Пещерные монастыри глазами татарина

Идет загрузка карты ...
Классическая крымская семидневка по пещерным городам
 

 Следуя заветам мудрецов (дабы не переплачивать бакшиш и познать местность изнутри), я решил замаскироваться под татарина. Сделать это было несложно. Во-первых, внешне меня нередко ассоциируют то с калмыком, то с караимом, а во-вторых, при мне были загар, тюбетейка и проницательный взгляд. Скажу сразу, последствия преображения были разными: татары и правда принимали меня за своего, русские женщины даже пугались, а вот православные монахи не всегда были открыты и дружелюбны... Ну, на то они и монахи.

 День 1. 19.06. Бахчисарай - Свято-Успенский монастырь - Чуфут-Кале - Тепе-Кермен

Итак, первую ночь путешествия лучше все-таки потратить на сон, ведь выйти из поезда в Бахчисарае нужно в хорошем расположении духа. В летнее время даже день прибытия можно и нужно считать полностью ходовым. Сойдя с поезда, долго думать не стоит, ведь сразу возле вокзала - остановка маршруток, которые направляются в Старый и Новый город. Несложно догадаться, что туристические достопримечательности расположены в старой части Эски-Юрта. Маршрутки №1 и №2 ходят раз в несколько минут, и процесс обороны от таксистов незатруднителен.

Оставив справа по борту парадные ворота Ханского дворца, выходим на конечной остановке в Иосафатовой долине, прямо в ущелье Святой Марии (Марьям-дере), всего в нескольких десятках метров от Свято-Успенского монастыря. Это чудо пещерной архитектуры было основано в VIII – IX веках монахами-эмигрантами из Византии. В те времена официальная церковь признавала поклонение иконам как ересь, многие монастыри империи были закрыты, а церкви с росписями и иконы – уничтожены. Те из монахов, кто продолжал проповедовать поклонение иконам, вынуждены были покинуть страну. Они и основали в Крыму несколько пещерных монастырей, среди которых был и Свято-Успенский. Возможно, они же привезли сюда из Трабзона, что на другом берегу моря, главную святыню — икону Богородицы Одигитрия.

В монастыре мы по максимуму (ужин первого дня и завтрак второго) набрали святой воды (ни на Чуфут-Кале, ни на Тепе-Кермен воды нет) и двинулись в путь. Если идти от монастыря вперед по ущелью (на юго-восток), можно поочередно посетить несколько захоронений (русское, татарское и чуть дальше - караимское) и подняться на плато Бурунчак, которое находится на противоположной стороне долины. Здесь расположен пещерный город-крепость Чуфут-Кале. Он и сейчас неплохо охраняется, а южные его ворота можно пересечь только за 30 грн, что по нашим меркам дороговато. Мы ограничились бесплатным осмотром Кырк-Ора со стороны восточных ворот. Чуфут-Кале возник раньше монастыря и города-сада Бахчисарая, в нем в свое время успели пожить и аланы с готами, и татары с караимами, один из которых, легендарный Авраам Фиркович даже стал героем «Хазарского словаря» Милорада Павича. Отдельное внимание в городе можно уделить мавзолею дочки ордынского хана Тохтамыша.

Официальный старт маршрута можно обозначить у восточных ворот Чуфут-Кале, откуда уходит грунтовка в сторону Тепе-Кермен. Идти от «Еврейской крепости» до подножья «Крепости на вершине» не больше часа. Минут через 20 нужно свернуть с грунтовки налево и найти выложенный на земле камнями указатель на Тепе-Кермен. Спустившись с плато, двигаемся дальше на юг к турстоянке Сарабей. В городе Тепе-Кермен ночевать запрещено, а вход в него стоит 10 грн, но пещерные администраторы здесь вполне лояльны и им не всегда удается обнаружить туристов, обосновавшихся в пешерах южного склона (палатки ставить там неудобно). Мы же решили заночевать именно в палатках с видом на море, на западной стороне, на самой верхушке. Тепе-Кермен - самый пещерный город Крыма. На небольшой площади (около гектара) здесь находится порядка 250 пещер, самая интересная из которых - скальная церковь VIII века - высечена в северо-восточном обрыве горы.


День 2. 20.06. Тепе-Кермен - Кыз-Кермен - Качи-Кальон - Алимова

Пещерные администраторы Тепе-Кермена действительно оказались людьми очень дружелюбными, они нехотя наругали женский отряд из Зеленограда, остановившийся на южном склоне горы и ведомый самим Шивой. Нам же они поведали, что источник на турстоянке Бешик-тау еще не пересох, но в июле-августе на него рассчитывать нельзя (в 2-х километрах западнее Тепе-Кермен есть еще один источник - Сарабей, но он не по пути). Еще пещерные администраторы сказали, что в Качи-Кальоне имеется источник святой Анастасии и вода там, в принципе, питьевая, хотя некоторые в ней купаются. Но главное, о чем они рассказали нам, в том, что Алимова балка, куда мы направлялись, - не простая турстоянка, а настоящее место силы, где круглый год бьет родник Качнедже.
 
Вдохновленные этим знанием мы спустились с Тепе-Кермен и направились на северо-восток, в сторону турстоянки Бешик-тау, туда идет грунтовка, которая со временем превращается в хорошую пешеходную тропу. Стоянка Бешик-тау находится у подножья одноименной горы, у развилки нескольких грунтовых дорог. Та из них, что идет на юг, ведет к еще одной развилке: налево указатель «Машино» отправит вас в село Татар-Кой, а правая дорога ведет в Качи-Кальон. В этот раз «Девичью крепость» Кыз-Кермен мы решили не посещать: с точки зрения архитектуры это городище уступает другим пещерным городам. Тем же, кто все-таки решит насладиться великолепным видом, что открывается с мыса Кыз-Куле, и лицезреть остатки оборонительной стены VIII—IX веков имеет смысл разыскать тропку, что уходит на восток от указателя «Машино».
 
Продолжая движение на юго-запад, встретишь еще одну развилку с указателем. Стрелка направо с надписью «Село» ведет в предущельное поселение Кош-Дермен, а указатели налево с надписями «Тупик» и «Скит» отправляют в современный и совсем не пещерный монастырь Качи-Кальон. Здесь монахи выращивают помидоры вверх ногами (именно вверх ногами - в 5-литровых консервных банках - земля и стружка сверху, а росточек с помидорами свисает внизу, через отверстие в дне банки).

Пещерные администраторы рекомендовали нам зайти в Качи-Кальон со стороны села, так сказать с парадного входа, но мы проскочили через тупик (указатель видимо предназначался автомобилистам) и наткнулись на почетного монастырского археолога. Умудренный годами археолог предложил нам невероятно ценную информацию, которой нет в Интернете, сравнил экскурсоводов с великим датским писателем и поэтом Гансом Христианом Андерсеном и радостно сообщил, что в Крыму за посещение пещерных монастырей, в отличие от пещерных же городов, плата не взимается.
Энергия «Крестового корабля» Качи-Кальона очень чистая и светлая. В сравнении с темной, теплой и убаюкивающей атмосферой Тепе-Кермен она чувствуется еще сильнее. Сам пещерный монастырь состоит из пяти естественных гротов, где, начиная с VIII-IX веков, жили христианские монахи. В пятом гроте находится упомянутый источник святой Анастасии и оттуда есть спуск к подножию горы Кызыл-Бугун, что на другом берегу реки Кача. Здесь начинается подъем в сторону Алимовой балки.


Комментарии
Damary10.12.10, 01:10
Интересно! 
Спасибо за интересный рассказ. В этих местах не была. Надо обязательно съездить
Guest22.03.10, 18:30
Спасибо 
спасибо за такой подробный отчет,много лет хожу по Крыму и ни разу не сделала описание пройденного. продолжайте удивлять нас ,лентяев, дальше. Надежда
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Крым
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: