Горы

Река DUKTOTH. Аляска встретила нас тепло. Причём тепло до +8С… Как следствие - подлип. Большое количество снега, непрекращающийся снегопад. Если к этим прелестям прибавить груз за 50кг, то вполне объяснима скорость 5-10км в день. Девиз начала похода: "Мы никуда не спешим, поэтому никуда не опаздываем".
Река DUKTOTH Долина широкая, русло реки петляет от борта к борту. До самого ледника открытая вода, но везде есть снежно-ледовые мосты. Надёжные мосты приходится искать, делать разведки без груза. По берегам везде лес, с дровами проблем нет. Перевал Григория ШелеховаБлиже к полудню начинается подлип, первыми его ощущаем мы со Светой, у нас деревянные лыжи.
Перед началом ледника долина сужается, лес кончается. Выходим на конечные морены, сначала поднимаемся вдоль правого борта (по ходу), постепенно выходим на центр ледника. Подъёмы - спуски по моренам, постепенно ледник выравнивается, но мы быстро набираем высоту. Впечатления обманчивы. Впереди виден перевальный взлёт. Пока ничего необычного.
На перевал заходим на лыжах. Обходим трещины. В верхней части начинают ощущаться масштабы гор Аляски. Гряда справа возвышается над перевалом более чем на километр, трещины, вроде бы не большие, часто превышают десять метров в ширину.
Первый перевал называем именем Григория Шелехова.

Ледник YAHTSE. В первый день его нам увидеть не удалось. Ветер, снег, облака, пурга. Изредка в дымке появлялись силуэты хребтов. После обеда забрались на не высокую грядку, разделяющую северную и южную камеры ледника. Груз всё ещё большой, санки и рюкзаки вытаскиваем раздельно. Ближе к вечеру облака раздувает, ветер стихает.
Вокруг нас белая равнина или море. Море льда. И из этой ровной поверхности "моря" вырастают скальные "острова"-горы. Мы на одном из таких "островов". Северная камера шире и грандиозней той, по которой спустились мы. Горы отделены от ровной поверхности ледника мощными системами разломов. Высота сбросов местами более 50м. Это означает, что ледники не совсем покровного типа, они движутся, текут, живут.
Ледник YAHTSE Берём азимут на широкое понижение в восточной оконечности хребта BARKLEY RIDGE - наш следующий перевал. Сам перевал не виден в облаках. На пресечение ледника YAHTSE ушёл весь следующий день.
Неожиданно прекращает говорить спутниковый телефон, взятый напрокат в "САТЛИНКе". Нам обещали, что он спокойно переносит температуру до -30 и ниже. У нас таких температур нет, да и батарейки греем отдельно в кармане. Весь дальнейший путь пытаемся его высушить, реанимировать. Планировалось с его помощью передавать информацию в Москву, вести на сайтах репортажи о походе. Самое плохое, что близкие зная, что у нас спутниковый телефон, будут волноваться без вестей от нас. Позже, в Москве фирма ни только не вернула нам деньги за несостоявшуюся аренду, но и взяла за ремонт.
Ещё обнаруживается, что в Америке автомобильный бензин отвратительного качества. Мультитопливные горелки "Primus" и "Kovea" умирают одна за другой. Реанимировать (чистить) их приходится сначала через день, позже - каждый день. Берите авиационный бензин, он есть на Аляске.
Перевал А.И.Углова Подъём к перевалу пологий. До обеда идём в связках, неожиданно натыкаясь на зоны трещин. Стараемся их обходить или проходим по мостам. К обеду ветер стихает, облака растворяются, солнце палит нещадно. Жара. Сушимся, греемся, принимаем солнечные ванны. Перевальный взлёт немного круче, но без трещин. Поднимаемся на лыжах. Седловина - широкое плато. Великолепнейшие виды. Справа в дымке массив Логан. Внизу ровное плато ледников BAGLEY ICE FIELD и YAHTSE. Опять в воображении возникает образ острова или океанского корабля, на котором мы плывём по Аляске. Эти ледники и горы не похожи на другие, ранее мной виденные. Наши азиатские ледники менее пологи, они имеют свой локальный рельеф, морены. "Причудливые формы рельефа" - вычитал я в каком-то отчёте об Иныльчеке. Здесь всё ровно и из этой равнины вырастают стены гор. Перевал называем именем Саратовского туриста Алексея Игоревича Углова, погибшего в лавине на Кавказе.

Вид с седловины перевала А.И.Углова Ледник BAGLEY ICE FIELD. Обрамляющие ледовые поля хребты, поднимаются до километра. Массив Логан возвышается более чем на 4 километра. Ширина BAGLEY ICE FIELD около 10км. Картина грандиозна, ради этого стоило прилететь сюда! Впереди два огромных массива - LOGAN и St.ELIAS. Кажется, они не далеко, но до них более 50км. Обрамляющие ледник хребты, кажутся низкими, но их превышение от поверхности льда более километра. Обман зрения, такой же, как на море и в тундре.
Ледник BAGLEY ICE FIELD Поражают масштабы ледника. Ровный ледник имеет свой рельеф, невысокие, почти не заметные на глаз "волны" большой амплитуды. На почти ровной поверхности вдруг появляется трещина, 30-40 метров шириной. Очень медленно приближаются LOGAN и St.ELIAS, точнее мы к ним. Они притягивают всё наше внимание, остальные горы - второстепенны. Хорошо виден массив горы TABLE и поворот на ледник QUINTINO SELLA. Нам туда. Справа и слева, медленно проплывают вершинки, перевалы, ледники стекающие к BAGLEY ICE FIELD. Высота вершинок всего лишь 2500-2700м. Напоминает Волгу. Так же медленно проплывают за бортом берега.
Вид на St.ELIAS Устанавливается высокогорный погодный режим. Утром и вечером довольно холодно, ветер. Высокая влажность не позволяет работать без рукавиц. Мёрзнет лицо, приходится надевать маски. Примерно к 12.00 ветер стихает, солнце начинает припекать, становится жарко. Идём как варёные. За ходку проходим расстояние в 2-3 раза меньше, чем утром или после обеда. Устраиваем обеды в это время, сушимся, ремонтируемся.
Вдруг обнаруживается, что бензина осталось крайне мало... Прекращаем кипятить чай (!) и варить обеды… Грустно…
В верховьях BAGLEY ICE FIELD начинается ледник COLUMBUS, интересно заглянуть за него, там расположен ледник SEWARD. Он вдвое шире BAGLEY-я, а на севере более чем на четыре километра над его поверхностью возносится массив LOGAN. Но это уже Канада… А наш путь лежит на QUINTINO SELLA.

Ледник QUINTINO SELLA и LOGAN. Ледник сразу встретил нас зонами трещин. Он стекает с плато массива LOGAN огромными ступенями и на каждом перегибе ледник разорван. Большую часть пути по нему пришлось идти в связках. Трещины, большей частью закрытые есть и на пологих участках.
Ледник QUINTINO SELLAСнизу высматриваем путь в обход разломов и сразу попадаем в зону трещин. Встаём на обед. Связываемся, уходим искать проход. Лёд разорван как поперёк, так и вдоль течения ледника. Хорошо видны поперечные, идём вдоль них, упираемся в продольные трещины 20-30м шириной. Приходится искать мост на параллельный сегмент разлома и продвигаться дальше. На непонятных или ненадёжных мостах выпускаем друг-друга. Выходим на пологую часть - проход найден. Быстро обедаем и вперёд. А так хотелось на обеде посушить ботинки…
Иду четвёртым, вдруг задники лыж начинают зарываться в снег, понимаю - трещина, проваливается мост. Насколько возможно, резким движением выскакиваю на край, тут рывок назад - провалились санки, а в них ещё довольно много груза. Упираюсь на палки, вытягиваю всё на поверхность. Трещина по местным меркам маленькая, шириной метра 2. Уже дней десять ощущаем, что мы одни в этом районе. Нет ни каких следов животных, нет птиц, и что особенно радует - нет следов жизнедеятельности человека. Ничего живого на сотни километров. Это чувство усиливает неработающий спутниковый телефон.
KING PEAK Подходим к Логану, точнее к леднику с него стекающему. Сам массив теперь закрывает красавец KING PEAK. Его высота около 5200м. Почти трёхкилометровой стеной вырастает он над ледником и нами. Смотреть на вершину, можно только задрав голову, а не смотреть просто невозможно. Он затмил собой даже St.ELIAS. "Большое видится на расстояньи", но ощущается, всё же вблизи.
Относим заброску к гряде разделяющей ледник. Возвращаемся уже в темноте. Ветер, холод. В обед изнемогаем от жары и солнечной радиации, а утром и вечером холод ужасный. При не очень низких температурах сильно мёрзнут открытые части тела. Скорее всего, это влажность, но от океана мы ушли почти на сотню километров и гряды высоких гор St.ELIAS отделяют нас от него.
Начинаем подниматься на LOGAN. Первый ледопад, второй. Связки, верёвки, трещины. Проваливаться начинаем на перегибе второго ледопада. Вешаем перила.
ЛедопадНаблюдаем ледовый обвал. Небольшой (или далеко), сразу хочется уйти подальше от стены к центру ледника, уходим. Лёд на склонах разорван и в продольном и в поперечном направлениях. Ледопад имеет "кубическую" структуру. Сераки в виде огромных правильных кубов льда. Очень красиво.
Третий ледопад, всё стандартно: по склону - на лыжах, на перегибе - перила. Не могу отогреть ноги. Мокрые ботинки, высота (4200м), отсутствие горячего чая, усталость? Вероятнее всего - много курю.
Встаём на перевале с QUINTINO SELLA на SEWARD. Справа ключевой участок подъёма. Ледопад до вершинного плато 1200м.
Ночью начинает дуть. Где-то рядом слышим звук удара и шуршание. Чувствуем сотрясение льда под палаткой. Обрушился снежный мост. Палатка на месте, из спальников не вылезаем - не под нами, спим дальше. Утром обнаруживаем в 20 метрах широкую дырку. Палатка бы туда вошла без проблем. Видимость не низкая, просто ничего не видно, дует ещё сильнее. Ждём погоды, тратим бензин. Следующий день то же самое. Начинаем задумываться о дальнейших планах и перспективах. Вершина рядом и на неё хочется, но впереди половина маршрута и массивы BEAR, BONA, REGAL, WRANGELL… Туда тоже хочется… Всё же в районе мы первые и надо охватить как можно больше. Если погода будет очень хорошей - идём на гору, будут сомнения - спускаемся и дальше по маршруту. Накладывает отпечаток и нехватка бензина. Но пока и спускаться опасно.
Утром прекрасная видимость на запад, с востока тащит обрывки облаков зацепившихся за Логан. Спускаемся. Впервые проваливается в трещину участник с головой. Трещина неширокая. Паша упирается в дальний край палками и выигрывает время, успеваю закрепить верёвку на ледоруб. Палка ломается, и Паша уходит в трещину на пару метров. С шутками-прибаутками достаём лыжи, рюкзак, потом его самого. Света ведёт видеорепортаж с места события. Все пытаются отогнать её от края, так как она без страховки.
Очень нудным показался подъём на следующий перевал. Длинный тягун, хороший наст, трещины узенькие. Широкие разломы встретились на самом перевальном плато.
Начало спускаЗабрали заброску, на мусоре (полиэтилен, бумага, одежда) приготовили горячий обед. Много воды, настоящий чай. Даже не думал, что я в походе буду мечтать о том, как я прилечу на работу, заварю много крепкого, сладкого чая и буду его пить.
Над Логаном всё ещё висит облако, несмотря на то, что вокруг солнце.
На следующем перевале по карте мы предполагали крутой спуск, а там оказался ледовый сброс. Провели разведку всего цирка, командир сходил на вершинку 10080f. Нашли спуск поположе, но, попробовав, отказались от него. Лавиноопасно и нехорошие карнизы висят. Пришлось провешивать перила правее по ледовым сбросам. Вечером провесили три верёвки, утром стали спускаться и спускать груз. Настоящий перевал.

