Прогулки по Bodo

Наш отель Thon. Справа, жёлтый Наш отель Thon. Справа, жёлтый
Гнездо 330 спасательной эскадрильи Гнездо 330 спасательной эскадрильи
Фредди Крюгер переходит улицу в Bodo Фредди Крюгер переходит улицу в Bodo
Одна из центральных улиц города Одна из центральных улиц города
Кирха в Bodo Кирха в Bodo
30-см бассейн для моржа 30-см бассейн для моржа
Птенец чайки на парковке Птенец чайки на парковке
Истребитель Hawker Hurricane перед музеем Истребитель Hawker Hurricane перед музеем
Bell UH-1 Iroquois (Huey) Bell UH-1 Iroquois (Huey)
Немецкий Focke-Wulf Fw.190A-4 в Норвежском музее авиации Немецкий Focke-Wulf Fw.190A-4 в Норвежском музее авиации
ПВО Норвегии представлено ракетами Nike Ajax и Nike Hercules ПВО Норвегии представлено ракетами Nike Ajax и Nike Hercules
Ракеты воздух-воздух AIM-9 Sidewinder Ракеты воздух-воздух AIM-9 Sidewinder
Penguin - противокорабельная ракета норвежской разработки Penguin - противокорабельная ракета норвежской разработки
Авиапушка M61 Vulcan, сделания по схеме Гатлинга Авиапушка M61 Vulcan, сделания по схеме Гатлинга
Лопасть немецкого бомбера с отметками побед норвежских пилотов Лопасть немецкого бомбера с отметками побед норвежских пилотов
Через 3,5 часа паром прибыл в порт назначения – гавань г.Bodø. Проехав несколько кварталов вдоль набережной, мы прибыли в забронированный нами отель «Thon» и заселились в номера. Улыбающаяся женщина на ресепшене показала нам актовый зал на первом этаже, где мы запарковали байки.
 
Вечером, забив на ветреную погоду и возможный дождь, мы взяли на ресепшене бесплатную туристическую карту и пошли шариться по городу.
 
Вид из окна нашего отеля в Будё
Вид из окна нашего отеля в Будё
Bodø
Bodø – административный центр Nordland’а, крупнейший город в этом фюльке и 2-й в Северной Норвегии после Tromsø. Расположен за полярным кругом. Население – 36,5 тыс. чел., плотность населения 35,5 чел./кв.км.
Название города происходит от названия хутора Bodøgård, находящегося тут до основания города. Слово «boði» – подводные скалы, шхеры.
Статус города Будё получил в 1816 г. Практически с основания Будё являлся торговым городом, т.к. имеет удобное географическое положение, торговля шла в основном между Великобританией, Швецией и Норвегией. Во время 2-й мировой во время захвата Норвегии немцами в Будё был высажен британский десант, который некоторое время занимал город. 27 мая 1940 г. бомбардировщики Люфтваффе нанесли массированный удар по городу, уничтожив более половины строений в городе (из 6000 населения 3500 остались без крова). Погибло 13 норвежцев и 2 британца. После войны город был окончательно восстановлен только к 1959 г. 4 октября 1943 г. (к тому времени Норвегия была уже 3,5 года оккупирована немцами) англо-американские соединение совершило рейд на торговое судоходство в район города. Две волны (28 + 16) самолетов с авианосца USS Ranger нанесли торпедно-бомбовые удары по немецким кораблям, находящимся в бухте Будё и водах Vestfjorden’а. Союзники потеряли 3 самолета, немцы – 6 кораблей потопленными и минимум 2 поврежденным.
В настоящее время Будё – крупный транспортный узел: международный аэропорт, ЖД-станция, порт, способный принимать круизные лайнеры, автодорога государственного уровня. Кроме этого есть университет, полицейская академия, 3 церкви, 2 музея, штаб-квартиры подразделений ВВС и береговой охраны, самый первый в Норвегии и до сих пор действующий кинотеатр «Fram Kino». Также в Будё издаётся местная газета и есть своя футбольная команда «FK Bodø/Glimt», команда по регби «Bodø Barbaraians» и гандбольная команда «IK Junkeren».
Сбитый 1 мая 1960 г. под Свердловском американский самолет-шпион U-2С (бортовой номер 56-6693, пилот – Гарри Пауэрс) совершал разведывательный полет с авиабазы Пешавар (Пакистан) на авиабазу Будё. Но он так и не сел в аэропорту Bodø Lufthavn.
Климат в Будё довольно мягкий относительно всей Норвегии – снега мало, среднегодовая температура – +4 град., правда Будё является одним из самых ветреных городов Норвегии.
 
 
Пустота на улицах Будё
Пустота на улицах Будё
За несколько часов мы облазили большую часть города, пошарились вдоль аэропорта. Аэропорт «Bodø Lufthavn» – двойного назначения: сюда прибывают гражданские Boeng 737, более мелкие региональные пепелацы и тут же за взлетной полосой стоят готовые к взлету истребители F-16 ВВС Норвегии. За пассажирским терминалом и грузовыми терминалами «SAS» и «Norwegian» стоит белое квадратнообразное здание с надписью «330 Skvadron. Hovedinngang» («330 эскадрилья. Главный вход»). Домик спасательной вертолетной эскадрильи ВВС. Прошлись до музея авиации – «Norsk Luftfartsmuseum» – здание в форме пропеллера, у входа в которое стоят вертолет Bell UH-1 «Iroquois» американского производства и британский Hawker Hurricane времен 2-й мировой. В 10 вечера музей был уже закрыт из-за чего я был готов грызть ногти и облизывать ручки его дверей – ну очень туда хотелось!
 
От музея мы вернулись в сторону порта через жилые кварталы и центр, который называют «Шведским городком». Посмотрели «главный собор», часовую башню, сквер с моржом и бассейном глубиной 30 см и прошли через городской парк, расположенный на холме. Это старая часть города – мне она очень понравилась – тихо, аккуратно, чисто. Опять та же шляпа, что и в Нарвике: 9 вечера – улицы абсолютно пусты! Хотя темноты-то в это время года не случается. Необъяснимо, но факт – видимо норвежская самобытность. Жизнь кипит только в гавани, да в районе ЖД-вокзала. Перед сном я прогулялся по яхтенной гавани у входа в наш отель. Побродил мимо сотен лодок, катеров и яхт и дошел до конца волнореза, где на островке стоит малюсенькое кафе.
 
Тролль-граффити
Тролль-граффити
Одна забавная вещь… Будё – город морской, поэтому на его улицах место голубей, ворон, синиц и воробьёв занимают чайки. Голуби встречаются редко, остальных птиц я вообще не видел. Чайки довольно своеобразные птицы, но не об этом речь. Где их гнёзда я не знаю, но они сидят по всему городу на фонарных столбах, козырьках окон, заборах, дорожных знаках... И в общем-то на людей им довольно пофигу. Когда мы проходили по парковке за отелем одна из чаек, спокойно сидевших на столбе, начала истошно орать на нас и угрожающе распускать крылья – не ясно почему. А потом стало понятно! Между машин по парковке бегала крупная серая «курица» – птенец чайки. Эти ещё не летают, поэтому мамка сидит на столбе и всех отпугивает от своего чада. Ещё пару раз за время прогулки мы натыкались на птенцов прямо на городских улицах. И позже был ещё один ржачный инцидент с птенцами. Мы прибывали на поезде на какую-то станцию, где одна колея ЖД расходится на 4 и сидевшие на заборчике, огораживающем ЖД, штук 20 чаек подняли просто адовый ор на наш поезд. Всё потому что по остальным 3 путям бегало с дюжину их птенцов!
 
В обед следующего дня мы должны были уезжать на поезде в аэропорт Gardermoen. Но у меня ещё оставался один должок… Я подорвался с утра в музей авиации! Музей открывался в 10:00, но с перепугу я вышел за 45 минут из отеля с расчетом что за час дойду. Добежал за 31 минуту. Погода была пасмурная, облачность низкая и очень влажно, но дождь пока не шёл. Пока я ждал открытия музея на поляне – я пронаблюдал как из аэропорта один за другим с грохотом взлетели три F-16 под завязку гружёные подвесными баками, навигационными контейнерами, ракетами «воздух-воздух» и ушли в пелену облаков. Они полетели на дежурство, скорее всего дежурить наши российские границы.
 
Музей открылся с секундной пунктуальностью и я был первым его посетителем. У меня было катастрофически мало времени – всего минут 50 на его осмотр, но провел я там 1:20. В результате на обратном пути в отель я просто снял куртку и с ней в руках пробежал полгорода, улучшив время «отель-музей» до 18 минут. Сам музей вызвал у меня неизгладимый оргазм! Что и ожидалось от фаната авиации. Я правда успел облазить только одно крыло военной авиации и то быстро-быстро… История 2-й мировой, холодной войны, освоения Ледовитого океана, текущая история… Всё можно трогать руками – никаких витрин, ограждений и стёкол!!! Собственно, я себе и не отказывал: заглянул в стекло головку самонаведения ракеты «Sidewinder», запихал палец в 20-мм ствол пушки «Vulcan», потрогал ручку управления в F-104 «Starfighter», погладил комбез пилота в катапультном кресле F-16… Ну и тому прочее. Как и что в музее – это отдельный рассказ, но восторгу моему не хватало места.
 
F-104 Starfighter со знаками принадлежности RNoAF
F-104 "Starfighter" со знаками принадлежности RNoAF (ВВС Норвегии)
Когда я стоял у F-104 подошла семейная пара лет 60 с внуком лет 10 и неожиданно для меня указывая на ракету «Shrike» дед внуку сказал по-русски: «Ну это, наверное, бомба от него…» Вытерпеть я не смог! Время удивляться настало у деда и внука. «Это противорадиолокационная ракета AGM-45 Shrike» – ответил я им, тоже на русском. Через пару секунд дед обрел дар речи и в результате я за 10 минут в темпе рассказал им и показал с центра зала пальцем половину экспозиции. Со мной уже случались такие казусы – в 2008 г. во время посещения с друзьями Центрального Военно-Морского Музея в Питере я слегка увлекся рассказами про корабли и их историю своим спутникам. В реальный мир я вернулся, когда услышал, что за моей спиной кто-то вполголоса переводит мою речь на английский. Я обернулся и оказалось, что я рассказывал не пятерым своим мужикам, а примерно 15 посетителям музея. Ещё и двум иностранцам.
 
На вокзал мы успели вовремя.
Обратный путь

Эта история внутри истории путешествия по Лофотенам и окрестностям должна быть обязательно рассказана! Как дань норвежской ЖД-компании NSB! Их службе саппорта и кондукторам.
 
Билеты на поезда NSB мы покупали онлайн естественно по самым бросовым ценам с такими же условиями: без смены и возврата, самые простые места, без привилегий и т.д. Зато дешево – 300-400 NOK вместо 1500 NOK. Перевозка велосипеда – ещё +100% к сложности квеста, т.к. онлайн NSB места под байки не забивает. Только в кассе вокзала или по телефону, до которого я не смог дозвониться. Поэтому написал в чатик, который есть на сайте – мне ответили через минуту, и я узнал, что можно и нужно договариваться с проводником на месте. Билеты туда на 2 поезда и обратно на 2 куплены, детали перевозки утрясены. Ну вроде всё ок.
 
ЖД-вокзал Будё
ЖД-вокзал Будё
4 дня до вылета из Томска. На почту приходит письмо от NSB: «Мы сильно краснеем, сожалеем и вообще плачем, но ваш обратный поезд «Bodø – Trondheim» отменен! На этом участке с такой-то даты до такой (неделя времени) мы будем улучшать мосты. Обратитесь в саппорт и мы придумаем как бы вас не оставить жить в Будё.» Привет… 5 минут ступора и полчаса на измене. Ладно, включаем прожект-менеджера и начинаем решать проблему. Звонить в саппорт не получается – не связывает меня с ними телефон. Пишу в чат снова – там быстро, но бесполезно мне предлагают отменить и перечислить возврат на карту. Но это не вариант – т.к. новый билет обойдется уже в 4 раза дороже, если он вообще будет. Да и «другой поезд» нам с авиарейсами не бьётся. Зато сказали, что они могут организовать автобус и перевезти нас между станциями, где будут «улучшать мосты». Но это уже к Customer service, а не в Support service. Вот вам телефон и е-мейл. Телефон опять не связывает. Пишу в почту о своей проблеме. Через 5 минут приходит ответ: «Спасибо что воспользовались нашими услугами… бла-бла-бла… Номер обращения ХХХХ, срок обработки – до 10 дней.» Пабабам!!! Через 10 дней мы будем посредине Лофотенов, возможно без связи и всё что я могу – это или смартфон с интернетом, или рупор из рук и громкие крики.
 
С тем мы и поехали в Норвегию :) Большую часть похода я по возможности побирался Wi-Fi и по почте решал вопрос нашей доставки обратно. Байки в нашем комплекте сильно всё осложняли. Ну и слава NSB Customer Service и лично девушке по имени Sunniva Elise Rustad Østhaug – она ответила на 5-й день. За 3 итерации обмена письмами она бесплатно переписала нас на ночной поезд, но предупредила, что договариваться про велы мы будем с кондукторами сами. Ну и вообще успокоила… С ночным тоже было немного криво – пришлось сократить день пребывания в Будё с 17 до 4 часов. Но основное «криво» было в том, что «мосты улучшают» и днем, и ночью и поезд всё равно не поедет там. Но у них есть практика: доезжаем на поезде до определенной станции, подгоняют автобусы, всех пересаживают в них, везут по автодороге до другой станции, там перегружают обратно в поезд и везут до пункта назначения. Потеря времени в 1,5 часа при этом нам не критична.
 
Так всё и случилось: в Будё мы сели в свой поезд, сдав байки через кондуктора в кладовку вагона-кафетерия, причем мы упаковали их в чехлы для компактности, может поэтому за них не взяли плату. Доехали до станции Mosjøen (звучит как «Моэша»), где к перрону подогнали 4 автобуса и перегрузили в них всех пассажиров и багаж, чуть не забыв в поезде семью то ли японцев, то ли корейцев, которые не понимали английского.
 
На автобусе мы проехали 225 км до станции Snåsa (Сноса). Это был самый тяжелый кусок пути – дорога идет по горам и долинам, постоянно виляя и меняя высоту. Одного ребенка вырвало несколько раз за время пути. Нас всех 3-х тоже слегка мутило, но всё обошлось. Но самым отвратным было 3 норвежских мужика лет 30-40, которые втихаря пили какую-то сивуху на заднем сиденье автобуса, которая источала запах спирта и вони, и галдели. Потом они вырубились и начали источать адовый запах перегара. В общем, в Сносе мы вылезли из автобуса с неимоверной любовью к норвежским поездам. Там же мы сели в такой же поезд, как и был и даже на те же места – наши байки без разговоров определили в кладовку в кафетерии, и мы поехали в Trondheim.
 
На подъездах к Тронхейму в сумраке (вот тут уже белые ночи кончились и мы увидели тьму норвежскую) мы останавливались на станции Hell («ад» по-английски). За окном пробежали таблички «Velkommen til Hell» (типа «Добро пожаловать в ад!», хотя на самом деле по-норвежски ад – «helvete») и моя любимая «Тренировочный центр ада»… В общем, теперь можно гордиться – я был в аду! И проехал его на поезде. В самом Тройхейме мы пересели на следующий поезд и проспали в нем до утра, т.е. почти до Gardermoen’а.
 
В аэропорту мы провели 15 часов и вылетели в Москву. При регистрации багажа нам добродушная тётенька-норвежка пожелала на русском «Счастливого пути!», чем вызвала респект и уважуху к себе :) А на паспортном контроле я обиделся на девушку, которая просто взяла мой паспорт, глянула на меня, жахнула печать и сказала уже по-английски: «Счастливого пути!» Блин, а поговорить?! На въезде пограничник Маркус дольше спрашивал, было интереснее...
 
В Шереметьево ночью мы попрощались с Аленкой, подругой дней моих суровых, посадили её в автобус, который увез её на ЖД-вокзал. И к утру мы с Саней прилетели в Томск на полупустом самолете «Аэрофлота». Так всё и закончилось… Моя мечта сбылась...
 
Флагшток парома Landegode
Флагшток парома "Landegøde"
 
Итого обратный путь занял у нас 2 суток, обошелся в 3 поезда, 1 автобус и 2 самолета.
С 4 по 14 июля 2015 г., за 11 дней похода мы проехали:
  • 870,6 км на велосипеде по асфальту
  • • И еще примерно 180 км на 5 паромах
Спасибо за внимание! Езжайте в Норвегию – оно того стоит!

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3