Приполярный Урал / Водный туризм | Спортивный туризм | Рыбалка | Пешеходный туризм

Год цветущей елки на Приполярном Урале - сплав из Азии в Европу

7 июня - 24 августа 2010 г.
Чигимхарута (южная) и перевал.

Пожемаю Пожемаю
Крутой подъем Крутой подъем
На хребте На хребте
Странник - это странный человек Странник - это странный человек
Сяду на пенек... Сяду на пенек...
Чигимхарута Чигимхарута
Идем вперед! Идем вперед!
16 16
Завал Завал
20 20
21 21
22 22
Кашалотик Кашалотик
24 24
25 25
Дорогу надо прорубать Дорогу надо прорубать
Еще шлагбаум Еще шлагбаум
28 28
29 29
Перекус под кустом Перекус под кустом
Дальше не пройти Дальше не пройти
Экстренные сборы Экстренные сборы
Ольга Ильинична Ольга Ильинична
34 34
Любовь Васильевна Любовь Васильевна
6 августа.
Утром очень жарко, душно. Сварила уху из двух хариусов. Уложили рюкзаки, осталось всего 3 бутылки (морковка, мука и типа смеси молока с мукой). Сахара мало, 1 баночка, хлеба нет, крупы стакана 2. Есть еще вермишель, сало и сухая рыба, а плыть до магазина еще неделю. Зато рюкзаки легкие будут. Свой рюкзак я набила быстро, а второй Волк сделал мне из 2-х герм, застегнутых в его ветровку, лямки сделал из штанов. Получилось удобно и технологично, не то, что на прошлом переходе – «колбаса»  подмышкой. Оставили на дереве записку в бутылке, погрузили рюкзаки на лодку. Причем, когда выливали из лодки воду, выпал еще 1 хариус, я его вчера не заметила. Ничего, съедим на перекус. Спустились вниз до правой протоки, чтобы не лезть через кущи. Быстро сдули и свернули лодку в рюкзак. Теперь у нас 2 тяжелых рюкзака, лодка 16кг, весла, самодельный рюкзак и шкурка, плотно упакованная в пленку. Будем идти опять за 2 ходки. Сначала влезли на крутой склон, потом пошли левее к хребту, держа направление на горку. Идти несравнимо легче, чем по болоту, хотя и вверх. Рюкзак подталкивает в спину. Наверху задержались осмотреться  и поахать – изумительный вид на долину Пожемаю и окружающие горы. Каменную россыпь мы обошли справа. Наверху редкие лиственницы. Потом очень долго спускались через бурелом и мох, оставляя рюкзаки на приметных местах. Волк как-то интуитивно ориентируется в чаще, сразу выходит на промежуточную точку. Это видимо чисто мужская особенность – держать направление в голове. Всего на переход ушло 2,5ч. В 14.30 мы были на каменистой косе на Чигимхаруте. Идти придется опять против течения. Жара около +30, небо затянуто дымкой, тяжело.
Напились чаю с золотым корнем, доели уху, накачали байдарку, разложили вещи по гермам.
Около 17ч вышли, пройдем, сколько сможем вперед. Сразу попали в очень узкую бурную протоку, еще и перегороженную вверху упавшей елкой. Пришлось обрубать ветки, чтобы продраться. Вода ледяная, у Волка ноги болят вечером как отмороженные. А я как вездеход в сапогах, лезу и лезу вперед, по середине реки, перехожу со струи на струю. Волк командует, где лучше пройти. Я стараюсь не пускать его в воду, он идет по берегу и тянет за веревку, но когда мне сил не хватает протащить по камням, он тут же лезет помогать. Воды мало, лодка то и дело застревает между камнями или плотно садится кормой, кильсон снят. Приходится сдавать назад или спихивать корму с камня. Мне кажется, что идем очень долго, вроде и места для стоянки попадались, но Волк идет и не оборачивается, и я ожесточенно шагаю уже на автомате и напролом. Если забирать поглубже, идти тяжелее, но лодка лучше проходит. Встали на стоянку в 20ч на пляжике, когда силы были уже на исходе. Рыба не клевала, ветер, сварили молочную кашу и молочный кисель из содержимого той подозрительной бутылки. Сухого молока еще 2 пакета по 400г. В прошлом году молока не хватило, рыба ловилась плохо, вот и запаслась. Тепло, нагрела воды, помылась, стало легче.

7 августа.
Ночью дождик, сильный ветер порывами, уже +15, давление скачет, высота растет. Пошли дальше, рыба не ловится, мелко, ее и не видно. Идти тяжело, в русле реки большие камни, их надо обводить, по берегу не протянешь – сильное течение. Волку приходится почти босиком идти по ледяной воде, чтобы помочь мне тянуть лодку на порогах и переходить со струи на струю. Несколько раз пролезали под упавшими деревьями, один раз даже разгружали лодку и обносили особенно большой завал. Волк не оглядывается, торопится и иногда так резко дергает за веревку, что я улетаю вперед вместе с лодкой. На берегу нашли старое стойбище, нарты, кострище, с которого мы взяли несколько поленьев. К перекусу я уже несколько раз упала, набрала воды в сапоги, да еще и дождь моросит, над горами висят тучи. Перекус сделали под кустиком,  сварили молочный кисель, немного согрелись – и полезли дальше. Но воды становится все меньше, мы так надорвемся тащить и лодку порвем.
Влезли на горку осмотреться – рядом ворга, дорога, по которой кочуют ханты. Тащить лодку дальше бессмысленно, решаем упаковаться и начать волок через перевал прямо здесь. Быстро на травке уложили рюкзаки, хорошо, что Волк догадался убрать их в герму и не мочить. В 17.30 мы уже шагали по дороге, это легче, чем против течения по камням. Вместо второго рюкзака у меня теперь 2 гермы через плечо, ветровка надета на Волке. Дневку перед переходом, как планировали, сделать не удалось – дождь помешал. И где-то около 20ч, когда забрались за горку и вышли в долину, вдали чудесным образом показались 2 чума. Очень вовремя! Мы мокрые, замерзшие, без дров, Волк несет только 2 полена. Моросит дождь, сильный встречный ветер. Потихоньку дошли. Нас пригласили в один чум погреться, накормили мясным супом из оленины, чай с печеньем. Волк заметил, что сладкое хозяева не едят, видимо, это только гостям и детям. Здесь стоит оленеводческая бригада из Овгорта, мужчины с оленями на Пожемаю, а здесь женщины и дети. Стоят 2 чума и много-много нарт вокруг. Никакой техники, только старая бензопила. Все ходят в национальной одежде, войлочной, расшитой, мужчины с красивыми поясами с подвесками, у женщин яркие платья и платки. В стойбище много детей разного возраста. В чуме горит костер в центре, нас пригласили сушиться, но как-то было неудобно снимать и развешивать мокрые носки и портянки. Куртки свалили в углу – место над костром было занято вяленым мясом. Волк спросил, где можно поставить палатку, показали место за чумом. И вот когда мы под дождем, замученные, окруженные любопытствующими, обреченно разворачивали тент, пришла женщина из второго чума и позвала нас в чум ночевать! Мы быстренько все свернули, я сунула свой рюкзак и шкурку на нарты под брезент, остальное накрыли так. Во втором чуме нас еще раз покормили и напоили чаем, мы не отказывались. Здесь нам дали сухие носки, повесили куртки у костра, мокрое разложили на дровах, и от нас пошел пар. В чуме живут 2 семьи, спят на шкурах под пологами, которые делят чум на маленькие палаточки. Нам показали свободную постель, где мы и расстелили спальники. На шкурах спать тепло, мягко! Разговаривали с хозяйками, наверно, до 24ч, про путешествия, про жизнь, показали карты, по которым шли. Ольга Ильинична, она, видимо, здесь старшая, очень заинтересовалась картой, и мы ей потом подарили 2-й экземпляр двухкилометровки. Она очень интересный образованный человек, много сама ходила пешком, сплавлялась по рекам, с ней легко говорить о чем угодно. Осенью бригада вернется в поселок, в цивилизацию, на зимние квартиры. Дети зимой живут в интернате, учатся в школе. Разговаривают между собой по-хантийски.

8 августа.
Ночью выл ураганный ветер, дождь, спасибо Хранителям, что так вовремя подвернулись чумы. Утром встали поздно, около 10ч, вместе с хозяевами. Поели вареной рыбы, чай. Волк опять подшивал свои лапти, ему пытались подобрать подходящую обувь, но такого размера (46) не нашли. Хозяйки с благодарностью приняли в подарок карты, иголки, клей, зажигалки и блесны мальчишкам, еще какую-то мелочь, а нам дали в дорогу мешочек с сухарями (я была счастлива), вяленую оленину, соль и 3 больших куска бересты, на перевале дров нет. Собрали рюкзаки, утеплились, еще раз попили чаю на дорожку – и в путь, через перевал. Здесь много ручьев и болотистых мест, сапоги просто необходимы. А Волк опять идет босиком и еще все время меня подгоняет – «быстрее, быстрее!» Над перевалом висит черная туча, сильный встречный ветер, весло вырывает из рук и парусит.
На перекус спрятались под камушком, за ветром. Запалили маленький костерчик из бересты и сухой березки. Сварила только геркулеску, сухое молоко рулит, питательно и быстро. Влезли вверх еще немного до маленьких озер – продольного и круглого, водораздела Азии и Европы, и начала ручья Кушвож. Слазили на горку пофотать каменный город – камни-останцы, обработанные природными скульпторами - ветром и дождем. С разных сторон они выглядят по-разному, но ветрище сдувает и не дает наводить фотик. Обошла половину фигур, решила, что дело не в количестве, и ушла вниз. Еще немного прошли вдоль ручья, который течет в каменистом каньоне и собирает в себя множество ручьев-притоков. Палатку воткнули в безветренном месте прямо среди камней. Волк сложил маленькую печку, я быстро сварила манку, чай и залезли в палатку. На улице +5, даже умываться страшно. Все говорят, что лето в этом году очень холодное. Натянули на себя все флиски, и спать.

9 августа.
Утром тихо и солнечно, +9. Давление растет. До Северной Чигимхаруты 4км, но поток ручья такой мощный, что есть мысль собраться прямо здесь и сплавляться по ручью. Мне страшновато, но Волк знает, что делает. Во всяком случае, это не тяжелее, чем волоком тащить лодку против течения, в Чигимхаруте воды было меньше.
Я опять сварила манку с изюмом, на бересте, дров нет. Чай и по кусочку сухарика. И разошлись – Волк на разведку ручья, а я еще раз слазила на горку. Ветер утих, красота! Еще раз обхожу камни, но дальше менее интересно, все основные я уже видела. Ко мне поднялся Волк, он посмотрел ручей и решил – плывем, это легче, чем в 2 ходки таскать вещи по берегу. На обратном пути набрала немного подберезовиков, они ростом больше березок, хи-хи! Распаковались, собрали лодку, набили гермы, пошли. Ручьи сливаются, иногда образуется мощная струя, можно проехать, иногда надо выпрыгивать и протаскивать. Лодка вырывается из рук и убегает вперед, разворачивается и садится на камни кормой. Вода ледяная. В принципе, лодку можно и не держать, никуда она не денется, застрянет на перекате. А я бросилась ловить и зачерпнула сапогом воды. Потом я так и отпускала лодку на порогах. Но иногда она может встать поперек, или ее прижимает к большому камню, где глубоко и ревущий поток, стащить очень тяжело. Вели лодку попеременно с Волком. Когда он совсем замерзал и выходил побегать, передавал весло мне. Сначала  я думала, что он дает мне проплыть, чтобы поиздеваться, как я буду садиться на все камни подряд, но он, при всем своем мастерстве, сплавлялся так же, пройти чисто здесь невозможно, воды мало. Выглядело это экстремально, особенно когда Волк проносился в потоке под стенкой, зато быстро. 9км прошли быстрее, чем 5км накануне. Один раз лодку зажало поперек, вода начала хлестать через борт, еле вытащили, причем я чуть не утопила фотик Волка, он болтался у меня на шее. В 17ч Волк сказал –«баста, перекус!» и побежал греть ноги. Он опять сложил печку из камней, я сварила все ту же манку с сухариками. По берегам уже появились кустики, мы резко теряем высоту. Последний километр вела я, и даже неплохо получалось, а Волк прыгал сзади по камушкам. И вот мы вышли в Северную Чигимхаруту! Урааа!!! И тундра вокруг. Поток стал шире и глубже, уже похоже на речку, пошли еще быстрее. По дороге собирали по берегам плавник. Но еще много разбоев, приходится выходить и толкать, запрыгиваю уже с разбега, наловчилась. Видели на горе старое стойбище, но не стали выходить, хочется быстрее разжечь настоящий костер. Встали на стоянку у кустиков, горят они плохо, выручают привезенные дрова. Холодно, моросит дождь. Прямо под кустом развели костер, я сварила супчик из оленины с грибами и вермишелью. Объедение! И молоко вместо чая, потому что Волк не может пить чай без сахара. Кажется, что продуктов очень мало, а до магазина еще далеко, но это просто городская привычка жить с запасом, на самом деле ничего фатального, по Башкирии мы вообще без продуктов ходили, один раз не ели 3 дня, нормально. А сейчас мы еще даже банку сгущенки сэкономили, и мука есть, можно испечь оладьи. Рыба еще не ловится, пробовали. Быстро поели и спать. Я только поставила воду греть, но сил мыться уже нет, сушиться тоже будем утром.