Золотой треугольник

Фото 27 Мясной салат по-тайски Фото 27 Мясной салат по-тайски
Фото 28 Зеленый пригород Чианг Рая Фото 28 Зеленый пригород Чианг Рая
Фото 29 Треугольник будет выпит Вчетвером его даешь Фото 29 Треугольник будет выпит Вчетвером его даешь
Фото 30 Рюмка наоборот в Мьянме Фото 30 Рюмка наоборот в Мьянме
Фото 31 Женские вериги Юго-Восточной Азии Фото 31 Женские вериги Юго-Восточной Азии
Фото 32 Вот они дуриан и хлебное дерево Фото 32 Вот они дуриан и хлебное дерево
Фото 33 А у нас на постаменте обычно стоит танк Фото 33 А у нас на постаменте обычно стоит танк
Фото 34 Обезьяний фитнес Фото 34 Обезьяний фитнес
Фото 59 Рыбацкий глюк Фото 59 Рыбацкий глюк
Фото 60 Храм Зари Фото 60 Храм Зари
Фото 61 Наши в городе Фото 61 Наши в городе
Фото 62 Отсюда больше всего хочется плюнуть вниз Фото 62 Отсюда больше всего хочется плюнуть вниз
Фото 63 К вечеру будут пробки Фото 63 К вечеру будут пробки
Фото 64 Хатыночки храмы и небоскребы Фото 64 Хатыночки храмы и небоскребы
Где-то около двух часов дня мы попрощались с рафтерами и продолжили культурную программу. Наш путь лежал на самый север страны. Остаток дня до самого вечера мы ехали на минибасе, останавливаясь только за тем, чтобы купить себе что-нибудь попить и поесть. В одном из таких мест я обнаружил кота, который уютно устроился на чашке весов и давил свое ухо в обнимку с манго. Я спросил у хозяев: “Салат”? И они утвердительно закивали в ответ. Ну да, едят же здесь жуков и тараканов, а чем кот хуже, подумал я и попросил пару манго и 300 грамм кота. Хозяева сначала обалдели, а когда поняли, что это шутка, манго отдали даром.
В Чианг Май въехали уже в сумерках и стали искать недорогую гостиницу, рекомендованную в путеводителе по Тайланду. Водитель эту гостиницу не знал и по пути спрашивал дорогу у местных жителей. Постепенно мы заехали в район развалюх и халуп на окраине города с мягко говоря резким запахом. Нет, это не Рио де Жанейро, подумали мы и попросили водителя найти что-нибудь в центре города. Он привез нас в отель “Триангл Палас” и сказал, что здесь дорого, но сейчас никого нет и можно попытаться договориться о скидке. Мы отправились в отель, где действительно по прейскуранту двухместный номер стоил 120 вечнозеленых. Однако, на вопрос, можно ли у вас снять два номера на одну ночь, служащий отеля кивнул и задал встречный вопрос – по 20 баксов за номер – устроит? Таким образом, цена упала в шесть раз. Большее падение я видел только в Египте, когда на запрос водителя заплатить 100 тугриков мы ответили, что у нас только семь и водитель “ … сказал поехали и махнул рукой”. Вечер мы посвятили беглому осмотру центра города и обстоятельному неспешному ужину.
Следующий день встретил нас пасмурной погодой без дождя. По пути к Золотому Треугольнику, месту, где сходятся три границы – Тайланда, Лаоса и Мьянмы (Бирмы), мы посетили старый храм, на территории которого разместился летний монашеский лагерь. Повеяло чем-то родным, доперестроечным. Утренние линейки, поднятие флага, час политграмоты, физкультпауза – здесь почти все так же, как было у нас, только на свой буддийский лад. Отсюда совсем недалеко до самой большой реки этих мест – Меконга.
Золотой Треугольник когда-то славился своими посадками опийного мака. В 19 веке здесь производилось до 60 процентов всех опиатов. Позднее с посадками мака стали жестко бороться и сейчас они практически отсутствуют, оставшись только в Мьянме, которая сейчас производит около 7 процентов героина, сбываемого в мире (лидер – Афганистан).
Место, куда попадают все, приехавшие в Золотой Треугольник находится на высоком холме при слиянии с Меконгом некрупного правого притока. За притоком – Мьянма, где до сих пор постоянно идут тяжелые бои между наркомафией и правительственными войсками. За Меконгом – Лаос. На холме расположен небольшой храм, несколько табличек с надписью “Golden Triangle” (в момент наплыва туристов все у одной не поместятся, а фотографии нужны всем) и сувенирные лавки, торгующие по бешеным ценам.
С холма наш путь вел в музеи опиума. Здесь их два. Первый - дешевый и это скорее краеведческий музей, так как в нем показана не только история опиума в Золотом Треугольнике и аксессуары, применяемые при потреблении этого продукта, но и приведены рентгеновские фотографии местных “длинношеих” женщин, а также результаты ежегодных соревнований по рыбалке на Меконге. К слову, рыба, напоминающая нашего сома и из-за усов называемая Cat fish, вырастает здесь до 3,5 метров длиной и 400 килограмм весом. Ловят их на соревнованиях, не смейтесь, на удочку. Приехавшие сюда в пятидесятых годах американцы установили свой рекорд - рыбу они не поймали, но выудили восьмиметровую трехсоткилограммовую змею. На фотографии морда этой змеи больше напоминает сказочного дракона.
