В августе меня занесло на 4 недели в Ирак, точнее - в Курдистан, а ещё точнее в славный город Сулеймания. И поехал я туда не туристом, а очень даже в командировку. Целый месяц в местном университете я раскрывал местным студентам, магистрантам, докторантам и прочим заинтересованным секреты баз данных Oracle. График был напряженный: лекции с практикумами с 9.00 до 14.00, а по вечерам подготовка к следующему дню. И так 5 дней в неделю - с воскресенья по четверг. Поскольку край более или менее мусульманский, то и уикенд сместился на пятницу-субботу. Сама предыстория этого проекта довольно интересна. В нашей небольшой, но весьма продвинутой в плане электронных услуг публичного сектора, стране есть промоутерская фирмочка, которая колесит по миру, в основном по развивающимся странам, и пытается продавать решения для этих услуг: е-правительство, е-здравоохранение и т.п. На одной из встреч в Баку, один олигарх азербайджанско-непонятного происхождения, имеющий интересы в Курдистане и активно спонсирующий и университет и школы, обратился к нашим промоутерам, а нельзя ли организовать тренинги для Сулейманского университета. Льзя сказали наши горячие парни, по приезду домой вышли на нас и через 2 недели я с двумя коллегами уже спешили на самолёт. Попасть в Курдистан на удивление просто. Из одной только Швеции туда летают и из Стокгольма и из Гетеборга. Загрузка рейсов довольно плотная, в Швеции много курдов, они летят домой похвастаться перед родственниками своей богатой жизнью. В Сулейманию мы прилетели ночью, около 2-х часов. Сделав шаг на трап, подогнанный к самолёту, я сразу почувствовал разницу - плюс 27 ночью. Автобус подвёз нас к зданию аэропорта, и мы впервые увидели представителей встречающей стороны: доктора Низара Али из университета и Бурхана Ирка из фирмы-спонсора. Приятный сюрприз, нас выцепили из толпы прилетевших и повели через VIP, где в кондиционированной прохладе под минералку и чай мы дождались пока проштампуют наши паспорта (въездная виза не требуется) и привезут багаж. Я постепенно буду постить потихоньку рассказы, обильно сдобренные фотографиями, о своём пребывании в Курдистане не в хронологическом порядке, а тематически, так что, как говорится, please, stay tuned!

Приезд. Университет. Интернет

Путь из аэропорта в гостиницу занял минут 20 чистого времени плюс ещё минут 10 остановок на многочисленных чекпоинтах/блокпостах. Ещё в аэропорту в глаза бросилось множество вооруженных калашниковыми людей. Форма их, кстати, единообразием не отличалась, позже я остановлюсь особо на ассортименте вооруженных формирований Курдистана.
Лобби гостиницы встретило приятной прохладой, никаких анкет, выдали ключ с огромным брелком и наконец-то - долгожданный номер. Он оказался с тремя спальнями и одним общим холлом с телевизором и холодильником. В каждой спальне стандартный набор мебели и персональный пульт кондишена. Явный минус - душ/туалет только один. Первым делом достаётся ноут и, о радость, wifi есть, но запаролено. Звоню на ресепшен, никто не отвечает, спускаюсь - консьерж уже дрыхнет без задних ног, раздвижные стеклянные двери заперты массивной цепью с висячим замком. Минуты через 2 консьерж понял, что я от него добиваюсь и вспомнил пароль: 123456789 ? и ещё одна 9. Быстро наверх, пароль введён и мы online.

Утром проверили отель на завтрак. Ничего особенного, бедноватый шведский стол, впрочем достаточный для завтрака. В какой-то тумбе цилиндрической формы под крышкой оказались тёплые и вкусные лепёшки местного хлеба, сыр/омлет/огурцы/помидоры/сметана/хлопья/молоко/сок - в наличии, будем жить. В углу стоит ностальгический большой титан с кипятком, можно заварить пакетиковый чай или Nescafe 3in1. C эспресссо или хотя бы кофе по-турецки явный напряг. Питьевая вода - в забавных запечатанных стаканчиках.

Часов в 12 за нами заехали и повезли знакомиться с площадкой, котрая станет нашим рабочим местом на предстоящие 4 недели - с университетом. Выход из лобби гостиницы ознаменовался первым шоком - на улице +42 в тени и такая температура продержалась весь месяц, за котрый я ни разу не увидел ни единого облачка. К концу пребывания я полностью адаптировался и вечерами после захода солнца наслаждался приятной прохладой в 29-30 градусов. Первые 5 секунд, пока фотохромные стёкла очков не приспособились к солнцу, глаза было открыть невозможно.

К нам был прикреплён водитель и большой Лэндкруйзер. Водила оказался очень приветливым, смышленым и услужливым парнем, с которым, несмотря на его нулевой английский, было весь месяц легко и просто. К тому же он оказался лихим джигитом, за что был удостоен клички Шумахер. О национальных особенностях вождения, вообще дорогах и автомобильном парке в Сулеймании я расскажу позже особо.

Университет

В Сулеймании аж целых четыре университета. Наш - University of Sulaimaniah - самый большой, порядка 15,000 студентов. Представлены всевозможные факультеты: от ветеринарного, до инженерного. Университетский кампус занимает целый квартал, въезды в который охраняются университетской секьюрити с автоматами. Некоторые колледжи расположены поблизости, но вне кампуса. Во времена Саддама, как говорят, возможности получать высшее образование у курдов не было, лишь после ирано-иракской и первой Войны в Заливе, университет возобновил работу. К тому времени местные пешмерга (народное ополчение - партизаны) установили фактический контроль над Курдистаном. Кампус особенно не впечатлил, высохшие фонтаны полны мусора, здания не очень ухожены. Мне достался класс, оборудованный компами из гуманитарной помощи ООН, с соответствующими наклейками. Быстрая инспекция показала, что для моих курсов конфигурации вполне хватит. Интернет оказался слабенький. Причина в том, что в Ираке как вид отсутствует интернет по стекловолоконному кабелю. Как говорят местные: злые соседи - Турция и Иран не хотят, чтоб у курдов был fibre optics. Интернет в Курдистане - спутниковый, провайдер - где-то в Штатах. За $55.00 в месяц домой можно получить 50 кбит/с. К слову сказать, что в конце первой недели нашего пребывания лагающий гостиничный интернет нас окончательно достал и мы выпросили у компьютерного центра университета оборудование для радиолинка. Wifi роутер у нас был с собой, что позволило обеспечить себя приличным для Сулеймании интернетом, но не избавило от основной местной беды - прерываний электроснабжения, но об этом как-нибудь особо...