Демерджи, Кара-Tау, Ликон, Джурла, Джур-Джур, Чатыр-Даг, Караби-Яйла, Аю-Даг, Чигенитра, Суат, Суук-Су, Ай-Алексий и многое..., многое другое... вот далеко не полный перечень красивейших мест Крыма, которые ураганом ворвались в наше равнинное сознание...

Нитка маршрута: с. Перевальное - г. Демерджы - вдп. Джурла - г. Кара-Тау - с. Рыбачье.

Карусель от увиденного, прочувствованного, пройденного постепенно сбавляет обороты, давая сознанию разложить в мозгу все по полочкам... Остается волшебное послевкусие, как от выдержанного крымского виноградного вина. И только теперь, спустя пару недель после возвращения в рабочие будни можно поделиться своими впечатлениями от ПутеШествия по Крыму. Ребята, Это Сказка...

Зимними вечерами, собираясь с друзьями, смаковали наши события автопутешествий по Карелии и средней России. Слово за слово, решили летний отдых перевести в более активное русло. «- А слабо в пешку... с рюкзаками.... да ножками? - А не вопрос... пошли!!!» Желание идти пешком зажгло нашу компанию за пол года до выхода на Маршрут. С нескольких компьютеров был поставлен на уши весь Интернет, поисковики устали вываливать ссылки с активным отдыхом и все что вокруг него крутится. В итоге для нашей компании, обладающей только опытом матрасничества и прогулками в двухкилометровой зоне около лагеря, появилась определенность - Крым! В Горы! Ребята, Это Сказка...

Воистину говорится, что дорогу осилит идущий, тем более, если есть желание идти... Билеты на прямой поезд от Ярославля до Симферополя и обратно были куплены без особых проблем, покупка доступного по цене снаряжения тоже не была обременительной. По совету Кирилла сходили в пробный поход – протопали 21 км за два дня, намяли плечи, натерли
мозоли, но главное получили ценный опыт и первые очучения от пешки. Итак, собрав необходимый (как нам казалось) скарб в рюкзаки, сев на поезд, миновали совсем не злых таможенников. Съев последние домашние запасы, все мы 12 человек после предварительного звонка Светланы (супруги Кирилла) построились, ожидая, из письменного описания Кирилла, «неприметного и пожилого» проводника Володю Сорокина с самодельным рюкзаком. Ребята, Сказка длиной в 9 дней начинается...

Я все думал как проводник, выделенный из команды Кирилла, сумеет доставить гору продуктов на 12 человек и на 9 дней. Может, привезет на машине, и на ней мы уедем в точку старта? Оказалось все очень просто и хорошо продумано, надо отдать должное профессионализму разработчика маршрута. Кстати о маршруте: Кирилл не зря пишет у себя на сайте, маршрут может быть разработан абсолютно любой и по расстоянию и по времени и по числу посещаемых вкусностей, более того коррекция возможна и в процессе движения. Так вот! Тяжелый продукт закупается на первые несколько дней, маршрут проходит с выходом в населенку, где и происходит пополнение «бензинчиком» для пешеходов... в том числе и Марсами и Сникерсами, если вы идете с детьми, чтобы вкус не забыли... На вокзале нам раздали несколько пакетов с тушенкой, крупами, хлебом и печеньем. Все это мы быстренько попихали в свои разноцветные рюкзаки.

Быстренько атаковали маршрутку до Перевального и через час стояли на Точке Старта Маршрута. Ошибка Первая. Все пешие переходы в крымских горах идут от Источника к Источнику (от воды до воды). Нам предстояло двигаться часа 2 до родника, и мужская часть нашей команды отправилась в магазин заправиться водой. Баааа... а там Пиво! Соблазн огромен, ну как же: Горы, Эйфория, Жара... короче по баночке холодненького пива уговорили. Ребята не пейте пива стоя на Тропе... тем более перед подъемом. Больше скажу, Ошибка Вторая: не пейте Воду на подъеме! Нет, козленочком не станете, а вот силушку потеряете. Организм и так нагружен, а вы ему еще нагрузку выпитой водой – вот он её и выгоняет через все поры. Короче нам предстоял подъем метров 500 на плато (яйлу – горное пастбище) перед горой-шатром Чатыр Дагом... и вот о выпитой баночке пива мы все пожалели. Не повторяйте наших ошибок!

Ритм нашего движения был стабильными по времени: 30-40 минут пешки 10-15 минут отдых и абсолютно не напряжным по скорости. Причем Володя – проводник шел первым... Глядя на него с хвоста нашей кавалькады с рюкзаками, не переставал им восхищаться: 58 лет, а выглядит ну на 50 максимум, любому даст фору. Глаза, как небо голубые, а сколько в них мудрости, а сколько красот они видели!!! Человек всю жизнь связан с Горами и пещерами. Идя за ним, я думал: «Робот. Ну, точно живой Робот, и в рюкзаке у него, наверное, батарейки». Как подъем – шаг короче, круче подъем – еще короче! И постоянный контроль всех ведомых. Чуть растянулись – привал, все распластались, а он то горные цветы собирает, то сходит тропу проверит, то просто сняв сандалии босиком ходит – откуда столько энергии.

