День восьмой. УлуДаг

Едем на Улудаг  посмотреть горнолыжный курорт. Сначала по проспекту Ататюрка доходим до музея,  перед которым стои конная скульптура Ататюрка . С тылу музея находится  стоянка долмушей на Телеферик (фуникулер, канатная дорога) – объявляют 3 TL за двоих, но исправно дают сдачу  25 центов (возврат НДС что ли?).  Поъем на гору и обратно стоит по 10 TL. Как альтернатива,  откуда-то из центра везут на гору на машине по 9 TL – но где точно, мы так и не узнали. Внизу пасмурно, на первой очереди вползаем в густой туман. Вверху сначала было солнечно, но недолго.  От телеферика до  катания еще надо ехать  7 км на микроавтобусе, по 2,5 TL. Прокат снаряжения стоил 30 долларов для двоих (лыжное + сноуборд), дают здесь также куртки и др. амуницию – но мы уже закупили и очки и перчатки – по десятой паре. Арена катания огромная, подъемники во все стороны. Мы сразу спросили, где меньше народа. Но все-таки выбрали не самый лучший подъемник. Купленная карта на 10 подъемов действительна только для одной линии – крэзи систэм, как сказал один англичанин.
Но в целом – неплохо, отдельные камешки на склоне в одном месте сверху встречаются, пониже торчат макушки елок. После катания шатались по магазинчикам, жуя хлеб (ну любим мы свежий хлеб) – и получили нежнейший бурек с омлетом и сыром в угощение от хозяина одной лавки.  Он хотел дать каждому из нас, но совесть надо иметь - хватит одного на двоих!
Вечером на одной из торговых площадей за отелем, рядом с бывшей благотворительной столовой, мы зашли в локанту D?r?mc? Mustafa Usta по приглашающему жесту хозяина Mustafa Ulbeyi  – шедевральные кебабы, кюфта (котлетки) и пр. Дешево! 15 и 18  TL  дважды  платили за ужины на двоих. Все готовится  на решетках, на огне из свежего мяса  - и с любовью! Спасибо, Мустафа!

День девятый

Решили покинуть отель Чамлибел и перебрались на соседнюю улицу в отель L?L  - совсем уж экзотичный.  Это небольшое аутентичное здание с нависающим над улицей балконом. В нашем полном распоряжении весь первый (не нижний) этаж и холл со старинной мебелью.  Администратор – селекционер, держит голубей, вывел свои три вида. Он грустно махнул головой накануне, когда мы осмотрев  отель, пообещали зайти. Наружная проводка, полы скрипят, удобства на этаже, но теплая газовая печь, старинная винтовая лестница  и вообще необъяснимо уютно. Во дворике растут в кадках  олеандр, лимон с плодами и гортензии. Завтрак не включен, но и бог с ним, цена за номер 50 TL на двоих. Но вот незадача -  розетка для кипятильника вверху, на цоколе лампочки (сроду такого не видела). Подключились к телевизору внизу, на рецепшен. От нашего чая  дедуля отказался – ему носят из магазина напротив.
После посещения старого моста бродим по относительно современным улицам, выходим на Майдан с современными торговыми центрами. Тут уж мы не удержались, и закупили в C&A флиски (новая коллекция, без уценки) по 29TL взамен купленных там же, но в Германии 6-7 лет назад по 5 евро и так и  не изношенных и даже не проженных в активных походах, путешествиях – теперь на дачу пойдут. Интересно сравнить цены с московским C&A.  Да еще и любимый  Tchibo тут же рядом – мимо не пройдешь! Да, именно Бурсу рекомендуем для шопинга – это даже лучше, чем Ялова. По 22 TL – чистошерстяной пестрый джемпер (не купили),  шерстяные 70% брюки (купили).  Теперь придется сдавать вещи в багаж – ручной кладью не обойдешься.
Затем мы забрели в культурпарк – типа парк культуры и отдыха, потом пообедали в благотворительной прежде столовой с османскими интерьерами. Горячее мясное ассорти включало баранину, козлятину и что-то птичье. Рядом, во дворе возле мечети Мурадие  привязался один из местных матерых котов и в мгновение ока, лишь только я протянула руку (в перчатке) погладить, вскочил мне на плечи – едва спаслась при помощи Игоря.
Вечером бродили за городскими стенами, окружающими соседний холм, отмеченный часовой башней. Достопримечательностей не перечесть, на каждом шагу.
Десятый день

Опять хочу на Улудаг, а Игорь почему-то колеблется. Но - ура, едем. Внизу холодно, вверху идет снег, народ возвращается со склонов, рекомендуют сделать паузу и на прокат снаряжение не брать. Мы осматриваемся – ветра нет, склон знакомый, видимость – ориентиры есть, склон дыбом не встает, как бывало в тумане в Австрии. Снаряжаемся и идем к облюбованному в прошлый раз более длинному подъемнику. Объяснять, что нам надо за 30TL 2 билета по 10 подъемов пришлось кому-то по телефону, кассир не врубался на жесты и  «ту билет, тен». Но это очень редкий, если не единственный случай некоммуникабельности.
Два сумрачных холодных  спуска и вдруг ярко засветило солнце! Не сгореть бы! Смелым туман по колено! Как хорошо-то! Но вот только обрубленные за пару дней макушки елок стали очень жесткими – расслабляться не приходится. Распределяем нагрузку, отмечая точками на снегу число подъемов, чтобы знать сколько осталось. Мне хватило восьми, поделилась  с Игорем. Да и на старой карточке оказался еще один. Чудесно! Карточки действуют весь сезон – до 31 апреля.
Пользуясь случаем и настроением опять склоняю Игоря на хамам – наметили посетить  комплекс Каплиджа, указанный на карте за культурпарком – старая и новая. Но попасть в намеченное место непросто – оказались совсем на другом холме. Потом на слово «каплиджа» полицейский указал азимут, и  по пути мы увидели внушительное здание старой тектильной фабрики со своей историей на плакатах и табличке, а также многовековые  платан (чинара)  и кипарис.
Случайно попали в фешенебельный район -  целый город по площади на склоне холма занят отелем Челик Пэлас. Тут никто не ходит пешком вообще, на въезде охранник. Но мы ищем каплиджа и вообще интуристы  – пожалуйста. В помещении SPA (это слово подходит больше) нас встречают красивые девушки, озвучивают прайс-лист – минимум по 80TL. Конечно, по сравнению с московскими ценами это нормально для такого уровня сервиса   - «*****» как никак. Спасибо, зайдем при случае.
Случайно, уже собираясь возвращаться, в темноте по запаху сероводорода мы нашли-таки искомый комплекс Йеникаплиджа – для женщин по 10, а для мужчин по 12TL. Действительно, главная примечательность здесь – горячие проточные бассейны с каскадом сероводородной воды. В мужском отделении бассейн  большой, в женском – на два роста. Так что мы теперь вроде как в сказке – из кипятка с хододную воду или наоборот,  - превратились в  прынцев, хоть и были не совсем дурачками, надеюсь. Еще в мужском отделении профессионал-гардеробщик виртуозно заворачивает на выходе в подогретые полотенца – на бедра, на плечи и сооружает чалму на голову.
Завершился день удачной покупкой мокасин в новом торговом павильоне прямо возле хамама (а ковров там было - видимо-невидимо, с индирим)  и ужином в локанте возле отеля.
День одиннадцатый. Назад в Стамбул

Упаковываем багаж – не так все страшно, дополнительно сумки покупать не надо. Идем на остановку к автобусу на Терминал. Ждем, ловим ворон – нет чтобы билеты купить в киоске рядом – обязательны для внутригородских маршрутов. На выручку в автобусе бросились сразу двое – турок и англичанин, пробили свои билеты. На Терминале собираемся решать,  куда ехать – в Ялову или сразу в Стамбул. Там нас подхватывает распорядитель и быстро-быстро (хош-хош) тащит в автобус «директ на Кедикёй», задержав его для нас на минуту и усадив на коронные 1 и 2 места. Мы высчитывает по километражу примерное  время путешествия, проезжаем Ялову и существенно сокращаем путь, заехав на паром. Ну, наплавались мы в этом путешествии на кораблях вдоволь.  В Кэдикёй  нас  с автобуса пересаживают в маршрутку – «кэдикёй сервис» и не взяв денег, высаживают в  том порту,  куда мы приезжали из аэропорта и отправлялись в Енименю.
В ближайший Денизотель мы не селимся,  даже не смотря на  сходу предоставленный дисконт 20% (с 200 до 160) – дорого,  и он  находится на шумном перекрестке. Заселяется в Аджар отель через квартал - номер с окном-фонариком, вид на море,  индирим  с 80 до 70 TL. А на следующей, соседней улице – уже целый ворох отелей, но в вечернем освещении они все оказались под красными фонарями.
Эта азиатская часть Стамбула – самое старое место поселения, - многолюдна. Кошки заметны не только визуально. Много цыганок в ярких одеяниях. Хиджабов – не больше, чем в Европе, но все-таки с точки зрения эстетики непонятно, зачем добровольно (в отличие от Ирана) прятать роскошые волосы и выставлять носы – тогда уж лучше чадра. Гуляем вдоль набережной до мыса на юго-востоке и до заката. В глубине от моря, от проезжей части набережной – многолюдный город еды: лавочки, локанты, рестораны вдоль узких пешеходных улочек. Попутно замечаем, что оливки здесь в 1,5-2 раза дороже,  чем в Ялове – да и все остальное наверно тоже.
Вечером оказавшийся во время хаджа в нашем отеле туркмен Мурат, вообще-то  проживающий под Омском в семье русской жены, вместе со своим сокурсником по турецкому военному училищу настойчиво составили нам компанию  - показать, где можно поесть вкусно и не дорого. Заказали популярную хамсу, лаврек, ставриду  и пиво. Много говорили о политике, которую мы пытались разбавить информацией о том, где кто бывал, что видел. Отставной военный Мурат,  выращивая в Сибири баранов, дыни и арбузы - ведя такое натуральное хозяйство,   задумывается, как правильно воспитывать сына и для решения этого вопроса поехал на хадж. Интересно! Основательный подход! ....Пенсия отставного турецкого военного составляет 700 долларов ....он хочет поехать в Сибирь, посмотреть своими глазами, как живут русские люди.
На прощание мы посетили находящийся поблизости от порта  в новом торговом центре супермаркет CORREFUR, но цены в нем совсем другие, по сравнению с Яловой и Бурсой – почти московские Поэтому мы захватили на сувениры только упаковку (800 грамм!)  оливкового мыла за 3 TL и удовлетворенно сравнили потом цены в аэропорту и Дьюти Фри – по 4 евро за кусочек  50 грамм.
Двенадцатый день. Прощание

Отъезд в аэропор автобусом Е10 Экспресс (директ, айрпорт) в 8-30. В целом комфортно, несмотря на пересадку в Анкаре. Но конечно в Домодедово, прождав багаж, опоздали на пять минут на электричку,  и   общая потеря времени составила  2 часа.

По возвращении, рассматривая в Москве ту же карту Стамбула, что и перед поездкой, вдруг отчетливо понимаю – путешествие превращает плоскость в объем. Как по-другому воспринимаешь сейчас  улицы и мосты,  пролив и бухту! Так и кажется, что все очертания,  как в кино с компьютерной графикой,  поднимаются с бумаги, приобретая знакомые формы – Султанахмет,  Топкапы, колонны на иподроме,  корабли у причала, чайки за кормой...На Галатском мосту торчат удочки бессменных рыбаков.... башня на том берегу....вся неповторимая панорама Стамбула на семи холмах....и даже вон там, справа за зданием вокзала Хайдарпаша видна наша гостиница в Кедыкёй...

Банально, но жизнь удивительна - из-за путешествий в том числе...