Самостоятельная поездка в древнюю Месопотамию, ее северную часть, в междуречьи Тигра и Евфрата. Удивительные мозаики Зеугмы, дома-ульи Харрана, Скала Тушпа и резная церковь Сурб Хач на острове Ахтамар.
Газиантеп - Шанлыурфа - Харран - Диярбакыр - Мардин - Мидьят - Битлис - Ван - Анталия

Газиантеп.

«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. Отсутствие камня и дерева дали толчок развитию торговли с землями, богатыми этими природными ресурсами. Тигр и Евфрат оказались удобными водными путями, связывавшими район Персидского залива с Анатолией и Средиземноморьем. Между ними лежат бесконечные пространства гор, выжженных солнцем холмов, обильных пастбищ, щедрых садов и плодородных полей. С незапамятных времен эту землю ценили, ей дорожили, ее возделывали, за нее постоянно сражались — шумеры и хетты, вавилоняне и ассирийцы, египтяне и арамейцы, армяне и персы, греки и римляне, курды и турки. А еще множество иных народов и племен, даже названия которых давно забылись.
Карта нашего маршрута:
Image_2021-04-07_10-20-44

13 марта.
Мы чуть не опоздали на Ласточку, примчались на вокзал на такси. Только вышли на перрон, подошел поезд, а стоянка всего 2 мин. Доехали до Москвы очень быстро. Дальше как обычно - доехали до м.Домодедовская, там уже ловят таксисты, за 150 руб везут до аэропорта Домодедово, быстрее автобуса и почти по той же цене. Там мы перекусили пирожками, упаковали рюкзаки в пленку, сверху закрепили скотчем. Сдали багаж, получили посадочные талоны, тесты на ковид не спрашивали. Зачем сдавали? А вдруг бы спросили. Вылет самолета компании Pegasus в 15.30. Мы заказали еду на баллы Bol-bol, кормили хорошо, курица, салатик и пирожное, а воду не дали. Народу на рейсе было очень много, какие-то компании гуляли по салону, чуть ли песни не пели. Как мы поняли, они летели транзитом в Хургаду, а мы транзитом летели в Газиантеп. В Стамбуле нас отправили на паспортный контроль в общую очередь, Стамбул сейчас мировой хаб, который разруливает огромные потоки людей.
Потом нас выпустили в общий зал domestic и мы смогли наконец-то купить в магазинчике 2 бутылки воды по нормальной цене. На местные рейсы уже разрешают проносить воду. Прошли контроль на второй рейс, в Газиантеп, тесты наши здесь тем более никому были не нужны, и зачем делали? Но это как повезет. Народу в самолете было уже меньше, много свободных мест. Прилетели в 23ч, пока ждали багаж, автобус, видимо, ушел. Мы вышли из Аэропорта, спросили, сколько стоит такси до центра - 90 лир, дорого. Идти пешком далеко, 19км, и это не Кайсери, где идешь по городу, здесь глухая ночь. Спросили местных насчет автобуса, один турок говорил по-немецки, Тема понял, что автобус будет через 0,5-1ч. Пришлось подождать, автобус отправился в 1ч ночи, приехали уже около 2ч, нашли хостел Yunus Hotel по навигатору, расположение немного не совпадает с указанным на карте.

Постучали, нам открыл дежурный, выдал ключ от номера. Номер большой, 2 кровати, чайника нет, но у нас на такой случай есть кипятильник. Заварили чайку и улеглись. В самолете заставляли натягивать маску на нос, в Газиантепе ходят свободно, кому как нравится.
14 марта.
Спали до 8.30. Завтрак в отеле был отличный, чай-кофе-салеп-соки, салаты, омлет, сыры, оливки, печеньки, варенье, йогурт - на любой вкус. Даже суп есть. Я ошиблась и заплатила за гостиницу 330 лир за 3 ночи, а 15.03 мы уже забронировали Урфу. Пришлось менять бронирование, еще 1 день проведем здесь вместо Немрут-Дага, туда сейчас все равно не попасть, дорога еще под снегом. Мы планировали добраться туда из Шанлиурфы через Кяхту и Карадут, пришлось бы делать крюк, но оно того стоило.
Немрут Даг, является частью горного хребта Тавр и достигает высоты 2200 м над уровнем моря.Здесь находится Некрополь царя Антиоха I, который правил Коммагеной с 69 по 34 г до н.э. и построил себе этот памятник, увековечивший его славу и славу богов. Посередине погребального комплекса насыпан 50м курган диаметром 150м, с восточной и западной сторон от которого находятся террасы, на которых установлены колоссальные статуи богов высотой 8-9м. Их охраняют 2 льва и 2 орла. Среди них Бог Солнца, названный именами четырех богов, - Аполлон-Митра-Гелиос-Гермес, Богиня Судьбы Тихе, Бог-Громовержец Зевс-Агур-Мазда, сам царь Антиох-Эпифаний I и известный своими подвигами Геракл-Артагн-Арес. Имена эти объединяют Богов греческого и персидского пантеонов. И в одном ряду с Богами сидит сам Антиох. Антиох не сомневался, что принадлежит к числу бессмертных, раз поставил себя в один ряд с Богами. И это не удивительно, потому что подобно царям Персии и Македонии, цари Коммагены почитались наравне с Богами. А возможно, боги реально существовали, если посмотреть на их изображения, это очевидно другая раса...
По оценкам исследователей, возраст Газиантепа составляет как минимум 5650 лет. На протяжение долгой и непростой истории города здесь оставили следы практически все известные цивилизации Ближнего Востока, от хеттов и ассирийцев и до Византии и Османской империей. Здесь процветала торговля пряностями и тканями, было развито ковроткачество. В городе строились многочисленные мечети, караван-сараи, бани и медресе, многие из которых стоят и сейчас. Во второй половине 20 века Газиантеп совершил большой скачок, став индустриальным центром Турции. Такой стремительный рост получил название «Анатолийский тигр».
Газиантеп является шестым по величине городом Турции с населением более миллиона жителей и одним из крупнейших центров легкой промышленности в стране. Средневековое ремесленное производство ковров и тканей стало фабричным. В регионе развито сельское хозяйство, которое специализируется на выращивании фисташек и острого антепского перца. Вот на площади стоит памятник фисташке.

Мы сразу пошли в музей мозаики Зеугма, а то в понедельник там выходной. Здесь много нетиповой старой застройки, город милый и спокойный, очень атмосферный, хочется снимать все подряд.
Мы прошли мимо крепости, в нее мы зайдем позднее,
Обнаружили черепах со стеллами, на которых выбиты рунические тюркские надписи. Как нам удалось понять, эти стеллы - копия эпитафий, сооруженных в честь одного из основателей Второго Тюркского каганата, мудрого Тоньюкука, 7 век. Возможно, они являлись некоторым оправдательным "документом", в котором Великий советник описывал свои заслуги в создании каганата, так как именно в этот период после 716 года Советник находился в опале.
Потом мы шли вдоль канала, по мосту через ж-д и по дорожке к музею.

Везде продают овощи-фрукты,
пряности, медную посуду, чеканку ручной работы, кожаные тапочки "йемени". Газиантеп славится этими изделиями. Ножи из газиантепской стали также очень известны в Турции.

Через этот город проходил Великий Шелковый путь, о чем до сих пор напоминает застывший посреди оживленной магистрали караван.
Напротив этого каравана – недавно открывшийся музей мозаики и археологический музей Zeugma Mosaic Museum, который стал крупнейшим музеем мозаики в мире, вход в музей 30 лир. Здесь выставлены великолепные мозаики общей площадью 800 кв.м, спасённые из процветавшего когда-то приграничного римского города Зевгма, который был затоплен по окончании строительства плотины, перегородившей Евфрат у Биреджика. Город Зеугма или Белькыз был важнейшим городом Коммагена, расположенным на 7 холмах. Именно о нем писали в своих трудах античные писатели Страбон и Плиниус. В давние времена над городом высился акрополь, вершину которого венчал храм покровительницы города - храм богини Тихе, богини изобилия и случая. Его изображали даже на местных монетах.
Это рукопожатие царя Антиоха с Гелиосом, еще один аргумент, что боги реально существовали.
Мальчик с голубем
Одна из знаменитых находок - черная статуя Меркурия (Гермеса), чьи глаза сделаны из золота.
Дома в городе были знамениты своими мозаиками. Полы в них выкладывались мозаикой, а стены украшали фрески.
Мозаичные мастера применяли в своей работе камни с берегов Евфрата, придавая им кубическую форму.
При раскопках были обнаружены мозаики мастера Зосимоса из Самсата: его легендарные работы «Пиршеский стол» и «Рождение Венеры». Найденные в этом городе мозаики датируются II-III столетиями. Это самое богатое время Римской империи, наивысшая точка развития искусства. Цветовая гамма мозаик очень яркая, их будто выложили только вчера. На мозаиках изображены боги, богини, бытовые сцены, охота, животные и птицы, сложные геометрические орнаменты.
В городе Зеугма было хорошо развито искусство скульптуры, за долгие годы был выработан свойственный только этому месту стиль. Бронзовые статуи, надгробные плиты, известняковые саркофаги украшали изразцы в виде орлов и корзины с шерстью. Античный город Зеугма, судя по раскопкам, был самым настоящим мозаичным городом. Частично восстановленные виллы с оригинальными мозаичными полами особенно впечатляют.
S1800004
То, что смогли сохранить и восстановить археологи - всего лишь малая часть, хотя и эта площадь составляет около 1700 м2 мозаики. А также была найдена статуя Марса, 3 700 старинных монет, 150 фресок. Часть города была затоплена, поэтому большая его часть остается под водой. Сведений крайне мало, поэтому сложно сказать, кто же создал город именно в таком, сказочно-мозаичном виде. Первое поселение на этом месте было основано одним из полководцев Александра Македонского в 300 году до н.э., генералом Салеукос Никатор I. Название Зеугма, что переводится как «мост, место перехода», город получил при римском правлении.
Отдельная часть музея отведена для демонстрации коллекции хеттских рельефов из Есенека, который находится в 100 км к западу от Газиантепа, и был когда-то одним из главных центров Хеттской империи. Там сохранились прекрасные образцы резьбы по камню, находившиеся под открытым небом.

Символом не только города Зеугма, но и Газиантепа, стал красивый мозаичный портрет молодой цыганки.
Под это изображение отведена отдельная комната, куда ведет темный длинный коридор, звучит нежная музыка. Правда, на стене - лишь проекция. Портрет давно хранится в одном из музеев.
 В «Зеугме» поразительно гармонично сочетается и очарование древности, и современные технологии. На полу изображение транслируется так, что стоит сделать шаг, как из-под ног расплывается стайка рыб. Музей завораживает своей атмосферой и отдельными мозаиками. Техника их исполнения поражает. Это больше похоже на искусную картину или ковер. Сложно поверить, что такую красоту можно было выполнить из камня, но именно это позволило сохранить такое великолепие на многие века. Красивая мозаика, подсветка создает таинственность и ожидание волшебства. Музей замечательный, хочется там ходить и ходить. Мне особенно понравились звери, лошадки и Адам с Евой.

Многих заинтересует коллекция монет всех времен и народов, живших на территории Зевгмы. Там есть монеты македонских царей, в том числе и Александра, персидские сикели, монеты селевкидов, монеты римских времен, с выбитыми профилями Августа, Тиберия, Калигулы, Клавдия, Нерона, Траяна, Адриана, Марка Аврелия, Луция Вера, Коммода, Септимия Севера,  Гелеогабала, Константина Великого и некоторых последующих византийских императоров.
Дальше мы дошли до ж-д вокзала, перешли новые пути, которые еще строятся,
сфотали паровозик, машиниста и бронзовые фигуры стрелочника и путешественника.

Потом пошли к крепости Раванда. Зашли в кафе Мустафа, где нас уговорили попробовать шиш-кебаб из курицы. Мы искали мясо с овощами, но везде продают одни шашлыки. Порции очень большие, двойные, можно брать одну на двоих. В придачу приносят кучу всяких салатиков.
Английский официанты не знают, общались с помощью гугл-переводчика, чай так и не принесли. Вкусно, но остро, немного объелись. Зашли во дворик с памятником и живой музыкой на входе, чай стоит 5 лир за стаканчик, дороговато.

Потом поднялись в крепость. Считается, что она была построена во времена Римской империи в конце I в. н.э. на холме, называемом "Могучая скала", с башней, служившей наблюдательным постом.
В итоге, холм превратился в насыпь, т.к. слишком многие люди в дальнейшем вели перестройку замка. В конце VI в., когда военная значимость крепостей возросла, замок Газиантепа был перестроен и территория его расширена императором Византии Юлианом. Были произведены надстройки и возведены дополнительные строения: галереи на южной стороне, дополнительные башни, крепостные стены были укреплены. Оплата прямо на турникете, картой, 8 лир.

Внутри холма, на котором стоит замок, есть 6-7 этажей, некоторые из них, возможно, находятся под землей. Еще далеко не вся крепость исследована археологами, на нижние этажи пока никто не спускался. На каждом этаже длинные, окружающие замок коридоры.
Ширина коридоров такова, что там может проехать карета. Именно здесь находится музей обороны Антепа. В период национально-освободительной войны под предводительством Ататюрка, когда было очень много желающих разорвать и поделить Турцию, именно на эту часть пришелся самый большой удар. Оккупанты рассчитывали, что это одно из самых слабых мест, и пока подоспеет подмога, они смогут захватить и Антеп, и соседний Мараш. Но они не рассчитали, с каким патриотизмом будут защищать свои земли живущие здесь турки. Движение возглавили трое героев - Karay-lan («Черный Змей»), Sehitkamil («Совершенный Шахит») и Sahinbey («Господин Ястреб»). Их имена увековечены в истории, а на входе в крепость им установлены статуи.

В 1989 году крепость была отреставрирована, после чего была открыта экспозиция внутри. Здесь подробно рассказывается с помощью фото, видео, металлических барельефов и статуй вся история обороны Газиантепа от оккупантов.
8 февраля 1921 года Великим национальным собранием Турции за «заслуги горожан в деле борьбы с французскими оккупантами» к названию города был добавлен титул «гази» («победитель»).
В начале XX века население Антепа составило 50 тысяч человек, из них около 20 тысяч — армяне. Но в 1915 году армянское население Антепа было депортировано турками в пустыню Дейр-эз-Зор в Сирии. После поражения Турции в Первой мировой войне, избежавшие гибели армяне, воспользовавшись оккупацией региона французскими войсками, возвратились в город. Однако, турецкие власти (теперь уже кемалистские) продолжили осуществлять политику гонений армян. С апреля 1920 по февраль 1921 года армяне вели оборонительные бои против турецких погромщиков. После того, как французские войска покинули Киликию, армяне были вынуждены эмигрировать в Сирию, Ливан, Египет, США. Часть антепских армян впоследствии обосновалась в Армянской ССР.
Наверху крепости есть площадка с раскопками, мы выпили кофе по 5 лир, отдохнули. Выход на стены везде закрыт.
Потом решили сбегать еще в примеченную утром кондитерскую, но пирожных там не оказалось, взяли фисташковый кюнефе, чая тоже нет, предложили только воду. Хотели расплатиться, а хозяин улыбается, тыр-быр-быр по-турецки, денег не берет, типа угощает. Поулыбались, показали знаками как вкусно, и как мы благодарны.
Интересное графити
Памятник детям, которые несли продукты осажденным и погибли на мельнице
На обратном пути купили бутылку воды за 2 лиры и 1кг апельсинов за 5 лир. Все спрашивают, откуда мы, улыбаются, показывают большой палец - ооо! Все, на сегодня хватит. Тема пришел и завалился спать, не выспался сегодня.

Газиантеп (продолжение).

15 марта.
С утра шел дождь, пришлось подождать до 11ч. Сначала мы нашли обменник на пл.Демократии, прямо напротив памятника. Курс хороший, 100$=7520TL. Дождик моросит, +10, а я вышла легко одетая, в коротких летних штанишках, флиске и легкой ветровке.
Заглянули в музей, что-то историческое
Мы планировали посмотреть зоопарк, который относится к крупнейшим в мире. По описанию, вольеры, в которых обитают питомцы, достаточно комфортные и очень широкие, так что даже диким зверям здесь очень уютно и есть, где разгуляться. Мы пошли на остановку трамвая и тут я потеряла Тему, он видимо, ушел вперед, а я загляделась на выставленные одежки. И где его искать? Вернулась обратно - нет, дошла до остановки - нет, опять повернула обратно, но тут он меня увидел и догнал. Я пыталась ему звонить, но на улице шумно, звонок почти не слышно. Транспортной карты здесь нет, билеты надо покупать кредитной картой с привязанным HES - кодом. В хостеле мы его не смогли получить, хозяин отправил смс по образцу, но паспорт не определился. Я вспомнила, что у меня остался старый HES-код с прошлого года. К нам подошел дежурный на остановке, взял у меня мобилку, сам ввел на сайте этот старый HES-код, номер паспорта, номер кредитки и привязал код к карте. Код будет действовать до 21.06.21. По этой карте мы и купили на турникете 2 билета на трамвай. Из-за ерунды кучу времени потеряли. Доехали до Университета, за ним находится зоопарк. Университет, естественно, за забором ( в Анкаре то же самое), идти до зоопарка 5км вдоль забора. Еще дождик моросит, а зонтов у нас нет и вообще я замерзла. Мы зашли в кафе, выпили кофе, согрелись. Дождик вроде бы перестал и мы пошли в парк, где есть водопады.
Что-то уже цветет
Мы посмотрели красивые каскадные водопады, парк с соснами, местами для пикников.
Оттуда пошли еще в один парк, прокатиться на канатной дороге, но она не работала, не сезон еще. В зоопарк идти уже поздно, какой транспорт туда идет - неизвестно. Может, он и закрыт сегодня, как многие музеи. Доехали на трамвае до Ботанического сада - и здесь нам не повезло, закрыто. Прошли парком до центра.
С собой у нас был термос с горячим чаем, выпили в парке с булочками. Заходили в кафе, попробовали газиантепский фирменный суп байрам из баранины с рисом. Если бы было поменьше перца, было бы вкуснее, пришлось запивать айраном. Такая кухня не для нас.
Мы дошли до нашей гостиницы, отдохнули и пошли еще прогуляться, заглядывали во все кафе, но везде только жарят шашлыки на открытом огне, нет ни картошки, ни тушеных овощей, ни плова, даже кефте и долмы нет. В старом городе пусто и страшновато, носятся шумные подростки на мопедах. Пошли домой, заварили кипятком кашу - гречку с грибами, отлично поужинали. Я поставила на мобилку приложение moovit, по нему нашла как завтра доехать до автовокзала, он в 5км на север.
16 марта.
Утром солнечно. Поели, собрались, оставили рюкзаки в хостеле и пошли искать Этнографический музей им.Хасана Сюзера. По описанию, здание, где был организован музей, было куплено в 1985 году ныне покойным бизнесменом Хасаном Сюзером в полуразрушенном состоянии. После окончания реставрации он передал его Министерству по культуре и туризму на том условии, что там будет открыт этнографический музей им. Хасана Сюзера. В дальнейшем при поддержке этнографического отдела музея Газиантепа и был организован этот дом-музей. Экспозиция представляет собой предметы быта и этнографические элементы из жизни населения Антепа. Все комнаты здания воспроизводят точную обстановку быта, в них рассажены манекены в одеждах тех времен.
По навигатору это совсем рядом, 15мин ходу. Мы пошли сначала на запад, потом на север, дошли до предполагаемого места, а нужного музея там нет! Мы проходили через рынки, интересные улицы, где мы еще не были, спрашивали местных - никто такого музея не знает! Попробовали свернуть на другую улицу и вышли в ту же точку. Нам предлагали сходить в военный музей, но я хотела в этнографический.
Хозяин одного магазинчика даже сам проводил нас до подземного водохранилища, Gaziantep Kastelleri.
Это пещеры с подсветкой, сами мы туда уж точно бы не пошли, лестница напоминала вход в туалет. Кастелы были построены для удовлетворения потребностей жителей в воде, бесплатные общественные сооружения для мытья и купания. Они представляли систему колодцев, связанных каналами чистой воды.
В период Османской империи были следующие правила пользования водой: вода представляет особую ценность, это ничья собственность, каждый имеет равное право на пользование водой.
Я еще раз открыла гугл-карту, проложила маршрут в искомый музей и к 12ч мы нашли это место, рядом с нашим хостелом, на узкой улочке старого города.
Но дверь была закрыта, музей не работал.

Мы зашли пообедать в локанту, наконец-то нашли нормальную еду, куриное сотэ с картошкой, салатом и айраном.
А потом зашли в роскошную кондитерскую рядом, выбрали клубничный десерт, а есть его пришлось в парке на лавочке, зал в кондитерской тоже был закрыт.

IMG_20210316_123043IMG_20210316_123349
Мы забрали рюкзаки в хостеле, нашли остановку автобуса на автовокзал, я платила за проезд так же картой. Дальше мы ехали в г.Шанлыурфа. На автовокзале нас еще на подходе поймал менеджер, подвел к офису своей компании. Автобус скоро уже отправлялся, а HES-кода у Темы не было. Сотрудник не сразу, но смог его получить, теперь проблем у нас будет меньше. Нам даже билеты не дали, автобус уже отправлялся, сказали только платформу и места. Доехали хорошо, я проспала всю дорогу, проснулась только на Евфрат посмотреть, ничего особенного.