Мая – река с женским именем.
Поверьте на слово, случаются в жизни счастливые
моменты, когда мечты вопреки неверию и сомнениям сбываются. В течении трёх лет наша команда искала пути подхода к заветной реке.
«Перелопачено» куча интернетовских страничек, прочитано множество альманахов,
туристических брошюр и авторских путеводителей. Вывод один - река Мая (имеется
в виду река Мая, впадающая в реку Уда, прошу не путать с «Алданской Маей»), весьма
труднодоступный и затратный туристический маршрут. И так начнём.
Трёхчасовой полёт
на вертолете из посёлка Бриакан, самое запоминающее событие, определившее
удачное начало похода. В мире творится неописуемое количество захватывающих и
увлекательных историй, это бесспорно, но виды Станового хребта с высоты
поднебесья, вписываются в отдельную
тематику природных явлений.
Нам несказанно
повезло арендованный вертолёт не смог на одном дыхании доставить в назначенную
точку маршрута – истоки реки Мая, пришлось дозаправляться в посёлке Чумикан.
Так как траектория полёта изогнулась, то и сами виды за иллюминатором претерпели
грандиозные изменения. Во всей своей «альпийской красе» раскрылась южная
окраина Станового хребта.
Отроги Станового хребта
Ещё один
немаловажный фактор сыграл нам на руку - удачная погода, определяемая непредсказуемыми
океаническими муссонами. Не смотря на то, что на дворе стоял золотистый и переменчивый
сентябрь, она та самая капризная погода была не редкость лучезарной, безоблачной
и тёплой. В солнечный день панорамные пейзажи смотрятся на порядок лучше, чем в
грозовое ненастье - в этом сомнения нет!

Становой
хребет
Становой
хребет известен как Внешний Хинган — горная цепь протяженностью 700 км Является водоразделом рек Северного
Ледовитого и Тихого океанов. Высота до 2412 м. Повсеместно многолетние
мёрзлые породы. Возраст горных пород достигает более трёх миллиардов лет, в
течение которых они бесконечно подвергались воздействию внешних факторов, отсюда
особенности рельефа. На склонах произрастает лиственничная тайга, выше 1200 м — кедровый стланик и горная тундра.
Личное восприятие Станового хребта
протекало через призму ранее прочитанных рассказов. В обоснованности сказанного
привожу двух авторов, благодаря которым произошло платоническое знакомство: Григория
Анисимовича Федосеева - «Смерть меня подождёт», и Юрия Васильевича Сергеева
«Становой хребет».
Искренне советую будущим
путешественникам, прежде чем попадёте в район Станового хребта, к примеру, на
реки: Уян, Учур, Тыркан, Мая и Джана, не поленитесь, прочитайте данные
произведения. Вам будет легче ориентироваться в плоскости собственных чувств. Будет
с чем сравнить увиденное. Ведь, сколько на земле людей столько же и частных
мнений.
Становой хребет поражает
кажущейся доступностью, это чувство усиливается с высоты птичьего полёта. Лунные
пейзажи, лишённые признаков жизни придают ощущение близкой оконечности нашей
планеты – мистического края земли.
Кругом куда не кинь взгляд
повсеместно хаос камня и зубчатых вершин. Изрезанные лини пирамидальных отрогов
вносят путаницу в горную архитектуру. Сложно-построенный рисунок манит, не даёт
отвлечься на обыденное и повседневное. У этого состояния существует название -
притягательная магия гор.
Становой хребет
Сделать
качественный снимок через поцарапанный пластик иллюминатора немыслимо пришлось открыть
«оконце». Пилоты вертолёта вопреки инструкциям не противились нашим желанием,
закупорившись у себя в кабине. «Ми-8», всё-таки не «Боинг-747», здесь многое
«разрешено». Туристы меня поймут.
Холодный
вихрь ворвался сквозь круглое отверстие, выхолаживая теплокровные тела, изнеженные
в московских квартирках с климат-контролем. Полёт проходил на высоте от 1800 до
2100 метров, естественно на тёплый воздух, на этих высотах рассчитывать не
приходилось. Надо сказать, что вертолётчики вели нас через горные перевалы,
подыматься, над высокими вершинами они не пожелали. Толи, подчинились строгим правилам
полётов, толи захотели удивить своим мастерством, маневрируя между гор. Во
всяком случае, мы были благодарны за этот удивительный полёт.
Становой хребет
Становой
хребет несёт в себе индивидуальную гольцовую структуру. Проще говоря, все
возвышенности имеют скруглённые макушки. Здесь не наблюдаются остроконечные
вершины как на Памире, Кавказе или Альпах.
Склоны
отрогов и отдельно стоящих высоток лишены отвесных скальных срезов. Они покрыты
осыпями крупного камня, так называемыми курумами.
Река
Мая протекала южнее полётного маршрута. Визуальный контакт с рекой отсутствовал.
Причина кроется в отрогах гор заслоняющих её от нашего взгляда. А мы так
надеялись узнать о будущей спутнице как можно больше информации.
Из
всех непредсказуемых ожиданий, воистину, настораживал только уровень воды в Мае.
Лето по данным метеосводок и наблюдений за погодой, констатировалось как жаркое
и засушливое. Малая вода явилось бы отягощающим фактором по пути сплава.
Волочиться по мелякам не хотелось. Беспокоило ещё
и то, что мы летим к истокам Маи. Как известно, начало водной тропы не отличается
мощной водяной подпиткой.
Судить
о водосборе майского бассейна реки мы могли по её северным притокам берущим
начало на склонах Станового хребта. В затенённых распадках и укромных ущельях
обозначились белые пластины редких ледников. К сентябрю они изрядно уменьшились
в размерах, их стало меньше, значит, и подпитка притоков, без дождевого обилия
была скудна.
Вертолёт
пересёк три крупных притока: Кононный, Лимну и Салга. Тонкая голубая нить речных
помощников извивалась по широким полям галечника – воды в них было мало.
На подлёте к Мае, приблизительно за тридцать
минут до посадки, горные складки разошлись по сторонам. Серый камень уступил
живым краскам лесотундры - насыщенной зелени. Речная долина самого крупного
притока Маи, Кунь-Маньё поразила обширностью и пространственной свободой.
Низкие
берега Кунь-Маньё покрыты заболоченными марями и моховыми равнинами с малыми
озерцами. Обильная, приточная вода кувыркалась на резвых перекатах. От сердца отлегло,
значит и в Мае, воды будет достаточно для тяжёлых катов.
Длина Кунь-Маньё
составляет 109 километров, прежде чем слиться с Аюмканом и воплотиться в Маю, приток
собирает изрядное количество живительной влаги.

Река Кунь-Маньё
Путеводная нить
Кунь-Маньё вывела к трёх-лучевой водной звезде. Притоки сошлись вместе. Аюмкан
примыкал справа. По силе водотока приток
не шёл ни в какое сравнение с Кунь-Маньё.
На стрелке перед слиянием, возрос лесистый хохолок с приметным пучком из
пышных лиственниц, окаймлённых выцветшим ольховником и стройными рядами белоствольных
берёзок.
Исток Маи представляет
собой бурлящий двух-рукавный перекат. Собравшись в тугую струю объединённый поток,
понёсся под уклон.
Долина Маи окружена невысокими и сглаженными увалами,
сплошь покрытыми таежными насаждениями. Вертолёт, проделав нехитрую петлю с
одного захода сел на левом берегу реки. Благо мест пригодных для взлётно-посадочной
площадки много, как говориться выбор есть. Створки вертолёта раскрылись, и таёжный
аромат хвойной свежести ворвался в салон,
вытесняя запахи сгоревших паров керосина. Мы на мае!

Устье реки Кунь-Маньё
Начало сентября, как на материке,
так и в таёжных дебрях считается
«бархатным сезоном». Рыба в преддверии ледостава активно клюёт, набирая
вес и нагуливая подкожный жирок. Голубика, брусника, клюква, шикша, красная
смородина и дикая малина – наполнились соком и с нетерпением дожидаются
интенсивного ягодного сбора. Белый гриб, маслёнок, моховичок и подосиновик приготовились перекочевать в берестовый туесок
и томиться в маринаде с лаврушкой и перцем.
Лично для нас в первую минуту знакомства
с Маей тронули не эти таёжные щедроты. Команда несказанно обрадовалась тому,
что не пришлось доставать репелленты и москитные сетки. Мошка и комар отсутствовали. Таёжный гнус накануне заморозков, сыграл свою
активную, кровососущую роль мелких «Дракул» и покинул таёжную сцену.
Наскоро сбросив груз на галечную косу, мы разбежались в стороны. Вертолёт, разогнав турбины, словно вентилятор
нагнал воздушную струю и взмыл ввысь.
Оглядевшись, и проделав несколько разведочных
вылазок, мы поняли - также повезло и с местом для палаточного лагеря. Под ногами
шуршал мелкий галечник, словно специально просеянный через дуршлаг. В
прибрежной лесополосе валялся сухой плавник - идеальный источник огня для
теплотворного костра. В общем - Мая беспредельно радовала!!!
Забегая наперёд, хочется поделиться
информацией с будущими туристами - до притока Эдягу-Чайдах, удачных площадок для
обустройства лагеря в избытке, а вот ниже притока…, но об этом чуть позже.

Истоки
реки Мая (точка отсчёта)
Коль речь идёт о
реке, по которой предстоит сплавляться, имеет смысл узнать о ней более подробно и так: - Река Мая
течёт по территории Амурской области и Хабаровского края. Берёт начало на
слиянии рек Аюмкан и Кунь-Манье. Вливается левым притоком в Уду возле села
Удское. Длина реки составляет 363 км. Перепад высот от истока до устья
составляет – 779 метров. Название
Мая в переводе с эвенского языка - означает лабаз или корзина из бересты.
Ещё не успел затихнуть гул вертолёта
в узкой горной долине, а настропалённые рыболовы успели развернуть завидный
арсенал снастей. Лёгкий и короткий спиннинг от «DAIWA», катушка с десятью бесшумными
подшипниками «BLAK HOLE», прочный плетёный кант «BERKLEY» и любимый «MEPPS» медного окраса – большего на первичный клёв и не требуется.
И так, река в предвечерний час
преподнесла щедрый подарок пять крупных ленков. Фаворитом стал экземпляр в 1кг
400 грамм. В верховья реки преобладает так называемый острорылый ленок с заострённой
и удлиненной головой. Раскраска такого ленка ярче, она имеет колоритный красный
оттенок.
