Приэльбрусье

Идет загрузка карты ...
Вести с Приэльбрусья. Сложность некоторых перевалов
 

Ещё с прошлого года в московскую городскую МКК начали поступать известия, что в Приэльбрусье «с перевалом Джаловчат что-то не так, разберитесь...». Со стороны р. Курмычи поперёк всего перевального взлета возник ледовый разлом. Перевал как бы "улыбнулся", причём "от уха до уха". В прошлом году группа Н.Лещенко под разломом перешла на правый край и прошла вдоль скал. Верёвки вешать пришлось. А после нынешней тёплой зимы снега в кавказских горах было мало, примерно так же, как и в 2000 г. Весь правый край под Джаловчатом обстреливался камнепадами. Разлом можно было обойти по левому краю перевального взлёта, но там круто. Очень круто. Группа С.Яцко, которая шла по маршруту 2 к.с., в этом году поднималась от р. Курмычи. Туристы повесили 5 верёвок до выполаживания у разлома и ещё одну через неширокий бергшрунд под самой седловиной (он тоже "улыбнулся от уха до уха"). И это 1Б?! Всем МКК надо учесть, что реальная трудность перевала стала как минимум 2А к.т. Да и в прошлом году она, похоже, была такой же.

Группы московского турклуба «Вестра» часто поднимаются из долины реки Адырсу на одноимённый перевал, затем траверсом выходят на вершину Курмычи и спускаются на перевал ВЦСПС. Вся связка имеет 1Б к.т. Хорошо, что я знал об этом пути.

У меня в этом году было заявлено с группой новичков сквозное прохождение перевала Джаловчат со стороны Адырсу. На подходах к перевалу я встретился с группой С.Яцко, который рассказал о своём прохождении. Дойдя до разлома и оценив ситуацию, я не стал вешать верёвки, а ушёл влево, на перевал Курмычи. Спустился с него под перевал ВЦСПС. Затем по осыпям поднялся на перевал ВЦСПС и спустился к Баксану. Связка перевалов Джаловчат и Курмычи имеет 1Б к.т. Перевал ВЦСПС был и остаётся 1Б к.т.

Пройденный мною в прошлом году перевал Сылтран Восточный по-прежнему 1А к.т. и "раздеваться" не собирается. Он -- достойная замена перевалу Сылтран, "раздетому" из 1А к.т. в н/к.
Ещё в прошлом году я сообщал в горную комиссию Туристско-спортивного союза России и в ПСО «Шхельда» МЧС России, что категорию сложности перевала Койавганауш надо повысить до 1Б (сейчас 1А). Мои обращения благополучно проигнорировали (т.е. их оставили без ответа).

Склон, ведущий к седловине этого перевала со стороны р. Адылсу, действительно особых проблем не представляет. Хотя маневрирование между выходами скал относится к понятию «выбор пути», а это уже требования к перевалам 1Б. Склон же со стороны реки Адырсу длинный и весьма крутой. Если он в снегу, то требуются хорошие навыки "глиссирования"; если бесснежный (как в этом году) -- умение двигаться по осыпям, лежащим на конгломерате. Спуск в Адырсу выводит на наклонный ледник, изрезанный широкими трещинами, которые тянутся через весь ледник и обойти их весьма непросто. Приходится буквально "проскребаться" по скально-осыпным склонам над трещинами. Раньше удавалось пройти примерно по центру ледника и спуститься к альпинистским «зелёным ночёвкам», не выходя на левобережную морену. Даже остались тропы от «зелёных ночёвок» к языку ледника. В этом году, да и в прошлом тоже, этот путь невозможен. Так что новичкам в «единичках» (походах 1 к.т.) здесь лучше не появляться.

Перевал, внесённый в справочник «Высокогорные перевалы» (Москва, 2001 г.) под именем Кебек, у нас в турклубе МВТУ в 1985--2001 гг. называли Куршоу Восточный Снежный. Он ТОЧНО параллелен Куршоу Восточному, описанному в книге «Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу» (Москва, 1976 г). Кстати, именно Куршоу Восточный Снежный местные жители понимают под Куршоу Восточным -- явная снежная седловина видна чуть ли не от устья ущелья Кюкюртлю. На картосхемах Западного Кавказа, выпущенных ТПО «Охта» (это очень точные схемы), перевал Кебек ведет НЕПОСРЕДСТВЕННО от реки Кюкюртлю к реке Ак-баши, а не с бокового левого притока р. Кюкюртлю, как перевалы Куршоу. Скорее всего, перевал, который «Охта» считает Кебеком, в «Высокогорные перевалы» внесён под именем Кюкюртлю Южный. В 1985 г. В.Ештокин, руководя походом 2 к.с, поднялся из Ак-баши на гребень перевалов Восточный Куршоу между перевалами Восточный Куршоу из «Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу» и Куршоу Восточный Снежный. Из Ак-баши на ровном гребне видно несколько неглубоких седловинок, и разобраться, какая из них твоя, весьма проблематично.

Перевал Кебек (который мы считаем за Куршоу Восточный Снежный) по «Высокогорным перевалам» считается 1А к.т. А вот у нас в МВТУ его никогда за 1А не считали: протяжённый снежный склон 40-45°, где порой хотелось перейти на попеременную страховку. В этом же году снег стаял и открылся голый лед (на таком-то «простом» склоне!) и группа А.Вереникина (2 к.с.) повесила 4 верёвки. Может быть, ещё рано этот перевал признавать за 2А, но 1А он не был никогда.
Михаил РАСТОРГУЕВ, руководитель турклуба МГТУ им. Н.Баумана.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Кавказ (российская часть)
еще маршруты
О Маршруте