Архангельская область / Велотуризм | Спортивный туризм | Пешеходный туризм

На велосипедах по Кенозерскому парку. Порженский погост

3 - 7 октября 2007 г.
День третий
Порженский погост – Горбачиха – переправа через Кенозеро - Тырышкино - Косицыно – Тарасово
От Порженского до Кенозера

Завалы на транспарковой тропе

В 11:20 мы отъехали от Порженского, но заплутали и оказались в деревне Окатовской (с колокольни видно пару домов). Минут пятнадцать искали дорогу на Горбачиху, которая оказалась намного левее, чем мы думали. По дороге те же гати через болота, что и до Порженского, но препятствия стали разнообразнее - появились грандиозные завалы. В одном месте на дорогу повалилось целый десяток огромных сосен. пришлось тащить велики вверх по склону через чащу около 50 метров, обходя завал. В одном месте дорогу переходил медведь - медвежьи следы нельзя спутать ни с чьими другими. Также по дороге справа и слева полно конусов муравейников. Уже ближе к Горбачихе нам наконец-то удалось использовать велосипеды по назначению, правда, не вовсю силу. Тормозить приходилось либо ногой, либо на бок в кусты, так как тормоза, забитые глиной, попросту не работали. Нас очень расстраивала дорога, по которой нам пришлось ползти со скоростью 2 км/час, но когда мы увидели аккуратную кучу досок, «забытых» и так и не установленных через сырые места – стало совсем противно и злобно.
  • Роман Железов
    Это и есть транспарковая тропа!

Смотрите карту нац парка. Эта тропа обозначена как главный ухоженный маршрут парка. И делайте выводы как за ней ухаживают.

Горбачиха

В 15:00 мы въехали в Горбачиху. Нас звонким лаем встретили две одинаковые собачки черно-белого цвета. В первом доме хозяев не было, хотя было ясно, что именно здесь живут. Нас поразила телефонная будка около дома. Перейдя по мостики через овраг с речкой, мы увидели часовню Иоанна Крестителя 19 века, которая в 1986 году была отремонтирована силами студенческого отряда Архангельского пединститута. Пройдя мимо нее к озеру, мы нашли на мостках бабку, стирающую белье. По ее словам, в деревне живет она и Василич (хозяин первого дома с собачками). Помочь с перевозом на другую сторону нам может только Василич. Мы немножко прифигевшие, что в деревне живет всего два человека, отправились искать Василича.

Вообще-то на территории парка расположено 46 сел с населением около 2,6 тысяч человек, вот в этой деревне, например, осталось двое… Есть над чем задуматься. Скоро и неизбежно походы по Русскому Северу станут полностью автономными, туристы будут надеются только на себя в плане продуктов, помощи и переправы через озера… Любителям заброшенных деревень будет на что поглазеть… Печально и неестественно. Люди уходят из этих красивых мест, бросают родные дома, только потому, что государство забыло про них… Создав города-миллионеры и промышленные центры, нельзя забывать, что любой город когда-то был деревней, и то, что у нас полстраны – это деревни, села, городки, ПГТ…

Василич рыбачил на весельной лодке, и мы смогли до него докричаться. Загрузив велосипеды, влезли сами. Оказалось, он сам – порженский и перебрался ближе к людям, когда оттуда все уехали. Так постепенно, все постоянно живущие в этих краях люди будут стекаться в центр Кенозерья – Вершинино, где есть магазины, но еще нет связи. Мы были четвертые и видимо последние туристы в этом году, которых он перевозил. Берег неторопливо приближался.
    От Порженского до Кенозера

Дорога-тропа от Порженского на Кенозеро идет мимо брошенного ржавого комбайна. Этот комбайн видно, если посмотреть с башни погоста на север.
    Тропа которая идет вниз и на восток приводит к заброшенным деревянным избам

Стоимость переправы

Когда Василич сказал, что мы четвертые, кого он перевозит, я подумал что четвертые за сегодня. Но на всякий случай переспросил: "Четвертые за сегодня?"
    - "Нет, за это лето"

Можно сделать вывод, как часто здесь бывают туристы.

Еще один момент:
    Когда планировал маршрут, через Кенозеро, то очень опасался дикой спекуляции стоимости переправы. Ведь, у туристов нет другого выбора, кроме как переправиться. Дороги вокруг озера нет, а по лесам это многие километры труднейшего пути.

Но все оказалось наоборот. Деньги были не в тему.

Деревня Горбачиха (информация)
Тема: Достопримечательности

Деревня Горбачиха находится в южной оконечности Кенозера между деревней Видягино на юге и деревней Тырышкино на севере. В деревне Горбачиха почти все дома необитаемые, лишь летом приезжают несколько семей в свои старые дома..
На высоком берегу Глубокой лахты у оврага стоит часовня Иоанна Крестителя (1803 г.). Окружают ее высокие ели и лиственницы «священной» рощи. Часовня сделана в виде клети под двускатной кровлей; над притвором сооружена звонница с перилами, плоским покрытием и крестом.
Тырышкино

Перебравшись на другую сторону озера, мы перекусили у стога сена. Потом, узнав дорогу на Телицыно у бабки с дедкой на окраине деревни (больше жителей опять замечено не было), через полкилометра мы вышли на поле.
Косицыно

Впереди виднелись дома, справа на поле - березняк, в котором находится родник. Мы прислонили велики к ограде, и уже хотели идти за водой, как заметили, что лошади, пасшиеся неподалеку, проявив к нам интерес, бегут к нам. Очень красивые, ласковые и любопытные лошади чуть не сживали мою поларку.

Деревня выглядит более обжитой, чем предыдущие две, хотя бы потому, что здесь много домашнего скота – овец, лошадей и коров.

В 17:00, спросив у местного мужика дорогу («идти вдоль ЛЭП»), двинули дальше. Но вскоре мы с ужасом обнаружили, что это была не обычная ПЛОХАЯ тропа с гатями, завалами и прочими препятствиями, а скотопогонная дорога, расхлябанная и НЕ для человека, и уж точно НЕ для велосипеда. Назвать «дорогой» ЭТО - язык не поворачивается. ЭТО было просто направление пути следования стада коров. Следы «говядины» были повсюду, и у Ромы возникло адское желание при следующей встрече с коровами отомстить им, показав банку тушенки - пусть знают, что их ждет.
Наше плавание с велосипедами по этой Г… продолжалось довольно долго и нудно. Понимая, что назад дороги нет, мы обреченно тащились вперед, веря в «светлое и сухое» будущее. Мы так устали протолкивать и вытаскивать велосипеды из этой каши, в некоторых местах довольно глубокой, что сил не было даже злиться. Автопилот был включен.
    О дороги до Телицыно

Когда вначале смотрел на карту, то думал что здесь будет простой участок, где мы покатим на велах. Но не тут то было. Продвигаться по ней удавалось только со скоростью 2км/час. Колеса тонули в растоптанной скотом грязи. Короче, хуже не придумаешь.

Тарасово

Только ближе к деревне Тарасово дорога поднялась выше в лес, снизилась заболоченность. Около шести часов вечера мы вышли в Тарасово. Как чудо и спасение, перед нами возникла часовня Преподобного Афанасия Многомилостивого посреди болот и лесов. Вот уж действительно - милость. Мы, ни минуты не колеблясь, решили остановиться здесь на ночевку. Часовенка была заперта на замок, но подянться на колоколенку можно. Палатку поставили прямо на деревянном крыльце. Такого уютного и дивописного места для ночевки я еще не встречала.
Дереня Тарасово (информация)
Тема: Достопримечательности

Бывшая деревня Тарасово расположена на западном берегу основного плеса в распадке между лесистыми холмами вдали от озера. Очевидно, деревня названа по имени первого жителя, к дому которого стали пристраиваться другие.
Здесь находится часовня Преподобного Афанасия Многомилостивого, реставрация которой закончена в 1992 г. Во многих деревнях Кенозерья часовни стоят обособленно, а здесь она служила объединяющим центром в произвольной деревенской планировке. Ее формы просты — клетское сооружение с маленькой главкой на кровле и легкой звонницей в виде вышки на четырех столбах, поддерживающих кровлю со шпилем. Часовня небольшая, с крылечка ведет лестница наверх, на открытую квадратную колоколенку. «Балкончик» этой колоколенки почти касается маковки купола, можно дотронуться до него рукой. Все сооружение опирается на камни-валуны, едва выступающие над землей, и оно как бы висит над самой землей.

Неподалеку от часовни на окраине деревни стоят два обетных креста - народная архитектура малых форм. Когда-то таких крестов, поставленных по обету в память какого-либо события (например, избавления от мора скота), было много на Кенозере. По местной традиции кресты обвивались полотенцами.
  • Роман Железов

Удивительное место, спрятанное на берегу Кенозера