71-й градус северной широты

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Маршрут проходит через тундру и фьорды, очень малонаселенные места, но с прекрасными дорогами. Поход состоялся в начале мая, когда в этой местности еще все в снегу, но зато уже начался полярный день.
Рассказ о походе 
Вступление

Сольный велопоход по Полярной Норвегии

Протяженность маршрута - 492 км, набор высоты – 5378 м.  

Map

Заброска:

Выезд из Питера 28.04 на пароме до Хельсинки. 29.04 вечером выезд из Хельсинки ночным поездом до Рованиеми (в пути 13 часов). 30.04 в 11.45 автобус Рованиеми-Карасйок, прибытие в 18.40 по московскому времени. Продукты на всю дорогу закупаю в Рованиеми (не считая того, что везу из Питера)

Предыстория похода:

Состоялся мой очередной поход в край, где в мае все еще лежат сверкающие снега, а ночи уже по-настоящему белые. Этот поход имеет некоторую предысторию. В Полярную Норвегию я ездил уже 3 раза. Первый раз в сентябре 2013г. проехал вдвоем с другом по маршруту Ивало-Лаксельв-Ифьорд-Танабру-Утсьоки-Ивало. Затем два раза ездил соло, т.к. нелегко найти попутчиков в удаленные северные места с непростой заброской. Целью двух предыдущих походов был Мехамн и 71-й градус с.ш., но тогда добраться до Мехамна не получилось. В прошлом мае я не был готов к настоящей зиме, особенно в плане снаряжения. А в сентябре 2014г. было сложно скорее психологически, т.к. лично для меня сольные походы – непростое занятие. Но в этот раз я подготовился лучше и наконец доехал до цели!

Почему мне так полюбились эти края? Наверно прежде всего мне нравится их суровая красота. А природа там очень разнообразна – здесь и рельефные фьорды, и плоская тундра. Кроме того, там еще по большей части прекрасные дороги, а местные жители приветливы и ненавязчивы. Вне туристического сезона этот район можно назвать почти безлюдным (хотя думаю и летом там не слишком много туристов). Вообще там есть какое-то потрясающее ощущение свободы. На Крайнем Севере пока нет никаких правил – можно ставить палатку где нравится. Можно ездить в свое удовольствие, машин настолько мало, что они совсем не мешают. Наоборот даже бывает приятно их видеть, чтобы не забывать, что я не один на белом свете. Ну а что погода бывает суровой – так это даже интереснее.

К слову о погоде, во всех моих походах она была как минимум нескучной. А чаще всего менялась с калейдоскопической быстротой, и этот поход не стал исключением. Здесь вполне нормальная ситуация, когда в течение одного дня может произойти смена солнце-дождь/снег-снова солнце. Нередко бывает и так, что светит солнце, и в то же время половина неба затянута свинцовыми тучами (в такие моменты получаются хорошие фотографии). Хотя значительную часть маршрута я уже проезжал раньше, но ехать повторно все равно было интересно, и разнообразие погоды здесь играет не последнюю роль. При разной погоде пейзажи выглядят по-разному, и сложность отдельных отрезков маршрута может сильно измениться. Забегая вперед скажу, что этот поход оказался самым суровым из всех предыдущих как раз из-за милостей погоды.

30 апреля, разминочный день

16,5 км
 

Приехал в Карасйок, упаковал вещи и поехал по маршруту. Погода была почти ясная. Первые километры маршрута не очень интересны – равнина и равнина. Но после двухсуточной заброски приятно было наконец заняться делом.

Около 21 часа стал искать место для ночевки. Я обычно не утруждаюсь поисками каких-то красивых мест для лагеря, спать мне все равно где. Вот и сейчас увидел, что можно съехать с дороги, сразу съехал и поискал ровное место под палатку. Местами лежал снег, местами была голая земля. На земле ровного места не нашлось, но рядом была снежная полянка и оказалось, что наст отлично держит мой вес. Хотя снег был глубокий, выше колена (я пробил его палкой). На этой снежной поляне я и поставил палатку. На ужин натопил воды из этого же снега.

VRM_svYiKHQ
1 мая

75,5 км, набор высоты 310 м.
  
Day1
Поскольку вечер был ясный, ночь выдалась морозной. В палатке градусник показывал -10 градусов, а внутри обычно на несколько градусов теплее, чем снаружи.
 
Когда проснулся утром, было уже тепло, около нуля. А спальник основательно отсырел от конденсата. Поскольку спальник пуховый, закрались тревожные мысли – что с ним будет, если все ночи окажутся такими? (Забегая вперед скажу, что в последующие ночи температура была около нуля. Но в этом плане год на год не приходится, в прошлом году 13 мая было -10). На улице шел густой мокрый праздничный снег, не было и речи о том, чтобы что-то сушить. Так что пришлось собираться и ехать как есть. Вокруг было впечталение настоящей зимы.
OtX11_FF8TY
Вскоре на горизонте появились горы, стало немного веселее. Впрочем видимость была такая, что разглядеть их было непросто. Сама дорога до Лаксельва довольно плоская, иногда под гору, а набора высоты совсем мало.
 
Ветра практически не было. Вся дорога была усыпана мокрым снегом, но к счастью льда не было совсем.
По дороге попалась автобусная остановка. Сел там попить чая, заодно развесил внутри спальник, чтобы он как-то проветрился. Мне показалось, что через полчаса он стал выглядеть получше.
Заехал в Лаксельв, хотел найти вай-фай и посмотреть прогноз погоды, но не нашел точки со свободным доступом. Повернул на восток и поехал далее по маршруту по берегу фьорда, которого практически не было видно.
 
XdH_qMk9yG0
К вечеру снег наконец прекратился и я поставил палатку на берегу около речки, впадающей в залив (в этой местности снега было уже мало и нужен был источник пресной воды).
2 мая

33,5 км, набор высоты 284 м
 
Day2
Утром было пасмурно, но без осадков и видимость наконец улучшилась.
Очередной лагерь
Дул довольно свежий ветерок и я собирался дольше обычного, хотел подождать пока высохнет палатка. Вышел около 13 часов.
 
Дорога вдоль фьорда была довольно рельефной. Далее дорога уходит от фьорда на север вдоль реки, местность по-прежнему холмистая.
 
Проехав еще немного, я решил поставить лагерь, т.к. показалось солнце и я хотел досушить то, что не досохло утром. Кроме того, далее начинался протяженный участок открытой тундры, где при сильном ветре не найти хорошее место для лагеря, да и заранее я не знал сколько там будет снега. Поэтому пробег за этот день получился совсем небольшой.
3 мая

67,1 км, набор высоты 641 м
 
 
Day3
 
Утром снова пасмурно, идет еле заметный снег. Штиль (я тогда еще не задумывался о том, как это прекрасно, когда штиль!). Отлично выспался и отдохнул, вышел около 11.
 
Весь день было пасмурно, временами шел сильный снег, но сухой, так что я даже не стал одевать чехол на рюкзак. После обеда появился умеренный встречный ветер.
 
В этот день дорога шла через тундровый участок к 2-му фьорду. Здесь на открытых пространствах часто гуляет сильный ветер, но этот относительно тихий день стал исключением.
 
До похода я ожидал, что на этом отрезке пути будет много снега. В прошлом мае мне показалось, что его количество зависит от удаленности от берега. Но в этом походе я понял, что это больше связано с высотой. До высоты 200 м заметна настоящая весна. После 200 м снег уже встречается чаще, чем открытая земля. А на высоте более 300 м еще царствует зима. В этот день я не переходил отметку 200 м и повсюду виднелись островки земли, освободившейся от снега.
 
Подъезжая к 2-му фьорду, я пару раз видел стада оленей. Это ведь вообще олений край, но в предыдущих походах мне не везло и они почти не встречались. Только пару раз видел издалека, но даже сфотографировать не успевал. Зато уж в этом походе я на них насмотрелся! В течение трех дней стада оленей, можно сказать, постоянно крутились под ногами. Один раз даже с ними в скорости посостязался, но об этом позже.
 
Проезжая деревню Kunes, я наконец нашел вай-фай и посмотрел погоду. Порадовало, что обещали солнце, заодно узнал, что ожидается сильный южный ветер. С ним я в последствии и имел счастье столкнуться.
 
Вечером я ставил палатку на кочковатой земле рядом с фьордом, и вдруг сломалась дуга палатки. В совершенно безобидной ситуации, просто во время установки, в безветренную погоду. Было очень неожиданно, это же все-таки Ferrino, а не какой-нибудь нонейм. В комплекте с палаткой был ремнабор с трубочкой для ремонта дуги, но я долго не мог ее найти и порядком понервничал. Уже было подумал, что не взял ее с собой. Выбраться отсюда я мог и без палатки, но как же Мехамн? Потом трубочка все же нашлась в мешке с колышками. Дуга была отремонтирована, а во все последующие дни я ставил палатку практически не дыша – трубочка-то у меня всего одна.
 
Ночью поднялся ветер, до утра тряс палатку и мешал спать.
4 мая

77,8 км, набор высоты 1107 м
 
Day4

  Утром по-прежнему дует ветер, но не встречный, поэтому ехать не мешает. Часто встречаются стада оленей.
Доехал до городка Ифьорд, здесь поворот на север, к Мехамну. После поворота стало тихо и солнечно. Сначала дорога шла вдоль фьорда, пейзажи были очень красивые.
7zbTNU0tFIc
Дорога на север
P1030368
 
Изредка встречались крошечные, но аккуратные населенные пункты.
 
Поселок Lebesby
 
Затем начался длинный подъем длиной около 3 км, который мне запомнился еще с прошлого похода. Одолев его, я поднялся на плато. Здесь было много оленей и повсюду виднелись их следы.
 
AmbgxLyM3Yw
 
FWVYVEHpfTY
Но оказалось, что подъем на этом не заканчивается. Дальше он был более плавным и чередовался с плоскими участками, но в целом пришлось подняться до высоты около 350 м. Как я уже упоминал, на этих высотах царит зима. Выше 200 м оленьи следы исчезли, а еще выше началось белое безмолвие. Впрочем оно было не совсем безмолвным, т.к. вскоре появился боковой ветер. А потом я оказался в облаке. Удивительно, ведь для облаков высота все же маловата. И тем не менее это было именно облако. Видимость стала очень плохой, но осадков совсем не было. Облако довольно быстро ушло, но затем ветер усилился и осадки в виде мокрого снега не заставили себя долго ждать. Тут начался сложный отрезок пути. На высоте, да без солнца температура видимо упала ниже нуля. Я одел дополнительный слой одежды и попробовал ехать дальше. Но местами мокрый снег на дороге начал смерзаться в ледяные комки. А я-то на полусликах!
Наверху плато все еще настоящая зима!

 Замедлился до 10 км/ч и стал ехать очень осторожно, но в конце концов все равно грохнулся. Тогда я пошел пешком. Сами падения конечно не пугали, но я опасался, что их может не выдержать перегруженный багажник – он у меня от неизвестного производителя, а потому неизвестной прочности. Сколько-то километров так и прошел пешком, не засекал по компьютеру, но думаю около десяти. Идти пришлось до тех пор, пока дорога не спустилась с плато ниже 200 м. Дальше дорога шла к перемычке между двумя частями полуострова, там она опускалась к уровню моря. Вот до этой перемычки я добрался только к полуночи, много времени отнял пеший переход. Ужасно устал, но на плато лагерь ставить было бы неудобно.
 
Зато само место, оказалось очень красивым. По сути это был классический фьорд (по крайней мере именно так я их себе представлял). Вообще северные фьорды более пологие и наверно менее впечатляющие, чем фьорды в южной части страны. Но этот был прямо таки настоящий.
Фьорд Eidsfjorden, вид в полночь
 
Фьорд Hopsfjorden
 
Внизу стал искать место для лагеря, но было много заболоченной земли. Единственная сухая площадка, которую быстро удалось найти, была с уклоном. Но искать что-то лучше уже не хотелось, поставил там. Пока разобрал вещи и поужинал, было уже 3 часа ночи.
5 мая

55 км, набор высоты 669 м
 
Day5

Итак, от перемычки до Мехамна оставалось всего 30 км. Решил оставить палатку и сгонять налегке. Ну то есть не совсем налегке, это все-таки Крайний Север, тут все переменчиво. Утром была тихая солнечная погода, но в любой момент мог налететь какой-нибудь ураган с метелью. Поэтому я взял достаточно одежды для утепления, горелку и вообще все необходимое.

По дороге к Мехамну пришлось опять подняться на плато, но оно было пониже, высшая точка около 280 м. В штиль, по сухой дороге, с малым весом ехалось прекрасно. Долетел часа за два. Наверху, как и ожидалось, было много снега. И это был тот день, когда без солнечных очков ехать было бы просто невозможно.

 
Непонятно где небо, где земля
 
Вокруг была сверкающая белизна. В такие моменты всегда вспоминается книга Мориса Эрцога "Аннапурна", он хорошо описывал подобные ощущения (Эрцог правда про горы писал, но и тут все очень похоже). Я уже приводил эту цитату в одном из прошлых отчетов, прошу прощения за повтор, если кто-то его читал. Но очень уж она подходит к этому дню:
 
"Скалы присыпаны сверкающим снегом, и лучезарная красота пейзажа бесконечно трогает душу. Прозрачность воздуха поразительна. Я живу в хрустальном мире. Звуки приглушены, как будто уши заложены ватой." И еще из той же книги: "Я живу в ином мире, суровом, пустынном, безжизненном. Это фантастический мир, где присутствие человека непредвиденно и, может быть, даже нежелательно. Мы нарушаем запрет, мы преступаем границу, и все же мы поднимаемся без боязни. Сердце сжимается от полноты чувств…"
 
Пересек наконец заветный 71-й градус и доехал до Мехамна. Место мне понравилось, вряд ли фотографии могут передать его дух. Это ведь настоящий край земли, это надо почувствовать. Безжизненная пустыня вокруг, кучка домов в низине у самого берега, а дальше бесконечный суровый океан, ведущий к Северному полюсу.
 
Мехамн
 
Гулять по городу я не стал, все-таки неуютно себя чувствовал без палатки и хотел вернуться пораньше, пока не испортилась погода. Появился легкий южный (т.е. теперь встречный) ветер и обратно ехалось не так быстро.
 
Окрестности Мехамна
Вернулся в лагерь тем не менее рано, часам к 18-ти.
6 мая

60,8 км, набор высоты 873 м
 
Day6
Однозначно самый суровый день похода. Мне нужно было снова пересечь высокое плато на пути к Ифьорду. Но уже дул сильный встречный ветер.
 
CJ2qUPJwmM8
Я встал довольно рано и в 11.30 уже начал подъем на плато. Первые 3-5 км подъем довольно крутой, потом становится более пологим и тянется еще наверно около 5 км. Все это расстояние я прошел пешком, о езде не было и речи. С набором высоты ветер усиливался. Я плохо умею определять его скорость, но мне кажется внизу было примерно 10 м/с, а наверху около 15. Временами и идти пешком наверх было трудно. Когда ветер особенно свирепствовал, я начинал считать шаги – 50 шагов, потом передышка, потом еще 50. Немалую часть подъема я толкал велик, тупо глядя себе под ноги, как робот.

Когда подъем закончился, ехать прямо против ветра я все равно не мог. К счастью дорога немного петляла и там, где она шла под углом к ветру, удавалось ехать 8-10 км/ч. В итоге на 30 км от начала подъема до начала спуска с плато я потратил примерно 5,5 часов. Часто останавливался перевести дух, но попить чая сел только один раз, да и то ненадолго.

Когда наконец начался спуск, уже можно было ехать, кажется даже ветер несколько уменьшился. На одном участке меня повеселили олени. Они как всегда меня испугались и бросились наутек, но бежали вдоль дороги. А в этом месте спуск был крутой, я прилично разогнался и даже стал их нагонять. Так что имел возможность поглядеть на оленьи попы метров с пяти.

 К уровню моря я спустился в 17.30, доехал до деревни, спрятался от ветра в автобусной остановке и устроил большой полуторачасовой привал.

Хотя я порядочно устал на тот момент, в планах еще было максимально приблизиться к Ифьорду. В 10 км от него была автобусная остановка и я хотел любой ценой дотянуть до нее. Часам к девяти вечера мне это удалось.

P1030507
7 мая

68 км, набор высоты 1192 м
 
Day7
Тоже в общем нелегкий день, хотя с предыдущим не сравнить. Мне снова предстоял переход через плато выше 300 м (высшая точка около 380 м), но теперь я ехал на восток и продолжавшийся штормовой южный ветер стал боковым, а это гораздо приятнее. Хотя дорога и здесь петляла и на некоторых участках он становился почти встречным, но зато на других участках даже немного помогал. И еще из-за особенностей рельефа в отдельных местах (где образовывалось что-то вроде ущелья) ветер дополнительно усиливался. Был один участок (с боковым ветром), который я прошел пешком и чуть ли не ползком, придерживая рукой рюкзак на багажнике, т.к. боялся, что последний не выдержит этого адского напора. В целом это плато я конечно пересек быстрее чем вчерашнее.
 
P1030514
 
Наконец дорога пошла вниз и показался Тана-фьорд. 
 
P1030529
 
P1030536
Стало ясно, что надо постараться одолеть и рельеф вдоль фьорда и дотянуть до лааву. Около фьорда ветер уже не ощущался, ощущалась только усталость. А предстояло еще осилить 3 подъема с набором высоты более 100 м, а также множество более мелких.
 
До лааву я доехал, точнее дотащился, из последних сил. Зато был повод порадоваться – эта лааву для меня символизирует окончание путешествия. После нее остается только 30 км до Танабру и совсем без рельефа. А также это означает, что больше не будет лагеря без крыши, т.к. в Танабру тоже есть лааву. А на эти жалкие 30 км у меня был весь завтрашний день, поскольку автобус из Танабру отправляется ночью.
8 мая

30 км
 
Day8
 
Прекрасная солнечная погода, ветер тихий. Утром нагрел воды и помыл голову, чтобы не пугать людей в автобусе. Не спеша собрался и поехал к финишу, любуясь окрестностями.
 
Финиш! Позади 492 км
Затем ожидание автобуса до 4.30, в 12 прибытие в Рованиеми, ночевка в сыром лесу рядом с городом (из-за нестыковок транспорта), ночной поезд до Хельсинки, и наконец ночь на пароме, идущем в Питер. А в Питере, пока меня не было, уже листья на деревьях распустились :)
 
Итак, позади 492 км пройденных своим ходом и 13 дней (из них 8 ходовых, остальное заброска и выброска). Поход оставил огромную кучу самых разных впечатлений. И пожалуй заставил меня выложиться полностью и физически, и прежде всего психологически. Сольные походы по-прежнему остаются для меня сложными. В этот раз я брал с собой почитать книгу Р.Месснера о сольном восхождении на Эверест и в его описании нашел много схожих ощущений. Он тоже пишет о постоянном психологическом напряжении, которое сопровождает его в сольных восхождениях. Так что эта книга мне тоже отчасти помогла. И конечно как всегда порадовала суровость этого красивого края, с которой тяжело сражаться в походе, но приятно вспоминать потом.
Заметки о снаряжении

Велосипед Cube Race Ltd 2012, в дополнение к нему использовались покрышки Schwalbe Hurricane и дешевый алюминиевый багажник неизвестного производителя. Все перечисленные предметы работали отлично (хотя за багажник я временами опасался, на всякий случай);

Рюкзак-штаны «Мираж-80», несколько велосумок и небольшой заплечный рюкзак Millet Trilogy 30 (был не особо заполнен);

Палатка Ferrino Blow Light – прекрасная вещь, просторная и теплая, но вот приключился казус с поломкой дуги, описанный в тексте;

Навигатор Garmin Oregon 450;

Спальник RedFox Ice Dome (пуховый) – было тепло, иногда жарко; несмотря на большую влажность, пух влагу не впитал;

Куртка Merrel непромокаемая и немного утепленная (для мая мне этот вариант нравится больше, чем просто штормовка; в сентябре, а тем более летом, однозначно штормовка лучше);

Велоштаны утепленные и штормовые непромокаемые брюки Jack Wolfskin;

Термоболье зимнее и флисовая кофта;

Ботинки непромокаемые, а также в мае очень полезно взять бахилы от снега (которые «фонарики»), т.к. снег местами очень глубокий;

Перчатки неутепленные и толстые зимние непромокаемые перчатки;

Шапка из виндстоппера – крайне полезная вещь в этом царстве ветров;

Каска альпинистская Black Diamond (всегда езжу в ней, т.к. защищает от дождя без всяких дополнительных чехлов);

Горелка зимняя Kovea + 3 газовых баллона по 450 г (какой-то непомерный расход получился, видимо газ был так себе, поскольку брал самый дешевый)


Комментарии
С удовольствием прочитал отчет - ведь мне все эти места знакомы 
- тоже соло поход , но здорово посмотреть на эти места в снегу и в суровом состоянии. Респект - соло в этих погодных условиях - круто. Летом прошлого года еще раз вернулся в эти края , но вместе с друзьями. Проехали от Иматры до Норд капп https://vk.com/album4344111_219495938
Красота Норвегии очень притягивает ...я бы еще раз побывал там ...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Норвегия
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: