Большое путешествие по Турции на машине.
Ещё Россия.
Старт из Москвы в Сочи
Подготовка

Поездка в Турцию была запланирована мной уже давно. Не один месяц я просидела в Интернете, изучая всякую информацию о Турции. Вначале я хотела, как все белые люди, поехать по путёвке куда-нибудь в отель. Но когда я сказала об этом Игорю, то увидела его лицо, он сказал: «Как хочешь. Хочешь, поедем» И никакого энтузиазма в голосе. Да ещё дети сказали, что хотят поехать отдыхать на машине. И тогда я стала искать, куда бы можно было бы поехать. Прочитав множество отзывов об автопутешествиях, я остановила свой выбор на Турции. Во-первых, мы там не были, во-вторых, там есть что посмотреть, есть море и множество развлечений. Решающим фактором было то, что не надо заранее получать визу и бронировать отели. Можно смело ехать дикарём. Я рассказала об этом Игорю, у него загорелись глаза, и я поняла, что это то, что надо.
В первоначальном плане было три дня провести в Сочи, потом на пароме перебраться в Турцию в город Трабзон. Проехаться по Турции, где-нибудь остановиться в отеле на дней пять, потом из Стамбула на пароме перебраться в Одессу и оттуда домой. Всё это планировалось уложить в две недели. Но потом, изучая Турцию, я поняла, что там столько всего интересного (хотя некоторые говорили мне так: что делать в Турции, там нечего смотреть!)! К отпуску была добавлена ещё одна неделя, убрали отдых в Сочи, убрали отель, и всё равно не укладывались все места, которые хотелось бы посетить. Решили составить примерный план, а на месте уже что-то смотреть, а что-то вычёркивать.
Незадолго перед поездкой я услышала много негатива о Турции. Рассказывали, как там попал в аварию туристический автобус, что кто-то там сломал ногу, и ему не выплатили страховку. Таня Алфёрова сказала, что там нигде нельзя пить воду из-под крана, что нельзя пить коктейли со льдом, потому что лёд делают из плохой воды. Когда перед поездкой к нам в гости на дачу приехали Анатолий Михайлович с Тамарой Васильевной, то он сказал: «Зачем вам эта грязная Турция» Как он ошибался, Турция чище России во много раз, но об этом потом. Тамара Васильевна пыталась соблазнить нас таймшером, говорила, что можно поехать в отель Турции, где всё включено. Но зачем нам отель, когда нас ждёт такое путешествие! Отели для ленивых. Но под конец всего услышанного, мне показалось, что это знаки к тому, что нам не надо туда ехать, что что-то нас удерживает от поездки. Успокоила меня моя мама, она сказала: езжайте, прекрасная идея. Я решила, что если нам не надо ехать в Турцию, то тогда что-то случиться такое, что мы туда не попадём.
Подготовка.
Была сделана Грин-карта на месяц (это страховка такая международная). 65 Евро = 2405 руб.
Сделали медицинскую страховку на четверых. 1500 руб.
Получили международные права. Причём их получение это отдельная история. Игорь никак не мог получить их. Он не мог получить медицинскую справку с открытой категорией С, так как он не проходил по зрению. Игорь не отличает некоторые оттенки цветов. И когда ему показывали карточки, на которых написаны цифры оттеночным цветом, он их не видел. В итоге справку он купил за деньги, не проходя врачей. Но ему её завернули. Я права получила, а он нет. Я уже решила, что это последний знак к тому, что нам не надо ехать. Но потом Игорь попытался получить права в другом месте на Варшавке, и там всё прошло удачно, он получил права!
Игорь подготовил машину. Были затонированы передние стёкла, поставлена обгонная камера, сделали дополнительную полочку в машине, куда мы убирали подушки и одеяла, очень удобно. Выезд был запланирован на утро четверга, но так как Игорь приехал лишь в четверг где-то в два часа ночи, то выезд отложили на попозже. Игорю надо было выспаться перед дорогой.
Старт

Турци 2008-07-10 14-00-30 Турци 2008-07-10 14-00-30
Турци 2008-07-10 22-46-59 Турци 2008-07-10 22-46-59
Турци 2008-07-11 09-45-49 Турци 2008-07-11 09-45-49
10.07.08 г. Четверг. День первый. Выезд.
