Знакомство с Полярным Уралом: сплав по Соби с радиалкой на Рай-Из и прогулкой вверх по Хараматолоу до устья притока Макар-Рузь. Далее — вниз по Соби до Катравожа.

Несколько слов до…

221_Вечер на Соби. Фото И. Карманова

Признаться, Полярный Урал давно привлекал мое внимание. Север, лесотундра, карликовая березка, олени и прочая полярная экзотика :) Но особо манили увиденные на фотографиях горы — открытые северным ветрам, древние и монументальные, несмотря на небольшие высоты, влекущие к себе какими-то космическими пейзажами.

Я интересовался доступными маршрутами, почитывал отчеты, откладывая в копилку особо интересные; в голове потихоньку формировался план знакомства с этим далеким и необычным краем. Время летит незаметно — каждый год созревала и реализовывалась пара-тройка походов, много было пройдено интересных маршрутов и новых, неповторимых в своей красоте рек. И каждый год вспоминался Полярный Урал, но отодвигался на будущее — все же ехать далековато, да и маршруты в большинстве своем непростые, не так легко найти сподвижников, а поблизости столько еще интересного…

Но вот настал-таки долгожданный час! Откладывать дальше не было желания, а тут как раз подобралась команда, готовая следовать в дальние дали и не убоявшаяся испытаний. Хвала отважным и доверчивым! :)

Нам предстояло первое знакомство с Полярным Уралом, и в качестве такого ознакомительного похода напрашивался популярный сплав по Соби. Тут тебе в одном маршруте вся экзотика — и горы со снежниками в верховьях, с возможностью полазить, и прозрачные воды, таящие крупного хариуса, и  лесотундровые низовья с огромными ямами и немаленькими их обитателями. Знай, катись по прозрачной текухе, кидай блесну да любуйся окрестностями!

Однако, в том краю мало тривиальных сплавов и большинство маршрутов включает в себя либо пешую часть, либо бечеву вверх по притокам. И мне захотелось, с прицелом на будущее, немного усложнить этот матрас, устроив тренировочный подъем бечевой. Ибо пешка для нас — дело привычное и понятное, а вот таскать байду бечевой раньше не приходилось. В связке с маршрутом по Соби есть известный вариант: вверх по Хараматолоу и далее на Пятиречье и Тань-Ю. Однако, при полном отсутствии опыта бечевы, имея представление о климате Полярного Урала лишь понаслышке и — главное — не зная предельных возможностей команды, за исключением жены (коллектив подобрался недавно, и кроме пары матрасов мы вместе не ходили), идти сразу на Пятиречье и далее я посчитал рискованным.

В результате родился данный маршрут, целями которого стали знакомство с красотами Полярного Урала, местным климатом, а также проверка возможности подъема бечевой силами малой группы. В рамках этой затеи предполагалось предпринять следующее: сплав по Соби с радиалкой на Рай-Из (по руслу ручья к озерам), далее подъем бечевой по Хараматолоу до порога Титова (по максимуму хотелось достичь стрелки двух Хар и сбегать на Пайер, но главным было преодолеть каньон с порогами), затем спуск к устью и дальнейший сплав по Соби до Катравожа.  На Харе предполагалось постоять пару дней, ибо охота на особо крупного хариуса в порогах Хараматолоу — это тот бонус, которым удалось завлечь в авантюру неокрепшие умы команды :)

Забегая вперед, скажу, что поход прошел успешно, основная программа была выполнена. Подъем байдарок бечевой оказался не столь уж сложным, погода, за редким исключением, радовала, а знакомство с действительно прекрасным краем доставило массу положительных эмоций. Вот только воды было мало, да рыбалка не совсем оправдала наши ожидания, ну тут просто маловато опыта и непруха. Зато практически не было мошки :)

Подробности нашего похода вы узнаете из нижеследующего дневника. Авторство его коллективное, что позволило поделиться мыслями и эмоциями каждому члену команды. Ну а фотографии дополняют рассказ и дают возможность воочию оценить красоту тамошней природы. Фотоподборка тоже коллективная, авторство указано в примечаниях.

Приятного чтения!

Собь — Хара' 2013

Собь — Хара 2013_141

Сроки похода: с 4 по 25 августа 2013 г.
Нитка маршрута: Казань — Киров (автобус) — Сейда (поезд) — ст.Собь (поезд) — устье р.Хараматолоу (сплав) — пор.Титова (бечева) — устье р. Макар Рузь (пешком) — Катравож (сплав) — Лабытнанги (моторки) — Москва (поезд) — Казань (поезд)

Участники
Экипаж 1: Карманов Искандер (рук), Замалдынова Гульнара (завхоз). Байдарка Викинг-4,7.
Экипаж 2: Куртсеитов Тимур (барбос), Трущина Ирина (медик). Байдарка Викинг-4,7.
Экипаж 3: Башкиров Дмитрий (казначей), Котлова Лада. Байдарка Хатанга.

Дневник похода. Часть I

04.08.2013. Иришка
Идея водного похода по р. Собь появилась более года назад. Сначала были предварительные обсуждения, затем начально-подготовительные действия: например, я в марте решила специально под этот поход купить надувную байдарку. Начиная с мая работа по подготовке к походу шла полным ходом: определился состав участников (6 человек — в итоге 5 человек из первоначального списка и добавилась одна участница, Лада). Дима завел страницу на форуме по разнообразным вопросам (вопросы в процессе обсуждения все увеличивались от снаряжения, билетов, аптечки, списка продуктов до всякой мелочи). В общем, все энергично обсуждали возможные варианты, докладывали о сделанном.

Наконец, все было куплено, упаковано, собрано и 4.08.20013 мы полным составом отправились в поход, который начался с довольно длительной дороги из Казани.

4 августа в 10:30 выехали автобусом (рейсовым) из Казани в Киров. Чуть более 400 км ехали 8 часов. В 18:30 выгрузились около ж/д вокзала в Кирове. Перетащили вещи на вокзал (6 огромных рюкзаков + 3 рюкзака с байдарками + гитара + весла + всякая мелочь). В 23:20 сели на поезд 312 Новороссийск-Воркута, успешно разместили весь скарб (у нас было 4 места в одном купе + 2 места в другом), немного пошумели, поржали, наконец, в районе часа ночи успокоились и уснули.
001_На казанском автовокзале. Отъезжающие и провожающие
На казанском автовокзале. Отъезжающие и провожающие
Два ярких и очень запоминающихся момента за эти сутки: 1) на автовокзал в Казани нас пришли провожать наши друзья-туристы (Завиль, Фая, Наташа, Марина и Юля с дочкой Лизой). Было очень приятно и трогательно. Как-то ощутилось, что наш тур. коллектив довольно большой и дружный. 2) В Кирове нас встретили друзья Искандера и Гульнары — семья с двумя очаровательными крохами. По заказу Искандера (все продумал!) они затарили нас 12-ю баллонами вятского пива. Кстати, в воскресенье (а это было именно воскресенье) в Кирове с 17:00 спиртное, в т.ч. и пиво, не продается.
Барбос Тимурик освятил наш путь пузырями
05.08.2013 — едем в поезде, решаем организационные вопросы. Например, график дежурств «на кухне», график ведения дневника, перерасчет денег на продукты, разное... Пьем чай и не только, перекусываем бутербродами, бомж-супчиками. В общем, отдыхаем. Мы с Гульнарой режем-мажем бутерброды, Искандер разнообразит жизнь интеллектуальными задачами, Тимур временами острит, Дима ушел спать (у него хронический недосып с предыдущего похода на Камчатку, из которого он вернулся только 03.08). Лада тоже отдыхает. В голове начинает укладываться, что поход уже начался.

За окном пока ничего интересного. Думаем, как назвать байдарки. Тимур предложил для нашей название «Цинга». Почему-то стало жалко лодку.

И еще несколько слов об истории, предшествующей этому походу. Идея такого похода принадлежит параллельно Искандеру и Диме, в последующем они объединили усилия и практически эту идею реализовали. Сразу же было решено, что катамаранов не будет, а только байдарки, из-за отсутствия большой воды и серьезных перспектив тащить суда волоком. По-моему, сразу же было определено, что поход будет немногочисленным — что-то порядка 6-ти человек. В процессе подготовки приобрели на 5-х из 6 членов команды облегченные сапоги ЭВА. На новой байде, пришедшей из Питера в апреле, отсутствовали рымы — пришлось дозакупать, а потом Искандер и Тимур их самостоятельно клеили.

Экипировка (непромокаемые штаны, куртки) частично были приобретены, а флисовые штаны были пошиты Гульнарой к этому походу. Практически в последний день Тимур с Гульнарой сшили фартук на новую байдарку — получилось классно (с их слов, я еще не видела!) и по весу легко. В общем, Искандер как это дело увидел и взвесил, тоже загорелся (хотя у него уже был полиэтиленовое покрытие). В результате Гульнара сшила фартук и для их байдарки.

Теперь о распределении обязанностей.

1) Искандер, он же Капитан (в т.ч. первой байдарки), он же Храпитан.  Опытный и надежный.
2) Гульнара – Завхоз, бессменный и проверенный во многих походах. Во всем, что касалось раскладки по питанию, в большей степени полагались на ее опыт.
3) Дима. Мы его зовем «Падре» (как-то привязалось с прошлого похода и, несмотря на некоторые противоречия, в целом ему подходит) — на самом деле опытный классный турист, в т.ч. сплавщик. Он у нас главный Казначей, еще капитан на своей байде.
4) Лада — матрос на их с Димой байдарке. Излучает уверенность и опыт.
5) Тимур — он же капитан на нашей лодке. Тоже опытный достаточно водник. Еще он достойно несет гордое звание «Барбоса», все что касается спиртного — под его строгим учетом.
6) Ира — это я, и у меня тоже есть некоторый опыт сплавов на катамаранах. А вот недавний поход на байдарке показал полную несостоятельность на этом виде транспорта. Надеюсь дообучиться в этом походе.

Искандер предложил игру «Великаны и гномы». Суть в том, что каждый вытянул листочек с именем одного из членов команды — этот человек на время похода становится его «великаном», а сам ты — его гномом. Своему великану надо делать что-то приятное, но тайно. В конце похода должны вычислить своих гномов. В общем, мы все стали чьими-то гномами и у каждого есть свой Великан. Интрига! Будем следить, кто кому приятное делает.

В 7 часов вечера на соседи по вагону сделали замечание, что мы шумим, а в соседнем купе легли спать. Вообще-то возмутительно. Ведь не 11 вечера, и не так уж громко мы себя вели. Дима от возмущения несколько раз прошелся по этому поводу, причем очень откровенно. Что ж, молод и горяч...

День заканчивается — ели целый день, пили — в 5 утра выходим в Сейде, 5 часов ожидания еще один переезд в 3 часа и в 4 дня должны добраться до места.
Кстати, пиво почти закончилось! Финал дня был неожиданным: в Печоре, где стоянка 25 минут, на перроне играл настоящий духовой оркестр. Очень знакомые мелодии. Все напомнило забытое давно прошлое и Советский Союз, что-то в душе ёкнуло, похожее на ностальгию.

06.08.2013. Иришка
В общем, 2-ой день писать дневник приходится мне. Все устали от поездки, сейчас собираются расслабиться. Поэтому коротко.
В 5 утра вышли на станции Сейда, стоянка всего 2 минуты. Все быстро повыкидывали из вагона вещи — еле успели.

Раннее утро в СейдеСобь — Хара 2013_006007_Началась полярная экзотика :)
Собь — Хара 2013_011
Original: то ли водоплавающий ПАЗик, то ли внедорожный катер :)
008_Наша цель — коммунизм!
Наша цель — коммунизм!
Вместе с нами выгрузились 3 очень приличных и не очень молодых туриста-рыболова из Уфы (прим.Иск.: уфимцы приехали в Сейду не с нами, а следующим поездом, позже нас). Большая часть дня была связана с ними. Оказались умными, интеллигентными, интересными собеседниками. До 11 дня вместе с ними ждали поезда до Соби, а далее еще 3 часа вместе с ними ехали в одном вагоне — пели, играли на гитаре. Не знаю как пассажирам поезда, а нам понравилось!

Аристарх Иванвыч исполняет Суханова

Кстати, я не успевала заскочить в поезд, т. к. всего 2 минуты стоянки, поэтому вместо 4-го вагона, куда все залезли, я влезла в 6-ой. Слава богу, мне помог какой-то такой же, как мы, турист. Ощущаю себя сейчас частью большого дружного туристского сообщества, а все остальные люди (я к ним чаще всего и отношусь) — это все из какой-то другой жизни.

Собь — Хара 2013_014
Полярный пейзаж из окна поезда

Собь — Хара 2013_015Собь — Хара 2013_016
Фото Л. Котловой
Тепло расстались, естественно, наслушались комплиментов, очень приятно! Прибыли на Собь, причем вместе с большой компанией из Москвы — дружно выгрузились все вместе. Москвичи будут сплавляться на катамаранах, они их долго будут собирать, а мы мобильные — надули лодки и поплыли.
Собь — Хара 2013_020
Прозрачная Собь
Собь — Хара 2013_022
Первые километры сплава
Собь — Хара 2013_023
Фантастические горы Полярного Урала
024_Собь021_Берега
Первые километры Соби. Наслаждаемся обзором!

Плыли около часа по необыкновенным красивым местам, балдели от этих видов, через час нашли классическую стоянку, дружно решили расслабиться. Кстати, уфимцы нас угощали шампанским и самогоном, мы их — разведенным спиртом. Продолжили вечером. Барбос и Капитан всех напоили — все были довольны, видимо, наступил такой момент, когда всем было необходимо. А у Искандера наконец-то осуществилась 10-летняя мечта. Мы все счастливы за него и вместе с ним. Ура! Мы наконец-то на Соби!

Собь — Хара 2013_026
Первая стоянка на Соби
07.08.2013 Гульнарик
День был длинным. Сегодня должен был писать Искандер, но вечером переиграли, попробуем, что получиться :)
Сегодня дежурили Дима и Лада. Завтракали макаронами с колбасой и сыром. Сытые и отдохнувшие начали балдеть от:
воды (прозрачной, голубоватой и вкусной, пьем прямо так из реки),
гор (рельефы, фрагменты со снежком, цвета),
компании (все открытые и приятные люди),
течения (несет …),
первых пойманных Димой и Тимуром рыбок — хариусов,
благожелательных сосплавщиков — в основном рыбаков, которые с удовольствием делятся информацией о методах ловли рыбы в данных условия.
Собь — Хара 2013_027
Второй день сплава!
Сегодня полудневка. Стали под Рай-Изом. Завтра планируем восхождение. В обход ~12-16 км, напрямик — 3,5 км. В прошлом году Дима был здесь с друзьями, они завершили свой поход в Харпе, т.к. пойти на р. Собь было скорее спонтанное решение, чем запланированное. Они ходили на Народную и др., а сюда поехала часть их группы, поэтому и получился сплав короткий, 3-4 дня вроде.
Собь — Хара 2013_036
На подходе к Рай-Изу
Собь — Хара 2013_028Собь — Хара 2013_033Собь — Хара 2013_037
Собь — Хара 2013_038Собь — Хара 2013_035Собь — Хара 2013_049
Собь — Хара 2013_045
Снежник
Собь — Хара 2013_046
Мелковато
Первые два дня похода были на удивление жаркими и почти без насекомых. Физиономии у всех разрумянились. По воде шли: кто в садовниках на босу ногу (вполне сносно), кто в ботиках, кто в неопренках и ботах. Купаться холодновато, но некоторые энтузиасты (Иришка) с удовольствием погружаются в  эту студеную, прозрачную водицу. Пока она это делала сегодня вечером, мимо нее проплыли (медленно) вереницей рыбаки, а некоторые наблюдали с берега, и позже москвич Александр-бородач прискакал к нам в лагерь знакомиться. Его жена и друзья с ночевкой ушли на нефритовые водопады Рай-Иза, а он с внуком остался их ждать и охранять барахлишко. Наши мальчики расспросили его про снасти, сейчас делают какую-то бомбарду для ловли хариуса.

Впереди — Рай-Из!

Что-то тучки налетели, вдали видно, как идет дождик. Что нас ждет завтра?

Кстати, хоть я и не ем рыбу, вспомнилось, как наши в дороге лопали вкуснейшие бутерброды с красной икрой двух видов (я плохо знаю названия рыб, поэтому опущу). Это презент Димы с Камчатки. Еще он нас в дороге угощал: мальчиков — водкой «Полярный Урал», девочек — настойкой с морошкой. Приятно. Сегодня будут пробовать засоленного хариуса (очень быстро солится). На ужин варится гречка с тушенкой.

Весь день народ шутит и шутит. Откуда они берутся, эти пошлости? :)

Ой, мимо пронеслись 3 квадроцикла, 1 броневичок и какой-то болотоход. Нам дружно побибикали, мы дружно помахали и опять поржали.
Собь — Хара 2013_043
Собь. Фото Г. Замалдыновой
08.08.2013. Иришка
Сегодня не мое дежурство по дневнику, но все ушли на Рай-Из, а я осталась в лагере по хозяйству: постирать, пол в палатках помыть ;) , прибраться… Вообще, все дежурные молодцы, все стараются. Завтра наша очередь — моя и Тимура. Вся надежда на Тимура, надеюсь, не ударим лицом в грязь.

Кстати, я уже все перестирала, помыла и наубиралась. Теперь почитаем прессу (Гульнара взяла с собой 1 журнал). А мимо плывут катамараны. Когда все вернутся с горы, надо не забыть подарить всем по цветочку, пусть мучаются–гадают, кто мой великан.

Пейзаж вокруг невообразимый: невысокие горы, частью поросшие лесом, Собь с каменистыми берегами. Наша стоянка на правом берегу Соби, сухая и относительно чистая, чуть назад по ручью, впадающему в Собь на минимальном удалении от Рай-Иза. Рядом стоят москвичи, немного позади еще какая-то группа, а по реке довольно интенсивное движение — прошли 5-6 групп лодок, байдарок и катамаранов. В отношении ягод — негусто, а грибов, по-моему, здесь нет совсем. Слишком сухо. А вот дров хватает.
Собь — Хара 2013_052
Фото Г. Замалдыновой

09.08.2013. Искандер
19:30, Лагерь N3 в 5 км ниже пос. Харп.

Вчера был отличный день!

Сходили на Рай-Из к озерам. Пошли впятером, Иришка самоотверженно осталась охранять лагерь. Шли сперва по ведеходке, затем по сухому голубичнику через лесок по тропе. Голубики много, крупная и сладкая.
Собь — Хара 2013_058
Двинули на Рай-Из
Подошли к подножию Рай-Иза и стали подниматься вдоль ручья. Подъем нескучный, наверху ушли траверсом вправо от ручья по крупным камням. Весь подъем от лагеря до гребня над озерами занял 3 часа. Виды великолепные, это то, о чем давно мечталось. Все сбывается!

073_Ручей из верхнего озера078_Горные козочки080_Горный Тимур
068_Веселые Пурсы072_Тимурик081_Димасик
Собь — Хара 2013_091
Почти у цели. Фото Л. Котловой
089_Фотосессия086_Лада на Рай-Изе095_Гульнарик на Рай-Изе

Собь — Хара 2013_108
Вид на р. Собь с плато Рай-Из. Фото Т. Куртсеитова
Обедали на берегу озера, из которого вытекает ручей по склону. Все шли хорошо, несмотря на то, что у Лады болело колено, а у Гульнары это был первый опыт восхождения. На озере ее мутило, но за обеденный час оклемалась. Спускались без спешки, с осторожностью и взаимной страховкой. Опять наслаждались великолепными видами на долину Соби, соседние горы и каменные склоны Рай-Иза.

094_Озеро на Рай-Изе102_Обед на озере105_На озере

К сожалению, в самом начале подъема у нашего Олика сдох аккумулятор (неиспытанный китайский с ибэя). А запасной остался в лагере. Гульнарка была в трансе, да и я пожалел, что поехали с одним фотоаппаратом на двоих — нашел на чем экономить вес, блин! На озере аккумулятор удалось слегка реанимировать, хватило на 2 снимка, ну хоть на этом спасибо.
Собь — Хара 2013_106
Вид с Рай-Иза
На обратном пути к лагерю насобирали голубики, из которой Дима вечером сварил замечательный компот. Все остались очень довольны проведенным днем, вечером закатили курултай с тостами и песнями. Легли за полночь.

* * *

Несмотря на вчерашнее глубокое веселье, сегодня поднялись организованно и рано. В результате отплыли в 9:15.

Собь — Хара 2013_109
Прощальные взгляды на Рай-Из. Фото Г. Замалдыновой
Собь — Хара 2013_117Собь — Хара 2013_111Собь — Хара 2013_121
Собь — Хара 2013_122
Ловец хариуса
На Соби стали попадаться перспективные ямки, однако удача мне пока не благоволит. Сегодня была одна поклевка, но не реализовалась. А Дима и Тимур во всю таскают; особенно хорошо у Димы. Я же все не привыкну к легким блеснам и легкому спиннингу с безинерционной катушкой.

Ближе к обеду появились такие ямы, в которых потенциально возможен таймень. Наконец-то. Собрал свой привычный спиннинг с инерционкой, повесил тяжелую блесну и стал хлестать. Но до обеда поклевок не было, а потом сообразил, что надо торопиться, если хотим сегодня успеть в харпские магазины. Ибо разница во времени — 2 часа. Поэтому полноценный обед заменили сух. перекусом и ударили в весло. Разумеется, поднялся хороший мордевинд. Финальная труба перед поселком отняла много сил, но купленное в Харпе пиво окупило все сторицей.

Харпский порог достаточно прост, даже в нашу рекордно низкую воду. Цепанули пару камней, но в целом все прошли неплохо. Смотрели первую и третью ступени.

125_Третья ступень харпского порога126_
Харпский порог, третья ступень
Народу по берегам в районе проселка навалом. С машинами, женами и корабликами. Хотели уйти подальше от Харпа, но не успели. Встали в 18:30 на правом берегу, с которого видна красно-белая вышка. По тому берегу гуляет рыбак и запускает кораблик прямо напротив нашего лагеря, при этом громко треплется с кем-то по телефону.

Только что произошел напряг: похоже, в лагере под Рай-Изом забыли пятилитровку со спиртом. Общий упадок духа…
...
21:05 — спирт нашелся!  Все ликуют и бухают.

Писать дневник уже неохота, но осталось упомянуть последнее. Пока единственное отрицательное впечатление  — это отношение к реке местных. Собь до Харпа используют как дорогу для рабочего и пассажирского автотранспорта, причем очень активно. Вчера и сегодня целый день прямо по руслу реки раскатывали грузовики и вахтовки, а сегодня после обеда до самого Харпа параллельно с нами следовала пара здоровенных экскаваторов, оскверняя реку гусеницами и дымом. Позорище местным властям!

Собь — Хара 2013_124
Осквернитель реки. Фото Л. Котловой
113_Осквернители реки123_Вот так :(
Вообще, хотелось пройтись в дневнике матом по этому поводу, но принятые грамульки сдобрили вечер и в душе вновь настало благолепие, покой и восторг от того, что мечты сбываются!

11.08.2013, утро. Тимур
Пишется конечно как всегда как любое школьное сочинение в последний момент т.е. 11.08 в 8:10 утра. Спиннинг в зацепе надо ждать кого-либо из мальчиков. Заставил себя сесть за дневник, предварительно хлопнув рюмку, пользуясь полным  одиночеством, естественно в полной уверенности что о проделках Барбоса никто и никогда… Ну и конечно в надежде проявления писательского дара. В соседней палатке легкая движуха и то ли стон то ли посапывание (похоже некриминального характера). Пишу без знаков препинания не за партой все же. Конец увертюре.
Собь — Хара 2013_130
Ай да Тимыч, ай да барбос... Фото Л. Котловой
Итак, 10.08.2013.
Встал, как всегда, с «первым» лучом света, костер, чай, кипяток для дежурных (Лада–Дима), ну и пошел изображать добытчика. Пол километра вниз, примерно столько же обратно. Я с ним (хариусом) шутил, травил байки, рассказывал что из него можно приготовить. НОЛЬ! Исхлестав речку (субботняя порка — святое) с чувством глубокого разочарования вернулся в лагерь.

По лицам дежурных было видно, как они довольны результатом своей деятельности — гороховая каша в полужидком виде с плавающими кусочками «Московской» вызывала на лицах соплеменников чуть отстраненные улыбки блаженства… Вспомнил 1-е мужское в казанской психушке после принятия успокоительных.

Отплыли по графику около 10-ти. Похоже, каждый дал себе слово не отвлекаться на неумеющего ловиться хариуса, чтобы пройти чуть больше, чем 9-го. Но через пару часов ритм движения стал падать, взмахи весел стали чередоваться со взмахами спиннингов.

После санитарной стоянки, где Адмирал залез в воду по самые колокола, спасая то ли уплывающую байду, то ли выпадающий спиннинг, стало накрапывать.
За первые два часа ходу мой матрос предпринял попытку устроить то ли бунт на корабле, то ли семейные разборки, как выяснилось позже, даже сама Ирка не может вспомнить, что было сделано/сказано «не так». Как капитан, да и просто существо, стоящее на более высокой ступени развития, я должен был «ну сами понимаете». В общем, проявил максимальную чуткость и даже назвал Ирке ласково и нежно «мой слепой матрос». Но результат получился несколько хуже запланированного. И только заплыв Адмирала на санитарной стоянке спас Ирку от пожизненного, а меня приковал к бумаге и перу.

После упомянутой стоянки Урал решил еще раз порадовать своим многообразием, но если 9-го это была мошка, то на этот раз высшие силы решили остановиться на дожде и встречном ветре. В целом явления природы носили умеренный характер. Но из-за интенсивной гребли…
----------------------------------------------------
Движуха в соседней палатке приняла более интенсивный характер и через 15 минут дружно и одновременно появились Искандериус и Гульнарум.
… народ сильно подустал, промок и продрог. Поэтому в 15:00 встали в средне-хреновом месте, где через полчаса  нас ждал алкоголь и горячий украинский борщ из казанской выварки. Полегчало всем, хотя Адмирал был несколько задумчив (как выяснилось позже, был занят подсчитыванием средних скоростей и постепенно приходил к выводу, что мы выбиваемся из графика и одна дневка скончалась). После обеда гребли еще пару часов. Бывалый и УКЛ периодически отставали — то ли уговаривали хариуса, то ли подъедали шоколад. В 18:00 встали на довольно приличное место. Тем более, сразу иссяк дождь. Поставили лагерь, впервые натянули тент, позже сняли — на порывистом ветру трепыхался как огромный таймень, которые по неподтвержденным слухам встречаются в здешних водах.

Завхоз, он же Нежный Заяц, долго не могла поставить диагноз сыру. Поэтому на ужин был приготовлен сыр с вермишелью (именно в такой последовательности), в качестве приправы — Его Величество Чеснок. Слава дежурным!!! Завтрак, обед, ужин — 15 баллов! Хотя были молчаливы целый день. Пытался понять причину:
1) дождь, но шел не с утра;
2) переели шоколад;
3) дежурство — как дополнительная нагрузка;
4) преследование хариуса, Бывалый (Дима) опять добыл-таки одного.
В силу усталости и размеров рыбу отдали чайкам. В 21:00 лагерь спал.