Пришла весна, перелетные птицы потянулись в родные края, а туристы с неменьшим упорством наоборот, подальше от родных мест. Хорошо быть молодым, сидеть по уши в холодной воде, играя на гитаре в перчатках, чтобы струны к пальцам не примерзали “Однажды весной вдохновенной …”. Хорошо рассказывать после похода знакомым девчонкам о том, как в пороге “… вода прет со скоростью километров 60, а то и больше, …. а я зацеп за камень … весло хрясь и напополам … катамаран на свечку и опрокинуло … под водой пробыл минут, наверно, пять … потом зависли на кустах … хорошо рядом ребята стояли, вытащили, а то бы кранты…” и смотреть им в глаза, в которых светятся восхищение твоей геройской личностью и гордость от знакомства с тобой. Увы, не те уж времена. Лежа на диване пытаешься прикинуть...
 
Как это начиналось

Если безалкогольное пиво  - первый шаг к резиновой женщине, то

сопровождение автомобилем в походе – первый шаг к коммерческому сплаву.


Увы, не те уж времена. Лежа на диване пытаешься прикинуть – в такой-то раз сходить на Лабу, или в такой то раз на Мзымту, или на другую речку, но тоже в такой то раз. Или может в Карелию. Ведь говорил же, что выйду на пенсию и буду ходить в Карелию. Обманул, однако. Не, весной в Карелии мои видавшие виды суставы от холода будут крошиться, как ластик в жидком азоте.  А тут приезжают в гости друзья и невинно так спрашивают – а ты был в Ангкоре в Камбодже. Когда я признался, что нет, то взгляд вопрошавшего сначала стал удивленным (Надо же пижон! Весь мир был, а ему западло!!!), а потом понимающе сочувствующим. Так, наверно, глядит дворовый пес на породистого с ошейником и поводком, которого не пускают приударить за пробегающей мимо сучкой.
Итак, Ангкор. Это понятно, но это всего дня на три. С туристическими компаниями не связываемся. Прикрываясь кризисом, они заметно увеличили свой навар, продавая туры не в сезон по новогодним ценам. К тому же туркомпании вяжут обычно Камбоджу с Вьетнамом. Подземные ходы дядюшки Хо во Вьетнаме мне не интересны, равно как и кухонные изыски в Сайгоне. Море, что во Вьетнаме, что в Камбодже оставляет желать лучшего, заметных гор нет ни  там, ни там. Остается Тайланд. Море там тоже не очень, если не ехать на удаленные острова или не плавать на Андаманские острова, но на севере есть много чего посмотреть. И, кстати, там есть, где сплавляться. А кроме этого там есть свои храмы, пещеры, гейзеры и горячие источники, королевские дворцы и парки с ботаническими садами и бабочками, всякие развлекаловки со змеями, крокодилами, обезьянами, слонами, львами и тиграми и много еще чего. И самое главное, там есть настоящие, почти не тронутые джунгли на границе с Лаосом.
Здесь неожиданно меня поддерживает приятель, которому тоже хочется в Ангкор (чтобы не чувствовать себя тем самым кобельком в ошейнике), а главное он мечтает увидеть настоящие джунгли. Нет, мы конечно видели тропические леса, он – в Перу, я в Мексике, но это все туристические приглаженные тропы, а здесь несколько дней сплава по девственному лесу. Начинаю искать варианты сплава по рекам Тайланда, перелопачивая по обыкновению русский, американский, английский и тайский интернет. Тайские сайты, как правило, одноязычны, причем это один язык – тайский. Однако есть и многоязычные сайты, с которых я собираю всю информацию, относящуюся к сплаву. На английских и американских сайтах нахожу краткие отчеты, видео и фотографии сплава по тайским рекам.
В Тайланде довольно много рек, по которым сплавляются туристы. Сплав по широким медленно текущим рекам здесь проводится на лодках с мотором (longtail boat) или на широких плотах. По узким речкам сплавляются на плотиках из бамбука, которые вяжут прямо при вас. Таким плотиком управляют бамбуковыми шестами. Этот вид сплава даже получил отдельное название – бамбукинг, аналогично рафтингу, каякингу и водопадингу. Не понятно, почему не прижился термин, сказанный “парнем” в исполнении Куравлева, который на Алтае показывал знание иностранного языка – Манжерокинг. Этим термином вполне можно было назвать сплав по спокойной воде на многотонной пупындре с непрерывным употреблением внутрь согревающих напитков. Ну, как например, во время коммерческом сплаве на 8 местном катамаране по Катуни в районе поселка Манжерок.
Впрочем, о спортивном сплаве. Водопадингом здесь никто не занимается, что объясняется, видимо, малыми глубинами рек под водопадными сливами. С другой стороны, отдельные водопадные ступени без сомнения могут быть пройдены по большой воде даже на широко известном многоступенчатом водопаде Мае Са в районе города Чианг Май. Сплав на каяках и рафтах по бурной воде напротив, довольно популярен как среди иностранных туристов, так и среди местных жителей.
Сплав в основном проводится по рекам северного Тайланда. Сезонность сплава определяется полноводностью рек, которая в свою очередь определяется дождями. Начало сезона дождей приходится на конец мая или начало июня, конец – на начало или середину сентября. Пик паводка обычно в середине августа, когда проливные дожди в горах могут лить не переставая по нескольку дней. Соответственно и сплав по большинству рек рекомендуется с начала сентября по конец октября. Если река очень малорасходная, то период сплава сдвигается на половину месяца – середина августа – сентябрь. Если река имеет относительно большой расход, как, например, река Ва в среднем и нижнем течении, то сплав можно проводить до Новогодних праздников. Однако, следует заметить, что уровень воды в середине июня примерно равен уровню воды в начале октября, а зимой каяки и рафты продираются сквозь частокол камней.
Ниже приведен список рек по уровню сложности. Естественно, что в список попали не все реки, а только те, по которым есть информация в интернете.
Отметим, что английское написание тайских наименований может быть различным. С этим приходится сталкиваться и при изучении картографии, и при просматривании схем и кроков препятствий, и при общении с местными жителями. 

 
Простые реки
Река
Провинция
Кате-гория
Продолжитель-ность сплава
Mae Lamao
Tak
1-2
2 часа
Mae Nam Noi
Kanchanaburi
1-2
2 часа
Pong Nam Ron
Chantaburi
2+
1 час
Mae Chaem (Ob Luang Long Bridge-KM10)
Chiang Mai
2+
1 час
Mae Taeng (Pang Mu- Sobkai Village)
Chiang Mai
2+
4 часа
Реки средней сложности
 Klong Yan (Kaeng Krung)
Suratthani
3
6 часов
Klong Gly (Kung Ching)
Nakorn Srithammarat
3
3 часа
Nam Nan (Upper Section)
Nan
3 – 4
2 - 3 дня
Nam Wah (Nam Pu - Haad Rai Village, Low Section)
Nan
3+
5 часов
Nam Petch
Petchburi
3+
3 вня
Nam Pai
Mae Hong Son
3+
2 часа
Ton Pariwat
Phang-nga
3+
1,5 часа
Mae Taeng (south of Pang Koh Village - concrete bridge)
Chiang Mai
3+
1,5 часа
Nam Keg
Pisanulok
3+
3 часа
Nam Mae Klong (Te Lo Re)
Tak
3+
2 дня
Sai Yai (Kang Hin Poeng)
Prachinburi
3-4
2 часа
Сложные реки
Nam Wah (Sobmang-Mae Jarim Districts, Middle Section)
Nan
4-5
3 дня
Nam Wah (Sapun – Sobmang, Upper  Section)
Nan
4-5
6 часов
Mae Taeng (Pang Koh)
Chiang Mai
4+
1 час


Категории сложности рек взяты из интернета.  Заметим, что категории здесь практически соответствуют российским, а не международным. В разных источниках категорирование рек различно. Так река Kang Hin Poeng в одних источниках оценивается 3-4 категорией сложности, а в других источниках говорится об отдельных порогах 5 категории сложности. Завышение категории сложности, а также завышение протяженности сплава, вероятно, сделано для того, чтобы привлечь побольше клиентов. Естественно, что при большой воде категория препятствия оценивается выше, да и вообще высоко оценивается не сложность маневра в препятствии, а высота вала или мощь бочки, который придется пробивать при минимальном маневре в пороге.  Пороги в реках, как правило короткие, с последующими плесами и быстротоками, позволяющими ликвидировать последствия оверкиля либо собственными средствами экипажа, либо с минимальной помощью с берега. Все препятствия можно просмотреть и отстраховать. Исключение составляет только период сильного паводка, когда береговая линия перед порогом может представлять сплошные джунгли, зачалиться в которых, да и пройти на просмотр довольно проблематично. Пороги выше пятой (российской) категории здесь не ходят, считая их непроходимыми. Так при спортивном не коммерческом сплаве по верхней секции реки Ва несколько порогов группа тайцев обнесла.
Наконец, выбираю маршрут сплава по реке Ва, как наиболее длинный и сложный. Это название в английской транскрипции зачастую пишется Wah. Вах – это пахнет когда-то родной, а теперь бесконечно чуждой Грузией, майскими праздниками и Пасхой, вином и молодостью, когда мог пойти с тремя рублями в село, купить там пять литров вина, два литра чачи, лепешки, чурчхелу и вернуться назад с заплетающимися ногами, бойко разговаривая с провожающим и поддерживающим тебя генацвали по-грузински, причем гордо положить взятые с собой три рубля на место.  Где начало сплава по Ва и где его конец из интернетовских текстов  не понятно, но есть предмет разговора с тайскими фирмами на предмет рафтинга. Дорабатываю поездку до логического конца и получается ровно две недели, причем с вариантами посещения еще двух стран – Лаоса и Бирмы. Эти посещения, конечно, больше для галочки, но приятно сознавать, что там и там ты уже был, причем не просто в аэропорте или на вокзале проездом, а хоть и пару – тройку часов, зато в гуще народа, отдегустировав местные напитки и вернулся обремененный сувенирами.  Оценив мои потуги в разработке поездки, к нам присоединяются еще две дамы, которые когда-то в студенческие годы ходили на байдарках, а сейчас хотят прокатиться по взрослому (ну и остальное тоже посмотреть хотят не меньше нас).
Зная название реки и приблизительные даты, начинаю бомбардировать все тайские сайты, имеющие хоть какое-либо отношение к рафтингу. Понятно, что из-за трех дней сплава тащить с собой суда, палатку, кухню и т.д. просто неразумно. Плюс полное отсутствие лоции. Нет, карту и схему маршрута я нашел, но схема внемасштабна и названия на ней никак не соответствуют нанесенным на карту. К тому же полный просмотр реки потребует в несколько раз большего времени на прохождение, чем при прохождении с гидом. На эти грабли я уже наступал в походе по Индии.
Пока скрипели поюзанными мозгами старые тайские компьютеры, я съездил на две туристические выставки и попытался там найти выход на рафтинг в Тайланде. Однако, все российские компании (да и тайские в Москве тоже) жестко ориентированы только на морской отдых. Да, они предлагают экскурсии на север Тайланда, но проходят эти экскурсии с 2 – 3 дополнительными авиа перелетами и остановками в дорогущих гостиницах, а это делает цену таких поездок неподъемной. Это, в общем-то, естественно. Туристические компании получают свой процент и, чем больше платишь ты, тем больше получают они. Был, впрочем, один молодой сотрудник турфирмы, который сказал, что поедет с нами (за наш, естественно, счет) и все устроит на месте. Однако, этот сотрудник не говорил по тайски, следовательно вряд ли он смог бы решить какие либо вопросы, которые не смогли бы решить мы.
Со временем стали приходить ответы от тайских турфирм - русские турфирмы, к которым я обратился с таким же запросом, гордо промолчали. Как и в предыдущим случае с Индией  на 20 моих запросов пришло 4 ответа. Две фирмы предложили сплав, но только однодневный и по другим рекам. Одна турфима запросила астрономическую сумму, которую ничем не обосновала. Фирма Active Thailand (www.activethailand.com) подтвердила, что она может организовать подобный сплав в нужное время, но ждет она нас в городе Чианг Май и мы должны оплатить дорогу от Чианг Мая до города Нан и обратно, а также проживание в дорогой гостинице в городе Нан. Кроме этого было требование об участии не менее шести человек.
Это уже было приглашением к началу дискуссии. Я немедленно написал письмо, что ехать из Бангкока в Чианг Май нам не улыбается, поскольку в этом нет никакого смысла, и гостиницу в Нан мы снимем сами, а вот снять у них машину на три дня после сплава мы вполне согласны. Кроме того, нас только четверо, но мы согласны взять кого-нибудь на борт или присоединиться к другой группе. Замечу, что конец мая – начало июня абсолютно провальное время для туризма в Тайланде. Еще жарко, но уже начинается период дождей. Следовательно, пляжников и пешеходников не будет. Еще не пик воды в реках, следовательно, фанатов рафтинга и каякинга тоже нет. Мы это позднее прочувствовали на себе. Гостиницы давали огромные скидки на номера, иногда более чем в два раза и в виде бонуса бесплатный кофе каждое утро и питьевую воду каждый день. И при этом в отелях было заполнено только несколько номеров. Гиды при посещении музеев, памятников и горячих источников приговаривали – это сейчас вы здесь практически в гордом одиночестве, приезжайте в период с конца сентября до середины января – будете боком в давке протискиваться. В общем, после долгой дискуссии по интернету нам был выставлен счет за рафтинг, включая все снаряжение, питание и трансферы  Нан – начало сплава и конец сплава - Нан. Счет составил 6000 бат на человека или 24000 бат на группу (1 доллар стоил 31.70 рубля и 33.30 бат). Это вполне приемлемо, исходя из того, что за полдня сплава по Даламану в Турции берут до 60 баксов, на Бали – 40 баксов (за полный день, то есть за два сплава по разным рекам я заплатил 80 баксов). Так это без еды, без палаток, спальников и гидромешков. В общем, мы сочли эту сумму приемлемой. Проблема вышла с отправкой им денег. Поскольку они принимают предоплату ТОЛЬКО по золотым и платиновым карточкам Visa, которых у нас нет, пришлось высылать предоплату, составляющую треть суммы почтой по странному адресу. Это обошлось нам в 10 процентов комиссионных, но перевод дошел. Остальные деньги мы заплатили наличными батами в рафтинговой фирме Nan River Rafting, ибо Active Thailand тоже посредник. Замечу, что Active Thailand свои деньги в принципе отрабатывает, оперативно решая все вопросы в любое время суток. Единственный минус заключается в том, что на телефон они сажают преимущественно “блондинок”, которым надо все повторять не как военным – медленно и два раза, а по 5 – 6 раз.
О тайском английском особая речь. Куклачев, наверно, стал бы великим переводчиком с устного тайского английского, поскольку тайцы постоянно срываются на мяу-мяу. Но тут у нас был свой козырь – одна из участниц группы неоднократно бывала в Бангкоке по служебным делам и в совершенстве разбирала это мяуканье на английском языке.
Остальная часть подготовки оказалась несложной. Я нашел электронный адресок самого известного гида – переводчика  Пан Вирака в Сием Рипе (это город рядом с которым расположен комплекс Ангкор) в Камбодже - phanvirak@yahoo.com.  Господин Вирак любезно согласился провести с нашей группой три дня, а также порекомендовал недорогую и очень приличную гостиницу с бассейном в центре города. Он  также сказал, что построена новая автомобильная магистраль от границы с Тайландом до Сием Рипа. Еще несколько лет назад все путеводители предупреждали о том, что переезд на автомобиле из Пойпета в Сием Рип по разбитой и местами проселочной дороге крайне утомительное и сложное дело, занимающее до 8 часов, поэтому всем рекомендовалось лететь самолетом. Сейчас же 2,5 часа по отличной автостраде и ты на месте.
С этого года визы для россиян в Тайланд не нужны, поэтому оставалось только купить билеты на самолет. Родной Аэрофлот, как обычно, был практически вне конкуренции по цене билета, предлагая его за 31 – 34 тысячи рублей. А вот любимая мной за лучший сервис в полете авиакомпания Катарские авиалинии за аналогичный перелет попросила всего 19500 рублей, что нас, естественно, устроило. К тому же у меня не разу не было накладок с Катарскими авиалиниями, а вот с Аэрофлотом – регулярно (везет, наверно).


Комментарии
Guest18.02.12, 08:03
Круто. 
Сами зимуем на юге Тайланда и собираемся повторить маш маршрут на севере. Спасибо за подробное описание!
Editor09.12.09, 15:31
Видно потешались как хотели... и вы над ними )) 
- Ну Чо. Влево, по центру или справа?
- Йес!
- А фиг ли Йес! Ты рукой покажи туда, туда или сюда.
- Йес! (показывает рукой)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте