Сплав-рыбалка с заброской на Ретро-Теплоходе + Красноярские Столбы
Москва-Аэропорт алыкель-Дудинка (такси)-Игарка (теплоход)-р.Немутиха-Игарка-Красноярск со Столбами-Москва

Москва-Аэропорт Алыкель-Дудинка (такси)-Игарка (теплоход)-р.Немутиха-Игарка-Красноярск со Столбами-Москва

2 человека, 24 дня. Средство сплава- Щука-3

Идея похода. В 2019 году мы были в Туруханском районе (https://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=3c1c5300-a593-4091-aa95-f9532edfe228) и нам понравилась местная природа, безлюдность и рыбность.

Захотелось снова посетить эти места. Кроме того, хотелось увидеть музей вечной мерзлоты в Игарке. А еще я давно мечтала проплыть на ретро теплоходе 1957 года постройки по Енисею. А потом посетить Красноярск, в котором мы были только пролетом и полазить по Столбам.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Стали смотреть речки в районе Игарки и составили кольцевой маршрут с подъёмом по Немутихе, впадающему в нее ручью, Онемакли и небольшими волоками - перетасками между озерами, в том числе посещение озера Чула, Хетсокого и Машихинских озер: https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A7745046a1bb566a1e64e7d55dd3a9ba9c38011979c764b22d17da4b5b370faea&source=constructorLink

На спутнике и генштабе все выглядело не плохо. В Немутихе были видны пороги, но не критичные. Ручьи были в тундре. Спутниковые снимки района с ручьями плохого качества, но воду было видно везде - то есть ивняком не заросли.  В реальности, Немутиха вполне оправдала ожидания. Отличная речка: перекаты и небольшие порожки, отличные стоянки. Песчаные и галечные косы. Лиственница, елки и березки. Лес хороший. Живописно и рыбно. В среднем течении начинается хороший бечевник. 38 км реки идутся вверх за 4 дня без проблем. Мы шли 4,5 с полудневкой.

DJI_0210

Однако, по берегам ручья, по которому нужно было подниматься из Немутихи в озера, вместо тундры, оказался вполне себе лес, а сам ручей весь завален упавшими деревьями. Промучившись с ручьем 2 дня, поняли, что уложиться в график будет весьма затруднительно. Особенно, если еще два ручья между озерами окажутся такими же заваленными. Поставили стационарный лагерь и три дня гуляли по тундре. Сначала сходили к озерам налегке, потом с лодкой и квадрокоптером. А затем сплавились в отдыхательном режиме обратно в Енисей. Мне говорили, что в детстве я могла найти себе занятие на куске природы метр на метр, так вот на маршруте в 45 км (90 в обе стороны) мы нашли себе занятие на 2,5 недели:) Главное, чтобы был план Б.

Видели много раз оленей с оленятами, лосенка, упитанные зайцы прыгали из под ног, лебедя, гусей (гусей правда на удивление мало), орланов. Медведей видели только следы, и то маленькие - пестуны и не много.

DJI_0220

Теплоход Чкалов очень понравился, Красноярские Столбы просто супер. Получился очень насыщенный впечатлениями полноценный отдых. А вот Игарку и музей вечной мерзлоты мы так и не увидели. Есть повод вернуться туда еще раз.

Логистика. Билеты на теплоход Чкалов взяли 11 января на сайте prt24.ru . Но с местами проблем не было. Взяли двухместную каюту 3 класса в трюме. Выбрали трюм потому, что на главной палубе перед окнами кают гуляют пассажиры, слышимость в трюме меньше и меньше укачивает. Рюкзаки нам разрешили оставить на главной палубе и в трюм не тащить, там есть специальное место для этого. Багаж взвешивают. На человека бесплатно можно провезти 36 кг, сверх этого небольшая доплата.

Газовый баллон нашла  в рыболовном магазине на ул.Горького д.57. но работают они с 11:00, а мы прилетали гораздо раньше. Поэтому я попросила таксиста заранее купить нам газ, что он и сделал.

Таксиста нашла через группу ВК «Подслушано в Дудинке». Самед +7 913 160-80-64 возит на микроавтобусе Дудинцев в аэропорт и обратно с доставкой до адреса. Договорились, что он встретит нас в аэропорту, возьмет кроме нас еще пассажиров сколько влезет. Развезет их, а потом нас через магазины на теплоход. Взял не дорого.

Хлеб купили в результате в магазине Океан (это самый большой супермаркет в Дудинке, работает 24 часа). Но перед этим по совету группы ВК и водителя проехали ряд других магазинов, в которых хлеба не оказалось. В Океане нормальный ассортимент, хлеб очень вкусный и лежит чуть подсушенный две недели без проблем.

Фальшфейер в Дудинке найти не удалось. Звонила даже в Дудинский МЧС: может они скажут, где купить фальшфейер. Подозреваю, что дежурная сидит в той же группе вконтакте, где я задала до этого свой вопрос:)))))))))))), тоже предложила мне сходить в магазин автозапчастей...Но успокоила, что с медведями в районе Игарки "как и везде", "но это не Диксон, там поспокойнее"

В Игарке одна действующая гостиница - в аэропорту (+7 905 975 1221 Гостиница Лайнер, hotel-igarka@siit.ru). Забронировала номер по электронной почте. Но по телефону мне сообщили, что бронирование не гарантированное. Если будет непогода и вахтовики, прилетевшие на самолете из Красноярска не смогут вылететь на вертолетах на месторождения, то нас не заселят..Но что-нибудь придумают :) В результате в этой гостинице мы успели только душ принять и улетели в Красноярск:)

Моторку нашла в Игарской группе в вотсапе.

Автобус в Игарский аэропорт привязан ко времени парома. Остановка - большой деревянный крест на берегу.

Другая информация, воспользоваться которой лично не удалось:

Автоперевозка груза (ЗИМНИК) : Красноярск - Игарка. 60 руб. - 1 кг. , 20000 руб. - 1 куб. Минимальная отправка  1000руб. Северное шоссе 35и. С 10-17ч.Выходной :суббота, воскресенье. По всем вопросам обращаться :+79029240592 Евгений.

https://www.avito.ru/krasnoyarsk/predlozheniya_uslug/rechnye_i_aviaperevozki_gruzov_1921208895 грузоперевозки игарка рекой

https://activelogistic.ru/napravleniia/krasnoiarskii-krai/igarka/  тоже перевозки

Переправа в Аэропорт
WhatsApp Image 2021-08-24 at 06.54.59
    Рейсы выполняет самоходный паром "Анатолий Чмыхалов", грузоподъемностью 100т, вместимостью 16 автомобилей и 60 пассажиров. Ограничение по габаритам LxBxH 30х8х3,8. Максимальная нагрузка на одну ось 14т.

Вещи в Красноярск можно отправить, также как и из Туруханска баржей Гермес.

Музей вечной мерзлоты открывается к ночному теплоходу только для туристов от фирмы Полония. Если этих туристов нет, то музей не открывается. Если есть, то можно зайти вместе с ними http://www.poloniya.ru (391) 254-01-33

Дневник похода.

15.07.21 четверг.  Незадолго до вылета мы сначала случайно узнали, что Нордстар, в котором мы купили билеты Игарка-Красноярск передал это направление Красавиа и выбранные нами услуги (слава Б-гу это был только бесплатный выбор места) аннулировались. А затем, за несколько дней до вылета я получила смс, что наш рейс Нордстар Москва-Норильск отменен и нас объединяют с другим рейсом - на час позже. Здесь все услуги (выбор места, дополнительный багаж и спец.питание) перенеслись. Хорошо, что до теплохода куча времени. Нам даже удобнее - больше времени  между концом рабочего дня и выходом из дома.

