День 6. 9.08.11
Ехали в следующий кемпинг – Vang Camping в местечке Gudvangen, примерно с 10.00 до 18.00. Расстояние – около 330 км (точно расстояния не помню, мы их специально не отмечали, но любой желающий может определить их по картам Google). Навигатор быстро увел нас с европейской трассы E16 на национальное шоссе 7 – узкое (2-полосное), но исключительно красивое – по берегу озера, у подножия гор, через леса и возделанные долины (поля, пастбища, яблоневые сады, плантации малины – все очень ухоженное, выглядит, как на картинке! Земли, не занятой лесом и горами, мало, распаханы даже узкие полоски вдоль шоссе и рек. Породистые, крупные и чистые коровы оживляют пейзаж).
Вообще, нам Норвегия сразу понравилась, а тут мы в нее просто влюбились – леса, небо и воды похожи на нашу Карелию, только тут еще и горы восхитительно диких и неприступных очертаний. При том, что дороги и туристическая инфраструктура развиты очень хорошо, и туристов, очевидно, много (организованных, одиночных, автомобильных, велосипедных....), нет ощущения толчеи и переполненности, даже в самых популярных и посещаемых местах (за редким исключением). Относительно густо населены, видимо, только южная часть и побережье, во внутренних центральных районах небольшие хутора и деревеньки разделены обширными лесными и гористыми областями, где только туристы и пасутся. Соответственно, относительно оживленное движение только на больших трассах вокруг Осло, второстепенные «национальные» шоссе практически пусты. В то же время, дороги узкие и довольно извилистые, вплоть до участков серпантина, особого желания сильно превышать разрешенную скорость (80 км/час, если не других указаний) не возникает. Где позволяла дорога, мы ехали 90-95-100, притормаживали перед радарами (они в основном в населенных пунктах, перед ними имеются предупреждающие знаки). Норвежцы тоже примерно так ездят. Интересно, что у них аналогом сплошной разметки является прерывистая с длинными штрихами, мы это не сразу поняли. Прерывистая разметка с короткими штрихами разрешает выезд на встречную и обгон.
Так мы и ехали, наслаждаясь видами, почти весь день, с многочисленными остановками – не могли удержаться от фотосъемки. Часть пути проходила по шоссе 52 по гористому плато (долина Morkedalen), с перевалом на высоте 1100 м, по каменистой горной тундре, вдоль цепи озер разного размера, соединенных ручьями. Как ни странно, и в этих суровых местах встречались единичные домики. Думаю, что живут в них только летом, может, овец пасут или форельку ловят. Потом мы вновь выехали на трассу E16, для которой в этих местах (от Laerdal до Gudvangen) не поленились пробить множество тоннелей, самый длинный из которых – 24,5 км. Интересно, что в нем каждые 5 км устроены круглые расширения-«пещеры» с подсветкой – наверное, чтобы водитель не впал в прострацию от монотонного темного пути.
Vang-camping расположен прямо рядом с шоссе, на дне долины, с крутых стен которой во множестве срываются водопады (из кемпинга видно сразу 4). У нас был домик со всеми удобствами, вполне комфортабельный. Мы еще успели на прокатных велосипедах съездить в селеньице Bakka на берегу фьорда, которое населяли (населяют?) в основном члены семьи Bakka. Мы это узнали, осмотрев кладбище при местной кирхе. Интересно, что из погребенных там все люди, родившиеся в 19 веке, прожили не меньше 80 лет, а некоторые – чуть поменьше 100. Крепкие были норвеги!
Еще: окунула руку во фьорд, облизала – а вода-то почти пресная!
День 7. 10.08.11
Посвятили осмотру красот природы. Из местечка Aurlandsvangen по крутому и узкому серпантину въехали на гору, а оттуда влезли по видовой тропе до точки Prest на высоте 1300 м. Подъем около 500 м, довольно крутой, но вполне преодолимый. Со всей тропы виды на фьорд (Aurlandsfjorden) неописуемо прекрасные (см всякие фото на сайтах кемпингов), мы нащелкали кучу фотографий – не могли удержаться. Тем более что погода была ясная, небо голубое, море синее, и т.д. По пути вверх пожевали черники, а на пути вниз в местном мелколесье насобирали кучу грибов (в основном, подберезовиков, иногда попадались подосиновики). Потом поехали через плато по видовой дороге Aurland-Laerdal. Совсем другой пейзаж – безжизненные каменистые холмы, пятна снега, россыпи обломков, покрытых лишайником – даже трава не растет. Много озер размером от лужи до нескольких сот метров. Возле одного круглого озера увидели чудесный водопад – метров 10-15 в высоту, он спадал двумя потоками со ступенчатой каменной стены, разбиваясь на множество струй. Потом мы видели много грандиозных водопадов, но этот, наверное, был самым очаровательным. На берегу озера, рядом со своим джипом, в палаточке расположилась пожилая супружеская пара с собачкой, совершенно замечательно отдыхали - на примусе пожарили что-то, попивали виски, удили форель, наслаждались прохладой (градусов 10, наверное, было).
С плато съезжали вдоль речки, и уже в лесу она слилась с другой рекой, обе сваливались в долину каскадом невысоких, но мощных и бурливых водопадов. Вообще, воды в Норвегии изобилие, во всех проявлениях и на все вкусы – ручьи, реки, озера, фьорды, дождь... Исключительно оживляет местность!
Вернулись в кемпинг по магистрали, через тоннели, замкнув круговой маршрут.
День 8. 11.08.11
Наши друзья поехали в Берген. Мы не захотели ехать в город, а решили посмотреть на Flamsdalen и водопады в ее верхней части. Поехали в местечко Flam по магистрали, оттуда – по узкой местной дороге вверх по реке Flamselva. Вдоль долины идет старая железная дорога (Flamsbana), знаменитый туристический объект. По пути обгоняли множество пешеходов и велосипедистов. Дорога перешла в грунтовку, мы оставили машину и пошли дальше пешком. Километра через 2 оказалось, что дорога для машин именно там заканчивается, о чем соответствующий знак. Мы пошли дальше. Дорога долго шла по лесу вдоль реки. Спустя еще около 3 км закусили на местной ферме продуктами местного козоводства – колбаса и разные виды сыра, все вкусное (и дорогое). Навстречу сверху катилось множество велосипедистов. Потом дорога перешла в крутой серпантин, мы наконец дошли до водопада (не главного), и оказалось, что проще дойти до конечной станции Flamsbana, чем возвращаться к машине пешком. Так мы и сделали, влезли еще метров на 300, до станции Myrdal, и неожиданно обнаружили там толпы народа: эта станция – пересадочная на ж/д Берген-Осло. Само селение на границе леса, в нем 5-6 домов. Мы поболтались там еще час и на туристическом поезде вернулись к машине за полчаса, попутно осмотрев основной мощный водопад (под музыку и с плясками дев в национальных одеждах). Билет на поезд весьма недешев: проезд в один конец (Flam-Myrdal) на 1 взрослого – 350 крон.
Итого, наша прогулка составила около 9 км, с подъемом метров на 500. Но красоты долины стоили того.