Второй музей опиума построен по распоряжению Королевы Тайланда – очень помпезное здание с хорошей экспозицией муляжей и диорам. Исторического материала здесь мало. Посещение этого музея стоит недешево, поскольку деньги от посещения идут на борьбу с наркотой, следовательно их надо много.
После посещения музеев возникла мысль, а не покататься ли нам по Меконгу. Во-во, добавили дамы, а заодно и в Лаос заедем. Сказано, сделано. Берем длиннохвостую лодку, хозяин которой минут тридцать катает нас по реке вокруг речного острова, а потом причаливает к пристани в Лаосе и ждет нас в течение часа. На Лаосской территории нет ничего интересного. Заспанный пограничник берет с нас по 20 бат за проход. С другой стороны пограничной будки небольшой рынок и несколько забегаловок. Цены на еду и питье высокие, на часть сувениров – тоже. Тем не менее, не зря же приехали, покупаем всякую лабуду, типа кобр в виски, деревянные поделки и очень хорошие расшитые покрывала для кровати за 100 рублей на наши деньги. Я беру еще 2,5 литровую бытылку с гордой надписью “Игристое” за 25 рублей на наши деньги. К концу часа по лавочкам ходят уже только дамы – мужикам это надоело.
Возвращаемся на лодке к машине и едем в приграничный город Мае Сай. Дорога хорошая, а ехать недалеко. И снова та же идея – а не сходить ли в Мьянму. Сказано – сделано. Одна проблема, в Мьянме время отличается от Тайского на полчаса и важно не опоздать, иначе граница закроется. Итого у нас в запасе около двух часов. Но граница с Мьянмой настоящая – сидят нормальные ленивые пограничники с мордой толще, чем у меня. Работают, если это можно назвать работой, не спеша. Нужно получить настоящую визу, которая стоит либо 20 долларов долларами, либо 50 долларов, если платить тайскими батами. Протягиваю мелкие баксы погранцу, у того вид становится примерно таким, как у французской дамы легкого поведения, если бы с ней попробовали бы расплатиться туркменскими манатами или казахскими сомами. Оказывается здесь двойной минус, во-первых – дешевле, во-вторых - обменный курс американской мелочи плохой. Входим в положение погранца, выдаем ему стольник, получая в ответ две мятые американские десятки. У него тут же настроение улучшается настолько, что он дарит нам карту с указанием близлежащих достопримечательностей. Карта, естественно, на каком-то местном наречии, но это даже лучше. Мы выходим на площадь и без проблем ловим два тук-тука, хозяева которых по сходной цене готовы провезти нас по указанным на карте позициям. Я так понял, что приграничный бирманский город Тачилек чем-то похож на Москву. В Москве были обязательные для посещения приезжих точки – ГУМ – ЦУМ – Детский Мир. Если время было побольше, то сюда добавлялся Петровский Пассаж, универмаг Москва и в последнюю очередь Красная площадь. Так и в Тачилеке, только наоборот, сначала достопримечательности, а потом магазины. На посещение достопримечательностей времени хватило, на магазины – нет. Самое главное, мой приятель посмотрел деревню с “длинношеими” женщинами, которых очень хотел увидеть. Не знаю, что это – профессиональное (он по профессии – хирург), или эмоциональное (постановка ролевых сексуальных игр с переодеванием). В общем, границу назад пересекали, как Золушка ворота дворца, с точностью до удара часов. Успели, а то бы остались еще на день в социализме.
После возвращения из Мьянмы сели в машину и поехали искать гостиницу. Гостиницы, о которых писали в интернете, мы не нашли, а тут ливанул тропический ливень. Остановились в одной из самых простецких гостиниц. Комнаты достаточно чистенькие с видом на Мьянму, но без телевизора и кондиционера. Ни то, ни другое в принципе нам было не нужно, поэтому мы согласились оплатить по 10 долларов за двухместный номер. Вечером, как обычно смотрели город и ужинали. Попробовали и знаменитую Cat fish. Сом он и в Тайланде – сом. Уже в сумерках прошлись по сувенирным и фруктовым лавочкам. Не то, чтобы остались довольны, по крайней мере удовлетворились. На ночь продегустировали псевдо - шампанское, купленное мной в Лаосе. Одно слово – шмурдяк!
Утром дамы вышли из номера недовольными. Если бы им сказали, что за отель мы заплатили долларов тридцать, все было бы в порядке, а так – душевная травма. Одна из наших дам вообще считала, что отель дешевле 100 баксов за койку на ночь – это либо дом терпимости, где ей еще надо работать, либо ментовский обезьянник, куда за деньги дали одеяло. После шипения и выплескивания негатива они, наконец, пришли к общему знаменателю – не выспались, потому что на улице всю ночь горланила молодежь. А если бы мы спали в соседней четверке за 30 баксов за номер, вам было бы легче? Конечно, призналась одна из них, я бы думала о бесцельно потраченных баксах и не слышала бы этого ора.
