Аэрофлотовцы не подвели, и на следующее утро Ярослав воссоединился со своей сумкой, чему несказанно обрадовался. Нам предстоял весьма длинный день в пути. Конечной точкой сегодняшнего маршрута был эвенкийский поселок Эссо, находящийся в 550 км от города, в самом сердце полуострова.
Первые 100 км пути колеса машин шуршали по асфальту, затем начался грейдер, ровный как стекло и даже схожий с ним по виду, потому что дорогу покрывал слой льда в несколько сантиметров. Скорость движения снизилась, но мы были за это не в обиде на дорогу, потому что виды по обеим ее сторонам были потрясающие: горы разной высоты и крутизны, покрытые белым снегом, искрящимся на солнце. Колонна то и дело останавливалась на фотосессию, чтобы запечатлеть местные красоты.
В деревне Сокоч мы сделали остановку. Местные жители в качестве общедеревенского бизнеса избрали приготовление и продажу пирожков и весьма в этом преуспели. Я неоднократно встречал такие «пирожковые деревни» на трассах нашей страны, но первый раз после поедания мучных изделий околодорожного производства у меня не было никаких неприятных последствий. При этом я смог съесть всего два пирожка, потому что они оказались просто гигантского размера.
Перед деревней Мильково нас остановили на посту ДПС. Я его поначалу принял за автобусную остановку — маленькая бетонная будка с едва заметным окошком. И лишь когда из него, размахивая полосатыми палочками, бодро выпрыгнули два гаишника, понял истинный профиль сего строения. У нас проверили документы и отпустили. Местные ребята пояснили, что на этом пикете тормозят почти всегда. Дорога пустынная — скучно.
В Мильково мы запаслись топливом — теперь до Эссо заправок не будет. Стемнело и сразу сильно похолодало. В отличие от Петропавловска, где столбик термометра редко опускается ниже отметки -15°, здесь, в центре полуострова, -30° и -40° частые гости.
За Мильково дорога снова ухудшилась, после снегопада ее прочистили только посередине, и, чтобы разойтись со встречными машинами, приходилось съезжать правой стороной на глубокий снег, который «подкусывал» колеса, стараясь стащить машину в кювет. Но это можно назвать легким дискомфортом по сравнению с тем, что происходит после обильных снегопадов. Дорогу переметает на метр и выше, и, пока не пройдет огромный бульдозер, проехать невозможно. Однако этого события иногда приходится ждать не один день. Но по сравнению с тем, что творится весной, это еще цветочки. Примерно на полпути к Эссо дорога идет по краю склона вдоль реки, и в разлив бурный поток смывает проезжую часть. Происходит это за считанные часы, и нередко движение полностью останавливается на несколько дней. Так что небольшой снежок на дороге, всего лишь замедливший нас, на фоне всего перечисленного можно назвать благом.
Первое, что бросилось в глаза по приезде в Эссо, — это бассейн с термальной водой во дворе нашего гостевого дома. Народ быстро разгрузил машины и, сбросив с себя одежду, бегом устремился к воде. Высокая скорость передвижения была вызвана не только желанием поскорее окунуться в горячую воду, но и температурой воздуха, равной -35°С.
В Эссо мы провели два дня: покатались на снегоходах, посетили краеведческий музей и вдоволь наплескались в термальной воде. Кстати, горячие источники не только поставляют воду в большой общественный и маленькие бассейны местных жителей, но и отапливают всю деревню.
Еще одна коммунальная особенность — в городе и в поселках холодную воду можно пить прямо из-под крана, она чистая и очень вкусная.