Планы были большими: за месяц объехать на велосипеде три страны – Эстонию, Литву и Латвию. Ближе к лету планы «съежились»: мы решили поехать по Эстонии. И вот что из этого вышло.
Нитка маршрута
Таллин – о.Хийумаа - о.Саарима - о.Муху - Пярну - Тарту – Нарва
 
Общие впечатления

Планы были большими: за месяц объехать на велосипеде три страны – Эстонию, Литву и Латвию. Ближе к лету планы «съежились». Три недели языковой школы, неделя конференции, три недели подготовки нового курса. В результате от двухмесячного преподавательского отпуска оставалась пара недель. За такое время можно проехать лишь по одной стране. Наш выбор пал на Эстонию. В результате прохладным июльским вечером мы вышли из самолета в Таллинском аэропорту.

Обычно я долго и нудно описываю подробности походного быта в стране, по которой мы ехали. В данном случае описывать почти нечего: поход по Эстонии мало чем отличается от похода по России.

- Большинство людей говорят по-русски (в некоторых городах по-английски);
- В продуктовых магазинах – привычный ассортимент, хотя продукты в основном европейские или местного производства;
- Кемпингов немного, и палатку можно поставить просто в лесу;
- Гостиниц много, и при необходимости место можно легко заказать на booking.com;
- Интернет и телефонная связь есть везде;
- Природа обычная для средней полосы – луга, поля, леса.

Тем не менее, ощущение другой жизни  появляется быстро и сохраняется на протяжении всего пути. Почему это происходит? Вот то, что нас удивило.

- В Эстонии хорошо относятся к велосипедистам. Через эту страну проходит один из европейских велосипедных маршрутов, поэтому в некоторых городах есть размеченные велосипедные дорожки. Дороги в Эстонии тихие, а автомобилисты осторожные. По крайней мере, нас ни разу не пытались сдвинуть на обочину и «обгудеть». С велосипедами без проблем пускают в междугородние автобусы и на паромы. И так далее, и тому подобное. Короче, ездить по Эстонии на велосипеде легко и приятно.
 
- По эстонским дорогам ездить очень интересно. То здесь, то там в самых неожиданных местах попадаются скульптуры, рисунки и оригинально сделанные автобусные остановки. Все работы «штучные» и сделаны с любовью.
 Дорога1Дорога11Дорога2
Дорога3Дорога10Дорога4
 
- На эстонских дорогах попадаются знаки, предназначенные специально для туристов. Большинство знаков- «разрешительные». Они рассказывают о том, что Вы можете сделать в том или ином месте. Эти знаки сильно контрастируют со знаками, которые встречаются на российской территории (об этом чуть позже). Кроме того, встречаются знаки в виде социальной рекламы, типа «уступайте место пожилым людям» (см. на фото).
Дорога17Дорога5Дорога12Дорога13
 
- В Эстонии очень чисто. Будь то столичный Таллин,маленький поселок в лесу или небольшой кемпинг, нигде не валяется мусора, и нет «диких» свалок. Иногда в самых неожиданных местах попадаются аккуратные мусорные контейнеры. Однако даже там, где их нет, все равно чисто. Для велосипедиста это важная особенность. Когда целый день едешь по чистым местам, настроение улучшается.
 
- В Эстонии мало жителей и много природы. Практически весь путь мы проехали вдоль ухоженных полей и густых лесов. Как следствие, чистый воздух. Единственная проблема: в лесу трудно поставить палатку. В Эстонии весь лес принадлежит кому-то. В некоторых случаях это государство, а в некоторых – частные лица. Однако лучшие участки вдоль моря принадлежат частным лицам. На въезде стоят таблички «частная территория», иногда вход огорожен забором. В результате первые дня четыре мы подолгу искали место для стоянки.
 
- В состав Эстонии входит несколько островов, между которыми ходят паромы. Я испытываю слабость к этому виду транспорта и пытаюсь покататься на нем при первой возможности. Возможностей хоть отбавляй. Мы ездили на паромах три раза: между материком и островом Хийумаа, между островами Хийумаа и Саарема, а также между островом Муху и материком. Острова Саарима и Муху соединены дамбой, по которой можно проехать на велосипеде. Расписание рейсов и размер паромов зависит от маршрута. Например, с материка на о. Хийумаа паромы ходят часто, а с этого острова на о.Саарима – всего несколько раз в день. При этом в первом случае паромы большие, а во втором – маленькие.
 
- Между большими городами ходят автобусы. На одном из них мы ехали от Тарту от Нарвы. Быстро, чисто, тихо. В то же время, между небольшими поселками автобусы либо не ходят, либо ходят очень редко. Об их существовании напоминают автобусные остановки, однако самих автобусов мы не видели. Могу лишь предположить, что местные жители ездят на машинах.
 
- В Эстонии много небольших гостиниц или апартаментов. Встречаются очень оригинальные. Нам особенно понравились апартаменты на о.Муху. Это частный дом, рядом с которым красиво декорированный погреб, двухкомнатный дом для туристов, баня и туалет. Яблоневый сад, огород, цветы – запах летних каникул у бабушки. На мокрой крыше- солнечные зайчики. Гостиницей владеет супружеская пара. Она – бывший юрист, он – бывший певец, симпатичные и улыбчивые люди. Любопытная и дружелюбная собака.
Город12Город13Город14
Город16Город17
Как мы ехали по Эстонии

г.Таллин – порт Рохукула (материковая часть). Наше путешествие началось в Таллине. Мы переночевали в местном лесу и отправились по запланированному маршруту. Город мы видели только мельком: надеялись вернуться сюда в конце похода. Не получилось.

Город произвел странное впечатление. Он как будто состоит из кусочков: тут крепость, там современное стеклянное здание, тут старинные дома, там ряды железных гаражей. Целой картинки как-то не складывается.

За городом начинаются поля, вдоль которых идет велосипедная дорожка. Ехать по ней приятно, хотя периодически попадаются «спортсмены», едущие с криком «с дороги!». Путь холмистый, но наборы высоты совсем небольшие.

Сережка4Поле1Сережка1
Там, где дорога выходит на берег моря, расположена смотровая площадка. Если спуститься по холму вниз, то попадешь на пляж. Это было наше первое море в Эстонии.
Море2Море1Сережка3

К вечеру мы доехали до кемпинга в лесу. Несколько деревянных домов и площадки для палаток. В «нагрузку» огромная дружелюбная собака, домашние птицы, козы и музей старой сельскохозяйственной техники. Говорят, что техника осталась от бывшего здесь колхоза. Выбрасывать ее было жалко. В результате ее почистили и оставили в качестве украшения.

Музей3Музей2Музей5
Поле2Музей6Поле4

На следующий день мы доехали до г.Хаапсула. Этот город был известным курортом еще в 19 веке. С тех времен осталась набережная и железнодорожная станция. Там мы остановились в апартаментах. Нашими соседями была семья финнов, которые, кроме финского говорили на английском (муж), немецком (жена) и испанском (дочь).

После этого мы двинулись в Рохукулу – порт, откуда уходят паромы на острова. Порт большой, паромы ходят часто. Билеты можно купить в автоматах. На паромах много финнов и немцев. Мы ехали на остров Хийумаа.
 Порт1Порт4Порт3

пос. Хелтермаа - пос. Сору (о.Хийумаа). Остров Хийумаа относительно небольшой. На нем много интересных мест. Однако мы поехали туда, куда туристы обычно не ездят, но где много леса и мало людей.

По дороге мы встретили несколько поселков с музеями и фабрику, где делают вещи из овечьей шерсти. Если Вы хотите увидеть большие музеи или фабрики, то Вам в другое место. Здесь все небольшое и старое, но содержится в порядке.

Город3
Город6Город7Город8
 
На фабрике стоит огромный старинный ткацкий агрегат. На нем до сих пор работают и заодно дают желающим посмотреть, как это происходит. Теперь у нас на полке стоит белая шерстяная овца – наш эстонский талисман.
Сережка5

В конце концов мы прибыли пос.Сору, откуда уходят паромы на остров Саарима. Было часов семь вечера, и последний паром уже ушел. Мы долго искали место для ночлега и в результате встали на пустой поляне рядом с пристанью. С этой поляны мы смотрели на окрашенный закатным солнцем берег моря, небольшие яхты и стоящие на берегу старые корабли.

Порт7Порт5Порт8

пос. Трийги (о.Саарима)- пос.Лати (о.Муху). На Саариму мы попали следующим утром. Саарима – самый большой остров архипелага. Нас он привлек обилием полей и лесов. Дорога шла то вдоль берега моря, то сквозь поля. Нельзя сказать, что нам повезло с погодой, но краешек солнца мы все-таки увидели.

Море6Дорога6Море7
Город10Дорога7Поле8
Поле6

Саарима соединяется дамбой с островом Муху. По дамбе идет автомобильная дорога, которой мы воспользовались.

Море9Дорога8Море8

Остров небольшой, но красивый. До нитки промокнув под проливным дождем, мы прибыли в гостиницу, которую я описывала раньше. Я до сих пор помню тот запах цветов и мокрого леса, который стоял в саду.

На следующее утро мы доехали до поселка Лати, откуда уходят паромы на материк. Паромы большие и ходят достаточно часто, так что до материка мы добрались к обеду.
Порт12Порт10
Порт13Порт9

пос.Виртсу - г.Пярну (материковая часть). От берега мы поехали к г.Пярну.  Поля, тихие дороги, кемпинг на берегу моря (единственное встреченное нами грязное место) и вот наконец-то город. 

Поле9Дорога9Поле10

В Пярну есть на что посмотреть, но самое сильное впечатление на меня произвели граффити. Не «Я – глупый Вася - испачкал стену», а самые настоящие рисунки, украшающие стены завода и небольших кирпичных зданий. Судя по тому, насколько хорошо они сохранились, хозяева помещений были не против.

Город18Город19Город20
Город22 Город23Город21

г.Пярну – г.Тарту. Этот путь занял у нас два дня. Из ярких воспоминаний…

… пустынная дорога через болота: прекрасная и абсолютно пустая грунтовка
Дорога16Поле11Поле12
Поле13Сережка6Сережка7

… небольшая католическая церковь с органом посреди старого парка.

Город24Город25

… и, конечно, Тарту. Я много раз слышала это название, но никогда не думала, что мне так понравится этот город. Если его можно описать одним словом, то это будет слово «интеллигентный». Это город, в котором расположен Университет. Университет, в котором учились многие жители Эстонии. Университет, окна которого украшают фотографии людей. Университет, в котором есть свой маленький музей.

ГородТарту36ГородТарту40
ГородТарту39ГородТарту38ГородТарту37

Вероятно, поэтому на улицах расположены книжные полки, куда можно поставить ненужные книги, висят плакаты против курения и стоит скульптура, показывающая, как изменяется тело человека с возрастом.

ГородТарту28ГородТарту26ГородТарту27

Еще в Тарту есть старый разрушенный бомбардировками собор, на который можно забраться по лестнице…

ГородТарту35ГородТарту33ГородТарту32ГородТарту34
 
… центральная площадь со скульптурой влюбленных людей - символом города
ГородТарту41ГородТарту42ГородТарту43

… и музей игрушек. Там очень здорово. Правда. 

Из Тарту мы должны были вернуться в Таллин. К несчастью, на дороге я увидела указатель до Нарвы и подумала, что никогда не видела эту крепость. Поэтому вместо продолжения поездки по Эстонии мы доехали на автобусе до Нарвы, чтобы перейти через границу и двинуться в Питер.

г.Нарва. Крепость Нарвы стала последним местом, которое мы посетили в Эстонии. Снаружи она производит солидное впечатление: мощные стены и башни. Во внутреннем дворе расположены лавки с местными сувенирами: от браслетов – до приправ. В самом здании сделан музей. Там есть залы, посвященные истории, железной дороге, образованию, природе, морю и даже известным шахматистам. Один зал оборудован компьюторами. Экспозиция не очень большая, но сделана красиво. Мы «зависли» там на несколько часов, гораздо дольше, чем планировали. В результате российскую часть маршрута мы начали, когда день подходил к концу.
ГородНарва44ГородНарва45ГородНарва48
ГородНарва46ГородНарва50ГородНарва47
ГородНарва51ГородНарва53ГородНарва52
Из Эстонии в Россию

Обычно люди испытывают культурный шок, когда приезжают в чужую страну. Как ни грустно, мы испытали его по возвращению в Россию.

Переехать границу на велосипеде – это совсем другое, чем пролететь ее на самолете. На самолете ты перемещаешься из одного большого города в другой большой город, поэтому различия «смазываются». На велосипеде ты переезжаешь из одного приграничного городка в другой, поэтому различия хорошо заметны. Мы ощутили это при переходе из Нарвы (Эстония) в Ивангород (Россия).

Зрелище любопытное. Через реку друг напротив друга стоят две крепости. Обе выглядят солидно, но «внутренности» сильно отличаются. Крепость Нарвы ухожена, в ней сделан музей, гуляют люди. Крепость Ивангорода заброшена, в нее заходят отдельные праздношатающиеся туристы (на фотографии вид на крепость Ивангорода из крепости Нарвы).

ГородИвангород54

Состояние крепостей отражается состояние городов. В Нарве много старых домов, но все они выглядят аккуратно. Дороги относительно гладкие. На границе фонари, светофоры для машин и пешеходов, аккуратный вход и выход на мост. В Ивангороде дороги разбиты. Чтобы выйти с пограничного пункта, надо пройти по грязной тропинке вдоль строительного забора. Фонарей нет. Сразу после выхода с таможни я провалилась в глубокую лужу. Долгие поиски хлеба, мрачная продавщица в единственном работающем магазине, запах табака. Единственная радость – приветливая работница гостиницы.

Поездка по Ленинградской области произвела странное впечатление. В ней параллельно существовали два мира. Один мир – это мир недешевых гостиниц и ресторанов. В этом мире были улыбающиеся сотрудники, уютная атмосфера и вкусная еда.  Другой мир – это мир повседневной жизни. Второстепенные дороги с выбоинами и лесные свалки. В нем попадались грубые водители и хамоватые кассиры. Второй мир мне совсем не понравился.

Отдельная история – это запретительные знаки. Мне всегда казалось, что посетителю стоит рассказать о том, что он может получить в гостинице, парке или музее. Тут было все наоборот. В комнатах некоторых гостиниц лежали объемные описания запретных действий (от «не курить» до «не ломать мебель») и возможных санкций за их совершение. Кованые ограды парков и дворцовых комплексов «украшали» наборы запретительных табличек: от «не сорить» до «не рубить деревья» (неужели кто-то действительно запасается здесь дровами?) Жалко, что это есть. Жалко, что мы к этому привыкли.

Правила1Правила2Правила3

Однако, если оставить «другой мир» в стороне, то можно получить удовольствие, бродя по пригородам Питера. Ну и что, что в кассы вечные очереди. Ну и что, что во дворцах тебе не рады. Ну и что, что служители ходят за тобой, как будто ты собираешься украсть любимую тарелку Николая II. Дворцы по-прежнему прекрасны, а парки ухожены.

В Гатчине мы попали на музыкальный фестиваль под открытым небом. Послушали джаз.

Гатчина1Гатчина2

В Екатерининском парке мы понаблюдали за китайцами, которые, несмотря на запретительные таблички, ходили по газонам и обнимались со скульптурами. Один раз к нам на скамейку, на которой мы кормили местную кошку, подсел мяукающий китаец. Вероятно, этими душераздирающими звуками он пытался привлечь животное. Однако эффект был обратным: кошка забилась в кусты и терпеливо ждала, когда он уйдет, чтобы продолжить трапезу.  

ЦарСело1ЦарСело3ЦарСело2
ЦарСело4ЦарСело6ЦарСело5
ЦарСело11ЦарСело7ЦарСело10
ЦарСело12ЦарСело13ЦарСело14
ЦарСело15ЦарСело16ЦарСело8

В Петергофе мы ловили в фонтанах радугу. Радуга была не против.

Петергоф1Петергоф5Петергоф2
Петергоф4Петергоф3
Петергоф6Петергоф11Петергоф7
Петергоф8Петергоф9Петергоф10
Правда каждый раз наши прогулки оканчивались проливным дождем. Что поделаешь, приближалась осень.
 
В промежутке мы съездили в Сосновый бор, известный атомной электростанцией. На станцию мы не сходили, зато посмотрели на тренировки виндсерферов.
Море11Море13Море12
А потом мы приехали в Питер. Мой любимый Питер. Город «трех революций», кофеен и книжных магазинов. Но это совсем другая история.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовала Олеся Гулевич