День 7 – 10.07.15. Прощание с Хариными. Город-герой Narvik.

Лиса, укравшая у нас ночью еду Лиса, укравшая у нас ночью еду
Граница двух фюлек Граница двух фюлек
Старый пограничный камень между Нурланном и Тромсов Старый пограничный камень между Нурланном и Тромсов
Животноводческая часть Норвегии Животноводческая часть Норвегии
Прощание с Хариными Прощание с Хариными
Мост Rombaksbrua Мост Rombaksbrua
Строящийся мост Halogalandsbrua Строящийся мост Halogalandsbrua
Музей Nordland Rode Kors Krigsminnemuseum Музей Nordland Rode Kors Krigsminnemuseum
Французский танк Hotchkiss H35 на площади перед музеем Французский танк Hotchkiss H35 на площади перед музеем
Улица в центральной части Нарвика Улица в центральной части Нарвика
Главная кирха Нарвика Главная кирха Нарвика
"Спальные" кварталы в районе Framnes "Спальные" кварталы в районе Framnes
Дорожка в парке в районе Framnes Дорожка в парке в районе Framnes
Framnes - аэропорт Нарвика Framnes - аэропорт Нарвика
Эхо войны Эхо войны
Жилой квартал в бухте Vassvika Жилой квартал в бухте Vassvika
Скамейки для созерцания повсюду Скамейки для созерцания повсюду
Пирс в лодочном порту Пирс в лодочном порту
Кот, который пришёл к Алёне Кот, который пришёл к Алёне
«Ночью» нас ограбили! Из тамбура нашей палатки вытащили пакет с продуктами и недалеко от палатки разобрали его содержимое. Слава Васе, который проснулся в соседней палатке и через открытый тамбур увидел, поднял шум и даже сфотографировал грабителя. Наши сосиски, остатки хлеба и ещё что-то нагло упёрла и сожрала норвежская лиса! По словам очевидца, она была большая, огненно-рыжая и мокрая. После этого инцидента мы стали относиться к укладыванию нашей еды спать значительно серьезнее.
 
Погода с утра прекрасная! Почти ясно, ветерок, в принципе даже тепло, чтобы сразу ехать в шортах. Буквально в нескольких сотнях метров от бивака, по бугру проходит граница фюлек и мы снова вторгаемся в Nordland. Выкатываемся на край плоскогорья и серпантинами едем вниз к морю. На спуске в очередной раз поражает красота Северной Норвегии – открывается прекрасный вид Ofotfjorden’а, в самой глубине которого приютился Bjerkvik. Слева гряда гор с заснеженными даже летом вершинами, за которыми находится Швеция, а внизу под ними на выступающем п-ове виден Narvik. Мы с Васей несколько раз останавливаемся на спуске и фотографируем всё это утреннее великолепие.
 
В Bjerkvik’е мы заезжаем в «Rema 1000» по просьбе Янки, которая с довольным видом из него выносит 3 банки своей любимой соленой сельди «Sursild», и спускаемся к кольцу на берегу фьорда. Здесь встречаются две местные «главные» дороги – Е6 и Е10, и далее обе идут в сторону Нарвика. На выезде из города нам попадается просто эпичный растаман на велике – чёрный-чёрный негр в пёстрых цветастых одеждах, с дредами и в сандалиях. Прям Ямайка на территории Норвегии!
 
Спуск к Ofotfjorden'у. Bjerkvik прямо внизу
Спуск к Ofotfjorden'у. Bjerkvik прямо внизу
В 7 км от Bjerkvik’а останавливаемся на площадке для кемпинга. Повод довольно печальный… Здесь наши пути расходятся – тут 10 дней стояла машина Хариных и ждала хозяев. Вася с Яной здесь заканчивают свой велопоход, мы же втроём едем его продолжать. Как бы это не было печально, но за 5 дней похода и за несколько месяцев переписки при подготовке к нему я довольно сильно привык к этой самобытной парочке. Спасибо, вам! Вы были отличной компанией! Прощальная общая фотография, небольшая суета с обменом вещами, обнимашки, прощания… Харины пакуют свои байки и выезжают через Швецию и Финляндию в свой родной Ленинград. А мы едем дальше в Нарвик. Но… Show must go on! 20 минут скорбного молчания на колесе друг у друга, и мы снова начинаем рассматривать Норвегию вокруг себя.
 
Дорога до Нарвика довольно оживленная – постоянно шуршат машины, автобусы, грузовики. Да и сама она вьется как обычно в двух плоскостях по выдолбленным в скалах уступам, иногда ныряя в туннели или переваливая мелкие фьорды по мостам. Один из крупных «отрогов» Ofotfjorden’а – Rombaksfjord – приходится долго объезжать и потом перебираться по большому мосту на ту сторону. Кстати, в акватории этого фьорда было потоплено 3 эсминца весной 1940-го во время битвы за Нарвик. Один из них польский «Grom», остальные – немецкие. Немецкий Z-2 «Georg Thiele» выбросился на берег в нескольких км от нынешнего моста Rombaksbrua, но и по сей день лежит большей частью в воде, только носом выступая на сушу. А в самом Ofotfjorden’е вообще невообразимое число судов пустили на дно буквально за один месяц апрель 1940-го года! Досталось всем: на дне лежат немецкие, норвежские, британские, польские и шведские суда... За один только день 13 апреля 1940 г. в окрестностях Нарвика на дно ушло 16 штук: 3 транспорта, 8 эсминцев, тральщик, буксир, 2 танкера и подводная лодка U-64. Побоище за Нарвик было жёсткое…
 
В устье Rombaksfjord’а уже строят новый большой мост – Hålogalandsbrua, и как гласит желтая табличка на въезде – построят его к февралю 2017-го. Мост сократит 30 км трассы, которые она обходит по берегам Rombaksfjord’а. И почему-то я уверен, что в феврале 2017-го норвежцы этот мост построят… В 12:45 мы въезжаем в Нарвик.
 
Narvik
Нарвик – административный центр коммуны Narvik. 35-й по численности город в Норвегии (14 тыс. чел) и 3-й в Нурланне после Bodø и Mo i Rana. Коммуна и город Нарвик территориально относятся к району Ofoten. Город расположен на берегу Ofotfjorden’а на самом краю п-ова образованного боковыми отрогами Ofotfjorden – Rombaksfjord и Beisfjorden.
Название города образовано от названия фермы Narduigh, находившейся ранее на этом месте. Первоначально город получил имя Victoriahavn, в честь британской королевы Виктории или Виктории Баденской – королевы Швеции. Но позже, через 20-25 лет, в 1898 г., он получил своё имя Narvik обратно, а 1902 г. уже официально статус города.
История поселения викингов на месте современного Нарвика ведет счёт ещё с Каменного века, но современная история города начинается в 1870-х г.г. Своим образованием и ростом Нарвик напрямую обязан другому населенному пункту – шведскому г.Kiruna, а точнее его железным рудникам. От рудников Кируны до бухты Нарвика была проложена железная дорога. Дорога прям скажем не самая простая – через горный хребет с ледниками, лежащими круглый год. В парке Нарвика есть памятник строителям этой дороги. Причина постройки дороги проста – гавань Нарвика незамерзающая, как и всё побережье Норвегии, из-за теплого Гольфстрима и в зимнее время, когда Ботнический залив Балтийского моря замерзает – железную руду везут по железной дороге в Нарвик и грузят в его порту на рудовозы.
Собственно, благодаря порту и ЖД Нарвик и стал Нарвиком – крупным городом в Заполярье. И сейчас порт и ЖД являются градообразующими предприятиями и всё также из Кируны везут железную руду. И всё также этот бизнес принадлежит шведской горнодобывающей корпорации LKAB, основанной в 1890 г. В Нарвике связь со Швецией сильно чувствуется – например, местные норвежцы применяют некоторые слова из шведского языка в своей речи. Ещё одна забавная сторона: Нарвик имеет связь по ЖД с Кируной и далее вглубь Швеции, но не имеет связи с норвежскими железными дорогами. Ближайшая ветка NSB заканчивается в Bodø.
В городе есть все атрибуты большого норвежского города: горнолыжный курорт, несколько музеев, 3-4 крупных супермаркета (молла), аэропорт Framnes, несколько кирх, пассажирский и грузовой порт, ЖД-вокзал, несколько городских парков, гостиницы, школы и пр. Город построен так, что он надвое рассечен ЖД и через неё всего 3-4 автомобильных моста и пара переходных. При этом через ЖД не перейти пешком просто так – длинный промежуток ЖД вырублен в камне и имеет местами стену высотой в 8-10 м.
Отдельное место в истории города занимает битва за Нарвик 1940 г., о которой я писал выше. Не мудрено! Порт и ЖД были одной из главных целей захвата немцами всей Норвегии. В городе есть сразу 2 музея посвященных этому, кроме того на дне окрестных фьордов лежат несколько десятков кораблей с тех времён. Часть из них является историческим наследием Норвегии, поэтому погружения дайверов к ним запрещены, за то остальные – просто Мекка для водолазов-любителей.
 
Крутые улицы Нарвика
Крутые улицы Нарвика
По сути сегодня у нас день отдыха, полуднёвка. Мы находим и заселяемся в заранее забронированный Breidablikk Guesthouse, оставляем велы в кладовке для велов, принимаем душ, стираем свои вещи и пешком уже ближе к вечеру отправляемся изучать город-герой Нарвик, прихватив на ресепшене халявную туристическую карту города.
 
Погода к вечеру немного испортилась, но с нашей акклиматизацией было уже ровно на это – мы были заняты осмотром города. Нарвик расположен на склонах горы и на нескольких холмах на берегу фьорда и разделён ЖД на две части. Это создает некоторые транспортные проблемы – между частями всего 4 моста для машин, при чём один из них при нас ремонтировали – пролёт моста просто отсутствовал. Ещё есть порт. Он немного в стороне слева, если смотреть на море.
 
Первым делом мы вылезли на центральную улицу Kongens gate, по которой проходит и Е6. В центре есть площадь, на которой есть музей Nordland Røde Kors Krigsminnemuseum (Военно-Мемориальный Музей Красного Креста, Нурланн), он посвящен в основном битве за Нарвик. На площади перед ним стоит французский танк Hotchkiss H35, один из высаженных с десантом союзников в мае 1940 г. И ещё у входа стоит якорь от броненосца «Norge», который был потоплен немецкими эсминцами в гавани в первый же день битвы. Но в музей мы не попали – он был уже закрыт. Может это и к лучшему, а то из-за моей страсти к военным музеям мы бы не уехали из Нарвика утром…
 
В молле «Coop OBS» в кафешке мы поели какой-то дорогой норвежской еды и ринулись искать мост, чтобы перебраться на прибрежную часть города, более старую и интересную нам. С 3-ей попытки мы нашли подходящий мост и перебрались. Среди «спального» района из 2-этажных коттеджей мы нашли главную кирху – её шпиль видно почти со всех сторон города. Кирха, и без того суровая в своей северной викингской готике, в пасмурный вечер казалась совершенно чёрной и зловещей. Но тем не менее, здание очень интересное и красивое по-своему.
 
Жилой квартал в бухте Vassvika
Жилой квартал в бухте Vassvika
Далее мы выбрались на самый край города – от вод Ofotfjorden’а нас отделяла полоса леса на крутом склоне, похожего на заполярные тундро-джунгли, и аэропорт Framnes на террасе склона. В парке, через который мы обогнули аэропорт и городской район Framnes, довольно интересно: во-первых, много хорошо натоптанных дорожек для бега и катания на веле, прям очень техничных и живописных. А во-вторых, множество «эхов войны» – бетонные бункеры, полузасыпанные и не очень окопы, останки орудийных погонов каких-то зенитных или береговых батарей… В общем, немецкая оккупация прошла тут заметно и с размахом. Кстати, аэропорт Framnes своим появлением тоже обязан немцам – они первоначально построили взлетную полосу для своих бомберов и торпедоносцев He-111, действовавших против полярных конвоев ленд-лиза. И погулять, и посмотреть есть на что в этом парке… Будете в Нарвике – обязательно сходите туда, рекомендую. А ещё, т.к. скандинавы – народ «про посозерцать», то на открытых местах парка можно найти скамейки с отличным видом на море и горы на той стороне фьорда.
 
Облазив парк, мы вылезли из леса к местному стадиону и двинулись по жилым кварталам к гавани «маленьких лодок» в бухте Vassvika. В этом районе у моря видимо живут чуть-чуть побогаче, чем там «на горе» – тут коттеджи покрупнее и по изысканнее, машины у них посерьезнее и вообще всё выглядит более… фешенебельнее, что ли… На улице около катерной стоянки целый ряд магазинов и мастерских про кораблики, моторы и снасти к ним. А на пирсе напротив этого ряда, несмотря на пасмурную погоду 4 норвежца ловят рыбу – 2 белых норвежца и 2 чёрных…
 
Мы уже к тому моменту гуляли 5-й час и начинала сказываться усталость, да и немного продрогли, особенно Саня, зачем-то пошедший в шортах. Мы медленно и верно стали двигаться в гору к нашему отелю. По дороге в одном из дворов Алёна увидела прикольного местного котейку и, как истинная любительница няшности, не смогла пройти мимо. Кот, местами с выгоревшей на солнце пушистой шерстью, сидел во дворе дома и просто созерцал мир. Забора не было, но вторгаться мы не стали – просто позвали кота, и он пришёл к нам на тротуар сам. Погладился, потискался Алёной и решив, что с нас хватит, сам и ушёл – кошки они такие!
 
