Рано утром 4 января нового 2010г., когда большинство новосибирцев отдыхало от начала новогодних каникул, мы с супругой, с небольшой сумкой с вещами и фотоаппаратом вылетали из аэропорта «Толмачево» в направлении северо-запад, в Калининград.
 

Аэробус А-319 уютно распахнул с опозданием на 20 минут свои двери и принял в салон сонных  и замерзших на 32 градусном морозе пассажиров. С трудом устроились в тесных креслах, разбег, взлет-путешествие началось. Через 4 с хвостиком часа приземление в Пулково 1, быстрая перебежка на посадку и мы снова в небе на рейсе Санкт-Петербург-Калининград. Здесь всё приятнее - и лететь ближе и зазор между коленом и передним креслом появился.

Программа путешествия была следующая: берём на прокат автомобиль, устраиваемся в гостинице и за 5 дней попытаемся проехать по территории Калининградской области расстояние возможно большее. Еще был план попасть в Польшу, предварительное направление - Мальборк.

День первый:
Аэропорт –Калининград –Зеленоградск -Куршская коса –Гурьевск –Полесск –Калининград.

Итак, местное время 10-40ч, аэропорт «Храброво»,температура за бортом 4гр ниже нуля, пасмурно. Идем получать автомобиль Рено - Меган от компании Сити-Рент. Стойка возле выхода из аэропорта, приятный менеджер. Единственный момент, задержавший получение ключей от автомобиля, это условия договора проката: в случае аварии я обязан не только ремонтировать автомобиль за свой счет, но и оплатить упущенную выгоду. Немало подивившись таким кабальным условиям и не поверив доброжелательному молодому человеку, уверявшему, что эти пункты внесены «на всякий случай», вызываем на встречу руководство  Сити Рент и просим убрать из договора некоторые пункты. К удивлению это не встречает протеста, пункты нас не устроившие удаляются. Вообще о прокате автомобиля в Сити-Рент впечатление осталось достаточно положительное - рекомендую. По новой, весьма качественной, пустынной и непривычно ровной после Новосибирских ямо - дорог автостраде  двигаемся к Калининграду,  столичному граду Кёнигсбергу, этому «гнезду ненависти и агрессии, в котором пруссаки столетиями готовили оружие для нападения на славянские народы» как нам рассказывал курс истории в школе.
  Первым делом решаем посмотреть на море. Едем до Зеленоградска и далее на Куршскую косу. Вид моря приносит умиротворение и вообще приятно увидеть чистую воду после насквозь промерзшего Новосибирска. Как не странно, у моря было совсем не холодно.
На Куршской косе мы были совсем недавно - в сентябре, было также пустынно, море было замечательно тёплым и на удивление чистым, если кто-то хочет отдохнуть от людей - ему сюда.
Дальнейший путь на Гурьевск-Полесск. Старые дубы вдоль дорог делают путь не просто банальным  перемещением из пункта «А» в пункт «Б» , а придают дороге вид длинного, нарядного (даже зимой)  коридора в конце которого ожидаешь увидеть сказочный замок. Вероятно лет эдак 70-80 назад так и было, однако реалии сегодняшнего дня таковы, что чаще вдоль дорог Калининградской области стоят дома до крайности обшарпанные и облезлые, которых кисть маляра не касалась с самого выселения местных немцев в 40-х годах.
А если учесть, что в архитектурном плане строения Калининградской области имеют все признаки если не шедевров, то весьма интересных, вдвойне обидно «за державу».  Забегая вперёд, замечу, что Польша с этой стороны выглядит намного лучше.

Краткая справка по Полесску: Расположен на берегу р. Дейма, в 49 км к северо-востоку от Калининграда

Впервые упоминается в 1249 г. как Лабагов. Название от прусского labs "хороший" с суффиксом -ov. В 1300 г. Лабиов, позже закрепляется онемеченное Лабиау. Город с 1642 г. До 1945 г. в составе Германии (Восточная Пруссия), с 1945 г. - России.

В 1946 г. переименован в Полесск по историко-геограифической области Полесье; подобные перенесённые названия многочисленны в Калининградской области.
Из сохранившихся достопримечательностей : Крепость Лабиау (1277). Водонапорная башня (1907), Орлиный мост (1923), здание больницы (1895). Пик расцвета Лабиау приходится на 16век, когда в 1525году замок Лабиау перешел в собственность герцога Альбрехта, что положительно сказалось на судьбе поселка – стали проводится ярмарки, налаживался торговый промысел. В 1642 году поселок Лабиау получил статус города. С 1657года крепость стала терять оборонительные функции. Сегодня город не производит впечатления процветающего, хотя планы его реанимации существуют. Возможно когда-то восстановят и замок и каналы станут опять судоходным и по нему станут возить туристов –природа местности это весьма позволяет.

День второй:
Калининград –Гвардейск –Талпаки –Большаково –Советск –Черняховск-Калининград.
После сытного завтрака в замечательной гостинице «Альбертина» берём стратегическое направление на Советск. Хочется посмотреть на город, имя которого на слуху, Тильзитский сыр, Тильзитский мир… Первый город, в котором делаем остановку – Гвардейск, бывший Тапиау.
Из истории края:
В январе 1 255 года король Оттокар  начал свой поход на Пруссию. На мечах несли христианскую веру язычникам тевтонцы. Тех, кто не принимал эту веру, не переходил на сторону Ордена, безжалостно уничтожали, жильё разоряли.
В 1 265 году Крепость Зугурби во главе с Запелле перешла на сторону Тевтонского Ордена. За верность Ордену и предательство пруссов Запелле получил в дар большой надел земли.
В 1 258 году это поселение стало называться Тапиом, в 1 290 - Тапио, в 1 299 - Тапиав, а в 1 450 -Тапиау.
Тапиом был для крестоносцев важным перевалочным пунктом в войнах с Литвой. Магистр Арно фон Зангерсхаузен повелел в 1 265 году на северной стороне Прегеля построить крепость. В этом же году здесь создаётся ведомство по управлению лесами, подчиняющееся комтурству Кенигсберга. Чуть позже создаётся конный завод.
Немаловажное значение имело географическое расположение крепости, находящейся неподалёку от рек, и связь с Куршским заливом. Поэтому комтур Ульрих фон Бауер принял решение расширить и укрепить крепость. В 1 280 году началось строительство крепости на берегу Прегеля. Неподалёку строился кирпичный завод. Строительный материал добывали и из Прегеля. Вся площадь крепости была окружена массивными стенами с башенками по углам. В  северной её части был большой двор, в южной - находился дворец с подвалом, с первым этажом, на котором располагались комнаты комтура и его приближённых. К 1 290 году строительство крепости закончилось. Удивительно, что всё это сделали за десятилетие! Сюда же относится и работа по сооружению канала от излучины Прегеля до Деймы (старой Деймы). Таким образом, крепость со всех сторон была окружена водой. И только один мост соединял её с другим берегом рва. Хорошо сохранились гранитные и кирпичные опоры со сводами. Замок Тапиау весьма неплохо сохранился, может быть благодаря тому, что в нем долгое время размещается тюрьма. Весьма любопытный феномен: у подножия замка две реки, Преголя и Дейма, при столкновении текут в противоположных направлениях, причем геометрическая правильность больше пристала рукотворным образованиям, чем природным. Делаем небольшую пешую прогулку по центральной площади, фотографируемся у очень красивого здания с очень некрасивой надписью « военная прокуратура» и,проехав по брусчатке, покидаем земли опорного пункта ордена Креста. Хотелось бы подробнее сказать о Калининградских дорогах:  во-первых их много, привыкнув к Сибирским просторам и наличию к населенным пунктам одной, редко двум путям, такое количество различных путей на единицу площади очень непривычно. За те несколько дней, которые мы провели на необъятных просторах Восточной Пруссии конечно невозможно сделать выводы о всех дорогах области, но там где проезжали , качество полотна было весьма высоким. Не было привычных глазу (и не столько глазу как другому органу) милых ям, заботливо оберегаемых дорожниками, дабы они (т.е ямы) всегда помогали новосибирским водителям не уснуть за рулём на опять же бескрайних просторах. А как не вспомнить дорогие колеи на асфальте, опять же заботливо сохраняемые и лелеемые, дабы направление к цели не потерять. Да и как много лучше дорога с профилем Кавказских гор, человек непроизвольно получает эстетическое и моральное  наслаждением выбираясь из этих ущелий. Уверен, калининградцы не все согласятся с моим мнением, но тогда Добро пожаловать в Сибирь.
Дорога до Советска ничем особенно не запомнилась, промелькнула быстро и вот мы пересекаем городскую черту Тильзита. История города вкратце такова: первоначально – селение пруссов, нашествие Тевтонского ордена, затем череда переходов из подданства в подданство – Речь Посполитая, Швеция, Россия, Пруссия, Германия и наконец, Советский Союз.
Тильзитский мир:
25 июня — 27 июня (7 — 9 июля)1807 года в Тильзите произошла встреча между императорами Российской империи, Пруссии и Франции. Для переговоров Наполеона и Александра на середине Мемеля (Немана) французы установили два плота с палатками, обтянули их парусиной и обставили мебелью. Встреча проходила на середине реки без свидетелей и подписания каких-либо документов. 25 июня (7 июля) 1807 года Россия и Франция заключили Тильзитский мир. 9 июля был подписан договор между Францией и Пруссией. В честь подписания мирного договора в самом высоком месте города была посажена липа, которая сохранилась до сих пор. Интересен тот факт, что Наполеон приказал перечислить названия битв, городов, имена военачальников и присвоить их имена и названия улицам Парижа. Так вот, недалеко от Триумфальной арки д’Этуаль в Париже есть и улица «рю де Тильзит». 22 августа 1992 установлен памятный знак на площади Жукова в честь Тильзитского мира.
Промышленное развитие города началось в 19 веке, активно строятся многочисленные предприятия, мостятся дороги, прокладывается канализация и т.д. В начале 20века, Тильзит крупный город с развитой промышленностью и инфраструктурой. Город связан с внешним миром сетью автомобильных, железнодорожных дорог, авиасообщение, речной транспорт.
Окончание 2 мировой войны город встретил в развалинах, было разрушено более 60% зданий, разрушен автомобильный мост Королевы Луизы (восстановлен в 1968г).
Побродили по городу около двух часов, дошли до набережной Немана, фото на память, обед в пельменной,  авто прогулка по городу (кстати булыжная мостовая в отвратительном состоянии, на некоторых улицах проехать без близкого знакомства частей автомобиля с мостовой трудно - позор отцам города!). Кстати, в городе и окрестностях снималось множество советских фильмов: Отец солдата, Первый рейс, Я –русский солдат, Трое в лодке, не считая собаки, Солдат и слон.
Следующим пунктом стал Черняховск. По пути к нему минуем селение Большаково, бывшее Гросс Скайсгиррен, пересекаем полускрытые асфальтом рельсы бывшей узкоколейки. Не совсем понятно, почему её забросили – судя по виду рельс дорога была вполне работоспособна. Около 15 часов добираемся до Черняховска, планируем до темноты осмотреть город, однако планы были нарушены экскурсией по остаткам замка Инстербург.
Замок был одним из сборных пунктов для организации походов на литовские земли. В период с 1376 по 1457 годы замок неоднократно сжигался и восстанавливался. В 1500 году производилась перестройка замка. Как фортификационное сооружение замок Инстербург имел значение и использовался до 17-18 веков. В середине 19 века он был перестроен под казарму и его военное значение, как оборонного, так и наступательного сооружения было утрачено. Перед второй мировой войной в замке был открыт музей. Оказалось, что мы не одиноки в путешествия по Калининградской области, рядом с нами остановился Шевроле Спарк с московскими номерами и мы вместе с москвичами направились в сопровождении экскурсовода по тому, что сохранилось от замка. В замке расположилась общественная организация, которая без особой поддержки властей пытается сохранить и по мере сил восстановить историю замка. Очень впечатлили раскопанные подземелья под замком,  жаль,  что расчищена только небольшая часть их. До темноты бродим по замку, на осмотр города времени не остаётся и мы решаем вернуться в Инстербург еще раз.

Комментарии
rokada23.12.11, 13:22
Куршская коса 
Очень интересно. Я с семьей был на Куршской косе, в Калиниграде , Светлогорске и Зеленоградске. Тоже самолет. Но не все успел посмотрерть.
А кто-либо из участников добирался в Калининградскую область автомобилем через Литву. Как это происходило, к чему готовиться. Расскажите , если есть опыт.
На пароме через из Питера (или другого порта) в Балтийск дорого.
Guest10.02.11, 15:45
в дополнение 
Вот такое вот отношение к истории... Мне довелось видеть старую Пруссию почти в прежнем состоянии с еще не всеми выселенными аборигенами. И приехал в 2002 и что увидел, ой-ёй-ёй. Ужасное зрелище, причем в постсоветское время отношение стало много хуже, пропали целиком поселки, уж не говорю о прекрасных ухоженных хуторах, а остальное Вы всё сами видели, жаль только, что Вам не с чем было сравнивать, разве что с Польшей. Там власти и люди у власти другой конструкции в голове. Удачи Вам!
Guest13.12.10, 08:49
Ответ на технический вопрос 
Была не использованная до конца испанская виза.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте