Киргизия - удивительная страна с бесконечными просторами, величественными горами Тянь-Шань, кристально чистыми реками и озерами. Красивейшая природа, дешевизна продуктов, услуг и конечно, гостеприимство, и приветливость местного населения. Классический автономный велопоход с затяжными подъёмами по горному серпантину и завораживающими спусками, преодолением бурных рек и высокогорных озёр. Приобщимся к традициям национальной кухни и выясним, что же на самом деле вкуснее, кумыс или айран? Это путешествие запомнится нам на всю жизнь!
Нитка маршрута
Аэропорт Манас - Бишкек - пер. (1770 м.) - п.Рот-Фронт - пер. Кегеты (3782 м.) - ущ. Восточный Каракол - пер. Каракол (3485 м.) - ущ. Западный Каракол - п. Кожомкул - п. Кызыл-Ой - п.Чаек - ущелье и перевал Кара-Кичи (3373 м.) - оз.Сон-Кёль - пер. Калмак-Ашуу (3446 м.) - п.Сары-Булак - п.Ак-Кыя - пер.Джалпакбель (3338 м.) - р.Карасаз - долина р.Болгарт - источник Джилусу - перевал Тосор (3896 м.) - оз. Иссык-Куль - ущ.Сказака - п.Бокомбаево - Балыкчи - Бишкек
 
Вступление.

Москаев Владимир. Фотограф. Москаев Владимир. Фотограф.
Сальникова Саша. Завхоз. Фотограф. Сальникова Саша. Завхоз. Фотограф.
Середов Алексей. Механик. Середов Алексей. Механик.
Лынёв Евгений. Видеооператор. Лынёв Евгений. Видеооператор.
Вайгульт Роман. Руководитель. Штурман. Вайгульт Роман. Руководитель. Штурман.
Егоров Алексей. Видеооператор. Егоров Алексей. Видеооператор.
Джилкибаева Наталья. Медик. Казначей. Джилкибаева Наталья. Медик. Казначей.
Дасаев   Ринат  .      Душа компании. Дасаев Ринат . Душа компании.
Как всегда началось всё с прочтения одного из отчётов о велопоходе по Киргизии. И вот захотелось самому там побывать и всё увидеть. В январе 2015 создал анонс на ВелоПитере и ВелоТвери. Вскоре нашлись и единомышленники (в порядке прибытия):
 
Москаев Владимир (Тверь). Программист.
Походы: Абхазия и Кавказ (восхождение на Эльбрус), Хибины, Крым, наш совместный велопоход в Турцию;
 
Сальникова Александра (Фрязино). Бухгалтер.
Посетила: Колумбию, Грузию, Марокко, Финляндию, Кольский и пр.
 
Егоров Алексей (Санкт-Петербург). Атомщик.
Походы: Эстония, Чехия, Польша
 
Середов Алексей (Санкт-Петербург). Программист.
Походы: Швейцария, Франция, Финляндия, Израиль, Турция, Исландия и пр.
 
Джилкибаева Наталья (Москва). Аналитик в сборной России по биатлону.
Один велопоход: Вена-Адриатика
 
Лынёв Евгений (Тверь). Инструктор, профессиональная фото и видеосъёмка.
Походы по России и Крыму, Норвегия
 
Дасаев Ринат (Тверь). Монтаж декораций в Тверском Театре Драмы. 
Поход на Кавказ.
 
За время подготовки было проведено три скатки со всеми участниками: по Нижегородской и Владимирской областям (30.04-3.05), по Вологодской (12-14 июня), и по Новгородской (8-9 августа). Участи избежал Егоров Алексей (постоянно отмазываясь) и оставался "тёмной лошадкой" до самого начала велопохода. 
День 0. Аэропорт Шереметьево

 
Месяцы ожидания и подготовки позади, сегодня вечером улетаем! Наталья с Середовым Алексеем прилетели в Киргизию днём раньше и дожидаются нас в Бишкеке. С остальными встречаемся в Шереметьево. Я вместе с Володей и Ринатом, еду на электричке из Твери до ст.Планерная, отсюда уже рукой подать до аэропорта. Билеты на самолёт купили в начале марта, получилось по 16-18 тыс.руб. на человека (авиакомпанией "Аэрофлот"). Самые дешёвые урвал Лынёв Женя, покупал в мае за 11.437 руб. (Ural Airlines + Pegasus). По правилам "Аэрофлота" разрешено провозить 23 кг багажа (велосипед в чехле и вещи) + 10 кг ручной клади. В нормы провоза все уложились без проблем, тем более что помог Егоров Лёша с дополнительным багажным местом. Сдав велосипеды и пройдя регистрацию, устраиваемся на деревянных настилах и учимся играть в Эволюцию. Время до самолёта пролетело незаметно, в 22:00 вылет. Лететь 4 часа + разница по времени +3 часа.
 
Полезные статьи:
 
Коротаем время в Шереметьево
учимся играть в "Эволюцию"
День 1. Поехали

 
В Бишкек прилетели в 5 утра, в аэропорту нас уже встречал Женя. Велосипеды и вещи долетели в целости и сохранности, оставалось их только распаковать и собрать, собственно чем мы и занимались ближайшие 1,5 часа. В здании аэропорта расположены обменники валют, правда курс рубля здесь сильно занижен. т.ч. деньги менять лучше в городе. Аэропорт Манас расположен в 25 км от Бишкека, по утренней прохладе доехали быстро. Первое, что произвело на меня впечатление, это горные хребты на горизонте - такого я ещё не видел! А ведь это "наши" горы, уходящие в самое небо - вскоре нам предстоит их штурм.
  Ну а пока у нас есть дела в Бишкеке. Первым делом заехали в хостел СССР за Натальей с Алексеем, здесь же договорились оставить всё лишнее (чехлы от велосипедов и пр.), что не пригодится в ближайшие 12 дней. Неподалёку обменяли деньги, курс оказался грабительским 1000 руб. = 920 сом. Заморачиваться с поиском других обменников не стали (хотя стоило), каждый поменял по 8-10 тыс руб. Отмечу, что всего в паре кварталов отсюда, были обменники с курсом 0,95 сом за 1 руб.
 
Курманжан Датка ('мать нации')
Курманжан Датка ("Мать нации")
В первый же час выяснилось, что должным образом не подготовлен велосипед Егорова Алексея. У багажника отсутствует одно из основных креплений, требуется настройка переключения передач, а также регулировка тормозов ... в связи с этим группе пришлось разделиться. Мы с Алексеем отправились в ближайший веломагазин, в котором работники веломастерской пошли нам навстречу и решили все наши технические проблемы (передаём привет Виталию и Олегу из Gergert Sport). Остальная же часть группы закупилась газом в магазине Red Fox, кстати теперь он переехал на новый адрес (см.карту). Мультитопливных горелок у нас к сожалению не было, т.ч. рассчитывали только на газ. Взяли 16 баллонов, стоит он здесь безумных денег (по 500 сом за 230 гр. баллон, в России средняя цена 150 руб. за шт). 
Веломастерская 'Gergert Sport'
Алексей с Виталием и Олегом из Gergert Sport
Встретились уже в гипермаркете ГЛОБУС, расположенный на окраине города. Здесь нам предстояло закупиться на 4 последующих дня. Мы с Алексеем вовремя подъехали, т.к. девчонки вошли во вкус и две тележки были наполнены до отказа, подкатывали третью ... =) Не знаю, как бы всё это мы увезли ... т.ч. пришлось умерить наши аппетиты и взять только самое основное. В час дня выезжаем из города.
  Высотки сменяются частным сектором, видно что люди живут просто, сами пекут хлеб и здесь же его продают. Все обращают на нас внимание: кто-то машет, водители сигналят, дети кричат. По началу реагируем, но вскоре надоедает отвечать каждому встречному и просто едем дальше. Дорога ползёт постоянно вверх, тяжело, жарко +25, много пьем. Примерно каждые 40 мин. останавливаемся и отдыхаем, дожидаясь отстающих.
 
Недалеко от Бишкека
Неподалёку от Бишкека
Ползём вверх
Ползём вверх
Ползём в горы
Впереди посёлок Горная Маевка
Наконец-то посёлок Горная Маёвка и магазин, а значит есть возможность перевести дух. Покупаем мороженное и отдыхаем в тени. Дальше уже асфальт и непродолжительный спуск, на котором встречаем первую группу велотуристов (семья, 4 человека). Проносимся мимо, лишь долетает приветственное "бонжур-р-р". В одном из посёлков, за нами увязывается местная ребятня на велосипедах, счастливы что просто едут рядом, на долго их не хватило. 
 
Где-то
Где-то за Горной Маёвкой
Впереди первый небольшой перевал (1770 м.), сильно растягиваемся и встречаемся уже на вершине. Пока подтягивались остальные, немного пообщались с молодой парой, которые путешествуют на машине. Говорят, что мечтают побывать в Санкт-Петербурге ... улыбаемся =)
 
Володя, Рома, Женя, Лёша, Наташа, Саша, Лёша (большой), Ринат
Безымянный перевал (1770 м.)
Время седьмой час, скоро стемнеет, нужно успеть спуститься к реке. Одеваемся перед спуском и проезжаем ещё 7 км до р.Иссык-Ата. Находим небольшую поляну у самой речки, здесь и встаём. Вода в реке ледяная, удается только умыться и стереть пыль дорог влажной тряпкой, некоторые отваживаются на большее. Все изрядно устали и после ужина не засиживались. Засыпали под гулкий шум горной речки ... ничего, скоро привыкнем. 
 
