Озеро Сонг-Кель и Транс-Терскей

Тандыр Тандыр
Кладбище Кладбище
Тяжелая дорога на перевал Кара-Кичи Тяжелая дорога на перевал Кара-Кичи
Место ночевки Место ночевки

День 6 - 08.07.2011

Арал – Чаек – Кайырма – ур. Джарташ – р.Каракичи - подъем на пер.Кара-Кичи, пробег 64.5 км, средняя скорость 21,2 км/ч, высота ночевки 2930м, набор высоты за день 1374м, солнечно, к вечеру дождь.

С утра окунулись в очаг цивилизации – райцентр Чаек. Пара десятков магазинов, рынок, больница и даже … драматический театр. Никуда не торопимся, устраивая обстоятельные посиделки у тандыра с горячими лепешками, запивая их слабо и безалкогоьными напитками.

Цель следующих двух дней высокогорное озеро Сонг-Кель, через перевал Кара-Кичи(3392м). Дорога на перевал идёт мимо одноименного угольного разреза в связи с чем очень заезжена и разбита, особенно первые километры, пока не доберется до гор.

Угольный карьер(2800м), в свое время один из крупнейших в Киргизии, были планы даже дотянуть до сюда узкоколейку, но сейчас всё выглядит заброшенным – несколько вагончиков с удивленно смотрящими на нас рабочими.

Очень вовремя встаем на ночь на высоте 2900м, успевая разбить лагерь до начавшегося дождя.

Подъем на перевал Кара-Кичи Подъем на перевал Кара-Кичи
Спуск Спуск
Высокогорная долина Высокогорная долина
Озеро Озеро
Приближение непогоды Приближение непогоды
33 поворота 33 поворота
Р. Сонгкель Р. Сонгкель

День 7 - 09.07.2011

пер.Кара-Кичи (авто, 3364м) - оз.Сонг-Кель - пер.Терскей-Торпок (авто, 3133м) - р.Сонгкель, пробег 75.5 км, средняя скорость 11,9 км/ч, высота ночевки 2540м, набор высоты за день 1023м, температура +4..+16С, пасмурно, временами грозы.

Утро не предвещает ничего хорошего, небо затянуто тяжелыми тучами, зацепившимися за вершины гор. Но ждать погоды выше 3000м бесполезно, выбора нет, приходиться ехать.

Буквально с первых минут начинается дождь, не прекращающийся до самого перевала. Наверху конкретный дубак +4C, промокшие до нитки ждем девченок, чтобы сделать первальные фотки. Красиво – снежники до вершин буквально из под ног, но душевные порывы полностью подавлены физическими, заботы и мысли лишь о том как согреться.

Спуск несет избавление от холода, неоднократно проверенная закономерность – на каждые сто метров сброса плюс один градус тепла. У Сонг-Келя уже +9, дождь закончился и даже начало пробиваться солнце. Жить снова можно.

Сонг-Кель – озеро на высоте 3016м, длина 28, ширина 18км, максимаьная глубина 21м. Является одним из основных объектов экотуризма в Киргизии, привлекая множество туристов со всех частей света.

Вдоль береговой линни разбросаны летние киргизкие жилища – юрты, рядом с которыми неизменные табуны лошадей. Пора сделать привал на обед, но в чистом поле сидеть некомфортно - холодно, да и периодически задувает сильный ветер. Костя вызвался сходить в ближайшую юрту и попроситься погреться. В юрте пригласили за стол, где помимо чая с лепешками были традиционные местные угощения – каймак(сметана), сарымай(топленое масло) и конечно же кумыс. Здесь его называют кымыз, готовится путем сбраживания кобыльего молока в спецальных бурдюках из шкур. Продукт для непривычного желудка непростой, но реально освежающий и придающий силы.

Прощаемся с гостеприимными хозяевами и продолжаем путь. Дорога плавно набрав полторы сотню метров выходит на перевал Тескей-Торпок(3133м) в народе именумый “33 поворота”. Строители не стали искать легких путей, проектируя оптимальный путь спуска по хребту, а просто нарезали крутой серпантин по склону со сбросом в полкилометра. Да, повезло нам с этой стороны на перевал заехать. Катить и катить бы вниз, настоящий рай для велосипеда. Но как назло накатывает вторая волна дождя и вместо приятного спуска по серпантину повторение утренней истории - сжатые до посинения пальцы на тормозах, ветер с дождем в лицо, лужи, грязь. Спустились все без происшествий и ладно, по такой погоде не до рекордов в даунхиле.

Ущелье реки Сонг-Кель, вытекающей из озера. Места абсолютно шикарные, вставать можно где угодно, однозначно лучшее место ночевки первой половины похода.

Р. Сонгкель Р. Сонгкель
Тянь-Шаньская ель Тянь-Шаньская ель
Дорога на перевал Джаан-Булак Дорога на перевал Джаан-Булак
Перевал Джаан-Булак Перевал Джаан-Булак
Корабль пустыни Корабль пустыни
В гостях В гостях
Г. Нарын Г. Нарын
Нарынские байкеры Нарынские байкеры

День 8 - 10.07.2011

р. Сонгкель - пер.Джаан-Булак (авто, 3013м) – г.Нарын – р. Нарын, пробег 87.0 км, средняя скорость 15,4 км/ч, высота ночевки 2035м, набор высоты за день 975м, температура +29С, ясно.

Утром встретили каких-то туристов на джипе, которые рассказали, что если сразу со спуска с перевала повернуть влево, то будет водопад – река уходит вниз от озера узким ущельем с каскадом водопадов, до первого из котороых можно доехать. Место зачетное и стоит посещения, убедился в этом, глядя на фото в интернете, но тогда возвращаться три километра вверх не было никакого желания и большинством группы решили не ехать.

Склоны ущелья покрыты густым лесом Тянь-Шаньской ели. От обычных их отличает узкая пирамидальная крона и более длинные иголки. Но что поражает при взгляде – это как им удается рoсти на почти отвесных склонах, при этом выдерживая мощные ветра и метели? Оказывается, помимо обычных поверхностных у них есть якорные корни, уходящие глубоко вниз. Наткнувшись в почве на крупный камень или выступ скалы, якорный корень не отворачивает в сторону, не 'обегает' его, как обычно поступают питающие корни, а наоборот, растет под него, загибается и образовавшимся таким образом мощным крюком заякоривается. Такое дерево простоит полтысячи лет на любом ветру. А кормят его те корни, что прошили почву под самой поверхностью и широко разбежались по склону.

Пятьсот метров набора на перевал Джаан-Булак(3013м). Неделю назад они бы оказались большой проблемой, но сейчас команда набрала неплохой ход и заезжаем без особых проблем. Наверху стоит памятная табличка, что дорога реконструирована в 2009г на деньги посольства Германии. Стоит скзать, что грунтовые дороги Киргизии постоянно поражали своим хорошим качеством, откровенно плохих было меньше сотни из семиста пройденных по грунту.

Крутой спуск серпантином, похоже единственный из серьезных, где я умудрился не пробиться, хотя вроде бы себя не сдерживал.

Спустя пару незначительных подъемов и чуть более значительных спусков докатили до нарынской трассы. Асфальт, которого не видели уже три дня. Прямо у трассы обедаем в юрте, почти как и на Сонг-Келе – традиционные молочные угощения и всё такие же вкусные. Хозяева, узнав о наших дальнейших планах советуют ехать трассой через перевал Долон и сегодня-завтра уже быть на Иссык-Куле, ну нет, так не интересно и слишком просто, нам до Иссык-Куля ещё три дня пути.

Обласной центр Нарын. Город интересный и по-своему симпатичный, но его посещение омрачилось кражей Валиного фотоаппарата пока мы ужинали в кафе.

С сильно подпорченным настроением выдвинулись дальше, заночевав на первом притоке Нарына по выезду из города.

Р. Нарын Р. Нарын
Ущелье Капчыгай Ущелье Капчыгай
Ущелье Капчыгай Ущелье Капчыгай
Озеро Озеро
Виталий Виталий
Ужин Ужин

День 9 - 11.07.2011

р. Нарын – Таш-Башат - р.Малый Нарын - ущ. Капчигай – р. Карагоман, пробег 95.0 км, средняя скорость 12,6 км/ч, высота ночевки 2540м, набор высоты за день 1500м, температура +33С, ясно.

Этот день можно разделить на две части – малоинтересную пилежку по разбитому асфальту вдоль р. Нарын и на шикарное ущелье Капчыгай.

К слову, река Нарым мало известна в широких кругах за пределами Средней Азии, но в Узбекистане после слияния с Карадарьёй она становится известной всем со школы Сырдарьей. В походах прошлых двух лет по Таджикистану ездили вдоль истоков Амударьи, теперь же увидели и вторую великую реку Средней Азии.

Первую часть дня опускаю, в пройденных тридцати километрах по асфальту не было ничего значимого, а вот ущелье Капчыгай запомнилось надолго. На мой взгляд самое красивое место в походе. Ущелье каньенного типа вдоль реки Малый Нарын, открывающее с каждым поворотом виды друг-друга краше. Камни-валуны причудливой формы, небольшие озерца, водопады. И дорога, не дающая заскучать – то поднимаясь резко по склону, то так же стремительно падая к реке вниз.

Двадцать километров по Капчыгаю пролетели почти незаметно и по плану уже пора вставать, но время ещё есть, поэтому едем ещё дальше вверх, к месту слияния рек Болгарт и Джиналач, образующих Малый Нарын, создавая задел на завтрашний непростой день.

Перед самой стоянкой встретили шотландских велотуристов парня с девушкой, поднявшихся сюда с Иссык-Куля через перевал Тосор.

Хребет Терскей-Алатау Хребет Терскей-Алатау
Источники Джилуу-Суу Источники Джилуу-Суу
Опасный брод Опасный брод
Дорога на перевал Тон Дорога на перевал Тон
Стоянка на 3500м Стоянка на 3500м

День 10 - 12.07.2011

р.Болгарт - горячие ист.Джилуу-Суу - подъем на пер.Тон, пробег 37.8 км, средняя скорость 9,9 км/ч, высота ночевки 3517м, набор высоты за день 857м, температура +30С, ясно

Стандартный подъем в семь утра. Завтракаем и отправляемся в путь к горячим источников Джилуу-Суу, где запланированы купание и баня.

Издалека виден серпантин на наш перевал Тон(4023м). Основная дорога идет дальше и выходит к Иссык-Кулю через перевал Тосор(3890м). Мы же не ищем легких путей и пойдем через Тон. Когда-то и там можно было проехать на машине, но дорога уже много лет заброшена и сейчас сильно разрушена,

У источников занимаем очередь на посещение и устраиваемся на обед. Перед нами местные киргизы и группа французов. Разговорились с французами – путешествуют по горам пешком, пробрасываясь между интересными местами на транспорте, после Тянь-Шаня едут на Памир. А сегодня как раз пришли через перевал Тон со стороны Иссык-Куля. Интересуемся наличием снега на перевале – со стороны подъема нет, на спуске(северный склон) до высоты 3700м.

Пока ребята принимают ванны решаю сходить пешком на разведку - первые витки серпантина разрушены и снизу непонятно как выходить на дорогу. Виталий тоже решил не испытывать свой организм на термическую устойчивость и выходит вместе со мной, договариваемся о встрече на 3500м, где будем вставать на ночь.

Гулял по горам почти два часа, облазив все подходы к серпантину. По возвращению застал идиллическую картину – ребята уже давно накупались и сейчас загорают, растелив пенки на камнях. Даже жалко её разрушать, но ничего не поделаешь, сегодня придется ещё поработать Немного разгрузив девченок, взваливаем рюкзаки на плечи и начинаем подъем.

Набитая тропа сразу идёт вверх к серпантину, но по результатам разведки там очень много камней, поэтому решаю пройти низом до брода, где подняться “в лоб” по склону к дороге. Оказалось, бродить реку лучше сразу, где-то внизу был даже мостик, но его увидели только сверху и спускаться вниз, теряя с таким трудом набраные 150м не было никакого желания. А наверху найти подходящие место не так просто – крупные валуны и очень быстрое течение, сбивающее с ног. Чтобы не рисковать натягиваем веревку, держась за которую аккуратно переносим вещи и велосипеды на другой берег.

Тут, честно говоря, пожалел, что отпустил Виталия одного. Как он переправлялся через брод в-одиночку? С неспокойным сердцем иду почти бегом вверх. Но всё в порядке, как и договаривались, он остановился на высоте 3500 и уже успел поставить палатку.

Самая высокая ночевка похода. Мы находимся внутри хребта Терскей-Алатау. Вокруг заснеженные вершины гор, окрашенные багряным светом в лучах заходящего солнца. Просто нереально красиво и монументально. Да, такое не каждый день увидишь...

Серпантин перевала Тон Серпантин перевала Тон
Разрушенная дорога Разрушенная дорога
На подъеме На подъеме
Перевал Тон Перевал Тон
Взгляд назад Взгляд назад
Траверс снежников Траверс снежников
Привал Привал
Спуск по осыпи Спуск по осыпи
Где-то наверху остался перевал Где-то наверху остался перевал

День 11 - 13.07.2011

пер.Тон (нк, 4023м) - Боконбаевское – Каджи-Сай – юж берег оз Иссык-Куль, пробег 61.6 км, средняя скорость 12,9 км/ч, высота ночевки 1600м, набор высоты за день 506м, температура +7.. 30С, ясно, на перевале снег/дождь.

Подъем в 6:30, выход в начале девятого. Абсолютный рекорд похода, обычно раньше 10 выходить не получалось.

Идем дальше по вчерашней дороге, хотя дорогой её можно назвать только условно – часто почти полностью засыпаная осыпями, оставлаясь проходимой лишь по узкой тропе с краю от многосотметровых обрывов. Несколько обрушенных витков серпантина, через которые приходится перебираться по крутой осыпи. О езде в седле, естественно, не может быть и речи. Но, ни смотря ни на что, идти не тяжело, наличие даже такой дороги здорово облегчает продвижение.

Снег лишь на последних метрах подъема, превал же полностью им засыпан, спускаясь снежниками вниз, как и обещали французы. Прикидываю как будем идти вниз. Горный турист бы лихо скатился прямо вниз по склону “прусским шагом”, самострахуясь ледорубом, но с велосипедом в руках такой фокус не пройдет. Придётся идти траверсом склона по засыпанной снегом дороге.

 Высота 4023м. Всё по-взрослому, для ребят первый четырехтысячный перевал в жизни. Внизу долина с ледниковыми озерами, видим группу пеших туристов, идущих по ней к перевалу. В тумане на горизонте проглядывается Иссык-Куль.

Накатывающие со стороны подъема тучи несут непогоду и заставляют ускорить спуск вниз. Иду первым, тропя дорогу, остальные след в след. Первым очень тяжело, устаешь даже сильнее, чем на подъеме. Периодически меняюсь с Костей. Но даже этот снег по колено очень радует, окажись на его месте фирн, пришлось бы на каждый шаг рубить ступени, замедляя в разы наше и без того небыстрое продвижение.

Первый виток спуска со снежниками затянулся на 500м и два часа времени, дальше пошло легче. Спускаемся где по остаткам дороги, где прямо по осыпи до высоты 3500м, откуда дорога, по которой с трудом, но уже можно ехать.

Редкий случай дороги плохого качества – вверху огромные камни, в середине более-менее нормально и “шикарнейшая” стиральная доска перед самым Иссык-Кулем у Боконбаево. Не спасает даже воздушная вилка, часто приходится метаться от колеи к колее, в поисках менее тряской.

Заночевали у берега Иссык-Куля на территории комплекса строящего парка аттракционов. Поразительный контраст от снега под ногами в обед до прогретого дневным зноем Иссык-Куля вечером.


Комментарии
Guest25.05.12, 16:26
Кыргызский горец 
Уважаемые русские туристы горный красивый и необычный кыргызстан открыт для вас, приежайте и отдыхайте, сейчас в любой части страны есть мобильный интернет, и полиция работает, так что не переживайте за безопасность плюс местное кыргызское население относится хорошо к русским
Terra09.11.11, 23:18
Да 
Озерный находится на границе Киргизии и Казахстана , сквозной проход там невозможен.
Galcha09.11.11, 22:14
Озерный 
я так поняла, что через перевал Озерный нельзя проехать? там нет моста? и нет погранпоста, те пересечение границы будет незаконным??
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Киргизия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовал Дмитрий Чумало