Иран-2011, или От синего моря до океана

Идет загрузка карты ...
Всего различными видами транспорта было преодолено порядка 5 000 км в одну сторону и столько же в обратную. На велосипеде проехали порядка 1 100- 1 200 км, спортивная часть велопохода проходила в основном в высокогорной пустыне и высокогорных солончаках на высоте 2000-2500 метров над уровнем моря, окончилась на берегу Персидского залива.
 

От синего Моря до Океана. Иран-2011.

 

Участники:

Мурашов Андрей (AndreyM), Пузаков Юрий (YurNik) – Донецк.
Андрушевич Алексей (Командор) – руководитель спортивной части, Герасимов Владимир (Герберт-18) – Днепропетровск.



 








Нитка маршрута:

Шираз – Марвдашт – Персиполис – Эрсенджан – Ташк – Хаджи-Джемали – пер.Гударе-Софид (3060 м, н/к) – Ноуджерди – пер.Гарденейе-Мельхани (1820 м, а/м) - пер.Гарденейе-Мельхани (1780 м, а/м) – Таджабадхерат – Мамзельабад – Шехре-Бабек – Нерку – Сирджан – Бельсерд – Хошук – Бафт – пер.Бафт (2428 м, а/м) – пер.Сечку (2195 м, н/к) – Махмудабад – Ибрахимабад – Хаджиабад – пер.Гухра (860 м, н/к) – Бендер-Аббас. 

Харьков-Баку(поезд)-Астара(микроавтобус)-Исфахан-Шираз(автобус). Бендер-Аббас-остров Кешм-Бендер-Аббас(паром)-Йезд-Исфахан-Астара-Баку(автобус)-Ростов-Днепропетровск(поезд).

Карта маршрута:


 
Всего различными видами транспорта было преодолено порядка
5 000 км в одну сторону и столько же в обратную. На велосипеде проехали порядка 1 100- 1 200 км, спортивная часть велопохода проходила в основном в высокогорной пустыне и высокогорных солончаках на высоте 2000-2500 метров над уровнем моря, окончилась на берегу Персидского залива.
Знакомые, которые узнавали, куда мы собрались, с удивлением и непониманием задавали вопросы о том, что в Иране есть такого, чтобы хотелось в него попасть и тем более провести по нему велопоход. Именно поэтому, обдумывая возможные варианты написания художественного отчета, мне пришла в голову мысль сделать описание не того, как мы ежедневно передвигались по высокогорной пустыне и солончакам (тем более, что будет подготовлен технический отчет, в котором будут описаны моменты передвижения по маршруту), а сделать упор именно на проблемы, с которыми нам приходилось сталкиваться, акцент на описание людей, с которыми мы встречались, акцент на описание достопримечательностей Ирана, которые мы увидели и посетили.

ВИЗА

    Необходимо отметить, что самой большой проблемой оказалось получение иранской визы. В настоящий момент виза оформляется в два этапа. Сначала необходимо получить разрешение на въезд иранского МИДа. Существует сайт МИДа Ирана, через который можно попытаться сделать соответствующий запрос. В том случае, если поездка до двух недель, то можно указать, что получение визы планируется по прилету в аэропорту Тегерана. В этом случае, на почтовый ящик приходит письмо с Тегерана с электронным номером. Письмо необходимо распечатать и по прилету в аэропорт показать соответствующей службе, после чего в паспорт после уплаты денежного сбора вклеивается двухнедельная виза.
    Поскольку мы планировали поездку длительностью месяц и без использования авиаперелетов, то нас данный вариант не устраивал. Тем более, что заезд на территорию страны мы планировали со стороны Азербайджана - погранпереход Астару. А визы туристам условно-автоматически вклеивают только в Тегеране в аэропорту. Пришлось искать выходы на МИД. В конечном итоге 13 декабря мы отослали документы в Киев, откуда они были переправлены в Тегеран и нам сообщили, что необходимо теперь ожидать ответ. Тянулись недели, подготовка шла своим чередом, прошел Новый Год, затем Рождество, а ответа все не было. 
    Наконец-то 13 января нам позвонили и сообщили, что пришел положительный ответ из Тегерана. Теперь нам предстоял второй этап получения визы в Киеве. Через несколько дней необходимо было, чтобы наши паспорта передали в консульство для простановки визы. Однако в назначенный срок нам перезвонили из турагенства и сообщили, что необходимо лично явиться в Киев в консульство. 
    Необходимо отметить, что несмотря на официальные дни и часы работы, у меня сложилось впечатление, что работают в нем по тем дням и в те часы, когда звезды на небе сходятся в определенной позиции или же как карта ляжет в пасьянсе.
    Дозвонившись в консульство и задав вопрос девушке, поднявшей трубку, о том, когда лучше нам подъехать к ним, мне было сообщено, что это мы сами должны решать как нам удобнее. В результате 18 января мы всей группой прибыли в Киев. Подойдя к дверям консульства вместе с представителем агенства, которое помогало нам получать визы, мы узнали, что сегодня оказывается у них по какой-то причине неприемный день и нам необходимо явиться в конце недели в пятницу ! Попросив помощи у работника консульства нам все-таки удалось договориться о том, чтобы наши документы все-таки были приняты в пятницу через посредника. Однако было сообщено, что в любом случае забирать паспорта необходимо будет лично. Расстроенные, мы возвращались домой. В конечном итоге, в пятницу наши паспорта с большими проблемами были приняты и опять же, благодаря настойчивости представителя турагенства, в первых числах февраля паспорта с вклеенными визами были возвращены. До назначенной даты старта велопохода оставалось менее двух недель. К этому моменту мы были морально истощены эпопеей получения визы.
 
13 февраля 2011. Начало


    Свободно приобретя билеты на поезд Харьков – Баку, 13 февраля мы погрузились в плацкартный вагон. Спустя двое суток, т.е. ночью с 15 на 16, с опозданием в несколько часов, мы прибыли в Баку. Необходимо отметить, что знакомый, узнав, что мы собрались ехать поездом Харьков-Баку, специально мне звонил и предупреждал о том, что пару лет тому назад ему пришлось тоже ехать этим поездом. По его словам это был самый ужасный переезд в его жизни. Деньги требовали все, кому не лень, начиная от проводников за провоз велосипедов и заканчивая каждым таможенником и каждым милиционером, посетившим вагон. С нас же пытались проводники взять по 100 гривен с каждого за провоз велосипедов. Но в итоге обошлось и без этого. Единственным отрицательным моментом было то, что поезд ночь простоял перед Дагестаном по той причине, что железку в том регионе часто подрывают в надежде легкой наживы. В результате мы опоздали на запланированный поезд Баку-Астара, отправляющийся по маршруту в 23.30. 
 Однако рядом с ж/д вокзалом дежурят таксисты. Торговались со всеми и очень долго. Все хотели 120 долларов США, а мы хотели дать только 100. Дежурные милиционеры начали волноваться из-за длительных торгов.

- Да уезжайте уже скорее от сюда, - крикнул один страж порядка.

 В общем, сговорились с одним дядей за 100 бакселей, но он еще берет двоих пассажиров, чтобы догнать цифру в 120 USD. И хорошо, что подобрали лишних попутчиков. Наш водила стал засыпать на ходу и мы могли бы не доехать до границы. А так, среди нас оказался местный водитель.
На пограничный переход между Ираном и Азербайджаном, мы прибыли затемно, в шестом часу утра. Работает обычно пограничный переход со стороны Азербайджана, насколько я помню, с 8 до 18 часов. В обратном направлении с 9.00. В настоящее время жители Азербайджана имеют право находиться на территории Ирана недели две без визы. Цены в Иране сильно уступают ценам в Азербайджане. Поэтому, огромное количество желающих перейти границу, с ночи собирается у пограничного перехода в сторону иранской Астары. Чтобы хоть как-то сдержать натиск толпы, азербайджанская сторона пропускает народ через своеобразную клетку. Сначала необходимо в нее попасть. Затем достаточно долгое время находишься в ней, ожидая, пока пропустят предыдущую партию через таможню. Затем запускают очередную партию. Только часам к 12 дня, под дождем, мы наконец-то предстали перед глазами иранских таможенников. 

Поскольку мы направлялись не за товаром, а являлись туристами, которых в тех краях днем с огнем не сыщешь, то нами, естественно, заинтересовались, насколько я понял, спецслужбы. Досматривать наш багаж не стали, но нас отвели в сторону и начали расспрашивать о предстоящем маршруте и о целях нашего путешествия, тут же делая записки с указанием городов, которые мы собирались посетить. В конце концов, нам задали вопрос: имеются ли у нас какие-либо вопросы или требуется ли нам какая-либо помощь. Я ответил, что вопрос у нас один: насколько безопасно будет на заявленном маршруте. По имеющейся у нас информации, мы должны были пройти по самому краю наркотрафика. Нас заверили, что если отклоняться от маршрута не будем, то будет все нормально. После этого мы покинули пограничников, таможенников и представителей местного КГБ.
    Вот мы и на Иранской территории. Задача №1 – найти туалет. Находим без труда с помощью знания английского языка на дошкольном уровне. Задача №2 – найти автобусную станцию (Отобус терминале). В нашем ЖПСе была забита координата этого терминале. До отъезда, Андрей в Гугле, по одному ему известным признакам, определил его местоположения. Имея точку в навигаторе, автовокзал пришлось искать. Когда нашли, то поняли, что проезжали мимо него несколько раз. Архитектура вокзала подкачала. Мы искали, что-то подходящее, а это было что-то очень простое.

Цена на билет свалила с ног, вынесла мозг и разум. От г.Астары до г.Исфахана 900 км. Билет для всех нас стоил 50 USD.Этот путь мы проделали за 13 с половиной часов и прибыли в Исфахан в половине шестого утра. Автобусы остановок делают мало. Один раз был перерыв на 30 минут возле кафе. В начале поездки всем пассажирам раздали пакеты со сладостями и каждому по маленькому пакету сока. Во время движения обязательно показывают хотя бы один кинофильм. Нам показывали два. Фильмы – подобие индийских мелодрам. Выдержали один. Второй переводили Я и YurNik в гоблинском стиле. Повезло тем, кто не понимал русского языка. А тут еще подошло время ужина. Рискуя своей жизнью, YurNik начал нарезать и пайковать сало, лук и хлеб тут же на сидениях в автобусе. И опять повезло тем иранцам, которые не знают, как пахнет сало. Прибыв в Исфахан, мы сразу же приобрели без каких-либо трудностей билет на автобус до г.Шираз. Как правило, на вокзале расположены представители нескольких фирм автоперевозчиков. Подошли к первому представителю, автобус которого отправляется через 10 минут. Цена подросла. 75 USD предложили заплатить. Однако. А не пойти ли мне в туалет? Как раз зазвонил будильник Кашперовского. Пока ходил, автобус уехал. Теперь будет через час. Иду к другому представителю, другой фирмы автоперевозчика. О! Здесь уже наша цена. Дешевле на 20 баксов. Шираз – первый город на нашем пути с запланированными достопримечательностями и город, в котором был намечен старт спортивной части нашего маршрута. Обычно билет нам выдавали один на четверых, просто в нем были указаны четыре места и, соответственно, цена за четверых. Естественно, все надписи в билете сделаны на фарси. Несмотря на то, что на автобусах надписи городов указаны арабской вязью, у нас не возникло проблем при посадке. Дело в том, что специальные работники автовокзала постоянно выкрикивают название городов, в которые идет автобус. Подойдя к такому человеку, я показал ему наш билет и он жестами объяснил, куда подадут автобус и что он специально нас предупредит об этом. Так и произошло. Двигаясь по заранее намеченному плану, в обед этого дня мы уже собирали свои велосипеды на автовокзале в г.Ширазе.

Описание нашего времяпрепровождения в Иране после спортивной части, опишу позже. А сейчас … (Андрей Мурашов). 

19 февраля 2011. Первый день похода.

Дневной пробег – 59,00 км; набор высоты – 415 м; время в пути – 03ч 45 мин. 

В 10:33 выехали из отеля. Выезд из города искали по треку въезда в него на автобусе. Какая-то ханума прямо перед носом вырулила из подворотни. Нужно было бы мне не тормозить и дать ей в бочину своим 26” колесом. Выехали из города. Машин по дороге едет немеренно. Сильно развиты здесь автоперевозки. Дороги для этого просто идеальны.

На обочине дороги стоят продавцы цитрусовых. Один кг апельсин стоит 0,5 доллара. Это 4,0 гривны и это дешевле, чем в Украине.


Решили воспользоваться «дешевизной», купили по четыре штуки каждому и тут же съели. Теперь нужно найти АЗС, торгующую бензином. Первый раз попали на газовую заправку. Обслуживающий персонал подумал, что мы ненормальные, когда просили бензинчик. Перед нашим приездом, бензин в Иране подорожал в два раза. Теперь он стоит как кг апельсин-0,5 доллара США за литр. У нас, в Украине, на
этот момент литр бензина стоил 1 доллар США. Заправили нам в емкость 1,5 л. Теперь мы совсем мобильные.

41,62 км. Развилка дорог. Едем прямо к г.Марвдашт. Похолодало. Температура с +22°С упала до +16°С.

45,7 км. Заезжаем в Марвдашт. Очень длинный город. Останавливаемся у кебабной, чтобы отобедать. Рядом, в магазине типа «Хозтовары», купили палки для державок лопатных. По доллару за штуку. Перепилили пополам и получились подставки для велосипедов каждому. Деревьев на нашем пути не ожидается, будем на стоянках подпирать велосипеды дубинками. Нашли пекарню, где пекут лепешки и сразу их продают. Восемь лепешек стоят 10 000 реалов (грубо говоря, 1 доллар США).

Поворачиваем в сторону Персиполиса. В Гугле смотрел подходящие места для ночевки. Кроме деревьев вдоль дороги ничего не видно. Решили ориентироваться на местности. А нам повезло. Через несколько км есть туристский кемпинг. Заезжаем, ищем администрацию. Выделяют нам место на травке между сосен, показывают, где душ, туалет. Все удовольствие стоит 20 долларов.

     
        Народ начал бузить, что дорого. Но в глубине души понимаю, что это так       все радуются. 

Постепенно холодает. Андрей говорит, что это у нас будет самая холодная ночевка в походе. Залажу в два спальника. Ошибается Андрей, уже тепло. В мое правое ухо Герберт-18 читает свои записи, и я засыпаю под его тихий, мурлыкающий голос …

20 февраля 2011. Второй день

Дневной пробег – 55,00км; набор высоты – 216 м; время в пути – 03ч 10 мин.

 Подъем в 06:28. Кто-то ходит по лагерю. Два претендента пошли в сторону душевой. Горячая вода есть. За все уплачено. Сервис. На завтрак гречка, привезенная с Украины. Заправляем мясом, специально приготовленным Андреем. Готовим на мультитопливной горелке.

После завтрака едем осматривать достопримечательности Персиполиса. Велосипеды оставляем на автомобильной стоянке. Вход на территорию городища стоит 5 000 реал. Вроде бы этот город, в давние века, разрушил А.Македонский. После осмотра едем поглазеть на могилу Дариуса.

После экскурсий седлаем велики и едем по маршруту в сторону п.Арсенджана. Начал дуть встречный ветер. Думал, что в Иране его не будет. Ошибка резидента. Заехали в селение. На часах 13:45. Пора бы и подкрепиться. Находим кебабную. Курица, рисовая каша, помидоры свежие и свеже-печеные, ZAM-ZAM-COLA. Наелись. Каждый заплатил по 5$. Нормально, недорого. Немного решили посидеть в кебабной, чтобы улеглась пища. Следующая остановка в очередном селении у магазина. Затарились водой. Съели по мороженному.

Нужно искать место под палатки, а сделать это не так уж просто. Селение идет за селением и всадники на мопедах постоянно нас преследуют. Остановились у места, где есть съезд с асфальта на грунтовку. YurNik едет на разведку. Вернулся с хорошими новостями. Есть место. Устанавливаем палатки, достали растяжки, чтобы ночью не унесло ветром. Несмотря на ветер, сегодня теплее. Раздаются голоса с разных сторон. Думаем, что дети из ближнего селения решили нас попугать. Потом выяснили, что это кричали обычные шакалы, почуяв свежее мясо, т.е. нас. Хорошо, что не гиены.

