27 июля (восьмой день похода)Дежурным сегодня очень повезло – встали аж в 4 утра! Сегодня очень ответственный день! Либо мы проходим ледопад и идем завтра на Белуху, либо идем по запасному варианту и, видимо, на Белуху уже не остается времени :(
Около 5-30 выходит солнце и снова окрашивает вершины в нежно-розовый цвет. Из-за утреннего холода готовим и завтракаем снова в палатке.
В 6-30 передовой отряд (три человека) выходит на обследование путей подъема на ледопад. Казалось, что ледопад прямо рядом, до него рукой подать – на деле вышло, что шли до него целый час! Ледник крайне растрескавшийся, постоянно приходилось обходить трещины и то набирать высоту, то снова ее терять.
Далее крутизна постепенно увеличивается до 30 градусов. Трещины становятся шире и опаснее. Одеваем обвязки, связываемся. Остальные только-только одели кошки и выходят. По рации говорят, что все нормально, просто были проблемы с кошкой.
Примерно час идем по ледопаду в связке вверх. Трещины многозначительно раскрывают нам свои пасти, но мы их обходим. Периодически обходить не получается – приходится перебираться по снежным мостам. Их кружево становится все тоньше. Ледопад невероятно красив! Дух захватывает от его вида и мощи! Очень хочется пройти его весь!
Верхний конец ледопада уже близок, но вторая часть группы затерялась где-то на подходах. С ними пропала связь по рации, и визуальной тоже нет. Думаем, что делать. Бросаем рюкзаки и идем налегке вниз искать затерявшихся. Пришлось спуститься метров на 100, чтобы вновь появилась связь по рации. Ребята выбрали не совсем верную траекторию движения и столкнулись с большим количеством трещин, чем мы. Расстояние до ребят около 300 м по прямой, но с учетом трещин добираться до нас они будут еще, наверное, минут 40, а уж до наших рюкзаков – и вовсе около 1,5 ч (а ведь еще вверх идти!). Зато от ребят близок скальный контрфорс перемычки Бийчанка, по которой обходят ледопад Менсу (в некоторых отчетах категорию сложности ледопада оценивают как 2Б-3А, перемычки – 2А-2Б). Может, попробовать через Бийчанку? И как раз во время этих размышлений с перемычки начинает сыпать. Тааак!..
Бийчанка отпадает. А на ледопаде тем временем снег уже размокает, лед под ногами гудит, часть мостиков проваливается. Жара! И самое неприятное, что нам до верха осталось не так много, но вторая подгруппа слишком далека от цели с учетом все возрастающей температуры окружающей среды и потенциальных ледовых обвалов. В очередной раз обращаем свои вопросительные взгляды к Фемиде. Чаша безопасности перевешивает. Опять. Все-таки у нас горный поход, а не авантюрное приключение. Что ж? Оставим ледопад как-нибудь на потом. Мысли пройти его позже не покидают нас, передовой отряд.
Потратили кучу времени на возвращение в сторону отстающей подгруппы и размышления, теперь же надо возвращаться за рюкзаками. И опять потери времени. Только около 12 ч две наши подгруппы собираются вместе под ледопадом. Отправляемся на левый приток ледника Менсу, ведущий в цирк перевала Титова. Группа весьма расстроена несостоявшимся прохождением ледопада. Но все было в наших руках: надо готовить снаряжение с вечера, а не тратить на это драгоценное утреннее время.
Пер. Титова (2А, 3357 м)Перевал: ТитоваВысота: 3357 мКатегория трудности: 2АХарактер: снежно-ледово-осыпнойВремя прохождения: 27 июля 2008 г.Соединяет: левую ветвь лед.Менсу и лед.Аккемский Прохождение: со стороны лед.Менсу в сторону лед.Аккемский Вскоре начинается подъем по осыпному выносу ледника крутизной примерно 30 градусов (длина участка – около 50 м). Постепенно выходим на чистый ледник. Крутизна его уменьшается от 30 до 5 градусов. Цирк представляет собой очень ровное плато. На этом плато устраиваем обед с супом. Если мы хотим сегодня идти на перевал Титова (а мы хотим!), то надо подкрепиться – день снова будет длинным.
Перевал Титова (2А) находится в левой по ходу части гребня, с плато он выглядит довольно сурово: крутой и с заметным бергшрундом. Но зато, судя по его виду, в этом году мало снега и лавинной опасности нет. Значит, можно идти перевал в любое время суток (на спуск – осыпь, камнепадоопасность ни в одном отчете не замечена).
В 14-40 выдвигаемся к перевальному взлету. Подход под него – около 20 минут от места обеда. Перевальный взлет перевала Титова представляет собой снежно-ледовый участок крутизной от 30 градусов в нижней части до 50 в верхней, набором высоты около 200 м и бергшрундом через весь склон (со снежными мостами). В начале наиболее крутого участка делаем станцию на ледобурах.
Первый провешивает перила с промежуточными бурами в обход широкой трещины берга по снежному мосту вправо по ходу (вторая станция – чуть выше бергшрунда, на ледобурах). Снег неглубокий, под ним лед. Подъем первого с нижней страховкой и самостраховкой ледорубом клювиком. В идеале, конечно, идти надо с двумя инструментами, а не с ледорубом. И без рюкзака :) Но мы что-то недооценили крутизну перевала. И еще периодически то ледобуры, то карабины у лидера заканчиваются – приходится передавать снаряжение и ждать. Всё недостатки тактического планирования.