С утра вместо завтрака физкультура – едем (или идем) на обзорную точку на холме, где заодно расположен и местный храм. Дело в том, что местные баты на самом деле подошли к концу, а банки открываются не раньше 10 утра. Зарядка – зарядкой, а по лестнице скакать не захотел никто – все поехали на машине. Храм на вершине прикольный. В качестве главного божества – скорпион размером с Т-34. Водитель не знал, что это означает, он просто сказал, что это что-то чисто Бирманское. Спустившись с холма увидели другое зрелище – мусульманскую группу, которая резко диссонировала с окружающим миром. Хмурые лица без единой улыбки и черный цвет одежд на фоне веселящегося многоцветья Юго-Восточного народа. Неожиданность поджидала нас и в первом банке, куда мы обратились. Они принципиально не меняют стодолларовые купюры. Ну и пес с вами, сказали мы и поменяли деньги в соседнем банке по тому же курсу.
Отсюда наш путь лежал на юг к северной столице Тайланда городу Чианг Май. Я попросил водителя ехать не той дорогой, по которой мы приехали, а другой, проходящей западнее основной магистрали. Это давало нам возможность по пути посмотреть несколько интересных мест. Для начала на выезде из города нас было остановил местный наркоконтроль, но увидев наши исконно русские лица (особенно – лицо Зураба) и банки пива в руках, немедленно дал отмашку для продолжения пути.
Первая остановка была в местечке, где “… в лесах много диких обезьян”. У подножья горы расположен небольшой храм, который не представляет особого интереса, а рядом с ним озеро, немного уходящее вглубь горы. В озере, как и везде в таких местах в Тайланде, кишит рыба, а перед озером резвятся макаки, которых можно покормить из рук, продающимся здесь же кормом. Особенно они любят семена лотоса. Макаки ведут себя непринужденно, развалясь на нижних ветвях деревьев и близлежащих строениях, откуда они регулярно прыгают в озеро, чтобы поплавать. Нет, это конечно не двойное сальто с полутора винтами из задней стойки, но я впервые увидел, чтобы не понукаемое людьми животное с приличной высоты прыгнуло в воду просто так, для собственного удовольствия. От озера мы пошли вверх в горы по тропинке. В начале тропинки сложены крепкие посохи из бамбука, которые нам порекомендовали взять. Тропинка подходит к горам и дальше вверх путь идет по лестницам. Вот здесь и выяснилось основное назначение посохов. То племя обезьян, что живет внизу, это племя знакомое с цивилизацией, которая по аналогии с американскими индейцами, уже знакомо с бесплатной закуской, “огненной водой” и халявными одеялами. А вот на горе живет другое племя – непокоренные “апачи”, которые считают эту территорию своей и мирятся с бледнолицыми, только уступая их силе. Прямо перед нами на лестницу выскочил крупный самец и оскалил нехилые клыки, всем своим видом показывая, что он не просит, он требует плату за проход. Он очень напоминал ГАИшника, требующего заплатить штраф за проезд под знак, который сам же только что поставил. Обезьяну был предъявлен аргумент в виде помахивания перед его носом посохом и он мирно удалился, ну как если бы перед носом ГАИшника помахали бы корочкой ФСБ. Вся прочая обезьянья стая расположилась довольно высоко на деревьях (посохом не достать), перекрикиваясь между собой. Казалось, что в их криках слышалось “понаехали тут на нашу голову…” Лестница выводит в начало короткого и высокого каньона, в конце которого виден вход в пещеру. От входа до основного зала пещеры около пятидесяти метров по вырубленным в скале ступеням. В зале пещеры расположен пещерный храм Будды. Когда идет богослужение или когда приезжает большая группа в зале включают свет, но и без электричества довольно хорошо все видно, так как свод зала в одном месте обрушился и дневного света проходящего через пролом, в общем-то хватает для осмотра, особенно, если использовать фонари, которые мы предусмотрительно взяли с собой.
Дальше наш путь лежал на гору Doi Tung, откуда в хорошую погоду открывается замечательный вид на Мьянму и по временам слышна артиллерийская канонада – перестрелка между правительственными войсками и наркомафией. На горе расположен очередной храм и обзорная площадка. У нас погода хмурилась и обзорная площадка была полностью в тумане или в облаке, так что оттуда не было видно практически ничего.
На другом склоне горы Doi Tung расположена летняя резиденция королевы – матери, ныне покойной. В резиденцию пускают, правда для осмотра доступны лишь садик перед довольно скромным домом и некоторые комнаты самого дома. Зато перед резиденцией разбит огромный парк – ботанический сад Mae Fan Luang, который наряду с Nong Nооch считается одним из лучших в Тайланде. В саду обилие цветов и экзотических растений, причем оформлено все это очень изысканно, с большой выдумкой. Ходить здесь можно часами, но наш путь лежит дальше.
