Турция / Спортивный туризм | Самостоятельная поездка | Пешеходный туризм

Неизвестная Турция, или Страна лунных пейзажей и снежных гор

1 - 10 мая 2010 г.
Краткий рассказ об очередной майской поездке в Турцию, включающей осмотр интересных мест, краткий горный поход и отдых на море.

Краткий дневник поездки

Вид сверху Вид сверху
Посадка Посадка
Крепость Крепость
Группа на перевале (н/к, без названия) Группа на перевале (н/к, без названия)
Тепекалеси Тепекалеси
Спуск с пер.27 Спуск с пер.27
Цветные горы Цветные горы
Долина Эджемиша Долина Эджемиша
Морская крепость в Кизкалеси Морская крепость в Кизкалеси
Конья. Мечеть Мевлана Конья. Мечеть Мевлана
1 мая
Прилетели в Стамбул около полудня. На улице тепло, очень! Обменяли деньги,  осознали, что времени до вечернего поезда совсем мало, и никто уже не хочет ехать сдавать рюкзаки в камеру хранения – пожалуй, и с ними погуляем по городу. Поехали на метро в самый центр. Успели осмотреть только Айю-Софию,  побегать вокруг (и внутри) Голубой мечети, отдохнуть у фонтанов,  купить что-то «перекусить». Но прелесть Стамбула, несмотря на это, все успели оценить. «Надо приехать сюда еще раз! На неделю!» - резюме краткого осмотра центра.

Пешком добрали через мост Галата до паромного причала, откуда ходят паромы прямо до железнодорожного вокзала HAYDARPASA. Здесь же неподалеку турмагазин, в который мы отправились искать топливо.  Скупили последний газ на 4 турмагазина – всего 10 «дихлофосных» баллонов. Маловато, конечно, но что есть. Остальное будем добирать бензином (горелки мультитопливные).
На 17-часовом пароме (ходят примерно раз в полчаса) уплыли к вокзалу. Приятная прогулка всего за 30 рублей! На вокзале забрали распечатки своих электронных билетов и отправились в поезд. Оказалось, что, несмотря на тупиковость железнодорожных веток, поезда стоят на одном пути по две штуки подряд! Наш был дальний из двух, поэтому по платформе шли очень долго. Обнаружили, что кроме бубликов с кунжутом и воды на вокзале невозможно купить ничего из продуктов :( Хорошо, что хоть что-то съедобное (сыр и халву) удалось купить в районе моста Галата (но вообще и там с продуктовыми магазинами очень плохо было!).
В 18-25 отправились на поезде в Кайсери. Поначалу поезд шел довольно медленно и часто делал остановки в Стамбуле и окрестностях, но под ночь мы вышли на нормальный режим и уже летели почти без остановок. По дороге очень долго показывали симпатичные прибрежные виды: колея идет вдоль берега длиннющего залива Мраморного моря.  Любовались и уплетали припасенное Алексеем сало и купленный сыр. Потом все по очереди разошлись по купе. Ехать было долго, поэтому выспались от души.

2 мая
Несмотря на утверждения проводника, что поезд опоздает, понадеялись на расписания и были готовы к выходу уже в 11 ч, но проводник был прав: мы  прибыли в Кайсери лишь около 13 ч. К тому моменту все мы изрядно проголодались. Так что первым делом отправились искать кафе. После недорогого обеда немного прогулялись по центру (осмотрели мельком городской парк с лебедями в озере и цитадель из черного камня) и на трамвае уехали на автовокзал. Забавно, что на трамвай нас сажал (помогал с покупкой билетов и т.п.) русскоговорящий турок, который когда-то учился в Ленинграде :) Говорит по-русски неплохо, кстати!

С нового красивого автовокзала нас ждал путь в Гёреме. Дорога пролетела незаметно. В Гёреме у нас уже был забронирован хостел, где мы оставили вещи перед вечерней экскурсией. Пока не закрылся музей под открытым небом, поспешили в него. В музее можно посмотреть сохранившиеся пещеры, некогда служившие домами, храмами, кельями, трапезными и т.д. Во многих пещерах роспись на стенах (более древняя –  X века – языческая, часто прямо поверх идет более свежая – XI века и более поздних веков – христианская) и вырезанные из камня (в стене или в полу) предметы быта. Некоторые пещеры – многоярусные. Полазить было интересно! Вокруг тоже симпатичные кападоккийские пейзажи, предзакатные краски – красиво! Сам закат частично успели застать на холме прямо над нашим хостелом. Супер! Поужинали в неплохом ресторанчике с турецкой и итальянской кухнями. Ресторанов здесь много, а туристов мало (несезон), поэтому из-за нас чуть не подрались :)

3 мая
С раннего утра на ногах. Примерно с 7 ч большая часть группы летала над всеми красивыми долинами и самим Гёреме на воздушном шаре (ух!), а другая часть каталась на арендованных квадроциклах. Каждый получил свою порцию удовольствия, а некоторые – и адреналина!

После завтрака в хостеле на арендованном микроавтобусе отправились в горы. По дороге осмотрели подземную деревню Каймаклы. Многоуровневый город, в котором легко заблудиться. Помимо основных, освещенных для публики лазов, обнаружили еще множество прочих, темных и иногда длинных коридоров, по которым мы побегали и поползали с фонариками :) Резвились, как дети!

В Яхъяллы закупили бензин и продукты на обед, а также свежую клубнику (вкусная!). В 6 км от города – старая крепость (нам не  известно, какого она столетия), вернее ее руины. Полазили-осмотрели. Ничего особенного, но зато и вид оттуда неплохой, да и вообще плавный переход к походной части получился. В трех километрах дальше по этой же дороге есть развалины еще одной крепости, но те оказались уж больно «развалившимися развалинами» - посмотрели из окна.

В 15 ч нас высадили на развилке асфальтовых дорог. Здесь же мы пообедали, получили первый опыт общения с сусликами и колючками и в 16 ч отправились пешком пока что по асфальту, а через некоторое время – по очень хорошей грунтовой дороге. Автотранспорт иногда нам встречался, но не часто и обычно пассажиры нам с живостью махали рукой. До 19-20 шли по дороге. Есть подъемы и спуски, но незначительные. Ночевка у реки, на траве. Рядом была какая-то жилая территория, огороженная колючей проволокой: то ли плотина на реке, то ли маленькая электростанция – не ясно. Пока готовили ужин, оттуда приходил мужичок, пытался нам что-то рассказать, но мы друг друга не поняли ни разу. Вздохнул и ушел. Погода весь день отличная!

4 мая
С утра нас разбудили овечки, стадо которых пригнали сюда два пастуха. С пастухами и с их собаками пообщались, поулыбались и разошлись. Вышли в 9 ч. От места ночевки вначале по грунтовой дороге, затем вдоль правого берега левого притока р.Аксу (втекает в Аксу в месте уреза 1702), по траве и камням. Обед (12-30…14-30) у ручья.

После обеда – по камням и снегу. Видели зверя, убегающего от нас по снежному склону вверх. Убегал быстро. Думали – заяц. Уже дома посмотрели приближенную фотографию – лисица!

На перевале без названия (н/к, 2930 м) в 16-40, перевал под снегом. Седловина широкая, заснеженная. Виды красивые. Хорошо дует. Ночевка в 30 м ниже перевала в сторону долины р.Аксу на довольно ровных травянистых площадках (встали на ночевку в 17 ч). Воды нет – топили снег. Вечером оч.холодно и ветрено. Немного спасли подвижные игры и костер на веточках. Всю ночь очень сильно дуло!

5 мая
Ранний выход вниз. По курумнику и траве до стрелки с левым истоком р.Аксу, далее по этому левому истоку подъем мимо озер под пер.б/н. По дороге много мест для стоянки – ровные травянистые площадки, через каждые 500-700 м есть вода. Местность возле озер немного заболочена, снега немного. Около 12-20 начинаем подъем на перевал б/н. Подъем по снегу крутизной около 20-25 градусов, короткие участки до 30 градусов. Длина перевального взлета – около 300 м. Снег раскис и сильно проваливается (по колено, а местами и по бедра). В 13-15 вся группа на перевале без названия (1А, 2990 м). Тур не нашли – сложили свой. Предложили назвать перевал Сарымихмутгелю-Южный. Седловина перевала – пологая и широкая, с каменистой площадкой. Ветра нет, сильно печет. Долго засиживаться не стали. Короткий сухой перекус. Спуск с перевала (в 14-15) по снегу и осыпи наискосок вправо, зигзагообразный обход «пупырей».

Около 16 ч вышли на летнюю тропу между перевалами №№6 и 27. Много подкисшего снега. В 17 вся группа на перевале 27 (н/к, 3100 м). Он выражен не ярко – огромное ровное снежное поле. Тут же должно быть озеро, но его из-под снега не видно. По плану должна была быть ночевка здесь, но абсолютно у всех промокли ноги, а у некоторых начала проявляться горняшка – спешим вниз. Обходим многочисленные заснеженные «пупыри», по глубокому снегу глиссируем вниз. Спуск несложный, но из-за постоянного проваливания – утомительный.

Около 18-30 прошли мимо небольшой ровной каменистой площадки, окруженной снегом – на площадке оборудованы стенки для палаток и кухни, рядом есть большая лужа. Стоять можно, но решили идти дальше до нормальной воды. Вскоре показалась река (пришла из ущелья Гюрменлик), движемся по ее руслу вдоль левого берега, на котором обнаружилась грунтовая дорога (открылась из-под снега). В 19 ч встаем на ночевки на левом берегу – ровная травянистая площадка. Все – вышли из зоны снега! Сегодня прошли чересчур много и сильно устали. Вечером даже развели на веточках костер, немного просушили вещи и объелись хлебом с «Нутеллой». Вдали видны огни какого-то поселка. Отбой в 23 ч.

6 мая

Встали поздно, около 8-30. Торопиться уже некуда – обгоняем свой график. Все расслабились. Ближе к 11 ч вышли. Продолжаем спуск по грунтовой дороге. Открываются красивые виды на долину Эджемиша. Скалы вокруг красно-оранжевые, но появляется и яркая зелень травы, и неизвестные нам пестрые цветочки – красиво!

В плане было подняться на попутную вершину 2648 м, но оказавшись на полдороги к ней, решаем, что виды там будут точно такие же – не пойдем. Спускаемся к вишневым садам и заточенной в спрямленное русло с отводами р.Эджемиш. В 13 ч бросаем вещи и желающих остаться у реки (готовить обед), остальной же частью группы отправляемся на поиски гробницы Таврульхасан-вели, отмеченной на карте на соседнем холме. На холме обнаружили очень старое кладбище и остатки здания с арабской вязью (оно могло быть и маленьким храмом, и усыпальницей). Заложили в окрестностях тайник. С холма симпатичный вид на кажущийся с этой стороны неприступным Аладаглар, на показавшийся вдали Киликийский хребет, на соседние холмы и поселки. Доносится тихий звон колокольчиков – это пасутся овечки на соседнем холме, потом начинает петь муэдзин… Турция!

После обеда (вышли в 16 ч) проходим еще 5,5 км до пос.Бедемдерекёй (причем последний километр нам довелось доехать на прицепе какой-то сельхоз-техники), пытаемся зафрахтовать машину до побережья. Таких больших машин здесь нет, предлагаю три легковушки – и то завтра. В итоге после получасовых переговоров на русско-турецком диалекте уезжаем на рейсовом автобусе в городок с удивительным названием Нигде. Ехали около 40 мин. И уже через 10 минут после приезда, в 19 ч, отправляемся на другом рейсовом автобусе в г.Мерсин. До него ехали ужасно долго, т.к. автобус делал длительные остановки. Лица у всех горят (вчера оч.сильно загорели и обгорели), у некоторых вскочил герпес – в общем, на людях нам лучше поменьше показываться. В 22-30 в Мерсине. Толком не выяснили про рейсовые автобусы (ходят ли еще), поторговавшись, берем микроавтобус до Кизкалеси. Около полуночи оказываемся на долгожданном море, почти на полтора дня раньше ожидаемого срока! Часть группы уходит ночевать в близлежащий отель, а большая часть устраивает ночное купание и посиделки при свете фонарей и запахе моря! Отбой около 3 ночи.

7 мая
Выспаться не удалось – уже с утра в палатке спать невыносимо! Подъем около 7-8 утра. Перебазировались в отель (теперь уже всей группой). День релаксации: купание, отмывание, отдых, прогулка про древним развалинам Кизкалеси. Крепость на берегу очень понравилась, а через дорогу от нее – остатки большого некрополя, ныне обросшего фруктовым садом (отведали там кислых мандаринов, сладких фруктов типа мелкой хурмы, набрали попадавших лимонов), сходили еще на дальние развалины (примерно 1,5 км на восток от Кизкалеси, вдоль автодороги) – древняя арка, остатки городских зданий. Очень жарко!

После всего этого залезли в море возле остатков античных колонн, затем по побережью вернулись в город. Вечером отдыхали дома, под затянувшуюся «Мафию» и местное вино. Желающие снова пошли ночевать к морю (без палаток). Под утро там закусали комары, затем покой нарушали мухи, поющий мулла, проплывающие мимо туристы и утренняя жара.

8 мая
Еще один день отдыха. Сегодня ветерок, и не так жарко. Плавали на прогулочном катере на остров с крепостью. Сама крепость не такая интересная, как та, что на берегу, но зато это остров, и до него в принципе можно доплыть вплавь с берега (около 200 м). Купание, отдых. Вечером почти все наше мужское население ездило в Силифке тестировать местный Hamam – остались весьма и весьма довльны! Часть группы опять ночевала у моря.

9 мая
Подъем около 6-30. В 9 ч выезд на автобусе в Конью. Ехали долго и немного утомительно (т.к. половина дороги была по горным серпантинам с невероятными видами, но резкими поворотами). По дороге прошла сильная гроза. В 14-30 в Конье. От автовокзала до центра города далековато – около 30 мин на трамвае, потом 10-15 минут пешком до нашего отеля «Rumi». Заселились, сходили в музей Мевлана (достаточно интересная экспозиция, повествующая о дервишах, об основателе движения (секты) дервишей Джелале-Ад-Дине Руми, о быте тех времен, а также содержащая одежду и личные вещи Мевлана, в т.ч. издания Корана XIII века и т.п.), затем все разбрелись каждый по своим делам – кто-то за сувенирами, кто-то на прогулку, кто-то на ужин.

Вечером хотели отметить 9 мая и последний день поездки в ресторане нашего отеля, но выяснилось, что алкоголь не продают ни там и ни в соседних супермаркетах, и вообще в этом районе нет (Конья славится своей консервативностью). Пришлось сидеть с соками и фруктами :) Закончили вечер игрой в «Крокодила» около полуночи.

10 мая
Ранний подъем, отличный шведский стол с видом на музей Мевлана и соседнюю мечеть! Около 7…7-30 на трех такси уехали в аэропорт (тут близко, минут 20 езды). В 9-00 вылет в Стамбул. Летели низко – красивые виды! В Стамбульском аэропорту у нас было около 2 ч – занимались шопингом. В 12-55 вылет на родину. Рейс немного задержали, так что родные просторы столицы встретили нас только в 18 ч.