Не буду мучить читателя хронологическими подробностями нашего ПутеШествия. Лучше поделюсь описаниями увиденных красот, чуточку своими умозаключениями и расскажу о досадном и далеко неприятном событии, случившемся у нас в Команде.

Я не знаю что значимей в горном Крыму: сами Горы или Родники. Или как их принято называть Источники, именно Источники, потому что они Живые, потому что при встрече туристов в знойное лето первый вопрос: «Там-то или там-то источник работает?» Чувствуете: Источник... Работает! Он живой! А еще потому, что утомленный пешеход нагнувшись к Источнику, скажет ему «Спасибо!» Он ведь Живой! А Горы – эти величественные Исполины. Сколько им лет! Сколько они повидали на всем веку! А сколько людей сейчас идет в Горы, чтобы получить свою горсть мурашек, разбегающуюся по спине. В период нашего похода по Крыму стояла небывалая знойная сушь, беспощадное солнце на открытых участках выжигает траву и испепеляет путников и многие Источники перестают работать и отчего-то становится немного грустно, когда видишь пересохшие русла. Но, говоря про Горы и Источники нельзя упустить еще одну изюмину Крымских маршрутов – Пещеры!

В первый же день, заправившись у Источника водой, мы разбили лагерь поблизости от экскурсионных пещер Мраморной и Эмине Баир Хосар. Хотя в Крыму темнеет очень быстро и по северным меркам рано (в 21 час уже темно хоть глаз выколи ничего не видно) вход в пещеру разрешен до 22 часов вечера. Так до ночи экскурсионные автобусы непрерывно привозят и увозят любопытствующих… Но мы то пришли ножками! Вняв совету нашего Володи – посетить наиболее красивую пещеру Эмине Баир Хосар. Отправляемся туда. На выбор 3 маршрута по подземным залам с экскурсоводом на 40, 60 и 90 минут. Прикинув, что на ужин успеем засветло, если спустимся на час. Платим по 40 гривен и опускаемся в царство Камня. Такой красоты из нас не видел ни кто. Сказка… Экскурсовод Петр очень интересно рассказал и о том, как растут сталактиты и сталагмиты, поведал историю, как пещеры использовали древние люди для поимки мамонтов, и представил в качестве доказательства хорошо сохранившийся скелет мамонта с ополовиненным черепом. Ребята, пещеры имеют свой голос - звук капели… это надо слушать, словами не выскажешь…. А был еще Поцелуйчик – капля воды, перетекающая со сталактита на сталагмит. И шапка Мономаха и зал Идолов и Озерный зал и многое другое… Все это волшебство надо видеть! По выходу
из пещер обязательно купите видеофильм (20 гривен) будет, что показать знакомым.

Следующий день был днем восхождения на Гору-шатер Чатыр-Даг. Высота в холке 1527 метров, но мы взбирались по тропе ближней к трассе, и достигнутая высота была на 100 метров ниже… но это не умаляет распирающей гордости за себя любимого… Это была наша первая высота! Когда группа снялась с лагеря и отправилась пополнить запасы воды, Гора находилась справа от нас. Склон горы казался почти вертикальным и все понимали, что подъем будет тяжелым, хотя Володя продолжал уверять о достаточно пологом склоне, а также сказал что ни кого не торопит и темп восхождения каждый вправе выбрать себе сам… Пока двигались к роднику по колонне прошел шутливый кличь Саши Серебрякова: «Все нормально. Главное на право не смотреть!» Пока забирались на вершину, колонна растянулась метров на 100 – 200. И, тем не менее, кряхтя и тяжело дыша, попивая водичку все продолжали упираться до победного… Наградой был обалденный вид в вершины в долину с селами и озерами. Где-то внизу петляла дорога с троллейбусами, везущими беспечных пассажиров к морю, в Алушту… Открылось море… А на другой стороне долины нас ждала Демерджи… но не всех!

Никогда не думал, что спуск может быть тяжелей подъема… Подъем - нагрузка на дыхалку и проверка на выносливость… а вот на спуске вся нагрузка на ноги и непрерывное повышенное внимание, глаза рыщут по тропе в поисках точки опоры и оптимальной траектории спуска. Велика вероятность оступится, запнуться, вступить на россыпи мелкого гравия и просто на нем поехать вниз, теряя равновесие. Все проблемы на спуске!
Это нужно помнить и учитывать! Именно на спуске у некоторых девчат из нашей команды произошел нервный срыв и зародились первые мысли о сходе с маршрута. Может быть, идея схода еще подпитывалась простой физической усталостью и мыслью: «С меня хватит и одной вершины». А еще потому, что некоторые шли с нами «за компанию», чего делать крайне не желательно.
Ошибка Третья. Не ходите в Горы «за компанию»! Не соблазняйте сомневающихся друзей! Есть вероятность, что вы можете потерять их как друзей! Хотя у этой медали есть и вторая сторона – с кем дойдешь до конца к тому пропитаешься еще большим уважением и доверием. А детей вести с собой в горы все-таки рекомендую, глядя на вас, и они окрепнут, и вы ими возгордитесь! Горы соплей в команде не прощают, и никакого следующего раза не будет! В таком случае лучше любить Горы снизу… и восхищаться ими лежа среди людских беконов на пляже, оставив все бравады дома!