Набор высоты за день 1489 м. Потеря высоты 574 м. Проехали 88 км.
 
Спуск с перевальчика (1778 м.)
Долина р.Иссык-Ата
Ночёвка у р.Иссык-Ата
Ночёвка у реки
День 2. Ближе к звёздам

 
  Спалось эту ночь мне как-то не очень, все время мёрз, не спасал даже теплый спальник. Свою палатку я отдал Ринату и Лёше Егорову, а сам подселился в однотентовую двушку TarpTent Double Rainbow к Алексею. Как же я обрадовался будильнику в 6 утра, девчонки уже готовили нам вкусный завтрак, в начале девятого выезжаем. 
 
Спуск к посёлку Сын-Таш
Спуск к посёлку Сын-Таш
  Тепло, можно ехать в футболке. День начался с 12 км завораживающего спуска в п.Сын-Таш, сразу за ним посёлок Рот-Фронт, в котором есть несколько небольших магазинов. На ближайшие 3,5 дня магазинов и связи не будет, т.ч. докупаться надо здесь. Отсюда, с высоты 1062 м., начинается подъём на перевал Кегеты (3782 м). Вскоре сворачиваем с асфальта и по накатанной грунтовке берём курс на виднеющееся впереди ущелье.
 
Отдыхаем
Отдыхаем
Впереди ущелье Кегеты
Впереди виднеется ущелье Кегеты
Становится жарко, периодически отдыхаем в тени деревьев, сокращая запасы орехов и сухофруктов. В одном из посёлков встречаем двух немцев велотуристов (парня и девушку), которые в двенадцатом часу только выехали на маршрут. Интересно, сколько же времени им потребуется на взятие перевала, с такими поздними выездами? Выяснили, что на ближайшие дни маршрут совпадает, продолжили уже вместе, но немцы как-то быстро от нас отстали.
 
Ущ.Кегеты
ущелье Кегеты
Въезжаем в ущелье Кегеты
ущелье Кегеты
Саша передаёт привет =)
Саша передаёт привет =)
На высоте 1750 м. расположен одноимённый водопад Кегеты - главная достопримечательность этого дня. Здесь мы устроили обеденный привал, с купанием под струями водопада. Какое же это счастье "окунуться" в ледяную прохладу из жаркого лета. Не каждый из нас смог зайти в эпицентр, многие ограничились каскадом брызг и пробежкой под небольшими струями =) Пока отдыхали, мимо нас протопали немцы, даже не посмотрели на водопад ... странные какие-то.
 
Водопад
Водопад
Отдохнув, отправились в путь. Дорога проходит вдоль реки, постоянно перебираясь с одного на другой берег, с подходом к воде проблем никаких нет. Попадаются кусты облепихи с ягодами, из-за чего группа растягивается =) На высоте 2075 м. стоят бытовки с беседками, скорее всего предназначенные для пастухов или рабочих расчищающих перевал. Строения более-менее основательные, в случае чего, можно здесь остановиться и укрыться от непогоды.

Облепиха
Облепиха
Контрасты
Горные контрасты
До 2400 м. растут деревья, планируйте ночёвки до этой отметки, есть дрова и будет не так холодно. Снова догнали немцев, которые на этот раз затупили на развилке и не могли определится с выбором дальнейшей дороги (идти вброд или ехать дальше вдоль берега). Разгадка была в 100 м., за поворотом был мост, который уводил на противоположную сторону и дальше дорога уже шла по серпантину правого берега. Немцы снова отстали и больше мы их уже не встречали.
 
Здесь мы догнали немцев
Здесь мы догнали немцев
Ущелье Кегеты
Ущелье Кегеты
На высоте 2500 м. решили, что на сегодня с нас хватит и встали на небольшой площадке у речки. Жаль, что деревья, а вместе с ними и дрова остались ниже, а так хотелось посидеть у костра. Женя приготовил нам вкусный ужин - макароны с фирменным, сушеным мясом от Володи, которое все по достоинству оценили!
 
Место ночёвки
Место ночёвки
'Зажатые' между скал
Зажатые между скал
Вечер прошел за игрой "кто я такой?!". Каждому игроку на лоб наклеили стикер с именем персонажа и человек должен догадаться, кто же он. Можно задавать любые вопросы присутствующим, но отвечать они должны только "ДА" или "НЕТ". Игра прошла на "ура" и затянулась до позднего вечера. По палаткам разбрелись уже при свете луны.
 
Набор высоты за день 1510 м. Потеря высоты 554 м. Проехали 50 км.
 
Играем в персонажей
играем в "кто я такой?!"
День 3. Перевал Кегеты

 
  Очередная холодная ночь, не давала мне уснуть. Тепло в Лёхиной палатке совсем не задерживалось, приходилось укутываться вглубь спальника, сворачиваться "улиткой" ... ничего не помогало. От силы поспал пару часов и с радостью покинул палатку под звонок будильника. Холодно, одеваемся потеплее. До перевала 17 км и 1282 м. набора высоты.
 
Утренние сборы
Утренние сборы
В начале 9-го выезжаем, не успели отъехать, как по рации отрапортовал Володя, о порванной цепи у Егорова Лёши. В ответ - "догоняйте!". Продолжаем подъём, разогреваясь с каждым витком серпантина. Ещё со вчерашнего дня у Володи и Середова Алексея первые признаки горняшки - беспокоит отдышка и головные боли, не помогло даже принятие ДиакарбаПрактически везде идём пешком, медленно, но верно. Лучше всего высоту переносят наши девушки, так оторвались, что еле их догнали.
 
Подъём на перевал
Подъём на перевал
Подъём на перевал
Подъём на перевал
Подъём на перевал
Подъём на перевал
Едем, идём, поднимаемся ...
Едем, идём, поднимаемся ...
  Вокруг царит спокойствие и умиротворение, которое лишь изредка нарушает свист обеспокоенных тарбаганов (сурков). Виды вокруг потрясающие, постоянно фотографируем (на самом деле больше отдыхаем). Метров за 250 до перевала остановились на обед, перевели дух и набрались сил. Егорову Леше нездоровится, отравился ещё накануне и на стоянках отлеживается, но держится молодцом - идёт наравне со всеми! Выше 3500 м. растительности уже нет, кругом только безжизненные серые горы и снежники на склонах. По одному из таких склонов, прямо на наших глазах, огромный валун с грохотом скатывается вниз - рокот на всю округу.
 
Дорога в облака
Дорога в облака
Женя и пики гор
Женя и пики гор
Перевал всё ближе
Перевал всё ближе
Многочисленные витки горного серпантина
Витки горного серпантина
Лёха матрасничает
Лёха матрасничает
Ещё 200 м. вверх
Ещё 200 м. вверх
Справа виден сам перевал
Справа виден сам перевал
Вид с перевала
Так мы поднимались
Впереди нас ждала приятная встреча. Одновременно с нами, но с противоположной стороны, на перевал затаскивали велосипеды ребята из Польши (Karolina Henduys и Bantek Kubera). Разговорившись выяснили, что они путешествуют уже второй месяц и едут из Таджикистана в Бишкек. Выглядят они как немало повидавшие на своём пути, уставшие, но счастливые. Восхищаемся их выносливостью, обмениваемся контактами и фотографируемся на память.  
 
Последние метры
"Да сколько же вас там?"
На перевале с поляками
На перевале с поляками
На перевале Кегеты (3782 м.)
Перевал Кегеты (3782 м.)
 Вообще нам везёт, т.к. буквально за 2-3 недели до нашего приезда, впервые за 24 года, расчистили перевал! До этого на верхушке южного склона была лишь небольшая тропа и спуск/подъем были затруднены. Сильный ветер пронизывает до костей, т.ч. красотами долго не полюбуешься. Утепляемся и начинаем спуск в долину Восточного Каракола. Какое же это счастье лететь сломя голову вниз и любоваться окружающими тебя красотами, хотелось постоянно фотографировать всё новые виды, но жаль было останавливаться.
 
Вид с перевала
Предстоящий спуск
Спуск с перевала
Спуск с перевала
Стремительный спуск с перевала
Стремительный спуск
Осталось чуть-чуть
Осталось чуть-чуть ...

Доехав до первой попавшейся юрты, расположенной на перекрестке дорог, спрашиваем у хозяев хлеб и кумыс. С нас запросили по 100 сом за литр кумыса, дорого, договариваемся за 50 сом. Хозяева предложили остаться на ужин и отведать главное блюдо киргизской кухни - "бешбармак". Время шестой час, решаем что такой шанс упускать нельзя и разбиваем лагерь у реки, неподалёку от юрт. Пока хозяева готовили бешбармак, их сын Ислам развлекал нас катанием на лошади (самостоятельно, не под уздцы). Вот тут-то мы и оторвались, а Ислам "отрывался" на Сашином велосипеде. Верховое безумие длилось часа 1,5, каждый (кроме Егорова Алексея) прокатился на лошади раза два, т.ч. под конец лошадь выглядела уже измученной.

 
Гостевые юрты
Юрты на перекрестье дорог
Возвращаемся с кумысом и айраном
Возвращаемся с "добычей"
Саша
Саша на коне
Взаимовыгодный обмен
Взаимовыгодный обмен
Место ночёвки
Место ночёвки
Прихватив кружки и миски, отправились ужинать уже при свете фонариков. Нас разместили на полу гостевой юрты, а в ожидании кушанья, мы развлекали хозяина (не помню как его звали) разговорами. Внутри юрты было довольно тепло и уютно: деревянные прутья обтянутые кожей образовывали каркас, стены и пол были застланы коврами, а рядом со входом стояла печка буржуйка. Минут через 20 нам принесли блюдо с кушаньем, пару лепешек и бараний бульон с кумысом. Бешбармак состоит из лапши/вермишели любого размера (какая есть под рукой) и мяса.
 
Бешбармак
Фирменное блюдо Киргизской кухни - бешбармак
В разных отчётах я много читал отзывов о кумысе, некоторые попробовав его однажды, уже не могли остановиться, другие же на дух его не переносили. Сегодня и нам предстояло впервые попробовать этот напиток. Кумыс это прокисшее кобылье молоко со специфическим вкусом и запахом (в зависимости от сезона) ... похож на кефир со смесью плавленно-копченого сыра, табака и дерьма. Половины стакана оказалось достаточным, чтобы определится со своим отношением к этому традиционному напитку. Подсели на него только Ринат и Саша, остальным же по вкусу пришелся местный айран (из коровьего молока). Приобщение к национальной киргизской кухне нам обошлось всего в 1000 сом. Сытые и довольные мы разбрелись по палаткам.
 
Набор высоты за день 1272 м. Потеря высоты 1034 м. Проехали 28 км.
 
Гостевая юрта
Гостевая юрта
День 4. Перевал Каракол

 
  И эта ночь сильно не отличалась от предыдущих, вдобавок до самого утра шел сильный дождь. В связи с чем пришлось отложить наш выезд на два часа. Ночью в горах выпал снег и там, откуда мы вчера спустились, всё было белое. Переждав непогоду, выезжаем только в одиннадцатом часу.
 
Утренние сборы
Утренние сборы
Кегеты в снегу
Кегеты в снегу
Восточный Каракол представляет из себя долину зажатую между склонами гор, по центру которой протекает одноимённая река. Дорога идёт параллельно р.Каракол, сперва по склонам, затем вплотную приближаясь к руслу реки, т.ч. возить с собой много воды не приходилось, всегда можно было пополнить свои запасы. Говорят, если дорога идёт вверх или едете против ветра - значит маршрут верный. Поскольку у нас присутствует всё сразу, можно вообще не сверяться с навигатором. 
 
В долине Восточный Каракол
В долине Восточный Каракол
  В долине хорошие пастбища, нам часто попадаются пасущиеся табуны лошадей, стада коров. Юрты здесь буквально расположены на каждом шагу (большинство на противоположном берегу), в одной из таких мы купили хлеб. Правда "добывать" его  нам пришлось, что называется по'том (потели все вместе) и кровью. А вот кровь пролила Наталья, укушенная пастушьими шавками на подходе к юрте. Обработали йодом - жить будет. 
Пастух
Пастух гонит коров в брод
Вид назад
Вид назад
Покупаем хлеб и кумыс в юрте
Покупаем хлеб и кумыс в юрте
Лёха затарился
Лёха затарился
Тяпнули Наталью
Пострадавшая
  Многие ОПЫТНЫЕ велотуристы предпочитают не ездить в сложные походы большими группами, и теперь я понимаю почему. Во-первых, скорость группы заметно снижается, во-вторых, возрастает риск серьезных поломок, ну а в третьих, у каждого из участников есть свои привычки и предпочтения, и угодить всем невозможно. Так я столкнулся с непониманием со стороны некоторых участников по режиму питания. Тратить час на обед, я считаю большим расточительством, предпочитая плотно ужинать/завтракать, ну и конечно подкрепляться небольшими перекусами на 10-15 мин. остановках (раз в 2-3 часа). Доходило до того, что люди хотели есть уже через 3 часа после завтрака! Не говоря уже об обеденных остановках на высоте выше 3000 м., продуваемых всеми ветрами на свете ... Приходилось идти на уступки. 
 
Табун лошадей навстречу
Табун лошадей навстречу
Одинокий вагончик
Пастушья бытовка
Дорога тянется вверх и ехать можно практически везде, пускай и медленно. Навстречу попался очередной табун лошадей, а там где за их спинами возвышаются величественные горы со снежными шапками, дорога круто уходит влево и взбирается на перевал. Уезжаю вперёд, т.к. на перевал у меня отдельные виды, в туре для нашей группы оставили записку ребята из ВелоПитера (Шонин Сергей и Швырков Юрий), побывавшие здесь в июле. На подъеме растягиваемся и собираемся перед самым перевалом, укрывшись от ветра за склоном горы. Тяжелее всего подъём даётся Володе и Середову Алексею - горняшка не отступает.
Подъём на перевал
Подъём на перевал
Скоро перевал
Вот, новый поворот!
Подъём на перевал
Продолжаем подъём
Подъём на перевал
Ещё чуть-чуть
К 15 часам берём перевал Каракол (3485 м.), ветер здесь - мама не горюй. На вершине расположено несколько туров (искусственное сооружение в виде груды камней, часто конической формы), ищем послание. В одном нашли послание из бутылки группы из Украины, прошедшей здесь пару дней назад. В другом сняли записку группы из Перми (Антон и Вера), которые проехали днём раньше и едут тем же маршрутом на Сон-Кель. После похода меня нашла Вера и мы обменялись впечатлениями о Киргизии. Записку ребят из СПб к сожалению не нашли, скорее всего её сняли. Отметились и мы, оставив свою записку для следующих групп.
Тур на пер. Каракол (3456 м.)
Тур на перевале Каракол (3456 м.)
Читаю записки из тура
Читаю записки из тура
Сняли записку
Снятая записка
  Спуск с перевала был лёгким, но быстро спускаться не получалось из-за необыкновенных видов, которые открывались вокруг. От того, чтобы сфотографироваться, не удержался никто и так вновь, и вновь.
Спуск с перевала Каракол
Спуск с перевала Каракол
Тянь-Шань
в сердце Тянь-Шаня
Спуск с перевала
Спуск с перевала
Спуск с перевала
Виды
Спуск с перевала
Спуск
В одном месте дорогу перегородила небольшая речушка (шириной метров 20), что доставило нам немало удовольствия преодолевать её и следить за тем, как это делают другие.
Небольшой брод
Небольшой брод
Ещё один табун лошадей
Ещё один табун лошадей
Просторы
Просторы
  Народ требовал хлеба и зрелищ ... но если со вторым проблем не было, то вот хлеб нам предстояло ещё отыскать. Через пару км в стороне от дороги увидели небольшое строение, труба которого выдавала признаки жизни. Женя предложил свернуть и не прогадал. На входе нас встретил мужчина лет 40 и на наш вопрос о кумысе и хлебе, пригласил нас всех внутрь, добавив "вы мои гости ...". Отказываться никто не стал, и вскоре все сидели на мягких коврах за небольшим столиком. Его сестра накрыла нам стол с чаем, традиционным хлебом, каттамой (лепёшка из слоёного теста), маслом каймак и малиновым вареньем. Какое же это было СЧАСТЬЕ, сидеть вот так на полу в тёплой комнате и уплетать ... ВСЁ, чтобы нам не поставили на этот замечательный стол. Когда нам всем уже было хорошо, появилась ещё и тарелка плова, и тогда нам стало ещё лучше. За душевными разговорами время летело быстро, а нам ещё предстояло спуститься с высоты 3000 м. ниже в долину. Денег с нас брать не хотели, отвечая "вы мои гости, а с гостей денег не берут ...не обижайте нас". Пришлось "обидеть" и в тихую оставить на столе хозяйке 1000 сом. Так мы впервые узнали, что значит НАСТОЯЩЕЕ киргизское гостеприимство! 
 
В гостях
В бытовке
Огромная тарелка плова
Огромная тарелка плова
Не успели отъехать, как нас нагоняет белая "нива" с киргизами навеселе, которым скучно и хочется с кем-нибудь поболтать, а тут такая развлекуха - велосипедисты. Тормозят впереди идущих, а в след за ними и остальных, предлагают выпить. Проезжаю мимо и кричу на ребят (видимо разговоров им мало), времени совсем нет, скоро стемнеет. "Тебе не нравится, можешь ехать" - ругаются киргизы. Оставляем местных наедине  с собой и уезжаем. Солнце заходит за горы, а вместе с ним ползет тень горных склонов, становится прохладнее.
 
Где-то в долине Западный Каракол
Где-то в долине Западный Каракол
Где-то в долине Западный Каракол
Там же
Здесь поработал снежный барс ... или старость
Следы снежного барса
  На пути попадаются юрты, но все же их не так много. Обглоданная лошадиная туша у обочины, даёт повод вспомнить вчерашние разговоры в гостевой юрте о мистическом снежном барсе, который не дает никому покоя. Проехав ~14 км от гостеприимной "юрты", останавливаемся у реки на небольшом полуострове с кустарником, неподалёку от дороги. Если не принимать во внимание бесчисленное кол-во коровьих лепёх, место довольно удачное и скрытое от посторонних глаз.
 
Набор высоты за день 802 м. Потеря высоты 811 м. Проехали 42 км.
 
Вечерние посиделки у костра
Первая ночь с костром
День 5. Завораживающий спуск

 
  На утро к нам пожаловали гости, окружили наш лагерь и хотели прогнать с насиженного места. Секрет "минных заграждений" на полуострове был раскрыт, оказывается это излюбленное место коров, где они могут понежиться в тени деревьев. Попытки атаковать наш лагерь были мужественно отбиты Ринатом и Егоровым Алексеем. 
Место нашей стоянки
Место стоянки
Завтрак
Запоздалый завтрак
  Сегодня нам предстоит спуститься с 2 750 м до 1 500 м. и самое интересное, что спуск растянут на 115 км. В предвкушении хорошего дня мы выехали из лагеря. Как и в долине Восточного Каракола, на пути встречается много пасущихся стад. Одно из таких медленно плелось по дороге, пришлось чуть ли не расталкивать их локтями, чтобы проехать дальше. Женя, видимо войдя в роль матадора, спикировал на скорости ~30 км/ч на молодого бычка, а тот возьми да и метнись навстречу... собственно, на этом день мог и закончиться, но обошлось - проскочил в считанных см. Вдалеке у юрты видим двух пасущихся верблюдов и этих сюда занесло. 
Эге-ге хали-гали
Эгеге-хали-гали
Верблюды
Верблюды
Долина Западный Каракол
Долина Западный Каракол
Постепенно долина расширяется, дорога выходит из ущелья уже с меньшим уклоном, но более ощутимым грейдером. Вдоль обочин много кустов и колючек, Ринат с Егоровым Алексеем по несколько раз ловят проколы (а ведь говорил антипрокольные ставить), теряем время. На горизонте маячит дорога, уходящая в гору под углом в 30 градусов, народ терзают смутные сомнения. На самом же деле нам туда не надо, наша дорога идёт вдоль склона, но издалека её не видно. Настраиваю всех на подъём, сразу пошли разговоры об обеде =) Начинает припекать, у полузаброшенных коровников прошли отметку в 50 км (за 2,5 часа). До п.Кожомкул ещё 10 км, а там долгожданные магазины за последние 3,5 дня! Дорога окончательно превратилась в гребенку, а проезжающие иногда машины поднимают за собой столб пыли.
Прокол у Рината
Прокол у Рината
Ложный подъём
Вдалеке ложный подъём
Дорога в Кожомкул
Дорога в п.Кожомкул
  В п. Кожомкул есть несколько магазинов (все небольшие), аптека и даже сотовая связь. Выбор на полках не велик, но каждый нашел что-то по вкусу. Покупаем еду на обед (хлеб, консервы и пр.), много не набираем, т.к. впереди ещё будут населённые пункты. Пока одни уплетали всевозможные ништяки, другие звонили родителям/женам и делились впечатлениями, а их накопилось не мало. На выезде из посёлка Саша купила курут - традиционный молочный продукт (высушенные сырные шарики, очень солёные). Оценили не все, а вот Саша на них хорошо подсела =) 
Посёлок Кожомкул
Посёлок Кожомкул
Магазин в п.Кожомкул
Магазин в п.Кожомкул
На въезде в ущелье
На въезде в ущелье
  За посёлком дорога уходит в ущелье и на протяжении 30 км идёт вдоль р.Кекемерен. Проехав пару км от посёлка, сворачиваем на небольшую поляну у реки и останавливаемся на обед. Место вполне подходит для полноценной стоянки, в стороне от дороги есть костровище и дрова. У некоторых обед традиционно затягивается, а расслабляться нам ещё рано, оставляю замыкающего с рацией, а с остальными едем вперёд. 
Река Кекемерен
Река Кекемерен
Обеденный привал
Обеденный привал
  Дорога продолжает идти на спуск, а окружающие виды радуют глаз. Повстречали двух немцев, странные попались ребята, унылые и неразговорчивые. Река поражает своей красотой, такую в брод уже не переёдешь. На склонах иногда попадаются рыбаки, не понимаю, как в таком бурном потоке можно что-то поймать. Машины здесь ездят ещё чаще, примерно каждые 10 минут проносится кто-нибудь мимо. 
Река Кекемерен
р.Кекемерен
Река Кекемерен
р.Кекемерн
Ущелье реки Кекемерен
В ущелье р.Кекемерен
Дорога вдоль горной речки
Дорога вдоль горной реки
В повалку
В повалку
Через 18 км очередная развлекуха - подвесной мост. Такого мы ещё не встречали, а потому всячески испытываем его на прочность, испытания выдержал. Посёлок Кызыл-Ой проезжаем насквозь, хорошо, что здесь нет магазина, иначе зависли ещё бы на полчаса. Зато здесь есть асфальт и информационный туристический центр, в который мне удалось заглянуть на минутку. Правда, внутри никого не оказалось, информации тоже нет! 
Подвесной мост перед поселком Кызыл-Ой
Подвесной мост перед п.Кызыл-Ой
Подвесной мост
Подвесной мост
Подвесной мост
Подвесной мост
В посёлке Кызыл-Ой
Посёлок Кызыл-Ой
  За посёлком развилка: дорога поменьше уходит вправо (в сторону озера Токтогул), мы же сворачиваем влево и едем по основной, идущеё вдоль р.Кекемерен и уходящей вглубь одноимённого каньона. Продолжаем спускаться по всё той же гребёнке, добавились участки с песком, где можно легко убраться, т.ч. сильно не разгоняемся. Порой дорога подходит вплотную к обрыву и, если зазеваться, можно прямиком отправиться в бурлящую реку, а местные гонщики гоняют только так. Где-то на полпути делаем остановку у памятника архару (горный баран), здесь шумным потоком спускается с гор небольшой водопад. А если прогуляться по тропе вниз, то она выведет к огромному валуну, который возвышается над бурной рекой - страшно красиво. Жаль у нас мало времени на созерцание этой красоты. Проезжаем дальше и видим, как склоны каньона окрашиваются в оттенки красного - это Мингкушские скалы. Дожди и ветра создали неповторимые очертания гор, которые словно огромные глыбы мороженного медленно тают на жаре.
У водопада
У водопада
Марсианские пейзажи
Мингкушские скалы
Новые горы на горизонте
Новые горы на горизонте
Перед поселком Арал
Перед посёлком Арал
Поселок Арал на горизонте
На запах
'Джунгли' на въезде в поселок
"Джунгли" на въезде в посёлок
  Постепенно дорога выбралась из узкого коридора гор и вдалеке показались крыши посёлка Арал. Первое на что мы обратили внимание, это орава китайцев и куча строительной техники. В посёлке полным ходом идёт строительство новой дороги, работают китайцы, а местные сидят без дела или в лучшем случае готовят им в небольших столовых. В одной из таких контейнер-столовой "АШКАНА", мы и остановились на ужин. Смеркается, до планируемого места ночёвки не дотянули ~30 км (в гору), отставание от графика вполне приличное. А если к нему добавить ещё и 80 км, запланированные на завтра (тоже в гору), пройти всё это одним днём нам будет нереально. Пока готовили ужин, через местного паренька договариваюсь о подброске на озеро Сон-Кёль (110 км). Цена вопроса 9000 сом, в пересчете на каждого не так уж и много. Переживания за завтрашний день отступают, можно вернуться к делам насущным ... На ужин у нас сегодня манты и картошка с бараниной (~120 сом на чел.), все снова счастливы =) 
Едальня в п.Арал
Контейнер-столовая в п.Арал
Манты на ужин
Манты на ужин
На улице уже успело стемнеть, т.ч искать стоянку пришлось при свете фонарей. Место нам показал Каан (водитель, который везёт нас завтра), встали сразу за посёлком на берегу тихой р.Джумгал.
 
Набор высоты за день 607 м. Потеря высоты 1875 м. Проехали 117 км.
День 6. Мечты сбываются

 
Ночевать на высоте 1500 м. было тепло, наконец-то удалось выспаться. Утром, буквально в 30 метрах от лагеря, заметили подвесной мост, ночью его не было видно из-за зарослей облепихи. Конструкция не внушала доверия, но после того, как на наших глазах по ней прошелся местный житель, а его "святая" собака пробежала за ним по воде, решили повторить его подвиг. Вдоволь налазившись по мосту, едем обратно в посёлок.
 
Убежали на мост
Все убежали на мост
Подвесной мост рядом с нашей стоянкой
Испытываем на прочность
Подвесной мост
Подвесной мост рядом с нашей стоянкой
На волоске
На "волоске"
Кана – водитель грузовичка, которому мы доверяем свои жизни, именно он повезёт нас на горное озеро Сон-Кёль. Погрузились быстро, народу и велосипедов влезло бы ещё столько же. Я вместе с девчонками расположился рядом с водителем, остальные счастливчики - в комфортабельном фургоне.
 
Погрузка
Загрузка велосипедов
Все в сборе
Все в сборе
Через 20 км крупный посёлок Чаек, здесь есть рынок, обменники, сотовая связь, продуктовые лавки и магазины. От обилия яств глаза разбегаются: вот домашние пирожки (10 сом/шт.), рядом разливают кумыс прямо из бурдюка (30 сом/литр), через дорогу продают айран (40 сом/литр). В ближайшие дни магазинов не будет, т.ч. запасаемся продуктами на ближайшую пару дней. В одной продуктовой лавке разговорились с женщиной в годах, она оказалась учительницей французского языка! Любит, когда приезжают французы… хотел бы я увидеть лица этих туристов. 
 
По дороге в п.Чаек
По дороге в п.Чаек
Мусульманское кладбище
Мусульманское кладбище
По дороге в п.Чаек
На въезде в п.Чаек
В посёлке Чаек
В п.Чаек
Продают Кумыс
Вот так продают кумыс
  Побывать в Киргизии и не проехать в фургоне грузовика, себе бы я этого не простил! Зануды скажут, что ездить в фургоне это опасно, к тому же может остановить ГАИ, - не может, т.к. его здесь никто отродясь не видел. Меняюсь с Женей местами. Представляю вам аттракцион «почувствуй себя мигрантом»: непередаваемая тряска на местных ухабах, болтает тоже будь здоров, пылюга летит из всех щелей, не видно ни черта, что творится вокруг, за исключением вида из маленького окошка, вырезанного в двери, - езда в фургоне это настоящее приключение!
В фургоне
А в это время в фургоне
Из окна фургона
Наблюдатель
А из нашего окошка ...
А из нашего окошка ...
... лишь Киргизию немножко
... лишь Киргизию немножко
  Первоначальный маршрут через перевал Чильбель (3267 м.) пришлось изменить на объездной, через перевал Кара-Кичи (3373 м.) по более проезжаемой дороге. На вершине было прохладно, по фургону то и дело барабанил дождь, порою переходящий в снег. От вида из небольшого окна душа уходила в пятки, спокойнее было, укутавшись в плед, отслеживать перемещение по навигатору. Связь с кабиной держали по рации, правда, когда села батарея, а кумыса было выпито уже не мало, об остановке пришлось просить посредством телепатии. На спуске с перевала догнали двух велосипедистов, парня и девушку из Польши. От соблазна подброситься с нами до озера они, конечно, не устояли.
 
На перевале Кара-Кичи
На перевале Кара-Кичи (3373 м.)
Подмёрзли
Малость подмёрзли
Мальчик пастух
Мальчик-пастух
  Перед поездкой в Киргизию, у нас с Сашей была мечта, попробовать национальное угощение - голову молодого барашка (подсмотрели в «Орёл и Решка»). Саша рассказала это нашему водителю, и Кана пообещал нам всё устроить. Доехали до южного берега озера и остановились у первых попавшихся гостевых юрт (их здесь очень много). Переночевать в юрте стоит 200 сом с человека. Обрадовавшись тому, что моя палатка на эту ночь остаётся свободной, решил ночевать в ней, ко мне присоединился Егоров Леха. Поляки тоже решили не «развращать» себя благами цивилизации и поставили палатку рядом. Остальные решили ночевать в юрте.

Хозяйки гостевых юрт
Местные нас встречают
Гостевые юрты на озере Сон-Кёль
Гостевые юрты у озера Сон-Кёль
Обедаем
Обедаем
Первым делом заточили огромный арбуз, которым нас угостил Женя. За это время Кана успел съездить за барашком (4000 сом) и привезти его нам. Ребята бросились фотографироваться с обречённым животным, ну и дальше снимать всё, что с ним было. Мне же от этого стало как-то не по себе, кушать я конечно люблю, а вот наблюдать за тем, как убивают и разделывают несчастное животное, зрелище не для меня. 
Арбузик
Уплетаем арбуз
Прощальное фото
Прощальное фото
Озеро Сон-Кёль
Озеро Сон-Кёль
  Часа через 3-4, как мы поняли, нас позвали к столу. Вооружившись котелками и вилками, в полном составе пришли к полевой кухне, а там вместо горячего шашлыка нас ждали заготовленные куски сырого мяса и пустой мангал. Мягко говоря, удивились мы сильно, что должны ещё и готовить себе сами. Трудности перевода или хитрость киргизов? Тем не менее, добавляем ещё 500 сом к 1500 за готовку, и рассчитываем уже на полностью приготовленный ужин.
Пленный немец
Пленный немец

Озеро Сон-Кёль
Озеро Сон-Кёль

  Расположившись на полу гостевой юрты, в ожидании ужина, скоротали время за игрой «кто я такой?». Особую атмосферу в этот раз добавил наш киргизский друг и пара из Польши.

Гостевые юрты
Гостевые юрты

  Первым блюдом, которое нам принесли, был шашлык – для начала неплохо! Затем принесли знакомый нам уже бешбармак (вермишель с мясом). Далее последовал таз с горой отварного мяса и курдюком. Следом поднос с закопчённой головой барашка, вот здесь-то мы с Сашей оторвались. Кана только успевал нарезать и раздавать. Первым делом отрезали ухо (барашка) и дали самому младшему среди нас. Затем каждому по кусочку кожи головы. Далее мне и Саше досталось по глазу, жаль что барашек был не мутант, действительно вкусно! Кульминацией пиршества было поедание мозгов, по вкусу похожих на паштет, как бы это не выглядело противно, но попробовали все! 

 
То, что осталось от барашка
То, что осталось от барашка
'Я первый должен попробовать'
"Я первый должен это попробовать"
Мечты сбудуться
Мечты сбудутся
   Что же мне понравилось больше всего, спросите вы?! Больше всего понравилось наблюдать за реакцией ребят, поедающих те или иные части барашка. =) По окончанию этого безумия объелись мы так, что с трудом встали из-за стола. Всё удовольствие нам обошлось всего в 6 тысяч сом на 10 человек.

  Набор высоты за день 2542 м. Потеря высоты 997 м. Проехали 117 км.

Гостевые юрты
Гостевые юрты
День 7. Перевал Калмак-Ашуу

 
Новый день встретил нас серыми облаками, с надвигающимися грозовыми тучами со стороны противоположного берега. Нужно было убираться подобру-поздорову, пока нас не накрыло непогодой. Благодарим за всё Кана, прощаемся и выдвигаемся в путь.
 
Навстречу непогоде
Навстречу непогоде
Дорога вдоль южного берега проходит в паре км от Сон-Кёля, без существенных перепадов, примерно на высоте 3000 м. На пути попадается много гостевых юрт, т.ч. всегда есть где прикупить кумыс с хлебом или остановиться на ночлег. Склоны окрестных гор покрыты выпавшим за ночь снегом.
 
Надвигается гроза
Надвигаются тучи
Перед грозой
Перед грозой
На северо-восточной стороне озера нас накрывает непогодой, холодный дождь не даёт расслабиться. Заезжаем купить хлеб в юрте и уходим в сторону перевала Калмак-Ашуу. Ключевое слово уходим, т.к. ехать в таких условиях было весьма затруднительно. Дождь переходящий в мокрый снег и встречный ветер не давали поднять головы. Из проезжающих мимо машин то и дело звучали подбадривающие приветствия, улыбаемся и машем в ответ. Но только стоит машине скрыться за твоей спиной, как исчезает улыбка, и мысленно говоришь себе «вот жопа …» и тащишь велосипед дальше, продуваемый всеми ветрами на свете.
 
Подъём на перевал Калмак-Ашуу
Начало подъёма на перевал Калмак-Ашуу
Подъём на перевал
Где-то на полпути
Пройденное
Пройденное
  Перевал оказался несложным, за 10 км подъёма набрали всего 400 метров. На вершине встретили группу туристов на автобусе с английскими номерами. Они угостили нас пряниками и печеньем, какие же вкусные они мне тогда показались. Словно по заказу, погода начала понемногу налаживаться, кое-где сквозь облака виднелось голубое небо., просматривалась восточная часть Сон-Кёля. 
Автобус с туристами на перевале
Группа туристов на автобусе с английскими номерами
Перевал Калмак-Ашуу (вид на озеро Сон-Кёль)
Перевал Калмак-Ашуу (вид на озеро Сон-Кёль)
Перевал Калмак-Ашуу (3446 м.)
Перевал Калмак-Ашуу (3446 м.)
  Вершина достигнута и почему бы не побаловать себя обедом подумали некоторые, но расслабляться было ещё рано. Большинством голосов решили спуститься до первого подходящего места, чтобы не сидеть на ветру среди снега и грязи.
 
Спуск с перевала
Спуск с перевала
Спуск
Спуск
Перевал остаётся позади
Перевал остаётся позади
  Перемахнув через перевал увидели совсем другую картину – на бесснежных склонах беззаботно пасутся яки, ветра практически нет. Терпения хватило только на 15 минут спуска, там где дорога приблизилась к реке сделали привал.
 
Бычок
Бычок
Яки на склонах
Яки на склонах
Пастушья времянка окруженная яками
Пастушья времянка окруженная яками
Яки
Пасущиеся яки
  До ближайшего населённого пункта оставалось 25 км спуска, а значит, вскоре будет возможность перекусить что-нибудь эдакое в магазине. Поэтому часть группы ограничилась небольшим отдыхом с перекусом и продолжила путь, с остальными договорились встретиться в посёлке. Дальше дорога идёт по долине реки Тюлек, здесь много хороших мест, где можно остановиться с ночлегом. Навстречу периодически попадаются микроавтобусы с туристами, которых везут на Сон-Кёль. Катишься, порою и вовсе не крутя педали, и только успеваешь смотреть по сторонам, любоваться красотою окружающих тебя гор. Есть время наедине самим с собой задуматься о чём-нибудь вечном, но в конечном итоге все мысли сводились к еде …
Горы
Спуск в долину
В долине реки Тюлек
В долине реки Тюлек
Вниз по долине
Вниз по долине
Табун лошадей
Табун лошадей
Река Тюлек
Река Тюлек
  Спуск малость притомил нас и все очень оживились, когда увидели долгожданный посёлок на горизонте. На въезде нас встретил эскорт мальчишек велосипедистов, восторженно орущих «hello», взрослые тоже не обделили своим вниманием. Наши ожидания насчёт магазина оправдались на все 300%, т.к. их было здесь по крайней мере 3 шт. Купили луковые лепёшки из слоёного теста (каттама), воду и стратегический запас туалетной бумаги. Пока ждали отстающих, успели съесть все лепёшки, позвонить родным, посмотреть семейный разборки между женой и пьяным мужем, пообщаться с местным дедом и детворой.
Впереди п.Кёнг-Суу
Впереди п.Кёнг-Суу
В посёлке Кёнг-Суу
Наш эскорт
В посёлке Кёнг-Суу
В посёлке Кёнг-Суу
  В 10 км от нас находился ещё один населённый пункт, посёлок Сары-Булак. В нескольких отчётах я читал, что там есть столовая и магазины. Поэтому чтобы не мерзнуть и зря не терять время, девчонок с Володей и Алексеем я отправил в п.Сары-Булак, а сам остался дожидаться ребят. Ринат, Лёша и Женя приехали только спустя 30 мин., не помню в чём там было дело (кажется проколы), но были они снова голодные =) Пока Ренан с Женей покупали хлеб и консервы, Лёху не обошел внимание пьяный абориген, хотел прокатиться на велосипеде и получив отказ, полез разбираться. Чтобы не провоцировать конфликт, пришлось Лёхе дожидаться нас за пределами посёлка.
 
Спуск в п.Сары-Булак
Спуск в п.Сары-Булак
Там же, но часом позже
Там же, но часов позже
  Настроившись на скорый приезд, полной неожиданностью для нас стала дорога, круто уходящая в гору сразу за посёлком. Ребята с опаской поглядывали вверх, но это оказался всего лишь 150 м. мини-перевал. Грунтовка вывела нас на шикарную Нарынскую трассу, по которой мы докатились до Сары-Булак. В посёлке расположено несколько кафе и магазинов, в которых можно пополнить свои запасы. Ребята уже уплетали остатки ужина, т.ч. пришлось снова их догонять.
 
Кафе в п.Сары-Булак
Кафе в п.Сары-Булак
  С поиском места стоянки не заморачивались, отъехав пару км от посёлка, встали в зарослях облепихи между рекой Каракуджур и дорогой.
 
Набор высоты за день 892 м. Потеря высоты 1645 м. Проехали 89 км.
День 8. Перевал Джалпакбель

 
Солнечный свет медленно расползался по склонам, пока наконец солнце полностью не озарило ущелье Каракуджур. Рядом с нами протекает одноимённая река, но шум её практически не слышен из-за зарослей облепихи, которые отгораживают нас от неё. С тех пор как мы вылезли из палаток, стало заметно теплее, собираемся и отправляемся в путь.
 
Долина реки Каракужур
Долина реки Каракуджур
 
За поворотом дорога перебирается на противоположный берег и дальше так и идёт вдоль реки. Вдоль дороги попадаются заброшенные строения, в которых можно укрыться в случае непогоды. Впервые с начала похода едем не колонной, а гурьбой во всю ширину дороги, общаясь и наслаждаясь дорогой. Асфальт идущий от посёлка вскоре сменяется грунтовкой, ведущей из ущелья в долину р.Каракуджур. В 20 км от п.Сары-Булак расположен посёлок Ак-Кыя, на улице пусто, прям постапокалиптическое будущее. В небольшом магазине покупаем ништяки в дорогу, Саша угостила вафлями ребятню на ослике, те счастливы, можно фотографироваться. Ринат добавил «они ещё радуются, если им 200 сом дать», проверять не стали.
 
В посёлке Ак-Кыя
В посёлке Ак-Сыя
Не успели отъехать от посёлка, как Володя отрапортовал по рации «прокол». На этот раз у Егорова Лёхи,  вот что бывает, когда люди не хотят ставить антипрокольные покрышки. Чтобы не терять время, половина группы уезжает вперёд, подождём где-нибудь впереди.
 
Долина реки Каракужур
Долина реки Каракуджур
В долине Кара-Кужур
В долине Кара-Куджур
Погода меняется на глазах, солнце то и дело скрывается за облаками и усиливается ветер. Над горами справа от нас громоздятся грозовые тучи, где-то уже видны полосы дождя. Прорвёмся или накроет, вот что сейчас беспокоит. Дорога с незаметным уклоном поднимается вверх, 1300 м растянулись на 65 км (до перевала). Кажется нам повезло и мы проскочили - тучи обошли стороной. Там, где дорога приблизилась к реке, укрывшись за склоном холма, останавливаемся на обед. Маршрут был составлен с учетом возможного отставания от графика, и взятие перевала не входило в планы сегодняшнего дня. До перевала осталось набрать всего 500 метров, а время позволяет нам это сделать. Подкрепившись и переведя дух, выезжаем на «штурм» перевала.
 
Табун лошадей
Пасущиеся лошади
Лёха меняет покрышку
Лёха меняет покрышку
  Алексея в этот день на подвиги явно не тянуло, поэтому он решил, что одного прокола будет мало. Приходится вновь разделиться, на этот раз ставим мою запасную покрышку. Потеряв драгоценное время, едем догонять ребят. Под лай собак проезжаем рабочий посёлок, есть несколько жилых строений, рядом полузаброшенный карьер с остатками старой техники. Дальше дорога идёт круче, местами приходится спешиваться. Солнце освещало долину золотым светом, постоянно попадались пасущиеся стада овец и табуны лошадей. Подъём на перевал оказался не сложным, прямая дорога без витков серпантина и сильных уклонов. Когда мы поднялись на Джалпакбель (3338 м.), солнце уже зашло за соседние горы и стало заметно холоднее.
Стадо овец
Бесчисленные стада
Володя
Володя, передает всем привет!
И снова лошади
Табун лошадей
Подъём на перевал Джалпакбель
Подъём на перевал Джалпакбель
По дороге на перевал
Дорога на перевал Джалпакбель
  Ребята дожидались нас в паре км от перевала, укрывшись от ветра в бетонном кольце водотока. Наконец-то догнали и не теряя времени, едем дальше. Темнеет в горах быстро, наша задача спуститься как можно ниже, чтобы не мёрзнуть на высоте. Мало было разбить лагерь у дороги, нужен был доступ к воде, а с этим были проблемы. Спустившись ниже 3000 м., уклон выровнялся и последние 10 км мы ехали без изменения высоты. Давно уже стемнело и наравне с фонарями, дорогу нам освещала яркая луна, а подходящего места ночёвки всё не было. Навстречу попалась «одноглазая буханка», вот уж удивился водитель, повстречав здесь такое кол-во велосипедистов.
 
Пройдено
Пройдено
Подъём на перевал
Подъём на перевал
Несколько человек отбилось от общей группы, затупив на небольшом подъёме, и оказавшись без навигации и средств связи (села одна из раций). Деваться им в принципе было некуда, тем не менее, мало ли что могло произойти, признаю свой косяк. Наконец-то доехали до небольшой речушки с полуразрушенным мостом, здесь и остановились. Пока искали место под палатки, приехали отставшие Женя и Лёша, ехавшие всё это время без света! Главное, что все снова вместе и очередной перевал остался позади. Разбиваем лагерь и ужинаем под звёздным небом.
 
Набор высоты за день 1419 м. Потеря высоты 785 м. Проехали 86 км.
 
Спуск с перевала
На спуске с перевала
День 9. Термальный источник Джилусу

 
Расстегнув тент и выглянув наружу, меня овеяло утренний прохладой. Как же хорошо было внутри уютной и нагретой за ночь палатки, но как бы мне не хотелось остаться внутри, пора было вылезать. Солнце уже осветило долину, вдалеке виднелся белый шатер юрты с пасущимися по близости лошадьми, а за всем этим возвышались величественные горы Тянь-Шань.
 
Вид из палатки
Вид из палатки
Место стоянки
Место стоянки
Женя во всю уже кашеварил, зазывая всех к столу. За завтраком наблюдаем картину, как наш лагерь «обтекает» огромное стадо овец. Вспомнился барашек с Сон-Кёля, эх вот бы сейчас повторить =)
 
Эх, нам бы ещё одного ...
Вот бы сейчас съесть одного барашка
День начинается с 15 км спуска, ехать одно удовольствие. На пути встречается много юрт, практически у каждой резвятся дети, многие замечают и машут нам в след.  Там где дорога идёт вдоль реки Карасаз, проезжаем через небольшое, но очень красивое ущелье. В конце дорога раздваивается, держимся левее и переезжаем по мосту ещё одну реку – Карагоман. Оттуда небольшой подъём в гору, с которого открывается замечательная панорама на долину р.Болгарт, притоками которой и являются две предыдущие реки.
 
Спуск вдоль реки Карасаз
Спуск вдоль реки Карасаз
Долина реки Карасаз
Долина реки Карасаз
Долина реки Карасаз
Долина реки Карасаз
Долина реки Карасаз
В долине реки Карасаз
Джайло
Джайло
Расположившись на склоне холма, любуемся красотой окружающих нас гор. Тишина, облака, горы ... больше ничего ненужно. Сколько ещё долин, рек и перевалов находится в этой удивительной стране?! За один поход невозможно охватить всё разом, а так много хочется всего увидеть!
 
Долина реки Болгарт
Долина реки Болгарт
Долина реки Болгарт
Долина р.Болгарт
Спускаемся вниз, к руслу реки и едем вверх по течению. В долине пасётся много лошадей, попадаются юрты, в одной покупаем хлеб. Там где в Болгарт впадает очередной приток, дорога сворачивает в ущелье Джилусу, ведущему к перевалу Тосор.
 
В долине реки Болгарт
В долине реки Болгарт
Долина реки Болгарт
Долина реки Болгарт
  Сегодня перевал нам не взять точно, остаётся больше 30 км и около 1000 м. вверх. Зато есть возможность понежиться в термальном источнике Джилусу. После девяти дней скитания без водных процедур, это особенно актуально. На подъезде нас застаёт непогода, дождь переходящий в град, благо продолжался он недолго.
 
Навстречу непогоде
Навстречу непогоде
Пройдено
Пройдено
Но как оказалось, это было ещё не всё, от источника нас отделяло два брода. Если с первым мы справились без проблем, у второго пришлось задуматься, где лучше его перейти. Мы даже тащили с собой веревку, т.к. где-то в отчёте писали, что она может понадобиться, нам она к счастью не пригодилась. Брод не оказался таким уж сложным, как показался на первый взгляд. Воды было ниже колена, т.ч. опершись на велосипед  вполне проходился, не смотря на бурный поток.
 
Брод перед источником Джилусу
Брод перед источником Джилусу
До источника было рукой подать. За нашим переходом, сидя на лошади наблюдал киргиз средних лет. Он даже предложил нам помощь, но нам интереснее было преодолеть всё самостоятельно. Всадником оказался один из смотрителей источника, он заприметил нас ещё издалека и встретил у переправы.
 
Алексей
Алексей
Женя
Евгений
В отчётах по Тянь-Шаню я уже читал об этом источнике, отзывы были самые разные, кто-то был в восторге, некоторые и вовсе проезжали мимо. Плата за посещение была в районе 300 сом с человека (2400 со всех), но мы решили схитрить и сделали вид, что нам не понравилось и мы уезжаем. Это сработало и нам сбили цену до 1000 сом с группы, это уже совсем другое дело!  Сегодня в Киргизии праздник «День Независимости», по этому случаю (а может и не только по этому) нас пригласили в гости. Пока одни отмокали в источнике, др. отхаживали горячим чаем с вареньем и лепёшками, но обо всём по порядку …
 
Сарайчик с купелью
Сарайчик с купелью
Первыми побывать в источнике посчастливилось нам с Лёхой (большим). В невзрачном сарайчике расположена небольшая купель, примерно 2м на 1,5м. Вода горяченная донельзя, кипяток да и только, т.ч. зайти и плюхнуться не получиться. Сжимаешь на ногах пальцы и ме-е-едленно погружаешься в воду, к слову сказать, до плеч мы погружались минут 5. Пошевелиться просто невозможно, сразу становится горячо. Но как же там было хорошо, чувствуешь себя японской макакой зимой отогревающейся в термальном источнике.
 
Термальный источник
Термальный источник
Вторая волна счастья накрывает после выхода на свежий воздух. Состояние слабости и полной релаксации, как будто тебя мяло несколько массажистов. За столом я уже просто «расплывался», чай с абрикосовым вареньем добили меня и ехать уже никуда не хотелось. Похожее состояние (а может лучше) было у всех, кроме Егорова Лёши, который не пошел с нами (ему и так было хорошо).
 
Барак в котором нас приютили
Барак, в котором нас приютили
Летом за источником присматривало две семьи (зимой здесь никого нет), жившие в полуразвалившемся старом бараке. Вместо окон натянутый полиэтилен, а чтобы не мёрзнуть буржуйка на каждую семью, несмотря на это внутри было уютно. Нам предложили БЕСПЛАТНО (халява!) переночевать в соседнем помещении, также отапливаемой буржуйкой. Мы опережали график примерно на сутки, т.ч. почему бы и нет.
 
Латаем дыры
Вот так вот проводим время
Выделенное нам жилище представляло из себя три комнаты с коридором, в большой стояла буржуйка с ведром коровьих лепёх для растопки. Деревянный пол, обшарпанные стены и заделанные пакетами окна – нам в самый раз! Застелив пенками пол, растопили буржуйку и остаток дня провели за душевными разговорами.
 
  Набор высоты за день 475 м. Потеря высоты 393 м. Проехали 46 км.
 
Съёмка скрытой камеры
Съёмка скрытой камеры
День 10. Перевал Тосор

 
Подъём в 6 утра, как же хорошо, когда не надо собирать палатку - упаковал спальник, позавтракал и можно ехать! Благодарим хозяйку за гостеприимство, в память о нас оставляем пакет с остатками от барашка и в начале восьмого выезжаем.
 
Раннее утро
Раннее утро
Барак у подножия гор
Барак у подножия гор
Р.Джилусу
река Джилусу
Горы затянуты облаками, и кто его знает, какая погода нас ждет впереди. На всякий случай одеваемся потеплее. Стоя рядом с источником, кажется, что дорога круто забирается вверх, уходя выше в горы, но это не так. Объехав ближайший выступ горы, попадаем в долину реки Джилусу. Траверсом едем вдоль правого берега, то и дело, пересекая небольшие ручьи, текущие со склонов гор.
 
Горы в облаках
Горы в облаках
Пройдено
Пройдено
Ущелье реки Джилусу
Долина реки Джилусу
Что же за поворотом
Что же за поворотом?
В настоящее время дорога заброшена, осыпи и обвалы здесь привычное дело, на машине уже не проехать, разве что на квадроцикле получится. Да и врятли здесь можно кого-нибудь встретить, кроме редких туристов, пастухов или охотников. Вершины окружающих нас гор в снегу, ниже в бирюзовых водах реки Джилусу отражается солнце, изредка проглядывающее сквозь облака. В одном месте река огибает небольшой участок земли с изумрудной травой и пасущимися на ней яками, пожалуй, лучше альпийской картинки. Делаем остановку и под сушеное мясо от Володи (вместо попкорна) наслаждаемся видом.
 
Горная дорога
Дороги гор
Привал
Привал
Сушеное мясо
Сушеное мясо
Ущелье реки Джилусу
Долина реки Джилусу
Пасутся яки
Яки
Красоты
Красоты
  Первое время набор идёт плавно, т.ч. подъём практически не ощущается. Разнообразие вносят периодически попадающиеся броды и каменные осыпи. Один переход оказался действительно сложным, нам с Ринатом пришлось потаскать груженые велосипеды через горную речку с огромными валунами, остальные решили обойти ниже по течению, потеряв достаточно много времени. После этого впереди было ещё несколько бродов, на одном навстречу нам попались два охотника на лошадях с ружьями на перевес на и огромными среднеазиатскими волкодавами.
 
Каменный завал
Каменный завал
Ребята обходят завал ниже
Ребята обходят завал ниже
Возвращаемся на дорогу
Возвращаемся на дорогу
Очередной брод
Очередной брод
Чем ближе мы приближаемся к перевалу, тем круче становится уклон, спешиваемся. Погода портиться, выше 3500 м начинает штормить и усиливается ветер. Идущие впереди Ринат с Женей уже сделали привал на обед … я в этом не участвую, хочется, как можно раньше подняться на перевал! Вскоре начинает моросить дождь, переходящий в снег и видимость падает до нескольких десятков метров. За 200м до вершины, дорога серпантином уходит к перевалу. Подниматься тяжело, через каждые 20-30м перевожу дух, замечаю Наташу с Ринатом идущих ниже, а за ними и остальные. Хорошо, значит, не придётся мёрзнуть на перевале.
 
Подъём на перевал Тосор
Подъём на перевал Тосор
Пройдено
Пройдено
Перевал Тосор (3896 м.)
перевал Тосор (3896 м.)
Перевал Тосор (3896 м.)
Перевал Тосор (3896 м.)
  К тому моменту, когда мы поднялись на перевал Тосор (3896 м), вновь выглянуло солнце и настроения как-то прибавилось. Ещё бы, на такую высоту я ещё не поднимался, жаль, что не четырёхтысячник =) Противоположная сторона оказалась суровее, начало спуска местами совсем разбито, на дороге много завалов и валунов. На северных склонах лежит снег, есть даже небольшое озерцо с толстой коркой льда на поверхности. Не знаю даже куда лучше смотреть, по сторонам или под колёса. Спуск с перевала идёт вдоль одноимённой речки, сбрасываем около 600 м и делаем обеденную остановку. Это уже др. дело, здесь немного теплее и нет сильного ветра. 
 
Спуск с перевала
Северный склоны
Спуск с перевала
Спуск с перевала
Спуск с перевала
Спуск с перевала
Пройденный перевал Тосор
Позади перевал Тосор
Так бы мы здесь и сидели, если бы не ползущая со склона тень, становилось заметно прохладнее. Не успели проехать и км, как замечаем недалеко от дороги палатку и два велосипеда, иду знакомиться. Оказалось это местные ребята из Бишкека, поднимаются на Тосор. Подарили им один баллон с газом, у нас их всё равно с избытком. Прощаемся и едем дальше, нужно успеть спуститься до темноты. За гребнями гор, в голубой дымке уже виднеется легендарное озеро Иссык-Куль. Дорога петляя серпантином спускается всё ниже, успеваешь только зажимать тормоза на поворотах.
 
Долина реки Тосор
Долина реки Тосор
Вдалеке виднеется озеро Иссык-Куль
Вдалеке уже виднеется озеро Иссык-Куль
Бесчисленные стада
Бесчисленные стада
  Поравнявшись с рекой, проезжаем через необычное ущелье Тосор. Игра теней с разыгравшимся воображением и склоны ущелья преображаются причудливыми фигурами и лицами, которые словно смотрят на тебя со стороны. Казалось до озера было рукой подать, уже смеркается, а ущелье всё никак не заканчивается. На спуске зарываюсь передним колесом в песок, в результате перелетаю через руль, хорошо скорость была небольшая. Ставлю фару и дальше еду уже осторожнее.
 
Позади остался перевал Тосор
Позади остаётся перевал Тосор
Ущелье Тосор
Ущелье Тосор
  На асфальт идущий вдоль озера выехали уже в темноте, ещё 4 км по трассе и мы в п.Тосор. В посёлке есть несколько магазинов (насчитал пять), затариваемся провиантом и через частный сектор едем к озеру. Рядом с посёлком решили не останавливаться, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. Пока искали место под стоянку, через руль перелетел Лёха Егоров, ещё один любитель езды без света. Проехав пару км вдоль огороженного берега, вышли на частную территорию с гостевыми юртами. Дорожки были освещены, но признаков хоть какой-то активности не было видно. Уходим в дальнюю часть кемпинга и под покровом темноты и зарослей облепихи, на свой страх и риск, незаметно ставим палатки прямо на пляже. Интересно заметят нас утром или нет =) 
 
Набор высоты за день 1133 м. Потеря высоты 2516 м. Проехали 77 км.
День 11. Дорога в Бишкек


Ночью нас так никто и не потревожил. Расстегнув тент палатки, попадаешь на курорт: песок, шум волн и колоритные соломенные навесы. Какое же это счастье после стольких дней окунуться в прохладное озеро с прозрачной водой и завалившись на пенку, потягивать горячий чаек. Палатки на всякий случай решили сразу собрать, мало ли кто в гости заявиться.
 
Утренний вид из палатки
Утренний вид из палатки
Иссык-Куль
Иссык-Куль
Пляж
Пляж
И как оказалось правильно сделали, за завтраком к нам пришёл местный смотритель. Узнав о том, что мы подъехали только пер ним, чтобы просто посидеть на пляже и скоро собираемся уезжать, интерес к нам у него пропал. Спешить нам особо было некуда, велосипедная часть похода приближалась к концу и оставалось только проехать в своё удовольствие вдоль озера, как далеко не важно.  
 
На горизонте виднеются горы
На горизонте виднеются горы
Сборы
Сборы
Неподалёку от нас находилось ущелье Сказка, к нему мы и отправились. Пока ехали, кто-то из ребят (Женя или Ринат)  хватанули прокол, поменяли быстро. Вход в ущелье преграждает шлагбаум, посещение платное 50 сом. Чего-то особенного я не ожидал здесь увидеть, да и отзывы в интернете не были восторженными, времени у нас было много, т.ч. почему бы и не посетить это место. От шлагбаума нужно пройти около 500 м., прежде чем начнётся то, на что стоит посмотреть. Мы этого не знали и всматриваясь в окружающие нас холмы, пытались найти хоть что-то стоящее.
 
Гуляем по 'сказке'
Идём в "сказку"
Ущелье 'Сказка'
Ущелье "Сказка"
Наконец-то дошли до небольшой автостоянки, поднялись от неё на небольшую гору, и отсюда уже открылась панорама на всё ущелье. Рельеф окружающих склонов действительно необычен для этих мест и чем-то похож на Каппадокию, а цветовая гамма гор меняется от бледно желтых до ярко красных оттенков. Но пожалуй главной достопримечательностью является ярко выраженный хребет гор, называемый здесь «Китайской стеной» с общей протяженностью около 5 км. На весь осмотр у нас ушло не больше 15 мин, дольше шли до него пешком.
 
Ущелье 'Сказка'
Необычный рельеф
Ущелье 'Сказка'
"Китайская стена"
На выезде из ущелья навстречу нам попались двое велотуристов, Пабло (из Испании) и Ильза (из Латвии). Как оказалось, они едут на велосипеде уже год и восемь месяцев, начав своё путешествие в Лондоне 8 января 2014 года. За этих ребят можно было только порадоваться и восхититься их сумасшедшему приключению! У них есть собственный сайт, на котором можно почитать отчёты и отследить их перемещение в режиме реального времени. Там же за небольшую денежку можно заказать открытку от них и тем самым помочь путешественникам. Кстати сайт так и называется «http://en.thecrazytravel.com», что переводится как сумасшедшее путешествие. Пожелав ребятам удачи, едем дальше вдоль озера.
 
Встреча с собратьями
Пабло (из Испании) и Ильза (из Латвии)
Фото на память
Ребята путешествуют 1 год 8 месяцев
Через 15 км делаем остановку в п. Каджи-Сай 2, расположившись на пляже, Женя в очередной раз угощает нас огромным арбузом. Тёплый песок и лёгкий бриз с озера расслабляют, сходимся на том, чтобы проехать ещё 16 км до п.Боконбаево и договориться насчёт заброски в Бишкек следующим днём, а на ночь встать на озере. Дорога вдоль Иссык-Куля идёт без значительного перепада высот, сезон близится к завершению, а потому трафик тоже не очень большой. Перед посёлком Тонг дорога уходит от озера и начинается хороший подъём до Боконбаево. Женя решил схалтурить и прицепившись к бортовому грузовику ушел в отрыв, встретились уже на въезде в посёлок.
 
Погрузка в п.Бокомбаево
Погрузка в п.Бокомбаево
К переезду готовы
Велосипеды утрамбованы
Населённый пункт оказался довольно крупным, жизнь в котором текла своим чередом. Начался новый учебный год и нарядные школьники, возвращаясь со школы, радостно махали нам рукой. Доехав до автостанции, за 4000 сом договорились с водителем микроавтобуса о заброске в Бишкек. Откладывать на завтра не стали, чтобы вновь не подниматься в гору этой же дорогой. Честно говоря, я до последнего не верил, что в задний отсек поместятся все восемь велосипедов. Когда же всё распихали, я стал переживать за сохранность велосипедов во время транспортировки, настолько плотно всё было «утрамбовано». Девчонки купили нам в дорогу сладостей с пирожками и жизнь стала ещё прекрасней.
В придорожном кафе
В придорожном кафе
О манере вождения местных водителей я был наслышан ещё задолго до похода, нам попался хороший водитель, потому как мы доехали живыми при той скорости, с которой он ехал. Порой было действительно страшно, 260 км проехали за 4 часа. В Бишкеке у меня был отмечен кемпинг, правда привезли нас в противоположную часть города. Пришлось добавить 500 сом и поработать навигатором. Добравшись до нужного места, оказалось, что кемпинга здесь уже нет, а вместо него закрытое кафе и отдельно стоящие навесы для застолья. Плутать в темноте по вечернему городу в поисках хостела совсем не хочется, ставим палатки в небольшой роще неподалёку.
 
  Набор высоты за день 428 м. Потеря высоты 215 м. Проехали 40 км. (велосипед)
День 12. До свидания Киргизия

 3-4 сентября
 
Активная часть путешествия подошла к концу, у нас оставалось ещё 1,5 дня на осмотр Бишкека и покупку сувениров родным и близким. Даша (моя жена) успела подобрать нам несколько вариантов для размещения с велосипедами и скинула адреса на почту. Погода с утра не радовала, пришлось заставить себя вылезти из палаток и под проливным дождем ехать заселяться. Выбор пал на гостевой дом (хостел) Тундук, расположенный в частном секторе, неподалёку от центра города.
Утро в Бишкеке
Где-то на окраине Бишкека
Хостел представляет собой трёхэтажный особняк, с просторными комнатами, кухней, верандами, сауной и открытым бассейном. Проблем с хранением велосипедов не возникло, их мы оставили во внутреннем дворике. Место в которое мы попали оказалось настоящим интернациональным домом: администратор француз, туристы из Испании, Англии и Кореи … Атмосфера царила подобающая, непринуждённая и дружественная. Нам выделили отдельную комнату на верхнем этаже, т.ч. можно было спокойно собираться без посторонних людей.
Хостел Тундук
Хостел Тундук
  Все основные достопримечательности Бишкека расположены на проспекте Чуй, в интернете можно найти множество описаний и путеводителей по ним. Но пожалуй главной достопримечательностью, во всяком случае для меня, является Ошский рынок. Ещё одно место с неповторимым восточным колоритом. Здесь можно купить восточные сладости, мясные деликатесы, национальные костюмы (халаты, колпаки и пр.), ну и конечно всевозможные сувениры. Гулять по торговым рядам можно часами и это не надоедает.
Ошский рынок
Ошский рынок
  После того как все подарки были куплены, вместе с Алексеем мы прогулялись по центральному проспекту до хостела USSR, в котором забрали оставленные ещё вначале похода вещи. По дороге не смогли устоять от соблазна уличной еды, попробовали запеченную куриную ножку в тесте (такое пробовал только здесь) и шаверму по Бишкекски. Затем зашли в ЦУМ Айчурек, на последнем этаже которого расположены сувенирные магазины с большим выбором подарков и сувениров, правда цены здесь на порядок выше рыночных. Вернувшись в гостевой дом, собираемся в дорогу. По заброске в аэропорт договорились за 1500 сом с водителем грузовой машины, живущим по соседству.
 
Hostel Tunduk в Бишкеке
На кухне в хостеле Тундук
  На следующий день, простившись с Ринатом и Женей (у них самолёт вечером), ближе к полудню выезжаем в аэропорт.  Наши дороги разбегаются в разные стороны, у каждого впереди новые маршруты, но воспоминания будут вновь и вновь возвращать нас в страну гостеприимных юрт!
 
ВИДЕО от Середова Алексея
 
В отчёте были использованы фотографии:
 
Володя, Рома, Женя, Лёша, Наташа, Саша, Лёша (большой), Ринат
До свидания Киргизия!

Комментарии
Евгений, что в вашем понимании "Нормально"? :) 
Хороший отчёт. Всё уже начинает понемногу забываться, а тут как будто заново побывал - Роман молодец. 
И как организатор тоже. Но обедать всё-таки надо нормально, а не орешками-шоколадками перебиваться :-)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Вайгульт Роман