге не очень сильно напрягало.

 Так километр за километром не спеша достигли станции Имандра. Мы на Тойоте идем первым номером, за нами Вадим на Mitsubishi L-200 и держим связь по второму комплекту рации. На единственной дороге, ведущей к ст. Хибины, под завалом валежника, не предвещающего никаких проблем, налетаем на огромный валун. Проскакиваем его с ужасным треском и скрипом. Теперь все надежды только на карбоновую защиту. Останавливаемся и бросаемся под машину. Невероятно, но факт - к нашему великому удивлению, она здорово пострадала, но все-таки осталась цела и свою функцию защиты картера и коробки, выдержала на пять баллов. Это была, пожалуй, последняя, хотя и почти искусственная проверка на прочность. Дальше дорога становилась с каждым километром все легче и проще.

При подъезде к станции Хибины, появилась отличная телефонная связь, несмотря на то, что находились в глубине лесного массива, чем, конечно, мы и воспользовались, связавшись, очередной раз, с Москвой.

В итоге, примерно к двум часам подъехали к шлагбауму ГОКа АНОФ-2. Здесь нам пришлось немного подождать местную администрацию, которая ночью, в общем-то, отдыхает. Где-то в 4 часа утра нас пропустили в сопровождении автомобиля охраны через ГОК, и приблизительно через час, мы благополучно встали на ночевку. Место ночевки выбрали тоже, где стояли в 2015 г. и летали в 2014 г. Так закончился первый туристический день в Хибинах. Западный маршрут был пройден, вполне удачно и уверенно.

Хотя, справедливости ради, надо отметить: с не малым опозданием. Дальше наше путешествие, вследствие изменившихся планов у Вадима, проходило уже, как и в прежние годы, одним экипажем.

Умбозерский перевал

Сегодня вторник 19 июля. Утро, вполне приличная погода для продолжения путешествия, а мы еще все спим. Наш биоритм, начинает понемногу смещаться в сторону ночи, которой в июле здесь нет. В итоге к трем часам дня, хорошо отоспавшись, мы начали дальше свой поход.

Сегодня, как год и назад, нам предстоит пройти известный маршрут. Тогда в 2015 г. мы были на квадрике, а Бернар на 32-х летнем Landcruiser 40-й серии. Теперь мы одни на 3-х летнем пикапе Toyota Hilux. Что из этого выйдет – время покажет.

Проезжаем знакомые места выжженного леса, начинается подъем по известной дороге. Все идет пока по плану. Хотя уже совершенно ясно ощущается разница в прохождении сложных участков дороги на машине и на квадрике. Штурману Александру, выполняющему еще и обязанности кино-фото-оператора, практически всю дорогу, приходится идти, а иногда и бежать впереди машины, корректируя ее движение. В итоге добираемся до первого, далеко не очень сложного, конечно, по меркам Умбозерского перевала, рубежа - водопада.

Небольшая остановка на фотосессию и заправку проголодавшихся желудков. Перед нами первая водная преграда – озеро у водопада. С виду, по незнанию и отсутствию опыта, может показаться довольно сложным и глубоким. Некоторым автотуристам кажется, что уровень воды может быть больше или меньше.

На самом деле он летом стабилен. Проходим его, за ним сразу подъем, который по неопытности когда-то тоже казался не преодолимым. Дальше два озера. В том числе и то, что с камнем, который приходится обходить через воду, испытывая при этом неприятное ощущение, от вида бездонной синевы воды, уходящей за бортом твоего автомобиля. Еще чуть-чуть и мы, на вершине Умбозерского перевала. Но, нам-то совершено ясно, что самый сложный участок этого перевала, еще даже и не начинается, а ждет автотуриста, далеко впереди.

При всем этом, даже ожидаемые трудности, к преодолению которых мы готовились по воспоминаниям 2015 года, в 2016 году, окажутся несоизмеримо большими, как по своему количеству, так и по трудности прохождения, в каждом отдельном случае. И эта непредвиденная ситуация, кардинальным образом изменит все наши планы, на все оставшиеся дни.

Но сейчас, находясь на вершине Умбозерского перевала, мы не могли знать, как могла измениться обстановка на том маршруте, сложность которого, как нам казалось, мы отлично знаем. И совершенно не представляя того, что нас в действительности ожидает через несколько часов, планировали уже сегодня дойти до брода через реку Каскаснюнйок и подняться на вершину горы Кукисвумчорр. То есть на высоту 1150м. После этого спуститься до высоты 500-700м и где-нибудь в тундре сделать ночевку.

 Ничего этого, не подозревая, в прекрасном настроении заканчиваем спуск с Умбозерского перевала по руслам рек. Вспоминаем то место, где Бернар, приложился правым бортом своего Landcruiser и уже при входе в лесную болотистую низину, я просто перестаю узнавать дорогу.

С этого момента с каждой минутой, все больше и больше, становится очевидная, несостоятельность наших планов. Это была совсем другая дорога, если ее конечно можно было вообще так назвать. Она совершенно была не похожа на ту, которую мы ожидали увидеть, по воспоминаниям 2015 года.

 Правда, ради справедливости надо признаться, это ощущение, наверняка усугублялось еще и тем, что теперь мы на нее смотрели из кабины автомобиля. А в 2015 году прошли ее, сидя на квадроцикле. А это, конечно, совсем разные вещи. На машине в стандартном исполнении, чтобы не сидеть в каждой луже, нам приходилось чуть ли не через каждые сто метров, обоим выходить и решать, как и по какой траектории ехать дальше. При этом штурман, он же кино- и фото-оператор, вообще практически не ехал в машине, а шел пешком, или стоял на подножке, постоянно спрыгивая на ходу, для координирования движения и киносъёмки.

