В августе 2011 пройден 250-километровый пеший маршрут по Полярному Уралу. Одной из основных целей похода было знакомство не только с новым районом, но и с бытом оленеводов. Обе задачи удались как нельзя лучше. Хотя - и не совсем без труда...
 

Долина Пайпудыны Долина Пайпудыны
Верховья Пайпудыны Верховья Пайпудыны
Верховья Пайпудыны 2 Верховья Пайпудыны 2
Вдали - озеро Большая Хадыта Вдали - озеро Большая Хадыта
Верховья Большой Усы Верховья Большой Усы
Две радуги Две радуги
Дождь Дождь
Изба ушла, а печь осталась Изба ушла, а печь осталась
Исток Хадыты Исток Хадыты

 Который уже день я бреду по чавкающей тундре, набрякшей от многодневного дождя, и весь свой мир несу на себе – одежду, продукты, посуду, газ. Потому что здесь ничего нет, кроме камней, ручьёв и мха. Мы ежедневно стремимся куда-то прийти, но всюду, куда мы ни придём, будет одно и то же: поиск сухой площадки, установка палатки, наполнение кастрюльки водой, включение примуса. За эти дни мы научились использовать все свои ресурсы: каждый шнурок, пакетик, крошки печенья. Даже тепло выдыхаемого воздуха, и оно используется для обогрева внутреннего объёма спальника. Самое неприятное – это утром надевать мокрые одежду и обувь. И самая большая удача – хотя бы лечь спать в сухом белье.

    Но это - будет потом. А начиналось всё…

 

 ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Из окна поезда видим вдали, посреди тундры столб чёрного дыма. Мы начинаем фантазировать – нефть ли горит или газ? Всё оказывается гораздо прозаичнее: на станции Елецкая горят шпалы, и столб дыма виден за много километров. По абсолютно плоской тундре поезд петляет, почти  как слаломист, повторяя изгибы многочисленных ручьёв. После Елецкой поезд начинает втягиваться в горный проход через Урал – общую долину рек Елец и Собь. Остановка «110-й километр» - заброшенный посёлок из разрушающихся двухэтажек. Только на базе геологов теплится какая-то жизнь. Прямо к поезду с лязгом и грохотом подкатывает гусеничный вездеход: высадившиеся группы водников «забрасываются» отсюда прямо до озёр Хадыта. У нас же – и задачи, и бюджет иные. Мы хотим своим ходом, полностью автономно попытаться достичь Щучьих озёр (а если повезёт, то и хребта Оче-Нырд), и вернуться к железной дороге тем же маршрутом. На всё про всё у нас – примерно 2,5 недели. Мы – это трое мужчин возраста 61, 59 и 53 лет. Путешествуем мы для собственного удовольствия – т.е. основная цель – увидеть, по возможности поснимать. Нам не нужен набор категорийных препятствий. Но – чтобы увидеть, нужно пройти даже этот несложный, но полностью автономный маршрут.

  Проходим  посёлок и движемся по дороге, идущей по долине Пайпудыны на северо-восток. Километрах в 1,5 от посёлка дорога упирается в брод через Малую Пайпудыну возле остатков разрушенного деревянного моста. Глубина здесь – до середины голени, вода освежает, но терпимая. Проходим в шлёпанцах на босу ногу. Долина Пайпудыны – живописное место с неплохим лесом из «полноразмерной» берёзы и лиственницы. Обочины дороги заросли цветущим Иван-чаем. Сама дорога – в очень приличном состоянии, но местами размыта там, где пересекается с ручьями. Не помогают даже проложенные в таких местах толстые стальные трубы. Идём мы в этот день 4 часа и останавливаемся на ночлег на очередном таком ручейке. Несмотря на моросящий дождь, ужинаем на улице – пока мы ещё переполнены эйфорией от начала долгожданного путешествия.

 

  ДЕНЬ ВТОРОЙ.  Продолжаем движение по дороге. Метрах в 15 перед нами дорогу переходит отбившийся от стада олень. Встречаем молодого человека, путешествующего в одиночку. Ему лет 25, зовут Влад, живёт в Ухте, занимается тем, что монтирует новости на местном телевидении. В прошлом году они путешествовали в этих местах компанией, а вот в нынешнем никто не смог к нему присоединиться, а вернуться очень хотелось. Вот и ходит один. У него на одного – 37 кг груза для недельного похода. Почему так много? Конечно, немало весят его сапоги – бродни. Но, думаем, основное – что-то не так с рационом. Пройдя с нами один 50-минутный переход, Влад решает, что наш темп для него неприемлемо высок, и дальше движется по своему графику. Впрочем, часа через 3 он догоняет нас у брода через Пайпудыну, где мы остановились на дневной привал. Здесь гравийная дорога пересекает реку и уходит через хребет Харбей-Хой в бывший шахтёрский посёлок Харбей. Поскольку ветрено, чтобы поесть и отдохнуть, ставим палатку. Влад тоже устанавливает невдалеке свою крошечную палаточку. Два гусеничных вездехода, разбрызгивая воду и выворачивая мелкие камни, пересекают реку. Отдохнув, переходим реку – не выше колена. Сворачиваем с насыпной дороги на грунтовку, идущую вдоль Пайпудыны на север – северо-восток. Начинается дождь то ли со снежинками, то ли с градинами. Хорошо хоть – в спину. Ещё один брод – через ручей Золотой, широко разлившийся многочисленными рукавами. На его берегу и останавливаемся на ночлег.

 

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Всю ночь с перерывами идёт дождь. Утром в приоткрытом выходе палатки я вижу только мокрую тундру и туман. Хотя – нехолодно: около +8. Идём по дороге. Грунт здесь – почти чернозём, и потому раскисает. Трава по обочинам, и особенно по берегам ручьёв растёт такая же, как в средней полосе. Где очень уж грязно – идём рядом с дорогой по тундре. Встречаем  группу человек 8 из Запорожья – они уже заканчивают 15-дневный маршрут и рассчитывают сегодня дойти до станции. Ответвление дороги, обозначенное на карте – вдоль Пайпудыны и до самой  БольшойУсы – мы не находим и просто сворачиваем с дороги в той точке, где она явно уклоняется на восток, и идём напрямую к Пайпудыне. Долина её начинает суживаться; на левом, более крутом берегу «прилепилась» рощица из ольхи. В этом месте мы устраиваем склад – продовольствие и газ на 2 дня обратного пути, резервные сутки ожидания поезда и первое время в поезде, пока не доедем до первой крупной станции с магазином. Дальше движемся по долине. Тундра здесь вполне проходима, но обозначенную вдоль реки дорогу мы так и не находим. Привал устраиваем на развилке реки, где растёт рощица корявой ивы. Из её сухих корней даже удаётся развести костёр и вскипятить на нём чайник. После развилки – словно «бес нас попутал». Вроде и ясно, что наш рукав – правый (орографически). Но в результате сомнений почему-то мы приходим к выводу, что эту развилку мы уже прошли, а теперь для нас главное – не уходить западнее. И – идём по левому истоку, забираясь всё больше и больше на восток. Вот и перевальная седловина – болото, озерцо в нём и ручей, текущий уже в другую сторону. Видна уходящая вдаль потрясающей красоты речная долина, но уходит она на восток! Ладно, разбираться с ориентированием будем уже завтра. Ставим палатку напротив озерца. Внизу, в долине – в нескольких километрах видим 2 белых чума.

 

 ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ. Утро встречает нас чистым небом. +7, но быстро теплеет. Возвращаться  к развилке Пайпудыны не хочется. Мы ещё не привыкли к Уральским масштабам, и пройденный и путь представляется нам большим, чем он есть на самом деле. Предпочитаем поискать собственную дорогу. Спустившись с перевала, определяемся с помощью «высоких технологий». Определение показывает, что мы находимся в верховьях реки Лангатьеган. Находим несуществующую на картах дорогу, ведущую на север по ручью Озёрному, и идём по ней. С него есть шанс перевалить на один из притоков Большой Усы. Конечно, день мы потеряем. Но – на то ведь оно и путешествие, чтобы совершать собственные ошибки и самим же их  и исправлять. Когда путешествия полностью заменит трекинг, такой роскоши уже не будет! Идём по дороге. За это время окончательно наступает лето. Только вот комары и мошка начичнают появляться. Пересекаем многочисленные ручьи и болотца. В одном месте находим на дороге кучу досок и  прихватываем по паре штук для обеденного костра. Просторы здесь, конечно, не хибинские. Небольшие ручьи «вырыли» широкие долины, залитые разноцветной зеленью, а вдали встают синие хребтыс языками снежников. Всиаём на привал у крошечного озерка, за которым высится трапецевидная гора с разноцветными полосами осыпей. Палатку не ставим, просто разводим костёр из деревянных обломков. Здесь даже самолёты не летают, и если бы не битое стекло и металлический мусор на берегу озера, было бы ощущение, что мы одни в этом мире. После привала продолжаем «ориентирование в тундре». Дорога переваливает на ручей Каньонный и вдоль него идёт строго на запад. Что нас вполне устраивает. Но в верховьях ручья она заворачивает на север через невысокий водораздел. Поднявшись на него, видим на севере обширную долину, по которой вьётся ручей с, как нам кажется, замёрзшими озёрами! Спускаемся к одному из таких озёр. Действительно, половина озера покрыта не то чтобы льдом, а сползшим в него снежником. Чуть выше этого озерца течение в ручье исчезает, и мы решаем сегодня уже не идти через водораздел к Усе. Ставим палатку прямо на тундровый мох. Склон здесь порядком заболочен, потому что в нескольких сотнях метров от нас лежит длинный снежник, и из-под него бегут крошечные, но многочисленные ручейки. Очень тепло: +15, но небо затянуло.

 

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. Утром ясно. Тишина такая, что нам чудятся:  кому- голоса, кому-звук мотора. Действительно ведь – ни шума деревьев, ни птичьих голосов – только журчанье ручьёв на перекатах. Сегодня нам предстоит просто идти по тундре по направлению, пока не наткнёмся на ближайший ручей, текущий на запад. По нему неизбежно придём к Большой Усе. Если ориентируемся мы верно, это должен быть ручей Перевальный.

 Преодолев невысокий водораздел, находим ручей, текущий вначале на юг, но отчётливо заворачивающий на запад. Идём по правому – северному – берегу, стараясь не терять высоту. Идти здесь легко – практически нет болот, а многочисленные ручейки стекают просто по склону, не образуя оврагов. В нескольких местах срываем пучки дикого лука. Через пару переходов ручей выводит нас в долину какой-то реки. Зрительно кажется, что долина её имеет заметный уклон на север, а это может означать только то, что мы опять заблудились. Но – река именно оттуда и течёт! И уже не в первый раз мы сталкиваемся здесь с таким зрительным обманом. Значит, мы стоим на берегу Большой Усы! Идём вниз по течению. Река кое-где образует небольшие водопады с голубой водой. На противоположном – западном - берегу стоит чум, и мы организуем брод прямо напротив него. Глубина не достигает колена, вода не очень холодна. Обувшись, подходим к чуму. Бригада оленеводов из Салехарда пасёт здесь большое стадо. Белый чум – из вылинявшего на солнце брезента и ПВХ-тента с какой-то фуры. С фотографии на ткани смотрят глаза какого-то мальчугана лет 7. Несколько собак, несколько нарт, разложенная на земле невыделанная шкура оленя, куски вялящегося мяса – такой вот нехитрый быт на краю света. Вскоре и стадо из нескольких сотен оленей переходит брод и, шурша тысячей мягких копыт, с хрюканьем окружает чум. Большинство оленей не такого окраса, какими я привык их видеть на Кольском, а тёмно-коричневого. И у них уже началась линька. Поснимав, прощаемся с оленеводами и движемся по правому берегу на юго-запад, пока не открывается перевал с Усы на Изья-Шор. С берега реки он выглядит естественным продолжением пути с Пайпудыны, и просмотреть его практически невозможно. Во всяком случае, в ясную погоду. Перевальная долина изрядно заболочена, но по ней идёт очень старая, местами исчезающая, дорога. Спуск –по ручью с курумником, порядочно выматывающий. Уже спустившись с перевала, видим, что дорога спускается за ручьём, по западному склону перевальной долины. Долина Изья-Шора в солнечную погоду выглядит плоко-зелёной, как британский газон, а в конце её встают остроконечные «пилообразные» хребты. Возле ручья растёт ивовый «лесочек», наклонённый в одну сторону, а с горы падает каскадами водопадик метров 70 высотой. На запад уходит на равнину широкая общая долина Усы и Изья-Шора. Набираем сухих веток и готовим ужин на костре. Пока ещё солнечно, но усиливается ветер. Температура сегодня днём достигала +22.



Комментарии
Guest26.10.11, 08:36
ТАк держать 
ребята,Молодцы
Guest19.09.11, 22:08
Я восхищаюсь Вами! 
Ребята, я ВОСХИЩАЮСЬ ВАМИ и вашим стремлением заглянуть за горизонт! Каждый день Вашего похода старалась отслеживать по отчёту ОчеНырд 2003. Понимаю, неблагодарное занятие, год на год не приходится, но других вариантов - 0. Вы НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ! И я горжусь, что с одним из вас - в друзьях!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: н\к