С французскими туристами (Фото 58) С французскими туристами (Фото 58)
Граница лета и зимы (Фото 59) Граница лета и зимы (Фото 59)
Озеро кристалльной чистоты... (Фото 60) Озеро кристалльной чистоты... (Фото 60)
Последний взгляд (Фото 61) Последний взгляд (Фото 61)
Последний взгляд (Фото 62) Последний взгляд (Фото 62)
И снова долины и горы (Фото 63) И снова долины и горы (Фото 63)
В гостях у аборигенов (Фото 64) В гостях у аборигенов (Фото 64)
В гостях у аборигенов (Фото 65) В гостях у аборигенов (Фото 65)
А мы в Россию, домой хотим (Фото 66) А мы в Россию, домой хотим (Фото 66)
Горный Алтай (Фото 67) Горный Алтай (Фото 67)
По Чуйскому тракту (Фото 68) По Чуйскому тракту (Фото 68)
Река Чуя (Фото 69) Река Чуя (Фото 69)
Река Катунь после слияния с Чуей (Фото 70) Река Катунь после слияния с Чуей (Фото 70)
На следующий день развлекались ловлей и отпусканием рыбы, стараясь поймать что-нибудь побольше. Ведь, все равно, ввозить рыбу из Монголии в Россию запрещено. Однако, ничего выдающегося взять не удалось. Все те же 400 грамм, до полкило. Большинство рыбы еще с икрой.
Кемеровчанам тоже особо похвастать было нечем. За три дня они на четверых поймали только одного трофейного хариуса на полтора кило. Но надеялись на большее, так как в предыдущие разы ловили экземпляры и за два килограмма. Они ходили и на верхнее озеро, тоже безрезультатно.
А мы уже ни на что не надеялись, так как все свои планы на этих озерах выполнили: и по ухе и по жарехе и по езде в горах.
Единственное разнообразие в этот день внесло появление французов, которых привезли на УАЗике из Ульгия.
Их лагерь расположился неподалеку. Вечером сходили в гости. Стас и они поупражнялись в английском, сфотографировались, обменялись емелями (Фото 58).
Европейцы и американцы попадают сюда следующим образом. Самолетом летят до Улан-Батора, потом местными авиалиниями - до Ульгия (там есть аэропорт), где их встречает монгольская турфирма и на УАЗиках везет в тур по озерам и прочим интересным местам. Для иностранцев (кроме россиян) открыт безвизовый въезд в страну.
Сволочи, все эти бывшие "друзья" !
В принципе, я понял, что здесь проходной двор.
На обратном пути мы встретили еще одну российскую машину из Ханты-Мансийска в сопровождении 2-х монгольских УАЗиков, набитых народом (Своих им хариусов что-ли мало?).
Представляю, сколько приезжего народу здесь бывает за лето. Да и местные не гнушаются рыбки половить. При такой нагрузке лет через пять сюда будет незачем ездить, кроме лицезрения гор.
На следующее утро с восходом солнца собрали свои вещички, позавтракали и поехали домой.
Понятно, что не могли перед этим не заехать на верхнее озеро Хотон, хотя бы для того, чтобы отметиться на нем и поснимать.
Большая часть озера еще была покрыта льдом и только на участке перед протокой в открытой воде отражались горы (Фото 59). Зрелище конечно потрясающее. Был полный штиль, гладкая поверхность воды позволяла сполна оценить ее прозрачность (Фото 60). Так захотелось поплавать по озеру на лодке, ведь она у нас была.
Однако, предупреждение кемеровчан, что в любой момент может нагрянуть рыбнадзор, а лодки использовать запрещено, сдержало этот порыв сейчас, впрочем, как и в предыдущие два вечера. Поснимали озеро и отправились восвояси (Фото 61,62).
Ехать к границе решили другой дорогой, напрямую на Цаганнур, не заезжая в Ульгий. Дорога начала раскручиваться в обратном направлении.
Двигались не торопясь. На Ховде сделали большую остановку. Помылись в реке вместо бани (вода + 5-7 градусов по Цельсию и очень мягкая), основательно пообедали с тушеночкой, и после этого часа два спали рядом с машиной.
Отдохнувшие, свежие, как-то незаметно доползли до Дзенгела, там опять заправились 80-м бензином и пошли на Уланхус.
К поселку подъехали уже в сумерках и, не доезжая до него километра полтора, застряли в песке. Забурились на боковую малоезженую дорогу.
Пришлось мне тащиться в поселок пешком и искать буксир. Но и это препятствие было преодолено. Нашел ГАЗ-66, который нас вытащил. Дали водиле бутылку водки. Переборщили, наверное. Ну, да ладно. Пусть вспоминает щедрость российских туристов.
Потом долго кружили по ночному поселку, пытаясь найти дорогу на Цаганнур. Наконец, выехали в нужном направлении и дальше опять положились на навигатор.
Отъехав от поселка около десятка километров, решили ночью не испытывать судьбу и возле какой-то речушки легли спать, даже не разбивая палатки.
Проснулись с рассветом, как и в предыдущие ночи, от холода. Кое-как раскочегарили примус, попили чаю и поехали дальше.
Опять пошли подъемы, спуски, бесконечные межгорные долины и бесчисленные дороги (Фото 63). Но мы ехали вперед, несмотря на то, что навигатор показывал наше отклонение на Восток. На карте же дорога шла строго на Север.
Только, когда встретили первый КАМАЗ с российскими номерами, (они много чего завозят в Монголию) убедились, что едем правильно. Дальше дело пошло веселее и в двенадцать часов дня в воскресенье (31 мая) были в поселочке при монгольском пункте пропуска.
Мы предполагали в оставшуюся часть дня привести себя и машину в порядок, ночью выспаться где-нибудь в тепле, а с утра в понедельник пройти границу.
Но случился такой облом!!! Оказывается в Монголии 1 июня (как раз в понедельник) - праздник, не рабочий день.
Пришлось нам почти два дня кантоваться в доме у одного тувинца по имени Хунда, который одну комнату в своей саманной халупе сдает проезжающим как гостиницу. Выдрыхлись мы за это время и отъелись за всю дорогу и Монголию (Фото 64,65).
Вечером этого же дня приехали кемеровчане, Они тоже не знали, что в понедельник пограничный переход не работает. Их с озер согнал природный катаклизм. После нашего отъезда на верхнем озере сорвало лед и шугой забило всю протоку. Рыбалка на некоторое время закончилась.
Парни нас нашли в понедельник и посоветовали поставить машину к КПП. Их джип уже стоял первым.
Пока мы чухались, за ними пристроились еще две машины, поэтому наша «девятка» в очереди оказалась только четвертой.
В таком порядке во вторник с утра и прошли границу (Фото 66). (Если не считать двух казахских наглецов на УАЗиках, которые залезли без очереди).
По Республике Алтай, в отличие от пути в Монголию, ехали днем. Сильно поразило отличие, случившееся в природе через какие-то двести километров после границы. Вокруг такие же, как в Монголии, а по виду и более высокие горы (Северо-Чуйский хребет). Но они покрыты лесом и все вокруг зелено! (Фото 67).
Ехали легко и весело. Чуйский тракт от границы преимущественно идет под уклон. Дорога проходит по живописным горным долинам сначала реки Чуя, а потом Катуни. (Фото 68,69,70). Вокруг почти родная уральская природа, а по пути – вполне цивилизованные, в сравнении с Монголией, поселки.
К утру были под Новосибирском. Здесь начались очередные проблемы с машиной. Где-то у Бердска лопнуло еще одно колесо и мы использовали последнюю запаску. Из оставшихся целыми колес два на ладан дышали. Их надо было периодически подкачивать. Пришлось остановиться в Бердске и купить комплект новой резины.
Дальше до дома ехали без проблем и во второй половине дня 4 июня (в четверг) были на месте. Наше путешествие в Монголию благополучно завершилось.


Выводы:
1. Отпуск удался. На десять дней полностью отрешились от повседневных забот и проблем, посмотрели новые красивые и необычные места, чуть-чуть прикоснулись к совершенно иному укладу жизни, получили определенную порцию экстрима - стремясь к своим целям, испытали себя и машину.
2. Пройденный маршрут для беглого знакомства со страной или как тренировочный для большого путешествия по Монголии - хорош, но для настоящего экстремала и рыбака с претензиями, уже слишком истоптан.
3. Пробег по монгольским дорогам составил более 500 километров. «Девятка» показала свою хорошую «живучесть» на них. По ходовой части претензий никаких, а вот система охлаждения для горных условий требует доработки: необходима установка еще одного вентилятора охлаждения с принудительным включением.
Однако, стоит сказать откровенно: «девятки» и иже с ними – это не те машины, на которых нужно путешествовать по Монголии. Для жителей западной части России, с учетом пробега до границы, по нашему мнению, лучше всего подойдут «короткая» «Нива» или «Шеви» на хорошей «зубастой» резине.
4. Монголия очень интересная в природном отношении страна и наверняка в ней еще много мест, где, как говорится, "не ступала нога человека" или его воздействие на природу минимально.
В одном из таких мест, например, на озере Хубсугул, обязательно надо побывать.


Комментарии
Guest05.06.13, 16:16
Как же красиво!!! 
Очень понравилось читать вашу историю, Монголия,настолько разнообразна и красиво, со всеми своими пейзажами и природой. Вот еще одна тоже такая же интересная статья, надеюсь вам понравится, как и мне! - http://www.travellers.ru/articles-mongolskie-stepi-porazhayut-svoim-odinochestvom
Guest31.12.12, 13:38
12 14 2012 
когда то жил в улан баторе сейчас в сочи есть уаз в моей автомобильной семье есть подготовленная 08 всю жизнь увлекался джиппингом более 40 лет занимаюсь подводной охотой где только не был а вот посетить монголию пока не получается моя мечта а вы просто молодцы нашу природу в сочи давно спустили в унитаз просто порвали а монголия это природная жемчужина короче удачи вам
Guest12.12.12, 19:18
Риск дело неблагодарное 
маршрут непростой,а подготовка ни к черту ,хотя и было время на маршрут,старая машина с плохим комплектом резины и пробитым термостатом не самая удачная шутка наших туристов,как они сами убедились сервис на дороге в степях Моноголоидов только для верблюдов!Как понятно теперь из сравнения природных зон Алтая и Монголии в наших местах краше!Чего было туда переть непонятно!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: