Скельская пещера у села Скели – современное название с. Родниковое, расположенное в живописной Байдарской долине юго-востока Севастопольской зоны. Пещера была открыта в начале прошлого века школьным учителем Кирилловым. Он же стал и первым организатором экскурсий как в саму пещеру, так и по ее окрестностям. Это собственно урочище Скели по краю которого вверх и на восток над пещерой Скельская, через реликтовую можевеловую рощу проходит знаменитая Трасс Милитерес - тропа войны (в переводе с античной латыни).

По ней римляне по договору с греками ходили усмирять тавров - горцев (в переводе с античной латыни). Предположительно сильно ассимилировавших киммерийцев и вайнахов - кавказские дольмены в районе поля Бештекне ("5корыт", тюрское наречие) на Ай-Петринском массиве. Над пещерой в реликтовой можжевеловой роще на краю древней дороги стоят развалины римского сторожевого поста.

Южнее урочища Скели прямо за селом вверх и на восток от знаменитых Родниковских менгиров расположенных за остановкой автобуса возле здания бывшей школы начинается балка Боса и одноименная речка впадающая современное Байдарское водохранилище. По северному склону балки проходила на Южный берег по Шайтан–Мердвень ("Чертова лестница", тюрское наречие) чайная дорога , проложенная по древней кимерийской тропе.

По речке Боса жило племя Ос потомки которых проживают в настоящее время на Кавказе в Северной и Южной Осетии. Северо-западнее менгиров на юго-восточном крыле отрога горы Курт-Кая ("Вдовья Скала", тюрское наречие) находится источник Узень-Баш (Главный ручей) который теперь считается истоком реки Черная.

В свое время ручей вытекал из пещеры в котором было святилище. Современные профессиональные любители спелеологии раскопали лабиринт обводненных разломов но святилище так и осталось под завалом. В источник с севера впадает река Узунджа---Длинная исчезающая(тюрское наречие). Севернее и выше по склону находится достаточно известный Узеньбашский могильник---катакомбная культура. Напротив могильника на восточном склоне горы Кора Кая---Черная скала (тюрское наречие) находится знаменитый Скельский воклюз---мощный сезонный восходящий источник.

Далее к западу по контуру Байдарской долины мимо бывшей дачи писателя Скитальца и села Росошанка у села Новобобровка в Байдарское водохранилище впадает река Бага на которой жили Балкарцы, кстати Бельбек раньше называлась Кабарда. Их потомки теперь сохранились на Северном Кавказе в Кабардино- Балкарии. Современное название происхдит от Северо-Уральского села Бобровка часть жителей которого при Сталине переселили в Крым в замен выселенных татар. Выше по течению реки Бага перед водопадом находится два больших грота в которых располагалась неолитическая стоянка.

Не доходя гротов вверх по восточному склону уходит тропа по которой вернуться в русло реки, уже над водопадом и увидеть древний римский водопровод. Западнее реки Бага за селом Передовое (Название времен Великой отечественной войны) впадает в озеро Нижнее река Уркуста, образующая каскад из четырех водопадов. В переводе с таврского Уркуста ("Медвежья река").

Далее вверх на запад дойдя до хребта и повернув на север практически до Кабаньего перевала тянется «взлетная полоса» давно разграбленных Таврских могильников ---Каменных ящиков. С Кабаньего (он же перевал Бечку) по Тавро-Скифской тропе, расширенной сначала Римлянами затем Французами в Крымскую войну, спускаемся на юг , опять в село Передовое. А дальше на юг по кольцевой автотрассе не доезжая села Широкое остановимся у моста через реку Черная. В настоящее время река вытекает из современного Байдарского водохранилища, которое сейчас является собирателем практически всех речек Байдарской долины.

Река Черная пройдя через Кизил Каинские ворота далее течет по Чернореченскому каньену. Кизил кая --- Красная скала(Тюрское наречие). В каньен впадает три притока реки Черная, первый вытекает из пещеры Кара Мурза---Пещера Черного Мурзы --- (Тюрское наречие). Ниже по северному борту каньена видны в развалах камней остатки благоустроенных Римлянами Киммерийских дорог. На отвесных скалах видны гроты---вскрытые фрагменты рухнувших вместе с частями скал пещер. В раннем средневековье часть из них была оборудована под монашеские кельи. Если идти дальше, вниз по течению реки, то пройдя Немецкий мост , полностью вывезенный на металл в эпоху «Романтического бандитизма», обходим санитарную зону Чернореченского водозабора и попадаем в село Черноречье.

Сразу у автобусной остановки хорошо оборудованный колодец , но воду я бы из него пить не стал, слишком много в свое время из него вытащили человеческих костей. Справа по ходу (слева у дороги)---средневековая башня со своей историей . Сейчас в ней загон для баранов. Слева по ходу в реку Черная впадает река Сухая , берущая начало в той же Байдарской долине. Ниже по течению реки на северном склоне горы расположена поляна Кактусов. Кактусы посадили итальянцы на своем кладбище времен Крымской войны. Далее , справа ходу на южном склоне долины расположен знаменитый Чернореченский могильник (катакомбная культура захоронения). Проходим село Штурмовое , наблюдаем ночью свечение древнего могильника на вершине Сахарной головки и к Загайтанской скале с ее древним поселением и камерными могильниками.

Затем следует карьер по разработке мшанковых известняков с прекрасным рукотворным озером внутри отработанной его части , подземным винзаводом и шампинарием. Там же расположена крепость Каламита и Инкерманский скит---два монастыря по обоим сторонам реки. На левом берегу реки оставляет неизгладимое впечатление огромный каменный хаос взорванного в годы Второй мировой войны советского госпиталя, располагавшегося в минно—торпедном складе. И вот река впадает в Ахтиарскую бухту, а мы возвращаемся в Байдарскую долину. Идем дальше по трассе на юг. За селом Широкое проходим еще одно озеро и оказываемся на старой Ялтинской трассе . Идем на восток, проходим речку Байдарка , слева по ходу два оборудованных , еще при строительстве дороги источника, и вот мы на смотровой площадке знаменитых Байдарских Ворот.

Слева возвышается гора Орлиный Взлет, восточнее которой вверх по распадку уходит Иудейская тропа---(тропа горских евреев). Там же рядом находится и Храм солнца. Внизу справа сияют купола Форосской церкви. А дальше на фоне моря видим мы уходящий в синеющую даль Южный берег Крыма. Слева на юго – запад и вверх от Байдарских ворот , наклонной ломаной плитой простирается широко известный, в узких геологических кругах под названием «Затерянный мир» (верхний---есть еще нижний)---древний коралловый риф. На юго-востоке обрывистыми скалами нависает вершина мыса Сарыч.

На запад простираются Ласпинские скалы, с гидротермальными кальцитовыми поясами в которых прячутся уникальные пещеры с красивейшими кристаллами, сравнимыми, а то и превосходящими по своей красоте, кристаллы нижних галерей пещеры Имэнэ Баир Хасар на Чатырдаге. Возвращаемся по диковатой красоты плато Затерянного мира, проходим Скифскую долину с давно разграбленными могильниками и так и не найденной Золотой колыбелью или давным давно найденной, но утраченной для науки.

По другой древне Римской версии она находится на реке Альма у села Партизанское или выше по течению у подножья Чатырдага. А может их было несколько? Спускаемся к селу Кизиловое и идем в северо-западном направлении на Байдарскую кольцевую дорогу. Проходим мимо села Павловка , мимо брошенной птицефабрики и идем в село Подгорное---бывшая Горохова дача. Заходим на лесное озеро от которого справа на юг и вверх начинается Календа---Баирская тропа (баир---лесистый увал---тюрское наречие). Спускаемся на юго-восток к реке Арманка с ее славянскими языческими святилищами и знаменитыми Календа---Баирскими ванночками.

Возвращаемся к селу Павловка и идем на север по западному склону Ай---Петринского
рифового массива вдоль цепочки Тавро---Скифских могильников (каменный ящик закрыт курганом ).Проходя мимо села Родниковое бросаем взгляд на «взлетную полосу» древних могильников уходящих вверх по хребту Курт ---Кая, и на чернеющий на фоне неба вход в пещеру Сюндюрлю ---Коба-Сы----сгоревшая пещера (тюрское наречие).

Пещера находится почти у самой вершины одноименной горы, возвышающейся над хребтом. Северный склон горы переходит в межгорную котловину---урочище Ай---Димитрий с одноименным средневековым монастырем (в переводе с средневекового греческого --- Святого Дмитрия ). Там же расположен лесной кордон с турбазой, гидрометеостанция, три озера и заброшенный одичавший татарский сад---чаир. Недобрую славу снискала себе пещера Сюндюрлю---Коба---Сы---пещера ловушка , пещера убийца и не случайно.

Теснимые готами тавроскифы укрылись в пещере вместе со скотом и были задушены дымом от кострв, которые разожгли у входа завоеватели. Потом, через века потомки готов феодориты теснимые генуэзцами были загнаны в эту же пещеру и были заживо погребены под рухнувшим от грохота боя сводом. В начале Крымской войны турки загнали в пещеру русских солдат, разожгли у входа костры и задушили их дымом. В конце Крымской войны русские солдаты загнали в пещеру турок и закололи штыками. Во вторую Мировую войну татары загнали в пещеру русских партизан и сожгли их пламенем из немецких огнеметов. В конце войны русские партизаны загнали в пещеру татар и забросали гранатами.

Спускаемся в урочище Ай-Димитрий и по козьей тропе уходим в палеокарстовую долину малого каньена Крыма . Проходим по натечному дну его, осматриваем по бортам гроты с выветрелыми натеками древней большой пещеры с рухнувшим сводом. Когда-то в мезолите и неолите в гротах жили люди. Впечатляют огромные кострища, тех времен когда человек еще не умел добывать огонь, но уже умел его хранить. Костры горели по 10---20 тысяч лет не погасая.

Изначальные названия гротов можно отыскать в трудах Плиния Старшего «Похождения Римлян по Крыму». Спускаемся по долине в ущелье реки Узунджа с одноименным источником, озером и пещерой из которой эта река вытекает. Посещаем ее входной грот, а дальше тоже можно пройти имея специальные навыки и опытного инструктора многократно проходившего эту пещеру. Идем вниз по цепочке красивейших туфовых ванночек. Проходим палео-карстовый грот ---вскрытая рекой древняя пещера заполненная кальцитовыми натеками,
глубокую ванночку и «Плачущую» вечной капелью скалу.

По ходу слева наблюдаем боковое русло, в Буковое ущелье которое во времена Римской империи называлось Ущельем шаманов, в котором находится знаменитая Щель Пестовского которая открывается в карстовый колодец 30-метровой глубины с озером на дне. В мае при определенных гидрометеорологических условиях ночью в полнолуние Щель Пестовского несколько минут выбрасывает столб воды метров на 10 вверх. В отдельные годы, это связано с 11-ти и 32-х , а так же 100 – летними и 3-тысячетними ритмами солнечной активности, не только в мае но и в другие месяцы года. Следы этих явлений хорошо прослеживаются в годичных кольцах сталактитов, мраморных ониксов, пней деревьев, в том числе и ископаемых. Щель Пестовского , это своеобразная природная водомерная трубка, чутко реагирующая в том числе и на лунные приливы.

От Щели Пестовского до самого русла реки Узунджа все дно ущелья покрыто ярким зеленым мхом. Заканчивается ущелье пещерой с древним святилищем. В скальных нишах живут реликтовые виды летучих мышей и ночных птиц -сов, сычей и филинов, создающих по ночам незабываемые звуковые и световые эффекты---огромные тени от крыльев мечутся в разные стороны в серебристом лунном свете. Дальше после прижимов река выходит из ущелья в долину к бывшему селу Узунджа . При советской власти село называлось Колхозное.