Первая веревка (50 м, средняя крутизна около 40-45 градусов) обошла бергшрунд и почти закончилась под скалами, где уже висела чья-то спусковая петля. Здесь же закрепляем свою станцию (за скалы) на подъем и провешиваем до седловины вторую веревку (еще 50 м). От скал крутизна склона увеличивается до 50 градусов и снег плавно перетекает в лед. Но здесь есть большой плюс – можно придерживаться руками за крепкие скальные выступы. Ноги сильно устают от крутизны склона и от того, что зубья кошек приходится вбивать со всего размаху. Промежуточные буры крутим довольно близко друг к другу для подстраховки. Участники группы поднимаются по наведенным перилам с самостраховкой схватывающим узлом или жумаром.
Первая около 17 ч выбирается на перевал Аня. С перевала открывается вид на Аккемский ледник, Белуху, освещенные солнцем вершины и маленьких человечков внизу на леднике. Седловина перевала очень узкая, человека на три, от силы четыре. В туре записка от киевской группы, которая проходила перевал буквально накануне вечером. Причем эта группа тоже спускалась с пер.Новосибирцев. Странно, что мы не видели ни их самих, ни их следов (только непосредственно на подъеме на Титова).
Спуск с перевала проходит по скально-осыпному склону крутизной в верхней части до 45 градусов, поэтому на седловине снимаем кошки и вешаем одну веревку (сдвоенные для сдергивания 50 м) перил для подстраховки (станцию закрепляем на скальном выступе).
Участники постепенно добираются до седловины перевала и почти сразу отправляются дюльферять вниз, т.к. кулуар спуска узкий и проходится по одному, да и на седловине всем вместе не усесться. Даже групповую фотографию не удалось сделать. Первый участник стартовал вниз в 18-30, в то время как последний только поднялся на перевал около 19 ч. Последним шел Лёня и со свойственной ему исполнительностью по завету руководителя снял все веревки, включая чужие :) Хорошо, что это была станция, уже не нужная группе, ее навесившей.
Через примерно 10 м спуска с перевала крутизна склона становится меньше, до 30-35 градусов, перила уже не необходимы. При сдергивании перил веревка зацепилась, последнему участнику (Ане) пришлось вновь подняться и снять ее без рюкзака.
Осыпь на спуске средних размеров, местами живая. Идем вниз аккуратно, самостраховка палками или ледорубами. Честно говоря, под вечер такого ударного дня ноги уже начинают заплетаться сами по себе, а тут еще камни под ногами! :)
Спуск до ледника занимает еще минут 30-40. Убираем ненужное снаряжение в рюкзаки. Солнце устроило нам отличные розовые декорации для фото- и видеосессии, поэтому мы немного задерживаемся на леднике. Около 20-40 продолжаем движение к Томским стоянкам (до них спускаться по пологому открытому леднику с редкими трещинами еще минут 40, в нижней части этот ледник покруче и называется в народе «Арбуз» из-за своих черных полос). Передовой отряд выпущен ранее (примерно на час) на завоевание мест под палатки. Места на Томских оказалось довольно много, включая ровные площадки. Однако прелестный домик спасателей – удача для попавших сюда в непогоду! – занят другими.
Ходовое время (указано примерное время прохождения участков всей группой):Участок пути | Чистое время |
Подъем от основной ветви ледника Менсу по осыпи, крутизна до 300, 50 м | 20 мин |
Подъем по леднику крутизной от 30 до 50, 3 км | 1 ч |
Подъем по снежно-ледовому перевальному взлету через бергшрунд (по снежному мосту) до скал, крутизна до 450, 50 м | 3 ч |
Подъем по снежно-ледовому перевальному взлету крутизной до 500 на пер.Титова, 50 м |
Спуск с перевала по узкому осыпному кулуару (разрушающиеся скалы) крутизной до 40-450, 20 м | 1 ч 30 мин |
Спуск по осыпи средних размеров крутизной до 350 на лед.Аккемский, 400 м |
Спуск по лед.Аккемский до Томских ночевок, крутизна до 150, 1,1 км | 40 мин |
ИТОГО: | 6,5 ч |
Да, очередной ударный день! Все устали, еле ужина дожидаемся. А тут еще надо все-таки определиться с планами на завтра. К сожалению, мы уже потеряли слишком много времени (съели все запасные дни), силы группы сегодня серьезно подорвались, погода подозрительно хорошая, внизу ждут наши медлительные товарищи, а Аня вдобавок сегодня подвернула ногу (при прыжке через трещину ледопада Менсу), нога немного опухла и болит при спуске. Снова дух приключений оттиснут в дальний угол сознания, а на передний план выходят безопасность, рассудительность, билеты на самолет. Решаем встать завтра и посмотреть, на что мы будем горазды. Если сможем, сходим радиально на Делоне (2Б). Участникам надо потренироваться проходить снежно-ледовые склоны.
За всеми этими рассуждениями ложимся спать поздно, около часа ночи. Перед сном обнаружили на небе бездонное звездное небо и долго не могли оторваться от созерцания его, несмотря на замерзающие конечности. В горах звезды намного ближе и доступнее, чем в городских условиях – надо этим пользоваться.
ЧХВ за день: 9 ч. Пройденный километраж: 7 (в зачет – 6) км.