Сплав по Уде Саянской

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Сплав по р.Уда с обносом "нижнего каньона" из-за большой воды.
 
Общая идея похода

Общая идея похода, стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.: Совершенствование спортивного мастерства, знакомство с речкой, на которой в последующем можно делать маршрут шестой категории сложности.
Варианты подъезда и отъезда

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения:

В верховья р. Уды раньше попадали из В. Гутары, реже из Покровского или Алыгджера, прилетев самолетом из Нижнеудинска. Сейчас рейсовых самолётов в эти пункты нет.
Из Верхней Гутары известно несколько подходов: первый - по правому притоку р. Гутары - Ужуру, Казыру и Хатаге; второй путь - по другому правому притоку - Мурхою, где, в свою очередь, можно идти либо по Б. Мурхою, либо по М. Мурхою. Первый ведёт к устью р. Хатаги, второй - в долину левого притока р. Уды - Нижней Хонды.
Но наиболее простой с автомобильной заброской до Катышного, а далее через перевал к Б.Мурхою, а далее к устью р. Хатаги.
Что из В.Гутары, что из Катышного – лучше идти с лошадьми, о чем надо заранее договариваться с каюром. Мы это сделали через Ускова (начальника турклуба Нижнеудинска), а можно и через сайт http://tofalaria.ru, где можно заказать и вертолет, взять на прокат спутниковый телефон и т.д. Но подороже будет.
По отъезду: можно сплавляться и до Нижнеудинска, но лучше сойти в п.Порог, откуда идет рейсовый автобус до п.Нижнеудинска. Там хорошее место для антистапеля, магазин, столовая и другая роскошь цивилизации. Сход с маршрута в п.Алыгджер чреват затратами на самолет.
По ПСО: в Нижнеудинском районе его нет. За штампиком надо было бы ехать в г.Иркутск. Заявка и доклад о следовании по маршруту непосредственно председателю МКК Иркутской области Измайлову Л.Д. снимали эту проблему.
Медицинские учреждения есть в Верхней Гутаре (врач - жена каюра Морозова), Алыгджере и, естественно, в Нижнеудинске.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийно сойти с маршрута до момента стапеля лучше в обратном направлении пути. Потом аварийно сходить лучше в Алыгджере, куда можно прийти и пешком, так как вдоль левого берега есть нахоженная тропа (на устье р.Сардык-Ой она уходит по его руслу, поэтому от порога «Сардык» до начала Нижнего каньона придется несколько км идти без тропы и с перепадом высот). В п.Алыгджер есть медпункт, связь и возможность улететь самолетом. Дальше поселка можно пользоваться моторками местных жителей в любом направлении. Связь есть в п.Нерха и п.Хадама. Туда можно дойти пешком. Далее п.Хадама идти пешком по аварийному выходу нет смысла, так как на моторках там ездят все жители и это там основной транспорт. На моторке в п.Порог.
Изменения маршрута и их причины.

На один день сократили длительность похода, но это получилось из-за попыток наверстать задержку заброски (каюр пришел на сутки позже) – вошли в ритм, а потом снижать темп никто не захотел (жалобы экипажа Ларюшин-Кузьмин на плохую рыбалку учитывать считаю неуместным).
График движения.

Дни пути Дата Участок маршрута Км Препятствия Время движения Метеоусло¬вия
1 2 3 4 5 6 7
1 04.07 п. Нижнеудинск - N54*10`53,7`` E097*55`48,1`` автотранспорт 9 ч. 30мин. переменная облачность
9 баллов, дождь
2 05.07 N54*10`53,7`` E097*55`48,1`` - N54*05`16,9`` E097*17`35,0`` автотранспорт 3 ч. 20 мин. Солнце, ливень, переменная облачность
5 баллов
3 06.07 Вынужденная дневка переменная облачность,
5 баллов,
периодический дождь
4 07.07 N54*05`16,9`` E097*17`35,0`` -
N53*58`27,5`` E097*09`47,4`` 20 5 ч. 45 мин. переменная облачность
8 баллов,
кратковременная морось
5 08.07 N53*58`27,5`` E097*09`47,4`` -
устье Хатаги 28 7 ч. 50 мин. переменная облачность
2 балла
6 09.07 стапель,
устье Хатаги –
устье Нижней Хонды 26 Шиверы, прижимы, пороги не выше 3 к.с. 6 ч. переменная облачность
2 балла
7 10.07 устье Нижней Хонды –
N53*36`02,1`` E097*48`49,6`` 50,5 Шиверы, прижимы, пороги не выше 3 к.с. 7 ч. 25 мин. переменная облачность
5 баллов, ливень
8 11.07 N53*36`02,1`` E097*48`49,6`` – устье Хана 17,5 Пороги 5 к.с. «Хангорокский», 4 к.с. «Байгэрский» и «Сардык».
Шиверы, прижимы, пороги не выше 3 к.с. 6 ч. 40 мин. переменная облачность
9 баллов
9 12.07 устье Хана – 4-я ступень Нижнего каньона 5 сплав, 1 пешком Пороги 5 к.с. «Ханская щель», «Макбет», «Ворота», 4 к.с. «Кривой» 5 ч. 10 мин. + 3 ч. 30 мин. облачность 8 баллов, ливень
10 13.07 дневка дождь, облачность
8 баллов
11 14.07 4-я ступень Нижнего каньона – п. Алыгджер 3 пешком, 7 сплав облачность
8 баллов, кратковременный дождь
12 15.07 п. Алыгджер - устье Бочактой N53*49`56,6`` E098*28`18,9`` 48 Шиверы, прижимы, пороги не выше 3 к.с. 6 ч. 40 мин. переменная облачность,
2 балла
13 16.07 устье Бочактой N53*49`56,6`` E098*28`18,9`` – устье Чёрной N53*59`33,1`` E098*50`53,6`` 45,5 Шиверы, прижимы, пороги не выше 3 к.с. 7 ч. 10 мин. облачность 5 баллов, эпизодический ливень
14 17.07 N53*59`33,1`` E098*50`53,6`` - N54*20`20,2`` E098*51`14,4`` 61,5 Шиверы не выше 2 к.с. 7 ч. 10 мин. облачность 5 баллов
15 18.07 N54*20`20,2`` E098*51`14,4`` - N54*29`39,7`` E099*08`50,8`` 61 Шиверы не выше 2 к.с. 8 ч. 50 мин. облачность 10 баллов
16 19.07 N54*29`39,7`` E099*08`50,8`` - п. Нижнеудинск 20 Шиверы не выше 2 к.с. 3 ч. 20 мин. облачность 4 баллов, эпизодический дождь
Итого 394
Техническое описание прохождения группой маршрута.

04.07.07.

Погрузка в машину. Погрузка в машину.
Перечитываем лоцию реки. Перечитываем лоцию реки.
Дорога. Дорога.
Приехали на 53-м поезде. Поезд опоздал на полчаса. Время прибытия поезда по расписанию в 09-13 по местному.
Машины все равно нет, хотя обещали подать за полчаса до поезда. Подошел местный житель Алексей Уськов, с которым Руслан обговаривал наш приезд. Вот они оба и пошли к водителю за уточнением сроков выезда. Оказалось, что коммерсант рассчитывал на московский поезд. Машина еще не готова. С ждвокзала на УАЗике перевез нас к себе во двор. Съездили на закупку «скоропортящихся» продуктов (типа – хлеб). УРАЛ был готов только к 12-00. Перекусили и в 12-20 выехали. Потом в пути перекусом же и обедали.
Финишировали в 23-20. В пути 11 часов, из них около полутора часов перекуров. Место стоянки GPSточка №70 957 м N54*10`53,7`` E097*55`48,1``.
Погода: С утра была облачность 10 баллов, а в 12-00 пошел дождь. К 16 часам прекратился. Выглядывало солнце. Но после 21 часа опять облачность 9 баллов. Уровень реки Бирюса ниже среднего.
Настроение команды – бодрое.
05.07.07.

Групповое фото у машины. Групповое фото у машины.
Вечернии посиделки. Вечернии посиделки.
Подъем в 7-00 и сразу завтрак. Выехали в 8-00. В 11-20 мы уже на Катышном. Пасутся много лошадей, но нашего каюра, Андрея Морозова, нет. Геннадий вместе с водителем тоже остаются ждать Андрея. Геннадий пытается организовать бизнес по доставке людей и кооперируется с Морозовым.
Обед в 14-00. Наших лошадей всё нет.
В 16-20 подъехала группа на Казыр. Шесть человек. Заплатили за бортовую машину 23 тысячи. По сравнению с нашей: фургон, куда вместится группа из 16 человек (две из четырех скамеек мягкие), всего за 18 тысяч. Проблема у нас все-таки была: укладывание рюкзаков, чтобы не кидало по всему салону.
14 пасущихся лошадей дожидаются не только группу на Казыр, но и опаздывающих киношников, решивших снимать какой-то местный перевал.
За каждую лошадь по 900 в день (550 туда и 350 обратно). До Казыра им 5 дней. Меньше 5 лошадей им давать отказались, хотя весь груз не более чем на 4 лошади. В итоге пошли на 6 лошадях. Учитывая, что двое из шести – пацаны лет двенадцати, приемлемо.
Геннадий Андрея так и не дождался, передал записку. Его координаты ann87@yandex.ru, сотовый 9501168152, базовый 395117-57418.
Ларюшин и Хлобыстин поднялись на ближайшую вершину для фото и видеосъемки.
С утра облачно, потом солнце. В 17 часов пошел ливень, сменившийся солнцем.
Засиделись допоздна под гитару, пока в 23-30 не стемнело.
06.07.07.

Всадница Аня. Всадница Аня.
Завтрак был готов к 7-20, но кушали по мере подъема. Аня аж в 12-00. А к 14-00 она как дежурная уже приготовила сайровый суп. Который уже ели одновременно. Солнце так жарит, что кушали под тентом.
Ларюшин рвется на Мурхой на рыбалку. Наличие в раскладке сайры сильно затронуло его достоинство как рыбака. Но разделяться на микрогруппы резону пока никакого нет.
После обеда сходили к каюрам. Еще утром Алексей насчитал 11 лошадей. А 14 минус 6 не 11. Каюров оказалось пятеро. Пятый и привел с собой трех лошадей, и свободен. Договорились, что если к утру Андрей не приходит, то 500 за день туда и 500 за день обратно плюс 2000 за каюра на весь путь следования. Аня заодно покаталась на лошади. Но лошадь без идущего впереди человека идти ни в какую не хотела. Пришлось ходить сперва каюру, а потом Алексею.
Около 19 часов пришел Андрей Морозов. При первой же встрече проявил себя мерзким типом. Бракар спросил его не Морозов ли он. Тот ответил, что вон тот Морозов. На последней лошади сидел парнишка лет десяти. Исходя из такого поведения на встречу с каюром пошел Алексей и Руслан.
Действительно, каюр оказался барыгой. На вопрос о задержке утверждал, что и сам по два дня группу ждал и тут ничего странного нет. Если бы брода через речку подтопило – он бы еще три дня к нам шел. Выходить сразу же вечером отказался, так как 11 часов лошади в пути. Получалось, что только утром из дома вышел.
По цене 500 туда и 400 обратно за каждую лошадь в день. За каждого каюра 500 в день. Привел он шестерых лошадей (всего восемь с жеребенком и одногодкой). «Сколько надо, столько и берите,»- единственное в чем не стал давить на нас каюр. Но вес не более 70 кг на лошадь. И вес должен быть равномерно распределен на две поклажи (и по объему и по массе).
Больше всего не понравилось утверждение, что если будут какие-то заминки в пути следования, то он с лошадьми разворачивается и уходит. По времени выхода на следующий день тоже определенности никакой не дал. «В пять же вы не выйдете. А там увижу движение и приду».
До устья Хатаги 2,5 дня, но платить все равно за шесть дней и быстрее он не пойдет. Вот такой вот расклад.
Вернувшись в лагерь и обсудив распределение груза сошлись на пяти лошадях. Изначально планировали по лошади на экипаж, но у Алексея тяжеловатый кат и малонесущий член экипажа. Полторы лошади не возьмешь. Тема об отдельной лошади наезднице Ане была закрыта утренней тренировкой – седло оказалось неудобным.
Поужинали, уложили вещи для погрузки, поиграли в карты.
07.07.07.

Готовы к погрузке на лошадей. Готовы к погрузке на лошадей.
Караван. Караван.
Переправа каравана. Переправа каравана.
На крейсерской скорости. На крейсерской скорости.
Караван профиль. Караван профиль.
Завтрак в 7 утра. К 8 уже все собраны. Пришли к каюру, а он седлать еще не начинал. Две лошади убежали в лес, надо искать. Пошли ждать. Приходит, типа, мы должны до домика перенести все свои вещи – ему там увязывать удобнее. 100 метров не 42 км. Перенесли.
Начал взвешивать баулы и мы выслушали, что если лошади собьют спину придется платить по полной стоимости лошади. Барыга, он и есть барыга. Скидку на то, что конная заброска нами используется первый раз, он делать не собирался. Второй каюр, его сынишка, стоял исключительно для проформы. Видно как каюр, он и делать то ничего не умеет.
Новостью для нас оказалось, что нести весла и трубы придется в руках. Вот и пригодились «поллошади». Самые тяжелые рюкзаки были выявлены у Хлобыстина (но он еще в переписке предупреждал, что свой рюкзак понесет сам) и у Ларюшина (отказался отдавать наотрез – но ему потяжелее и надо, чтобы не закрадывалась мысль уже сегодня рыбачить на Хатаге). Третим супертяжеловесом оказался Николай. Ранее он ходил только с Русланом и среди остальных защиту найти не смог бы, поэтому рюкзак был отобран и вручены трубы. Сопротивлялся он не долго. Тем более что рама от его ката, а рамы кулика и тритонов вмещаются в транспортные упаковки.
Весла несли все свои сами. Кто в руках, кто в рюкзаках.
Вышли в 10-00.
Руслан, боясь, что каюр будет тормозить по любому случаю, предложил направляющему вставать кому-то из нас – может темп будет выше. Темп оказался действительно высоким. У нас то более менее все спортсмены, а с матрасниками у Морозова по «заминкам» действительно могли возникать конфликты.
Первый перевал имеет крутой спуск и широкий брод(метров 30, но ниже колена). Переправившись в 11-20, отдохнули. Поели прошлогодней брусники. Каюр подтянул на всех лошадях груз.
Подкаюрчик занимался тем, что учил шестую лошадь ходить под седлом с седаком, то есть ехал на ней.
За этот день прошли еще три брода, из которых последний пришлось переходить таджикской стенкой. Жеребенка потоком снесло, но одногодка крупом его перехватила – выбрались вдвоем парой метров ниже. Из нас сперва Руслан и Николай переправились. Потом они провели Аню и Алексея. Лучегорцы прошли втроем, Витя в одиночку при страховке читинцев.
В 14-25 встали на обед. Все были вымотаны, так как шли четыре с половиной часа почти без отдыха (по 5 минут на перевале и после первого брода как-то не особо восстановили сил). В отличии от описаний челночных групп, где вещи несли на себе – мы шли по левому берегу, вдалеке от воды у склона, периодически на него поднимаясь.
Алексей сменил свои вещи в рюкзаке на спасжилеты, а консервы переложил в рюкзак Коли. Руслан тоже добавил в тот же рюкзак для массы.
В 15-40 доложились каюру, что пообедали и сложились. Только к 16-59 каюр увязал вещи и мы тронулись в путь.
В 18-20 дошли до хорошего места стоянки с коновязью. Коррелирует с GPS-точкой Цветковой «Устье Аскайлы-Ой» с разницей на 300 метров. Морозов сказал располагаться на ночлег. Мы предположили что далее хороших мест стоянки нет, но позднее убедились, что со следующего места стоянки легко добраться за день, а это потеря каюром в прибыли на целую треть заработка.
Рыбаки несколько часов провели в поисках рыбы, но все безрезультатно. В активе только два хариуса с притока Катышного (Витя первым, потом Андрей), когда мы ждали каюра.
С погодой все в порядке. Весь день полная или частичная облачность. Солнце появилось после 14 часов и вечером. А в 11-20, отжимали носки после брода под моросью.
Вечером сходили на водопад под руководством Руслана (800 метров выше по ручью).
Все требовали быстрее добраться до места стапеля. У Руслана были планы взобраться на пик Поднебесный. Лучегорцы (в лице Виктора Кузьмина, так как он обговаривал за них нитку маршрута) были категорически против. Если бы выкраивались дополнительные дни – можно было бы обсудить. Даже не учитывая это, всем хотелось наверстать день задержки. Как специалисту в области коммуникации дело было поручено Алексею. Он единственный никуда не спешил, но со своей задачей справился. Оказывается не надо было уменьшать сумму выручки каюром и вставить между фразами упоминания во-первых о том, что у него же не те клячи, что привели для киношников, а действительно ухоженные лошади, а во-вторых, что Геннадий через Уськова пытается наладить бизнес и всем заявляет, что работает только с лучшим каюром района Андреем Морозовым. После их разговора Алексей заверил, что за день до места стапеля дойдем и без аврала.
08.07.07.

Снимаемся с лагеря ночевки. Все ждут увязки вещей каюром. Снимаемся с лагеря ночевки. Все ждут увязки вещей каюром.
Одногодка и жеребенок путаются под ногами у туристов. Одногодка и жеребенок путаются под ногами у туристов.
Чуть отдохнули и в путь. Чуть отдохнули и в путь.
Караван профиль. Караван профиль.
Группа отдыхает. Группа отдыхает.
Посиделки. Посиделки.
С утра светит солнце. Аня спит и завтракать не стала. С каюром обговорили выход между 9 – 10 часами. Сами позавтракали в 7-10, так как дежурят лучегорцы, а они «жаворонки». В 9 часов лошади еще не начинались седлаться.
Вышли в 10-46. Сразу брод. Мест стоянок достаточно по дороге. Самая первая – оборудованная (GPSточка №76). Поднимаемся планомерно. Идем с гораздо меньшим темпом, чем накануне. Каюру наплевать на туристов – он останавливается только поправить груз и идет дальше.
К 13-42 дошли до хорошего места стоянки перед перевалом и пообедали. Устали. Отдых лошадей сопряжен со снятием груза ослаблением подпруги, что не позволяет сократить обед до человеческого минимума.
Вышли в 16-00. Погода солнечная, но не жарко.
В 20-55 на место стапеля добрались Алексей, Анатолий и каюры с лошадьми. Остальные свернули посмотреть водопад и видно заблудились.
По приходу всех первым делом расплатились. 19500. Оказывается каюру Алексей несколько раз подтверждал, что «гнилого базара с нашей стороны не будет», предлагал сразу отдать деньги, но у каюра свой принцип «оплата по факту доставки».
Предложение Стабровского о немедленном стапеле натолкнулось на волевое решение Бракара: на первую половину дня назавтра стапель, а после обеда старт. Алексей столько лет прожил, а о том что после пешей заброски это дело надо обмыть сообразить не смог. При общем согласии: каюров за стол не пригласили.
Заполночь все еще пели песни.
09.07.07.

Руслан занят стапелем. Руслан занят стапелем.
Бракар и Овсюк стартовали. Бракар и Овсюк стартовали.
Устье Тер-Яги. Начало клевать. Устье Тер-Яги. Начало клевать.
Ремонтные работы. Ремонтные работы.
Подъем в 8-25. Завтрак. Стапель. Обед.
Вода в Хатаге уменьшилась по сравнению с вечером наполовину.
В 14-00 стали увязываться и в 15-00 вышли. Лучегорцы, читинцы, владивостокцы. На шивероперекате соблюсти походный порядок не удалось. Все немного, но сидели на камнях.
Пройденные препятствия:
№1. Длинная шивера, сплошь забитая камнями. Ширина русла до 70 м. Вода фильтруется между камней, можно перейти с берега на берег. В конце шиверы русло сужается до 20 метров, и река входит в каньон.
№2. Верхний каньон. Длина около 1 км. На входе в каньон - шивера средней сложности, далее в каньоне на протяжении 1 км несколько несложных шивер, как правило, на поворотах реки с прижимами на скалы.
№3. Простая шивера. Расположена перед устьем реки Верхняя Хонда. Длина около 1 км. 4. Простая шивера.
№5. Шивера за устьем Тер-Яги, представляет собой простой слив с валами до 0,5 м.
№6. Легкая шивера за притоком № 11. Валы до 0,5 м.
После 16-00 безоблачное небо затянуло.
В 21-05 не доходя 100 метров до устья Нижней Хонды встали на стоянку. Осмотрели два домика, баньку – никого нет. Лагерь все же разбили на берегу.
Вода в Уде при старте была средней, но после устья Чело-Монго стала выше средней при сохранении своей прозрачности.
Прошли за 6 часов (включая стоянки для рыбалки) 26 км. На следующий день планировали 56 км и встать перед Хангароком. Опять, как и в прошлом году, коррективу внес кат Руслана – травит, надо искать брешь и клеиться. А кат то у Руслана новый, тот тоже был новым, но после похода он его продал. Дежавю какое-то.
Лучегорцы и читинцы наперегонки облавливали все притоки и ужин был рыбным. Особенно много поймалось в устье Тер-Яги. На «рынке» снастей стал высоко цениться местный овод. Владивостокцы заделались в энтомологов.
10.07.07.

Все чистят рыбу. Все чистят рыбу.
Приютивший нас домик. Приютивший нас домик.
Микрогруппа лучегорцев вышла в 11-20. Но вторая микрогруппа, выйдя на 20 минут позже обогнала перевую на первом же перекате. Рыбаки стали облавливать не только притоки.
Стоит отдельно отметить, что в лоциях наших предшественников как-то нет упоминания, что от Тер-Яги до Эдена сплошные плесы. 56 км за день так сделать трудновато.
Устье Эдена читинцы, идущие теперь первыми, успешно проскочили, а там собирались все обедать. Место там действительно для обеда не очень. Обедали на Кедровом. Все вместе собрались только к 15-40. Суть до дела почистили всю пойманную рыбу.
Вышли в 17-00. Стал накрапывать дождик. Ларюшин предложил из-за погодных условий зачалиться нам пораньше, около 20-00. Но дождь полил не слабый. И с 19-00 Аня стала искать место с избушкой. До этого их было достаточно. А тут только к 19-45 на правом берегу, что и с воды не рассмотришь. В 20-05 подгреб последний экипаж. Дождь лил как из ведра до 22-00.
Пройденные препятствия:
№7. Шивера на левом повороте за устьем реки Нижняя Хонда. На 60-ти метровом участке падение воды – 1 м.
№8. Простая шивера. Проходить следует под правым берегом.
№9. Простая шивера.
№10. Простая шивера. Идти правой протокой.
№11. Легкая шивера. Идти слева, так как справа галечная отмель.
№12. Простая шивера, расположена чуть ниже острова. Идти правой протокой, так как слева мелко.
№13. Простой слив с валом до 0,7 м. легко обходится слева.
№14. Простая шивера, тянется почти до конца прямого участка, где можно причалить на правый берег для разведки порога № 15.
№15. Порог. Ориентиры: плес на левом повороте за шиверой № 14 и высокий скальный отрог, в который упирается плес. Нижняя часть отрога заросла лиственницей. Приток № 20 фильтруется в грунте и с воды не виден. В конце плеса, в правой половине русла лежат два камня. Заходить лучше слева от них. Две струи – центральная и правая береговая – сходятся чуть левее трех обливных камней, образовывая порог. За камнями – пенный котел. Слева чистый проход. В 15 метрах ниже подводных камней торчит "зуб". До него тянется правая вспененная часть слива. Между камнями проход не более 5 м.
№16. Простая шивера. Идти правой протокой.
№17, №18, №19. Простые шиверы. Ходовые протоки просматриваются с ходу.
№20. Шивера в протоках. Идти правой.
№21. Простая шивера. Проходить справа от большого острова.
№22. Легкая шивера. Идти левой протокой.
№23. Длинная шивера. Вал до 0,8 м. Просматривается сходу.
№24. Шивера. Лесистый остров делит русло на две протоки. Правая мелкая. Идти левой протокой под левым берегом, т.к. в русле много камней.
№25. Легкая шивера. За ней остров – идти справа.
№26. Легкая шивера. За ней островок – идти слева.
№27, №28. Простые шиверы. В конце мель, за ней прижим.
№29, №30. Несложные шиверы. Просматриваются сходу.
№31. Порог. Подводные камни и простой слив. Проход намечается с ходу.
№32, №33, №34, №35. Простые шиверы. Просматриваются с ходу. Против устья ручья Пидопе галечная отмель. Проход слева.
11.07.07.

Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 1. Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 1.
Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 4. Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 4.
Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 7. Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 7.
Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 9. Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 9.
Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 12. Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 12.
Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 14. Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 14.
Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 16. Лучегорцы проход Хангорокский порог. Часть 16.
Бракар и Овсюк на страховке с воды. Бракар и Овсюк на страховке с воды.
"Ферзь" проходит Хангорокский порог. Часть 1. "Ферзь" проходит Хангорокский порог. Часть 1.
"Ферзь" проходит Хангорокский порог. Часть 2. "Ферзь" проходит Хангорокский порог. Часть 2.
"Ферзь" проходит Хангорокский порог. Часть 5. "Ферзь" проходит Хангорокский порог. Часть 5.
Палатка на фоне "Ханской щели". Вечер. Палатка на фоне "Ханской щели". Вечер.
С 5 до 6 лил дождь. Выходить не торопимся, ждем когда рассеется туман. Рыбаки стартуют раньше. Читинцы и владивостокцы в 10-49. Приток справа и лучегорцы уже не впереди. Читинцы не выдержали, тоже зачалились. Владивостокцы завернули за поворот и вот он порог «Хангорокский». Осмотр и страховка с левого берега - в притоке Хангорок рыбку не половишь (далеко возвращаться после прохождения порога, а до прохождения приток не виден – только по GPSточке).
Порог осматривали долго. Ларюшин кидал ветки. Как не ему намечать лучший путь прохождения? Аня принципиально первой не ходит, поэтому Ларюшин-Кузьмин – самый сильный экипаж.
Путь прохождения: Старт с левого берега – напротив впадения Хангорока. Выход на середину русла. Первый обливной валун обходится слева и начинается траверс к воротам полуобливняков у правого берега. Далее держаться правого берега и по струе.
Стабровский встал на страховку с берега и рекомендовал идти тандемом лучегорскими экипажами. Потом прошел порог с Русланом по несколько другой траектории (как хотел Руслан – с середины русла не траверсить, а в ворота обливных валунов у левого берега и далее смещаться на прохождение вдоль правого берега), потом с Аней (был красивый проход вдоль левого берега, но предыдущие экипажи это место обошли и Аня не смогла рассчитать свои гребки – пошла по варианту Хлобыстина).
Николай сам отказался от прохождения порога. До этого пороги 5 к.с. проходить ему не доводилось (на Утулике он их обнес), а Стабровский два раза пройти порог был только рад, тем более с Русланом.
Через 10 минут сплава от порога (в 14-10) встали на левый берег к ключу Байгэр. И обед и рыбалка.
15-50 вышли. Через километр порог Байгэрский. Стабровский объявил, что порог троечный с легким проходом слева от чемодана. Но после прохода изменил свое мнение: 4 к.с.. Если прижиматься к чемодану – туда в бочку и затащит, а приняв левее – еле выгребли на струю и ели ушли от зубьев, что вдоль левого берега натыканы. Не менее легким оказался Сардык: сильные валы, заход слева и постепенно перемещались направо. Следом шел еще один «троечный» порог – так он тоже четверочный. Шли по центру без просмотра. Одна из бочек нас даже остановила – пришлось закол дожимать. Следом входная шивера «Ханской щели». Три экипажа с ходу половину шиверы прошли. Благо чалка на правый берег оказалась не затруднительна. Алексей вернулся и дал отмашку Руслану чалиться в начале шиверы. Вещи читинцам пришлось таскать дальше всех – встали лагерем в устье Хана.
19-10. Итого ходовых 6ч 40 мин. «Ханская щель» поставила нас в тупик. К точкам невозвращения мы не привыкли. Решили эту проблему отложить на следующий день и изучить отчеты предшественников более внимательно.
С утра до 17 часов облачность 10 баллов, а к вечеру появились места голубого неба. Уровень воды поднялся на 10 см. Вода помутнела.
В Хане вода малая.
Пройденные препятствия:
№36. Простая шивера.
№37, №38. Средние шиверы. В русле появляются отдельные камни. Можно идти без разведки.
№39. Шивера на плавном правом повороте. В правой части русла лежат отдельные камни, но именно здесь надо идти, что бы причалить на правый берег, как только откроется устье реки Хангорок.
№40. Порог «Хангорокский» (5 к.с.). Расположен сразу за устьем реки Хангорок. (Но километром выше есть еще один правый приток.) Ориентиры: долина реки сужается, высокие скалистые горы подступают к самой воде. Впереди четко видно, как справа в Уду впадает река Хангорок. На длине 1 км расположено три ступени, между которыми можно причаливать.
1-я ступень Хангорокского порога: большие камни в русле. Несколько гряд камней, в конце ступени – навал на камень левого берега. Порог технической сложности не представляет, особого маневра не нужно. За порогом – плес.
2 и 3 ступени Хангорокского порога в техническом отношении значительно проще: отдельные крупные камни и несколько "ворот". Генеральная линия движения проходит в левой половине русла. В конце порога расположен чистый слив с большими стоячими валами до 1,5 м.
№41. Шивера за устьем реки Байгыр. Вал 0,7 - 0,8 м. Проходится без разведки. За шиверой № 41 у правого берега имеется участок стоячей воды с нанесенным древесным хламом.
№42. Порог "Байгырский" (4к.с.). Расположен на Z-образном повороте реки в 0,8 - 1 км ниже устья реки Байгыр. Справа, на входе в порог, расположена небольшая гряда камней. Чуть ниже, в середине русла, лежит огромная глыба, в которую бьет струя. Место для прохождения есть слева и справа, но слева, по большому радиусу -интересней, здесь на участке ниже глыбы вал до 1 м и пенная бочка. Чалка ниже порога в улове правого берега.
№43, №44, №45. Средние шиверы. На них и между ними быстрое течение с валами до 0,8 м.
№46, №47. Порог "Сардык" (4к.с.). Длина – 1 км. Ориентиры: находится ниже устья реки Сардык-Ой – 1,5 км. Здесь слева к реке вплотную подходит черный скальный отрог, ниже которого на левом повороте начинается порог. Горка из валов и бочек.
В пороге несколько сужений образованных большими камнями, раскиданными в русле на всем протяжении порога. В сужениях сливы до 1 м, валы, бочки. Ниже порога 300 м относительно спокойной воды, далее река делает резкий поворот вправо. Сразу за поворотом начинается входная шивера порога "Ханская щель", протяженностью 250 м.
12.07.07.

"Ханская щель". Ларюшин и Кузьмин. Часть 5. "Ханская щель". Ларюшин и Кузьмин. Часть 5.
Порог "Ханская щель". Бракар и Овсюк. Часть 5. Порог "Ханская щель". Бракар и Овсюк. Часть 5.
Порог "Макбет". Ларюшин и Кузьмин. Часть 2. Порог "Макбет". Ларюшин и Кузьмин. Часть 2.
Порог "Магбет". Бракар и Овсюк. Часть 4. Порог "Магбет". Бракар и Овсюк. Часть 4.
Порог "Ворота". Стабровский и Джигимон. Часть 3. Порог "Ворота". Стабровский и Джигимон. Часть 3.
Порог "Кривой". Бракар и Овсюк. Порог "Кривой". Бракар и Овсюк.
Поднялись в 8-00. К этому времени Ларюшин сходил по правому берегу и убедился, что чалка перед Макбетом к левому берегу есть и он может идти, не опосаясь уйти в следующий порог при оверкиле. Как и в прошлый раз на догон сразу будет готов экипаж Бракара.
В 10-40 началось. Андрей прошел легко. Есть ли отбойник по его прохождению мы не поняли. Ларюшин встал сразу за камнем на страховку. Связь держали по рации. Пошел Бракар. Отбойник есть и хороший. Предыдущие отчеты писались по большой воде в Хане – наверное. Стабровский прошел порог не ахти как, у него даже прослеживается фобия проходить прижимы кормой еще с 2004 года. Читинцы прошли чисто.
«Макбет» просмотрели с левого берега. Заход в порог ближе к правому берегу, потом смещаться к центру и к левому берегу. На выходе зуб. Над ним проскочили как минимум два экипажа (читинцы и владивостокцы), но криминала никакого не случилось.
«Ворота» просмотрели тоже с левого берега. Заход ближе к правому берегу, обходя камни у левого, потом надо смещаться к трети (ближе к левому берегу), чтобы пройти ворота между валуном справа обливной плитой слева. Левее обливной плиты еще валун, но поменьше. С воды из-за валов и брызг эти ворота слаборазличимы. Приходится ориентироваться по небольшому но широкому «холмику из воды» справа и целиться ровно на его левый склон. Несколько бочек.
«Макбет» и «Ворота» проходили в установленной последовательности: «Молния», «Пионер», Хлобыстин, «Ферзь».
Следующий порог «Кривой» Бракар захотел пройти первым. 4 к.с. с просмотром и страховкой с левого берега. Почему нет? Чемодан на входе попытался обойти справа, выгрести не смог. Выровнять на повороте судно не смогли и грамотно подвернули для прохождения слива кормой. Ларюшин попытался показать как обходится чемодан справа, но… обошел слева и ровненько прошел слив. Остальные экипажи попыток обойти справа не предпринимали и нормально проходили.
Ларюшин предложил встать на рыбалку и обед у ручья Верхний Ары-Ой. Стабровский согласился. Зачалились около 14-20. Итого обработка четырех порогов заняла 3 ч 40 мин. Пообедали. В устье рыбы оказалось мало.
Алексей снял у себя с руки ползущего клеща. Насекомых тут по минимуму. Главным образом оводы. Потом мушки, которые лезут в глаза. Очень мало белоножек, комаров и мокреца.
Допивать чай пришлось второпях. Ливневую тучу заметили заранее, но укрыться то некуда. Попрятались в лесу. Через 20 минут поток воды приутих и в 16-00 стартовали в поисках «Сито». Шли только по видимому участку. Плавный левый поворот. Останавливаемся и идем смотреть. Ничего нет. На каты и опять идем до просмотренного места и далее на длину просматриваемого участка с чалкой. Наконец-то нашли конкретные валуны. Но и тут ничего пятерочного. Однако по итогам консилиума было принято решение, что и есть «Сито». Траектория видна с воды. Можно дать и тройку, с натяжкой четверку (несколько крупных бочек и мощные валы). Прошли походной колонной (первый страхуется тандемом, последующие с воды прошедшими экипажами, только после сбора всей команды стартует авангард).
Продолжаем поиски порогов. На этот раз «Сторожевого». Обнаружен бом за воротами между валунами, даже слива нет. Это не порог, но мы не удивляемся – может вода такая? Теперь поиск предводопадной шиверы. Найти труда не составило, а вот начало тропы… Ларюшин скребся у левого берега, осторожничал. Бракар же пошел по центру, обогнал точно зачалился у начала тропы. Аня слишком осторожничала и пришлось «Ферзю» елозить по камням следом за Ларюшиным.
Пройденные препятствия:
№48. Порог "Ханская щель" (5к.с.). Длина – 150 м. Порог начинается в 50 метрах выше устья реки Хан. На входе уклон заметно возрастает. В русле отдельные камни, по основной струе вал 0,5 - 0,8 м, далее следует основная часть порога, которая начинается напротив впадения реки Хан. На участке 50 м сливы 0,5 - 1 м, с левой стороны мощная бочка образованная сливом 1 м с подводной плиты, через 5 метров река делает резкий поворот на 90о влево, врезается почти всем потоком в скалу правого берега, не образуя отбойного вала и входит в каньон с высотой скал до 100 м, где затихает в глубоком плесе. С левой стороны на входе в каньон половину русла перегораживает большая глыба, мешающая войти в каньон слева и оставляющая проход справа 5 - 6 метров. 30 % потока при врезании в правобережную скалу отбрасывается вправо, образуя большое улово-ловушку между скалой и бурным потоком впадающего Хана. Река Хан впадает мощным потоком и выше по руслу представляет сложный порог с большим падением.
В наше прохождение маловодный Хан не выдавливал поток Уды, а присоединялся к нему. Поэтому улова-ловушки не было. Зато был достаточный отбойник. Сочетание подводных плит и валов все равно не делает порог ниже 5 к.с.. Кроме первого экипажа, всех страховали из улова под правой скалой.
Далее - чалка к пологим скалам правого берега.
№49. Порог «Макбет» (5кс.). Длина – 200 м. Находится 150 метров ниже порога "Ханская щель". В русле большое падение. На входе русло засорено полуобливными камнями, далее в сужении метровый слив с последующей бочкой. Ниже 15 метров, в русле большая глыба, на которую идет навал воды, основной проход справа. Ниже глыбы мощная бочка и далее на выходе вал до 1,5 м.
№50. Порог «Ворота» (5к.с.). Начинаются через 200 м ниже порога "Макбет". Прохождение по центру русла. Далее плес 150 м, за которым следует несложная шивера, которая на правом повороте реки переходит в препятствие № 50.
Прохождение по центру русла, ориентируясь на мало заметный водяной холм справа – дабы пройти но его левому краю (это был ориентир слива между двух обливных валунов).
№51. Порог "Кривой" (4к.с.) Основная струя в пороге уходит ближе к левому берегу и сливается с полуобливной плиты, образуя между плитой и правым валуном узкий пологий слив высотой 1 м. за сливом струя валит на обливной камень. Прохождению порога справа мешают камни входной шиверы. За порогом плес. Далее река делает длинную петлю влево, на которой расположены две несложные шиверы
№52. Простая шивера. После нее плес, на котором можно зачалиться к правому берегу для осмотра порога "Сито".
Чалились к левому перед входом в порог.
№53. Порог "Сито". Русло засорено на протяжении 300 метров большими камнями. Ниже порога плес. За плесом начинается мелкая длинная шивера.
Прошли с разведкой, так как упорно искали порог 5 к.с. (по некоторым описаниям) на этом участке – выше 3 к.с. он не тянет в нашу воду: валы есть, а вот камни все на левом берегу. Надо идти по струе.
№54. Шивера с большим количеством камней, переходящая в несложный порог "Сторожевой"
№55. Порог «Сторожевой». Средней сложности. Проход по центру, затем небольшой плес и гряда крупных камней с широкими проходами. Сразу после порога слева – бом высотой около 300 м. под бомом участок с быстрым течением, за бомом метров через 150 начинается осыпь.
От осыпи до начала входного порога в «Нижний каньон» тянется полукилометровая несложная шивера.
№56. Шивера, переходящая в сложный входной порог первой ступени каньона. Шиверу желательно осмотреть и наметить место чалки у левого берега. Проблем с прохождением и чалкой не возникает. Расстояния достаточно большие и поэтому «влететь» в предканьонный порог можно только очень «постаравшись».
По левому берегу идет хорошая тропа обноса, которая приводит к месту стоянки – большой поляне ниже 4-й ступени, после впадения р.Тоз-Ой.
С 17-30 до 21-00 обносили вещи до места лагеря над четвертой ступенью каньона. Тропа набитая. Максимально один сделал четыре ходки.
Послеобеденный ливень полностью прекратился еще до нахождения «Сита», а вот начавшийся на третьей ходке – шел до утра.
Итого получается 3 ч 40 мин на пороги, 1 ч 30 мин на последующий участок и 3 ч 30 мин на обнос (четыре ходки на 680 метров).
Только Руслан успел сделать вечерние фотки первых ступеней каньона.
13.07.07.

Ступени в приближении. Ступени в приближении.
Третья ступень каньона. Третья ступень каньона.
Алексей на фоне ручья над седьмой ступенью. Алексей на фоне ручья над седьмой ступенью.
Всю ночь идет дождь. Утром на один час дождь прекращался.
Виктор не нашел в своей палатке желающих встать так рано как и он и снять с него присосавшегося клеща. Операцию проводил Стабровский. По дальнейшим наблюдениям пострадавшего клещ оказался не инцефалитным.
На завтрак подняли после 10 часов. Идти смотреть пороги желающих не оказалось. До обеда решили отлежаться в палатках. Хорошо иметь два тента. Большой обеденный для группы и костровой.
Принято решение на обнос каньона за 13-ю ступень. Осталось найти эту ступень и определиться с местом стапеля и возможного лагеря.
После обеда пошли искать. И убедились, что обносить так весь каньон. И проходить отдельные пороги каньона сопряжено с вытаскиванием катов по отвесному скальнику. Идти, так с места лагеря – там есть выход на площадку, где можно стапелиться. Но это проходить все ступени с пятого по четырнадцатый.
На окончании каньона есть хорошая поляна.
От местных жителей территория не свободна. Метров в 400 все время ночевал паренек-охотник. К окончанию каньона подходит проселок с Алыгжера.
14.07.07.

Подъем в 8 часов. Перебазирование лагеря, потом перенос вещей. Аня готовила обед уже на месте стапеля.
В 18-30 отчалили. Час ходу до Алыгжера. Лучегорцы сходили в магазин и расспросили про пещеру. Лагерь разбили на левом берегу, в распадке, где пещера.
Итого за день пешком 3 км и по воде 7 км.
Погода пасмурная, пару раз проглядывало солнце. После ужина пошел дождь, была радуга, закат красный.
Вода падает.
15.07.07.

Бухта для ночевки. Бухта для ночевки.
Подъем в 8 часов. Завтрак и группа уходит на поиски пещеры. В лагере остались Анатолий и Оля. По рассказам надо идти по распадку – слева отсчитать второй минираспадок и искать ближе к вершине. Все облазили и не нашли. Вернулись и в 12-00 пообедали. Выходили на воду по мере сбора, «Ферзь» вышел последним в 14-00. Но легко обогнал всех – у всех остальных была задача не быстрее куда-то дойти, а поймать ленка.
В 20-40 встали лагерем. Хотели встать в 20-08, но медвежье дерьмо нас насторожило.
Итого 6 ч 40 мин ходового времени 48 км. Из пройденных порогов понравился только «Три бандита» который тянет на 3 к.с., а «Красный камень» - 2 к.с., а вот всякие «Бабы» - порогами не выглядят вообще, просто скальные красивые берега и быстроток.
Облачность 2 балла, но сильный холодный встречный ветер.
За день менее десятка хариусов. Неудачный день для рыбаков.
Вода падает. Около 10 см за день.
Стабровский поставил палатку слишком близко к воде, но паводка не наблюдалось.
Пройденные препятствия:
№58. Короткая шивера. Идти центром. Вал до 1 м.
№59. Шивера. Проходить в направлении с правого мыса на левый. Вал до 1,5 м.
№60. Шивера. Длина около 400 м, первую половину идти центром, затем переместится в левую часть русла. Вал до 1,5 м.
№61. Шивера 3-х ступенчатая с большим количеством камней. В конце слив с валами 1,5 м.
№62.Порог «Красный камень». Расположен на левом повороте реки, в конце красной правобережной скалы. В центре русла лежит большой обломок скалы, левая протока – это чистый слив с камнем в конце, справа метровый слив. Разведка по левому берегу. Прохождение с левой стороны от скалы.
№63. Короткая шивера. Проходится центром без разведки.
№64, №65 Шиверы. Проходы намечаются с ходу.
№66. Порог «Три Бандита». Образован правобережной скалой, камнем в центре реки и камнем у левого берега. На центральный камень навал воды. Струя раздваивается. Правый слив чистый, широкий и более мощный. Порог короткий, но эффектный. Сразу за порогом широкий и глубокий плес.
№67. Сложная шивера. Очень много камней. Ширина русла в начале шиверы до 60 м. Струя в конце шиверы меняет левый берег на правый. Далее русло сужается до 40 м и начинается порог Джуглымский.
№68. Порог «Джуглымский». Расположен перед устьем реки Джуглым. Образован несколькими каменными грядами, лежащими в левой трети русла. Основная струя идет под правым берегом. Высота вала в пороге до 1,5 метров. Сразу за порогом слева в Уду впадает река Джуглым. За устьем на левом берегу имеются отличные пляжи и поляны для лагеря.
№69. Порог «Джуктырский». Расположен перед устьем реки Джуктыр, на крутом Z-образном повороте. На входе, в начале правого поворота, в русле несколько отдельных камней. Обходятся без напряжения. В конце правого поворота – сильный навал воды на скалу левого берега. Отраженная от скалы вода образует мощный поперечный слив с валами до 1,5 м. Справа большое улово. В конце слива расположен галечный остров. Здесь начинается левый поворот. Вода наваливается на правобережную стенку. Следует отработать влево, чтобы не прижало к скальному берегу за устьем Джуктыра. Порог технически несложен.
№70. Шивера. Легко проходится с ходу.
№71. Камни в русле.
№72. Сильная шивера. Вал до 1,5 м.
№73. Порог «Верхняя Баба». Ориентир: красноватая скала на правом берегу, верхняя часть которой отдаленно напоминает сутулую старуху. За скалой река сужается до 30 метров и сваливается вправо. У правого берега стоит обломок скалы, в который бьет струя. Идти слева от него, далее в основной струе. Слева сильное улово. Держаться по гребешкам волн. На выходе из порога – скальные ворота. Длина порога около 200 метров. Высота валов до 1,5 м.
№74. Порог «Нижняя Баба». Начинается сужением реки со средним сливом. Идти в слив, оставляя слева подводный камень. Далее по валам, держа направление на камни во втором сужении. Здесь обогнуть надводный камень слева, затем по струе подработать ближе к правому берегу.
Прошли с ходу без маневра, так как в нашу воду только скальные берега свидетельствовали о наличии здесь порога.
После порога река делает пологую 6-ти километровую петлю. Красивы скалы левого берега.
№75. Слабая шивера.
№76. Перекат. Ситуация видна с ходу.
№77. Шивера на левом повороте реки.
№78. Порог «Тугурик». Перед порогом ровное, но быстрое течение. Порог открывается на правом повороте. Струя раздваивается. Большая часть воды идет центром, но в конце поворота смещается вправо, наваливаясь на каменистый мыс. Против этого мыса вода падает водопадом 0,6 м. Можно идти здесь, но слева чище и спокойнее.
№79. Порог «Зеленый камень». Расположен 1,5 км выше устья реки Нерха. Справа над порогом возвышается огромная скала, оканчивающаяся «иглой». Порог простой, проходится без разведки.
№80. Порог «Устинский». Расположен на правом повороте после устья реки Нерха. Сильный навал воды на левый берег. Проходится центром правой протоки без разведки.
№81. Слабая шивера. Проходится без разведки.
№82. Порог «Черный Остров». Расположен в одном километре перед устьем реки Большая Шита. Ориентиром может служить конец правобережного скального отрога и темный густой лес на острове, хорошо видимый на подходе. От правого берега идет подводная плита, сливаясь с которой вода образует водопад до 1 м, от плиты идут косые стоячие валы. Левая часть этого потока – слив 0,8 м.
№83, №84, №85. Шиверы. Проходятся без разведки.
№86. Перекат.
16.07.07.

Лучегорцы проходят порог Миллионный. Часть 3. Лучегорцы проходят порог Миллионный. Часть 3.
Тут должен быть порог Баба, одна из трех, но перепада высоты нет Тут должен быть порог Баба, одна из трех, но перепада высоты нет
У каждого россиянина на заднем дворе броневик. У каждого россиянина на заднем дворе броневик.
Хозяйство на базе ЮКОС. Хозяйство на базе ЮКОС.
Обед в беседке. Обед в беседке.
Подъем опять в 8 часов. Старт в 10-30. Последним «Ферзь» в 11-00. До «Миллионного» 6 км первыми прошли читинцы. GPSточка Цветковой разошлась с местностью на 400 метров. Поставили точку №96 – место чалки для просмотра порога.
Порог оказался слабым. Прошли походной колонной: читинцы, владивостокцы и лучегорцы. Сложно сказать чем можно натянуть до 3 к.с..
В 14-20 зачалились на обед в устье Хайломы. Напротив усадьбы ЮКОСа. Гостеприимные хозяева предложили располагаться в их беседке и пользоваться кухонным инвентарем. Жаль нас не ждали и не оказалось свежей рыбы или мяса – с этим у хозяев проблем нет. Все же остальное завозят хозяева с собой на вертолете. Управляющий с женой из соседней деревни. От баньки скрипя сердцем пришлось отказаться.
Рыбаки по мере сборов отчаливали, а «Ферзь» ушел последним в 16-40. Встретились вновь как и уговаривались у барельефа Грушину. По пути читинцы в Хатаме побеседовали о погоде с местными метеорологами. Потом они же вскрывали гильзу – дабы написать про нашу команду в дневнике.
На реке после «Миллионного» кроме шивер ничего приличного. Рыбалка тоже не складывалась. Сразу за остановкой у барельефа поймались два ленка и хариус. Место стоянки должен был сегодня выбирать Ларюшин как специалист по мышкованию.
От барельефа пошли в 19-20. Первыми лучегорцы. Сзади идущие экипажи услышали небольшой шум – Оля крикнула: «Алексей – фотографируй». А потом послышался большой шум – шумели Оля и Анатолий. Их крик заметили не только мы, но и медвежонок, который ни о чем не подозревая переплывал речку и двигался наперерез кату Ларюшина. Достать фото или видеоаппаратуру никто не успел – только проводить глазами медвежонка к берегу. Десять метров вверх по откосу он пронесся спринтерски и скрылся в лесу.
Встали в 20-30 на левом берегу у притока Черная. И для лагеря не очень удобно и улова для мышкования нет. Множество мокреца и комаров. Дальше и такого места могло не оказаться.
Пройденные препятствия:
№87. Слив в левой части русла. Идти здесь же, так как справа камни.
№88. Шивера.
№89. Простой порог. Без разведки.
За порогом пристать на левый берег к каменным плитам для разведки порога "Миллионный".
№90. Предпороговая шивера. Хорошо видно, как увеличивается скорость течения и свал воды вправо.
№91. Порог «Миллионный». Расположен в конце крутого левого поворота реки. Перед порогом левый берег постепенно поднимается и из валунного переходит в скальный. Правый берег – это две мощные осыпи. Порог образован большим валуном, который лежит в русле ближе к правому берегу напротив осыпи из крупных камней. На валун идет напор воды. Валун делит русло на две части – обе проходимые. Левая часть шире – до 20 м, здесь расположен слив с подводной плиты около 1м высотой и далее чистая мощная струя с валами 1-1,5 м. ниже – глубокий и тихий плес. Разведка и страховка левобережная.
По результатам разведки дали порогу не выше 2 к.с., так как при нашем уровне воды слева от валуна слива воды 1 метр не наблюдалось, на валун навала не было – легко проходилось без маневра.
№92, №93. Шиверы. Все видно с ходу.
№94. Валуны в русле.
№95, №96. Шиверы.
№97. Камни у правого берега за ручьем № 48.
№98. Простая шивера.
№99. Сильная шивера. В одном километре ниже Хайламы.
№100. Сильная шивера.
№101. Слабая шивера.
№102. Перекат.
№103. Сильная шивера. Идти правой протокой.
№104. Перекат сразу за устьем Хунги.
№105, №106. Слабые шиверы.
Справа двумя рукавами впадает река Хадама. Перед устьем большая отмель. Можно идти любой протокой. Ниже устья расположена метеостанция Хадама.
1 км ниже устья ручья Большой Хорхой на скале левого берега виден барельеф Валерия Грушина, трагически погибшего при спасении местных жителей.
№107. Сильная шивера.
С утра облачность 2 балла, а к обеду затянуло до 9 баллов. Перед обедом лил 15 минут ливень, выглянуло солнце и вновь затянуло.
За день ходового времени 7 ч 10 мин.. От Бочактой до Черной прошли 45,5 км.
Вода перестала падать.
17.07.07.

Подъем в 8-00 и сразу завтрак. Экипаж Стабровского после этого пошел досыпать. Встали в 10-00 и вышли в 10-50. Читинцы стартовали в 9-30, лучегорцы в 10-10.
Облачность переменная весь день. То все небо затянет, то целый час солнце. Дождя не было.
Обедали с 16-30 по 17-00. Если до обеда все практически не гребли, то после обеда решили приналечь и дойти до намеченной точки. Первыми пришли лучегорцы. Читинцы немного припозднились из-за встречи с Усковым: чалились и вели беседу. Владивостокцы прошли мимо и только потом догадались, что лохматый цыган с хобочкой был Усковым. А Алексей для юбилея тещи хотел заказать батальное полотно. Сильно переживал: по интернету такие вопросы решать сложно.
Финишировали в 20-40. За 9 ч. 30 мин. ходового времени прошли 61,5 км. План выполнен, но в ущерб рыбалке. Вечером ели рыбу, выловленную и засоленную накануне (Витя шестерых хариусов вечером на месте стоянки).
Пройденные препятствия:
№108. Сильная шивера.
№109. Подводные гряды. Проход слева.
№110. Сильная шивера.
№111. Шивера.
№112. Средняя шивера.
№113. Сильная шивера.
№114. Шивера "Веселая".
№115. Шивера.
№116. Средняя шивера.
№117. Камни в русле.
№118. Перекат.
№119. Скальные выходы. Много крупных и мелких камней. Проходить в правой трети русла.
№120. Порог в левой протоке. Правая мелкая. Левый берег скальный, под ним прижим и сильный слив с валами до 1,5 м. Можно идти без разведки.
№121. Средняя шивера.
№122. Порог «Валунный». Расположен за устьем ручья № 66. От правого берега до середины русла много камней. Струя смещается к левому берегу. По ней и следует идти. Порог несложен. Все видно с ходу.
№123. Шивера. Проходится без разведки.
№124. Остров. Идти левой протокой. Сразу за островом мель. Идти справа.
№125. Средняя шивера. Идти без разведки.
№126. Скальная гребенка в центре русла, проходимая с обеих сторон, но удобней слева.
Одолевают комары и гнус как и на прошлой стоянке.
Вода средняя, но до полной прозрачности не дошла.
Спланировали на следующий день посещение пещеры на горе «Колокольня». Это недалеко от берега. От планов посетить пещеру Черского (на Ипсите) отказались, так как по словам Ускова она может завалиться.
18.07.07.

Читинцы вышли в 9-28 и следом все остальные. В поисках скалы «Колокольня» читинцы шли первыми, так как Усков им хорошо объяснил приметы скалы, а пересказ примет сводился к тафтологии: типа это и есть колокольня. Целый день светило солнце. Попутный ветер чередовался со встречным.Дошли до «Колокольни». Заодно устроили обед с 13-20 до 15-40. Алексей обошел в поисках входа или подхода всю левую сторону хребта, а остальные вели поиски непосредственно на горе «Колокольня», но вход или подход к входу найден не был. После обеда опять в путь. Зачалились около 20-40 на заранее намеченном месте – перед разбоями.
За 8 часов 50 минут прошли 61 км.
Встали на левом берегу, проплыв домики по правому берегу и уйдя за поворот. Вдоль левого берега идет проселочная дорога, а вдоль правого грунтовая – по которой периодически проезжали автомобили.
Пройденные препятствия:
№127. Средняя шивера.
№128. Легкая шивера в начале длинного скального отрога.
№129. Шивера "Злая мель". Проход слева.
№130, №131. Несложные шиверы.
Все последние стоянки кишели насекомыми. Здесь было так-же, но они не кусались – Андрей заявил, что в сосновом бору насекомые не кусают.
Сойти с маршрута планировали 20-го, но Бракар захотел иметь запас времени перед выходом на работу – и «не возражал» от перспективы сойти с маршрута еще 19-го. Учитывая уважение к Анатолию и симпатию к Оле, никто не высказался против. При планировании маршрута обсуждался вариант разделения группы из-за задержки на маршруте. Кроме Бракара и Овсюк все имели запас времени в неделю, но лучегорцы на четверых заказывали билеты на 20.07.07. Владивостокцы и читинцы после обноса каньона могли идти второй минигруппой не в спортивном темпе. Темп получился нормальным всем, а задерживаться на речке подольше фанатов не нашлось. Ежегодную долю адреналина и впечатлений получили, а Стабровскому и Джигимон еще предстояло в августе вернуться живыми из Охотского моря.
19.07.07.

Встали в 07-50. Выходили по очереди с 08-40 по 09-09. «Ферзь» как всегда замыкал. В 12-09 пришвартовались на Пороге. Точка №103. До места автобусной остановки 50 метров – напротив сельсовета с российским знаменем.
Нам сказали, что автобус в 14-00 и в 17-00. Сперва порешали посушиться и уехать на 17-00, но грозовые тучи и капающие капли сподвигли ехать без обеда. В 14-00 мы уже были на остановке. И тут оказалось, что 107 рейс в 14-00 выходит из Нижнеудинска и у нас в запасе полтора часа. Пообедали перекусом.
За 3 часа прошли 20 км. Погода: переменная облачность 4 балла. Дождь был небольшой на антистапеле – всё сразу высохло.
Автобус ПАЗик нас вез полупустым. За 8 человек по приезду на ждвокзал запросили 305 рублей. Брать плату за багаж водитель отказался, сказав, что брать за багаж у них не принято. Всучили ему 450 рублей – 305 из них он отдал кондуктору, стоящему тут-же.
Пока Алексей расплачивался за автобус все сразу рванули в сервисные кассы. Только читинцы в обычные кассы и пока все выбирали, купили себе купе на ближайший поезд. Владивостокцы дожидались снятия брони и вечером решились на купе до Иркутска, а там с пересадкой на поезд Иркутск-Владивосток на плацкарт. Лучегорцы купили купе в том же поезде, где и владивостокцы, но до Лучегорска. При покупке билетов в сервисной кассе билетерши хотели как лучше, а получилось как всегда. Для Стабровского и Джигимон нашли двухместное купе (но не СВ), но сперва оформили Аню. Компьютер не дал возможности продать билет Алексею, обозначив это купе женским. Пришлось им ехать в разных вагонах. Зато при вносе вещей смогли решить проблему избытка вещей. Кто ж из нас знал, что в купе багажных полок гораздо меньше, чем в плацкарте. Классное купе оказалось у Ани. Крайнее с большой г-образной багажной полкой. И ехала она в нем одна. Загрузили ей кат и два рюкзака. Алексей смог к себе взять мелочь и один рюкзак – при том, что трое в его купе ехали почти без вещей. У лучегорцев аналогичная ситуация – спасло двухместное купе Оли и Анатолия (билеты ими приобретались уже в обычных кассах и там с очередностью продажи билетов не ошиблись). Вещи Ларюшина вести в Лучегорск, когда он сам в сторону Москвы к родственникам оказалось делом хлопотным, но главную проблему решил Андрей сам: вещи свои и остальных занес и проследил, что поезд тронулся. Потом проводница спрашивала про Андрея – кто он был? Алексей, назвавшийся старшим и взявший всё на себя, ответил: «Провожающий». Проводницы успокоились, только убедившись в нашем мастерстве по распределению вещей в недрах вагона. Дальнейшая пересадка у Стабровского оказалась абсолютно не проблемная. И дальнейший путь следования назвать приключениями уже нельзя.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Восточный Саян
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 5