Машина готова, вещи загружены. Мы выспались, пообедали дома и готовы к выезду.
Выезд с дачи в 14:05. На спидометре километраж 174818.
Проезжали Тулу. Там купили тульские пряники. Игорь вышел и узнал, сколько они стоят, потом позвал меня выбирать. Я выбрала очень милую собачку-пряник. Игорь мне говорит: «Её будет жалко есть». А мне она очень понравилась, и мы её купили. Потом оказалось, что жалко её есть будет, потому что она стоит 200 рублей, а такого же размера другие пряники, которые выбрали дети, стоили 60. Так мы эту собачку, как сувенир потом домой привезли.
Дизель. В Ефремове первый раз заправились. 60 л. 1470 руб.
За километров 50 от Воронежа начинается платная трасса 50 руб., зато 2 полосы в одну сторону.
21:12 – Воронеж. Мы поехали по городу. В 21:41 из него выехали.
21:53. Остановились поужинать. Ужин нам бабушка Таня приготовила с собой. Мы его только разогрели. Как остановились, пошёл мелкий дождик. А там чернозём, мы всю обувь себе перепачкали. Уже было темно. Дети хоть немного побегали, размялись.
23:17 выезд дальше.
Дизель. 61 л. 1544,80.
2:21. Заправились и там же около заправки заночевали. Там большая парковка, стоит много фур и легковых машин, и все спят. Мы тоже к ним присоединились. Дети уже давно спали.
11.07.08 г. Пятница. День второй. В пути.
Мы очень надеялись доехать в этот день до Сочи, купить билет на паром и вечером уплыть. Тогда мы ещё не знали, что это просто невозможно, и поэтому торопились. Будильник был поставлен на пять утра. Но в половине пятого я услышала, что многие уже заводятся и уезжают. Я решила, что пора ехать, а то будет много машин.
4:48 Выезд дальше. За руль села я. Игорь с детьми спали. Вначале дорога была ничего, три полосы, а потом километров 80 однополосной трассы, с фурами. Скорость никакая. Но уже перед Ростовом начинается отличное 4-х полосное шоссе. Вот там можно разогнаться. Но все в основном едут в правом ряду, со скоростью не больше 100 км/ч. Я подумала, что они дураки, и с удовольствием прокатилась по левому ряду, со скоростью 120. Это уже потом мне объяснили, что там очень строго со скоростью, везде полно ГАИ, радары меряют скорость, а штрафы высокие. Вот и едут все потихоньку в правом ряду. Но мне повезло, никто меня не остановил и не оштрафовал. Зато я в своём левом ряду не успела сообразить, прошляпила поворот на объездную дорогу через Ростов и уехала в город. Пришлось срочно будить Игоря, чтобы он сел за руль и выруливал оттуда.
Объездная дорога очень хорошая, да и вся дорога дальше отличная, во многих местах ведутся работы по расширению трассы, так что скоро там будет прекрасно ездить.
9:05. Мы остановились на завтрак-обед. Так как у нас с собой был суп, то им мы решили позавтракать, потому что дальше мы планировали ехать без остановок на обед.
9:52 выезд дальше.
Дизель. 65л. 1564 руб.
13:00. Краснодар. До Джубги ещё 118 км. В пути нас несколько раз останавливали гаишники. Ни разу не оштрафовали, им просто было интересно посмотреть на машину. Особенно всех удивлял наш GPS. Игорь не стал мелочиться и поставил компьютер на самодельной подставки. Один Гаишник сказал: «Да, такой на стекло не повесишь!»
Дети вели себя прекрасно, баловались конечно же. Мы с ними немного почитали, примеры посчитали, чтобы время с пользой использовать. На обед не останавливались, ели в пути бутерброды.
По дороге с трудом дозвонились до морпорта Сочи. Они сказали, что сегодня есть паром, есть места в каютах, но нет мест на машину. И забронировать места на машину на следующий паром нельзя, только на месте в порядке общей очереди. Мы поняли, что сегодня в Турцию мы не уплывём и перестали торопиться.
14:20 Джубга. Дальше начнётся горный серпантин.
16:32 Лазаревское. В прошлую нашу поездку в Абхазию, мы проезжали Лазаревское ночью. Город меня поразил, такой уютный, всё в огнях, там так хотелось остаться. Поэтому в этот раз мы решили провести некоторое время в Лазаревском. Подъехали к пляжу, с огромным трудом (довольно далеко от моря) припарковали машину, там просто нет мест. Пошли купаться в море. На пляже некуда было сесть, так много народу. Но самое ужасное это было море. Оно было неспокойное, были сильные волны. Я очень люблю волны, мне даже купаться захотелось. Дети побежали в воду. Но очень быстро вылезли. Они все были грязные, в ошмётках каких-то растений, волосы грязные. Ужас! Дети сказали, что не хотят купаться в таком море, что им надо помыться. Но душей на пляже не обнаружилось. Я была в шоке. Купаться я конечно же не полезла. С трудом кое-как немного оттёрла детей влажными салфетками. Помыться нам негде, дети грязные. Кошмар! Лазаревское меня разочаровало.
Чтобы успокоить детскую душу, папа повёл их по магазинчикам, они там у него какие-то игрушки повыпрашивали, но хоть довольны остались. Я же чувствовала, что планы рушатся, парома нет, море ужасное. Мне захотелось плакать. Мы доехали до Догомыса и пошли в кафе. Я заказала себе водки. И всё перестало казаться таким плохим. Пока мы с Игорем сидели в кафе, дети пошли на детскую площадку. Там они познакомились с девочками, так хорошо с ними играли.
Погода в этот день была прекрасная. Днём жарко, а вечером было слегка прохладно.
В 21:18 мы выехали из Догомыса искать место для ночлега. Игорь нашёл съезд с главной трассы в глубь гор. Так мы проехали какие-то маленькие посёлочки и свернули в лес, а при въезде стоит шлагбаум и будка для продажи билетов. Это была какая-то заповедная зона. Я сказала, что, если шлагбаум, то ехать нельзя, хоть шлагбаум и открыт. На что мне Игорь ответил, что утром при выезде он заплатит. Дети тоже за мной стали пищать, что ехать нельзя, что здесь страшно и т.п. Папа сказал, что мы будём ночевать здесь. Мы нашли красивую полянку. Было уже темно. Мы постелили кровать в машине и все вчетвером расположились в машине. 22:00 ночлег.
Вот и Сочи

Турци 2008-07-11 21-51-09 Турци 2008-07-11 21-51-09
Турци 2008-07-12 09-32-06 Турци 2008-07-12 09-32-06
Турци 2008-07-12 12-34-12 Турци 2008-07-12 12-34-12
12.07.08 г. Суббота. День третий. Сочи.
В 9 утра мы уже проснулись. К нашему ночлегу пришли свиньи, посмотрели на нас и пошли по дороге дальше. Место, в котором мы ночевали, теперь уже не смотрелось таким зловещим, как вчера в темноте. Невдалеке шумела горная река. Пока мы умывались и готовили себе завтрак, мимо нас по дороге несколько раз туда и обратно проехало такси. Мы решили съездить и посмотреть, что там дальше по дороге. Оказалось, что дальше находится очень живописное кафе в лесу у горной реки. Туда-то и ехали люди. Мы проехались ещё дальше. Там было много людей с палатками, они тоже там ночевали. Дорога очень живописная, уходящая всё выше в горы. Далеко мы не поехали, так как нам надо было в морвокзал Сочи за билетами ехать.
Дизель. Заправились в Догомысе. 64,28 л. 1600 руб.
В 12:21 мы уже были в Морвокзале. Прямо в центральном зале Морвокзала находится две конторы, которые занимаются продажей билетов на паромы, уходящие в Турцию. В одной фирме был паром «Принцесса Виктория». Он отправлялся на следующий день в субботу. Но прямо перед нашим носом кончились места на машину на этом пароме. Нам пришлось обратиться в другую фирму. У неё ещё два парома «Эрке» и «Аполлония-II». Аполлония отправляется только вечером в понедельник. Но другого выбора у нас не было. Мы купили билеты на Аполлонию. Цена взрослого билета в двухместной каюте 2600 руб. Для ребёнка скидка 50%. Переправить машину 10000 за легковую. А так как девушка в кассе не знала, что такое минивен, то мы заплатили тоже 10000 руб. Вся эта тягомотина с покупкой билетов заняла у нас часа три. Было жарко и мы сразу же пошли на пляж рядом с Морвокзалом.
Небольшое отступление по паромам.
1. Автопаром рейсом Сочи - Трабзон т/х «Принцесса Виктория». Справки по тел. 609-617 (в Сочи). Агент Олег 8-918-408-94-53. Документы, необходимые для перемещения транспортных средств через таможенный пост «Сочинский морской порт»:
• Ксерокопия загранпаспорта РФ собственника (или лица, действующего по генеральной доверенности с правом выезда за границу)
• Ксерокопия технического паспорта транспортного средства с обоих сторон.
• Заполнение таможенной декларации в двух экземплярах, с обязательным указанием сведений о транспортном средстве на обороте.

2. Рейсы Сочи – Трабзон т/х «Аполлония-II» и т/х «Эрке». Телефон фирмы в Сочи 609-702. По вопросам перевозки автомобилей и оформления документов обращаться по тел. 8-918-993-47-17.
Мир тесен

Водопад_3 Водопад_3
Весь день было солнечно. Температура воды +24.
Пляж не плохой, народа довольно много, но без проблем найти себе местечко. Дети понеслись купаться. Вода чистая, не как в Лазаревском. Я тоже искупалась. А вот души на этом пляже платные – 20 рублей с человека и тебе дают ручку крана, чтобы включить душ. У нас была только 1000-рублёвая бумажка, у ребят не было сдачи. Они предложили нам всей семьёй за тысячу мыться под душем сколько угодно целую неделю. Но мы не собирались оставаться в Сочи на неделю, тогда они разрешили нам помыться бесплатно. Мы с Игорем сходили в Суши-ресторан, отметили покупку билетов. По всему получалось так, что мы зависаем в Сочи на три дня. Так у меня и было решено в первоначальном плане поездки. Теперь включается в силу план Б по осмотру Сочинский достопримечательностей.
После пляжа мы пробежались по магазинчикам, которые расположены вдоль пляжа. В них продавались такие классные летние вещи. Я в Москве ничего подобного даже не видела. Вещи классные, а вот цены московские. Мы там только Кристине новый купальник купили. А в то время, пока мы осматривали магазины, Игорю позвонил его друг Роберт. Оказывается, он со своей будущей женой Тэххи сейчас работает в Сочи. Они ехали и увидели машину Игоря. С этими ребятами Игорь вместе в мае в Казахстан ездил. Вот так тесен мир и вот так сильно нам повезло, потому что они пригласили нас к ним в гости переночевать. Это было просто везение!
Вечером уже в начале девятого мы приехали в парк Ривьера. Это огромные парк аттракционов. В этом парке можно купить за 600 рублей карточку на все аттракционы. Только она действует в течение 2 часов. Но это выгодно, если считать, что вечером один аттракцион стоит 120 рублей. Мы купили карточки и стали, как сумасшедшие, бегать с одного аттракциона на другой. Уже стемнело, всё было в огнях, очень красиво! Запомнились последние аттракционы. Один из них был похож на трёшку в ВДНХ. Или что-то вроде аттракциона «Дискотека» только на высоте. Там мне было так реально страшно, мне казалось, что дети выпадут оттуда. Они тоже испугались. Честно говоря, словами это не передаваемо, единственное, что я там могла крикнуть, это: «Пи, пи, пи» А вот последний наш аттракцион были лодочки на воде. Ещё когда мы с Игорем были в Ялте в 1998 г. Мы в парке аттракционов видели этот аттракцион. На нём катались дети. И тогда я подумала, что когда-нибудь у нас тоже будут дети, и они тоже будут кататься на курорте ночью на таком аттракционе. И в этот день я просто увидела воплощение своей давней мечты.
Накатались мы вволю и уже в половине двенадцатого ночи мы приехали на квартиру к Тэхи и Роберту. Детей уложили спать, а мы ещё немного поболтали и потом тоже легли спать.
Красная поляна

Красна полна_16 Красна полна_16
Красна полна_17 Красна полна_17
Красна полна_18 Красна полна_18
13.07.08 г. Воскресенье. День четвёртый. Красная поляна.
