Пешеводный поход по норвежскому плато Хардангервидда
Нитка маршрута
Kinsarvik – Hardangervidda – Harteigen – Litlosvatnet – Kvenna – Mogen – Viervatnet – Strengetjorni nedre – Rjukan
гео-теги: Европа Норвегия
 

Пакрафтинг в Норвегии

Norway-2019_2Rep_479
 

Хардангервидда-2019

 

Нитка маршрута:
Kinsarvik – Hardangervidda – Hårteigen – Litlosvatnet – Kvenna – Mogen – Viervatnet – Strengetjørni nedre – Rjukan
Дорога туда: Казань – Хельсинки – Осло (самолет) – Voss stasjon (поезд) – Kinsarvik (автобус)
Дорога обратно: Rjukan – Nottoden – Осло (автобус) – Хельсинки – Казань (самолет)
 
 
График движения и километраж активной части:
10.08.2019: город Kinsarvik – оз. Vierdalsvatnet = 11,3 км пешком, набор/сброс высоты 1249/284 м;
11.08.2019: оз. Vierdalsvatnet – оз. Heimsta Hanasteinsvatnet = 14,9 км пешком, 725/518 м;
12.08.2019: оз. Heimsta Hanasteinsvatnet – г. Hårteigen = 18,6 км пешком, 827/575 м;
13.08.2019: г. Hårteigen, днёвка по непогоде = 0 км;
14.08.2019: г. Hårteigen – оз. Litlosvatnet = 14,7 км пешком;
15.08.2019: оз. Litlosvatnet – Kvennedalen = 13,3 км сплав;
16.08.2019: Kvennedalen – вдп. Skyttarfossen = 13,8 км сплав + 1,4 км пешком;
17.08.2019: вдп. Skyttarfossen, днёвка по непогоде = 0 км;
18.08.2019: вдп. Skyttarfossen – оз. Briskevatnet = 16,4 км сплав + 3,8 км пешком;
19.08.2019: оз. Briskevatnet, днёвка по непогоде = 0 км;
20.08.2019: оз. Briskevatnet – оз. Torstjønni = 18,6 км пешком + 6,4 км сплав, 813/660 м;
21.08.2019: оз. Torstjønni – оз. Geitebufjorden = 8,6 км пешком + 11,5 км сплав, 358/489 м;
22.08.2019: оз. Geitebufjorden – оз. Kilsfjorden, полуднёвка по непогоде = 0,8 км пешком + 7 км сплав;
23.08.2019: оз. Kilsfjorden – Trågåstolkdalen = 2 км сплав + 20 км пешком, 1389/591 м;
24.08.2019: Trågåstolkdalen – Rjukan = 12,1 км пешком, набор/сброс высоты 184/948 м (0.5 ходовых дня).
 
Итого:
Пешка = 124,8 км;
Сплав = 70,4 км;
Всего активных = 195,2 км.
 
Ходовых дней = 11;
Днёвки = 3,5 (по непогоде);
Всего затрачено = 14,5 дней. 
 
Способ передвижения:
3 пары ног, 3 весла, 2 пакрафта Иволга и 1 паккаяк Кроссривер.
 
Участники:
Искандер Карманов (Казань) – разработка маршрута, руководство, навигация, фото-видеосъемка, завснар;
Артём Шавкун (Казань) – проработка трансфера, завхоз;
Слава Семёнов (Казань) – толмач, казначей.
 
 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

(включает краткое описание маршрута)
 
В этом августе удалось-таки исполнить давнишнюю затею: идея загранпакрафтинга зрела-вызревала и, наконец, реализовалась. 
При выборе региона я ориентировался на Европу, в первую очередь на Скандинавию, как район с наиболее привычным климатом, растительностью и рельефом – дабы хоть с ходовыми расчетами и по снаряге не было непоняток. Основная проблема состояла в том, чтобы отыскать для организации двухнедельного линейного маршрута достаточно дикий район – без шоссеек, магазинов и вайфая. И такой вариант нашелся в Норвегии.
Хардангервидда – это обширное горное плато в западной Норвегии. Высоты от 1200 до 1800 м, площадь порядка 800 кв.км. Растительность преимущественно горно-тундровая, деревьев почти нет. На территории плато расположен одноименный нацпарк, самый крупный в Европе (3422 кв.км). Туда мы и нацелились.
В Хардангервидде, как и в других норвежских парках, развитая сеть туристских маршрутов – тропы хорошо маркированы и нанесены на карты, примерно через каждые 15-20 км (средний ходовой день в горах) расположены туристские хижины, где можно переночевать и пополнить запасы газа-продуктов за весьма ощутимую плату. Организацией и содержанием этих хижин, как и троп, заведует норвежская ассоциация трекинга DNT.
На плато много рек и еще больше озер, так что, учитывая большое количество троп, составить пешеводный маршрут оказалось несложной задачей. За основу был взят маршрут по Квенне, который активно катают европейские пакрафтеры и каноисты. 
Квенна – это цепочка озер разной величины и проток, некоторые из которых весьма бурные. Пороги разной сложности, от 1-2 кс до мощных водопадов, на которые только полюбоваться. Поскольку маршрут популярен, в сети можно найти координаты порогов и обносов. В общем, для первого знакомства само то. Один минус – маршрут короткий (дней на 5-7), да и пешки маловато – всего 7 км от старта до стапеля. Поразмыслив, я решил сделать Квенну центральной частью комбинированного маршрута, дорисовав несколько версий захода и выхода с возможными модернизациями. Получилось два базовых варианта пакрафтинга, один на 160-170 км, а второй на 190-210, с возможностью перестроения по ходу дела. Вариативность эта оказалась кстати, т.к. по обстоятельствам пришлось выходить с Квенны наиболее коротким вариантом. В итоге реализовался маршрут на 195,2 км, из них 124,8 км пешки и 70,4 сплава. На прохождение ушло 14,5 дней, из которых 3,5 отсиживались по непогоде (3 дневки и одна полудневка). Так что реальных ходовых дней вышло 11. 
Карта пройденного маршрута со стоянками, дневными треками и отметками порогов доступна по ссылке
Ниже будет приведено краткое описание особенностей маршрута и обстоятельств его прохождения. Условно поход можно разделить на три этапа: первый – путь от Кинсарвика до Квенны, второй – прохождение проток и озер Квенны до Могена, третий – выход с Квенны к Рьюкану. 

 
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
 
Этап I: Кинсарвик–Квенна. Пешка = 59,5 км, сплав = 0 км.
 
Старт от Кинсарвика, подъем на плато вдоль цепочки водопадов (набор высоты около километра). Стартовый день был солнечным и почти без дождя; как оказалось, это был первый из трёх полностью погожих дней похода. Далее пеший переход под Хартейген. Там нас на 1,5 суток закрыла непогода, плюс у Артема начался бронхит, впервые за много лет в походе потребовались антибиотки. К счастью, лекарства и днёвка помогли. Но от подъема на Хартейген пришлось отказаться. Воспользовались потеплением, проскочили до озера Литлосватнет, которое соединяется с Квенной. Здесь закончился первый этап похода. 
Плато Хардангервидда – вовсе не плоскогорье, здесь развитый горный рельеф с многочисленными хребтами, долинами и живописнейшими озерами буквально на каждом шагу. Причем, в отличие от того же Кольского или Полярного, озера эти часто расположены вблизи друг друга, но на разной высоте, при этом сохраняют взаимную независимость. Горы более рельефные, а вот курума практически нет. Не встречалось и обширных горных болот, как на Полярном – видимо, из-за отсутствия мерзлоты. В целом перемещаться там заметно легче, особенно по маркированным тропам. Трудоемок только начальный километровый подъем на плато, с учетом стартового веса пешеводных рюкзаков. Горные виды разнообразнее и меняются чаще.
На прохождение затрачено 4 дня, плюс днёвка под Хартейгеном, итого = 5 дней.
 
 
Этап II: Квенна. Пешка = 16,2 км, сплав = 49,9 км.
 
Отстапелились на оз. Литлосватнет и влились в оз. Квеншёен, выйдя таким образом на классический маршрут по Квенне. Квенна мне очень приглянулась – красивая и достаточно дикая, немногочисленные хижины на озерах нисколько не нарушают уединенности. Сплавщиков тоже почти не видели – лишь двух каноистов, да еще лагерь пакрафтеров издали. По отчетам и фильмам ожидалось заметно больше. Видимо, и тут сказалась непогода.
Квенна – это цепочка озер и порожистых проток между ними. Пороги разной сложности, на любой вкус и квалификацию. Выбираешь и идешь то, что по зубам, а на остальное любуешься при обносе ))) В неторопливом походе можно много где побултыхаться, мы же старались идти в графике, поэтому длинные участки с порогами разной сложности обносили целиком, дабы не терять время на осмотр, прохождение доступных и обнос сложных. Таких участков набралось четыре. При решении о прохождении опирались на нижнюю планку опыта команды. Слава у нас был новичком, для него это не только первый пакрафтинг, но и вообще первое знакомство с порогами. К концу Квенны парень приобрел кое-какой опыт )))
Характерная черта рек Норвегии – внезапные водопадики и водопады, причем эта особенность распространяется и на небольшие протоки, так что ухо надо держать в остро. Частенько в конце простой шиверы обнаруживается порог водопадного типа. Иногда ничто не предвещает, даже и шума особого не услышишь на общем фоне, пока не подойдешь вплотную. В одной из проток я чуть не влетел, благо удалось вовремя углядеть срыв, зачалиться и тормознуть вслед идущих парней. После этого стал вдвойне осмотрительней. Серьезные пороги обносили, с нашим совокупным опытом хватало и простеньких.
Вообще, если обратить внимание на перепады высот между некоторыми смежными озерами на Квенне, то вполне можно представить себе, что творится в протоках между ними )) Как правило, самая большая Ж поджидает в конце протоки, хотя бывают и исключения ))
Ориентировался я на GPS-точки порогов, вычисленных мной по космоснимкам и топокартам, и на реальные треки от норвежского пакрафтера Магнуса Олсена, которыми он поделился со мной перед походом (за что ему большое спасибо!). Как я понял, это традиционные треки обносов по Квенне, используемые европейскими пакрафтерами и каноистами. После похода у меня сложилось впечатление, что обносы начинаются сильно заблаговременно, первые пороги длинных участков вполне проходимы. Это может быть связано с уровнем воды – в половодье тащит сильней и входные каскады мощнее, так что и чалиться лучше заблаговременно. 
Водопады на Квенне красивы, особенно впечатляет великолепный Аргеховдфоссен, который расположен в конце Квенны, перед самым Могеном. Натоптанная тропа обноса выводит к его началу и позволяет оценить масштабы этого замечательного природного явления.
На прохождение второго этапа затрачено 3,5 дней плюс 2 днёвки по непогоде, итого 5,5. Спустились к Могену после обеда и сразу двинули на третий этап, вновь вверх на плато. 
 
 
Этап III: выход с Квенны в Рьюкан. Пешка = 49,1 км, сплав = 20,5 км
 
Квенна заканчивается впадением в Виньефъёрден, в устье расположена деревушка Моген. Есть тур.приют, где мы скинули пустые газовые баллоны.
Изначально третьим этапом планировался выход на Увдаль. Маршрут мы шли в графике, но по просьбе одного из участников был задействован запасной, укороченный на день, вариант – выход на Рьюкан. Так что сразу после спуска в Моген, сделав пару фоток, вновь попёрли вверх на плато. 
Вариант с Рьюканом имел слабое место – довольно длинную водную часть по большим озерам, где сильный мордевинд мог создать определенные сложности. Вначале нам везло, но на второй день сплава включилась турбина, и мы, с трудом преодолев 7 км за полдня, вынуждены были остановиться. Таким образом получили полуднёвку – вымокшие насквозь, отогревались в спальниках. Вечером распогодилось, однако наутро вновь задул крепкий ветер, правда, с солнышком. В итоге вынуждены были свернуть пакрафты и выходить к концу озера Гёйставатнет пешим путем.
На этом закончилась водная часть похода; ветер сдул у нас около 15 км сплава и прибавил пешки. Зато получили третий погожий день, солнце продержалось до самого вечера, наконец-то смогли разгидриться и даже снять флиски! Нам нужно было подобраться поближе к Рьюкану, чтобы выйти в цивил в первой половине следующего дня и к вечеру добраться до Осло. Без дождя и ветра шлось очень хорошо!
Финальные полдня также было тепло – узнав, что мы заканчиваем, погода в Норвегии стала налаживаться ))) Спускались в Рьюкан серпантином. Можно было воспользоваться канатной дорогой, но билеты показались дорогими, решили сэкономить в пользу пива ))
На прохождение третьего этапа затрачено 3,5 дня плюс полуднёвка по непогоде, итого 4.
 
На этом активная часть похода была завершена, дальше нас ждала дорога в Осло, отдых в кемпинге и норвежские музеи. Но это уже другая история.
В качестве плавсредств были использованы два пакрафта «Иволга» производства Сергея Каржаева и паккаяк «Crossriver» от фирмы «Тритон». Подробности по снаряге, выводы и рекомендации по маршруту будут приведены в заключении, а теперь настало время походного дневника. Традиционно, он создавался общими усилиями; фото и видео преимущественно мои, для съемки на порогах одна из камер передавалась Славе или Артёму, что отражено в комментариях к фото.
Итак, приступим!
 

 
Norway-2019_2Rep_085
 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Искандер Карманов