Забытая железная дорога

Идет загрузка карты ...
Путешествие к труднодоступному участку 503-ей стройки ГУЛАГа - Трансполярной магистрали Салехард - Игарка. Автостоп, ж/д-стоп, гидростоп, авиастоп, девятидневный автономный пешеходный переход и сплав.
 
Идея похода и подготовка к нему

Многое ли Вам известно о сталинской стройке 501/503? Ещё недавно этот вопрос поставил бы меня в тупик. Да, где-то на севере репрессированные строили железную дорогу, но до конца достроить не успели. После смерти Вождя её забросили, а рельсы лежат и поныне. Вспомнил бы конечно рассказ А. Кротова о походе от Надыма до Салехарда. А ведь когда читал, тоже захотелось пройти этот нелёгкий маршрут…
Как-то попались фотографии ржавых паровозов и лагерей, интерес к стройке разгорелся сильнее. Стал искать отчёты, просматривать карты. Желание увидеть всё своими глазами захватывало всё больше и больше. Как-то незаметно желание переросло в твёрдое решение. Я посещу 503-юю стройку, самый труднодоступный и интересный участок Трансполярной магистрали. О её прохождении нет ни одного туристического отчёта. Именно здесь сохранились паровозы и наверняка меньше всего разграблены лагеря. К тому же, отличный вариант для продолжительного пешеходного маршрута в северных широтах.
Расстояние 250 км Таза до Енисея казалось реальным. Заброска – автостопом, гидростопом. Дальше пешком. Через реки на надувной лодке. По пути лишь один жилой посёлок Янов Стан. Тундра и тайга…
Почему в одиночку? А кто ещё со мной пойдёт? Проверенные и опытные товарищи скорее предпочтут более традиционные места, а с другими я не пойду. Не стоило надеяться, что кто-то променяет величественные виды с перевалов или пороги горной речки на однообразную бескрайнюю тундру. Ведь едва ли там можно увидеть что-то красивое и необычное. Я и сам люблю горы, но иногда хочется чего-то другого. А север манил всегда. Да и кто согласится идти на маршрут, про который не известно практически ничего?
Одному ходить не впервой, и в этом я вижу немало плюсов. Возможность двигаться в своём темпе, легче добираться автостопом, к тому же, никто не отвлекает от общения с природой. В группах очень часто общение друг с другом не даёт оглянуться по сторонам, чтобы увидеть необычное в обычном, услышать тихую музыку природы, побыть самим собой. Да, в компаниях весело. Но разве нельзя найти для веселья другого места? Я знаю, мои слова у многих вызовут лишь смех. А вы попробуйте сходить хотя бы в ПВДшку, может быть, тогда ваше мнение изменится. Может быть, вы откроете для себя что-то новое …

Поход наметил на конец июля – начало августа. Постепенно начал готовиться к дальней дороге.
К началу маршрута рюкзак весил примерно 25 кг. Основной вес – это еда, надувная лодка (4 кг), спальник и топорик. Из одежды два свитера, термотрико, джинсы, непромокаемые штаны, накидка и накомарник. На ноги взял лёгкие кеды, сандалии и неопреновые носки. Тащить тяжёлые сапоги большого смысла не имело – ведь в тундре в любом случае ноги будут мокрыми.
Отдельный разговор про палатку. Настоящей палатки у меня не было никогда: я не вижу смысла таскать с собой лишние килограммы и каждый раз тратить время на установку и сбор каркаса. Вдобавок, в жару не избежать конденсата, а в мороз инея. Раньше обходился полиэтиленом, но он не очень защищал от комаров. Поэтому для похода на север я решил сшить палатку своими руками. Вместо тяжёлого и неудобного в установке каркаса в качестве несущего элемента использовал верёвочку, которую можно натянуть между деревьям за несколько секунд. От верёвочки до пола треугольником расходятся «стенки» из тонюсенькой комариной сетки. Пол из мешковины. Торцы тоже из сетки, на одном установлена молния. Собственно и всё. На случай дождя вся это конструкция закрывается тентом, который натягивается с помощью колышков. Преимущества очевидны: малый вес (700 г), простота установки, отсутствие конденсата и возможность наблюдать окрестности, не вылезая из спальника. Недостатки, конечно, тоже имеются: стенки провисают и мешают даже сидеть, они довольно нежные и могут обо что-то зацепиться. Как потом оказалось, они не дают стопроцентной защиты от гнуса: самые мелкие мошки как-то умудряются проникнуть даже через тончайшую сетку. То что для установки необходимо два дерева к недостатком не отношу. В тех районах, где деревьев нет вообще, я ходить не собирался, да и стоять на открытом месте я не любил никогда. Опять же, деревья – это дрова.
Ориентировался по компасу и картам-двухкилометровкам. Имелась также обзорная десятикилометровка на весь район похода. Для автостопа использовал стандартный атлас автодорог России.
Продуктов набрал на 12 кг. Крупы, сушёная картошка, сушёное мясо, сухое молоко, яичный порошок, растительное масло, сухари. Для перекусов взял килограмм смеси из сушёных яблок, орехов и сухофруктов. Планировал ловить рыбу, однако, спиннингом так ни разу и не воспользовался.
Не забыл про зеркальный фотоаппарат и видеокамеру, однако ничего не предпринял для зарядки батарей в условиях похода, поэтому кадров и видео оттуда немного.
Сейчас такая комплектация рюкзака кажется естественной и логичной, но перед поездкой сборы вызывали много вопросов. А не тяжело ли? Хватит ли еды? Как покажет себя палатка? Ещё больше вопросов было по поводу маршрута. Реален ли гидростоп? Насколько проходима железная дорога и тундра? Можно ли встретить по пути местных жителей? Как вести себя с медведем? Как ориентироваться в тундре? И многое-многое не давало мне покоя. Ответы пытался найти из личного опыта, опыта моих товарищей, в рассказах других путешественниках.
Чтобы получить побольше информации о самом маршруте, я даже звонил в посёлок случайным людям. Если они ничем помочь не могли, пытался узнать номера телефонов более осведомлённых жителей. И действительно, в итоге вышел на некого охотника, от которого узнал много полезного.
Сомнения не давали покоя до самого последнего момента. Под вопросом была даже дата выезда: она зависела от того, как быстро оформят пропуск в погранзону. Регулярные звонки в Курган заканчивались одинаково: пропуск пока не готов, а когда будет – неизвестно. Дни томительного ожидания складывались в недели, но вот однажды знакомый голос на том конце провода выдал вместо привычного «звоните ещё» «приезжайте послезавтра». Таким образом, дата была определена.
Какого-то августа в три часа дня с непривычно тяжёлым рюкзаком я вышел из дома и направился к остановке «центральный рынок». Автобус долго ждать не пришлось. За 10 рублей он забросил меня к началу автостопного маршрута.


Комментарии
Guest31.03.13, 23:22
Нашли гулаг 
«Больше всего хотелось отыскать лагерь. В том, что лагеря есть сомнений быть не могло, надо только найти. Заинтересовал отмеченный на карте сарай» - Ура! ГУЛАГ найден !
Погранзона 
Приветствую. Погранзона на Ямале создана с единственной целью - ограничить свободный въезд в стратегический регион. Попасть на Ямал намного труднее, чем, скажем, в Казахстан или на Украину. Совсем недавно "закрытым" сделали и город Новый Уренгой.
С одной стороны, это создаёт ряд неудобств обычным людям, с другой стороны, видимо на то есть серьёзные причины. В любом случае, обычному человеку получить пропуск не составит проблем, если конечно его личность не вызовет подозрений у ФСБ.

Лесник05.01.13, 00:47
Вода 
особенно в свете вот этих событий которые собсна и накрыли медным тазом весь поход:
цитата:
По-прежнему каждое движение давалось с трудом, и только теперь стало ясно, что я чем-то заболел. Слабость, есть не хочется. Хорошо, хоть идти далеко не придётся...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Ямало-Ненецкий
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: