Как и почему это было
Из это главы мы узнаём зачем все-таки наши герои отправились в это путешествие, где прошли и почему не прошли в других местах. Также в этой главе можно прочесть о географии, погоде и обитателях района Западного Саяна.
Описание района

В административном отношении территория Западных Саян относится к Красноярскому краю.
Западный Саян - это огромная страна, которую сейчас пересекают всего две шоссейные дороги Абакан - Кызыл и Абакан - Ак-Довурак и водная артерия - река Енисей.
Западные Саяны состоит из группы горных хребтов: Ергаки (высшая точка - 2221 м, пик Звёздный), Метугул-Тайга, Балдыр-Тайга, Шепшир-Тайга, Кулумыс, Ойский, Арадан (высшая точка пик Араданский 2456 м). Местность горно-таёжная, расчленённая речной сетью. Рельеф среднегорный.
Гребни на хребтах Ергаки, Метугул-Тайга и их отрогах узкие, местами скалистые с остроко-нечными вершинами и крутыми склонами, нередко с обрывами и осыпями. На склонах распространены каменистые россыпи, среди которых возвышаются скалы-останцы.
Более разнообразен рельеф хребта Арадан. Центральная часть хребта сложена гранитными породами и роговиками. Поэтому здесь наблюдаются наивысшие отметки хребта и альпийский характер рельефа: отвесные стены, почти лишённые растительности, крутые вершины. Осыпи (курумы) здесь состоят из средних и крупных, устойчивых к разрушению, гранитных камней, округлой формы. Для участков сложенных сланцами, на крутых склонах Арадана, характерны узкие гребни с остроугольными очертаниями. Обломки сланцевых пород, в виде плоских камней с острыми краями, на крутых склонах, легко приходят в движение. Таких камнеопасных осыпей на склонах хребта много.
Ещё одна особенность Западных Саян - асимметричность склонов: северные склоны существенно круче, чем южные. Поэтому не стоит подниматься на хребет с юга, оценив его простоту, и надеяться спуститься с него по северному склону. Часто это невозможно без специального снаряжения и траты огромного количества сил.
Хребты Арадан и Ергаки в вершинной части имеют типичный альпийский рельеф. Для него характерны узкие гребни с крутыми склонами, острые труднодоступные пики, глубокие кары со снежниками, от которых берут начало горные реки, изобилующие в верхнем течении водопадами и порогами.
На юг и на север от этих хребтов рельеф сглаживается. Здесь распространен среднегорный рельеф с характерными для него поверхностями выравнивания. Вершинные поверхности хребтов здесь плоские, покрытые каменными россыпями, склоны более пологие. В западной части хребта Кулумыс располагается интересный природный объект Каменный город - обязанный своим появлением неоднородному геологическому строению района и деятельности процессов выветривания. Речные долины, разрезающие плато несут на себе следы недавней ледниковой деятельности. Они широкие, заболоченные и покрыты тайгой.
Основные реки Западных Саян: Ус (236 км), Казыр-Суг (86 км), Араданка (30 км), Большой Тайгиш, Большой Кебеж и другие. Все реки принадлежат бассейну Енисея и имеют ярко выраженный горный характер. Водные потоки возникают на осевой части хребтов, в каровых озёрах ледникового происхождения, проходя иногда через целую цепочку озёр. Вытекая из озера, реки спокойно текут по отроговым долинам, добегают до древних конечных морен и здесь срываются водопадами в ущелья. В среднем течении рек много красивых порогов, образовавшихся в местах выхода прочных горных пород.
Температура воды в течение лета в большинстве рек держится ниже + 10° С.
С ноября по апрель реки находятся подо льдом. А сильные дожди могут вызвать высокие паводки с затоплением поймы и островов.
В Саянах много озер ледникового происхождения. Они, как правило, имеют небольшие размеры. Самыми крупными являются Большое Буйбинское, Большое Безрыбное, Золотарное, Светлое, Красное и Араданское озёра. В озёрах много рыбы, главным образом хариуса.
Климат Западных Саян суровый, континентальный, особенно характерен восточно-сибирский тип климата. В горах четко выражена высотная поясность.
Зима (начало ноября - март) суровая, сухая с морозами. Средняя температура января - 23-30° С; ночью - 28-35° С. Осадки выпадают в виде снега 5-8 дней в месяц, с метелями бывает 3-4 дня в месяце. Преобладающие ветры юго-восточных направлений. Весна (апрель - май) прохладная днём температура воздуха прогревается до + 5-10° С, по ночам + 3° С, но не редки и заморозки - 2° С. Снежный покров сходит в конце мая. Осадки в виде снега и дождя бывают8-10 дней в месяце. Лето (июнь - август) прохладное. Средние температуру июля + 10-16° С днём и + 2-8° С ночью, но даже в летний период температура может понизиться ниже 0° С. В горах иногда разница температур в течение суток может достигать 30° С. Осадка преимущественно в июле - августе в виде ливневых дождей с грозами. Вблизи осевой линии хребта выпадает около 1200 мм осадков в год. Преобладают ветры юго-восточных и западных направлений. Осень (сентябрь - октябрь) солнечная, с ночными заморозками. Днём средняя температура + 8-13° С, ночью +1 - 3° С, а может понижаться и до - 5° С. Осадки преимущественно в виде дождей в начале сезона и снегопады в конце.
В Западных Саянах хорошо выражена высотная поясность. Она представлена здесь степными и лесостепными зонами в предгорьях, а также таёжной и гольцовой зоной в горах.
Наибольшую площадь в Западных Саянах занимает зона тайги. На нижних частях горных склонов, до высоты 800-850 м, раскинулась светлохвойная тайга. Она покрывает солнечные склоны, террасы широких речных долин. Светолюбивые лиственницы и сосны растут несколько разреженно, образуя "парковые" леса. Обилие света позволяет высоким травам цвести между деревьями от снега до снега.
Преобладает же в Западных Саянах тёмнохвойная тайга. Главными породами в ней являются: кедр, пихта, ель. К ним примешиваются береза и осина, ольха, рябина, жимолость. По речным долинам растут красная и чёрная смородина, голубика, на гарях - малина, очень много в лесах грибов.
У верхней границы леса господствует кедр. Ещё выше располагаются субальпийские луга. Травы растут высокие, часто выше человеческого роста. По мере подъёма в горы, высота травы становятся ниже, растёт она разреженнее. В них пёстрый ковёр разнотравья вплетаются представители альпийской флоры: альпийская астра, болотная пушница. Сплошного пояса альпийских лугов нет.
Выше лугов располагается горная тундра. Здесь растут мхи и лишайники с редкими кустика-ми карликовой березки и рододендронов.
Животный мир Западных Саян составляют типичные представители сибирской тайги. Здесь встречаются: бурый медведь, марал, лось, кабарга, бурундук, заяц, белка, реже росомаха, соболь, горностай. Из птиц наиболее многочисленна кедровка, а также - сойка и кукша. Часто можно увидеть дятла, клеста, глухаря, рябчика, куропатку. Ядовитые змеи - гадюки водятся по долинам рек, но редко встречаются на высоте более 900 метров.
В озерах и реках много рыбы, но разнообразие видов невелико. Чаще всего в озерах попадается хариус сибирский, в более крупных реках по ямам и перекатам - ленок, таймень, налим.
Типичные представители кровососущих - комары, мошка, мокрец, овод, здесь немногочисленны, а в горах, выше зоны леса, встречаются редко. Их много лишь в лесах вдоль рек, заболоченных долинах в тёплое время суток, особенно перед дождём. В предгорьях Западных Саян есть клещи. В горах они не встречаются.
Туристские возможности района очень разнообразны. Отдаленность от жилья, сложные природные условия, тайга, бурные реки позволяют совершать как пешие и лыжные, так и водные походы различных категорий сложности. Сравнительно удобные подъезды (автомобильная трасса пересекает район почти посередине) позволяют планировать маршруты с расчётом на заброску. Довольно большое количество троп позволяет быстро преодолевать трудности таёжной зоны для выхода в красивейшие места района. Здесь рядом располагаются и сравнительно доступные горные хребты (Ергаки, Кулумыс, Ойский, Метугул-Тайга), где в летнее время, в связи с близостью к шоссейной дороге, очень много туристов со всех уголков России, а так же дальнего и ближнего зарубежья. Не менее доступен Араданский хребет, но туристами он посещается значительно реже (кроме района озера Красное). Ранее по нему были проложены конные тропы, теперь они постепенно зарастают, что существенно ухудшает проходимость района, особенно в пределах таёжной зоны.
Всё выше сказанное позволяет планировать и совершать по району Западных Саян лыжные и пешеходные походы I-V категорий сложности.