Правда, несмотря на все эти трудности, мы все-таки удачно прошли те места, где в 2015 году нам пришлось немало поработать ручной лебедкой, вытаскивая тойоту Бернара из болота.

Но стоило нам это, далеко не малых сил и затрат времени. Не раз пришлось помахать топориком, да и бензопила оказалась не лишней. Так, что попотели здесь, изрядно! Примерно к часу ночи, которой естественно нет, проехав за 10 часов всего 28 километров, но далеко не простых, мы здорово устали. Принимается решение встать на ночевку, здесь где-нибудь в лесу, на первой попавшейся хорошей площадке.

Довольно быстро определились с красивым и удобным местом. А дальше, имея разборный дом в кузове, как говорится уже - дело техники. Через пять минут после остановки все, что связанно с жильем, было сделано. Теперь, осталось только приготовить ужин, и можно будет, наконец, отдохнуть и расслабится у костра. К прекрасному меню на ужин добавилась еще и гитара, которую Александр взял с собой в этот поход. И сейчас, в умелых руках, она оказалась, как никогда кстати!

Так, под приятные мелодии гитары, заканчивался первый день на перевале. День, который нам принес первые серьезные трудности и неожиданности. День, с которого начались меняться все наши планы. Мы опять легли спать в четвертом часу ночи, совершенно не представляя, что нас ожидает завтра, и будет ли вообще, суждено свершится нашим планам. 
Горное плато Кукисвумчорр

20 июля, среда. Подъем, по известной причине, получился опять поздновато, примерно в 15:30. Сегодня наши планы выглядят так: дойти до брода через реку Каскаснюнйок. С взятием брода, проблем теоретически, быть не должно. Далее начинается подъем на гору Кукисвумчор. На карте, существует что-то похожее на дорогу. Имеются, и туристические отчеты, о взятии этой вершины, правда, не одним экипажем, а четырьмя на УАЗах. Маршрут восхождения будет проходить мимо озера Академического. Если все получится, как запланировано, после подъема на вершину спускаемся в тундру и встаем на ночевку.

Итак, в 16:50 начинается наш 5-й день путешествия и 3-й в Хибинах, мы покидаем место ночевки. Снова под колесами нашего Hilux, огромные валуны вперемежку с торфяной жижей. Ко всему этому добавляются многочисленные ямы, наполненные по колено и выше водой. Но и это далеко не полый перечень всевозможных препятствий, которые постоянно встречаются на пути автотуриста, избравшего для удовлетворения амбиций путешественника именно Хибины. Здесь как в классической формуле жизни - каждый выбирает себе маршрут по способностям и получает в результате на финише то, что заработал своим трудом. Хорошо это или плохо зависит от многих причин, но одно точно и абсолютно не требует доказательств – это воспоминания об этих, далеко не легких моментах похода, которые всегда будут отдавать в душе приятным бальзамом, согревающим сердце путешественника, пока оно бьется и зовет к новым и новым путешествиям. Да, пессимистам в Хибинах делать нечего, зато для сумасшедших оптимистов и авантюристов здесь раздолье. Поэтому мы продолжаем упорно месить торф и камни, лужи грязь и косогоры, но метр за метром продвигаться все-таки вперед. 

В итоге к 19:45, после трех часов борьбы с бездорожьем, мы подъезжаем к броду через реку Каскаснюнйок. В том, 2015 году, он нам казался более серьезным. Сейчас на нас больше произвел впечатление спуск к реке, чем сам брод. Но все-таки расслабляться не стоит, в Хибинах это очень чревато большими неприятностями. Так, что вытаскиваем поясные сапоги и промеряем брод по мнимой траектории движения. Возвращаемся на берег и приходим к выводу, никаких проблем не должно быть. В итоге в 20:10 брод взят.

Теперь у нас только одна дорога, ведущая к вершине г. Кукисвумчорр. Начинается подъем. Здесь в лесной зоне он кроме приятных ассоциаций, связанных с прекрасными горными пейзажами, больше никаких эмоций не вызывает. Дорога действительно очень красивая. А вот и первый туристический лагерь. Это примерно на высоте 300-400м., еще лесной зоны, но уже карликового леса. Немного пообщавшись с пешими туристами, едем дальше.

Пока нам невероятно везет с погодой. По сравнению с прошлым годом, когда мы молились на небо, и каждый день мечтали о солнце, которое было скрыто от нас плотными облаками. В этом году, мы даже можем позволить себе в разгаре дня, по настоящему, загорать! В прошлом, 2015 году, весь наш поход, ртутный столбик термометра, с трудом доходил до отметки всего 10-12градусов. А ночью температура опускалась до нуля градусов. И все это в один и тот же период – середина июля.

Единственное, что огорчало, так это отсутствие в нашем арсенале авиации, как в 2014году. Особенно это было горько ощущать, когда мы поднялись до высоты 500м. Перед нашим взором открылась ровная как стол тундра, светило солнце, на небе ни облачка и практически полный штиль. Это были просто идеальные условия для полетов. Могла бы получиться потрясающая видеосъемка, а у нас не на чем летать. Что поделаешь, несчастный случай - за два дня до выезда, и вся авиация сгорела. Так, что в этом году, авиасъемок не будет.

Подымаемся дальше. В 22:30 мы уже на траверзе озера Академического.

Солнце светит на уровне наших глаз и нам уже совсем не жарко. Подходим к обрыву, перед нашим взором, далеко внизу открывается красивый вид на это горное озеро, а нам еще подыматься и подыматься. Начинают подкрадываться нехорошие вопросы и мысли – а реально ли все-таки сегодня нам подняться к вершине на автомобиле, одним экипажем. Небольшое совещание и мы снова карабкаемся наверх. В машине включено все: понижающая и все блокировки. Удивительно, но Hilux довольно уверенно карабкается вверх, при этом все работает идеально и абсолютно никаких признаков технических сбоев.

В общем, через час в 23:40 мы были на вершине плато горы Кукисвумчорр. Это было конечно потрясающее и незабываемое зрелище. Еще ни разу в своей жизни, мы, вот так в одиночку на машине, никогда не поднимались так высоко и именно по такой осыпи. Над нами было небо полярного дня, подсвечиваемое фантастическими красками солнца, медленно катящегося по горизонту. На противоположной части небосвода висела луна. Мы смотрели на небо, и у нас возникало ощущение нахождения в каком- то огромном планетарии. Здесь уже не было абсолютно никакой растительности, только голые камни различной величины, кое-где покрытые лишайниками. Горизонт резко обрывался на границе плато и там, далеко в сизой дымке и золоте скользящих по горизонту лучей солнца, мы видели границы Кировска и синеву многочисленных озер окружавших Хибины. Стоя на самой высокой точке этого плато, невольно ловили себя на мысли, что может быть прекрасней, чем иметь возможность с высоты 1150м любоваться прекрасной панорамой Умбозера, по восточному берегу, которого нам еще только предстояло пройти, конечно же, видеть Имандру и совсем недавно пройденный западный маршрут. От сюда можно было увидеть и пик Марченко, на который Александр не стал подыматься со мной в 2015году. Теперь на него можно было смотреть, формально сверху вниз.

Единственное, что нас немного отрезвляло от этой сказочной эйфории, так это только заметное ощущение нарастающей прохлады и одиночества. Здесь, на вершине плато, сейчас мы были действительно в абсолютном одиночестве, при этом ничем и ни как не защищены. Прохладный ветерок, свободно гуляющий по совершенно открытому плато, в любой момент мог превратиться в ураганный вихрь. И вот тогда бы у нас было бы очень много проблем. Так, что время пребывания на плато, ограничивалось объективным пониманием метеорологической обстановки местности в которой мы пребывали.

Фотосессия и прогулки по плато заняли у нас около трех часов. Оставаться на ночевку здесь было рискованно, мы попили чайку, немного перекусили, и начали спуск. Может быть, к этому времени мы уже приобрели некоторый опыт горных путешествий, не знаю, но спуск до высоты тундровой растительности, т.е. до высоты примерно 600 метров, занял у нас час сорок. И в 04:40 мы уже сидели за туристическим столом перед своим домом на колесах. Вот теперь у нас есть возможность, с чувством исполненного долга, отметить нашу маленькую, но победу. Ужин, естественно, прошел на высоте, в полном и переносном смысле этого слова.

Так закончился наш 5-й день путешествия и 3-й в Хибинах. Хотя на самом деле, уже давно начался 6-ой и четвертый, непосредственно в Хибинах.

Умбозеро

Четвертый день в Хибинах начался очень прекрасно, правда, не очень обычно для Хибин. Дело в том, что, несмотря на поздний отбой, проснулись мы довольно таки рано. И совсем не от того что нам не хотелось спать. Просто жара в нашем домике была невыносимая. Открываем глаза и ничего не понимаем, солнце печет, так, как будто мы находимся не в Хибинах, а где-нибудь в Крыму на Ай-Петри.

Открываем дверь нашего домика, и перед нашим взором, в сказочных лучах солнца, открывается красивейшая панорама гор. Так возникает приятная, но необычная дилемма. Продолжать отсыпаться или нет. Спать-то хочется, но как спать при такой жаре. Вот в чем вопрос. Саше, как более жаростойкому, было проще. Он быстро вытащил из домика пенку, матрас, бросил их на мох, и продолжал беззаботно спать под открытым небом и палящим солнцем Хибинских гор, как ни в чем не бывало. Мне же хотелось найти тень, но конечно, сами понимаете, не под машиной. Единственное подходящее место, где можно было спрятаться от лучей палящего солнца, оказалось только у порога, в полном смысле этого слова, нашего автомобиля. Вот так, очень необычно для Хибин, заканчивалась ночевка в горах на открытом плато.

Вскоре солнышко вышло из-за машины, жара для меня стала совсем невыносимая, и мне пришлось заняться приготовлением завтрака, а в 16:12 хорошо отдохнув и подкрепившись, тронулись дальше. Нам еще предстояли не малые трудности на маршруте, но к ним мы уже были морально и физически готовы. Конечно, было жалко потерянный целый день на непредвиденные сложности после спуска в лесную и болотистую низину, но зато мы могли гордиться удачным подъемом на плато Кукисвумчорр. А это - заметно согревало нам душу и прибавляло бодрости на маршруте.

Сегодня в наших планах выйти к Умбозеру, и попытаться пройти к Ревде с западной стороны Умбозера. В 2015 году мы не смогли пройти по этому маршруту. Теперь мы на автомобиле, а не на квадрике, но зато опять одним экипажем. А это, как вы сами понимаете, играет очень важную роль.

Снова, как и в 2015 г., подъезжаем к броду через устье реки Майвальтайок. Прохожу его в поясных сапогах и иду вдоль берега к лодке рыбака, виднеющейся вдалеке. Из общения с местным рыбаком, выясняется не очень приятная информация. Он подтверждает, проходят этим маршрутом на машинах до Ревды, но как минимум двумя экипажами и, как правило, с не стандартной подготовкой. А одним экипажем и всего лишь на 31ой резине – он не встречал ни разу.

Возвращаюсь обратно к машине. Небольшое совещание и принимается решение, не очень приятное, но зато, наверное, все-таки правильное. Ставить лагерь, а утром через брод на реке Тульйок, уходить к ГОКу Коашва. В итоге, как и в прошлом году, мы здесь на берегу Умбозера встали на ночевку, только не в четвертом часу ночи, а в 22:30. Вот так, за ужином, совершенно без всяких приключений, закончился 4-й день в Хибинах. 
Цена моей небрежности

Уже шел пятый день непосредственного путешествия по Хибинам и седьмой от выезда из Москвы, а мы все топчемся вокруг и около Умбозерского перевала и западного берега Умбозера. А ведь согласно, наших планов, мы сейчас уже должны бы быть где-нибудь в Панских тундрах. Да, нам здорово не везет на маршруте, зато опять везет с погодой. Над нами прекрасное голубое небо и теплое солнце. По Хибинским стандартам - даже жаркое.

Вот с таким, приподнятым настроением, отличной погодой, в 14:30 мы выходим сегодня на маршрут. Несколько километров известной дороги, а дальше брод через реку Тульйок.

В прошлом году, мы его не стали брать на квадрике. А Бернар на Тойоте, его успешно взял. Теперь в этом году очередь за нами.

Здесь, многим автотуристам, может показаться, что мы чересчур много и не по заслугам уделяем ему время. И слишком сильно усложняем процесс, прохождение этого, довольно рядового брода.

Да действительно, он самый обычный и не очень сложный. Через р. Кунийок, пожалуй, был посложнее. Правда, на Кунийоке мы, как и многие наши коллеги автотуристы, были не одни. В готовности был второй экипаж на L-200. Хотя нам и не потребовалась его помощь, но в морально психологическом плане мы были все-таки более уверенны и спокойны. Здесь же, мы были уже совсем одни. Недооценка брода и всей этой ситуации, стала для нас в дальнейшем, причиной больших моральных и физических неприятностей.

Итак, мы подъезжаем к броду через реку Тульйок. Надев поясные сапоги, и легко пройдя брод, возвращаюсь и небрежно заявляю – Ничего сложного, течение не соизмеримо меньше чем через Кунийок. Так что ничего особенного не вижу:  «Слишком высоко мы оценивали сложность его прохождения!». Сажусь в машину, а Саша переходит на противоположный берег и готовится снимать преодоление этого несложного брода.

Все идет нормально, за бортом, как и положено, бурлит быстрый поток воды. А между тем, траектория движения немного смещается по потоку. Но меня это не очень пугает, на Кунийоке куда было страшнее, и ничего. Остается всего 2-3 метра до берега и машина начинает буксовать в песке. С каждой секундой начинаю понимать, что надо прекращать буксовку, иначе можно провалиться и сесть еще глубже. Остается только одно – доставать из кузова лебедку, вставлять ее в передний бампер и делать это как можно быстрее.

В итоге мы оба купаемся по пояс в воде. Естественно ее не миновал и салон. Ситуация осложнилась еще и тем, что не удается сразу установить лебедку в свои места крепления под бампером. В общем, минут через, 15 мы все-таки установили лебедку на свое место, хотя и не совсем удачно. Не скрою, эти 15 минут отняли у нас немало нервных клеток и надо признаться, главным образом по моей вине. Но вот, наконец, лебедка хоть и не совсем правильно, но все-таки стоит. Теперь вся надежда только на нее. И она, нас, в отличие от меня, в трудную минуту, не подвела. Через две минуты мы были на берегу.

Отъезжаем несколько метров и останавливаемся. Теперь, надо как можно быстрее устранить, все возможные негативные последствия, преодоления такого простого брода. Забегая вперед, могу сказать следующее: по иронии судьбы на следующий день, нам предстояло снова его брать. Но сейчас нам было не до того.

Нас волновало только несколько вопросов. Осталась ли в рабочем состоянии камера GoPro, объектив и ноутбук. Через 3 часа мы подсохли, GoPro заработала, а вот ноутбук и объектив шансов на жизнь, практически не оставляли совсем. В очень грустном и подавленном настроении, еще через час сушки, в 18:14, мы двинулись дальше.

Теперь возникла еще одна проблема. Неизвестно как поведет себя преобразователь напряжения, используемый для зарядки аккумуляторов, если и он прикажет долго жить, то через час полтора мы останемся полностью без видео и фотоаппаратуры. Впереди у нас по дороге еще небольшие броды, а дальше вполне приличный лес с местом для стоянки и ночевки, чем мы конечно и воспользовались.

Ставим лагерь и принимаем все возможные меры для окончательной просушки вещей и аппаратуры, естественно, на столько на сколько это для нас возможно, благо с погодой нам везет. Это – пожалуй, единственное, с чем нам в этом году, просто, невероятно везет! Хотя, понятие это, на мой взгляд, очень субъективное, и зависит от очень многих факторов, в том числе во многом лично и от себя самого. Но, так или иначе, вешать нос нельзя. Тем более что остается, хотя и очень маленькая, но все-таки надежда на благополучный исход в отношении жизни ноутбука и объектива. Вот так, с надеждой в душе на благополучный исход, мы засыпали в нашем домике на колесах, прощаясь, с пятым очень грустным и далеко не легким днем нашего путешествия. 
Возвращение на базу КСС

Утро 6-ого дня путешествия было просто прекрасным. Идеальные условия для путешествия, тепло, даже жарко, а у нас, проблема на проблеме. Хорошо подсохнув за ночь, собираемся ехать в сторону ГОКа Коашва, с надеждой, что теперь все наши проблемы заканчиваются.

До ГОКа Коашва дорога просто идеальная. Отлично укатанный грейдер, позволяет просто лететь и наслаждаться прекрасной дорогой. Удивляет один только вопрос, зачем из Апатитов делать такую прекрасную дорогу в никуда. Ведь по такой дороге может отлично ехать любой лимузин и все это лишь для того, что бы упереться в эти броды и вернуться обратно? Очень конечно странно. С начала она живописно петляет по лесу, потом спускается к берегу Умбозера. И вот, наконец, кое-что проясняется. Хорошая дорога завалена мусором, а плохая предлагается к движению по ней. Объезжаем этот мусор и выезжаем к каким-то строящимся барским хоромам. Кому они конечно принадлежат нам неизвестно, но все это как-то нас настораживает. Здесь все имеется: и автономное электричество и все самые современные условия быта, естественно и охрана.

Едем дальше. Не перестаем поражаться отхваченным – как сейчас говорят «прихватизированным» шикарным местечком. Не доезжая до ГОКа Коашва, много снимаем на фото и видео. Здесь все так красиво и прекрасно, что просто невозможно проехать и ничего не снять, только слепой не увидит этой красоты и не захочет все это запечатлеть на память.

Отличный грейдер приводит к шлагбауму ГОКа Коашва.

Здесь наступает для нас трагический момент. В это даже невозможно поверить, но факт остается фактом. Еще когда мы были на пути к КПП ГОКа Коашва, Саша выразил возможное опасение, на запрет по поводу проезда через ГОК. На что я выразил категорическое возмущение и просто неверие в абсолютно абсурдное предположение, апеллируя к элементарному здравому смыслу. Тем более что ГОК всегда, в том числе и в том году, пропускал автотуристов приходивших со стороны Умбозерского перевала, без всяких проблем. Да это и не удивительно, что это – сов секретный объект что ли, что бы из этого делать какую-нибудь проблему?! А потом, каждый нормальный человек, если он конечно нормальный, а не какая-нибудь скотина, должен отлично понимать: Люди прошли с такими трудностями, такой сложный маршрут, зачем же их просто так из принципа возвращать обратно, апеллируя только к тому, что – это, мол, моя дорога - кого хочу того и пропускаю.

Но, так или иначе, все наши объяснения и даже просто мольбы, обращенные к обыкновенному человеческому пониманию ситуации, были напрасны. Мы были просто поражены, таким диким цинизмом и просто элементарным скотством, ведь люди, идущие на этот маршрут естественно не могут знать, что их здесь ждет возврат. Все автотуристы, уходящие на этот маршрут, всегда обратно возвращались через Коашву.

Но делать нечего и мы возвращаемся обратно. Единственное, что хоть чуть – чуть облегчает ситуацию, так это достоверное знание сложности дороги и брода через р. Тульйок. Да, это конечно верно, но ведь есть некоторые участки дороги, которые в обратную сторону, уже не позволят проехать той же траекторией движения, и нам снова придется активно искать способы их преодоления.

Так оно и получилось. Брод через р. Тульйок мы взяли легко. Правда в этот раз отнеслись к нему уже на полном серьезе, и при прохождении его, я точно следовал траектории прохождения его в сапогах. А дальше пошло, все, так как и предполагалось.

Подъезжаем к месту, не представляющего из себя ничего особенного. Всего лишь на всего, крутой спуск через яму, которую мы проехали, абсолютно без проблем. Теперь это был уже не крутой спуск, а крутой подъем, из ямы, да еще и с поворотом по скользкой грязи. В итоге, после нескольких попыток, это препятствие было взято, но цена его прохождения - оторванный передний левый расширитель крыла.

Дальше тоже все было не просто. Там где мы буксовали и потеряли задний левый брызговик, теперь, двигаясь в обратную сторону по другой траектории сели и пришлось поработать лебедкой. Правда и в этот раз, лебедка нас не подвела, еще раз доказав свою надежность и необходимость в таких путешествиях на все 100%. Здесь же, как бы в насмешку, пока выбирали траекторию движения, нашли в грязи, потерянный свой брызговик.

В общем, не мало, нам еще выпало мучений в лесной болотистой низине, особенно на выходе из нее. Особенно долго пришлось обдумывать траекторию движения в том месте, где сидел Бернар на своей Тойоте в 2015 году. Тогда он с оптимизмом отметил достаточное количество больших деревьев, пригодных для работы лебедкой. Сейчас нас это совсем не устраивало, потому как все варианты были в глубоких колеях, совершенно нереальных для очередного их использования, в том числе и траектория, по которой мы проехали сюда. Там где сидел Бернар, была вообще просто торфяная жижа, и следы от ГТСки. А она вообще-то, может даже просто плавать! Это обстоятельство нас очень здорово озадачило. Практически не оставалось места, для нового варианта прохождения этого участка маршрута. Пришлось немало побегать по мягкому торфяному грунту, вперемежку с камнями, пока все-таки не была найдена подходящая траектория движения. Да и она была на пределе реальной проходимости. Но выбора больше, все равно не было. Осталось только собраться с мыслями, сконцентрировать все свои способности и … во что бы то ни стало взять этот рубеж.

На пределе наших возможностей, он все-таки был взят.

Дальше дорога была, конечно, не простая, но прохождение ее уже было только делом времени. Мы шли по известной нам реке, только теперь уже против течения, это были уже хорошо знакомые для нас места, броды, каменистые подъемы и спуски. Все это много раз нами уже проходилось, и теперь с каждым пройденным метром, каждой минутой мы ощущали сладость маленькой, но все-таки победы. 

К часу ночи прошли озеро у водопада. А это уже означало, что впереди у нас остался только один и последний сложный участок с большими камнями. Аккуратно проходим камни, остаются считанные километры совсем простой дороги, конечно, по меркам Умозеоского перевала.

В 02:23 мы проезжаем базу КСС и в половине третьего ставим лагерь. Так, в этом 2016 году, закончились наши путешествия по Умозерскому перевалу на автомашине Toyota Hilux.

В заключение этой главы остается только добавить одно – на своем пути мы встретились со многими проблемами, нам было часто очень трудно, но нам будет что вспомнить. Такие маршруты, не забываются никогда. О таких путешествиях можно будет всегда с гордостью вспоминать, рассказывать знакомым и близким. Если конечно они только относятся к соответствующей категории людей.

Дорога в Панские тундры

Утро 24 июля, в 11:22 мы покидаем нашу стоянку, не далеко от базы КСС, где стояли и в прошлом 2015 году. На душе и грустно и радостно. Грустно потому, что неизвестно, когда снова появится возможность здесь побывать. Да и будет ли вообще такая возможность. А радостно, потому, что мы сегодня начинаем открывать для себя новые места Кольского – Панские тундры.

Теперь, что бы попасть туда, нам нужно возвратиться в Кировск. Здесь мы пополнили запас продуктов, купили дополнительные флешки, звоним домой, заправляем полный бак солярки и со спокойной душой едем на встречу новой, еще совсем неизвестной нам дороге. Дороге в Панские тундры.

Вообще-то эта дорога имеет совсем другое название. Когда-то, в начале 50х, ее строили под управлением МВД. После 1953 г. на 100-м километре стройка была прекращена и заброшена. Панские же тундры начинаются где-то на траверзе 100-го км справа по ходу движения. Вот туда мы и стремимся сегодня добраться на нашей Тойоте.

От Кировска до пос. Октябрьский (иногда это место называют – просто 45-й км) обычный асфальт, а дальше уже идет грунтовка. На грунтовке мы были примерно в половине четвертого. Задержались в Кировске, по вышеизложенным делам. А теперь еще и на обед, пора было делать остановку. В общем, решили не гнать лошадей, как говорится: война войной, а обед… святое и очень важное дело! Тем более ночи – то здесь настоящей ведь все равно нет. Поэтому и время, нас не очень-то волновало.

В начале, по дороге, изредка встречаются машины, все это конечно местные уазики в разных вариациях. Кое - где, даже были видны следы каких – то легковушек. И это несмотря на то, что мы уже в некоторых лужах чиркали брюхом. Видимо местные на этой дороге знают каждый камешек, каждую лужу, как свои пять пальцев. Проезжаем развилку, налево - Ревда, а нам - прямо, в Панские тундры. Дорога между тем становится все хуже и хуже. 

Начинают появляться и длиннющие лужи со сгнившей гатью. И все бы ничего, если бы не останки бревен лежащих под водой, в любой момент готовых торпедировать ваш автомобиль.

Это были останки первого ряда гати, который укладывался в середине прошлого века. Теперь, спустя почти 70 лет, они превращаются на нашем пути чуть ли не в самые опасные и сложные препятствия, добавляясь, ко всем остальным природным. Проходит еще немного времени и нашим постоянным и единственным спутником здесь, остаются только следы, от колес Газ–66 или чем-то в этом роде.

Так преодолевая лужу за лужей, с постоянным промером и прощупыванием мы довольно медленно, но все- таки двигаемся вперед к нашей цели. Проезжаем, почти полностью сгнившие бараки, некогда проживавших в них и работавших здесь людей.

Подъезжаем к 82-му километру. Вокруг ни души. Непроизвольно я произношу фразу – медведям здесь, наверное, раздолье, никто их здесь не тревожит. Чем они тут питаются, вокруг одни болота? Безоружными туристами, вроде нас – быстро был с юмором предложен ответ Александром.

Дорога становится с каждым километром все хуже и хуже. Вечереет, все чаще и чаще появляются глубокие колеи, но уже в глинистой почве. В них, конечно, не утонешь, но выходить из них желательно при дневном освещении. А проходить их в разгончик, с накатом, в сумерках, когда солнце светит вдоль горизонта и ни черта не видно, очень рискованно. Так очень даже запросто, можно налететь на камень. А их здесь, как и везде на Кольском, предостаточно.

Конечно, мы не забыли, про имеющуюся у нас лебедку, и в критической ситуации, думаю, вытащили бы машину. Но заниматься этим делом здесь, в одиночку, вечером, под нестерпимый комариный вой!? Но самое главное, мы не знали точно, как выглядит место поворота в Панские тундры. Возможно, оно уже где-то было, а может быть еще где-нибудь впереди. А может быть, вообще, мы упремся в 100км и дальше только на Урале-375 или Газ-66 можно будет идти. Следы - то только от них мы видим, да если бы только следы. А то еще и их совсем не маленькие колеи.

Правда, надо признаться, на словах, мне говорили, что дорога в Панские тундры все-таки есть и вполне приличная. В общем, стал назревать серьезный вопрос, как у Шекспира - «Быть или не быть» - нам сегодня на 100-м км и вообще, насколько реально одним экипажем добраться до Панских тундр. С одной стороны нам очень хотелось идти дальше, а с другой, ни карта, ни навигатор ничего конкретного не показывали. Памятуя свою небрежность и невнимательность, на известном броде, и вообще что хотите, вплоть до авантюризма. Мною было сделано предложение: в этом походе, уже достаточно было испытаний судьбы и автомобиля, прекратить упираться во что бы - то ни стало, возвращаться к Умбозеру и идти вдоль него до Ревды. В итоге, подумав, решаем все - таки возвращаться к Умбозеру.

Жалко конечно, что не дошли до сотого километра и не проехали в Панские тундры, но в жизни бывают и более серьезные огорчения, а жизнь на этом не кончается, тем более что до Умбозера, в обратную сторону, у нас под колесами будет вовсе не асфальт. А та же, далеко не простая дорога, только теперь уже в сумерках.

Ко всему еще добавляется неприятная ситуация с солнцем. Когда мы ехали сюда, оно нам хоть и не помогало, но и не доставляло неприятности, находясь за нашими спинами. Теперь же оно, всю дорогу, на которой в изобилии камней луж и топляков, будет лупить, прямо в глаза, пока совсем не скроется за горизонтом. Так, что мало не покажется. 

Но, так или иначе, а до Умбозера мы добрались без приключений. А вот дорога вдоль Умбозера оказалась не очень простая. И времени мы на ней потратили не мало. Конечно, это хорошо, что можно было время от времени подстраховываться разобранным железнодорожным полотном со шпалами. Но езда по шпалам, пусть даже почти на половину, засыпанным песком – это удовольствие не для слабонервных. Скорость здесь реально можно было поддерживать в пределах 6км/ч. Возможно - это связано просто с длиной нашей колесной базы. Мы точно попадали передними и задними колесами или на шпалы, или между шпал. Так, что пользоваться этой палочкой выручалочкой, нам очень не хотелось. Хотя, как бы то ни было, она нас все равно время от времени выручала.

К половине третьего ночи мы добрались до моста через р. Кица. Здесь у моста, было решено встать на ночевку. Благо домик на колесах, позволял нам это сделать, практически в любом месте. Единственно выполняемое условие – это только выровнять по горизонту машину. Собирался он очень быстро и предоставлял шикарный туристический комфорт. Быстро готовится ужин, прямо в самом доме, а через час наши бренные тела уже были погружены в царство сна.

Восточный берег Умбозера

Сегодня 25 июля 12:30 мы покидаем стоянку на реке Кица и продолжаем наше путешествие по восточному берегу Умбозера.

Кицу здесь можно переехать на выбор. Старым автомобильным полусгнившим мостом, или бетонным, пока еще не сломанным, от бывшей железной дороги. Мы выбрали второй вариант, как несравнимо более надежный.

Дальше можно двигаться всю дорогу двумя путями. Если шпалы Вас не нервируют и не вышибают из Вас и Вашего верного коня все силы - тогда Ваша дорога полностью совпадает с полотном бывшей железной. Мы же выбрали, разбитую грунтовку с камнями и лужами, но все – таки автомобильную. Тем более, что на ней все-таки попадались места, где можно было ехать со скоростью хотя бы до 20 км/ч. А уж про романтику и говорить нечего, естественно не сравнима с ездой по шпальному костотрясу. Правда, временами, нам всё равно приходилось выезжать на шпалы и некоторое расстояние ехать именно по ним.

Примерно к часу дня, мы были на дороге в том месте, где она идет почти по берегу Умбозера. Время обеденное, впереди съезд прямо к озеру. Отличное место для стоянки, знать бы раньше, здесь можно было бы встать и на ночевку. А для рыбака, и рыбалка могла бы получиться шикарной. Местные рыбаки, говорили, в это время отлично идет сиг. Мы же этим местом воспользовались лишь только для обеда, а заодно и искупались в кристально чистой воде. Температура водички, правда, была бодрящая. Так, что понятие купание, конечно условное. 

В 14:14, мы снова были в дороге. Конечно, это не Умбозерский перевал и не дорога к 100-му километру, но здесь тоже было немало бродов. Были и сгнившие гати, как на дороге МВД. И конечно лужи.

Их, само собой разумеется, здесь было несметное множество и конечно все они с камнями самого разнообразного калибра. Так, что скорость движения сами понимаете, была не большая. Но, я все-таки повторюсь, мы предпочли ехать не по шпалам, а именно по грунтовке.

В итоге к 22 часам в лучах заходящего солнца, снова перед нашим взором открывается красивая панорама Умбозера с прекрасным пляжем. Глядя на карту, да и на пляж, не трудно было догадаться, это место часто посещаемо отдыхающими жителями Ревды. Да и сама Ревда уже совсем не далеко. Выбора особенного у нас здесь не было, поэтому быстро развернули наш дом на колесах в удобное положение и занялись ужином. Вот так, можно считать, и закончили мы маршрут по восточной стороне Умбозера.

Дорога в облака

26 июля в 11:50 покидаем место ночевки на пляже Умбозера.

Выезжаем на известную нам дорогу и решаем подняться к месту заброшенной горно-обогатительной фабрики.

И здесь нас просто поражает увиденная панорама разрухи. Вспоминаются слова героя какого-то фильма об ужасах войны: «и стоило столько убивать своих и наших людей, что бы потом вот так отдать на разрушение «новым русским» все, что с таким трудом было создано советским народом». Здесь было такое ощущение, будто мы находимся на студии Мосфильма во время съемок о последствиях нашествия коричневой чумы.

Но мы были, к сожалению, не на съемках, и все что здесь видели наши глаза, было живой реальностью современной Российской действительности. Единственное, что здесь осталось красивым, так это прекрасный вид с высоты птичьего полета на Умбозеро. К счастью, его еще не в силах испоганить, нынешним поклонникам нового порядка.

Теперь наш путь лежит к г. Ревда. До него максимум час езды. Не успели оглянуться, как под колесами нашей Тойоты зашуршал серый асфальт улиц Ревды.