Следующая остановка в этнической деревне. Мы уже были в подобной деревне в Мьянме, но здесь деревня гораздо больше, в ней собраны все этнические группы северного Тайланда, и посещение ее стоит недешево. Учитывая то, что видеокамера вдруг решила еще немного поработать, приятель в сопровождении женщин отправился в деревню. Я же наблюдал за ними из укрытия – машины с включенным кондиционером с банкой холодного пива в руках. Вернувшись из деревни, приятель сказал, что он не только полностью удовлетворил свое либидо, но и либидо видеокамеры, которая вновь перестала работать, так что до конца поездки длинношеие женщины его больше не интересуют.
Дело уже шло к вечеру, а дождик то прекращался, то поливал вновь. Тут я вспомнил, что на одной из схем, которая у меня была, обозначены горячие источники. Я показал эту схему водителю, он кивнул и сказал, что он знает эти источники, и что они гораздо более интересны, чем те, что находятся вблизи от Чианг Мая. Оказалось, что источники расположены совсем недалеко от той дороги, по которой мы ехали. Конечно, назвать эти источники “дикими”, как долину гейзеров на Камчатке или аналогичную ей в Йелоустоне язык не поворачивается – вся территория облагорожена, горячие ключи бьют кое-где из земли, а кое-где заключены в трубы, но это все равно интересно, поскольку большинство из нас ничего подобного не видели. Некоторые источники для удобства подхода к ним обложены камнями, рядом стоит табличка с указанием температуры (около 90 градусов по Цельсию) и временем, которое нужно, чтобы сварить яйца (куриные) всмятку и вкрутую. Металлический сачок для варки яиц лежит тут же. Невдалеке от источников построены мужская и женская бани - сауны, в которые подается пар прямо от источников. Рядом с ними три бассейна с разной температурой воды от горячей до очень горячей. Бассейны тоже разделены на мужские и женские, но никто этого деления не придерживается. Приятно посидеть в таком бассейне во время дождя, пусть даже на улице достаточно тепло.
В Чианг Май приезжаем уже в сумерки и селимся по совету водителя в недорогую гостиницу около ночного базара. Договариваемся с водителем, что снимаем его еще на три дня, но уже не через фирму, а напрямую. После некоторых колебаний он соглашается. Естественно, что для нас это несколько дешевле, чем платить через фирму. Вечером ужинаем в одном из ресторанов на ночном базаре. По сравнению с Москвой, мягко говоря, недорого, учитывая то что я взял королевских креветок с пивом, причем креветок лично ловил сачком в бассейне ресторана, выбирая побольше и пожирнее. Цены на ночном рынке на местные изделия и сувениры настолько низки, что мы в первое посещение не рискнули ничего купить, решив сначала осмотреться.
На следующее утро долго ждем машину. Видимо водителя сильно укатал предыдущий день и он проспал. Но не бывает минусов без плюсов. Бродя по окрестностям, я нахожу туристический ларек, на плакате которого красуются тигры и запоминаю это. Водитель меж тем приезжает, долго извиняется за опоздание и везет нас на гору Doi Suthep. Первая остановка была у летней королевской резиденции. В само здание не пускают, но перед зданием разбит огромный розарий, а окружает здание большой парк. В парке некоторые участки остались в первобытном состоянии, то есть через тропический лес над землей проходят тропы из деревянных настилов. Кое-где на деревьях цветущие орхидеи. В других местах лес расчищен, посажены цветы и экзотические деревья. Некоторые деревья спиливали не до конца, оставляя пень высотой около четырех метров, который сейчас весь покрыт резьбой на манер тотемного столба у индейцев. Больше всего моих друзей поразил бамбук высотой около тридцати метров и до сорока сантиметров в диаметре. Такой бамбук в диком состоянии можно увидеть в лесах Бали, а в Тайланде он обычно потоньше и пониже.
Следующая остановка – деревня, где когда-то выращивался опийный мак, а сейчас жители просто выращивают овощи и получают деньги от продажи своих поделок туристам. Мы недолго побродили по улицам и поехали дальше. Мы и в России на деревни вдоволь насмотрелись.
Дальше наш путь лежал в храмовый комплекс на вершине горы. Комплекс этот хорошо описан в литературе, скажу лишь то, что его безусловно стоит посетить. Интересно все, и статуя изумрудного Будды, и храм белого слона, и большой гонг, и другие достопримечательности комплекса.
Надо сказать, что эти несколько очень активных дней утомили не только водителя, но и нас. Поэтому мы решили посетить пару храмов в городе и на этом окончить экскурсионную программу на этот день. Водитель выбрал наиболее интересные храмы, привез нас туда, после чего мы посетили фруктовый рынок и вернулись в отель. Дамы сразу отправились делать массаж, а мы с приятелем и парой пива просто отдохнули до вечера у себя в номере.
Вечером мы “чисто конкретно” посетили ночной рынок, магазинчики и лавочки на прилегающих к нему улочках в два приема. Сначала просто прочесали все вдоль и поперек, потом поужинали в другом ресторанчике, где цены оказались еще ниже, чем в предыдущем, обсудили увиденное и пошли по второму разу уже с целью приобретения сувениров. На этом день закончился.
Утром машина пришла вовремя. Я сказал дамам, что где-то тут есть тигры и можно их погладить. Они обе выразили желание сделать это, причем немедленно. Водитель не знал, где в Чианг Мае найти тигров, поэтому я взял его за руку и отвел к той лавочке, которую заметил вчера. Вглядевшись в тайские корябушки на плакате он сказал по тайски “ага” и уже по-английски добавил, что это там, куда мы и без того собирались ехать. Дело в том, что к северу от Чианг Мая расположена зона, в которой размещены всевозможные развлечения для туристов от чисто созерцательных – типа ферм бабочек и орхидей, до экстремальных – пейнтбола, банджи джампинга и картинга. Нас же прежде всего привлекало “Тигриное королевство”.
Судя по незавершенному строительству “Тигриное королевство” около Чианг Мая появилось недавно. Пока это не тигриная ферма, которых много в южном Тайланде, а просто что-то вроде небольшого зоопарка, где за приличные деньги можно пообщаться с тиграми, тигрятами и львятами. После небольшого обсуждения мы остановились на львятах и тиграх.
При входе объявление – кто съест билет, с того штраф 2000 бат. А что, если билет съест тигр … вместе с карманом, где он лежал?
В львином вольере находились два львенка четырехмесячного возраста. В отличие от тигрят, шкура которых довольно жесткая, львята пушистые, как котята. Судя по поведению львят и взрослых тигров, им что-то дают, от чего они становятся несколько заторможенными, но с другой стороны львята позволяли делать с собой все, что заблагорассудится. Общение с ними длилось около двадцати минут, за которые каждый успел почухать обоих львят не по одному разу.
В тигрином вольере размещались полуторагодовалый тигр и две его сестры. Тигр был занят вылизыванием уха одной из тигриц. Он не прекращал это занятие даже в тот момент, когда его самого гладили и трепали по холке. Вторая тигрица с удовольствием позволяла чесать себе пузо, развалившись на траве.
В конце посещения мы немного пожалели, что не пообщались с тигрятами. Четыре месячные крохи сначала сидели в дальнем от посетителей конце павильона. Однако, стоило нам погромче пошуршать газетой, как они неспеша отправились к нам. Один из них, самый осторожный, залез под стол в центре павильона и храбро сверкал оттуда глазенками, зато трое других, дойдя до ограды, устроили шумную возню. Одно слово – коты они и есть коты.
Следующее место, которое мы посетили, было шоу змей. Участники этого шоу когда то снимались в одном из фильмов “Рэмбо” вместе с Сильвестром Сталлоне, о чем повествуется на плакатах шоу, украшенных фотографиями со съемок фильма. Перед представлением вы можете поиграться с маленьким удавчиком, которого дают вам в руки, а уже по ходу представления вам предлагают погладить кобру “на счастье” и сфотографироваться с увесистым удавом, которого два служителя не без труда поднимают и вешают вам на шею. В шоу, кроме людей участвуют кобры, трехметровая королевская кобра, трехметровый удав, прыгающие змеи и водяные змеи, которых по ходу представления ловят руками, ногами и даже зубами. Все, кроме удава, ядовиты и вас никто не обманывает. По ходу представления, у одной из кобр при вас берут яд, а после прыгающих змей приходится вытирать от их яда арену. И с каждой змеей укротитель обязательно целуется в конце номера. Без хохм, конечно, тоже не обходится. Одна из них, когда берется за хвост змея и кидается в публику. То есть за хвост берется змея, а в публику кидается кусок веревки, которую до этого укротитель незаметно прятал в руке. Или, например, гладя кобру, вы вдруг обращаете внимание, что голова этой кобры находится в сантиметре от ваших штанов, а укротитель поясняет – я поцеловал эту змею, а теперь она поцелует вас, сами понимаете куда. Или, одевая вам на плечи удава, укротители несколько стискивают его, от чего удав рефлекторно стискивает вашу шею. В общем, местами очень прикольно.
Обезьянье шоу, расположенное рядом со змеиным, по нашему мнению менее интересно. Обезьяны в Тайланде проделывают все, что у нас в цирке проделывают медведи и даже немножко больше. При вас они срывают с пальмы кокосы, кидают мяч в баскетбольную корзину и даже ныряют за брошенными на дно бассейна часами. Шоу длится недолго и стоит дешево.
Одна из наших дам увидела вышку для банджи джапминга и захотела испытать себя на этом аттракционе. По-моему в Парке Горького такие прыжки круче, так как летишь с высоты мордой в асфальт. Здесь же внизу неглубокое озеро, причем можно выбрать – влетать головой в воду или нет. На мой провокационный вопрос, сколько надо доплатить, чтобы прыгающий клиент вошел в дно по самые пятки почему-то никто не ответил. Тем не менее, прыжок был совершен, удовольствие получено.
И, наконец, мы добрались до “жемчужины” этих мест – водопаду Мae Sa. Водопад десятиступенчатый с высотой ступенек от пяти до двадцати метров и плесами – быстротоками между ступенями. Это популярное место для отдыха местных жителей. По обоим берегам вдоль водопада идут широкие тропы, в особенно красивых местах стоят беседки, где можно посидеть и перекусить. Вокруг чисто до такой степени, что при входе в туалет просят снимать обувь. Тропа идет по нетронутым джунглям, где мы впервые увидели дикие орхидеи. В водопадах можно купаться. Вода теплая с температурой выше 20 градусов. Вверх к первой ступени мы зашли без остановок, зато, спускаясь вниз, купались в каждой ступени, где был удобный подход к воде. У третьей ступени расположена автостоянка и несколько кафе, в одном из которых мы пообедали.
После обеда мы съездили на горячие источники, которые расположены недалеко от Чианг Мая. По сравнению с теми источниками, где мы были ранее, здесь все более цивилизовано и менее красиво. Вместо бань и горячих бассейнов здесь по территории течет горячий ручей, на берегу которого можно сидеть, опустив ноги в воду и один большой бассейн с теплой водой. Ожидая большего, нам пришлось ограничиться тем, что есть – не зря же ехали.
Возвращаясь в Чианг Май, заехали на вокзал. Оказалось, что поезд со спальными местами стоит не намного дороже автобуса, а ночью спать в лежачем положении все-таки удобнее. Поэтому, долго не раздумывая, мы взяли билеты на ночной поезд до Бангкока. Вечером еще раз прошлись по рынку и магазинчикам. Мне наконец-то удалось купить подарок для дочки – сережки и колечко с местными рубинами. Дело в том, что покупать такие изделия на рынке – просто выбрасывать деньги. Да, на рынке очень дешево, но никто не поручится, что вы действительно купили рубины, а не цветное стекло. Точнее, зная способности тайцев к копированию и подделке, можно утверждать обратное – вы практически стопроцентно заплатите за стекло. Я же покупал изделия в магазинчике, где при мне прибором проверили в них все камешки. Я долго выбирал, потому что в Тайланде практически не делают серьги с английским замком видимо для того, чтобы они чаще терялись. А в этом магазинчике было именно то, что мне нужно. Вообще здесь, наверно, можно купить все, что угодно. Как писали при входе в один из крупных магазинов в Европе – если ты совершенно не представляешь, что тебе нужно, зайди сюда, оно у нас есть. В частности, одной из нас была приобретена табличка с номером дома, с резьбой по сандаловому дереву.
В заключение вечера я решился на приключение. Оставив в номере все ценные вещи и документы, взяв с собой немного баксов мелкими купюрами я пошел в район “красных фонарей”. Нет, я не настолько озабочен, чтобы искать там чувственных наслаждений, так как даже по официальной статистике 60 процентов жриц любви в Чианг Мае заражены СПИДом. Мне просто хотелось сравнить Чианг Май с Патайей. Я читал, что по масштабам подобных услуг Северная столица Тайланда ничуть не уступает Патайе – признанному центру сексуального туризма, но в Чианг Мае надо еще беречь и собственные карманы. Надо признаться не обманули, ни в первом, ни во втором, поскольку через полчаса после того, как я зашел в зону “красных фонарей” у меня в кармане осталась ровно та сумма, которая позволила мне расплатиться с барменом за пару коктейлей, которые я выпил. Замечу, что эти деньги лежали в бумажнике, из которого остальные деньги пропали. Да, ловкость рук потрясающая причем не только в огранке самоцветов, о чем я знал раньше (при мне на фабрике рабочий гранил сапфир не глядя на него, только на ощущениях рук), но и в воровском деле.
В последний день в Чианг Мае мы сразу загрузили все свои вещи в минибас, чтобы не тратить время на возвращение в город, и отправились в национальный парк Doi Intanon. В этом парке есть все – экологическая тропа по тропическому лесу, многочисленные большие и маленькие водопады, пещеры и даже показательная ферма, состоящая на балансе у королевской семьи. Если бы мы приехали сюда прямо из Бангкока в первый день посещения северного Тайланда, то несомненно бы охали и ахали. А сейчас мы уже вошли в режим насыщения. Самые изысканные красоты уже не вызывали бурного восхищения на фоне того, что мы видели раньше. Я уже сталкивался с подобным эффектом в Италии, когда после нескольких дней хождений по музеям глаза замыливаются и на прекрасные произведения искусства смотришь, как на акварели в районном краеведческом музее. Характерна и последующая реакция наших дам. Когда водитель предложил заехать в очередной храм, дамы ему ответили, что если он случайно по дороге увидит храм, то пусть объедет его за квартал. А ведь еще три дня назад они буквально рвались в такие места, будь они историческими или новоделами.
На вокзал в Чианг Мае мы прибыли менее чем за час до отправления нашего поезда. На посещение забегаловок времени уже не осталось, поэтому купили себе еды и фруктов в дорогу в привокзальных магазинчиках. Вагон, в котором мы ехали, оказался очень удобным. Проход расположен по центру вагона, справа и слева от прохода отсеки с мягкими сидениями – по четыре места со столиком. То есть в дневном исполнении полный отсек аналогичен нашему плацкартному поезду – восемь человек, но гораздо удобнее. В ночном исполнении столики убираются вниз, сиденья раскладываются внутрь отсека, образуя по одному широкому спальному месту внизу справа и слева от прохода. Сверху откидываются верхние полки несколько уже, чем нижние, но все равно, шире, чем у нас и все полки закрываются занавесками – дверей нет. То есть ночью вместимость отсека составляет четыре человека – два справа и два слева от прохода. Всю операцию по трансформации полок и застилке кроватей производит проводник – обычно женщина. В движениях нашей проводницы было что-то от американской школы сержантов – все движения выверены до микрона и скорость работы, как у автомата на поточной линии. На подготовку каждого спального места у нее уходило несколько минут. Да, о чем забыл сказать, в вагоне четыре туалета, причем все работают и содержатся в исключительной чистоте. Очередей, как у нас, естественно нет и, поскольку они экологически чистые, то на остановках и в городах их не закрывают.