Смысловая идея похода

Побывав однажды на Ергаках и Арадане я твердо решила, что обязательно вернусь. Приворожила природа, отличная от привычного Алтая. К тому же мне очень хотелось показать  эти районы людям, никогда не видевшим Саян.
Основной целью путешествия является реализация желания объединить в рамках одного спортивного похода прохождение двух горных хребтов в районе Западных Саян: хребет Ергаки и самый высокий хребет Западных Саян - Арадан.
Была идея посетить обязательно оба хребта, таких непохожих и по природе, и по  посещаемости. На Арадане за все путешествие можно не встретить ни одного человека, что очень ценно для меня, как для туриста, после проживания в многолюдном и шумном мегаполисе. Ергаки же привлекают своим причудливым рельефом, множеством красивейших озер, водопадов. Это настоящий отдых для глаз и для души. Привлекают, конечно, многих, что влечет за собой встречу с родом человеческим на каждом шагу, разбитые тропы и множество стоянок. Поэтому мы решили в одном путешествии соединить и отдых от людей на Арадане, и необычные красоты Ергак.
В основу планирования нитки маршрута легло желания посетить те места, которые не удалость по различным причинам посетить в прошлом походе (пер. Художников, оз. Художников, пер. Парабола, оз. Горных духов, пер. Гребневый и озера под ним и др.). Плюс пройти уже пройденное в другую сторону, чтобы и мне было интересно идти. Однако, как всегда, жизнь внесла свои коррективы в наши планы.
Мы также воспользовались возможностью оставить заброску на вторую половину маршрута. Автомобильная трасса, разделяющая хребты, даёт возможность разбить поход на 2-е части. Это несколько снижает автономность, но повышает безопасность. Сразу стоит отметить, что в ближайший год-два не стоит планировать старт маршрута с Тармазаковского моста и надеяться остановиться там на ночь. На поляне ведется строительство распределительной станции, кругом грязь, ямы, в «Буйбе» едят работяги, туристам там никто не рад.

Варианты подъезда и отъезда

Самый оптимальный вариант доставки до Абакана – на поезде Москва-Абакан. Билет в один конец от Новосибирска стоит порядка 1300 рублей (на 2010 год).
Далее от Абакана до Тармазаковского моста существует 2 варианта:
1. На автобусе Абакан - Кызыл. До Тармазаковского моста в 2008 году билет стоил 350 рублей, багаж 75 рублей. В 2010 году проверить не пришлось.
2. На частном такси. Стоит в среднем 6000 рублей за машину (газель на 13 мест) на 2010 год. Есть машины на 4 места, те просят 4000 за машину.

Мы договорились заранее с агентством ООО "Планета - Тур" по поводу доставки туда и обратно. ОБРАЩАТЬСЯ НЕ СОВЕТУЮ. И контактов не привожу. По факту оказалось, что они просто посредники и своего транспорта у них нет. Встречали нас все те же привокзальные водители. Плюс был единственный, с нас взяли 500 р. с человека, т.к. в агентстве нам сказали такую сумму. Остальные заплатили по 700 р. с человека.
Добраться до Тармазаковского моста и до ТБ «Тушканчик» таким образом можно легко и без проблем.
А вот дальше выяснилось, что доехать до Нистафоровки очень проблематично. Никто из водителей не желает ехать туда даже за дополнительную плату, так как уже собрались группы, желающие ехать в Абакан, с них можно получить больше денег. Наш водитель делает вид, что не понял, куда надо ехать. Чтобы мы заплатили и отстали, водитель соврал нам, что следом едет другая машина, и она нас доставит до Нистафоровки «раз уж так получилось». Но ни через час, ни через два, и даже ни через три никто не приехал. С обратной дорогой нас тоже подставили. Дозвонившись в агентство, я выяснила, что мы якобы отказались от обратной доставки. Водитель, который должен был нас везти, по телефону сознался, что он сегодня не работает, но отправил за нами другую машину, которая тоже не приехала. Выбирались автостопом.
Такие вот риски могут быть с заброской до Нистафоровки.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Хребты Западных Саян очень компактны и при необходимости можно выйти на автомагистраль Абакан - Кызыл (пересекает район посередине, постоянное движение автотранспорта) в обход категорийных перевалов.
С хребта Ергаки это долины рек Б. Тайгиш, Кебеж, В. Буйба, Тушканчик и их притоки.
С Араданского хребта по рекам правая и левая Араданки, Озёрная, Нистафоровка, Иосифовка.
По долинам многих рек идут хорошие тропы.
В устье речки Тушканчик имеется экологический пост ТКК "Ермак" (622 км трассы). В районе Тармазаковского моста (614 км трассы), расположены база-приют КТ "Ергаки", ТБ «Тушканчик», пост Минусинскоко ПСО, турбаза Центра путешественников, экологический пост. На речке Оленья (609 км трассы), находится база-приют "Оленья речка", Шушенского туркомплекса "Турист". На озере Ойское (между 605 и 606 км трассы) стоит база Танзыбейского ДРСУ. На всех перечисленных объектах постоянно находятся люди, к которым можно обратиться за помощью.
Изменения маршрута, их причины

Основное изменение маршрута было связано с плохими и очень плохими погодными условиями, а также с усталостью группы, преодолевающей вышеозначенные условия.
Изменения на Арадане:
·  с «р. М. Казыр-Суг – под п. Мартьянова (рад.) – Три безымянных оз. – пер. Гребневый 1 (1А - 1800) – оз. Зеркальное – р. Маралий – р. Малый Казыр-Суг – р. Нижний Малый Казыр-Суг – пер. Осыпной (1А - 1900) – оз. Араданское» на «р. М. Казыр-Суг – пер. Снежный (1А - 1900)– оз. Араданское»   было связано с очень плохими, заросшими тропами вдоль р. Ровный и очень плохими погодными условиями, которые застигли нас под пер. Проходной (Плиточный), где пришлось потерять 2 дня. Кроме того, группа была порядком вымотана, и морально и физически.
Изменение на Ергаках:
·  с «пер. Парабола (н/к - 1760) – оз Горных Духов – вдп. Горных духов – оз. Художников – оз. Малахитовая ванна – р. Левый Тайгиш – р. Ледяной (рад) – оз. Ледяное (рад.) – р. Тайгишонок – оз. Чёрное – пер. Норильского клуба туристов НКТ (1А - 1818) – оз. Сказка – пер. Сказка (1А - 1759) – оз. Лазурное – пер. Спящий Саян (1А - 1670) – оз. Малое Буйбинское (Радужное)»  на «оз. Художников – оз. Малахитовая ванна – оз. Художников – вдп. Горных духов – оз. Горных Духов – пер. Птица (1А – 2097) – оз. Большое (Светлое) – оз. Медвежье – пер. Тушканчик (н/к - 1700) – р. Малая Буйба» обуславливалось следующими причинами:
-  усталость группы, накопившаяся за первую половину похода;
-  постоянно меняющаяся погода, был риск не успеть выйти к назначенному сроку.