Встали в 9, часов в 10 мы выехали на пляж. Было решено искупаться, а потом поехать на Красную поляну. Поехали искать пляж поближе к выезду из города. Нашли. Ужас. Лечь негде. Вроде пристроились, а оказалось, что рядом из огромной трубы льют воду – такой типа массаж за деньги. И когда её льют, капли этой почему-то, как мне показалось, не очень чистой воды, попадает на лежащих рядом людей. Рядом был платный пляж, он стоил 1000 рублей на человека за день, но для нас это очень дорого. Дети пару раз окунулись, солнце зашло за тучи, и мы решили уезжать оттуда. Позавтракали в местном кафе на 800 рублей яичницей с чаем (после этого Игорь сказал, что завтракаем теперь всегда своими силами) и поехали на Красную поляну.
В 13:00 мы были уже в посёлке «Красная поляна» (С 43 40,613 В 40 17,091), который находится на высоте 550 м. над уровнем моря. Там мы поставили машину на платную стоянку (100 руб.). Переоделись в спортивную обувь. Это надо делать обязательно. Во-первых, чтобы не соскочили тапочки с ноги во время езды на подъёмниках. А во-вторых, гулять по самому верху горы без спортивной обуви невозможно. Там даже запрещающая табличка стоит, что вход строго только в спортивной обуви. В тапках там лазить опасно. Потом мы намазались кремом против загара, потому что в горах легко обгореть, хотя жары и не чувствуется. Хотя у меня нос всё равно потом покраснел, что было бы, если бы мы не мазались. Покрыли плечи и головы. Подготовленные, мы пошли в кассу. Народу довольно много, но очередь идёт быстро.
Всего там четыре этапа подъёма, т. е. четыре подъёмника. Первый поднимает на высоту 790 метров. По два кресла рядом, садиться надо на ходу. Кресла открытые, т.е. ногами ты болтаешь над землёй. Как только сел, надо перекинуть через себя цепочку (как на цепочных каруселях). Выскользнуть под этой цепочкой легко, но только, если сам этого захочешь. Подъёмник едет очень плавно, не раскачивается, и всегда ты едешь ровно, не наклоняясь. Не слишком высоко от земли метров 5 мне кажется, иногда больше. Но мне всё равно было немного страшновато, и я всё время держалась рукой за поручень. Особенно страшно, потому что со мной рядом сидела Кристина, и мне всё время казалось, что она выскочит и упадёт. Поэтому я ей не разрешала поворачиваться, а только сидеть прямо и смотреть по сторонам. На втором подъёмнике со мной ехал Кирилл. Потом же они спорили, кто поедет с папой, а кто со мной. Со мной ехать никто не хотел, потому что я нервная и не разрешала даже головой вертеть. Второй подъёмник поднимает на высоту 1144 метра. Третий на высоту 1561 метр. Ну и последний (самый страшный и крутой подъём) на высоту 2238 метров. Но зато на последнем подъёме можно видеть снег на вершинах гор, какие-то красивые цветущие горные кусты. Вид потрясающий!
Протяжённость подъёмников 50 км. Подъём занимает 50 минут, но это только езды. В результате получалось, что при пересадке на следующий подъёмник приходилось снова стоять в очереди по минут 10-15. Мне было страшно, когда один раз подъёмник остановился, и мы зависли посередине, через пару минут он снова поехал. А один раз канатку остановили из-за меня с Кириллом. Когда мы поехали, то пристегнулись, как всегда цепочкой. А когда уже начинаешь подъезжать к выходу надо цепочку снять. Так вот я сняла свою цепочку, а Кирилл свою снять не может, попробовала я, а она заела и не снимается. И вот тогда, когда мы были уже на площадке, работник остановил весь подъёмник и помог нам отстегнуть цепочку. А то бы нам пришлось ехать обратно вниз. Так бы и катались туда сюда.
Цена на взрослого составляет 800 рублей на четыре подъёмника, 400 рублей детский. Можно купить только на один или на два. Билеты предъявляются только при подъёме, при спуске билеты не нужны. Так что можно пешочком подняться и спуститься бесплатно ?. Когда мы ехали, некоторые шли внизу пешком, мы видели. До третьего подъёмника можно на машине проехать, а на самый верх, по-моему, нельзя. А ещё в конце то ли второго, то ли третьего подъёма, сидит фотограф и фотографирует всех подряд и говорит вам номер. Потом при спуске можно эту фотографию купить. Стоит одна фотография 200 рублей, формат А4. Но фотки получились просто супер, на фоне гор мы едем на подъёмнике, мы взяли две штуки.
На самой верхотуре можно за дополнительную плату (50 рублей) сходить погулять по верхушкам гор. Мне эта прогулка понравилась особенно. Там местами лежат ещё целые глыбы снега. На некоторые можно зайти, чтобы сфотографироваться. Мы даже снежками немножко покидались. А ещё там очень красивые горные растения, цветы какие-то, названия я их не знаю. Прогулочная тропа заканчивается щитом с надписью: «Внимание! Пограничная зона! Въезд (проход) по пропускам и документам, удостоверяющим личность». Оттуда уже видна Абхазия. Виды открываются потрясающие, прогуляться обязательно стоит.
А вот что меня потрясло сильнее всего, так это спуск, особенно с самой верхотуры до третьего уровня. Когда мы ехали вверх, то всегда казалось, что мы едем невысоко, так как дорога проложена так, что всегда едешь на одной примерно высоте от земли. А вот когда спускаешься, то ты понимаешь, что находишься на высоте 2238 метров. Дух захватывает. Такой вид, простор, горы, облака! Но долго я смотреть не могла, мне было очень страшно, и я просто закрывала глаза. Поеду так с закрытыми глазами и думаю, надо смотреть, такое где ещё увидишь. Открою глаза, посмотрю по сторонам и опять закрываю. Но это только я, дети почему-то так не испугались, Игорь тоже. Зато на остальных подъёмникам потом уже едешь спокойно, совсем не страшно.
Подъём, спуск, и прогулка заняли довольно много времени. И приезжать на Красную поляну надо это учитываю. Последний подъёмник на четвёртый уровень отходит в 15:30, а последний спуск в 16:50. Так что очень хорошо, что утром была не солнечная погода, мы не стали купаться и поехали на Красную поляну. А то приехали бы мы позже, могли бы всё не попробовать.
В самом низу есть ресторанчики и кафе. Но мы пообедали в столовой, очень вкусно и дёшево 1018 рублей на четверых. Ну, плюс ещё соки, воды и мороженое на 200 рублей.
В 18:00 мы уже вернулись в машину.
Джипинг на водопад

Водопад_11 Водопад_11
Водопад_12 Водопад_12
Водопад_13 Водопад_13
Около кафе мы встретили Роберта и Тэхи. Они приехали на джиппинг. Рядом со стоянкой стояло много Уазиков с открытым верхом. На них организовывали экскурсии на водопад в горах. Стоила эта экскурсия в районе 500 рублей на человека. Тэхи и Роберт поехали на экскурсию за деньги, а мы решили поехать за ними на своей машине. Водители нас отговаривали, говорили, что мы может там и пройдём, но машину лучше пожалеть. Но Игорь сказал, что поедёт. И вот мы помчались за Уазиком. Такое ощущение, что водитель специально очень быстро гнал, чтобы мы от него отстали. На некоторых поворотах мы определяли, куда ехать по пыли на дороге. А дорога тем временем пошла в гору, да так круто, как нам потом сказал водитель, кое-где уклон 40 градусов. Действительно очень круто, но на фото и видео этого совершенно не чувствуется. Ощущения потрясающие. Но дорога в Абхазии на Гегский водопад была более страшной, из-за того, что с боку был обрыв, в него просто невозможно было смотреть. Здесь же дорога была круче, но проходила она не вдоль обрыва. В итоге мы естественно доехали до водопада (С 43 39,157 В 40 16,342), даже горную речушку переехали. Я, конечно же, визжала и говорила, что дальше ехать не надо, но мы доехали. Водопад очень красивый. Рядом с водопадом ещё лежит целая глыба снега. Водитель рассказал, что в июне здесь арка снежная была. Папа с детьми, Тэхи и Роберт полезли к водопаду, мне в этот раз лазить не хотелось, и я осталась внизу. Дорога обратно вниз была не менее захватывающей. В 19:40 мы уже были внизу и поехали в Сочи.
Когда ехали в Сочи, у нас произошло ЧП. Вдруг машина задымилась, пришлось экстренно останавливаться. Оказалось, что из-за того, что дети бесились в машине, они ногами двинули по розеткам. Что-то там закоротило и задымилось. Игорь быстренько что-то там отсоединил, но после этого у нас уже не было розеток и постоянно приходилось где-то подзаряжать видео камеру и аккумуляторы для фотоаппарата.
В Сочи мы заехали к поющим фонтанам, которые почему-то в это время не пели. Мы поехали домой к Роберту и Тэхи. Они нас приютили ещё на одну ночь. Вечером в Сочи очень хорошо, прохладно. В десять вечера мы уже добрались до дома. Детей уложили спать, а сами устроили застолье. Тэхи и Роберт очень интересные люди, я рада, что с ними познакомилась.
В порт

14.07.08 г. Понедельник. День пятый. Паром.
10:15 мы проснулись. Потом собрали вещи и позавтракали. В 11:20 мы выехали в порт. Агент говорил, что машину надо сдавать с 10-12 часов, хотя отплытие парома планируется лишь на вечер, на семь часов. По дороге мы заехали на мойку и помыли машину. Потом поехали дальше к порту. Нам надо было не к главному порту, а какой-то другой въезд. В итоге мы его проехали мимо, не заметили. А машин много, пробка, для того, чтобы вернуться нужно довольно далеко ехать. Да ещё случилась маленькая авария. Прямо под нашу машину подлез какой-то жигулёнок. Звук был такой! Мне показалось, что жигулёнка всего смяли. И в этот момент я подумала, что в Турцию мы сегодня не уплывём. Видно судьба. Но как ни странно я не расстроилась, а решила, что всё, что ни делается, всё к лучшему, значит нам просто не надо туда ехать. Игорь вышел разбираться (а мы-то и так опаздываем, а нам ещё разворачиваться, а там пробка). Из той машины вышла девушка и сказала: «Но я ведь включила поворотник!» На нашей машине не было повреждений, кроме полоски краски той машины (танк!), а вот у жигулёнка повреждения были, да ещё и довольно заметные. Игорь спросил, что будем делать, а девушка испуганно так ему говорит: «У вас же ничего страшного нет, может не будем милицию вызывать?» Да мы и рады, потому что, хоть виновата она, а времени-то у нас нет совсем. Решено было разъехаться по-мирному. Мы развернулись и подъехали к въезду в порт (C43 35.159 B 39 42.949). Времени было 12:30. Там уже стояло машин 10 легковых, тоже ждали погрузки, на территорию порта пока никого не пускали. Мы решили сделать так. Игорь остаётся и грузит машину. А я с детьми иду на пляж
Косички, ливень, морвокзал

Я взяла с собой лишь купальники и полотенца, все вещи остались у Игоря. Рядом с пляжем девушки африканки за деньги плели косички. Мы решили Кристине заплести косички, чтобы не надо было потом причёсываться. С 13:30 до 14:40 ей плели косички. Заплели 87 косичек. Стоило это удовольствие 800 рублей. Пока ей плели косички, начался дождь. Они перебрались под крышу. Мы с Кириллом в это время гуляли по магазинчикам, я себе пляжную сумку за 450 рублей купила. В один момент я потеряла Кирилл. Видела его, видела, а потом он куда-то завернул, и я потеряла его из виду. Пошла в ту сторону, где он был, иду-иду, а его нет. Я так перепугалась! Очень страшно. Я пошла назад, всматриваясь, и ища Кирилла. Какая же была радость, когда я его увидела. Он стоял и ждал меня около того места, где Кристине косички плели. Оказалось, что он просто зашёл в один из магазинчиков, а я видимо прошла мимо и его не увидела.
Кристине закончили плести косички в 14:40. Мы её забрали, и в это время начался дождь, мы побежали к зданию вокзала. Добежали до огромной крытой стоянки около вокзала и там спрятались. С собой у нас были только полотенца, ни кофт, ни носков, - ничего. В три часа позвонил Игорь и сказал, что он прошёл таможню, но с парома его уже не выпускают и к нам он выйти уже не может. А билеты на паром, загранпаспорт, одежда, - всё было у него. В итоге он договорился с каким-то человеком (помощником капитана что ли), чтобы он нам отнёс вещи. Договорились встретиться в центральном зале Морпорта через полчаса. От стоянки, под крышей которой мы стояли, до Морпорта пешком 2 минуты. Но ливанул сильнейший ливень и мы решили переждать его. Но дождь всё не кончался и не кончался. Я посмотрела на часы и решила, что надо бежать, а то этот человек меня не увидит и уйдёт, и что мы будем тогда делать. И мы с детьми побежали. Бежали мы не больше одной минуты, но когда прибежали под крышу, нас можно было выжимать. Волосы я и впрямь выжимала. На нас не осталось ни одной сухой вещи. Но в 15:30 мы всё-таки были в морпорту. А документы этот мужчина нам смог вынести лишь в 16:20, получается зря бежали. Мы попеременно с детьми дежурили около кассы, чтобы не пропустить человека. Я сбегала в соседний магазинчик, купила чипсы, воды и булочек. Дети хоть поели. Жаль, что поблизости нигде не было видно ни одного кафе, мы бы поели по-человечески.
Посадку обещали в 18:00. А так как на улице дождь хоть и ослаб, но до конца так и не кончился, то мы всё это время и просидели в здании Морвокзала. Дети оказались такие молодцы. Как они себя там только ни развлекали. Клали на голову разные предмет и ходили по всему залу, заполненному людьми, которые так же, как и мы ждали посадки на паром. Цель игры была в том, чтобы не уронить предмет, лежащий на голове. Потом они играли в карты. Ни разу они не хныкали и не жаловались, что им приходится так долго ждать. Где-то в 17:40 мы пошли к причалу, с которого должна была бы начаться посадка на паром. В здании вокзала сидеть надоело, дождь кончился. Дети хоть по улице побегали. Все в основном стояли под навесом над стоянкой, тем самым под которым мы прятались от дождя. А мои дети босиком шастали по лужам.
18:22. Посадки пока нет. Все высматривают корабль. Я позвонила Игорю, он сказал, что корабль ещё даже не отплывал, что только сейчас закончили грузить последнюю машину.
Наконец-то мы дождались! 19:40 началась посадка на корабль. Все формальности проходят очень быстро, показали паспорта, билеты, а багажа у нас с собой не было. Игорь встретил нас на пароме. День ожидания закончился. Мы на корабле, теперь-то мы уж точно должны добраться до Турции. Сочи нас в последний день хорошо проводил, мы так намёрзлись. Отплыли только в 21:10.
Наконец-то паром

паром_27 паром_27
паром_28 паром_28
паром_29 паром_29
Пошли исследовать корабль. Здорово, везде можно пройти: к якорю, к канатам. Мы везде полазили. Экипаж турецкий. Они изъяснялись с нами по-английски, всё очень понятно. Очень вежливые. Например, если сейчас куда-то заходить нельзя, то скажут: «Извините, пожалуйста, сюда нельзя!» Эта разница в обращении особенно хорошо почувствовалась на пароме Стамбул – Одесса с украинским экипажем. Там почти никуда заходить было нельзя. И матросы разговаривали грубо, один раз мне даже до слёз было обидно, когда я хотела пройти на палубу, а матрос как-то грубо мне сказал: «Сюда нельзя!» И никаких извинений. Что поделаешь, там экипаж украинский.
У нас было две двухместные каюты. В каюте две кровати, как в поезде, двухъярусные и умывальник. Мы взяли каюты с окошком, можно было взять без окна, тогда было бы дешевле. Но мы не пожалели, что взяли с окном, потому что было жарко и мы окно открывали.
На корабле был ресторан. После посадки мы сразу же пошли ужинать, потому что весь день перебивались только булочками и газировкой. Папа тоже не ел, нас ждал. Еда в стоимость билета не входит. Надо было обменивать деньги на корабельные карточки и ими расплачиваться в ресторане. Ещё на корабле был большой зал с баром. Там стояли столики и диванчики. Там даже дискотеку устроили, светомузыка, всё, как положено. Музыку такую классную включали. Только никто не танцевал, потому что в баре были одни только мужчины, в основном дальнобойщики. Игорь сказал, что всего машин десять было легковых. Многие ехали через Турцию на машине в Грузию. Остальные были дальнобойщики. Туристов не наблюдалось. Мы с Игорем немного посидели в баре. Детей уложили в одной каюте, а сами разместились в другой. Заснули прекрасно. Никого не укачивало, да и качки-то никакой и не было.