Эта ЖД дала жизнь Нарвику
Эта ЖД дала жизнь Нарвику
Обратно ЖД пересекли по другому мосту и закупившись в супермаркете едой медленно поползли по улицам вверх домой. Лично я после прогулки спал ночью без задних ног. А вообще Нарвик очень атмосферный город, мне понравилось. Планировка у него не ахти какая удобная, но если учесть его историю и скудность места под город в принципе, то вполне нормально. Практически с любой точки города открывается вид на море и вообще приятно на сам город смотреть сверху. Даже железорудный порт LKAB и ЖД выглядят аккуратными. Хороший городишко!
 
7 день, 10.07.15 – 44,8 км.
оз.Storvatnet – E6 – Bjerkvik – Narvik
Day07
День 8 – 11.07.15. Континентальная Норвегия

Макс отдыхает на асфальте Макс отдыхает на асфальте
Ещё один монумент в честь битвы за Нарвик Ещё один монумент в честь битвы за Нарвик
Карта боевых действий на монументе Карта боевых действий на монументе
Осторожно, лоси! Осторожно, лоси!
Загадочный пирс у Arnes Загадочный пирс у Arnes'а
Засыпанная шахта Засыпанная шахта
Макс отдыхает на древесине. Ballangen Макс отдыхает на древесине. Ballangen
Пейзажи Efjorden Пейзажи Efjorden'а
Алёна впитывает дух северной Норвегии Алёна впитывает дух северной Норвегии
Efjorden Efjorden
Eidetind издалека Eidetind издалека
Мост Kjerringstraumen bru Мост Kjerringstraumen bru
Пейзаж Efjorden Пейзаж Efjorden'а в районе мостов Efjordbruene
Вид при подъёме на перевал Вид при подъёме на перевал
Седловина перевала Седловина перевала
Паромщики на пристане Skarberget Паромщики на пристане Skarberget
Разбитая лодка на о. Baroy Разбитая лодка на о. Baroy
«Праздники прошли, нас нагнали будни»… Сегодня нас ждет весь день трасса Е6 и континентальная часть Норвегии. Позавтракали в столовой гостиницы довольно вкусной и разнообразной едой со шведского стола. Выкатили байки из кладовки, попрощались с милой улыбчивой девушкой на ресепшене и поехали вниз к порту. Счастливо оставаться, Нарвик!
 
Выезд из города в эту сторону довольно нетривиален для велосипедиста, т.к. Е6 выходит через туннель Fagernestunnelen к мосту Beisfjordbrua, и почему-то этот туннель запрещен для нас. Пришлось спускаться в порт и ехать по набережной вдоль пирсов параллельно туннелю, а потом искать выезд к мосту. Но в целом всё прошло гладко.
 
На рейде в Narvikhavn ожидает своей очереди рудовоз с немецким названием «Weser Stahl» («Везер-Сталь» примерно). Немцы, как и в конце 1930-х – начале 40-х, возят через Нарвик железную руду. По иронии судьбы операция по захвату Норвегии немцами называлась «Weserübung» («Учения на Везере», Везер – река в Германии).
 
Рудовоз грузится в порту Нарвика
Рудовоз грузится в порту Нарвика
Пересекаем устье Beisfjord’а и выезжаем на велодорожку, которая идет через посёлки Ankenes и Håkvik. Погода ветреная, слегка пасмурная, но в принципе не холодно. В конце Håkvik’а нам попадаются навстречу две дамы на конях. Право, какая наглость! Ездить на коне по велодорожке! Средневековье! Дорожка кончается, выезжаем на трассу. Надо отдать должное судьбе – Е6 сегодня утром пуста. Нет потока машин, грузовики попадаются редко. Едешь и пялишься по сторонам, благо недостатка в пейзажах в Норвегии нет. Но в целом, по трассе ехать скучно.
 
Развлечение появляется само собой – от Ankenes’а мы начинаем догонять тандем с довольно взрослыми тёткой и дядькой. Как ни странно, они игнорируют велодорожку и шпилят по трассе – или не заметили её или пофигисты. В конце концов мы напряглись и догнали их. Тандем, если кто не знает – это вел на 2-х и более человек сидящих друг за другом. Нюанс: с тандемом при равной силе мышц тяжело тягаться одиночке – лобовое сопротивление одинаковое, а мощность «на валу» может быть в разы больше. Обгоняем, улыбаемся и машем, и пытаемся оторваться. Мужик с тандема мне что-то говорит на ходу, но из-за шума ветра я ничего не слышу. На остановке, где мы остановились и отдыхаем, они нас обгоняют и машут ручонками. Мы в седла и в погоню! Но, почти повторно догнав их, мы лишаемся законной победы – тандем сворачивает с трассы к каким-то домикам. Победа утеряна, развлечение – тоже.
 
В районе Skjomnes’а мы заезжаем на 2-й найденный нами монумент в честь битвы за Нарвик. Он такой же, как и монумент на Storvatnet’е у Øse. Вся оставшаяся дорога до Ballangen’а идёт так же вдоль берега Ofotfjorden’а и густо утыкана деревнями. Перед Arnes’ом в море уходит капитальный бетонный пирс, который явно заброшен. На нём даже висит проволока с табличкой, что заезжать нельзя. Непонятно что он тут делает, если честно… Пошарившись по пирсу мы возвращаемся к байкам и становится ясно зачем он. Мы сразу не заметили, но через дорогу напротив пирса в скале арка входа в шахту, огороженная забором из сетки-рабицы. Вход в шахту засыпан. Что это?! Выглядит не сильно древним. Никаких значков, кроме «Вход запрещен» нет… Или это была горнодобывающая шахта, с которой сразу вывозили на пирс и грузили ископаемое на корабль… Или бункер военного назначения... Даже после похода я не нашел никакой информации об этой шахте.
 
В Ballangen’е мы оккупировали деревянную площадку с грибком на территории заправки «Shell» и поели. Пока ели, наблюдали за жизнью заправки – самое необычное, что мы видели – на табло сменились цены на бензин. При этом цена упала на 0,16 крон за литр. Вася нам говорил, что цены на бензин в Норвегии и Швеции падают несколько раз в течении дня, а на следующее утро – снова стартуют с той же утренней отметки. Забавно, но непонятно зачем принуждать покупать бензин вечером.
 
В Ballangen’е дорога уходит от моря, медленно и верно набирая высоту – E6 срезает громадный п-ов, отделяющий вход в закрытый от всех Ofotfjorden от совсем уж огромного открытого Норвежскому морю Vestfjorden’а. Последний отделяет Лофотены от большой земли и в устье, по линии Å – Bodø, имеет около 80 км в ширину. Справа над нами нависают склоны горы, вершины которой мы не видим, а по левую руку открываются виды хребтов почти полностью покрытых снегом. Феерично, блин! И при этом до снежных гор – рукой подать, каких-то 5 км по прямой. А я в шортах! Без галстука и смокинга! Трасса совсем пустеет. Мы же с небольшим набором поднимаемся, всё дальше удаляясь от моря. Заселённое побережье Ofotfjorden’а уступает место одиноким хуторам, отдельным домикам и более густому лесу. В районе оз.Forsavatnet жизнь вообще заканчивается, уступая место тайге и крутым склонам гор.
 
Дорога от Ballangen'a
Дорога от Ballangen'a
Мы ныряем в Forsatunnelen, и выехав из-под земли на другой стороне хребта, оказываемся в ещё более впечатляющем мире! Вот чего не отнять у Nordland’а, так это ощущения раздробленности – местность здесь не кажется цельной, перетекающей из одного ландшафта в другой. Она просто резко обрывается мостом, туннелем, проливом, берегом и через какие-то десятки-сотню метров начинается совсем другой мир. И связывает эти куски только дорога, упорная, гнутая норвежская дорога с отличным асфальтом. Как будто всё сшито нитками дорог. Так и тут – выезжаешь из туннеля и опа… Всё другое! Серые базальтовые скалы, припорошенные снегом, свинцового цвета вода длиннющего Efjorden’а и снова ощущение, что ты у моря. Хотя до открытых вод Vestfjorden’а еще 23 км по прямой. Но вид бухты Forsa фьорда E рвет мозг своей красотой. Сделайте ещё акцент, что мы в Норвегии, где красиво везде.
 
Дорога проходит по группе островов, через которые переброшены 3 моста, называемые в совокупности Efjordbruene.
 
Efjordbruene – мосты фьорда Е
Это серия из 3 мостов, по которым трасса Е6 пересекает Efjorden. Мосты открыты для движения 14 сентября 1969 г. и заменила собой паромную переправу, построенную немцами во время оккупации и действующую с 1941 г.
Kjerringstraumen bru – 551 м, 15-пролетный подвесной мост, самый длинный и высокий из 3-х. Основной пролет: 200 м с высотой в 22 м. Особенность моста в том, что этот подвесной мост имеет всего лишь одну башню, расположенную в посредине.
Mellastraumen bru – 143 м, с высотой 15 м. Самый мелкий из мостов. Он проброшен между островами.
Sørstraumen bru – 162 м, 4-х пролётный мост с высотой 2 м.
 
А ещё с момента выезда из туннеля мы всё время видели и приближались к горе, выступающей на общем фоне, слегка напоминающей детский пластиковый горшок. Имя этому серому монолиту – Eidetind. Гора хотя и находится в хребте, но выглядит отдельно стоящим скальным бастионом, который заметен со всех сторон и очень издалека. От последнего моста до самой вершины всего 4 км. И вот тут, съехав с моста на землю, опять включается «раздробленность» – пространство от берега до горы напоминает лесотундру Кольского п-ва: низкорослые разбросанные сосны и ели, каменные «лбы» уступами, мох между ними и рассеянные повсюду отдельные сейды.
 
Eidetind вблизи
Eidetind вблизи
Между Eidetind’ом и соседней вершиной трасса лезет на перевал, пересекая п-ов поперек. Подъем затяжной и довольно крутой, постепенно в вершине подъема мы все раздеваемся всё больше и больше – склон прикрыт горами от ветра, а лезть вверх всегда теплее, чем катить вниз. Мы набрали 252 м. С перевала мы просто пулей слетаем вниз в сторону Tysfjorden’а, и в конце спуска я вижу, что внизу в Skarberget'е к пристани подходит наш паром! А нам до него ещё 3 км. Вообще, если быть честным, то это не наш паром… Это пред-предыдущий наш. Наш «Skarberget – Bognes» по плану должен был случиться в 18:40, но мы такие бодрые и быстрые прискакали к 17:10. Осталось только втопить и успеть на этот паром! За км до парома нам попадается паровоз машин, которые он привёз. Это ещё подстёгивает, в результате почти на 50 км/ч мы с Саней вылетаем на пристань и взмокшие начинаем тупить… Паромщики сидят на стульчиках перед шлагбаумом и что-то там радостно обсуждают по-норвежски, машины стоят и молча ждут на пристани… Наш подвиг был бессмысленен и беспощаден… Ещё 10 минут мы ждём паром и только потом начинается погрузка.
 
Кстати, знаете шутку: «Что это?! Паром пришел?» – когда по дороге машины идут плотно одна за другой и не дают перейти дорогу или выехать на неё. Так вот в Норвегии – это не шутка. При узости их дорог, практическом отсутствии возможности обгона и идеальном соблюдении ПДД – машины едут ещё очень долго паровозом. И реально, когда приходит паром, то через некоторое время ты встречаешь паровоз из 20-30 машин.
 
До Bognes’а минут 30 нас везет небольшой паром «Røsund», там у пирса уже грузится наш следующий паром «Hamarøy». Т.к. мы пропустили начало погрузки, то в трюм «Геморроя» мы залезаем последними. «Геморрой» больше часа пересекает Vestfjorden и везет нас в Lødingen, довольно большой по местным меркам город на о.Хиннёйе. Мы возвращаемся на Лофотены.
 
Погода под вечер стала совсем замечательной – ясно и тепло, поэтому я с фотоаппаратом почти всю дорогу тусуюсь на открытой палубе. И я тут не один, нас тут человек 30… Вот пара русских дальнобойщиков, они курят одну за другой сигареты и бросают бычки за борт... Тут же лежит на палубе, упершись в надстройку спиной и раскинув ноги как пьяный мексиканский мучачо у салуна, финский мотоциклист и полдороги трындит по телефону, а остальные полдороги задумчиво смотрит вдаль… Вот пара пенсионеров, которые сначала сдержанно жестикулируя говорили по-итальянски между собой, а потом по-английски женщина интересуется у меня, что там такое видно на острове... «Old sailing boat I think… Wrecked most probably…» – женщина довольная ответом благодарит меня и уходит переводить мужу результаты моего хорошего зрения... А вот спортивная мамаша-норвежка, моя сверстница, бегает и ловит пару своих 3-5-летних отпрысков, улыбаясь и извиняясь перед всеми, в кого они уже врезались… Пацаны реально очень шустрые для норвежат, разбегаются как тараканы, того и гляди за борт свалятся… В общем, корабль движется – жизнь идёт… И за всем этим остаётся широченный кильватер на воде норвежского фьорда…
 
Кильватер от парома Hamaroy (Bognes - Lodingen)
Кильватерный след от парома "Hamarøy" ("Bognes - Lødingen")
В Lødingen прибыли поздно – часов 7 вечера. С пристани выезжаем за город и проехав 3 км сворачиваем на Е10, поднимаемся еще немного до оз.Nedre Kåringsvatnet и в окрестном лесу, на покрытых мхом террасах, усталые валимся на бивак. Несколько непривычно на биваке без Янки и Васи – всё время оглядываешься и кого-то не хватает… Быстро же я к ним привык.
 
Спать ложимся в 22:00. Сегодня был очень длинный день – 90 км и 2 парома – даже не верится, что мы выехали из Нарвика сегодняшним утром, а не вчерашним. Такое растяжение времени – частый эффект в велопоходах из-за обилия эмоций за день.
 
8 день, 11.07.15 – 90,5 км.
Narvik – E6 – Ankenes – Emmenes – Håkvik – Vidrek – Arnes – Ballangen – Kjerringvikstraumen bru – Skarberget – паром – Bognes – паром – Lødingen – E10 – оз.Nedre Kåringsvatnet
Day08
День 9 – 12.07.15. Туннельный день

Ненадолго покидаем Nordland Ненадолго покидаем Nordland
Старый и новый указатели Старый и новый указатели
Иногда E10 бывает и такая Иногда E10 бывает и такая
Долина ведущая к туннелю Sordaltunnelen Долина ведущая к туннелю Sordaltunnelen
Вид с дороги в долине Вид с дороги в долине
До водопадика очень близко от дороги До водопадика очень близко от дороги
Самый длинный наш туннель - Sordaltunnelen Самый длинный наш туннель - Sordaltunnelen
Алёна в будке с аварийным телефоном в туннеле Алёна в будке с аварийным телефоном в туннеле
Макс и его кот Балласт Макс и его кот Балласт
Виды с дороги Виды с дороги
Таких дырок мы насмотрелись за день Таких дырок мы насмотрелись за день
Ну и ещё немного видов, потерпите Ну и ещё немного видов, потерпите
Водопад перед въездом в Sloverfjordtunnelen Водопад перед въездом в Sloverfjordtunnelen
Обед на камнях Обед на камнях
Дырка в Sloverfjordtunnelen Дырка в Sloverfjordtunnelen
Коммуна воганов Коммуна воганов
В Норвегии много всякого реликтового транспорта на ходу В Норвегии много всякого реликтового транспорта на ходу
Выехали рано. На соседнем озере проехали кемпинг. С дороги было видно, как группа велотуристов на поляне кемпинга ещё спросонья занимается броуновским движением – кто чем: одни цепи мажут, другие ещё с зубной щеткой у палаток тупят. А мы уже в седле – просто пули! Погода, кстати, великолепная – ясно, солнечно, тепло! С утра едем в шортах и футболках, что редкость.
 
Мы сегодня опять переваливаем о.Хиннёйя поперек его внутренних фьордов, но уже не при помощи парома «Flesnes – Refsnes», а в другую сторону и чуть южнее – по Е10 через ту самую перемычку в районе деревни Gullesfjord. Перед этим мы переваливаем горную гряду, которая разделяет фюльки и вновь оказываемся в Тромсе. Правда всего лишь на час, не более. Спускаемся в долину, где находится конец Gullesfjorden’а и созерцаем там знаковый перекресток! Точнее даже – знаковое дорожное кольцо с очень оригинальным зданием дорожных служб и двумя большими парковками. На север уходят Fv103 и 85-я дорога, которая ведет в Sortland. На юг – Е10, которая ведет в Свольвер, туда мы снова и едем.
 
Перекресток и здание дорожных служб
Перекресток и здание дорожных служб
Эта часть дороги по-своему живописна – мы находимся в глухой долине, обрамленной с обеих сторон горами. Причем с правой стороны они довольно близко и с них льются водопады. При желании можно остановиться и за 5 минут добежать от дороги до скал, правда по щиколотку в воде… Ну и снежники лежат почти рядом – под скалами, сразу за границей зелени. В общем, ехали до конца долины как солдаты на параде – с равнением направо. И с раскрытыми ртами…
 
В тупике долины мы остановились перед туннелем одеться. Т.к. какой бы ни был теплый день – в подземелье холодно. Пока одевались, пронаблюдали как работают норвежские электрики. Я бы даже сказал «горно-электрики». Трасса уходит в туннель, а вот ЛЭП идёт через довольно крутой перевал поверх туннеля. И с дюжину ребят в одинаковой форме, касках и наушниках развешивают на столбах гирлянды проводов. При этом на П-образном столбе висят четверо, ещё 6-8 под столбами что-то таскают и разматывают. А один чувак спутился на 6-колесном квадроцикле к дороге, где стояли их машины и лежал скарб, что-то достал, кинул в кузов и уехал обратно… Обратно. Уехал. Вверх по склону в 20%, по грунту и камням. Веселая работёнка у этого электрика – гонять по горам на квадроцикле с кузовом.
 
Sørdaltunnelen открыл наш боевой счёт! Сегодня мы провели в сумме около 15 км в туннелях! Но начали мы с Sørdal’а – самого длинного из туннелей – 6,4 км. В нём было холодно, ветрено и долго ехать. Нам повезло – весь туннель был под уклон, поэтому эти 6,4 км мы вваливали в среднем 30-35 км\ч. Внутри туннеля мы вновь пересекли границу и вернулись Nordland. Знак о пересечении границы висит прямо под потолком. Кроме этого туннель отличается от всех остальных принудительной вентиляцией – такие огромные спаренные пропеллеры каждые 2 км туннеля и ещё несколько «гротов» со стойками питания и электронными блоками. Гроты были освещены мертвецки синим светом и когда пролетаешь их, то кажется, что ненадолго попал в иной мир. Маленький синий подземный мирок… Пока машин не было рядом, мы ехали и кричали – эхо многократно разносило и искажало наши вопли – было весело :) А когда приезжали машины – веселье заканчивалось… Я уже описывал выше с каким адовым шумом к тебе сзади подкрадывается даже малюсенькая машинка.
 
Через 15 минут мы вылетели как пробки из туннеля на солнце и остановились на ближайшей площадке – выдохнуть, перекреститься, отлить и сузить обратно глаза. Остальные подземелья давались нам уже проще.
 
Виды с дороги
Виды с дороги
Список туннелей за день
  1. 1. Sørdaltunnelen – 6338 м, перепад между входом и выходом – 90 м, запущен 1 декабря 2007 г. Самый длинный туннель Лофаста – норвежской части трассы Е10.
  2. 2. Ingelsfjordtunnelen – 1310 м, запущен 1 декабря 2007 г.
  3. 3. Storåtunnelen – 250 м.
  4. 4. Raftsundtunnelen – 1570 м, запущен 1 декабря 2007 г.
  5. 5. Myrlandstunnelen – 1910 м, запущен 19 декабря 1997 г.
  6. 6. Falkfjordtunnelen – 396 м, запущен в 1998 г.
  7. 7. Sløverfjordtunnelen – 3340 м, подводный туннель с минимальной точкой 112 м ниже уровня моря и максимальным уклоном в 8%. Самый длинный туннель Вестеролена. Запущен 19 декабря 1997 г.
  8. 8. Без названия – 150 м, короткий необозначенный знаками туннель.
Итого: 15 264 м за день внутри туннелей.
 
Пролив Raftsund с моста Raftsundbru
Пролив Raftsund с моста Raftsundbru
Забавно, что большая часть туннелей после Sørdal’а была на дороге, которая шла вдоль берега фьорда. После Raftsundtunnelen по мосту Raftsundbru мы пересекли пролив Raftsund и уехали с Хиннёйи. Мы ещё долго ехали по северной оконечности о.Austvågøy, а потом через эпичный подводный туннель Sløverfjordtunnelen пересекли фьорд и свернули на. В подводном туннеле даже после множества других сегодняшних туннелей было очень не по себе – сначала летишь с больим уклоном вниз полтора км, потом с таким же уклоном лезешь на 1-1 вверх. Велодорожка есть внутри туннеля, относительно широкая, но освещения не хватает – в тусклом свете ламп я несколько раз наезжал на какие-то пластиковые осколки (весьма похожие на пластиковые детали от машин) и в лужи. По поводу луж – да туннель «сочится» – кроме общей сырости всех туннелей, кое-где на дорогу натекают прямо лужицы. И когда по ним проезжаешь – в лицо летит соленая морская вода из-под колёс. Поэтому, выкарабкавшись наверх и увидев белый свет, я вздохнул с облегчением.
 
От выезда из туннеля мы проехали ещё 16 км по Е10 вдоль Sløverfjorden’а до деревни Vestpollen и свернули вглубь острова по уже знакомой нам Fv888. День стоял отличный – теплый и солнечный, вот только усталость уже начинала накапливаться. В 3,5 км от свертка мы встали на берегу оз.Ternvatnan. Мест для биваков на озере не было – мы просто в прибрежных кустах нашли более-менее плоский пятак, куда влезла палатка. Место было не сильно удобным для бивака, но возможно, это было лучшее место на всём побережье озера.
 
Домик на колесах
Домик на колесах
Завалились спать довольно рано. Устали неимоверно, хотя особо и не упирались сегодня. Я ещё некоторое время валялся в палатке и смотрел на скальные монолиты на той стороне озера через сетку входа, а потом вырубился. Так кончился наш туннельный день! А наглое норвежское солнце так и не село…
 
9 день, 12.07.15 – 89 км.
оз.Nedre Kåringsvatnet – E10 – перекресток около Gullesfjord – Myrland – Higrav – Eide – Laupstad – Vestpollen – Fv888 – оз.Ternvatnan
Day09
День 10 – 13.07.15. Жара на Valbergveien.

Свольвер - столица Лофотенов Свольвер - столица Лофотенов
Вид на Vestfjord из Свольвера Вид на Vestfjord из Свольвера
Пляжники на Rorvikstranda Пляжники на Rorvikstranda
Gimsoystraumenbru в обратную сторону Gimsoystraumenbru в обратную сторону
Sundklakkstraumenbru Sundklakkstraumenbru
Вид на пролив Gimsoystraumen Вид на пролив Gimsoystraumen
Дырка в Napp Дырка в Napp
В 7 утра, когда мы встали, уже начинало припекать – день обещал быть жарким. Что, впрочем, и случилось впоследствии. Ну опять же, «припекать» по-лофотенски – это +22 примерно. Но ехать в футболке и шортах – уже вполне комфортно. Небо без единого облака.
 
Утренняя еда, как всегда, никого не удивила своим разнообразием – дешевые спагетти и сосиски. И в путь. Эта дорога нам уже знакома – мы снова едем в Svolvær, только теперь в обратном направлении. Но даже когда едешь обратно той же дорогой, кажется, что всё другое – может потому что видишь дома и повороты «сзади», а подъёмы превращаются в спуски… В общем, нескучно. Довольно бодро добираемся до Свольвера, и на выезде снова заруливаем в тот же проверенный Kiwi за продуктами. В этот раз я остался снаружи с байками, а Санька с Алёнкой пошли сдавать банки и покупать еду.
 
В попытке скоротать время, я обследовал огромную парковку между супермаркетом и заправкой. И обнаружил совершенно неожиданную вещь – заправку для электромобилей! Точнее зарядку. Неприметный белый шкафчик, сначала принятый мной за электрощит, имел «шланг» с «вилкой» и гордую вывеску «Charger». Не знаю, была ли это Tesla’вская заправка или нет, но пару раз за своё путешествие мы видели тесламобили. Я покрутился и поизучал сей шкаф, но даже образование инженера электронной техники не помогло от него зарядить смартфон :) Так я впервые в жизни встретил электро-авто-заправку.
 
Всё остальное время я пробродил около супермаркета в поисках устойчивого Wi-Fi. Удивительная страна! Окраина небольшого города в заполярье: парковка супермаркета, автозаправка «Shell», чуть дальше трасса и эллинга на краю порта… Чем-то смахивает на промзону. Встаешь посреди парковки и у тебя смартфон видит 6 открытых сетей Wi-Fi! Шесть!!! Бери и пользуйся… Только найди где поустойчивее. Я с начала похода был готов биться от радости головой обо всё, потому что тут Wi-Fi раздается чуть ли не мусорными баками и фонарными столбами! Удобно…
 
Бухта Свольвера с дороги
Бухта Свольвера с дороги
Закончив с покупками, мы прям тут же на парковке выжрали 3 полулитровых йогурта с разными вкусами, меняясь банками по кругу. И выехали на, уже полюбившуюся по пути сюда, велодорожку. Один раз остановились в Vågan’е чтобы сфотографировать автографы норвежских королей на скале и поехали дальше.
 
Уже на подъездах к Rørvikstranda – пляжу, где мы уже купались, я начал подбивать Саню опять лезть купаться. В такой «жаркий» день это было вполне возможным, да и длиннющий пустой пляж белого песка был просто «райским наслаждением Баунти». Каково же было разочарование, когда мы скатились к пляжу! Пляжа не было! Прилив, мать его! Вся та великолепная сотня метров пляжа оказалась под водой. Вода подступала под самые камни, которые были усыпаны отдыхающими. Несмотря на то, что на камнях «методом чаек» расположилось с полсотни человек, в самой воде никого не было. Кроме гордой детской надувной лодки, начинённой тремя мелкими, лет по 5-7 пацанами, которые с радостными воплями активно гребли около берега против волн в сторону моря! На край утеса периодически выходила тётка, которая жестами и норвежским языком возвращала пацанов в прибрежные воды. Вот так чья-то мать методически уничтожала на пляже Rorvika новых Хейедалов и Амундсенов.
 
Росписи норвежских королей на скале около Vagan'а
Росписи норвежских королей на скале около Vågan'а
Когда я разделся до трусов и поперся по мелководью в центр бухты купать свою красную велосипедную жопу, я стал звездой пляжа. Точнее, своим одиноким силуэтом, я привлек внимание неожиданно приехавших на автобусе туристов. Саня и Алёна не стали опускаться так низко, да и воды Норвежского моря, как помните, не такие теплые – они просто поплюхались метрах в 10 от берега и повыскакивали греться. Ледокол «Иванкин», в моём лице, пешком почти покинул территориальные воды Норвегии, но обнаружил медузу-аурелию в 40 м от берега. Но рассматривать и общаться с ней времени уже не было – нижняя часть организма начинала твердеть и позвякивать.
 
Мы вновь любовались красивыми островами в проливе и вновь перевалили титанический Gimsøystraumenbru. И за более мелким Sundklakkstraumenbru мы свернули с Е10 на пустынную Fv815 в сторону Valberg’а. Во второй день похода мы как раз ночевали недалеко от этого моста. Эта же сторона имела дорогу, которая вела нас в Leknes, но в отличии от «главной» дороги – Е10 – она огибала о.Vestvågøy с юго-восточной стороны.
 
И надо отдать должное, мы не прогадали! Местность вокруг чем-то невидимым отличалась от остальных пейзажей и деревень Лофотенов. Я не могу сказать чем, сам не знаю, но снова выстрелило ощущение раздробленности: мы проехали сквозь портал – через мост. И ещё – трафик был почти нулевой на протяжении почти всего пути до Valberg’а. Те острова в проливе, которые мы час назад видели со стороны пляжа сейчас мы рассматривали с другой стороны пролива. И на горизонте был отчетливо виден фееричный мост в один пролет, прокинутый по дороге в островную деревню Henningsvær. Просто дуга из бетона между островами, даже чуть выше самих островов в верхней точке. Жаль, что я не прочитал об этой деревне раньше – было бы на что посмотреть.
 
Fv815 запомнилась ещё парой неожиданностей: нам попадалось множество велосипедистов всех мастей и расцветок – поляки, норвежцы, итальянцы… Европеоиды почему-то любят обязательно наклеить или воткнуть в себя флажок своей страны, поэтому кто они было не сложно определить. Несколько раз мимо нас туда-сюда промчались налегке шоссейники. Потом мы обогнали пару с польским флагом, 5-х итальянцев, стоящих с велами на обочине и фотографирующихся на фоне моря… Ещё кого-то и ещё кого-то… В общем, неожиданно много попадалось коллег на этом промежутке пути. При том, что в первые несколько дней велосипедисты нам вообще не встречались.
 
Второе неожиданное событие – каждый кусочек берега, хоть немного похожий на пляж, был занят загорающими норвежцами и колбасящамися в воде норвежатами. Сдаётся мне, день действительно выдался жаркий… Я, когда готовился к походу, очень долго пырился в электрические карты Google’а, OpenStreetMaps и Bing, в том числе и на аэрофотосъемку… Так вот, в паре мест на северных побережьях островов на пляжах я видел небольшие светлые прямоугольники, происхождение которых не мог понять. Теперь я понял – это были шезлонги! Во истину, неисповедимы пути господни: шезлонги на пляжах в заполярье… Привет Ямалу, Таймыру и Чукотке!
 
В районе Storfjorden’а Fv815 воткнулась в Fv817 и ушла с побережья в сторону Leknes’а. Уже начинало вечереть. Мы начали подниматься на перевал с увеличивающимся потоком машин – всё намекало на близость большого городища. Так и случилось – с перевала мы со свистом слетели вниз в долину, которая напоминала пойму огромной реки, и которая была довольно плотно засыпана домиками Leknes’а, Fygle и прочих деревень-сателлитов. Мы попали во время отлива и на спуске в нас дуло запахом тухлой морской капусты. Ещё со времен походов по Кольскому и Сахалину это явление у нас получило название «запах отлива».
 
В Leknes’е не было никакой надобности задерживаться – тут было сильно много людей, машин и суеты, как мне показалось – поэтому мы выехали на Е10 и поехали в сторону Napp’а. Времени было уже достаточно много и начинала уже сказываться усталость, поэтому хотелось уже выбрать тихое место и устроиться на бивак.
 
На подъездах к Nappstraumtunnelen мы нагнали пару на велах. Вид их был усталый, но в целях политкорректности они улыбнулись на приветствия. Мужик был получше экипирован, а его скво похуже. Тоже самое было видно и в физподготовке – тётя еле тащилась сзади, а мужик часто холостил барабаном втулки. Обогнать их было совсем уж не сложно, тем более что своей физухой мы могли вполне гордится на общем фоне. В этом 100% асфальтовом походе мы даже не напрягались нигде. Проехали туннель… Остановились на выезде сходить за угол и потрепаться. Из туннеля выехала парочка, снова поулыбавшись, поехала вперед. Через некоторое время мы тоже собрались и поехали в ту же сторону. Начался очередной перевал – между Napp’ом и Vareid’ом. На полподъема мы нагнали эту пару – тётенька уже не улыбалась, она только тяжело давила педали и жарко дышала отработанным СО2. И это перед самым крутым верхним участком. Наверное, это не гуманно, но вид агоний тётеньки лично мне придал +10 очков к мощности, +20 к скорости и +50 к ЧСВ! На перевал я залетел, обогнав несчастных с гарью! Остановился, обернулся назад… Увидел невозмутимо зевающего Саню в 10 метрах, чуть дальше Алёнку, совсем далеко мужика и медленно, уже пешком, поднимающуюся из-за перегиба тётеньку. Байк с рюкзаком она толкала по обочине всем своим видом олицетворяя гибрид галерного раба и Иисуса Христа, поднимающего свой крест на Голгофу… В очередной раз я поблагодарил своих родителей за наследственность и себя за любовь к катанию на велосипеде.
 
Вид из нашей палатки. Ночевка около Bo
Вид из нашей палатки. Ночевка около Bø
Спать мы легли рядом с тем местом, где был первый бивак – в бухте Flakstadpollen недалеко от крошечной деревни Bø. Мы поднялись вверх от дороги по каменным лбам на террасу под г.Stortinden. Бивак был очень неплох – мягкая трава, чистый ручей, вид на горы, снежники и каскад водопадов. Правда вечером на нас насел мокрец, но после ужина мы завалились в палатку и на него уже было пофигу. В этот день я устал – не столько физически, сколько смотреть вокруг на красоту. Девальвация эмоций достигла своего апогея. Глядя на Саню и Алёну мне казалось, что и они в том же состоянии, но разговаривать об этом никому не хотелось. Перед сном я обратил внимание на небо – появились рваные перистые облака – признак изменения погоды.
 
10 день, 13.07.15 – 118,5 км.
оз.Ternvatnan – Vestpollen – E10 – Svolvær – Kabelvåg – Rørvik – Fv815 – Valberg – Brustranda Sjøcamping – Leknes – E10 – Napp – Vareid – Kilan – Bø
Day10
День 11 – 14.07.15. Замыкая круг...

Водопад недалеко от нашего бивака Водопад недалеко от нашего бивака
Морозоустойчивая норвежка на пляже в Ramberg Морозоустойчивая норвежка на пляже в Ramberg'е
Трактор собирает сушеную треску Трактор собирает сушеную треску
Сушеная треска упакованная на паллетах Сушеная треска упакованная на паллетах
Мосты и дорога на Fredvang утром Мосты и дорога на Fredvang утром
Гипножаба на гербе коммуны символизирует водоворот Мальстрём Гипножаба на гербе коммуны символизирует водоворот Мальстрём
Reine начинает заволакивать облаками Reine начинает заволакивать облаками
Норвежцы даже летом катаются на лыжах! Норвежцы даже летом катаются на лыжах!
Пристань Moskenes Пристань Moskenes'а в ожидании парома
С погодой я оказался прав – небо ещё ясное, но уже дует холодный ветер и за горы цепляются обрывки облаков. К вечеру точно всё будет плохо. Утро последнего походного дня… Двоякое ощущение – заканчивается что-то великое, эмоционально переживаемое и так долго готовящееся мной. Уже где-то недалеко скребется грусть: «Ай, пора! Моё время! Моё время уже!» Но ещё не всё кончено, поэтому она пока не ворвалась в сознание. А с другой стороны – сегодня у нас начнется другой «поход»! Может быть менее сложный физически, но требующий больших организационных усилий. Это путь домой – паром, 3 поезда, автобус, 2 самолета и машина. Это не даёт расслабляться, требует мобилизации сил и терпения. Сегодня в 14:00 нас ждёт паром на Bodø. И эти 38 км до парома мы проедем второй раз. Первый и последний день по тому же маршруту, но в обратном направлении. Но пока мы в Норвегии, мы на Лофотенах!
 
В Ramberg’е мы снова идём гулять по пляжу, где в первый день купался Вася. Пока мы стоим и глазеем с парковки у дороги, подъезжает группа норвежских велосипедистов и один из них, афро-норвежец по национальности, начинает на букмоле нам что-то восхищенное втирать. Я ничего не понимаю по-норвежски, но стою и улыбаюсь в ответ, а чувака просто рвёт от восхищения красотой и это понятно на любом языке. Потом я немного устаю от непонимания эмоциональной речи афро-норвежца и говорю ему на английском, что «мол, извините, я есть говорить только на русский и на английский». Чувак замирает на секунду – видимо с толкача пытается стартануть разумная думалка и подгрузить файл с английской локализацией – после чего речь начинает повторяться, но уже со словесным поносом из английских «beautiful», «amazing» и «excellent». Если обобщить, то мужик сказал: «Смотри туда! Там офигенно красиво, бля!» В целом, я с ним согласен :)
 
Макс обозревает Rambergstranda
Макс обозревает Rambergstranda
На самом пляже, пока мы стояли на ветру запакованные в куртки и втыкали на море, мимо нас, балаболя по телефону, прошла норвежка в коротких шортиках, кроссовках и футболке. И бодро удалилась в сторону горизонта. Я-то думал, мы в Сибири закалённые… На выезде из Ramberg’a мы узрели как трактор и 2 пешехода собирают на паллеты и оборачивают плёнкой высушенную треску с сушилок.
 
Дорога назад в Moskenes была уже привычна – было понятно чего ждать. За мостом Kåkernbrua уже начало натягивать сплошную низкую облачность и заволакивать небо. Ветер начал потихоньку пробирать до костей. Некоторое время перед Reine мы соревновались с рыбачьей лодкой – она вваливала по морю практически с той же скоростью 20 км\ч, что и мы. Все догоняшки сводились к тому, что мы то отставали, то нагоняли её, огибая по дороге рельеф берега, а она шла по прямой в Reine. В устье Reinefjorden’а мы прокатились по мостам и островам от Hamnøya до Reine и ушли дальше по трассе. В устье фьорда много народа и машин – там постоянно тусуются туристы. Некоторое время по обочине за нами ехали молодая женщина и бодрый дед на роликовых лыжах – норвежцы настолько любят лыжи, что даже летом на них катаются :) Но в конце концов на байке мы всё ж быстрее…
 
Деревня Hamnoya
Деревня Hamnøya
К пристани Moskenes’а мы прибыли за 2 часа до парома. 3\4 площадки на пристани уже было занято машинами, и чем ближе подходил дедлайн, тем всё больше появлялось машин. За полчаса они уже перестали входить и стало ясно – что кто-то тут ещё часа 4 проведет до следующего парома. Мы же сидели за столиком на пристани и трепались – нам оставалось только ждать. Кроме машин на пристань подваливали пешком люди с рюкзаками и приехало ещё несколько групп таких же как мы велотуристов. С коллегами мы обменивались кивками и улыбались. Чтобы как-то развлечь себя – мы отходили гулять то до кемпинга, который находится метрах в 200 от пристани, то к кирхе, которая стоит тут же…
 
Немного о том, как норвежцы развивают туризм на Лофотенах
Пока мы сидели и пинали балду, к нам подошла женщина примерно моего возраста в желтой жилетке, как у дорожников или полицейских, и мило улыбаясь спросила: «Norsk? English?» – наш ответ был гордое: «Russian!» :) Но выбрали мы второе, т.к. с английским у нас гораздо лучше, чем с норвежским. На что она предложила нам листок с анкетой на английском и ручку – «ответить на вопросы, которые помогут им развивать туризм на Лофотенах». Делать было всё рано нечего, поэтому мы втроем, начали решать где ставить галочки. Анкета была написана простым английским, так что даже Сане редко приходилось переводить. В целом, вопросы были про то, как покрытие дорог, часто ли площадки для отдыха, кафе, кемпинги\отели, насколько хорошо с сотовой связью, развлечениями, доступностью достопримечательностей и пр. Довольно грамотно составленный тест – он был рассчитан и на автотуристов, и на вело, и на тех, кто пешком и автобусами. Через 20 минут тётенька подошла, и мы вернули ей готовую работу. Вкупе с той продуманностью, что я видел за время путешествия, этот «фидбек пользователя» был частью одного грамотного плана по развитию региона. Даже в таких мелочах: за сколько минут до парома появилась тётенька, «норск\инглиш», сами вопросы и место, где лучше проводить опрос – паром ждут те, кто уже откатался по району и у кого есть фидбек. Мне понравился их подход – я люблю, когда все продуманно и удобно!
 
Паром пришел по расписанию, велы как обычно поплыли в трюме с машинами, а мы на пассажирской палубе с кафетерием.
 
The Old Biker
The Old Biker
Меня уже 3-й час жрало изнутри чувство ностальгии – всё волшебное когда-то имеет обыкновение кончаться. Поэтому, когда паром отчаливал, я с фотоаппаратом торчал на ветру на открытой палубе, провожая пристань Moskenes’а, гавань, берег и скалы Moskenesøya, а потом и сами Лофотены из реальности в свою память. На ветреной палубе недалеко от меня, под развивающимся норвежским флагом, стоял в таких же мыслях ещё один человек – бодрый мужик лет 60 (язык не поднимется назвать его «дедом»), в кожаном костюме, поверх которого была натянута потертая джинсуха-безрукавка, разукрашенная в лучших традициях байкерской религии орлами, гербами, флажками скандинавских стран и большой надписью «The Old Biker». По его виду мне было отлично понятно и настроение – он тоже покидал Лофотены…
 
11 день, 14.07.15 – 38,9 км.
Bø – E10 – Flakstad – Ramberg – Hamnøya – Reine – Moskenes – паром – Bodø
Day11

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3