Ночь прошла замечательно и рано утром мы были в Бангкоке. Учитывая то, что на следующий день рано утром нам надо улетать, было принято решение о ночлеге недалеко от места остановки аэропортовского экспресса. До этой остановки мы добрались на такси и сняли номера в недорогой гостинице практически рядом с аэропортом. Оставив вещи в гостинице, мы отправились в город. Трое из нас уже были в Бангкоке, поэтому стандартная программа с посещением королевского дворца и близлежащих храмов нас не привлекала. Я предложил другую программу, которая была всеми поддержана.
Недалеко от гостиницы мы взяли такси и поехали на плавучий рынок. Таксист сначала не понял, куда мы хотим попасть и запросил бешеные деньги. Он думал, что мы хотим поехать на большой плавучий ранок, куда возят иностранцев и который расположен в нескольких десятках километрах от Бангкока. С помощью карты, тыкая в северо-западную часть правого берега Чао Прайи, удалось ему разъяснить, что мы хотим на местный маленький плавучий рынок. Наконец, он кивнул и мы поехали. Езды оказалось около двадцати минут, что по меркам Бангкока – рядом. Рынок действительно невелик. С лодок продают сырую и жареную рыбу, крабов, креветок, ракушки, а также обязательную курятину и свинину во всех видах. На рынке мы позавтракали вареными крабами с пивом, к которым нам дали еще и ракушек на пробу. О ценах не говорю, все равно не поверите. Поразило количество рыбы в реке около рынка. Сначала я подумал, что это садок, в котором держат пойманную рыбу, но потом стало понятно, что нет, что просто она тут кишмя кишит. Регулярно кто-нибудь из туристов или из местных жителей бросает в воду булочку или что-нибудь подобное. Булочка съедается не долетев до воды. Рыбы бьются за нее, выпрыгивая и пытаясь откусить кусочек на лету. Конкуренция у рыб, как при поступлении в китайский университет – восемьсот претендентов на одно место.
У рынка расположена пристань, откуда отходят большие лодки катать туристов по каналам – клонгам. Каталка весьма занимательная, так как по пути лодка регулярно останавливается, чтобы познакомить туристов с прибрежными храмами, местными кустарями, делающими сувениры и всякого рода забегаловки. Цена подобной поездки менее 100 рублей на наши деньги, но есть одно но – поездка длится аж три часа, а этого времени нам было жалко. Покататься по клонгам, тем не менее хотелось. Нам пришлось нанять частную лодку с тем, чтобы наша каталка продлилась ровно один час. Это стоило в два с половиной раза дороже. Замечу, что не говорю здесь о цене получасовой каталки по Венеции – сравнение по цене такое же, как поездка в рейсовом автобусе и полет на самолете.
Нет, Бангкок все-таки не Венеция, но один раз прокатиться по клонгам безусловно стоит. Мы увидели и полуразвалившиеся халупы, и вполне хорошие дома, и очень респектабельные особняки. Под автомостами через клонги развлекаются петушиными боями местные жители. Нам с берега демонстрировали клетки с бойцовыми петухами и предлагали принять участие в развлечении. У одного из храмов мы сделали остановку для его посещения. Храм впечатления не произвел, поскольку подобных мы уже много видели, а вот река перед храмом наполнена рыбой еще в большем количестве, чем у рынка. Здесь же пара торговцев, которые за мелкую денежку продают различные хлебобулочные изделия не столько для людей, сколько для рыб. Покупаете булочку, бросаете в воду и можете снимать фильм – выборка невода из воды во время путины – очень натуралистично. Подобная сцена есть в фильме “Охотники за каучуком”, где кабанчик влетает в реку, а в ней живут пираньи. Через минуту над водой показывается хорошо обглоданный скелет. Кстати о пираньях. Пару лет назад в районе этого рынка какой-то шутник выпустил в воду пираний. Через две недели о них уже не было слышно. Ребятишки во всю купаются в реке. На обратном пути к плавучему рынку мой приятель увидел мелкого дремлющего крокодила. Интересно, почему его рыбы не сожрали.
На выходе из рынка мы купили сладости, фрукты и утоли жажду кокосами. Я еще прикупил до 25 рублей орхидею с цветами в горшке, которую привез в Москву и сейчас она цветет у меня дома. У рынка мы взяли такси и поехали к храму Зари (Wat Arun), который никто из нас близко не видел – этот один из самых старых и самый красивый в Бангкоке храм был отремонтирован и открыт для посещения лишь несколько лет тому назад. Храм поднимается над водой на правом берегу Чао Прайи недалеко от расположенного на другом берегу королевского дворца. Все стены храма и окружающих его башенок покрыты лепниной и каменной резьбой. Почти до самого верха храма ведут крутые лестницы, по которым не возбраняется полазать. Рядом с основным храмом несколько более новых храмов, в том числе и с отпечатком ступни Будды. Судя по тем отпечаткам стоп, которые мы видели в Тайланде и Камбодже, Будда вряд ли поместился бы в какой-нибудь современный храм, так как отпечатки его ног можно сравнивать со следами Кинг-Конга. Рядом с храмами растут деревья, цветы которых почитаемы буддистами всего мира, так же, как и цветы Лотоса.
От храма мы переправились на другой берег реки и продолжили свой путь вниз по реке на речном трамвайчике до конечной остановки линии метро. На метро мы добрались до торгового центра города. Цена поездки на метро сравнима с ценой аналогичной поездки на такси, но в метро нет пробок и поэтому оно зачастую удобнее. Выйдя из метро, мы отправились к последнему месту в Бангкоке, которое планировали посмотреть – обзорной площадке, которая расположена на 86 этаже отеля Байок Скай. Пропуском в музей отеля и на обзорную площадку служит оплаченный сок или коктейль, который вы можете получить в ресторане на 85 этаже. С обзорной площадки даже в пасмурную погоду открывается незабываемый вид на четырнадцатимиллионный город. Вечер этого дня мы хотели провести в одном из известных шоу города, но кое-кто, не буду называть его имени, ухитрился оставить деньги и документы не в сейфе, а просто на кровати. Поскольку он не без основания беспокоился об их судьбе, то вместо представления мы получили двухчасовую прогулку по Бангкокским пробкам, аналогичную поездке по Москве с Ярославского вокзала до Казанского с просмотром достопримечательностей вечернего города.
Однако, город не хотел отпускать нас так просто. Как я уже писал выше, вход в наш отель был рядом с остановкой экспресса до Аэропорта. Первый по расписанию экспресс на остановку не пришел, а когда не пришел и второй, мы забеспокоились. Хорошо еще, что это было раннее утро, когда пробок в городе практически нет, поэтому наше беспокойство было не очень сильным. Такси, тем не менее, мы поймали не с первого раза – здесь, как и во многих странах, есть своя таксистская мафия, поэтому брали такси и расплачивались мы с посредником, сами таксисты ехать отказывались.
Однако все это было прелюдией к Марлезонскому балету, который нас ожидал при посадке. Активный сувениринг в конце поездки придал особый вес нашим сумкам и рюкзакам. Иметь много родных и знакомых конечно хорошо, но дорого. Хорошо еще, что допустимый вес на самолет был 25 кг в багаж плюс 7 с собой. Тем не менее некоторый перебор, даже при том учете, что вещи в багаж мы сдавали группой имелся и стоимость перевеса очевидно превышала стоимость собственно сувениров. Одной из наших дам пришлось вытаскивать из багажа наиболее тяжелые вещи и перекладывать их в сумку с ручной кладью. К концу операции вес багажа приблизился к разрешенному для бесплатной перевозке, зато вес ручной клади заметно превысил допустимую норму. Халдей на весах стыдливо отвернулся и выдал-таки заветную бумажку под названием посадочный талон. Конечно, любой турист водник знаком с подобными ситуациями. Однажды при полете в Кутаиси в гитару (внутрь) были запихнуты два гидрокостюма марки Тегур, то есть гитара стала тяжелее контрабаса. И тут главное – пройти на посадку мимо служащих аэропорта, весело помахивая двадцатикилограмовыми авосечками с баллонами от катамарана и пятнадцатикилограмовой гитарой, всем своим видом демонстрируя невесомость ручной клади. Вот этого нашей даме сделать не удалось. Она заметно давала крен на один борт, как недавно торпедированное судно, а помочь ей было невозможно – свободных рук не было.
Далее последовала вторая часть Марлезонского балета. Служащие аэропорта в общем-то не сильно нас шмонали. К примеру, у меня в сумке с фототехникой и всякими описаниями лежал внушительный швейцарский нож, который я, каюсь, забыл убрать в багаж. Не заметили. Зато нашу барышню раскрутили по полной программе. У нее изъяли не только недопитую бутылку воды, но и косметическую соль, несмотря на то, что соль не жидкость. Не помогла ни надпись на банках с солью, ни герметичная укупорка этих банок – все полетело в урну. Есть, правда, небольшое подозрение – так как вес каждой из банок был довольно внушителен, их отобрали просто для того, чтобы привести вес ручной клади к норме. В общем, представление о стране было несколько смазано этой сценой, ну да где подобного не бывает.
Обратный перелет прошел очень хорошо и запомнился лотереей в Дохе. В аэропорту стоит последняя модель не то – мазератти, не то – феррари и предлагается выиграть ее в лотерею. Желающих не видел, но полагаю, что эта машина там и останется – стоимость лотерейного билета 1200 долларов.
Выйдя из самолета в Домодедово, мы особенно порадовались, что после жаркой и душной Бангкокской весны мы попали в прохладное и свежее Московское лето.