Ледник JEFFERIESЛедник JEFFERIES. Напоминает BAGLEY ICE FIELD. Ровная поверхность, волны-ступени большой амплитуды, широкие трещины на перегибах, острова-хребты по бокам. Масштаб помельче, но так же ново, своеобразно. По Аляскински. Ледники шириной в пять километров уже не котируются. Здесь начинает чувствоваться нехватка времени, девиз, что мы ни куда не торопимся забыт.
Быстро проходим к своему повороту, но вместо ожидаемого спуска - подъём. Скрупулезное изучение карты подтверждает - путь на ледник BALDWIN идёт через невысокий перевал. Называем его - Намвамтуда.

Ледник BALDWINЛедник BALDWIN. Спуск с перевала в плотной пелене облаков. Первого выпускаем на верёвке. Падение ледника около 100м на километр. Зоны разломов обходим то правым, то левым бортом. На отдельных ступенях отличное катание, единственно не удобно первым - они в связке. Перед впадением FRASER GLACIER появляются серединные морены. Облик ледника становится привычным. Теперь он похож на наши азиатские и кавказские ледники.
Внизу открывается вид на крупный ледник LOGAN, куда и впадает наш. Даже издалека виден его рельеф и морены на нём. Предстоит нам "не лёгкий бой, а тяжёлая битва…". Снова вспоминается фраза из азиатского отчёта о "причудливых формах рельефа".
мореныСпускаемся по левой стороне, ледник разделён по середине глубоко врезанным руслом-разломом. Как обычно кажется, что на другой стороне ровнее и проще. Пересекаем разлом по мосту, здесь ни чем не лучше. Переходим в правый карман и движемся вдоль морены отделяющей наш ледник от Логана. Постоянные спуски и подъёмы, траверсы, разведки. С морены течёт вода, иногда летят камешки, сползают небольшие сели. За полдня удаётся пройти меньше 2км. Разведка показывает, что пересечение ледников LOGAN и CHITINA отнимет слишком много времени. Пересекаем BALDWIN ещё раз к левому борту, в надежде обойти этот хаос морен по руслу реки CHITINA. Целый день поиска пути, опять подъёмы и спуски, морены, обрывающиеся ледовыми сбросами и прочие "прелести". Заманчиво продвигаться по локальным руслам вдоль ледника, но к 11-12 часам это становится невозможно из-за большого количества воды во всех понижениях. Иногда для вытаскивания груза используем верёвку. Ближе к вечеру вылезаем на борт к лесу.
Ночёвка с дровами и соответственно с чаем.
Отчетливо видна граница снега, ниже которой нам предстоит спуститься, но стараемся успокоить себя - снег просто не виден за лесом. Горная часть окончена, но мы этого ещё не знаем…


Комментарии
Юрий Жерняк27.07.20, 14:32
Ну... каждому свое. Лютый холод не каждый оценит. 
Не согласен. Зима лучшее время в любом регионе планеты, и на Аляске в том числе. 
.07.01.18, 19:35
Аляска 
Аляску лучше всего посещать летом, потому что это самое благоприятное время года! Если вы собираетесь ехать в город Сьюард, а мне нужно было именно туда, то вас может обмануть интернет. Дело в том, что в Сьюарде есть аэропорт, и в интернете про это написано, но самолеты туда не летают. Не знаю почему, может он не рабочий, а может потому что городок совсем не большой, но купить билет сразу в Сьюард нельзя. Поэтому если вы летите, то скорее всего прилетите в аэропорт в Анкоридже. Сам по себе город напоминает другие города Америки, хорошие дороги, есть различные магазины и кинотеатры. А вот за городом начинается красота и природа! Мы поехали в приключенческое путешествие в горы. Сняли машину на прокат и настроились на поездку. В городе горы тоже видны, но это совсем не то, что в близи! Мы также встретили интересных зверей по дороге, именно поэтому на дороге много предупреждающих знаков. По приезду нас встретили американские друзья, которые дали нам в аренду каноэ. Мы сели в каноэ и поплыли вниз. Ощущения просто непередаваемые, стоит попробовать хотя бы раз!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка:
Опубликовал: Машников Александр