Вылет из Домодедово. Досмотр полная халява - про квадрик не спросили, маски не требовали, рюкзаки взяли на ленту и не заставили нести в негабаритный багаж. А вот самолет.. Вместо нашего Боинга 737 нам дали какую-то потрепанную консервную банку с расстоянием между сидениями меньше, чем в маршрутке. Самолет битком. Зато меня два раза кормили:)) я заказала постное питание на изначальном рейсе. А потом мне еще принесли обычное - которое полагалось на новом рейсе:)) Переводим часы на 4 часа вперед..

16.07.21 пятница. Яркая, разноцветная Дудинка встречает солнышком. Мы здесь уже были https://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=771c80b4-2230-477d-9d90-9e619d84fae4 в 2017 году, поэтому сразу едем по магазинам и на дебаркадер.

В магазине Удачный, при котором пекарня хлеба еще не было. В паре других - тоже. Наконец, в Океане докупаем все, что надо.

При погрузке в теплоход досмотр с металлоискателем и взвешивание. Быстро накрываю пакет с только что полученным газовым баллоном хлебом и широко улыбаюсь. Теплоход Чкалов полный восторг. У нас двухместная каюта 3 класса в трюме. Примерно, как купе в поезде, но пошире. Полки (кровати) удобные - широкие и длинные. Большие рундуки, но мы вещи в трюм не тащили, только самое необходимое.

Остальное оставили в специальном месте на главной палубе. Ретро люстра, пружины в кроватях, иллюминатор, большой столик. Все супер. Идем на экскурсию, облазили весь теплоход. Ретро-интерьеры, диваны, облицовка, ресторан. Есть титан с горячей водой и кран с холодной питьевой. Душ. Когда то тут еще был читальный зал и вроде как даже рояль, но теперь их нет.

Познакомились с местным журналистом. Он едет в Туруханск, собирает материал для книги о жизни на Енисее. Боцман, отдать швартовы! Под марш славянки отходим. Погода отличная. Идем мимо судов, стоящих на рейде. Порт, чайки. В громкоговорителе рассказывают историю Валерия Чкалова и нашего теплохода.

Нагулявшись и осмотрев все судно (как выяснилось, я пропустила и не сфотографировала старый немецкий лифт для спуска грузов в машинное отделение), пошли немного поспать.

В 17:00 начинается шоу - остановка в национальном поселке Потапово, без причала. Встаем на рейд напротив поселка и к нам устремляется рой моторок. Выглядит, как будто пираты берут нас на абордаж. Лодки выстраиваются в очередь.

Начинается посадка и высадка пассажиров, прием грузов и посылок. Первой грузится большая лодка с коробками - видимо магазин. А вот семья возвращается из роддома с новорожденным сыном. Сначала грузят коляску, ванночку и приданное младенца. Затем, в следующую лодку спускается молодая мама и счастливый отец с ребенком в руке. Никаких спасжилетов, естественно.

Посмотрев и поснимав Потапово, решаем пойти ужинать. И тут выясняется, что ресторан то не круглосуточный. Время обеда прошло, теперь он откроется к ужину. Но голодными нас не оставили. Вынесли нам обед в одноразовых контейнерах. Есть еще буфет, но пирожки уже разобрали. Через открытую дверь камбуза фотографирую как кок лепит пирожки с вареньем.

Затем спали (в трюме отлично спится), гуляли по палубам. Связались по спутнику со свекром, сообщили какая у нас волна и ветер. Получили ответ, что к вечеру ветер должен утихнуть и Виктор (моторщик) готов нас везти на стапель прямо с теплохода.

Ужинали в ресторане. Пообщались с женщиной то ли из Енисейска, то ли из Бахты, я не запомнила. Красивое, чисто русское лицо, на затылке платок поверх повойника или обручка с косами, короче на возвышении, старинные сережки. Но в брюках. Потом, в Красноярском зоопарке мы тоже встретили семью таких «ассимилированных» старообрядцев. Говорит, что Енисей разгулялся, волна большая и все лето так. На наши слова, что нам ехать 40 км на казанке и пересекать Реку, только головой качает.

17.07.21 суббота. Ровно в 1:30 подходим к Игарке. Народ толпится на выход. Кто то приехал, остальные гулять. С нами едет группа туристов от фирмы Полония (см.логистику). Люди просто покупают билеты на теплоход, с ними едет экскурсовод. В поселках экскурсионная программа. Вот и в Игарке ночью под них открывают музей вечной мерзлоты, пригоняют автобус. Нет бы и нам с ними сходить, но мы то планировали на выходе с маршрута день в Игарке провести и все посмотреть. Поэтому прямо с теплохода грузимся в казанку.

Отзваниваюсь в МЧС о выходе на маршрут и свекру. Пишу всем чтоб помолились и в путь. Фотографируем закат (вообще то еще полярный день и солнце не садится) и наш теплоход с воды. В протоке волна не большая. Час страха и тряски на жестких сидениях и вот мы напротив Носовой. В бывшей деревне Носовая постоянно живет один человек – Вера Машихина. Это ее роду принадлежат Машихинские озера, которые мы должны были посетить. Самое страшное - пересечь Енисей. Ширина реки 3,5 км. Тут волна приличная, сбойки волн на середине. «Это небольшой шторм, вот мы попадали…а это не большой», - говорит Виктор. Ну, с Богом..минут 20..пересекли. Еще 6 км до Нимутихи и в 3:30 мы на месте. В сумерках мы от ли не заметили косу на Енисее при входе в Немутиху (справа), то ли уровень воды был выше, но мы заехали в Немутиху и встали на высоком крутом травянистом берегу. Выход к воде и вообще для стапеля место плохое, но делать нечего. Выгружаемся. Палатка и спать.

Стапель, дневка. Пол дня шел дождь. Провалялись в палатке до 13:00. То есть до 9:00 по Москве. Не спеша разобрали вещи, надули лодку. Пытались ловить рыбу, но безуспешно. Сходили на Енисей. На берегу лосиные лежки и много мяты.

18.07.21. воскресенье.  В путь. Начинаем подъем по Немутихе против течения. Вышли поздно в 10:50. Перекаты начались почти сразу. За весь день гребли совсем не много. Вова идет по колено, а то и по пояс в воде. Берега крутые, высокие. Трава и ивняк. И иду по почти отвесному берегу, держась за кусты. Видели следы оленя и медведя-пестуна. Солнышко, не жарко, красота. Поймала первого хариуса. Появились небольшие галечные и песчаные косы, но пока для стоянки не достаточно.

Сегодня у нас по плану всего 5 км. Подошли к острову за которым у меня намечена стоянка, выбранная по спутниковым снимкам. Но пошли левой, более мелкой протокой и в 15:30 встали на отличной галечной косе. Полетали на коптере - новое походное занятие. Посмотрели ближайшие пороги.

19.07.21 понедельник. Выходим в 9:00, вроде организм перешел на Красноярское время. Перекаты один за другим, редко когда Вова может прогрести небольшой участок. В основном пешком по воде.

Много разных цветов, лес - лиственница, елки, солнышко, красота. Очень много оленьих и лосиных следов на косах. Вот прошел олень, за ним шел мишка..а следом - я. На перекуре поймали первую щуку. Несколько раз встречали оленей - то самец, то важенка с теленком, но никак не успеваю нормально сфотографировать.

Начал травить баллон у лодки. В 16:30 встаем опять на галечной косе. Очень симпатичное место. Цветет шиповник, через всю косу прямо оленья тропа натоптана. Вова, правда спросил, чем это воняет (шиповником)?:))))

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Поставили лагерь - палатку и комариное укрытие. Тент пока не нужен, солнце. И вдруг у нас гости: прямо возле маскитного полога столпились олени и оленята. Задние напирают на передних, у всех полное непонимание в глазах. Я мечусь в поисках фотоаппарата, олени разворачиваются и убегают. Потом я целый час ходила по лагерю с фотиком. Поймали еще пару приличных хариусов и крупного окуня. И, разумеется, как только я занялась готовкой и положила фотоаппарат, пришел крупный самец - олень. В глазах читалось: «Спокойно, сейчас я разберусь, что здесь происходит». Секунду смотрит на нас, разворачивается с криком «ААА, они еще здесь» уносится прочь.

Клеем лодку, жарим, варим рыбу.

20.07.21 вторник. В 9:40  на воде. Камни по берегам увеличиваются. Теперь это уже не галька, а крупные булыжники, в воде очень скользкие. Прошли два красивых обрыва. В пороге (!) поймала щуку. Вова ушел вперед и не слышал моего крика. Кое-как вытащила ее на берег и кидала ей в голову камни, пока не перестала дрыгаться. Потом, прямо с блесной в пасти потащила ее к Вове, чтоб вынул. Видели вертолет. К лиственницам и елкам добавились березки.

После красивого порожка перекуривали на берегу очень заманчивой ямы. Один заброс и я еле выволокла щуку. Действовала по Вовиной инструкции: «никаких вываживаний, развернулась и беги в берег». Я развернулась и с криком «Вова, щука» побежала вглубь берега. Ничего так щучка на блесну 2 номер (я ж хариуса хочу):)) Собственно я с этой блесной почти весь поход прошла, пока ее щука побольше не откусила.

Встали на стоянку поздно - в 18:00, но норму в 10 км выполнили. Коса - песок с галькой. Жарим, варим, запекаем…Наловили еще крупных окуней - на уху и на блины. Вова показывает мастер класс по разделке окуневых блинов. Нужно отрезать окуню голову, выпотрошить, но, естественно, не чистить. Сделать возле хребта продольные разрезы и развернуть окуня в блин. Положить чешуей вниз на сковородку и хорошенько прижарить. Потом ненадолго перевернуть. Чешуя прижаривается, слипается и мясо можно выедать сверху. Вове пришлось пару раз за поход точить мне нож, потому что он тупился от отпиливания голов окуням:)

21.07.21 среда. Выходим в 10:20. Все также солнечно и тепло. Появились плесы, иногда гребем. На одном из перекатов, Вова перешел на другую сторону реки, там было мельче. Я иду по противоположному берегу. Присела по нужде. Вова что-то кричит, за шумом воды не слышно. Машу ему, чтоб не волновался, типа - иди, где тебе удобнее, я переправлюсь если что. Вова опять что-то кричит. Наконец слышу: «Олень, блин!». За моей спиной стоит олень.. Пока я надеваю штаны и достаю фотоаппарат, олень грациозно перебегает на Вовин берег и с удивлением смотрит на странных орущих зверей.

Косы пропали. Река успокоилась и почти не течет. Долго выбирали стоянку. В 17:00 встали на травянистом берегу с неудобным подходом к воде. До ручья осталось совсем чуть-чуть.

Стирка, сушка. Сварили двойную уху из окуней.

22.07.21 четверг. Выходим почти в 10:00. Меньше, чем за два часа догребли до ручья. В устье топкая глина. Но я все таки вылезла и поймала одного крупного окуня на суп. Мы наивные, думали , что по ручью тоже будем грести против течения. Но тут же начались завалы. Переодели Вову в неопрен, меня в неопреновые ботинки и его непромокаемые штаны и сразу пошел дождь.

С ручьем что то не так. По карте должна быть сначала лесотундра, а потом голая тундра. А тут лес..и завалы через каждые 20 метров. Да еще бревна такие толстые.

Вова пропихивает, протаскивает байду. Пилится. Я иду по берегу, подаю и забираю весло, пенку, которую подкладываем под байду при протаскивании через бревна с сучками. Ручей глубокий, Вове бывает по пояс, а мне так временами и выше. Дождь льет не переставая. Только иногда Вове удается немного проплыть, а так все время пешком и завалы.

В 17:30 решили вставать. Нашли небольшой глинистый пляжик. На верху очень красиво – ягель, редкие лиственницы. Повесили тент и два часа сидели ждали, когда утихнет дождь, чтоб поставить палатку и сварить ужин.

23.08.21 пятница. С утра запустили коптер. Причем, очень удобно устроились: мы сидим в маскитном пологе и рулим коптером, который летает снаружи. Вова виртуозно взлетает и садится между елок (где же тундра?!). Полет показал, что завалов дальше если и меньше, то не намного.

DJI_0218
DJI_0225

Двигаемся вперед. Сегодня появилась новая напасть - кочки. Берега ручья поросли осокой, а в русле появились острова-кочки. Приходится пропихивать байду между ними и берегом, иногда с поворотами чуть ли ни на 180 градусов. К вечеру вроде бы появилось больше участков без завалов, но все равно очень тяжело и очень медленно.

Нужно что-то решать, отстаем от графика на 2 дня. Можно отменить две из трех запланированных дневок. Но что, если еще два ручья, ожидаемых на маршруте окажутся такими же? Не успеем. Очень обидно. В 18:00 встаем. Вова жутко устал. Место вроде не плохое. До озер не дошли 1км 200 м по прямой. Ставим красивый компактный лагерь у воды - все как Вова любит. Утро вечера мудренее.

24.07.21 суббота. За ночь созрело решение. Мы все таки отдыхаем, такие физические нагрузки нам уже противопоказаны. Так что останавливаемся здесь, гуляем до озер пешком, возможно с лодкой, а потом назад. Расслабились, сразу стало так хорошо и легко на сердце:) Никуда больше не спешим, планируем где нужно встать на обратном пути на Немутихе, где половить. Пожарила супер-омлет с сыром. Произвели ревизию продуктов. Стирка, починка всего что нужно.

В 11:50 выдвинулись на разведку. Вот она тундра то:) Ну тоже не совсем, лиственниц и здесь хватает. Полно морошки, но совсем не зрелая еще. Сюда бы через пару недель..

Пошли напрямик. Но влезли в овраг, походили по буеракам («красивостям»). Как я поняла, это вспучивания и протаивания вечной мерзлоты. Действительно очень красиво. Да еще довольно сильный ветерок сдувает мошку. И солнышко. Красота, жизнь то налаживается. Прошли очень красивые синие-синие озерца.

Уток что то не много. За 1,5 часа дошли до первого озера. Рыбка плещется. Перешли к следующему, более крупному. Вытащила крупного окуня. А потом я увидела большую щуку. Она прыгнула за моей блесной, но промахнулась. Отдала спиннинг Вове - на берегу кусты, боюсь не вытащу.

Вова тоже не вытащил.. Съела эта щука мою любимую хариусовую блесну и не подавилась - перекусила карабин поводка. Да, я была весьма самонадеянна, взяв с собой на озеро всего одну блесну. Ну что делать, значит у нас сегодня опять только один окунь. Домой дошли за час, уже без плутаний.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

25.07.21  воскресенье. Сегодня опять пасмурно и временами дождик. Взяли коптер, умывальные, спининг и пошли на ближайшие тундровые озерца гулять и бриться (в ручье не очень удобно). Рыбы в них нет. Побрились, погуляли и неплохо полетали. В общем отдыхали и расслаблялись. Вечером наконец то суп с мясом, а то все уха да уха…Сдули лодку, упаковали на завтра гулять.

DJI_0237
DJI_0235
DJI_0243

26.07.21 понедельник. С утра пораньше выходим с лодкой на озера. Думаем пройти туда напрямик пешком, а обратно попробовать все таки сплавиться по ручью. Берем коптер, перекус, неопрены, лодку и вперед. Дошли за час с небольшим. Совсем чуть-чуть плутанули в конце.

Сначала попробовали поймать все таки ту щуку, что съела мою блесну. Но эта сволочь обломала Вове спиннинг и ушла. Перегребли озеро, перетащились через небольшую перемычку в следующее – озеро Чула и расположились на острове, на каменистом мысу. Берега хорошие – лиственичный лес, дно – камни и песок. Летали, ловили рыбу. Ловится щука, просто нереальное количество окуня - на каждый заброс. Поймали немного сига.

DJI_0253
DJI_0256

Переждали грозу. Потом летали, Вова снимал меня в лодке и долетел почти до Хетского озера. Оно просто огромное после Чулы. Но там был сильный ветер и Вова повернул обратно.

Все хорошо, но нужно двигаться обратно. Переплыли, перетащились, опять переплыли в ближнее к нам озеро. Сунулись было в ручей. По течению, конечно, легче, чем наверх, но завал на завале. Сдулись и пошли обратно пешком. Только теперь тащим мокрую лодку, да еще и рыбу. Весь вечер чистили, жарили, варили и запекали.

27.07.21 вторник. Начинаем движение назад. После вчерашней грозы и позавчерашнего дождя воды в ручье заметно прибавилось. По пропиленному и вниз по течению, да по высокой воде идется гораздо быстрее. Сегодня очень жарко. Самый жаркий день похода. Вова шустро пихает лодку вниз по течению, часто ему удается сплавиться довольно продолжительный участок. Даже по небольшим порожкам в ручье. А я ломлюсь по кустам на берегу, еле поспеваю.

Изначально думала, что на спуск по ручью у нас тоже уйдет два дня, ну просвистели за один. Несколько бревен, под которыми мы подлазили по пути наверх, теперь пришлось преодолевать сверху. Особенно впечатлило огромное бревно через всю реку на месте нашей ночевки: когда шли туда  мы встали на ночь с одной стороны, а утром скинулись с другой. Это был явный обнос, перетащить через него лодку было не реально. А теперь его едва видно из воды и сбоку Вова без труда протащился.

Сложный завал недалеко от устья ручья, где мы потратили больше часа, когда шли наверх, сейчас мы вообще  не смогли идентифицировать. Еще чуть чуть и впадаем в Немутиху. Тут разразилась сильная гроза и ливень. Переждали в устье. Жара спала, хорошо. Думаем что делать дальше - времени до выброски вагон. До антистапеля всего 38 километров.

Решили пройти еще немного вверх по Немутихе, посмотреть что там.

Когда выплывали из ручья в реку, произошел смешной инцидент. Вова уронил в воду неопреновую перчатку. Перчатка поплыла по реке, мы за ней. Почти догнали и тут вынырнула  здоровая щука, и попыталась цапнуть перчатку. То ли промахнулась. То ли почувствовала, что это не съедобно и уплыла. Достали перчатку и ушли вверх по реке.

Течения нет, гребем. Рыба плещется. Затем пошли повороты и пена на воде - значит скоро порог. Таким образом, Немутиха успокаивается после нижних порогов всего на 10 км. Потом опять появляются камни, перекаты, а затем и пороги.

Порог очень красивый, решили его не протаскивать и встать снизу. Отличное рыбное место, но ужасные ямы между камней на берегу и довольно мокро, трава на камнях. Ставим лагерь. Вове не нравится место. Снова пошел сильный дождь.

Протоптала в траве безопасные тропинки между палаткой, маскитным пологом, берегом и костром, чтобы ходить только по ним и не падать в ямы:)

Жарим рыбу, ужин и спать.

28.07.21 среда. С утра Вова так хотел скорее покинуть стоянку с ямами на берегу, что даже не дал мне вытащить хорошую щуку, которая сидела прямо у берега в яме. «На следующей стоянке поймаешь». Очень холодно. Самый холодный день похода. Руки мерзнут в неопреновых перчатках.

Не спеша сплавились, вернее за два часа переехали на новое место стоянки. Отличная галечная коса, перекаты. Укрытие и тент повесили в сухом лиственничном лесу на оленней тропе. Вова распилил оленям бревно, перегородившее тропу. Но они к нам в лагерь так и не пришли.

В перерыве между дождями ловим рыбу. Сходили на дальний перекат.

Я поймала крошечного хариуса за хвост. На берегу все поросло зеленой красной смородиной. Нарвала ее вместе с листьями в чай.

Вечером у нашего берега появилась супер-щука. Перекусила мне поводок пополам..То ли они старые стали, то ли хилые…Потом откусила карабин. Вова раззадорился: Ах ты так, ну мы тебя. И привязал вместо поводка струнную пилу…Тащил он быстро и все вроде было правильно, но леска не выдержала и просто оборвалась. Вот сволочь. Что то нам надо менять в тактике и снаряжении для поимки крупных щук:)

29.08.21 четверг. Сегодня дневка. Очередной разбор продуктов. Съездили на ближайший перекат вниз по течению.  Тут я опять отличилась - поймала на вертушку №2 малька хариуса. Жалко бедняжку, но куда ж он на такую блесну - больше него самого! И заглотнул крючок по самые гланды. Вова наловил окуней и бросил их в лужу на берегу. Потом ходил с пакетом и искал, собирал.

Нажарили оладушков, хлеб закончился.

Вечером обнаружила весьма прискорбную пропажу: потеряла крест, которым меня крестили. Жалко слов нет. Вова, понимая, как мне не по себе без креста, предложил вырезать временный из дерева. Подобрал кусок лиственницы, завтра будет вырезать.

30.07.21 пятница. За два часа переехали на новую стоянку. Длинная песчано-галечная коса напротив обрыва. Над обрывом вороны гоняют орлана белохвоста. Все дико кричат.

Вова изрезал все пальцы, но вырезал мне отличный крест.

Потом сходил достал примеченною мной щуку, наловили еще окуней и хариуса. Щуку запекли с сушеными помидорами.

Виктор (моторист) через свекра передает, что 4-5 августа будет сильный ветер. Просит приплыть на антистапель 2 или 3 числа. Посмотрим… В Игарке то 3 дня тоже делать нечего..

31.07.21 суббота Вышли в 10:20. Облачно, но тепло. Сегодня для разнообразия шли не 2, а 3 часа:). Видели лосенка. Выскочил из кустов ивняка и позировал нам, пытался понять, что это за странное животное плывет. Потом побежал к мамке.

В 13:40 встали на длинной песчано-каменистой косе, на лосиной тропе. Тент и укрытие повесили в кустах. Наловили хариуса, нажарили оладушков. Для разнообразия сварили борщ с мясом и хариусом. Получилось очень вкусно. На второе - запеченные хариусы с рисом и чай с сушеными яблоками.

01.08.21 воскресенье. Постепенно движемся вниз. Завтра решили выходить на Енисей, уехать в Игарку 3 числа и попытаться поменять билеты в Красноярск с шестого на четвертое.

Распогаживается. Встали на каменистой косе, палатку поставили повыше на песочке. Стирка, сушим рюкзаки и неопрен на выход. Хариус все еще ловится.

Вова нашел в лесу гигантскую лиственницу и подобрал под ней пару упавших веточек.. которых хватило на костер..

02.08.21 понедельник. Сегодня выходим на антистапель. Последние перекаты. Воды явно больше, течение сильнее. На месте, где нас 2,5 недели назад высадил Виктор, еле выбралась на берег - от грязного пляжика не осталось и следа, все под водой. Отвязала от дерева забытую там веревку.

А вот в Енисее вода, наоборот упала. В устье Немутихи на Енисейском берегу обнажилась отличная галечная коса.  Сверху песочек. Жарко, прямо курорт. Вытаскиваем вещи, сушимся, сдуваем лодку. Купаемся в Енисее. Вода теплая, моем головы. Смотрим на проходящие мимо суда. Один контейнеровоз почему то прошел мимо нас немного вниз по течению, развернулся и пошел обратно в сторону Игарки.

Потом полетали на квадрике. Удивительно, но он пережил поход и даже что-то наснимали:)) Буду пытаться сделать наш первый фильм. Здесь есть очень плохая, но все-таки связь - МТС. Поговорить особо не удалось, но смски отправляются.

Доедаем продукты, жжем мусор. Жарим оладушки. Поймали нам с собой пару щучек и язя.  Язей было больше, но они только прыгали вокруг блесны и не брали.

DJI_0260
DJI_0261
DJI_0263

03.08.21 вторник. Сумасшедший день. С утра все в дымке, но гарью не пахнет. В 7:00 как и договаривались приехал Виктор. Кстати, за все время, пока мы стояли на Енисее, мы не видели и не слышали ни одной моторки, только большие суда проходили мимо. Ветра практически нет, волна вроде не большая, только плохо видно в дымке.

Доехали за полтора часа без проблем. Виктор высадил нас на острове в 100 метрах от «автобусной остановки» - креста. Попрощались с Виктором, договорились, что он проверит есть ли у него рыба чтобы нам продать с собой.

В это время пришел паром, это значит что сейчас будет автобус. Бегом челночим рюкзаки на остановку, автобус ждет. Выгрузили нас у гостиницы.

Идем заселяться. Номер то у нас забронирован на 5 августа. Места есть. Заселяемся, оплачиваю пока одну ночь, вдруг поменяем билеты на завтра. Иду в душ, переодеваемся, перепаковываемся. Выясняем где общий  холодильник и с трудом, но запихиваем туда рыбу. На завтрак в столовую (соседний с гостиницей вход) уже не успеваем - завтрак до 9:00. Идем сначала в аэропорт, потом думаем смотреть город. В аэропорту полно народу - перевахтовка. Прорываюсь в комнатку под названием касса. Сидит девушка за компьютером и ее осаждают пассажиры. «Можно поменять билеты с 6 августа на завтра, на 4-е»? Отвечает, что на завтра нельзя, а на сегодня можно… Как на сегодня??? Самолет же по вторникам не летает. Добавили рейс, так как много желающих.

И тут появляется новая сложность: билеты мы купили в Нордстаре, а поменять хотим на Красавиа. Билеты у нас невозвратные. Звоню в Нордстар, батарейка садится. Ничего не слышно, связь плохая, интернет еще хуже. Вова нервничает - хочет улететь, потому что делать в Игарке 3 дня нечего. Уж в Красноярске то мы найдем чем заняться. Самолет через два часа. Суета и беготня. Вова бежит в гостиницу за распечатками с номерами наших билетов, потому что я не могу найти их в телефоне. Девушка кассир дает мне в пользование свой мобильник. Нахожу тихий уголок в аэропорту и дозваниваюсь в Норд стар. И, о чудо! Оказывается, из-за того, что Нордстар передал этот рейс Красавиа, мы можем оформить вынужденный возврат. То есть ну не хотим мы лететь Красавиа, не нравится нам такая смена и имеем право отказаться. Билет можно сдать даже после вылета, торопиться не надо. Заполнить просто форму на сайте и деньги вернутся на карту в течении трех дней. А пока мы можем купить себе новые билеты у Красавиа на сегодня.

Только вот терминал оплаты по карте не работает. Хорошо, что наученные опытом Туруханска, мы взяли много налички. Покупаем новые билеты. Мчимся в гостиницу, выселяемся, выпихиваем рыбу из холодильника и тащим вещи в аэропорт.

Потом оформляем перегруз..приличный надо сказать. Вову еще вызывают в багажный отдел, где в телевизоре не могут понять, что это у нас на дне рюкзака рядом с лодкой??))

Наконец можно выдохнуть, до посадки в самолет кажется минут 20 осталось. Звоню в отделение нашей конторы в Красноярске, сообщаю, что мы вылетаем к ним на три дня раньше. Отзваниваемся в Москву, снимаемся с учета в МЧС и в самолет. Обидно, не увидели музей вечной мерзлоты, не посетили местный храм. А ведь я заочно познакомилась с настоятелем о.Александром. Ну что же, будет повод вернуться в эти места.

Долетели без приключений. В Черемшанке видели группу катамаранщиков, прилетевшую из Светлогорска. Камера хранения там есть, но она вся забита. Грузим все наши вещи в такси и едем заселяться в нашу контору. Приняли как родных. У нас отдельный номер с удобствами и общей кухней. Вове очень удобно курить, все отлично короче. Красноярск кажется очень необычным из-за зеленых и красных холмов со скальными выходами. Понравилась дорога от аэропорта. Живем мы почти в центре, у самой набережной Качи. На холме прямо напротив нас - символ Красноярска, часовня Параскевы Пятницы.

Фух, красота, теперь у нас куча времени в Красноярске, нужно распланировать куда когда едем. В Красноярске жарко, но дымки нет.

Прогулялись по набережной р.Качи. Ее очень красиво отделали. Приятно посидеть с видом на воду. Старые деревянные домики с четырехскатными крышами и резными ставенками, резные ворота.

Вечером пожарили щуку и съели с остатками карпюра. Посмотрели погоду. Решили ехать завтра на Столбы.

04.08.21 среда. Выходим в 8:30. От остановки Главпочтамт на 50 автобусе доехали до остановки Турбаза. Потом нужно пройти немного вперед и налево начинается дорога на кордон Лалетино, к центральному входу в заповедник Красноярские Столбы.

Еще в Москве я залила в навигатор маршрут, правда, только синий. Скачала приложение Столбы. А еще заказала и получила по почте туристическую карту Красноярска и Заповедника Столбы, где обозначены все цветные маршруты и скалы. Эта карта нам очень помогла. Я думала, что за целый день мы сможем осилить только один маршрут примерно 16 км - от остановки через центральный вход и кордон Лалетино к самым известным столбам (Дед, Бабка с Внучкой, Перья) и обратно. Но мы осилили гораздо больше!

Параллельно дороге идет оборудованная экотропа с деревянным настилом, мостиками. Петляет вдоль ручья, пересекает его.. Нас обогнала пара с егерем, они пошли по тропе. А мы решили идти по дороге, чтоб сэкономить силы при подъеме. А подъем там не хилый. На встречу попадается много бегунов. Они совершают утреннюю пробежку до Перевала и обратно. Иногда кто то идет в попутном направлении, но народу не много.

Кстати, на входе в заповедник и у самых известных столбов почему от висят стенды, запрещающие летать на квадрике. Ну если очень хочется, можно найти места, где этих стендов нет..

Кроме того, висят таблички, предупреждающие о клещах. А после событий в Ергаках в этом году везде повесили щиты «осторожно медведи».

Дорога очень красивая, в просветах между деревьев видны первые столбы. Очень много птиц и почти ручных бурундуков, для которых вдоль дороги висят кормушки.

Прошли часовню во имя  Иннокентия, митрополита Московского в честь погибших альпинистов.

На второй поперечной выпили сбитня с местными же сухариками. Тут же есть детские площадки, площадки для отдыха. Вообще все хорошо оборудовано.

