Стамбул и Яссида

вид на Султанахмет с моря вид на Султанахмет с моря
в рыбном ресторане на мосту Галата в рыбном ресторане на мосту Галата
Валера вместо растральной фигуры Валера вместо растральной фигуры
свежевыловденный обед свежевыловденный обед
корабли в Мраморном море корабли в Мраморном море
на берегу Яссиды на берегу Яссиды
тропинка на заброшенном острове тропинка на заброшенном острове
Заключительной страницей путешествия стал Стамбул. Это узловая точка всей Турции, мимо которой проехать не получается никак. Сюда слетаются все международные авиарейсы, сюда же (и в Анкару) съезжаются все междугородние турецкие автобусы. Стамбул расположен на противоположном конце Турции относительно Арарата и автобусное расстояние между Догубаязетом и Стамбулом составляет более полутора тысяч километров. Что впрочем турецкому автобусу ни почем. Как и таким опытным автобусным пассажирам как мы. 20 часов и мы в Стамбуле.

В Турции я пятый раз. И соответственно пятый раз в Стамбуле. Надо заметить что ни разу в Анталье, Кемере и прочих подобных местах не бывал. Стамбульские Айя-София и Голубая мечеть уже не манят. Пара обязательных дел в Стамбуле: покурить кальян на Истикляль и покушать свежей рыбы прямо на мосту Галата уже выполнены. Поэтому все прочие достопримечательности отменены в честь наступившего чемпионата мира по футболу. Как ни странно казалось бы куда более импульсивные турки наблюдают за ЧМ менее активно чем грузины. Напомню, что ни турецкой сборной, ни грузинской, ни тем более российской в ЮАР-2010 нет. В самом Стамбуле в пику московской жаре льет вовсю. По улицам бегут мощные ручьи. Тут даже обещалось наводнение, о котором писали встревоженные смски родственики. Действительно, все новостные передачи, вклинившиеся между футбольными матчами показывали антитеррористическую операцию турецких ВС в Курдистане, да затопленные автомобильные тоннели где-то в Стамбуле. Родственники и российские СМИ как обычно все преувеличили. Где-то далеко на окраинах, в стамбульском аналоге московских люберцов действительно залило тоннель и микрорайон построенный на месте бывшего речного русла. Но на темпе жизни остального города это никак не сказывалось.

На второй день пребывания друзья все-таки вытащили меня из расположенного на первом этаже гостиницы бара с телевизором. В этот день мы отправлялись на морскую прогулку по Босфору. Идея в общем-то витала давно, да только проспекты разнообразных мореходных компаний обещали за 3-4 часовые прогулки цены где-то порядка 50-70 евро. А тут ребята просто шли по набережной, увидели надпись на русском языке "Прогулки по Босфору" и договорились по 30 долларов за день.

И вот с утра пораньше, в день когда наконец-то прекратился дождь, мы грузимся в катер. Когда то в докризисные времена у Мустафы (правильно ль я помню его имя??) был настоящий двухпалубный корабль, перевозивший до сотни туристов за рейс. Корабль продал, т.к. туристов стало меньше. Сейчас же наша восьмерка кажется уже битком забила его небольшой катер. Специализации Мустафы - русскоязычные туристы. По-русски он говорит великолепно, да к тому же как и любой порядочный султан имеет трех жен, одна из которых живет в Красноярске, а другая в Коврове. Третья - в Стамбуле, но сейчас уже к сожалению умерла, зато остался сынок. Сын плавает вместе к отцом и исполняет роль юнги и всех остальных матросов вместе взятых.

А отвез нас катер - в совершенно удивительное место. В общем-то прогулка по Босфору как таковая и не состоялась, мы поглазели на застроенные домами берега и возвышающиеся над всем этим Айя-Софию и Голубую Мечеть. Отплыв чуть подальше обнаружилось что мечетей тут нескончаемое множество, а минаретов как минимум в четыре раза больше. Но еще больше впечатлила бесконечная россыпь кораблей различного назначения и тоннажа. Если посмотреть совсем сверху, то будет похоже словно кто-то щедро рукой высыпал шелуху от семечек на просторы Босфора и Мраморного моря.

Место назначения - Принцевы острова. Сегодня суббота, а данные острова - излюбленное место отдыха стамбульцев. Но ожидаемой толпы отдыхающих нет, небывалые для конца июня дожди и холода, в итоге стамбульцы отдыхать на острова не плывут. А наш остров, в полутора часах неспешного катерного хода, и вовсе оказался совершенно  необитаем. Называется он Яссида. Когда-то давно тут была тюрьма. Прямо как Алькатрас. Потом новая власть, амнистия, тюрьма пришла в запустение, а с ней вместе и весь остров. Население составляют четыре немецких овчарки и постепенно уничтожаемая овчарками популяция кроликов.

Мы проводили время бродя по заросшим тропинкам, катакомбам и полуразрушенным зданиям, собирая бесчисленные желтые сливы, ныряя с обычным полиэтиленовым пакетом на дно в поисках рапанов и мидий, которых тут оказалось бесчисленное множество. После брождений и ныряний из пойманного прямо на месте Мустафа приготовил нам совершенно обалденный обед. Мы еще немного позагорали, пронырнули архистремным образом под полуразрушившимся пирсом и отправились обратно в Стамбул. Для большего удовольствия Мустафа совершенно не запрещал прыгать с кормы судна в воду и ухватившись рукой за лестницу "полоскаться" в морской воде. На большую стамбульскую землю вернулись как раз к четвертьфиналу Гана-США.