В этом городе есть очень интересный памятник, посвященный годам и героям прошедшей войны с фашизмом. Очень приятно, что есть еще люди, которым не изменяет память. Которые еще не забыли и помнят, кому и чем обязано нынешнее поколение. В районе реки Воронья был найден и восстановлен на Ловозерском ГОКе советский истребитель (Харрикейн, поставлявшийся англичанами по ленд-лизу). В 1989г. восстановленный самолет, той страшной и безжалостной войны, замер в стремительном миге полета, на площади г. Ревды.

Дальше наш путь лежал к перевалу геологов. Погода, как и во все предыдущие дни нашего путешествия по Хибинам, была отличная. Все прекрасно располагало к удачному подъему на перевал Геологов и соответствующую гору.

Но в Хибинах все может меняться очень быстро. И здесь на подъеме, нам как раз и не повезло. Еще при подъезде к нему облака начали спускать с все ниже и ниже, а уже где-то в середине его мы видели перед собой расстояние не более 50-100 метров.

Останавливаемся и решаем, что делать? И вдруг из тумана появляется свет фар, слышим рокот дизеля. Ждем, когда из тумана ясно прорисуется облик коллеги автотуриста. И каково же наше было удивление, когда к нам подъехал джип Nissan Pathfinder с московскими номерами. Но самое главное, что нас конечно больше всего поразило - его экипаж. Он состоял из молодой пары и годовалого ребенка. Ребятам просто не с кем было оставить его, и они решились взять его с собой, конечно соблюдая все меры предосторожности.

Теперь, когда перед нами были такие бесстрашные, неиспугавшиеся взять на себя такую ответственность туристы, нам ничего не оставалось, как только двигаться вперед к вершине.

В общем, подъем оказался вполне реальным, даже в тумане. Всю дорогу я восхищался своими коллегами из Москвы. Интересно, каким, вырастет их маленький турист, покоривший в годовалом возрасте перевал Геологов. На перевале облачность немного разорвало, но ненадолго.

Теперь перед нами открывалась картина дороги, уходящей в облака.
А вот в конце спуска, облачность разорвало, и перед нами открылась шикарная панорама Ловозерских тундр. Здесь мы решили сделать остановку на обед, а заодно и подумать о дальнейших планах. Слишком много времени ушло на преодоление непредвиденных ситуаций, а до конца отпуска остается всего 4 дня. Становится, хоть и к сожалению, но совершенно ясно, что на п-ов Средний и Рыбачий попасть нам в этом похоже не суждено. 
Мы возвращаемся домой

В нашем распоряжении остается 3-4 дня, из которых на дорогу домой надо брать практически два. И никуда от этой действительности не денешься. Заканчиваем обед в темпе вальса и в 18:20 начинаем движение уже в сторону Москвы.

При подъезде к Кандалакше решаем, все – таки стоит заехать на Терский берег, и еще раз по собирать на прощание с Кольским п-овом аметисты. Когда еще мы тут снова будем!? Дорога известная, практически каждый поворот и чуть ли не каждый камень, так, что доехать должны были быстро.

Так оно и вышло. В 00:30 мы уже сидели за столом и ужинали в нашем домике на колесах. Если бы не одно обстоятельство, то сели бы за стол еще раньше. При подъезде к Мысу Корабль мы столкнулись с необычным явлением природы. Во всяком случае, необычным для нас, жителей Москвы.

Облако, вдруг спустилось до самого берега. Легло всем своим телом прямо поперек нашего движения, при этом половина его была на берегу, а половина на море.

Буквально несколько минут назад мы отлично видели Мыс Корабль, а сейчас перед нами была стена тумана.

Дальше было все еще более загадочно. Подъезжая непосредственно к этому облаку, мы стали явно ощущать падение температуры и усиления ветра. Казалось, что наш автомобиль въезжает в какую-то аэродинамическую трубу. Ветер был такой силы, что встал вопрос о реальности установки дома, ведь с ним машина приобретает огромную парусность. Единственный оставался для нас вариант, поставить машину против ветра и надеется, что конструкция всё-таки выдержит. Так и сделали.

В итоге, как уже было сказано, сели за стол в 00:30. Всю ночь бушевала стихия. Несколько раз, я выходил посмотреть со стороны, как стоически держится наш фанерный домик. Наконец окончательно успокоившись, лег в свою кровать и заснул мертвецким сном.

Утро нас встретили теплыми лучами ласкового солнца и нежным дуновением ветерка. На нежно-голубом небе плыли редкие облачка, и ничего не напоминало о ночной буре и наших переживаниях за судьбу дома на колесах. Мы отлично позавтракали и в 13:40 приступили к поиску аметистов.

Через три часа, погрузив сувениры Терского берега, мы тронулись в сторону дома. Доехать одним махом, выехав в 16:30, у нас не получалось ни как. Поэтому было решено сделать остановку, в известном нам месте на Онеге у деревни Возрицы.

Еще ночью, когда мы искали свободное место для машины, мне показалось, что рядом стоит L-200. И действительно, после рассвета все подтвердилось – это была машина Вадима. За завтраком мы обменялись впечатлениями о наших путешествиях и дальнейших планах. Вадим оставался здесь на Онеге еще на несколько дней, а нам, к сожалению, уже пора было отправляться дальше в дорогу домой. Ранним утром следующего дня, примерно около пяти часов мы въехали на территорию нашего садового товарищества. Так закончилось наше седьмое путешествие на север.

 
Контакты для связи

Если заинтересовало наше путешествие, можете звонить по тел. 8925-OЗ1-9721, Вячеслав Александрович
Фильм "Забытыми дорогами кольского"

Фильм 1-й. Западный маршрут
Продолжение следует...


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Кольский
еще маршруты
О Маршруте