Андрей сварил вермишелевый суп. Немного осталось. Завтра утром добавим воды, «Галину с Бланком» и позавтракаем этим чудо блюдом.

Ветер меняет свое направление и дует из-за горы. Выходит Луна. Звездное небо здесь совсем другое. Ковш Большой Медведицы висит вертикально, ручкой вниз. Засыпаю под убаюкивающий хрип Герберта-18. 

21 февраля 2011. Третий день.

Дневной пробег – 67,64 км; набор высоты – 576 м; время в пути – 04ч 19 мин. 

Утром опять задул ветер в нашу сторону. Идет дождь. А говорили, что в это время дождя практически нет. Решили переждать непогоду. На градуснике за бортом палатки +9ºС. Слышу шум винтов. Кто-то подъехал на машине. Гости. Т.к. мы стоим возле насаждения из низкорослых деревьев, местные аборигены приехали посмотреть, что здесь за чудо-юды расположились. Низкорослые деревья, по нашему разумению, это фисташки. Другого мы ничего не придумали. Дождь то идет, то перестает идти. Решаем время не тратить зря, и воспользовавшись перерывом у дождя, собираемся.

Выходим на дорогу, и опять пошел дождь. Доезжаем к повороту на Абаддеташк. На всякий случай, решаем уточнить дорогу у джигита в джипе. Джигит нарисовал подробный план нашего пути. Поворачиваем вправо. С левой стороны дороги есть небольшой магазин, и на пороге стоит огромный самовар. Хочется отметить, что самовары с кипятком есть почти во всех магазинчиках. Очень удобно. Останавливаемся, чтобы согреть наши бронхи. Ну вот. Дождались. Полиция. Паспорта на бочку. Ознакомившись с содержимым наших паспортов, еще куда-то позвонили, полицейские возвращают их нам. Узнают, куда мы едем дальше, и на фарси объясняют нам, что будут сопровождать нас до Абаддеташка. Спокойно допиваем чай и наливаем себе еще по стаканчику.

На развилке дорог нам направо. Вот и наши полицейские, пристраиваются за нами. Мы едем своим темпом, а они своим. Иногда ребята обгоняют нас и ждут где-то впереди по курсу. Когда мы хотим сфотографировать себя или пейзаж, полицейские немного сдают назад, чтобы не попасть в объектив. Интересно, что они будут делать, когда нам нужно будет ехать в горы на первый наш перевал? Останавливаемся перед поворотом влево. Влево – старая дорога. А если ехать прямо, то это объезд горного массива по новой асфальтированной дороге. Но нам на асфальт нельзя. Не хочется. Поворачиваем влево. До этого имели беседу с полицейскими. Они нам руками показывали, что там очень крутая дорога и нет асфальта. Лучше ехать прямо. Провожу ладонью по шее и говорю, что нам нужно туда. В общем, остались в одиночестве. Сначала дорога шла с небольшим уклоном. Потом все встало на свои места. Пошел серпантин. Едем и идем, потихоньку взбираемся наверх. Чую опять шум винтов. Подхожу к краю дороги и смотрю вниз. Ага! Не хотите нас оставлятьодних, чтобы мы не заехали на ваши секретные объекты? Джип полиции (Нисан) медленно взбирается по дороге вверх. Денек у ребят выдался веселым. Это, чтобы служба медом не казалась. Догнали нас. Салам Алейкум! Кроме полицейского, в машине сидит солдат срочной службы с автоматом. Конечно же, АК. 7,62 мм калибра.

Взобрались на перевал. Обязательное поедание карамелек «Рошен». Полицейские рванули вперед. Обнаруживаю у себя спуск заднего колеса. Ремонтируемся. Не дождавшись нас, приехали «наши» полицейские. Да не одни. Прибыл еще один экипаж. Оказывается, мы заехали на территорию другого района, и теперь нас будет сопровождать другой полицейский патруль.

Спустились с гор. Дорога ровная. Остановились у магазина, чтобы купить по баночке Фанты. Полицейский нервничает, видимо спешит. Когда я задержался, чтобы сделать фотоснимок гор, он попросил не отставать, ехать всем вместе.

67,64 км. п.Абаддеташк, полицейский участок. Опять начался цирк. По всей вероятности, в роли клоунов выступаем мы. Не обращаем ни на кого внимания. Интересно, что они от нас хотят? Вырисовывается группа гражданских лиц. Среди них англоязычный элемент. Представился учителем истории. Начали нас расспрашивать. Кто где живет в Украине, куда едем, что хотим посмотреть в Иране и многое другое. Потом, несколько дней назад, когда повторилось подобное, но уже с журналистом, мы поняли, что нас спрашивают не из простого любопытства.

А пока продолжаются разговоры с учителем истории и якобы с журналистом местной газеты. Потом нас приглашают ехать за машиной полиции и машиной учителя. Кто-то высовывается из заднего окна машины учителя и снимает нас на видеокамеру. Хотят нас снять, чтобы потом можно было найти на просторах Ирана. А вдруг мы шпионы. Приехали к административному зданию. Говорят, что это мэрия, и мы тут будем ночевать. Нас это устраивает. Шакалы не будут грызть наши пятки в палатке. Т.к. в эту поездку мы взяли сувениры, раздаем их всем присутствующим в мэрии (флажки Украины, календарики, значки). Появился еще один учитель истории. Этот на него похож больше. Приглашает двоих из нас поехать и что-нибудь купить нам на ужин. Т.е. нас угощают. Сидим на ковре, поджав под себя ноги, и опять повторяем одно и то же. Допрос повторяется.

После допроса отбой. Завтра нам пообещали завтрак к спальным мешкам, т.е. в кровать. Перед сном приняли душ. Была горячая вода. 


22 февраля 2011. Четвертый день.

Дневной пробег – 88,97 км; набор высоты – 1200 м; время в пути – 05ч 18 мин. 

Подъем в 06:00. Хотим собраться до восьми часов утра, чтобы успеть к приходу второго учителя истории. Оказывается, что он нас утром пригласил к себе домой. По этому случаю, Герберт-18 оделся в новый спортивный костюм, и стал похож на Пьеро. По мэрии начали шастать работники и работницы. Видимо у них начался рабочий день. Пора нам сматывать удочки. Пришел второй учитель. Принес для нас завтрак с собой. Поход в гости откладывается. После трапезы фотографируемся на крыльце мэрии. Этот снимок чуть позже нам помог при встрече с очередным полицейским или тайным информатором. Об этом чуть позже.

Выходим за ворота мэрии, а нас уже поджидает вчерашний полицейский патруль. Опять мы под надзором. А дальше у нас дорога в горы, но уже не для автомобилей. Джип тоже там не проедет. Что будет делать полиция? Посмотрим.

Доезжаем до развилки дорог. Нам вправо, а полиции прямо. Кстати, нас опять передали другому экипажу полиции. Долго пришлось им рассказывать, что нам в горы. По другому никак нельзя, а то нарушим маршрут, который показали на пропускном пункте в Иранской Астаре работнику КГБ Ирана. Едем в горы и без полиции. Ткнули в карту, где мы выйдем на трассу, когда спустимся с гор. Указали приблизительное время нашего появления в точке встречи. Банзай! Началась наша дорога, плавно переходящая в тропу. Серпантин. Идем на пер.Гударе-Софид. Все как в Киргизии. В итоге поднялись, спустились. Встретились. Теперь уже и с начальством районной полиции. Попадаем в населенный пункт без названия. Кебабной здесь нет. А кушать хочется. Шо робыты? Оставляем свои велики под присмотром солдата с трехлинейкой, садимся в полицейский джип, и они везут нас в ближайшее селение, где можно будет покушать. Потом привозят назад, к велосипедам.

Вечереет. Пора становиться на ночлег, а полицейские не оставляют нас. Заехав вперед, показывают, чтобы мы остановились. Ждем другую смену. Долго ждем, но никого нет. Показываем знаками, что пора бы, и становиться на ночевку. Пишем свои фамилии имена на латинице, ставим подписи на каком-то бланке, и нас отпускают. Видимо, следующий экипаж полиции забил на встречу с нами огромный болт. Вот и славненько.

88,97 км. Поднялись на перевал, и пошли вправо по грунтовке искать место для ночлега. Их, мест, тут много. Глаза разбегаются. Расположились так, чтобы с идущих на перевал машин в обратном направлении нас не было видно. Готовим ужин. Обязательные три апельсина перед едой. Спать. Интересно, если нас ищут полицмейстеры, какой круг они наяривают мимо нас? 

23 февраля 2011. Пятый день.

ДЕНЬ РККА 

Дневной пробег – 98,46 км; набор высоты – 371м; время в пути – 05ч 27 мин.

Утром доедаем гороховый суп из копченых черепов толстолобика. Горячительными напитками в Иране не пахнет. Строгий сухой закон. Если поймают, кидают в пыточную яму. Спускаемся с перевала. Подъезжаем к с.Херат. Шутить по этому поводу нельзя, дабы не обидеть местного пророка.

19,87 км. с.Херат. Здесь таримся питьевой водой. Покупаем, каждый, по две 1,5л бутылки воды. Здесь вода продается без газа. За месяц в Иране, с газом попадались только напитки с листьями колы. Нам нужно проехать по солончаку до с.Шахр-е-Бабак. Километров 70 населенных пунктов не намечается. Там, впереди, нас ждет солнце, ветер, соль. Заматываем лица кто, чем может, чтобы не поджарить уши, нос, щеки на радиоактивном излучении Солнца. После нудной езды по солончакам, показались избы с.Мамзельабада. Магазином здесь не пахнет. Едем к следующему селению. с.Рабат. Здесь купили колу и по пачке печенья. По бутылке колы выпили у магазина, а для того, чтобы покушать сухой колбаски с хлебом, решили выехать за селение. Солнце прожигает велошлем, кипят мозги, засыхают глазные яблоки. Лицо как раскаленная сковорода «Тефаль». Впереди нас, со второстепенной дороги на трассу, выехал автомобиль и замер на месте. Подъезжаем. Мужик просит, чтобы мы с ним сфотографировались. Отказываемся, т.к. пора заезжать в селение Шахр-е-Бабак и искать место для ночлега. Едем дальше. Опять кто-то впереди машет руками, чтобы мы остановились. А, старый знакомый. Здесь уже спешиваемся. Нас фотографируют всех вместе. Потом по отдельности каждого крупным планом с велосипедом. Опять задают знакомые вопросы. И опять присутствует корреспондент местной газеты. Чую спинным плавником, не корреспондент это. Тайный агент КГБ Ирана он. До сих пор мы под пристальным вниманием.

97,00 км. Центр Шахр-е-Бабек. В магазине производим закупку продовольствия. Теперь ищем парк, в котором есть специальные места под палатки. О таких парках мы читали в интернете. Центр города, парк и в нем можно ставить палатку. Абалдеть, как говорил Гальцев. Располагаемся в парке, готовим ужин. Рядом есть базар, где мы покупаем огурцы, помидоры, яблоки.

 

24 февраля 2011. Шестой день.

Дневной пробег – 104,16 км; набор высоты – 116 м; время в пути – 05ч 17 мин. 

Запел мулла, записанный на магнитофон. Значит только 05:00 и мужья полезли на своих жен, выполнять супружескую повинность. Так нам говорил Второй Учитель истории. В 06:00 просыпаюсь и бужу остальных. На завтрак разогреваем вермишелевую кашу. Утром традиционный салат из помидор, огурцов, лука. По парку бегают ханумы, одетые в длинные платья и в косынках. Упражняются на тренажерах, которые тут есть. Целые и не поломанные.

Едем на выезд из города. Пейзаж такой, как и вчера – пустыня. Справа от дороги есть место для отдыха. Ж/б постамент под крышей. Молоденькие деревца. Решили остановиться для отдыха и перекуса. Ветер крепчает и дует нам в спину и немного в левую бочину. Мимо нас проносятся фуры, сигналя в знак приветствия.

Едем в сторону г.Сирджана. Что-то здоровье мое пошатнулось. Глотаю «Флюколд». Вот и окраина города. Почему-то сильно отстал Герберт-18. Останавливаемся, чтобы подождать. По приезду, Герберт-18 нас ошарашивает известием о том, что у него треснул обод. Достаю из штанины аркебузу, чтобы добить раненого, но Андрей успевает сказать фразу, которая спасла жизнь приговоренному. В общем, будем искать мастерскую, где бы нам починили велик. И как не странно, а нашли такую. Пришлось купить: обод, спицы, заднюю втулку с набором звезд о семи штуках. Все это стоило 20$ и 5$ работа. На работу было затрачено 40 мин. Просто нам крупно повезло.

Едем искать парк, где расположимся на ночевку. Человек на «Тойоте Камри» проводил нас к нему. Ехали по улицам города в плотном окружении бедуинов на мопедах. Потом мы называли таких представителей местного населения «шакалами на мопедах». Вот и парк. Мест под палатки полно. Есть удобства. Хочется отметить, что в каждом людном месте (парки, музеи, скверы и т.д.) есть WC, а в нем кроме холодной воды, жидкого мыла есть ГОРЯЧАЯ !!! вода. Возле наших нарисовался неопознанный объект. Так он еще и на русском разговаривает! Чешет так, как буд-то всю жизнь прожил в России. Прикинулся бывшим студентом МГУ. Как узнал, что мы здесь? Позвонил товарищ из «Тойоты Камри», который нам показал этот парк. Все выходило так складно. Принес цитрусовые, безалкогольную Балтику в банках, бананы, яблоки. Стою и сам себе думаю «Кто же ты такой»? Балтику не пили до тех пор, пока гость сам не начал ее пить. Нет, ребята, демократы. Только чай! Ушел гость. Пришел полицейский в сопровождении руководства кафе (мы там делали закупки чая и к чаю). После ужина спать.

 25 феврвля 2011. Седьмой день. 

Дневной пробег – 56,13 км; набор высоты – 387м; время в пути – 03ч 30 мин.
 

Около восьми часов появился Син. Так зовут нашего тайного агента. Привез 1 кг свежих огурцов, SIM карточку на мобилку, мазь от ожогов. Пополнил счет. Потом сделал якобы пробный звонок мне на телефон. Теперь будут нас отслеживать по излучению телефона. А хрен вам! Не буду его включать! Андрей намазался мазью. Лицо стало белым с изумрудным отливом. А когда на его грим села пыль, лицо стало светлочерным. Выезжаем за пределы города. Нас уже ждет Син, чтобы помахать на прощание рукой и удостовериться, туда ли мы едем, куда говорили ему. Прощай, добрый агент.

Жарко. Небольшой подъем и начинающаяся простуда. Думал, что вот-вот откину копыта. Узнаю симптомы по ломке костей и суставов.

56,13 км. с.Остурт. За селением должно быть озеро. Так говорит карта в ЖПСе. В селении останавливаемся у магазина, чтобы залить в себя как можно больше горячего чаю. Потерял голос, ломит сильнее. Узнаем дорогу к озеру. Заляжем там. На берегу озера нашли ровное место под палатки в зарослях барбариса или кизила, не разобрали. Поставили палатки и все дружно завалились спать. Велики не привязаны и рюкзаки тоже. Успел забросить в палатку кошель с деньгами и документами. Подкосило всех. Видимо это влияние солнечных излучений. Спим до вечера. Полегчало. Готовим ужин и потом опять все на боковую. Полудневка удалась на славу.

 

26 февраля. 2011. Восьмой день.

Дневной пробег – 66,00 км; набор высоты – 553 м; время в пути – 03ч 57 мин.
 

Подъем. Доедаем вчерашний суп. Обязательно салат перед едой. Говорят, что так лучше потом усваивается принятая после него пища. Сегодня поднимаемся на пер.Бафт. Ветер опять помогает. Дует в спину. Везет нам! Одел под каску лыжную шапочку. Нужно было это сделать давно. Солнце припекает. Странное оно здесь. Такое впечатление, будто я как попкорн в печи СВЧ. Справа от дороги видна крепость. Андрей и Герберт-18 едут к ней. Я и YurNik наблюдаем за ними со стороны. Обнаружился родник. Возле него сидит ханум с ханумой. Поставил точку в ЖПС. Последние метры подъема и мы на перевале. Останавливается машина. Водитель просит воды. Даю. Фотографируемся. Возвращаются «водопойцы». Предлагают выпить виски, по запаху смахивающие на самогон обыкновенный. Отказали.

На спуске, справа от дороги, находим подходящее место для обеда. Бежит ручей. Жуем конскую колбасу.

г.Бафт. Купили в аптеке горчичный пластырь. Недолго объясняли девушке, что нам нужно. Сообразительная попалась. Теперь едем к продуктовому магазину. Тут же набираем питьевую воду в наши емкости. Первый порыв души был таков, что останемся ночевать в парке. Передумали. Будем ночевать дикарями.

За несколько километров до перевала сворачиваем с дороги влево. Как всегда, нас ждут хорошие места под палатки. С дороги нас не будет видно. 

27 февраля 2011. Девятый день.

Дневной пробег – 62,00 км; набор высоты – 785 м; время в пути – 04ч 00 мин.
 

Утром идет дождь. Хочется спать, поэтому спим. Когда он перестал стучать нам по палатке, приняли решение покинуть их и готовить завтрак. Сегодня у нас праздник. Варим сардельки. Но рано радовались. Содержимое этих сарделек такое же, как и у нас дома. Мясом и не пахнет. Пришлось съесть.

Пока пасмурно, но дождя нет. Поднимаемся на пер.Бафт. За ним будет еще один. Подъем долгий и тягучий. Наконец-то подул встречный ветер, пошел дождь и стало холодно. Хочется перевалить какой-нибудь хребет и оказаться в тропиках. Это если нас нет, то в Иране в феврале месяце четыре дня идут дожди. А мы приехали, и погода изменила свои правила. Неизвестно откуда, появился полицейский патруль. Проехали мимо. Мы уже не представляем для них никакого интереса. Время приближается к обеду. Нужно найти укромное местечко, чтобы спрятаться от ветра. Переезжаем мост через сухое русло реки и спускаемся под него. Каждый открывает свою банку консервированного тунца. Герберту-18 попался тунец в лимонном соку. Съедаем еще по четыре печенюшки и все это запиваем холодной водой. Не потеплело.

Заехали на перевал. Неужели заехали в тропики. Нет, не похоже. Еще прохладно. Спускаемся вниз. Останавливаемся возле какой-то кафешки. Пьем чай, таримся водой. Вскоре начинается плавный подъем на второй перевал. Справа от дороги идет ЛЭП и под нее грунтовая дорога. Сворачиваем на нее. Едем в горы. Трассы почти не видно и я решаюсь остановить ребят, чтобы они не ушли далеко вверх. Место неплохое. Опять идет дождь. У меня резко пропадает аппетит, появилась слабость в теле. Лезу в палатку и заворачиваюсь в спальный мешок. YurNik приносит кружку горячего чая, съедаю два яблока и проваливаюсь вниз … 

28 февраля 2011. Десятый день.

Дневной пробег – 71,86 км; набор высоты – 430м; время в пути – 04ч 15 мин.
 

Ночью потеплело. Открывали двери в палатке. А утром дождь. Погода наладилась. Съедаем салат, все по плану. Доедаем вчерашний суп.

Появились первые пальмы. Впадаем в радостный маразм и фотографируемся возле них. Теперь теряем высоту. Но не радуемся. Где-то впереди нас ждет последний перевал перед спуском к Персидскому заливу. Проезжать его нужно будет по тоннелю.

Спускаемся долго. Доехали к перекрестку дорог. Нам вправо. Нужно сбросить с себя лишние одежки, т.к. очень потеплело. Да и зелени прибавилось. Думаем, что это уже тропики.

30,71 км. Сворачиваем вправо к с.Эрсуйе. Здесь хотим пообедать. Местные байкеры на мопедах опять берут нас в плотное кольцо, и так мы едем до ближайшей кебабной. Приличное заведение. Велики оставляем на улице под нашим присмотром через окно ресторана. Заказали (каждый) по две кебабины, рис, свежие помидоры, подпеченные на углях. На всех взяли 1,5л Меринды. Заплатили за все 140 000 реалов, что соответствует 14$. Пообедали, теперь нужно скупиться на ужин и обед. Опять нас сопровождают «мопедисты». Остановились у магазина. Покупаем свежие овощи.

К YurNiku подошел полицейский. Чувствую, что мы быстро от него не отделаемся. Так и есть. Приглашает ехать за ним. Подъезжаем к полицейскому участку. Он расположен при выезде из селения. Заходим в кабинет начальника полиции. Обстановка без помпезности. Даже очень простая. Как у революционеров, сразу же после выстрела «Авроры» крейсера. Нашим милицейским начальникам нужно сидеть в таких, а не делать себе евроремонты. Тут же, в кабинете, стоит кровать. Один из полицейских собрал наши паспорта и куда-то вышел. А мы пока сидим на диване в ожидании решения нашей судьбы. Принесли наши документы. Что-то сообщили начальнику. Нам предлагают чай. Отказываемся. Отношение к нам меняется. Видимо, выяснили, что мы не представляем опасности для Ирана. Привели переводчицу. Потом оказалось, что это жена начальника. Поговорили о том, о сем. Спросили, как долго мы хотим быть здесь, с Эрсуйе. Обрадовали начальство, что хотим уехать уже. С наших паспортов сняли ксерокопии и отпустили. Пошел дождь и задул ветер нам в лицо. Едем по открытой местности. Спрятаться негде. Поэтому я прячусь за YurNika.

59,83 км. Soltan Abad. Останавливаемся у магазина, чтобы съесть мороженное. Рядом ходят индюки. Герберт-18 пытается с ними поговорить на птичьем языке. Но иранские индюки не понимают улюлюканье украинских индюков. Докупили рыбные консервы на вечер и опять в путь. Опять за нами увязался наездник на мопеде, очень похожий на профессора Челленджера. Долго ехал за нами, пока Андрей не вытерпел и не послал чудака вперед.

71,86 км. Справа от нас образовалась апельсиновая роща. Возле своего надела стоит продавец, есть палатки и дизельные генераторы. Идет круглосуточная торговля апельсинами. Мы остановились у последнего. Купили 8 шт. больших апельсинов. Иранец спросил, куда едем. Говорим, что в Хаджиабад. Пора искать место для ночевки. Отъехав немного вперед от апельсиновых мафиози, сворачиваем влево на грунтовую дорогу. Подъехали к земляной насыпи. Будто здесь когда-то проходил ж/д путь. Замечаем, что по нашим следам едет белый автомобиль. Выходят иранцы и говорят, что на Хаджиабад поворот дальше. Объяснять, чтобы ребята нам не мешали, не получится. Показали, что мы здесь будем «разбивать будильник Кашпировского». Поблагодарили ребят за беспокойство. После того, как наши помощники уехали, уходим за вал. Здесь обнаруживаем сухое русло реки и кучу мест под палатки. Шикарное место для отдыха! Вечером пошел дождь. За бортом тепло, а в палатке жарко.

 01 марта 2011. Одиннадцатый день.

Дневной пробег – 61,00 км; время в пути – 03ч 45 мин.

Опять дождь. Будем ждать. На маршрут вышли в 10:10. И еще. Сегодня нас водил шайтан (или души ребят из белого авто) мимо поворота на Хаджиабад. Утром пронеслись мимо. На десятом километре пути поняли, что едем не туда. До Хаджиабада доехали бы, но заложили хорошую дугу. Возвращаемся. Поворачиваем вправо. На нас из-за гор идет черная туча. Успеваем накинуть накидки на рюкзаки, и на нас обрушивается настоящий дождь. Хорошо, что непродолжительный. Намокнуть почти не успеваем. Наша дорога идет между гор. Горы здесь интересные. Будто торчат только их верхушки. Остановились сфотографироваться на их фоне. Нас обогнала Тойота Лэндкруизер. Скоро уже мы ее обогнали. Водитель не справился с управлением, вылетел на обочину и потерял правое переднее колесо. Опять жарко. Переодеваемся. Начался подъемчик на перевал. А на спуске приходится крутить педали, чтобы не упасть. Встречный ветер не дает разогнаться.

Когда спустились в долину, остановились под мостиком, чтобы перекусить изюмом, курагой, яблоками, лепешкой и запить это водой. Отдохнули и в путь. Прячусь за Андрея. Ехать стало легче. Думал, что мне не удастся увидеть Хаджиабад. Ошибся.

Хаджиабад. Остановились у первого попавшегося магазина. Скупились. Продавец показал, где можно набрать питьевой воды. Упаковываемся. Смотрю, продавец магазина, где мы делали закупки, кому-то звонит по телефону. Я еще пошутил, что он звонит в местный КГБ. Едем. С левого бока пристраивается мотоциклист. Отгоняю ногой. Не отваливает. Хочет, чтобы мы остановились. Посылаем к матери. Не понимает. Чуть ли не под колеса бросается со своим драндулетом. Достал! Останавливаемся.

-Чего тебе надобно, старче?- это я ему.

- Давайте паспорта, - это он мне.

- А ху-ху не хо-хо? – опять я ему.

- Я полицейский, - это опять он мне.

- Хрен ты с бугра, а не полицейский. Где флаг твой, эмблема, герб? Машина полицейская?

Андрей берет за рога полицейского самозванца, и требует у того документ. Мужик достает что-то типа пластиковой карточки, где на фарси есть надписи. Смеемся.

-Нет, это не подходит. Давай жетон с номером, - это Андрей ему. И вызывай машину, где на бортах написано «полиция».

Мужик кому-то звонит. Что-то долго объясняется по телефону. Через некоторое время приезжают полицаи. Даем цветные ксерокопии паспортов. Полицейский в машине захотел оригиналы. Даем. Увидев наши паспорта, полицейский в форме говорит «полицейскому»:

- Какого хрена ты нас сюда позвал! Тебе что, делать нечего? (перевод мой и основывается на мимике и жестикуляции говорящего).

В итоге наши паспорта оказываются у «полицейского» и мы едем за ним. Привез он нас в контору. На английском не понимает. Думаю, что и на фарси ему будет тяжело общаться с нами. Хочет посмотреть, что я снимал на свою видеокамеру. А в камере нет аккумулятора. Чтобы он не разряжался, я его снимаю и кладу в карман. «Полицейскому» объясняю, что потерял его. Нет аккумулятора.

- Иди, гуляй. Какие мы тебе шпионы? Мы мирные туристы, а ты гамадрил не даешь нам путешествовать,- говорю ему.

А «полицейский» уже трогает фотоаппарат Андрея.

- Не дам я тебе свой фотоаппарат. И не проси,- это уже Андрей вступает в разговор.

«Полицейский» показывает знаками, что он хочет посмотреть, не сняли ли мы что-то секретное. Доходит до фотографии, где мы стоим на ступеньках мэрии г.Абадеташка с мэром и еще каким-то начальством. Убедили все-таки «полицейского», что мы не из «Моссада». Выехали за пределы полицейского участка. Мы едем вправо, а «полицейский» налево, к продавцу-осведомителю. Давать звиздюлей за то, что он вогнал в краску самого Джозефа Ибрагим-Оглы.

Выезжаем на трассу. Нам, как настоящим джентльменам, нужно ехать налево. Появились большегрузы. Машин полно. Закоптят нас, как окорока птеродактилей. Сделали остановку, чтобы купить апельсины. Попили чайку. Пора искать места. Справа встречаются пальмовые «рощи». Заехали в одну из них. Расположились на ровном месте. Внизу бежит небольшая река. В пальмах поют птицы, голоса которых, никогда не слышал. Может быть, это поют райские птицы? Герберт-18 кричит, что внизу видел свинью, которая вышла из зарослей кураре. Пора спать. 

02 марта 2011. Двенадцатый день.

Дневной пробег – 80,00 км; набор высоты – 927 м; время в пути – 04ч 47 мин.

Утро без дождя. Опять мимо нас несутся стада машин. И очень близко к нам, так и норовят придавить к асфальту своими колесами наши тела. Сегодня жарко. +26ºС.

31,85 км. Саатабад. Решили остановиться у магазина и принять пищу. Купили молока, печенье. Обожрались. Рядом пекут лепешки. Запах хлеба валит с ног. А ехать надо.

Начали подниматься на последний перевал на нашем пути к Персидскому заливу. Подъем на него, можно сказать, настоящий. Подобрались к тоннелю. Потом, немного позже, наш путь мы назовем «Дорога сквозь Ад». Водители проезжающих машин показывают нам, что не мешало бы надеть противогаз. Включаем фонарики, и смело въезжаем во мглу угарного газа. Кто проезжал тоннель под пер.Тёо-Ашуу в Киргизии или тоннель под пер.Анзоб в Таджикистане, тот поймет о чем идет речь. Этот тоннель длиннее и в нем темнее. А машин в несколько раз больше. И они в тоннеле не едут, а в основном стоят на месте. Ждут, пока передние потихоньку начнут спускаться с перевала. Если бы тоннель был чуть длиннее, думаю, что у нас были бы проблемы. Мне уже казалось, что я сижу верхом на лошади с крыльями и поднимаюсь на ней в небеса.

Выехали на свежий воздух. Оказывается, что когда мы заехали в тоннель, то сзади идущая машина притормозила, чтобы мы по своей стороне ехали сами. Машин и так хватало. Герберт-18 задрал свою футболку на лицо и так ехал. Почему он так сделал? Потому что впереди это же сделал и я. Во всяком случае, ему так показалось. Остановились у домика смотрящих за тоннелем. Отдыхаем. Ребята вскипятили воду и угостили чаем. За это нам пришлось безотказно участвовать в фотосессии.

Спускаемся с перевала. Навстречу и попутно нам движется муравьиным шагом колонна грузовиков. Иногда приходится ехать между машинами под громкое приветствие водителей. Для разнообразия, улюлюкали и мы. Машем руками, как вертолет лопастями.

80,00 км. Вправо к горам идет каменистая дорога. Проезжаем под опорами ЛЭП . Хочется дальше оставить ее за своей спиной, чтобы потом не прыгать на одной ноге от оборвавшегося провода. Находим место возле сухого русла реки. Полно кустов с колючками. А так, все хорошо. 

03 марта 2011. Тринадцатый день.

Дневной пробег – 62,00км; набор высоты – 607м; время в пути – 03ч 15 мин.

Сегодня день лентяя. Спусков больше, чем подъемов. Проезжаем т.н. перевалы, обозначенные на карте как 860м и 415 м. Если попадется подходящее место, то остановимся, не заезжая в г.Бандер Абасс.

Проехали тоннель. Этот короткий. Не задохнулись.

В 14:00 останавливаемся слева от дороги у сухого русла реки. Палатки пока не ставим, чтобы не мозолить глаза. Хотя, кому мы нужны? Расположились в тени деревьев. Провалявшись под деревьями, какое то время, я и YurNik поехали к виднеющейся АЗС. Там, по нашим соображениям есть магазин. Нужно купить воды, еды. Да, есть здесь магазины. К продуктам купил пару кульков жареных семечек. Здесь они очень интересные. Длиннее наших в два раза, посыпаны неимоверным количеством соли.

В 17:00 ставим палатки. Варим на ужин суп. Тепло. Отбой.

 
04 марта 2011. Четырнадцатый день.

Дневной пробег – 25,00 км; время в пути – 02ч 30 мин.
 

Через двадцать пять километров заехали в г.Бандер Абасс. Едем к ж.д вокзалу, к точке, поставленную в ЖПС еще в Днепропетровске. Координаты для ЖЛСа получены по электронке из Донецка. Нашли вокзал. Хотим узнать расписание поезда до Йезда. Поездом дешевле, чем автобусом, но есть свои нюансы. Чтобы попасть в здание вокзала, проходим паспортный контроль и проходим через «рамку» миноискателя. Находим представителя пассажирских перевозок. Андрей идет сам с ним разговаривать, а я отдохну в кресле. Выходит Андрей. Говорит, что нас устраивает только время отправления и прибытия, цена на билеты. Это все. Багаж мы должны сдать в багаж и ехать с ним отдельно. Решаем ехать в центр города и искать автостанцию.

Автостанция находится на краю города. От центра ехали долго. Еще мое заднее колесо решило сдуться. Купили предварительно билеты на автобус. Уезжаем в воскресенье, в 18:00. Стоили билеты нам 360 000 реалов и 10 000 дали лахмандею, который привел нас к стойке представителя фирмы автоперевозок. Пообедали. В кафе, где обедали, опять подверглись со стороны хитрого иранца, соблазну выпить самогона (виски). Почему-то некоторые элементы пытаются нас напоить. Чтобы потом сдать полиции? Соблазнитель был культурно послан.

Отправляемся на поиски причала, откуда можно уехать на о.Кешм. Опять помогает заранее поставленная точка в ЖПС. Находим нужный нам объект. YurNik и Герберт-18 отправляются на разведку. Я и Андрей остались ждать. Повалил народ. Все обвешаны суками, мешками. Грузятся в такси. Это со свободной экономической зоны (о.Кешм) приехали челноки. Интересно наблюдать, как загружают товар челноков таксисты. Нашим учиться и учиться. Пришли наши разведчики. Паром ходит каждый час и сейчас можно уже грузиться. Не теряем время, выходим к кассам. Грузимся и вперед!

Сидим на верхней палубе. Вышли из бухты в Персидский залив. Капитан парома держит курс на остров по ЖПСу. На рейде стоят корабли. Сопровождающих дельфинов пока не видно. Фотографируемся на фоне залива, а нас фотографируют пассажиры парома. Мы для них диковинка.

Причалили к пирсу о.Кешм. Выгрузились. Желающих покинуть сегодня остров больше, чем приехавших на него. Седлаем велики и едем по набережной вдоль залива. Места для ночевки пока не попадаются. Догоняет нас местный спортсмен на велосипеде в велоформе. Когда ехали сюда, то читали информацию, что в обтягивающей одежде, мужикам нельзя ходить. Видимо, что на спортсменов это не распространяется. Так вот, велосипедист показал нам, где можно поставить палатку. Правильно, на специально отведенном для этого месте. Но сначала ужинать. Здесь есть кафе. Поели на 50$.

Едем к месту нашего базирования на ночь. Здесь уже есть одна палатка. Дует ветер, а колышки для растяжки некуда вбить. Полы железобетонные. Приходится искать кирпичи, которых здесь почти нет. 

05 марта 2011. Пятнадцатый день.

Утром приняли ванны в Персидском заливе. Готовили завтрак сами, на горелке.

Пока едем по асфальтированной дороге. Где-то должен быть порот влево на дорогу, идущую к противоположному берегу острова. Делаем на круговом движении поворот влево, немного возвращаемся назад и вот он, перекресток дорог. Нам ехать вправо (или влево, смотря откуда смотреть). На перекрестке покупаем апельсины и тут же их съедаем. Уточняем дорогу.

Поворот влево. Едем вдоль построенных и строящихся одноэтажных домов. Асфальт заканчивается. Едем по грунтовке. Растительности никакой. Один песок да глина. На том берегу есть селения, где мы планируем затариться водой.

Неожиданно на нашем пути возник магазин. Какое-то селение. На карте не было обозначено. Пьем Меринду и заедаем ее мороженым. Напротив магазина есть колодец. Местная скво дает приспособление, для набирания воды. Это квадратная жестяная банка из под оливкового масла на веревке. Выезжаем за селение. Тут куча дорог, ведущих в нужном нам направлении. Выбираем самую подходящую нам. Иногда песок заставляет нас слазить с велосипеда. Останавливаемся у начала солончака. Следы от мопеда видны. Они ведут прямо на солончак. Чем мы хуже? Вперед, за орденами. Грунт становится влажнее, и мы часто стали зарываться в глиномес. Наступил тот момент, когда дошли до точки возврата. Если продолжить свой путь вперед, то возвращаться уже не будет смысла. Решаем вернуться назад и взять левее от солончака, ближе к виднеющимся горам. Андрей решил идти перпендикулярно к ним. Но вскоре погрузился в соленую жижу.

Вернувшись назад, мы не стали делать дугу, а пошли напрямик к гряде. В итоге вышли на хорошую щебенчатую дорогу. Т.е., выехав за пределы селения, нужно было брать левее левого. Встречаем строение, похожее на шлем Темир батыра. Оставили велосипеды у дороги и решили подойти ближе. Оказалось, что это емкость с питьевой водой. Интересно, привозная это вода или тут источник?

Совсем внезапно начался асфальт. Потом появился металлический забор, а за ним зеленые клумбы, пальмы. Неожиданно для себя попали к подземному храму. На территорию можно попасть бесплатно. Это что-то похожее на наши крымские пещерные города, но походить от пещеры к пещере тут интересней. С высоты видим нефтяную вышку, покосившуюся на один бок. Побродив по территории городища, возвращаемся к своим велосипедам.

Выехали на асфальтированную дорогу, идущую вдоль берега. Воздух не прозрачный, а как будто все в дымке. Местные говорят, что такое бывает, когда ветер дует со стороны Афганистана. Остановились у ворот кемпинга. За его забором видны места под палатки. Решаемся спросить разрешения здесь встать лагерем. Не разрешили. Ладно, будем искать бухты, где можно будет разместиться на ночь. Проехали мимо рыболовецкой артели. Еще немного вперед влево от дороги отходит грунтовка. Едем по ней к берегу Персидского залива. Находим хорошее место под палатки. Здесь есть колодец с питьевой водой. Повезло. А теперь купаться. Вода теплая. Горько соленая, горче, чем в Черном море. Решаю постирать брюки. Намыливаю на себе и полощу тоже на себе. Когда они высыхают, то видны белые разводы. Или от мыла или от соли.

Начался отлив. Решили прогуляться по дну залива. Попадались крабы. Мелкие. А так бы сварили себе на ужин. Начало смеркаться. Ставим палатки и готовим ужин. Сверху спускается солдат. Подходит и что-то лепечет по-своему. Плавно переходим на английский язык. Оказывается, мы встали под горой, на которой расположена войсковая часть по обслуживанию РЛС. Предлагаем отведать нашего супику. Чувак отказался. Тогда спокойной ночи. Еще немного посидели на берегу залива, поглазели на звезды, пожалели о том, что завтра нужно уезжать на материк и пробираться к Азербайджану.
 

06 марта 2011.Шестнадцатый день.


Утром скупнулись, позавтракали, сделали групповой снимок на берегу залива и в дорогу. Сегодня мгла стала мглистее. Подкрадывается мысль о том, что паромы из-за этого могут не ходить. Заходим в здание. В кассах полно народу. Стоят две очереди. В одной одни мужчины, в другой одни женщины. Велосипеды разрешили прислонить к стене у выхода на пирс. Хорошо, что приехали сюда рано. Билеты продавались мелкими партиями. Видимо, местные купили билеты заранее, а кто не сделал этого, тот стоял в очереди. За нами образовалась еще длиннее, чем была до нас. Подошла очередь до нас. Возле кассового окна встали так, чтобы ни один хитро…опый не смог взять билет без очереди.

Берем, велики и идем загружаться. Прежде, чем нас пустили на пирс, дядечка в сером костюмчике попросил наши паспорта. Увидев наши визы, с улыбкой отдает их. Дело в том, что на о.Кешм можно прилететь без Иранской визы, а вот чтобы попасть с острова на материк, нужна виза. Сидячих мест на пароме уже нет. Сидим на палубе под открытым небом. Нам подстелили ковровую дорожку, чтобы было комфортно сидеть.

Причалили к пирсу Бандер Абасса. Подождали пока местное население выгрузит свои тюки, а потом приступили к разгрузке своих. Едем по уже знакомым нам улицам города в кафе пообедать перед выездом в Язд. Затем на автовокзал. Узнали, с какой платформы будет отправляться наш автобус и расположились напротив нее. Вдруг подходит к нам представитель фирмы (мы у него покупали билеты) и предлагает перейти на другую платформу. Там уже стоит автобус под загрузку. Это был первый водитель автобуса, который поднял цену на наш багаж. Ему захотелось со всех нас 600 000 реалов, что составляет 60$. Еле уболтали его на 50$. Как нам потом он объяснил, что это такой курортный город Бандер Абасс. Короче говоря, не город-курорт, а Али Баба (разбойник).  

 
ЙЕЗД (ЯЗД)

 В Йезд ехали всю ночь. Проехали через тоннель, где чуть не задохнулись. Останавливались на полицейских постах. Здесь производился досмотр багажа. На первом посту мы достали свои рюкзаки и понесли к столам. Нас не досматривали. Потом, на следующих постах, наши рюкзаки оставались стоять с велосипедами в багажном отделении.