После депортации татар село заселили белорусами. В настоящее время на месте села находится детский летний лагерь Горный, работающий в с сентября по май в режиме турбазы, элитный дачный поселок, лесной кодон со своей турбазой конными прогулками. Идем дальше вниз по ущелью, проходим мимо пещеры Энтузиастов и Мал-Кобы, опять попадаем в урочище Сскели где на Большой Скельской поляне до так называемой перестройки располагалась база отдыха Севастопольского Морского завода и Скельская пещера была и Скельская пещера была пещера была спортивно-туристическим объектом при ней.

Пройдемся вдоль цепочки могильников в сторону Таз Кая ( Лысая скала---тюрское наречие). Пройдем вдоль развала стены с античной черепицей. Могильники курганно-ящичного типа со скандинавским типом захоронения - в каменных ящиках только пепел. Трупы сжигали. Кириллов не случайно выбрал для оборудования и проведения платных развевающих экскурсий под эгидой Ялтинского Горного клуба именно пещеру Скельскую из сотен известных на то время достаточно красивых пещер Ай-Петринского массива.

Она находилась вблизи населенных пунктов до которых можно было доехатьна конной «линейке» . При этом, говоря современным языком, сделать ее центральной изюминкой раскрутки туристического бренда Байдарской долины. Построив возле нее мини – гостиницу можно было бы водить радиально-петлевые тематические экскурсии. И темы были уже разработаны: Крымский Кавказ, Крымская Болгария. Балкарцы это болгары , проходившие на Кавказ и частично осевшие в Крыму. Крымская Скифия, Готия, Амазония. Амазонки-племя Сарматов-Савроматов- женоуправляемых (в переводе с античного греческого). Геологические и палеонтологические экскскурсии. Экскурсии по древним обсерваториям и так далее.
Долгое время народы Байдарской долины, ассимилируя между собой находясь в
относительно замкнутом пространстве рельефа местности образовали свое квази-
государство.

Горная долина , окруженная скалистыми хребтами , представляла собой достаточно надежную естественную крепость благодаря чему они долго ни кому не платили дани. И в то же время благодаря сравнительно доступной , по тому времени, по проходимости местности, жители могли свободно общаться и с остальными регионами Крыма. Именно по этому грани между этносами стерлись практически полностью, в отличие от Кавказа, где мы их наблюдаем в первозданном виде благодаря реально трудно проходимому рельефу местности.

Язык племени живущем в одном ущелье настолько отличается от языка племени соседнего ущелья , что они просто не понимают друга. Поэтому Кавказские племена долгое время находились в первобытном состоянии войны, где ассимиляция происходила за счет захвата и воровства женщин из соседнего племени.

Ведь любой биологический моно этнос обречен на вымирание. Например, малочисленные народы севера и в наше время сознательно ассимилируют мирным путем с пришельцами из далека, правда иногда под угрозой оружия .
 « Геолога говориш ,насиловать будеш».
 « Нет, что вы».
 « Будеш, будеш».

И северная женщина передергивает затвор охотничьего карабина . А стреляют они хорошо. В последние столетия языком межнационального общения Кавказских малых народов является Русский язык, объединяющий эти народы в мирное сообщество. Но планам Ялтинского Горного клуба так и не суждено было сбыться. Сначала Первая Мировая война, потом две революции, потом Гражданская война, изменившая интиллектуальный потенциал Страны в принципе. И далеко не в лучшую сторону. Потом в 30-х годах была уже пародия на возрождение развивающей туристическо-экскурсионной деятельности.

Кто же из действительно дееспособных людей бесплатно будет работать. Оболванивающими лозунгами сыт не будеш. Затем Вторая Мировая война---опять не до туризма. Вначале 60-х опять началась пародия на возрождение---в образе Планового туризма под эгидой ВЦСПС---Всесоюзныго совета профессиональных союзов. Система состояла из стационарных турбаз и сезонных тур-приютов. Время пребывания на турбазе и в походе собственно и было расщитано под месячный отпуск среднего советского трудящегося. 4дня адаптации на турбазе , затем 10
дней похода и 10 дней отдыха у моря.

Это были походы «Через горы к морю». Тематика их была достаточно условна. Но в чем-то всетаки выдерживалась. По своей тематике это были маршруты , в основном трех направлений. «По горному Крыму», «По партизанским тропам Крыма», и «По пещерным городам Крыма». При этом были летние пешеходные маршруты и условно круглогодичные автобусно-экскурсионные маршруты. Летние пешеходные маршруты «Де факто» превращались в «условно пешеходные».

За исключением отдельных групп туристов которые хотели идти только пешком из
спортивных соображений. Естественно инструктор изображал случайность встречи с
машиной повышенной проходимости, имея тайный финансовый сговор с ее шофером. В те времена в Крыму оборудованных пещер не было, за исключением железной вертикальной сварной лестницы в подземный ледник Трехглазка на Ай-Петри.

Посещали легко доступные гроты типа пещер Харанлых коба ( холодная яма ) и Бинь-Башаш коба (Тысяче головая пещера ) на Чатырдаге, древнее святилище Данильча коба в районе Большого каньена , Сюньдюрлю-Коба-Сы на Ай-Димитрии. Иногда посещали подземный ледник Татьянин Грот на Ай-Петринском массиве и подземный ледник Бошой Бузулук на Караби яйле, пещеру МАН( имени малой академии наук) в районе Демерджи (западный склон Долгоруковской яйлы) и досифонную часть Кизил Кобы (Красной пещеры).

В отдельную тему можно выделить посещенние полу-искуственных пещер в неогеновых и меловых известняках внутренней и внешней гряд Крыма. Это средневековые города - государства и монастыри возникшие как правило на месте более древних поселений или рядом с ними. При этом люди жили в основном в наземных постройках, а пещеры использовались для культовых , военных и хозяйственных нужд.

В дальнейшем, в последние века , местное население частично разобрало камень наземных построек для своих нужд. Вставка. Интересные сведения дошли до нас в отчетах Плиния Старшего и Лукреция Кара. Недалеко от современного лагеря Горный на входе в каньен реки Узунджа и внизу, у самой реки и вверху у Кабаньего озера стояли Римские сторожевые посты, охранявшие аграриев от варваров. Описывается, что некоторые несознательные воины в нарушение служебных инструкций выходили за каре защитных стен сторожевого поста в туалет в лес, игнорируя оборудованный туалет внутри каре. В результате иногда
попадали в плен к таврам Попавших в плен подранивали, ( в те времена мобильных
холодильников не было ). И уносили еще живого в ущелье Шаманов, где по особому
ритуалу делили его амуницию. После чего уже голого бросали в Жертвенный колодец над пещерой Людоедов. И уже в самой пещере, тоже по особому ритуалу, воина разделывали, делили --- кому ножку, кому ручку, кому фалос. И торжественно у костра поедали.

Считалось и сейчас считается у людоедов Африки и Южной Америки, что если съесть
сильного человека, то его сила перейдет в того, кто его съел. Кстати, с точки зрения
современной молекулярной биологии они были правы. Ведь переливание крови спасает жизни. Однако, существует и обратный эффект. Например заболеть СПИДОМ можно только через кровь, и шизофрения тоже болезнь крови, а заболеть знамеитой болезнью Куру можно только съев мозг больного этой болезнью. В те времена не было ни спутниковой разведки и самолетов разведчиков, ни координатной геодезии ЖПС, ни мобильных телефонов. И если попал в плен, то точно съедят. Это уже потом, через века Скифы, уводя пленнх в степи превращая их в рабов.

Кстати тоже попробуй найди в бескрайней, потем временам, степи человека без авиации, ведь небыло даже простейших родио- пеленгаторов. Интересная структура власти была на Эки---Кермене. Сколько крылатых выражений в переносном смысле мы сейчас употребляем, не задумываясь о том, откуда они пришлии, и что изначально они употреблялись в прямом своем значении.

Сразу у входа в главные ворота акрополя ( города живых) мы ходу направо попадем в храм Донаторов. Практически в правительство, городскую администрацию, горсовет, и штаб верховного главнокомандующего одновременно. Ведь тогда это были города государства. Не был исключением и Эски---Кермен--- ( старая крепость ).

Название это конечно никакого отношения к реалному городу 4-7 в н э не имеет. Это название тюрское, и дали его татары уже не городу, а его развалинам 400лет назад. Изначальное название практически утрачено. В углу храма Донаторов мы наблюдаем синтрон. На котором восседал духовный правитель города, он же его администратор и он же его главнокомандкющий. А по комнате сидели чиновники рангами пониже, в строго установленном «табелем о рангах « порядке, соответствующей иерархической лестници.

Каждый из них так – же был буквально един в трех лицах т е имеет духовный сан
светскую и воинскую должности. Под креслом каждого чиновника находилась костница -- - плоский ящик закрытый каменной плитой. В ящике находились кости его предшественника. И сидел чиновник в прямом смысле на костях своего бывшего начальника . А напротив сидел его заместитель тоже на костях своего предшественника. И ждал; ---годами ждал; когда помрет его начальник и уже он сам сядет за его стол на его кости. Ротация кадров происходила по реальному возрастному старшинству. Вот и пошло выражение --- « Ты меня подсиживаеш; ты сидиш на моих костях; ты поднимаешся на моих костях « . Там же стоял купель с водой; где крестили младенцев.

Все чиновники в круговую были крестными отцами и кумовьями друг друга. Смысл идеи был прост --- они копили силу в веках; поколениями. Это был единый клан власти. Слева от входа в главные ворота в акрополь --- город живых; шла лестница вниз --- в город мертвых -- некрополь т е кладбище. По краю Дороги мертвых в вырубленных скалах кельях жили монахи костомои. Когда умирал чиновник; его сначала уносили на кладбище; где ему в первую очередь разбивали голову; что бы чиновник ночью не вернулся в свое кресло. А ведь такие случаи были; кода чиновник выходил из состояния литаргического сна во время его похорон. Отсюда пошло выражение --- « Не поднимай голову».

После того как тело чиновника сгнивало; его кости выкапывали из могилы и клали в муравейник, где муравьи выедали из остеонов остатки коллагена. Затем кости клали в известковый раствор; где они искуственно старились. Ведь кости живого это фосфорнокислый кальций; а старые кости пролежавшие много лет в щелочных грунтах; это уже; благодаря химической реакции замещения --- карбонат кальция.

Это исключало заражение чумой и холерой которые веками сохраняются в необработанных костях. Ведь не случайно празднуют 9 и 40 день. На 9-й день коллаген теряет фосфор --- магила светится. На 40-й день остеоны теряют фосфор--- магила светится. И только после «полной санитарной обработки» костей их клали в костницу и зам; усевшись в долгожданное кресло над ними становился начальником. А кости которые лежали в костнице уносили в некрополь; в специальные склепы --- костотеку где в особых нишах лежали кости бывших чиновников и прямо на каменных ячейках были выбиты имена; даты рождения и смерти. В позапрошлом веке еще сохранялись целыми пустые ниши с выбитыми в камне «бланками» --- заполняй анкету и укладывайся. Естественно; пока монахи мыли кости; они обсуждали их «владельцев» до «10-го колена».

Обсуждались все их грехи и дела праведные. Т е выражение «мыть кости» имело прямой буквальный смысл. В последние годы на городище Эски – Кермен проводятся крупномасштабные, международные археологические раскопки. Археология в отличие от истории стоит ближе к естественным наукам, чем к гуманитарным. Это скорее стыковая наука, находящаяся между антропологией, палеонтологией и историей технологий. Ведь не случайно она градирует эволюцию развития человечества на каменный век, точнее около 2-х миллионов лет, эпоху ранней бронзы, раннего железа и т д. Ведь духовность это не значит только религиозность или патриотичность. Существует еще и духовность ученого естествоиспытателя --- материалиста, или духовность изобретателя --- создателя новой техники, работающих на благо всего человечества. Научный мир стремительно к синтезу
биологических объектов, в том числе и человека. Нужно ли бессмертие тела, если память скоро можно будет перебросить в свежее синтезированное тело, а старое просто выбросить, даже не разбирая на запчасти, ведь они тоже старые. Ведь в природе переброска памяти от внезапно умершего человека в живого не такая уж редкость.

Описывались случаи когда например, взрослого мужчину сбивает насмерть автомобиль и его память тут же перебросилась в идущую по тратуарчику , с мамой за ручку, трехлетнюю девочку. Или другой случай--- в Средней азии умирает девочка 12-ти лет от внезапной остановки сердца и ее память перебрасывается в девочку 4-х лет в Центральной россии. Кстати именно это и происходит с любыми саморегулирующимися системами, в том числе и живыми организмами. Каждое новое поколение совершеннее и умнее предыдущего. Именно такой---научно познавательный подход к экскурсиям и дает максимальный поток туристов, как ближнего, так и дальнего, цивилизованного зарубежья.

И это, в свою очередь дает максимальный коммерческий эффект, так как это и есть
ориентация на нормального, современного, массового клиента. Конечно нельзя сбрасывать со щитов такие уже раскрученные бренды, как «Паломничество по святым местам» всех концессий---но мы живем не в средневековье, по той же «археологической градации» век атомный сменился веком информационным, который уже сейчас сменяется веком активных биотехнологий. Паломники в наше время, это весьма ограниченный круг людей. Возможно даже в чем то с надломленной психикой. Ведь церковь помогает тем, кому уже никто ничем помочь не может. Это как умело сложенный костер, в дождь под открытым небом, работает сам на себя. Необходимо развитие естественно – научного, развивающего туризма ---спорт---отдых познание.

Например, недавно на базе лагеря Горный были проведены сначала на местном уровне, а затем и на международном---соревнования по спортивному ориентированию с применением элементами спортивной радио пеленгации «охота на лис», спутникового позиционирования и дешифрирования космических снимков на «полигоне Сусанинский район».

«Сусанинский район» находится в северо-западной части Ай-Петринского массива примыкая к северо-восточной части Байдарской долины. Этот район для соревнований такого класса тем и хорош, что местность глубоко закрытая. Огромные карстовые воронки, в которых, в свою очередь еще по десятку карстовых воронок в каждой. Все это образует кольцевые горные цепи. И все это заросло вековым дубово-буковым лесом с низовым ежевичником и по гребням шиповником можжевельником и держи-деревом. Человеку передвигаться можно только вприпыжку по скальным гребням---каррам и каменным развалам, а какой там бурелом из буков в три обхвата, прелесть.

Компас толком не работает. В кольцевом рельефе образуется магнитный экран и надо уметь пользоваться современным миниатюрным маркшейдерским гирокомпасом. Радиоволны многократно отражаются от стен и поглощаются ими. Система спутникового позиционирования GPS работает прерывисто. Вместо 7-10 спутников “ловится» только 2-3, и то на 1-2 минуты. Успей поймать свои координаты. С космическими снимками высокого разрешения тоже проблемы---мешает листва и надо прямо на месте уметь работать в спектрозональной системе---выделять нужные элементы рельефа в различных лучах.

И кто об этих соревнованиях знает. А ведь это было настоящее, развивающее интеллект шоу, которое необходимо было освещать по радио, телевидению, интернету---как это делается в нормальных, развитых странах. Ведь это можно превратить в очень доходный бизнес. Массовый бизнес, направленный на развитие людей, а не на их дибилизацию.сармат

Комментарии
О рассказе 
Очень познавательно и интересно. Словно вновь прошелся по описанным дорожкам, только уже "осознавая" , что именно обозначает двевняя кладка, похожая на загон для скота или, что таится в замысловатых тюркских и татарских названиях)
О соревнованиях -действительно не слышали) А, жаль. Сусанинский район - действительно хорошо, для мероприятий подобного рода
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте