Нитка маршрута: г. Горячий Ключ – Орлова щель – Бурлаченкова щель – Аюкские водопады – пещера Большая Фанагорийская – Кислицова щель – р.Чепси – р.Большая Собачка – г.Почепсуха (910м.) – пер. Граничный – р.Псебе – п. Псебе - п. Джубга
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 
1 ДЕНЬ ПУТИ 23.03.2010

Вокзал Горячий Ключ Вокзал Горячий Ключ
По дороге к реке Псекупс По дороге к реке Псекупс
Мост у реки Псекупс, слева от нас через дорогу вниз, родник Мост у реки Псекупс, слева от нас через дорогу вниз, родник
Преодоление моста в сумерках Преодоление моста в сумерках
По дороге к реке Псекупс По дороге к реке Псекупс
Видим синий забор лесопилки Видим синий забор лесопилки
Движение по щели Энькову Движение по щели Энькову
Первые переправы - а сколько их будет? Первые переправы - а сколько их будет?
Первый хребтик Первый хребтик
Входим Псебе Входим Псебе
День первый, 23.03.2010
Пройденное расстояние – 18,9 км
Чистое ходовое время – 7 часов.
Поезд №375 Гомель – Адлер прибыл на станцию Горячий Ключ по расписанию в 6.30. Не успели перейти пешеходному мосту ж/д пути к вокзалу, как пошел моросящий дождь. Укрылись под навесами вокзала, расположившись у пригородных касс. Здесь мы должны были дождаться группу юных разведчиков из Приморско-Ахтарска, руководитель Кобезский Александр Иванович. Первые два дня наши маршруты пролегают параллельно. Их группа планировала разведать новые места для будущего летнего лагеря. Станция находится в стороне от города.
Оставив на вокзале рюкзаки, руководители выехали в 8 часов в город, на почту, дать телеграмму о выходе на маршрут.
Для большей надежности поисков нужных путей и точек интереса, было решено использовать GPS-навигацию, с заложенными в навигатор предположительными треками.
Движение по маршруту начали не от станции Горячий Ключ, как планировалось ранее, а от пос. Безымянное. Куда добрались на электричке Горячий Ключ – Туапсе (отправление в 10.40). Изменения внесены из-за того, что местность сильно урбанизирована (застроена). Хотелось быстрее «уйти в леса». От станции движемся по обочине автомобильной дороги, соблюдая правила дорожного движения, к реке Псекупс. У моста сделали групповое фото. Если спуститься к реке, то можно выйти к роднику.
Далее по трассе до автобусной остановки стоящей на трассе Горячий Ключ – Фаногорийское. От нее направо в сторону Орловой Щели. Хорошо заметный ориентир – синий забор лесопилки. Чуть дальше, в начале Орловой щели находится лесничество.
Пройдено по асфальту 2 км.
В связи с тем, что была получена новая для нас краеведческая информация, было решено пойти по щели Энькову, в направлении села Фанагорийское. Продвигались по «хребтику» (гребню, водоразделу), так называют местные.
На высоте 330,5 была устроена лекция по истории Великой Отечественной войны, во время привала. Вдоль всего хребта вырыты окопы, блиндажи. Ребятами найдены гильзы от немецкого карабина и винтовки Мосина. Пообедав в лощине, продолжили движение к селу Фанагорийское.
Пройдено по «хребтикам» 5,2 км.
Выйдя по лощине в село Фаногорийское двинулись, к Семеновской щели. Проходя мимо кладбища обратили внимание на фамилии умерших, предположили что в селе русских и армян примерно поровну. За селом асфальт закончился, идём по хорошей грунтовой дороге идти в юго-западном направлении.
Через 4 км движения после лощины пришлось преодолевать в брод первый ручей. Недалеко от брода, река Чепси повернула на юг. Если нужно идти на хутор Поднависла, то придется переходить вброд Чепси. Воды очень много, так как две недели, вплоть до нашего приезда шли дожди. Еще через 700 метров заметили, что произошел обвал на дорогу (осыпуха – камни и деревья). Чтобы не терять время на преодоление препятствий, решили обойти по правой стороне дороги, понимаясь по тропинке). Перепад высот составил 15-20 метров. Затем снова вышли на дорогу.
Пройдено по селу и грунтовке Семеновской щели 7 км.
Дойдя до Пещерной щели повернули налево. Ориентир – старый деревянный полуразрушенный мост.
Слева и справа от него – брод. Так начинается дорога на водопады и к пещерам. Уже в наступающих сумерках начали переправу по бревнам моста, часть в брод, обув сапоги. У переправы нас уже ждали, наши старые друзья. Идем по этой дороге. Никуда с нее не сворачиваем. Общее направление – на юго-запад. Через 2,5 км огромная поляна, посреди которой растет большое дерево и влево уходит дорога в гору – это еще одна дорога на Поднавислу. Миновав поляну, сходим с дороги влево и проходим к реке. Здесь хорошо оборудованная стоянка для туристических групп – с кострищами и огромным деревянным столом.
Так уже фактически в полной темноте мы дошли до места стоянки, где нас ждал горячий чай и радушие краснодарцев. Там же нас поджидала тургруппа  из Липецка (рук. Геннадий К.), с его тургруппой мы должны пройти весь маршрут. На реке в этом месте в районе небольшого скальничка (на противоположной стороне реки) есть неплохой бассейн, где можно покупаться летом. Проблем с дровами, нет. Если пройти вверх по реке метров 300-400, то вы выйдете к 5-метровому водопаду, в основании которого располагается небольшое озерцо. Под самим водопадом глубина больше человеческого роста. А метров за 100 не доходя водопада, есть площадки, где можно поставить палатки. На поляне есть не очень устойчивая связь МегаФон, МТС, Билайн. После чая, сварили ужин и немного пообщавшись легли спать.
Пройдено по грунтовке Пещерной щели  2,7 км.
ВСЕГО ПРОЙДЕНО ЗА ДЕНЬ – 18,9 КМ.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 1