28 августа. День 7. Кезеной - Чубахкинчу
Хотел было стартовать ранним утром, часов в шесть. Но не смог себе отказать в завтраке, включенном в стоимость проживания.
Протестиоровал манетку, остался доволен результатом: нормально переключаются малая и средняя передние звезды. Ладно, обойдусь пока без большой звезды, вроде гнать тут особо негде.
Удовлетворенный работой манетки, решаю не ехать в Ведено, а все же рвануть на Макажой, Нохчи-Келой, Шатой. Пусть, без петли через Итум-Кале, но все равно должно быть интереснее, чем пиление по асфальту в Грозный.
До Макажоя веселый спуск. Погода хорошая, тепло и солнечно.
После Макажоя доезжаю до старинного кладбища и камня в виде бетонного фонарного столба с языческой гравировкой. Отсюда ответвляется полевая дорожка вверх. Без всяких там серпантинов, напрямую. Первые полкилометра осиливаю в седле, а дальше - пешком. Так быстрее, легче и безопаснее для здоровья.
Природа вокруг - ну чистая Башкирия. Поля из диких трав, подорожник, клевер, всякие цветы. Стрекозы стрекозят, пчелы пчелят, и я тихонечко пыхчу. В поле зрения попадают пасеки - здешний мед ценится на рынке в Грозном.
На месте бывшего села Ариаул стоит свежая будка-вагончик, кажется, от ГАЗ-66. Чуть дальше внезапно встречается стоящая "шестерка" Жигулей и какой-то древний, но раюотающий комбайн. Это двух питерских чеченцев потянуло на историческую родину, их отцы жили в Ариауле до депортации. С гордостью говорят, что пустили тут первый комбайн за 70 лет. Пока заготавливают сено, но строят планы на будущее: "здесь жили наши предки, пришла наша пора осваивать эти пространства, тут плодородная земля, вырастает отличная морковь; только бы снова не было войны". Что и говорить, похвальное отношение к своим корням.
Потихоньку взбираюсь на вершину 2014 метров. Оттуда дорога, уходя вниз, становится каменистой. О, какой это был спуск! Никогда не тратил столько сил на спуске. Сжимаю тормоза со всех сил, аж кисти рук немеют. Один раз засмотрелся по сторонам и въехал в колею. Хоп, и ловко перескакиваю через руль, даже не упал, устояв на ногах.
Подъезжаю к неотмеченному на картах оборудованному роднику. Набираю воду в бутылку, а сзади кто-то недовольно фыркает. Это лошади пришли на водопой к озерку рядом с родником. Я мало понимаю в лошадях, но эти были просто загляденье!
Ну совсем Башкирия, где-нибудь Белорецкий район, хребет Уралтау.
Постепенно спустился к реке. По сторонам от дороги растут березки. Я на Кавказе или где? Удивительный контраст с дагестанскими горами, где сплошные камни и сухая трава.
Знаю, что реку надо перейти в брод и продолжить путь к Нохчи-Келою по противоположному берегу. Прошел взад-вперед, но выход из борода не нашел. Что такое, нет дороги? Может, и нет. Попробую пройти прежним берегом, как раз на карте указана полевая дорога.
Трачу около трех часов и кучу сил, чтобы пробиться к Нохчи-Келою, но тщетно. Выхожу в тупик - высокий утес народ рекой с дубовой рощицей на самом краю обрыва.
Тут, сверху замечаю отличную дорогу по противоположному берегу. Все-таки, она существует! Спускаюсь обратно к броду и наконец-то то нахожу выход на эту дорогу. С первого раза я принял этот`выход за обычную каменную осыпь, коих тут много.
Двигаюсь в сторону Нохчи-Келоя и попадаю на пасеку, куда как раз приехал пчеловод Саид-Альви. Слово за слово, и вот мы уже набираем из деревянного корыта свежий мед в мою бутылку. Хотел было заплатить, но получил отказ - это подарок.
Мед по вкусу похож опять же на цветочный башкирский.
Через километр после пасеки, в сумерках, достигаю хутора Чебахкенчу (по-русски - волосодер). Тут меня буквально снимают с велосипеда и заводят в дом к Доку. Про гостеприимство Доку я уже был наслышан. Но все-таки, был приятно удивлен. Тут постоянно живут два брата и по пять- шесть детей у каждого. Кроме того сегодня к ним приехали еще один брат и дядя. Столько народу, всем интересно, все хотят проявить внимание. Очень приятный прием. Дядя Магомед - мастер русской словесности. Большую часть жизни прожил в равнинных районах Чечни, где раньше жили много русских. Так сейчас при разговоре ввертывает такие обороты, с таким тонким юмором, что диву даешься.