В Йезде прохладно. Собираемся и едем в центр города. Опять же, ориентируемся при помощи ЖПС. В центре города ищем отели. Попался нам один. Зашли, но потом вышли. Дороговато хотят ребята за апартаменты. Едем дальше. Ловим языка и узнаем у него, где здесь есть недорогой отель. Показывает на стену дома, где висит указатель, как дойти до отеля.

Потратив примерно с 1,5-2 часа, мы устроились в традиционную национальную гостиницу Кохан, расположенную в самом центре старого города.

Хочу отметить, что сама гостиница уже является достопримечательностью. Посреди внутреннего дворика расположен бассейн, с журчащей водой, создается впечатление, что находишься в саду. Вокруг бассейна, в тени расположены хон-тахта – низкие столики с достарханами, за которыми располагаются посетители. Впрочем, мы рассаживались на обед за привычным европейским столом со стульями. Играет приятная иранская музыка. Здесь, невдалеке расположен вход в гостиничный номер. Наш номер, в котором мы остановились, был на шестерых человек, впрочем, к нам никого не подселяли, с туалетом и душем. В гостиницах и в Ширазе, и в Йезде, и даже в дешевом хостеле в Исфахане всегда была горячая вода.

Посещение Йезда нашей группой было неслучайным. Дело в том, что этот довольно таки древний город является центром зороастризма. Я уже писал, что официально зороастризм запрещен в Иране.

В настоящий момент разрешенными религиями являются мусульманство, христианство и иудейство. По непроверенной мною информации, однако, если, к примеру, до недавнего времени у нас в паспорте существовала графа «национальность», то в Иране существует графа «вероисповедание». По умолчанию все дети автоматически мусульмане.

В силу удаленности от столиц Йезд смог избежать жестоких разрушений. В свое время здесь и нашли убежище приверженцы зороостризма.

Поражает своей архитектурой и старый город, который достаточно неплохо сохранился. Кроме того, ведется много реставрационных работ.

Поскольку мы поселились в гостинице в самом центре старого города, то и осмотр Йезда решили делать со старого города. Первым делом мы нашли тюрьму Александра Македонского. Колодец в центре двора был действительно построен Александром.

Далее, отправились на осмотр комплекса Амир-Чакмак. С этого здания открывается неплохой вид на город, отделка здания была проведена в 19 веке, было построено для показа представлений о смерти одного из имамов. Через это здание можно попасть на один из базаров.

Далее, остановив таксиста, отправились на осмотр мечети имама Заде-Джафара. Мы ожидали, что мечеть, как и в Ширазе окажется внутри зеркальной. Однако только одна комната оказалась в зеркалах. Допускаю, что водитель нас привез не в ту мечеть.

После этого был осмотр мечети Джаме. Сама мечеть в настоящее время находится на реставрации, но попасть внутрь можно.

На следующий день мы завершили нашу программу по Йезду посещением зороастрийских достопримечательностей «башен молчания» и храма огня.

В храме огня можно увидеть огонь, который непрерывно поддерживают в течение 1500 лет. Кроме того, можно ознакомиться с зороастрийскими посланиями.

Приверженцы зороастризма не предавали умерших земле. Для этих целей служили "башни молчания", в которые сносили тела умерших, где их оставляли. После того, как от тел оставались одни кости, их хоронили в специальных каменных колодцах, чтобы не осквернять землю.

Конечно, самой запоминающейся достопримечательностью в Йезде является, без сомнения, старый город.
 

ИСФАХАН 

В Исфахан мы прибыли около двух часов дня. Из английской версии «Ланели планет», купленной в Йезде, мы подобрали себе хостел «Амир Кабир» для ночлега в центре города. Заселившись в номер, мы отправились на обед и после этого на осмотр вечернего Исфахана. 

Стоит сказать, что в настоящее время Исфахан является третьим по величине городом в Иране и насчитывает более 1 600 000 жителей. Исфахан относится к центральному Ирану и расположен на высоте почти 1600 метров над уровнем моря. В этом городе сходятся дороги почти со всей страны и, соответственно, город обладает великолепными транспортными развязками в различные стороны. Стоит упомянуть, что в Исфахан мы прибыли прямиком с северной Астары, туда же прямым рейсом и уезжали. 

Город имеет большую историю, много раз завоевывался, много раз восставал из пепла благодаря своему уникальному расположению. В этом городе жил и работал знаменитый Авиценна, город пережил нашествие македонцев, арабов, монголов, Тамерлана. 

Самой знаменитой частью города является его площадь под названием «площадь Имама». Также я встречал и другое название этой площади – «Лик мира». Основные достопримечательности расположены как раз на ней. 

Посреди города протекает река Заянде, через которую построено множество мостов, но самым знаменитым и красивым является мост Су-а-Се, или же мост 33 арок, который особенно красив в темное время суток. 

В Исфахане имеется армянский квартал – достаточно современный и ухоженный район в центре города. В этом квартале проживают христане армянского происхождения. Самой известной достопримечательностью этого квартала является Ванкский собор, построенный в 17 веке. В настоящее время на территории собора имеется шикарный музей армянской культуры.

Здесь же на площади расположен дворец Али-Капу. Первоначально он задумывался как ворота между площадью и дворцовыми садами. Однако, со временем его достраивали и это сооружение начало выполнять дворцовые функции. Здесь Шах Аббас принимал гостей, здесь жили наложницы, здесь пели песни и играли музыку шаху. В настоящее время дворцовый сад закрыт, большая часть здания находится в строительных лесах – ведутся работы по реконструкции здания.

Мечеть Имама. Является крупнейшей мечетью Исфахана. Высота минаретов составляет 42 метра, а общая площадь мечети – 20 000 квадратных метров.

Недалеко от площади в красивом парке расположен дворец Чехель-Сотун или же «Сорок колонн». На самом деле колонн 20, а остальные 20 должны отражаться в воде.

Как я понял из надписей перед входом в дворец, здесь проводились коронации.
Сам дворец внутри красочно расписан картинами, представляющими различные исторические события. Дворец внутри очень красив.

Недалеко от центра города, в армянском квартале под названием Джульфа, расположена христианская церковь Ванк Катедраль. 

Дело в том, что в Исфахане проживает довольно большая община переселенцев из Джульфы в Нахичевани. Община время от времени пополнялась новыми переселенцами из Османской империи. 

Прибыв на велосипедах ко входу к церкви мы увидели, что висит надпись о том, что вход платный и стоит 3 доллара. Подойдя к билетерше я ей задал вопрос: - я христианин, пришел помолиться в церковь и должен платить ? Она ответила: - да. Тогда я у нее спросил: - Вы христианка ? - На что снова получил утвердительный ответ. – И вы тоже платите за вход три доллара ? – Нет. – Нисколько не смущаясь ответила женщина. 

Выхода нет, возмущенно платим по 3 доллара и попадаем на территорию церкви. В самой церкви снова висят предупреждения о том, что фотографировать запрещено. Внутренне убранство представляет из себя картины из Библии и жизни Христа. Осмотрев церковь, мы отправились дальше. А дальше был музей. Музей не такого большого размера, но, наверное, один лучших музеев, в которых мне до сих пор приходилось бывать. И снова везде висят предупреждения о том, что фотографировать запрещено! 

Здесь можно ознакомиться с армянским искусством различных веков, вплоть до 20 века. В центре зала стоит микроскоп, подойдя и заглянув в который я увидел надпись на волоске на армянском языке. Много книг 15-16 веков, еще рукописных! 

И здесь же находится обширный стенд, на котором приведены фотографии и другие свидетельства геноцида армянского народа в начале 20 века Турцией. 

На этом наше знакомство с Исфаханом, а также с Ираном завершилось. В тот день, когда мы уезжали из Исфахана автобусом в направлении Астары – город, в котором находится пограничный переход с Азербайджаном, на деревьях появились первые зеленые листки, приближалось лето. 

Спасибо всем, кто дочитал отчет.  (Андрей Мурашов, Алексей Андрушевич).


Комментарии
Командор06.02.13, 22:10
Очень мало информации 
Смотря какая информация Вам нужна.
Да, бабушка продала три куска хозяйственного мыла, появились деньги и я решил их потратить таким образом. Хотя, наверное, можно было бы купить две бутылки напитка "Буратины".
Guest05.02.13, 11:57
Очень мало информации 
или это цель была - педали крутить.. все равно где...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Иран
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 5