По крутому подъему «Пыхтун» дошли до «Перевала». Тут уже выгрузился автобус с туристами, который объехал подъем по дороге. На Перевале отличная спортивная площадка, визит центр, сувениры. Есть связь, можно зарядить телефон. Передохнули на Перевале и начинаем штурм длиннющей лестницы к Центральным столбам.

Впечатляет. Очень красиво. Ясно, зачем сюда стоит лезть:). Больше всего понравился Дед и Первый Столб. Второй тоже классный.

Маршрут хорошо маркирован. Мы идем по синему.

А вот знаменитые Перья мы не оценили, так как смотрели на них не с той стороны, как выяснилось потом. Вова слазил наверх снять панораму.

После Перьев мы вернулись к Первому столбу другой дорогой и решили пройти по сиреневому маршруту. Надо сказать, что где-то мы видели объявления, что в связи с падением сухостоя большинство маршрутов закрыты. Но никто же их не охраняет:)

Сиреневый маршрут идет до Манской стенки и Манской бабы через Ферму. Он уже не оборудован, как самый известный - синий. Тропинки без настилов, заросли травой, есть подболоченные места. Отошли от хоженых троп и устроили перекус с изучением карты.

Изучение карты показало, что до Манской Бабы далеко и выходить придется назад, можем не успеть до темноты. Решили через Ферму выйти на желтый маршрут и по нему дойти до канатной дороги и спуститься по ней.

Ферма симпатичная, тут мало кто ходит. Тихо, много черники. Вышли к Четвертому столбу, потом к Третьему столбу и на желтый маршрут. В Овраге поели малины.

Снова набрали высоту и с обзорной площадки посмотрели на другой край долины, откуда мы пришли. Мощно. Ничего себе мы протопали.

Потом были еще скалы поменьше. Первенец, Водопой (очень надеялись, что там будет ручей, но ручья не оказалось), Монах, Грешник, Пятак. Запомнилась Столбовая Видовка. Тут у парня с девушкой был романтический перекус с видом на закат. И мы залезли и полетали на коптере. Ребята, куда вам выслать ваши фотографии?

DJI_0271

Вот с чем тут проблема, так это с водой. Мы то вначале думали, что будем возвращаться через Лалетино вдоль ручья и наберем там воды. Взяли с собой только полтора литра. К концу дня вода почти закончилась, а набрать негде.. Едим ягоды. На выходе нашли еще куст красной смородины.

DJI_0273

Дошли до смотровой площадки, которая смотрит вглубь заповедника. Тут продают сувениры, но воды нет. Только у канатной дороги была недешевая кафешка, купили наконец попить. Билеты на канатку продаются в ней же. Вышли с маршрута, обернулись и прочли на стенде, что он закрыт...

11_1

В результате, мы прошли за день километров с набором высоты метров. Посетили все значимые Центральные столбы. Ну и угулялись же мы.

Спуск длится 10 минут, прикольно. Очень красивый вид на город и как раз именно в это время, на закате. Спустились вниз в Бобровый Лог. Ка же мы, оказывается устали. Появилась связь. Нас потеряли, ведь ушли  мы из дома рано утром, а уже темнеет.

Фанпарк Бобровый Лог это развлекательный центр со всякими аттракционами летом (типа скоростного спуска на тросе) и горнолыжный комплекс зимой. Сюда ходит только один 37 автобус. Надо было подождать, но мы поперлись до шоссе, где ходит наш 50-й автобус до дома. Зато по дороге прошли остановку, которая называлась «родник». Действительно, рядом обнаружился родничок, набрали еще воды.

Вернулись в город. Поужинали в «Нетипичной пельменной». просп. Мира, 109. Тут играет катушечный магнитофон. Место нормальное. Мне принесли черные пельмени с щукой, а Вова заказал сибирские.

Приползли домой в десятом часу, в душ и спать. Завтра с новыми силами на ГЭС.

05.08.21 четверг. Вышли опять с утра по раньше. Сегодня мы не взяли коптер, так как думали, что над ГЭС нам наверняка не дадут летать. Вот это было ошибкой. Коптер в Дивногорск обязательно нужен. Летать там очень удобно и можно снять красивое видео. От остановки Главпочтамт доехали до Предмостовой площади (автобусы 9, 65). Перешли площадь к автовокзалу. Тут останавливается 106 маршрутка (пазик) в Дивногорск. Ходит раз в 15-20 минут. Билет стоит 83 рубля. Ходят таксисты, зазывают людей за стольник с человека. Мы дождались автобуса.

Дорога очень красива, вьется по холмам, петляет по лесу. Проехали симпатичный поселок Овсянка, Усть Ману, переехали реку Мана.

Иногда между деревьев мелькает Енисей и его высоченный левый берег со скальными выходами.

Въехали в Дивногорск. Тут мы немного не сориентировались и вовремя не вышли, автобус сделал круг и отдалился от нужного нам направления - на ГЭС. Но мы не спешим. То есть мы в тот момент думали, что быстренько сходим на ГЭС, потом в Дендрарий и Скит в Дивногорске и еще будем думать, чем себя занять до электрички. Обратно решили ехать на электричке - она идет по самому берегу Енисея, да и ехать на ней комфортнее. Электричек всего несколько в день, и мы думали возвращаться на 16:20. Мы еще не знали, что нам предстоит.

Двигаемся по навигатору в сторону ГЭС. Оказалось, не так уж и близко. Ноги болят после вчерашнего, но кто сказал, что отдых - это легко?

Прошли форелевое хозяйство. В Енисее отгородили кусок и выращивают рыбу. Тут же и продают. Цены кусаются. Я купила на 500 р. четырех копченых хариусов. Вова ругался, мы ж их только что бесплатно кушали сколько хотели:) А я теперь жалею, что не взяла больше.

Наконец дошли до моста, с которого открывается вид на ГЭС. И надо сказать, что лучший вид именно с него. Еще можно спуститься возле большого деревянного креста вдоль забора на берег и подойти по камням поближе. А вот на обзорную площадку возле судоподъемника, пешком точно не стоит ходить, только если на машине.

На другом берегу народ ловит рыбу. Моторки катают народ смотреть на ГЭС максимально близко. В Енисее очень сильное течение, прямо голова кружится смотреть. Интересно, за сколько бы мы долетели на байдарке до Красноярска.

С ГЭС нам не повезло - вода едва сочится. Вот в июне тут был большой сброс воды, тогда, наверное, круто было. Судоподъемник вещь интересная, но нам сказали, что он давно не работает. Хотя потом мы видели, что там ведутся какие-то ремонтные работы.

Судоподъёмник Красноярского гидроузла — единственный в России судоподъёмник, сооружённый в 1976 году (официально пущен в эксплуатацию в 1982 году[1]) на Красноярской ГЭС на реке Енисей вблизи города Дивногорска Красноярского края. Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, собственно подъёмника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление. Движение осуществляется посредством электротяги.

Для погрузки судна в подъёмник платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде; судно транспортируется «на плаву». В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъёмник. (википедия)

Перешли мост, посмотрели оттуда. Перекусили и обнаружили в навигаторе смотровую площадку в паре километров по прямой. Где-то должен быть отворот с шоссе. Рядом будка охраны, спросили у охранника. Он сказал, что по шоссе будет 5 км, а через лес – два. Но нужно подняться в гору…

В общем за будкой слева есть неприметная тропинка, почти вертикально поднимающаяся в гору. Влезли по ней почти на четвереньках и потопали по лесу.

По дороге нашли землянику размером с клубнику и малинник с кучей ягод, в нем мы немного подзастряли.

Потом вышли на ЛЭП и решили срезать через поле. Поле оказалось свалкой, вернулись назад и пошли по дороге.

Потом еще немного по проселку. И наконец, мы у цели. Тут близко виден судоподъемник. На нем рабочие что-то варят. А сама ГЭС видна так себе.

Попробовали пробраться обратно вдоль берега, огороженного колючей проволокой, но уперлись в скальный прижим. Скала сыпется. Пролезли пару метров вверх  и отказались от этой затеи. Перекусили и пошли назад тем же путем.

А ведь сегодня у нас был запланирован день без особой ходьбы после вчерашнего лазанья по горам и перед завтрашним осмотром города.

Ну ничего, дотопали обратно почти до города. По конец не выдержали и вызвали такси до набережной. А набережная Дивногорская просто шикарна. Все отлично обустроено. Скамеечки, качели, цветники, кафешки, детские площадки. А напротив собственно горы (почему Дивногорск). Выпили кофе, посидели с видом на эту красоту. Над нами пролетел коптер. Вот где надо летать то было! Сидишь с кофе на барном стуле перед стойкой - набережной и летаешь, рассматриваешь и снимаешь скалы напротив. Можно было и до ГЭС долететь.

Жарко, но никто не купается. Наверное потому, что очень сильное течение.

В Дендрарий и Скит мы таки не попали. Еле успели на электричку в 17:44.

Потом была красивая дорога вдоль Енисея. Ж\д вокзал и привокзальная площадь. Поужинали в блинной №1 на Ленина 112. Очень сытно и вкусно. Милая девушка дала мне зарядку для телефона.

Но почему в Красноярске так жарко?! Только после 20:00 становится прохладнее. Опять приползли домой в девять. Завтра смотрим город. Ох, нелегкое это дело- отпуск:).

06.08.21 пятница. Маршрут по Красноярску я залила в навигатор еще в Москве. Кроме того, у нас была бумажная туристическая карта. Первым делом покровский собор.

Памятник архитектуры XVIII века, старейшее из сохранившихся каменных зданий Красноярска. Памятник архитектуры енисейской школы сибирского барокко. Кафедральный собор Красноярской епархии

Храм очень красивый и намоленный.

Потом прошли по ул.Ленина, Карла Маркса, Благовещенский монастырь, Триумфальная арка и вышли на набережную.

Опробовали местный городской велопрокат. Велосипеды тут не вставляются в стойки, как у нас в Москве, а просто ставятся в зоне парковки на подножку и закрываются на собственный замок, как наши самокаты. Самокаты, кстати, тоже есть. Но я на самокате не могу из-за ноги, а велики совсем простенькие, без скоростей. Ездить можно только по центру. Я потом, уже припарковавшись, прочла у себя смски: «мы все видим, вы выехали из зоны проката» «вы вернулись в зону проката». Но никаких штрафных санкций не было.

Спустились на набережную. Тут симпатичный памятник Белая Лошадь. Установлена композиция в честь русских первопроходцев в Сибири на "Стрелке" на берегу Енисея. Памятник представляет точную копию лошади среднерусской породы в натуральную величину. Высота около 1.5 метра, вес - 430 килограммов.

Изготовили лошадь, соблюдая особую старинную технологию, из кованого железа. Каждый элемент ковался отдельно, затем сваривался с другими. Чтобы не нарушить правильность и точность форм, организаторы проекта консультировались у ветеринара.( https://www.kraskompas.ru)

Странные знаки встречаются..

Потом осмотрели Пароход-музей «Св. Николай». Мне было особенно интересно после того, как мы сами плыли по Енисею на теплоходе. Это значит Ленин плыл вторым классом, а бедные рабочие третьим??). Здесь можно гудеть в гудок и звонить в склянку. Женщина кассир с удовольствием рассказывает о теплоходе и отвечает на вопросы. В том числе, она сказала, чтобы в одном из залов мы обязательно нашли дверь в трюм и спустились туда, а то многие ее не замечают. В результате, мы попытались вломиться в закрытую часть экспозиции, сработала сигнализация, прибежала женщина - охранник, но только ласково пожурила.

Уникальный памятник истории и техники. Корпус построен в 1886 году в Тюмени. Принадлежал известному сибирскому промышленнику А.М. Сибирякову. Пароход имел мощность в 140 лошадиных сил. Принимал на борт 150-200 пассажиров. Именно на нём 1 июля 1891 г., возвращаясь из путешествия на Восток, совершил краткую поездку Цесаревич Николай Александрович Романов, будущий последний император России Николай II. 30 апреля 1897 г. В.И. Ленин и его соратники Г.М. Кржижановский, В.В. Старков отправились на этом пароходе в г. Минусинск, следуя к месту ссылки. (https://www.kkkm.ru)

Потом прогулялись до Речного вокзала. Хотели прокатиться куда-нибудь на теплоходике, например рейсовом. Но утренние все уже ушли. Есть туристические, но вечером и с музыкой\экскурсией, а Вова это очень не любит.

Взяли велосипеды и проехали всю набережную туда и обратно.

Потом мимо оригинального здания краеведческого музея, которое построено в начале 20-го века по проекту Леонида Александровича Чернышёва в виде египетского храма, мимо здания администрации с башней Биг Бена, отправились в столовую «Съем Слона» (Карла Маркса 95). Достаточно вкусно, разнообразно, в том числе и постные блюда. Не дорого.

После обеда посмотрели музей Астафьва в резном красивом домике и дом, где жили братья Абалаковы - Ленина 74. Памятник заслуженному мастеру спорта, выдающемуся советскому альпинисту Евгению Абалакову очень скромный, мы его еле нашли среди листвы. Много красивых деревянных домиков с узорными наличниками и ставенками.

Затем отправились в Центральный парк. Тут до 16:00 работает детская железная дорога. Все по взрослому – мини-поезда, станции, светофоры, переезды, стрелки и тп. В здании вокзала занимаются юные железнодорожники. Все одеты в форму ржд. Дорога огибает весь парк. https://company.rzd.ru/ru/9349/page/105554?id=1474#enttab-main

Но вот незадача, в связи с короновирусом. Дети то занимаются, но пассажиров не катают. Пришлось довольствоваться фотографированием.

В парке много белок. Прыгают, дерутся, кувыркаются.

После парка осмотрели костел в честь Преображения Господня, начало 20-го века. ул. Декабристов, 20. Это органный зал, но католические службы тут тоже проходят.

Потом опять взяли велосипеды и доехали до набережной Качи. Затем сели на 32 автобус и поднялись на Караульную гору к часовне Параскевы Пятницы. Степана Разина, 51

Вид отсюда шикарный. Вечерело. Красноярцы после работы гуляли и сидели на краю горы и любовались видом города. Мы тоже посидели. Наконец то стало прохладнее, а то очень жарко, утомились. А потом решили спуститься пешком, а не возвращаться к автобусу (до парка с часовней он не доходит).

Поужинали в «Съем слона» и домой. Посмотрели город, теперь нужно опять на природу, завтра поедем в Роев ручей и опять на Столбы.

07.08.21 суббота. С утра сильная дымка. Дошел дым от пожаров в Якутии. Хорошо, что не взяли билеты на теплоходик - ничего бы не было видно. В зоопарк Роев Ручей приехали к открытию. Конечная остановка 50-го автобуса.

В кассу уже очередь, но висят стенды с куар-кодом, по которому можно купить билет на сайте. С небольшими танцами с бубнами, купили на сайте билеты. Зоопарк оказался достаточно большой, я думала, что он меньше. Животные ухоженные, особенно копытные, вольеры у них большие. Понравилось, что в парке действует правило тишины. Никто не бегает, не кричит, играет умиротворяющая музыка.

В Красноярске продают очень вкусное мороженное Славицы Березка. Производят в Набережных Челнах. У нас такого не видели.

Покормили медведя орешками через специальную кормушку

Осмотрев зоопарк, вызвали яндекс-такси и переехали в Бобровый Лог. Поднимемся по канатке, чтобы осмотреть западные Столбы - Токмак, Ермак и Китайскую Стенку.

Билеты на канатку внизу продают только в кассе на входе в парк. Перед входом на подъемник кассы нет. Пришлось вернуться.

Столбы все в дымке. Подъем был несколько сюрреалистическим. Плывем в туман. Нас еще два раза останавливали по дороге. Сидим, покачиваемся в тумане, свесив ножки..

Вышли, сориентировались и потопали по горнолыжному спуску в сторону Токмака. Тут же стоят избы, которые можно арендовать на шашлыки. Затем по крутой тропинке вниз, цепляясь за кусты.

Прошли в калитку с надписью «Проход запрещен» и вот мы под Токмаком. Выглядит величественно. Вскарабкались в гору. Красиво, добротно. Но как отсюда перейти к Ермаку через долину не понятно.

Маркированных маршрутов не видно, тропинок тоже. Вокруг только туристы, они тоже не знают. На наше счастье, мимо шел егерь. Он направлялся примерно в ту же сторону и согласился нас проводить. Вернее, нам предстояло за ним успевать. Александр, так звали егеря нырнул в траву по пояс, в которой прямо под скалой пряталась тропинка и устремился в крутейшего спуска вниз. «Там не сложно, по скалам лазить не надо, просто круто вниз, потом вверх». Я крикнула Вове, чтоб не ждал меня и, главное, не терял из виду Александра. А сама старалась не терять из виду мужа.

По началу я стремалась заходить в Красноярске в траву - ведь тут клещи, не от что наши клещи, а очень даже могут быть энцефалитными. Но тут уж было не до клещей. Бежала, хватаясь за траву и колючую акацию, сползала на попе, ныряла в траву.

Иногда Александр останавливался, чтобы сфотографировать. И я успевала их догнать и тоже сделать снимок. Потом мы неслись дальше.

Вышли на скалы. Александр предупредил, что тут опасный участок, он тут в дождь как-то хорошо улетел. Но увидев, как я спокойно сажусь на попу и сползаю вниз, сказал «почему бы и нет» и почесал дальше.

Когда мы наконец спустились на дно долины, у меня ноги тряслись от напряжения. Попрощались с Александром. Он пошел в сторону кордона, а мы пошли восходить к Ермаку. Проверились на клещей, вроде все нормально. Лезем вверх.

На Ермак есть два пути - более крутой и короткий и более пологий и длинный. После такого крутого спуска мы решили  подняться по пологому варианту.

Перед Ермаком есть еще небольшая, но симпатичная скала Бородок. На ней устроили перекус.

Ермак красивый. И у нас остались силы, чтоб сходить еще и на Китайскую стенку.

По дороге встречали семьи с детьми. Колоритные такие Столбисты:)

Столби?зм — социокультурный феномен, общественное явление, образ жизни, связанный с Красноярскими столбами. Под столбизмом понимается общественное движение, для которого характерны занятие скалолазанием и общение в неформальной обстановке в природных условиях. Первые столбисты появились в Красноярске более 150 лет тому назад. Главным занятием столбистов было лазание по скалам, прохождение новых маршрутов, называемых лазами, на вершины скальных выходов — столбов. (википедия)

На Китайской стенке тренируется какой-то клуб.

Потом нас ждал длинный, хорошо утоптанный спуск к Мраморному карьеру и восточному выходу из заповедника.

Нам сказали, что недавно к самому входу провели автобус. Но остановку мы не нашли. Пошли пешком на трассу. По дороге остановилась машина и мужик подвез нас до Предмосотвой. Ужин в "Съем Слона" и домой.

08.08.21 воскресенье. По хорошему, этот день был уже лишним. Мы устали, впечатлений куча. Идеально было бы провести один день в Игарке и потом 4 дня в Красноярске. Но это все-таки лучше, чем застрять в Игарке на 3 дня, а потом галопом осматривать Красноярск.

Дымка от якутских пожаров не уходит. Как-то мы полетим завтра домой. С утра пораньше поехали в поселок Удачный в Свято-Успенский мужской монастырь на Берегу Енисея. Лесная ул., 55А Идет туда 12-й автобус от остановки Главпочтамт.

Монастырь был основан в 1879 году. К настоящему времени с тех времен  сохранились лишь настоятельский и братский корпуса, а также несколько строений хозяйственного назначения. Но построены новые храмы и разбит замечательный ландшафтный парк как внутри монастыря, так и за стенами на берегу Енисея.

Жаль, что все в тумане. Но даже так очень красиво.

Вода льется по датчику движения

После монастыря вернулись в центр и решили еще покататься на велосипедах. Еще позавчера мы заметили интересный мост на остров, по которому непрерывно ехали велосипеды. Оказалось, что это Татышев остров — самый крупный остров на реке Енисей в черте Красноярска, площадь 7 км.кв. И весь остров занимает парк с супер-велодорождками. Дорожки отличные: широкие, а для пешеходов, наоборот, узкие дорожки по бокам. Кроме того, эти дорожки разнесены по направлениям, то есть велосипедисты не сталкиваются и каждый поток едет в свою сторону.

С удовольствием покатались. В парке множество сусликов. Никогда их так близко не видела, они совсем ручные.

Накатались, сходили на рынок купить на подарки кедровой продукции и домой - отдыхать и готовиться к отъезду.

09.08.21 понедельник. Сегодня к 10:00 по Москве мне на работу…Оставили рюкзак с лодкой в нашей конторе, потом вызову за ней транспортную компанию.

Вызвали такси на 5 утра, а могли бы еще спать и спать. На улице такой смог, что не видно вообще ничего. Но гарью не пахнет. Едем, а впереди просто стена тумана. Конечно, рейсы задерживаются. Но на сколько не понятно.

В Красноярске досмотр с пристрастием: заставили вынуть и показать коптер, отнести рюкзаки в отделение для негабаритного багажа. Там багаж просветили и увидели несколько баллончиков. Попросили достать. Мы достали один (действительно от комаров) показали и попросили не перетряхивать весь рюкзак чтобы достать все (ага, щас, и медвежий). Разрешили. Вова говорит, что когда он ходил курить, у него еще и температуру мерили и про маску, которую он у меня оставил спрашивали. А я как-то проскочила через этот кордон.

Пассажиры все прибывают и прибывают в аэропорт, а рейсы не улетают.

Вышли из чистой зоны обратно погулять и Вове покурить. Потом Вова еще и третий раз ходил. Переписываемся с нашей авиакомпанией. Пассажиров других компаний уже и напитками обеспечили и горячее питание раздают, только наш Ютейр нас не кормит. Представитель Победы вон бегает по залу, ищет, кто из его пассажиров еще не получил питание. Ну да ладно, у нас с собой было немного еды.

Наконец, с задержкой в шесть (!) часов, вылетаем в Москву. Пилоты молодцы, взлетели без промедления, летели быстро, как могли. Когда сели во Внуково, пилот объявил, что «Наш рейс наконец то закончен».

Закончен и наш отпуск. Насыщенный получился отдых.. На работу я не успела, телефон разрывается от звонков. Таксист не может нас найти в аэропорту и не говорит по русски..начинаются будни. Мечтаем об Эвенкии в следующем году.