республика Тува / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Осенний велопробег на полтинник (Тува 2013)

7 сентября 2013 г.

Осенний велопробег на полтинник (Тува 2013)

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Маршрут от станции "Тайга" до источника "Бобры" вдвоем на велосипедах по дороге, которая была изучена со снимков спутника GoogleEarth. Были горы, болота, реки, степи...Ломанулись так, на удачу. И не прогадали. Маршрут просто супер!
 
Откуда взялся этот маршрут?

Карта Карта
Маршрут Маршрут

Давным-давно, когда мы еще в июле гоняли на Эрбекское водохранилище (всего-то 15 км) и чуть не померли от усталости - я уже тогда мечтал об этом маршруте. Всегда хотелось узнать – что же там дальше находится, по грунтовой дорожке от станции «Тайга". Мечтал, пока лето не закончилось, но последние теплые осенние дни так и манили выбраться на природу.

 Это была моя вторая серьезная поездка на велосипеде. Серьезная в том плане, что нужно было уехать в степную или таежную глушь, где на десятки километров вокруг не было людей и где рассчитывать приходилось только на себя и своих товарищей по педалям. Можно конечно 50 км. прокатить по городу, тут тебе и сотовая связь ловит и подъехать на машине, в случае беды, к тебе не составит труда, но все дело в том, что просто так крутить педали и наматывать километры на велокомпьютере - это не моя задача. Моя цель - это разведать для себя новые уголки нашей необъятной Республики. Побывать в новых местах - в таких, куда простой городской человек не всегда доберется, а если и захочет, то не выберет для этих целей велосипед. Во всем этом есть свой драйв, немного авантюризма и, конечно же, таежной романтики.

Июльская поездка на водохранилище была просто поездкой наобум. «Ну,… примерно туда поедем», - говорил я всем))). Теперь выбирать маршрут без использования последних достижений в области навигации было бы просто глупо. Ну что же, Google мне в помощь, как говорится. В программе GoogleEarth есть замечательная фишка - просмотр рельефа маршрута. Без нее было бы намного сложнее убедить своих коллег принять участие в этой авантюре. Маршрут выбирался с такой целью, чтобы как можно меньше подниматься в гору и больше катиться вниз, получая удовольствие от шумящего в ушах ветра. После двухчасового поиска и анализа возможных вариантов я выбрал 50 километровую трассу. Оказывается, дорога от станции «Тайга» не заканчивается тупиком, а идет дальше и дальше до болот, потом вдоль ручья по ущелью гор, выходит на бесконечные степи и раздваивается, расстраивается на десятки направлений - выбирай любой. Но нам был нужен только один и довольно конкретный. Долго думать я не стал и проложил путь до Эрбекского водохранилища. Дорога со спутника очень хорошо просматривается, поэтому заблудиться будет очень сложно (подумал я тогда). И к тому же маршрут от водохранилища до «Бобров» нами пройден и это будет психологически легче – пришли до знакомой точки и знаем, сколько еще «пилить» до дома. Хоть какой-то ориентир во времени и пространстве.


 
Состав команды изменился.

Команда определилась сразу: Я, Мишка, Паша, Тарас. Паша сам давно хотел прокатиться по этой трассе. Мишку хлебом не корми – дай убежать из дома, тем более на велосипеде. А Тарас всегда поддержит хорошую компанию.

После каждой велосипедной поездки по незнакомым местам выносишь для себя определенный опыт. К этой я был подготовлен серьезно. Обязательно взял шарф, потому что на скорости 40 км/ч дует очень хорошо. Ладно летом еще можно потерпеть, но в сентябре легко заработать себе простуду. Теплая одежда, дождевик и непромокаемая обувь – самое главное в переменчивую погоду. В итоге я был готов переходить небольшие броды, ехать в дождь и все это на скорости 40 км/ч. Скажу сразу, что специальная трекинговая обувь не раз меня выручала на болотистых участках. Я взял с собой фотоаппарат и несколько запасных аккумуляторов для него, но он так и не включился. Я было подумал, что во всем виноваты АКБшки, но оказалось, что подвел меня сам фотик. После пяти лет службы вот так начал глючить, поэтому и фотографий получилось мало. Очень обидно. Наконец все приготовления были сделаны и оставалось только надеяться на хорошую погоду.

На следующий день выяснилось, что надеяться нужно было не на хорошую погоду, а на своих товарищей по команде. Ни Мишка ни Паша не брали с утра телефонные трубки. Я поехал к ним домой и узнал, что Мишка с утра остался лежать и болеть после вчерашней свадебной гулянки, чьей уже не помню. Пашин телефон наотрез отказывался принимать звонки. Как оказалось потом – телефон просто сел, а Паша спал себе тихонько и не слышал ни будильника, ни звонков. В этот момент я был просто взбешен. Как так можно относиться к людям, которые тебя ждут или хотя бы ждут от тебя смски о том, что ты не едешь! Мы ведь договаривались! Один Тарас остался верен задуманному плану. После дурных поездок туда-обратно выехали в 11:00 вместо планируемых 9:00. Два часа времени потеряли на то, чтобы выяснить, что кроме нас двоих больше никто не поедет! Зла не хватало.

Подъехал к дому Тараса. На мое удивление он оделся очень легко. Шорты против моих теплых штанов и легкая ветровка против моего «суперкостюма космонавта»)). Шапку и уж тем более шарф Тарас наверное спрятал от этого путешествия подальше, думая, что это будет детской прогулкой по тайге…хе-хе-хе.)) Загрузили велосипеды по машинам, точнее выгрузили заранее приготовленный Пашин велосипед из машины Тараса и поехали до ист. «Бобры» – конечной точки нашего маршрута. Заранее объясню каков был план: сначала мы оставляем машину в пункте нашего прибытия  - на ист. «Бобры», т.е. в пункте В. Потом едем с гружеными велосипедами на второй машине до ст. «Тайга» т.е. до пункта А и оставляем ее там. Теперь осталось только колесить в направлении пункта В по неизведанному маршруту, надеясь на то, что приедем вовремя, приедем туда куда планировали и что все будет хорошо. Вчетвером было бы куда веселее и спокойнее. Ведь что нас ждет в глухой тайге – одному только Богу известно. 

Первые километры

Приехали на место высадки Приехали на место высадки
Дорога на ст. Тайга Дорога на ст. Тайга
Вперед к неизвестности Вперед к неизвестности
Stels Тараса Stels Тараса
Мой китайский велохлам Мой китайский велохлам
Тарас в лесу Тарас в лесу
Дорога просто сказка Дорога просто сказка
Первое серьезное препятствие Первое серьезное препятствие
Преодолели не без труда Преодолели не без труда
Глухая тайга и следы человека Глухая тайга и следы человека
Кончилась тайга и началось болото Кончилась тайга и началось болото
Осень емое Осень емое

Приехали на ст. «Тайга».

Погода была переменчивая, по небу гуляли тучи и дул противный ветерок. Стрелки на часах приближались к отметке 11:30. Нужно было скорее выезжать. Выгрузка, сборка и подготовка заняли не более 15 минут. Несколько фото перед стартом и в путь.

 После недавнего затяжного дождя дорога превратилась в большую однородную массу, но солнышко последних трех дней ее подсушило и она была более менее похожей на ту самую дорогу, о которой мы так мечтали. Лес, тишина, красота вокруг – все доставляло удовольствие, а чистый воздух кружил голову.

 На предыдущих выходных мы с Мишкой пытались проехать по этой дороге, но уехали недалеко - всего на 3 км. Шел дождь, мы были в дождевиках, лужи были по щиколотку, была реальная опасность «утонуть» и ехать обратно с мокрыми ногами, поэтому испытывать судьбу не стали и вернулись.

С каждым метром тайга становилась все живописнее. Порой казалось, что попали в сказку. Первые 30 минут пути все было знакомо, поэтому я был спокоен как танк. Проехали первую большую лужу, где Тарас замочил кроссовки, которые до конца пути так и не просыхали. Здесь нам встретились первые люди. Занимались они сбором кедровых шишек. По набитому до упора уазику-буханке можно было сделать вывод, что они здесь не первый день. После лужи начался затяжной подъем к самой высокой точке нашего маршрута на высоту 1584 м. над уровнем моря. Долго, очень долго шли мы пешком в гору, толкая велосипеды. Благо это было в начале пути и энтузиазм можно было хоть поварешкой черпать. Шли уверено, с мыслями о том, что после подъема будет спуск и вот там то мы возьмем свое от велопохода.

Наконец мы поднялись. Сделали небольшой перекур, засняли короткие видеосюжеты, выпили немного воды и двинулись дальше. Я бы даже сказал не двинулись, а понеслись!)) Иииху. Вот это драйв! Вот это скорость! На некоторых участках она достигала 25 км/ч. Но сильно здесь не разгонишься – ямы, ухабы, колея, да и самим уже было страшновато. Но было очень круто. После затяжного подъема – скоростной спуск был как будто в благодарность за проделанный труд. Но счастье длилось недолго…честно говоря пролетели и даже не заметили как приехали в довольно интересное место. Со спутника вообще было не очень понятно, что это за местность, но было похоже на поляну. В реальности - это оказалось болото. Болото с высокой травой, но по которой вполне можно крутить педали. Теперь я знаю и поэтому говорю – все что нас окружало - это был исток реки Биче-Баян-Кол (высота над уровнем моря 1370 м.). Вообще всегда было интересно  - как берут свое начало реки и вот теперь я это знаю, потому что своим глазами видел. Если бы я знал это раньше – во время путешествия, то возможно обратил на это больше внимания, попытался найти место, откуда бьет ключ…, но в тот момент это была просто очередная преграда на нашем пути, и мы поехали дальше по дороге. 

Люди в глухой тайге

Кстати я еще не сказал, но мы взяли с собой смартфон с установленным Навителом и залитым маршрутом нашего путешествия. В принципе заблудиться было бы глупо и очень смешно, но мы все таки сделали это!)) Вроде бы ехали по дороге, потом она вдруг потерялась. Время было 13:40. Ходили туда-сюда, кружили взад-вперед. У меня уже начинали возникать мысли, как мы будем возвращаться назад. Но это в мои планы ну совсем никак не входило. Нужно срочно искать дорогу. Оставил Тараса отдохнуть, а сам пошел примерно в ту сторону где, по моему мнению, должна была быть дорога. У нас были рации и через каждые 30 шагов я проверял связь. Кстати очень здорово иметь при себе такие вот радиостанции для велосипедной группы – на расстоянии нескольких сот метров или даже километров друг от друга удобно поддерживать связь. Был очень густой лес, но все таки я нашел дорогу. По рации вызвал Тараса и на зов свиста он нашел меня. Найденная дорога была просто жуткая. Сплошная жижа. Тарас полностью вымочил ноги, но так как сделать с этим ничего не мог  - смирился с данным фактом и стойко выносил все тяготы нашего турне, потому что повернуть назад – значит сдаться. Потихоньку болото  заканчивалось и начинался лес с твердым покрытием под ногами и колесами. Выйдя на твердую поверхность мы решили сделать небольшой перекус. Еды у нас было не очень много, поэтому ограничились яблоками и грушами, заботливо приготовленные моей женой)) Не знаю, как себя чувствовал Тарас, но в этот момент я был доволен. Мы преодолели около девяти километров пути, судя по нашим велокомпьютерам, и впереди было еще почти 40 км., но, пройдя эти девять километров, нам не верилось, что это еще даже не половина.)) Ничего не оставалось, кроме как крутить педали и двигаться дальше. Стоять на месте становилось все дороже. Часы и минуты потраченного времени напоминали нам, что если будем засиживаться, то приедем к позднему вечеру, а там и до захода солнца недолго.

Честно говоря, для меня было неожиданностью увидеть здесь людей, но буквально через 15 минут нам по пути встретились два человека. Если судить по возрасту, то можно предположить, что это были дедушка и внучка, хотя может быть отец и дочь. Мужчина невысокого роста лет шестидесяти и девушка лет 25-30. Мужичок с большим деревянным рюкзаком для сбора ягоды (по моему он называется кан), и девушка с ведерком. Мы остановились и поприветствовали друг друга. Я сразу начал диалог с вопроса о том верно ли мы едем в сторону Эрбекского водохранилища. Мне ответили, что все верно и на следующем перекрестке нам нужно брать левее, иначе мы уедем совсем не в ту сторону. Девушка спросила одним ли мы днем едем или с ночевой и услышав ответ очень удивилась. Мужичок нас похвалил, сказал, что мы молодцы, что путешествуем по таким дебрям. Наверное в молодости тоже отхватывал не велосипеде)). Судя по взгляду девушки – мы для них были как инопланетяне, но на самом деле все было наоборот – это они как будто материализовались из воздуха)), возможно через несколько минут также исчезли)). Мы поблагодарили наших неожиданных путников за совет и двинулись дальше.

Зеленый ковер и коровы

Болото Болото
Дорога Дорога
Ручей течет прямо по дороге Ручей течет прямо по дороге
Река в дороге Река в дороге
Сказочная поляна Сказочная поляна
Жалко ехать по такой красоте Жалко ехать по такой красоте
Открытка Открытка
Здравствуй, степь! Здравствуй, степь!
Коровы Коровы

Помаленьку начал накрапывать дождик и тут Тарас достал свой супердождевик! Я не поверил своим глазам – это был обычный полупрозрачный «пакетик» зеленого цвета, который мог порваться от обычной молнии на одежде. Он был даже с капюшоном.)) Короче из меня вылетело нескромное ХАХАХА. А ведь я специально взял два дождевика и предлагал ему свой – нормальный, но он отказался)) со словами - «Да не надо, у меня есть…» Не обращая внимания на мои стебы, Тарас не постеснялся и одел то, что было, ведь других вариантов у него просто не было. Свой я одевать пока не стал. По-моему было еще рано для таких переодеваний. Тут мы опять сбились с пути. Никак не могли найти этот самый поворот налево, про который нам рассказывали ягодники. Навигатор настаивал повернуть, а дорога шла дальше. Мы два раза разворачивались и ехали назад и в итоге опять решили разделиться. Я поехал дальше, а Тарас пытался найти в кустарниках остатки направления. И тут нам опять пригодились рации. Полезная штука емое! Как я и думал в самом начале - поворот оказался чуть дальше того места, где мы его искали. Сейчас я уже могу дать этому объяснение - Я просто неверно проложил маршрут.)) Я вызвал Тараса по рации и он догнал меня. Здесь дорога опять превратилась в жижу. Даже мои кроссовки начали немного подмокать. Видимо пару раз я незаметно зачерпнул воду и она просочилась сверху. Здесь, судя по карте, берет свое начало еще один ручей, название которого я так и не нашел. Впереди виднелись деревья и мы, в надежде на хорошую дорогу, прибавили шаг. Тут нас тоже ждал очередной сюрприз. Хоть дорога и была твердой – она была ужасной. Иногда было сложно понять это дорога или ручей. Пришлось опять идти пешком, перетаскивая велосипеды через канавы, упавшие деревья, пересекать брод. На самом деле если не обращать на все это внимание, то воспринимаешь такой маршрут просто как очередную полосу препятствий, от которой тоже получаешь определенный кайф.  Единственное, что тревожило – это нехватка времени на преодоление всего маршрута. Оставалось 30 км. И если мы будем все эти километры идти пешком и тащить за собой велосипеды, то вернемся только к 12 ночи. Через несколько километров дорога наконец обрела свои очертания и мы, радостные этим событием, оседлали своих железных коней. Здесь нас ждали самые красивые пейзажи, которые мы встречали на протяжении всего маршрута. Воздух был настолько чистый и влажный, что им просто невозможно было надышаться. Вдоль дороги росли кусты дикой смородины, ароматные листья которой навеяли воспоминания о путешествиях по большому Енисею. Мне даже посчастливилось попробовать несколько спелых ягод. С каждым километром пройденного пути мы все увереннее набирали скорость. Очень красивые места так и остались не запечатленными нашим фотоаппаратом, хотя они того стоили. Но на одном из мест невозможно было не остановиться. Чуть не пролетели, пока я не окрикнул Тараса, чтобы тот остановился. Место было довольно необычное. Здесь просто кто-то положил «зеленый ковер». Вся дорога заросла травой, как будто по ней никто не ездил. Небольшой кусочек нетронутой природы, по которому было даже жалко  ходить, не то что ездить. Рядом тек ручеек, который наконец то обрел свои берега. Вода в нем была просто ледяная. Налюбовались необычным местом, сделали фото на память и поехали дальше. Дорога шла вниз, тайга отступала от этих мест, начинались бескрайние степи. Я по своей глупости уже подумал, что ручей, вдоль которого мы ехали и был началом реки «Эрбек». Значит водохранилище должно быть где то рядом. Но глядя на карту навигатора стало ясно, что мы еще в десятках километрах от него. Остановились. Осмотрелись вокруг. Время было около 16:00. В дороге были уже 6 часов. Пересекли по мелководью наш безымянный ручей, который стал довольно таки широким, взобрались на небольшой холм и…Тарас погнал в неизвестном направлении, а я погнал за ним, уверенный, что мы едем по навигатору)) Здесь мы опять набрали 40 км/ч. Пересекли ручей снова, и тут решили все таки взглянуть - куда это мы так разогнались. Вот блин! Едем то совсем не туда. Вовремя опомнились. Повернули велосипеды и двинулись вдоль ручья, который объединился с еще одним ручьем - «Эки-Оттуг». Вдоль него мы и продолжили свой путь. Здесь в степи не было ни одного деревца, поэтому мы были открыты всем ветрам, точнее одному ветру с конкретной стороны и довольно сильному. Проехали совсем немного и тут перед нами появилось еще одно препятствие – коровы)) Казалось бы - какое тут препятствие! Это же к-о-р-о-в-ы. Но они стояли прямо на дороге и смотрели на нас. Некоторые даже жевать перестали. Я решил взять инициативу на себя и издал свое фирменное «муууу», чем привлек внимание еще большего количества голов. Ну ладно. Здесь главное остаться живым, поэтому вперед я отправил Тараса.)) Вид приближающегося велосипедиста рогатым буренкам явно был не по душе и они разбежались. Я поехал следом. Около дороги стоял огромный бык, который смотрел мне прямо в глаза. Голова просто огромная, рога смотрят в небо как два заостренных копья. Такое ощущение, что он сейчас как возьмет да и понесется на тебя с разъяренным взглядом. Бррр. Он остался на месте я проехал без претензий на его стадо)). Короче разошлись как джентльмены.)) 

Эрбекское водохранилище

Эрбекское водохранилище Эрбекское водохранилище
Тарас замерз. Тарас замерз.
Велосипед устал. Велосипед устал.
Я проголодался. Я проголодался.
Тарас тоже. Тарас тоже.
Неожиданная поломка Неожиданная поломка

Возле слияния рек «Эки-Оттуг» и «Эрбек»  у нас возник очередной топографический кретинизм. Пару раз пересекли «Эрбек»)), увидели небольшое подобие «висячего камня», потеряли несколько минут времени, но все таки выехали на основную дорогу до водохранилища. Силы начали нас понемногу покидать. Пейзажи вокруг не радовали глаз – скучные безжизненные горы окружали нас справа и слева. Дорога стала пыльной. Несколько раз встретились автомобили. Здесь уже мы сами выглядели для них как инопланетяне. Мысли были только о водохранилище, потому что наш обед был напрямую связан с ним, а есть хотелось очень и очень сильно. Съесть два маленьких доширака, припасенные в рюкзаке, стало для нас единственной целью в эти несколько минут, которые тянулись вечно…

И вот оно показалось на горизонте!

Тарас по моему даже что-то вскрикнул от радости)) Из нас двоих он ждал этого момента гораздо сильнее меня. Мне казалось, что до водохранилища еще пилить не меньше пяти километров, но оказалось все не так страшно. Ветер здесь дул очень сильный, отнимая у нас последние надежды на комфортный отдых и обед (или ужин, потому что было уже около шести часов вечера!) Отошли несколько метров от дороги и разбили «место отдыха» (по другому не назвать) возле какого-то колючего кустарника. Я достал горелку и вскипятил воду для нашего доширирако-супа, и пока «нажористые химикалии» заваривались Тарас вероятно размышлял о своей жизни и задавал себе вопрос – какого лешего он здесь делает и что вообще происходит?))) А может быть он мечтал о мягкой кровати, горячем и сытном ужине, высокоскоростном интернете и удобном кресле, с мыслью почему все это он променял на доширак, дебильное велоседло и дрянную погоду. А может быть он просто медитировал, чтобы сохранить в себе остатки сил для решающего рывка в сторону дома.

Доширак оказался ооочень вкусным. После такого сытного обеда, мы ощутили в себе прилив энергии и даже появилось немного энтузиазма. Что только может сделать с человеком горячий обед! Собрали весь мусор обратно в рюкзак и попытались поехать, как вдруг случилась очередная оказия. Мое заднее колесо спустило в ноль. Столько километров ехал и все было нормально, стоило остановиться и на тебе. Решил для начала подкачать. Поставил велосипед на подножку, вставил насос в гнездо, сделал несколько качков и… тут велосипед опрокидывается от порыва ветра и падает вместе с насосом. Насос ударяется об землю и отламывает фиксатор (дебильная камера с длинным нипелем) на камере! Заднее колесо больше не накачивается! О как!  Как я уже писал выше - к этому путешествию я был готов, поэтому, не долго думая, достал запасную камеру и принялся менять ее. Пока я разбирал заднее колесо, противный и холодный ветер испытывал на прочность Тараса в его легкой одежде)) Он был готов уже кинуться к дому, а тут такое. Блин! Пускай мы ни с кем не соревновались, но я чувствовал, что наша с Тарасом команда может проиграть из-за моей медлительности и я крутил болты со скоростью команды формулы один на питстопе. Наконец все было сделано и мы продолжили путь. Что бы мы делали, если бы не взятая вовремя запаска - я даже представить боюсь. Камера целая, но ниппель то не заменишь! Нам повезло, что больше такого не произошло. Ведь у Тараса  вообще не было запасной камеры.

К источнику Бобры

Скорее домой. Скорее домой.

Впереди был затяжной подъем к одной из вершин гор  «Машан». Солнце понемногу клонилось к закату. Сил крутить педали в горку, пусть и небольшую, не было совсем. Если бы мы были два мобильных телефона, то мы бы сообщили, что «батарея разряжена», но в нас бился более мощный моторчик, который заставлял нас находить в себе силы и волю чтобы двигаться вперед. Попадались участки, где мы садились и крутили педали, но большая часть подъема была пешей.

Вот и вершина… - вершина, после которой мы сказали «Чао!» и полетели. Если сравнить прошлую дорогу от водохранилища с той, по которой мы ехали здесь, то можно определенно сказать, что мы выбрали верный путь. Вообще на вершину можно подняться двумя путями – коротко, но очень круто, либо долго, но с небольшим уклоном. С психологической и практической точки зрения удобен первый вариант, и мы уже начали жалеть, что не пошли по старому маршруту. Но после вершины, на спуске, мы переосмыслили наш выбор. Здесь была просто отличная, накатанная грунтовка. Камней, валяющихся на дороге, тут не было вовсе, иногда конечно попадались оголенные породы, но очень редко. Разогнались под 40 км/ч и летели так до самой трассы М-54. Иногда Тарас меня опережал, но я работал педалями интенсивнее и догонял его. Нам обоим очень понравился этот участок путешествия. В условиях, когда надежда на скорое возвращение гаснет, скоростной спуск так сказать «на расслабоне» порадовал нас и поднял настроение.

На источник «Бобры» приехали вовремя. Солнце еще светило и мы неспеша собрали все вещи, загрузили велосипеды в мою машину, которая терпелива ждала своего хозяина. Сидеть в кресле оказалось таким кайфом. Поехали на ст. Тайга за машиной Тараса. Приехали. На термометре было уже -2 градуса. Пар шел изо рта. Перекинули велосипед Тараса и помчались домой. Домой, только домой.

Эпилог

Маршрут оказался очень удачным, разнообразным и интересным. Впечатлений набрались с запасом. Нужно обязательно прокатить по нему снова, но только с большим количеством участников и обязательно летом. Мы ехали по навигатору, но это нам не помогало – ехали в основном наобум. Теперь же можно смело крутить педали и наслаждаться пейзажами. Взять фотоаппарат и не торопиться мчаться как метеоры, а размеренно впитывать в себя всю красоту природы.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Тува
еще маршруты
О Маршруте