Тронхейм (Trondheim) – Оркангер (Orkanger) – Холла (Holla) - Ауре (Aure) – Винстернес (Vinsternes) – Кристиансунн (Kristiandsund) – Буд (Bud) – Молде (Molde) – Рёвик (Rovik) – Офарнес (Afarnes) – Исфорден (Isforden) – Анналснес (Andalsnes) – Сюльте (Sylte) – Эйдсдал (Eidsdalen) – Гейрангер (Geiranger) – Суннульвен/ Хеллесильт (Sunnylven/Hellesylt) – Стрюн (Stryn) – Оллен (Olden) – Сунне (Sunde) – Бриксдал (Briksdal) – Фонн (Fonn) – Шей (Skei) - Вик (Viksdallen) – Балестранн (Balestrand) – Флом (Flam) – Мюрдаль (Myrdal) – Финсе (Finse) – Хэугастёль (Haugastol) – Эйдфьёрд (Eidfjord) – Ульвик (Ulvik) – Восс (Voss) – Дале (Dale) – Берген (Bergen) – поезд в Осло (Oslo)
гео-теги: Европа Норвегия
Глава 1. Справочные сведения о маршруте 

Велодорожки в Хельсенки Велодорожки в Хельсенки
Стокгольм. Вечер. Стокгольм. Вечер.
Тронхейм. Собор Св. Олава. Тронхейм. Собор Св. Олава.
Кирха Кирха
Смысловая идея путешествия
После похода по Исландии очень хотелось все-таки посетить родину викингов – Норвегию, страну воды и камня; проехаться по тропам древних воинов и троллей. Норвегия экономически успешно развитая страна, остались ли эти древние тропы?

Планируя поход, мы ставили перед собой 3 цели: во-первых, ознакомиться не только с древними историческими памятниками, но и современными достижениями норвежцев; во-вторых, Норвегия страна воды и камня, поэтому хотелось в равной степени насладиться, как видами фьордов, так и горных плато с ледниками; ну и, в-третьих, чтобы поход был не только развлекательно-познавательным, но и спортивно-категорийным. Оставалась самая малость - составить маршрут так, чтобы и на фьорды поглазеть, и в древние города заехать и найти трудные пути дорожки среди чрезвычайно развитой системы асфальтированных дорог Норвегии!

Если с первыми двумя задачами мы справились легко, проложив маршрут от древней столицы викингов Тронхейма по островам и фьордам через город Берген в Ставангер, включив знаменитое чуда инженерной мысли атлантическую дорогу, то вот найти в Норвегии препятствия 3 кс, оказалось сложнее. Конечно же, здесь кругом горы, но дороги то - ровненькие, одно загляденье! В результате долгих поисков во всемирной путине, выяснили, что есть знаменитый национальный веломаршрут, который каждый норвежец должен обязательно проехать в своей жизни, т.е. спуститься с так называемой «крыши Норвегии» плато Хардангервидде, которое является национальным парком. Длина дороги где-то 90 км. Но большинство туристов добираются на поезде от станции Voss до станции Finse (1222 м) и скатываются до уровня моря, вдоль знаменитой Фломовской ж/д. Покрытие - каменистая горная дорога. Решено, если все вниз, значит нам вверх – вот и препятствие 3 кс. Еще одно препятствие мы нашли в другом национальном парке, где находится самое большой ледниковый район в материковой Европе – Юстедалсбреен. От деревушки Брисдал до деревушки Фонн идет туртропа, которая поднимается на высоту 1115 м. и вьётся между двумя ледниками. По описаниям, здесь ходят сотни туристов. Значит нам туда дорога. К тому же, опять же по описаниям, русские влотуристы здесь еще не были! Пахнет первопрохождением!!!!


Общая характеристика маршрута. Этапы и средства передвижения.

Т.к. вся Норвегия чрезвычайно гориста, то весь маршрут получился весьма динамичным и напряженным. Дневки предусмотрены не были, но отводилось достаточно времени для осмотра достопримечательностей. Только последний день маршрута можно считать дневкой. Он был посвящен осмотру Бергена. Все препятствия равномерно распределились по маршруту. Не смотря на такую равномерность и динамичность, все же мы выделяем следующие этапы:
 
I этап: Трондхейм – Кристиансунн – Буд – Молде
«Раскатка. Знакомство с культурой викингов» Дорога идет вдоль побережья Атлантического океана, и, следовательно, более менее «сглажена», что позволяет хорошо вкатиться, акклиматизироваться, надышаться свежим морским воздухом, попутно заглядывая в древние города, осматривая их достопримечательности, знакомясь с культурой и традициями викингов. На этом участке только одна паромная переправа Leirvag – Kristiansund. Во всех остальных местах, где раньше были переправы, теперь построили великолепные мосты – чудо инженерной мысли! Это же можно сказать и об уникальном атлантическом шоссе, которое прыгает с острова на остров, уходя далеко от материка. НО: нет больше парома из Кристиансунна в Бремснес. Теперь здесь прокопали тоннель, в который на велосипедах не пускают. Его длина почти 6 км, на глубине 250 м. Пришлось ехать на автобусе.
Чудо мосты вместо паромов!

II этап: Молде – Анналснес – Трольстиген – Эйдсдал – Гейрангер
«Первые трудности». На этом участке нет красивых больших городов с музеями и памятниками. От Молде мы поворачиваем в глубь страны, в горы… Главной «достопримечательностью» на этом этапе является, конечно же, Лестница Троллей – наше первое зачетное препятствие (1 кс). После нее мы скатываемся к знаменитому фьорду Гейрангер. На этом участке две паромные переправы: 1-я Solsneset – Afarnes; 2-я Linge – Eidsdalen. А вот между Molde – Turhus больше не ходят паромы – построили тоннель, в который велосипедистов не пускают, так что пришлось объезжать кусочек фьорда.
"тропа троллей"

III этап: Гейрангер – Хеллесильт – Оллен – Бриксдал – Фонн – Балестранн
«Курская дуга». Самый трудный участок маршрута, и одновременно самый красивый. Проходит он в основном по национальным паркам. Начинаем с первой длительной поездки на пароме по самому красивому в Норвегии Гейрангерфьорду, любуемся водопадами. Затем любуемся необыкновенными озерами, подъезжая к леднику Юстедалсбреен. Трехдневный переход по туртропе между ледниками. Первопрохождение. Все оказалось сложнее, что предполагалось в начале. Но так часто бывает, кода дело касается первопрохождений. Подъем на ледник со стороны Бриксдала оказался чрезвычайно крут. Основная масса туристов ходит с противоположной стороны от деревни Фонн, и то только доходят до обзорной площадки на ледник. В результате на подъем убили целый день. Челночили. Еще день добирались до самого перевала и начали спуск. И только на третий день вышли к деревне Фонн. Все усугублялось еще и тем, что погода испортилась, все время шел дождь, температура опускалась ночью, чуть ли не до минус 2. В результате наше второе зачетное препятствие, предполагавшееся как 3 кс, вылилось в одно локальное препятствие и одно 4 кс. Далее расслабиться не получилось. На пути к самому длинному фьорду Норвегии Согнефьорду нам предстояло преодолеть еще одно зачетное препятствие связку двух перевалов (2 кс).
Очередной брод.

IV этап: Балестранн – Флом – Финсе – Хэугастёль – Ульвик
«Крыша Норвегии». От Балестрана мы совершили второе длительное путешествие на скоростном пароме до Флома. Отсюда начинается подъём на высокогорное плато Хардангервидде, которое норвежцы гордо называют «Крышей Норвегии». Здесь проложен общенациональный веломаршрут. Город кишит вело туристами. Их пачками загружают в старые вагончики ж/д и они совершают головокружительный подъем на плато по уникальной горной ж/д, а потом скатываются на велосипедах вниз. Нам же предстояло подняться вверх на велосипедах и всю дорогу смотреть в оба глаза, чтобы не столкнуться с несущимися вниз отмороженными туристами!!! Ночевали на «крыше Норвегии», на второй день продолжили под дождем и невероятной силы ветром и временами в тумане подъем, а потом вялый спуск к поселку Хэугастёль. Покрытие каменно горная дорога. Подъем – 3 кс, движение по плато – 2 кс. Выехав на трассу №7 (самая высокая дорога в Европе, проложена на высоте более 1000 м) продолжаем движение по Крыше Норвегии, где-то после пос Vakavadet начинается спуск к фьорду, сначала плавный, а потом срывается головокружительно вниз. В густом тумане вообще ничего не видно. Но на наше счастье на самом крутом участке, где пробили огромное количество тоннелей, есть старая дорога, которую приспособили под велодорожку. Так что спуск становится безопасным и очень живописным!!! Закончив спуск с «крыши» переправляемся на паромеBrimness – Bruravik и заканчиваем день в городке Ульвик.
Дорога по плато к Финсе

V этап: Ульвик – Восс – Дале – Берген
«Велодорожками до Бергена». От поселка Garen (на расе №7 до спуска к фьорду) начинается одна из велодорожек. Она идет через Ульвик, затем на Восс и далее до Бергена. Можно ориентироваться по указателям. Это очень удобно, т.к. чем ближе к Бергену, тем напряженнее трассы, но очень мало второстепенных дорог из-за рукавов фьордов. Здесь либо вода, либо скалы. Под велодорожку отдали старые дороги, которые перестали использовать, после строительства новых трасс и тоннелей. Но где-то все же приходилось выезжать на трассу из-за прижима фьорда, но там официально разрешено ехать по трассе на велосипеде, и в тоннелях в том числе, иначе просто негде!! На этом этапе у нас было последнее зачетное препятствие – связка 3х перевалов на участке Ульвик – озеро Hamlargovatn 2 кс. Было на этом участке еще одно незапланированное приключение. От Sranghelle велодорожка выходит на трассу Е16. Слева скалы, справа - ж/д и волны фьорда. Выхода нет, едем по трассе. Тоннель за тоннелем – страшно жуть! Но водители очень внимательны и корректны! Но вот тоннель более 1 км, страху натерпелись! И газов нанюхались! Следующий почти 3 км. Вправо уходит отворотка в поселок Stavenesli. Решили свернуть в надежде, что есть к-н объездная дорога, но знака велодорожка нет! Местные сказали, что можно проехать по старой дороге. Только нужно взять фонарики. В результате мы попали на старую ж/д дорогу с которой сняли рельсы и шпалы, пройдя несколько длинных темных тоннелей, дорога превратилась в еле заметную тропинку, а в конце юркнула в длиннющий тоннель, который вывел нас в тоннель действующей ж/д на станцию Trengerein!!!!!! Далее дорога идет по велодорожке, т.е по старой дороге, все-время петляя вокруг трассы, то под ней, то сверху до самого Бергена.
IMG9513-M

 
Варианты подъезда и отъезда. И другая полезная информация.
Заброска на маршрут:

Заброска осуществлялась в несколько этапов:
1) поезд Москва-Хельсинки
2) паром Хельсинки – Стокгольм
3) поезд Стокгольм – Тронхейм
В Тронхейм можно попасть только на поезде либо из Осло или Бергена, либо через Швецию. Самолетом дорого, единственный вариант, который мы нашли – это лететь с пересадкой в Риге Москва-Осло, ну и т.к. большинство членов нашей команды (кроме Дмитрия Петровича) были в Скандинавии впервые, то решили поехать на поезде, заодно еще и посмотреть столицы Финляндии и Швеции.
Все билеты бронировали заранее, но вот с поездом Стокгольм – Тронхейм вышла незадача – бронировать через официальный сайт шведских ж/д можно только по специальной банковской карте, которая выпущена скандинавскими банками, нового образца с чипом! Так что покупали билеты за несколько дней до отправления из Стокгольма в городе Упсала (мы с Дмитрием Петровичем еще крутили единичку по Финляндии и Швеции, это также была одна из причин, почему мы решили встретиться с остальными участниками похода по Норвегии в Стокгольме). К тому же прямого поезда нет, только с пересадкой на границе на станции Duved на норвежский поезд. Он больше похож на экспресс и был практически пустой. Вагонов мало 3или 4.

Выброска с маршрута:
Выброска оказалась тоже сложной:
1) поезд Берген – Осло
2) поезд Осло – Стокгольм
3) паром Стокгольм – Хельсинки
4) поезд Хельсинки – Москва
Билеты на поезд Берген – Осло покупали в городе Воссе (Voss) на ж/д вокзале. Система ж/д в Норвегии единая, так что на любой станции можно приобрести билет куда угодно. Но вот билеты на поезд до Стокгольма пришлось покупать в Осло буквально накануне, т.к. от Осло идет уже шведский поезд. Все остальные бронировались заранее еще в Москве.

ж/д, автобусы, паромы и провоз велосипеда
Проезд на поезде достаточно дорогой, так что мы путешествовали на ночных поездах в сидячих вагонах. Все поезда делятся на те, где есть официальные места для велосипедов, и где их нет!!!!! Они ограничены, поэтому их надо бронировать заранее. Нам не везде они доставались, так что приходилось хитрить: разбирали полностью велики, паковали их в чехлы и колеса отдельно в чехлы, и пихали, куда только могли! Старались приходить заранее, чтобы оккупировать багажные места в начале вагона, и за спинками кресел. Один раз нам повезло – места наши были в вагоне, где есть отсек для колясок. Добрые шведские проводники сами предложили нам туда все сложить! И еще помогли!!! Мы четко уяснили, что нужно соблюдать все законы, но можно их и обойти, притворившись «шлангом» - разобранный велосипед в чехле, это уже не велосипед, а багаж!!! Кстати сами местные жители делают точно также. В Осло один фрукт скрутил колеса, педали, связал все вместе и пошел в поезд, даже не упаковав велик в чехол! Однако, в общем, в Норвегии строже, и если нельзя, значит нельзя! Если надо платить за велик, значит надо платить, а не пытаться по нашей советской привычке «все на халяву» улизнуть от уплаты. Здесь этот номер не пройдет! Наличие билета на велосипед дает право ввезти его в поезд без разборки и упаковки. Для них отведен целый отсек в одном из вагонов. Проводник втаскивает их и выдает сам! При покупке билета выдается бирка на ленточке, которую нужно повесить на велосипед. Это, конечно очень удобно. Никакой головной боли: влезет, не влезет, где остановится вагон, сколько придется все вещи тащить по платформе!!!! А тут на велике довезли рюкзаки до своего вагона, сбросили их и поехали до веловагона!!!!!!!! И все!!!!!!
Пересадка в Дуведе.

•На автобусе пришлось ехать только одни раз, когда уперлись в новый тоннель от Кристиансунна на пути в Буд. Раньше здесь ходили паромы, но теперь проложили новый тоннель под фьордом, длина которого около 6 км, а глубина 250 метров. Движение на велосипеде запрещено! Билеты купили у водителя. 3 велосипеда повесили на крепление сзади автобуса, остальные впихнули в багажный отсек. Пассажиров практически не было! Еще два или три человека и мы! А вот от первоначального плана ехать на ночном автобусе из Осло в Стокгольм пришлось отказаться. Нас даже на пушечный выстрел не подпустили к нему, еще у билетной кассы на автовокзале! Автобусы шведские, а у них правило: никаких велосипедов! Даже в разобранном и упакованном виде. Перед нами еще пара велосипедистов была, так звонили даже самому управляющему компании, разрешить в виде исключения – ни в какую! Да еще пятница вечер!!!!
Перевозка велосипедов. Кристиансунд.

Паромов много. У нас их было 6 плюс паром Стокгольм – Хельсинки. С велосипедами проблем нет, заезжай с машинами и плати и за себя и за велик! Надо только уточнить расписание некоторых паромов в tourist information. Ближе к концу сезона их может на длинных туристических маршрутах быть меньше. Например, на Согне-фьорде до Флома ходят лишь несколько раз в день. Заезжая на паром, не надо вставать в очередь, а вставать первыми, и как только поднимется шлагбаум проезжать, куда укажут паромщики, а то потом придется ждать пока заедут все машины.
Выезжаем с первого парома

Тоннели. Большое количество тоннелей, особенно те, что проложены под фьордами, закрыты для велотуристов! Планируя маршрут надо обязательно найти карту, где указаны те тоннели, что открыты для нас. Мы пользовались старой картой Дмитрия Петровича, которую он привез из предыдущих походов по Норвегии. В Тронхейме нашли в книжном магазине новую, сверили, подкорректировали наш маршрут. Многие тоннели пробили сравнительно недавно, а существовавшие ранее объездные дороги отвели под велодорожки. Очень удобно. Едешь, любуешься природой, правда это удлиняет километраж, зато безопасно! Согласно правилам в некоторых тоннелях, если нет знака «движение на велосипеде запрещено», можно ехать, но если есть такая объездная дорога, то можно ехать только по ней!
Объездная велодорожка на трассе №7


Водители и велодорожки
Надо отдать должное норвежским водителям. Вели себя очень вежливо и корректно, обгоняли только, когда предоставлялась возможность на расстоянии около 2-х метров от нас, в противном случае тянулись сзади, но не сигналили, не подгоняли. К сожалению, практичные норвежцы не тратят деньги на широкие обочины, поэтому на большинстве дорог водителям приходилось туго, но мы тоже не лыком шиты – если предоставлялась возможность, съезжали на обочину, пропуская скопившиеся машины. В принципе, машин не очень много, кроме трасс, там фур полно и гоняют очень лихо! Было страшновато! К счастью таких дорог было очень мало на нашем маршруте.
Велодорожек в Норвегии меньше, чем в Финляндии, но достаточно! Особенно понравилась идея объезда новых тоннелей по старым дорогам, которые они не бросают, а превратили в живописные велодорожки!

Общие данные о походе:
 
Общий км за поход – 1107,52 км (из них 57,13 км – каменистая горная дорога; 19,05 км – грейдер; 10,54 км - туртропа)
Общий набор высоты за поход –12322 м;
Общий сброс высоты за поход – 12301м
Общее время движения (вело) – 97 часов, 12 мин.
Средняя скорость (вело) – 11,4 км/час
Паромов – 6
Тоннелей – немеренно ( сбились после 20 го)

Участники похода:
 

1. Чебаевская Светлана (руководитель, переводчик, летописец, завхоз, казначей)
2. Боголюбов Дмитрий Петрович (завхоз по снаряжению, механик, оператор)
3. Наумов Дмитрий (фотограф)
4. Михайлов Сергей (штурман, летописец)
5. Лесин Никита (костровой, примусист)
На набережной в Кристиансунде.

 
























 








 








 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3 (с элем. 4)
Ссылка:
Опубликовал: Чебаевская Светлана