Вести с Приэльбрусья. Сложность некоторых перевалов
 

Ещё с прошлого года в московскую городскую МКК начали поступать известия, что в Приэльбрусье «с перевалом Джаловчат что-то не так, разберитесь...». Со стороны р. Курмычи поперёк всего перевального взлета возник ледовый разлом. Перевал как бы "улыбнулся", причём "от уха до уха". В прошлом году группа Н.Лещенко под разломом перешла на правый край и прошла вдоль скал. Верёвки вешать пришлось. А после нынешней тёплой зимы снега в кавказских горах было мало, примерно так же, как и в 2000 г. Весь правый край под Джаловчатом обстреливался камнепадами. Разлом можно было обойти по левому краю перевального взлёта, но там круто. Очень круто. Группа С.Яцко, которая шла по маршруту 2 к.с., в этом году поднималась от р. Курмычи. Туристы повесили 5 верёвок до выполаживания у разлома и ещё одну через неширокий бергшрунд под самой седловиной (он тоже "улыбнулся от уха до уха"). И это 1Б?! Всем МКК надо учесть, что реальная трудность перевала стала как минимум 2А к.т. Да и в прошлом году она, похоже, была такой же.

Группы московского турклуба «Вестра» часто поднимаются из долины реки Адырсу на одноимённый перевал, затем траверсом выходят на вершину Курмычи и спускаются на перевал ВЦСПС. Вся связка имеет 1Б к.т. Хорошо, что я знал об этом пути.

У меня в этом году было заявлено с группой новичков сквозное прохождение перевала Джаловчат со стороны Адырсу. На подходах к перевалу я встретился с группой С.Яцко, который рассказал о своём прохождении. Дойдя до разлома и оценив ситуацию, я не стал вешать верёвки, а ушёл влево, на перевал Курмычи. Спустился с него под перевал ВЦСПС. Затем по осыпям поднялся на перевал ВЦСПС и спустился к Баксану. Связка перевалов Джаловчат и Курмычи имеет 1Б к.т. Перевал ВЦСПС был и остаётся 1Б к.т.

Пройденный мною в прошлом году перевал Сылтран Восточный по-прежнему 1А к.т. и "раздеваться" не собирается. Он -- достойная замена перевалу Сылтран, "раздетому" из 1А к.т. в н/к.
Ещё в прошлом году я сообщал в горную комиссию Туристско-спортивного союза России и в ПСО «Шхельда» МЧС России, что категорию сложности перевала Койавганауш надо повысить до 1Б (сейчас 1А). Мои обращения благополучно проигнорировали (т.е. их оставили без ответа).

Склон, ведущий к седловине этого перевала со стороны р. Адылсу, действительно особых проблем не представляет. Хотя маневрирование между выходами скал относится к понятию «выбор пути», а это уже требования к перевалам 1Б. Склон же со стороны реки Адырсу длинный и весьма крутой. Если он в снегу, то требуются хорошие навыки "глиссирования"; если бесснежный (как в этом году) -- умение двигаться по осыпям, лежащим на конгломерате. Спуск в Адырсу выводит на наклонный ледник, изрезанный широкими трещинами, которые тянутся через весь ледник и обойти их весьма непросто. Приходится буквально "проскребаться" по скально-осыпным склонам над трещинами. Раньше удавалось пройти примерно по центру ледника и спуститься к альпинистским «зелёным ночёвкам», не выходя на левобережную морену. Даже остались тропы от «зелёных ночёвок» к языку ледника. В этом году, да и в прошлом тоже, этот путь невозможен. Так что новичкам в «единичках» (походах 1 к.т.) здесь лучше не появляться.

Перевал, внесённый в справочник «Высокогорные перевалы» (Москва, 2001 г.) под именем Кебек, у нас в турклубе МВТУ в 1985--2001 гг. называли Куршоу Восточный Снежный. Он ТОЧНО параллелен Куршоу Восточному, описанному в книге «Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу» (Москва, 1976 г). Кстати, именно Куршоу Восточный Снежный местные жители понимают под Куршоу Восточным -- явная снежная седловина видна чуть ли не от устья ущелья Кюкюртлю. На картосхемах Западного Кавказа, выпущенных ТПО «Охта» (это очень точные схемы), перевал Кебек ведет НЕПОСРЕДСТВЕННО от реки Кюкюртлю к реке Ак-баши, а не с бокового левого притока р. Кюкюртлю, как перевалы Куршоу. Скорее всего, перевал, который «Охта» считает Кебеком, в «Высокогорные перевалы» внесён под именем Кюкюртлю Южный. В 1985 г. В.Ештокин, руководя походом 2 к.с, поднялся из Ак-баши на гребень перевалов Восточный Куршоу между перевалами Восточный Куршоу из «Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу» и Куршоу Восточный Снежный. Из Ак-баши на ровном гребне видно несколько неглубоких седловинок, и разобраться, какая из них твоя, весьма проблематично.

Перевал Кебек (который мы считаем за Куршоу Восточный Снежный) по «Высокогорным перевалам» считается 1А к.т. А вот у нас в МВТУ его никогда за 1А не считали: протяжённый снежный склон 40-45°, где порой хотелось перейти на попеременную страховку. В этом же году снег стаял и открылся голый лед (на таком-то «простом» склоне!) и группа А.Вереникина (2 к.с.) повесила 4 верёвки. Может быть, ещё рано этот перевал признавать за 2А, но 1А он не был никогда.
Михаил РАСТОРГУЕВ, руководитель турклуба МГТУ им. Н.Баумана.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте