Общая информация

В своих отчетах о двух предыдущих походах по горам Турции: (здесь и здесь ) я уже довольно подробно дала общую информацию о Турции в целом, городах наших маршрутов, районе Аладаглара. В данном разделе будут описаны только основные характеристики именно последней поездки.

Логическая схема и организация маршрута

Наш нынешний маршрут был построен по такому же принципу, как и в мае 2010 года:
·  Въездные/выездные «ворота» из Москвы в Турцию – Стамбул, аэропорт им.Ататюрка
·  Закупка газа в туристическом магазине Стамбула (в этот раз в наличии были хорошие баллоны Primus, однако достаточно дорогие)
·  Заброска в Кападоккию из Стамбула ночным поездом (опоздал точно так же, как и в предыдущий раз)
·  Заброска в горы с осмотром подземной деревни Каймаклы по дороге на арендованном автотранспорте
·  Выброска с маршрут до моря (в этот раз – арендованным транспортом)
·  Отдых на море (в этот раз в новом месте – городке Караташ неподалеку от Аданы)
·  Перелет из конечной точки в Стамбул и далее в Москву.
Схема наших перемещений по Турции осенью 2010 г. отображена на карте.

Основными отличиями маршрута были:
·  Дополнительный день на осмотр Стамбула (в результате за сутки в Стамбуле удалось посетить собор Св.Софии (Айя-София), Дворец Топкапы, Цистерну Базилика, башню Галата)
·  Знакомство с культурой дервишей не в Конье, а в Кападоккии (посещение представления «крутящихся дервишей» неподалеку от Гёреме), что сэкономило день в пользу Стамбула
·  Смена местечка пляжного отдыха на Караташ – более близкий к Адане (которая была нам по пути) курорт Средиземноморья, что позволило сократить время на переезды
·  Ну и, конечно, сам горный маршрут
Подробный расклад по транспорту  и финансам приведен в Приложении 3.
Район путешествия во время похода

Осенью в горах Турции я была первый раз. Явно бросались в глаза несколько отличий по сравнению с весенними походами:

1.  В ноябре снежный покров в горах Аладаглара (еще) довольно небольшой, многие перевалы совершенно лишены снега или имеют только легкое «напыление». Например, наш перевал Челикбуйдуран в мае 2007 года был покрыт толстым слоем снега, а спуск с него в долину Ялика был невозможен без кошек, так как представлял собой сплошной фирновый (и весьма скользкий) покров. В ноябре 2010 на перевал легко было подняться без кошек. Глубина снежного покрова на подъеме со стороны Ялика – до 30 см, на спуске в сторону плато Ёдигёль – до 40-45 см. Перевал Карасай со стороны долины реки Ялик выглядел аналогично: почти без снега, на подъем протоптана тропа, возможно (при ближайшем рассмотрении), подъем на него в это время года требует провешивания перил. Перевал №6 (который мы в 2007 году предложили назвать как «Русско-Украинской дружбы») со стороны плато Ёдигёль был абсолютно «лысым», то есть скально-осыпным. Издалека его осеннюю сложность можно оценить как 2А, так как явно присутствуют крутые (до 40 градусов) скальные участки. Плато Ёдигёль, так обильно заснеженное в мае, осенью гораздо приятнее для передвижения (глубина снежного покрова минимальна, лишь отдельными участками до 40 см), все озера имеют открытую воду у берегов и тонкую корочку льда посередине. Спуск с плато Ёдигёль в сторону Баразамы и Капузбаши – почти полностью лишен снега.

2.  Всем, кто посещал Аладаглар, известно, что вопросу воды здесь нужно уделять особое внимание. Если уже весной тающие снега лишь изредка образуют ручьи, часто уходящие под землю, то осенью этих ручьев просто нет! А так как снега осенью тоже немного, то и на него редко приходится рассчитывать. В долинах турки часто заключают воду в специальные «поилки» или краны, но мы видели два таких источника, вода в которых пересохла. В целом передвигались и питались мы «от воды до воды». Нам повезло, что близ поселка Чукурбаг обустроено несколько источников воды (краны). Нам повезло, что на плато Ёдигель есть озера, а в районе перевала Челикбуйдуран был снег. Других источников воды на протяжении всего нашего маршрута до поселка Баразама мы не нашли! Запасайтесь водой в большом количестве!

3.  Погода как в целом в Турции, так и в отдельности в горах во время нашей поездки стояла замечательная! Устойчивое высокое давление, ясно, слабый или отсутствующий ветер. Что касается температур, то в ноябре они заметно ниже майских. Днем на палящем солнце по-прежнему можно обгореть, но если положить термометр в тень, то он покажет от +2 до +7 С. Ночные же температуры почти всегда были отрицательны и доходили до -12 С. На море было жарко, температура воды в районе +20 С. Судя по анализу архива погоды по городам Кайсери и Адана, описанная ситуация с погодой – довольно привычная для ноября в плане температур, однако осадков (чаще дождей, реже – снега) обычно бывает больше.  Можно сказать, нам с погодой очень крупно повезло!

4.  В течение осеннего похода мы видели на снегу множество звериных следов (лисы, зайцы, мыши, птицы и даже какой-то странный большой след, похожий на росомаший). Сами звери в этот раз отказывались выбегать нам навстречу.