"Подскок" к Мультинским озерам 
Как добирались до Уймонской долины
День первый

Ябоганский перевал Ябоганский перевал
Горка с Усть-Канской пещерой Горка с Усть-Канской пещерой
Мостик через речку перед Усть-Канской пещерой Мостик через речку перед Усть-Канской пещерой
Лестница наверх к пещере Лестница наверх к пещере
Наш домик на базе "Кедровая опушка" Наш домик на базе "Кедровая опушка"
"Зарешеченная" Усть-Канская пещера "Зарешеченная" Усть-Канская пещера
Надя на фоне долины Надя на фоне долины
Надя на фоне долины Надя на фоне долины
Автор Автор

 



После прошлогоднего «захода» на Шавлинские озера, жена категорически заявила – больше ни ногой! После чего я все зиму планомерно подводил её к мысли о том, что «ногой» бы желательно, но маршрут выберем «помягче». Торговались долго, ползали тихими зимними вечерами по расстеленным на полу картам и пришли к мысли, что лучше Мультинских озер компромисса нам не сыскать.

Итак, впереди «великий» праздник – 12 июня, а значит, есть большой выходной и прихваченные четыре отгула, с выходными по краям – хватит запросто. Провели подготовку – скачали вид маршрута из космоса, карту с сайта (кстати – на всех картах озером Верхнемультинским обозначено озеро Поперечное), накупили продуктов, машину на ТО - и мы готовы.

Выехали из Северска Томской области ранним утром, в три часа утра, Новосибирск проскочили пустым (он еще спал). Дорога до Семинского и за ним была замечательная (насколько это можно говорить по поводу отечественных направлений), дальше, как и советовали повернули у Туэкты направо и рванули в сторону Усть-Кана. Есть дорого Черга – Усть-Кан, но там (у Черги) весит огромный плакат о том, что дорога закрыта, хотя потом местные говорили, что таксисты (горные) по этой дороге проезжают (короче на 100км) однако, если непогода, либо плохая машина (не джип), плохой вестибулярный аппарат – туда лучше не соваться.

Но, что характерно – ни на картах, ни в путеводителях, да и по навигатору – не четко, нигде не говориться, что дорога до Усть-Кана грунтовая. Не то, что бы совсем везде – местами асфальт есть, но какой! Короче, если у вас не джип (на худой конец – «Нива») подумайте хорошо (лично я за дорогу раскокал обе противотуманки на 6 штук), прежде чем ехать в Уймонскую долину.

Так, или иначе, но после обеда Усть-Кан мы проскочили. На выезде из него просто не смогли проскочить мимо Усть-Канской «пещеры». Оказалось, что она вся окультурена, настолько, что к ней ведет деревянная лестница, наверху есть «тарзанка» по которой, практически от уровня пещеры можно съехать к расположенной у подножия бома турбазы, но и сама пещера заварена решеткой, которая не позволяет в ней войти. Хотя, честно говоря, смотреть там не на что, все прекрастно видно и через решетку, пещера мелкая – не более 12-15 метров, вверх уходит не просматриваемый свод. Так что все как на ладони.

Быстро обсняв окрестности с высоты пещеры (52м), поехали дальше и вот в районе Абая, в небольшой долинке, вдалеке от населенных пунктов, мы уперлись в скопеще машин, среди которых просматривался шлагбаум и стоящий у него сильно пузатый гражданин в военной форме. Это был пограничный пост в месте въезда в погранзону. Там мы потеряли два часа, и это нам еще повезло! Некоторые, которые стояли в очереди (очередь в 15-20 человек формируется в коридорчике размером 2,5х2м – и дышать там очень сложно) до нас, так и остались, даже когда мы уехали. Мало того, что придираются к каждой букве, так еще у групп требуют утвержденный в МЧС Горно-Алтайска маршрут. Я был свидетелем телефонного разговора между руководителем группы и дежурным МЧС – это отдельная тема в стиле Задорнова. Два испанца, которые заказали пропуска за 1,5 месяца безуспешно в течении часа многократно перелистывали кипу «готовых» пропусков толщиной около 10см, и так их и не нашли. Особенно впечатлил на этой «заставе» вид служащих, в камуфлированной форме, с нашивками ФСБ, в возрасте 25-30лет, и все как один (их штуки три было) имеющих пузо, где-то равное по объему 8-9-ти месяцам беременности, стекающий по их натруженным лицам пот, медленно выводящих под собственное сопение каракули на бумажках, и упершиеся в край стола их животы – воистину, вот пример беззаветного, ратного служения на благо Родины!

Дальше, до Усть-Коксы  (местные называют её Кокса с ударением на «о») дорога так и чередовала, то участки асфальта, то гравийку, при этом лежащие на крутых поворотах каменюки четко указывали на возможность пробить колесо при потери внимания (в шиномантажку в Ко'ксе стояла очередь, местного – ни одного). Плакат о наличии разрешения ддля попадания в Катунский заповедник (а Верхнемультинское находиться в нем) мы проигнорировали, и правильно сделали. Усть-Кокса находиться в западной части Уймонской долины, сама она длиной около 220км, но через всю неё проходит асфальт, однако качество его примерно как у внутриквартальных проездов, и кроме того, в средней части долины дорога окружена множеством родников сливающихся в подобие болота, расположенного на уровне асфальта, еще 5 см и вода пойдет через дорогу (что и потом имело место быть, но об этом дальше).

Впотьмах (часов девять вечера), видимо раскаченные 16 часами дороги, проскочили поворот на Мульту и ушли на Тюнгур примерно на 10-12км, и только когда стало понятно, что дорога идет над находящейся внизу в метрах 60-80 Катунью, мы поняли, что долина кончалась, развернулись, вернулись и зайдя на поворот на п. Мульта, переехав через бугорок увидали вантовый мост через Катунь (справа от него старый), и за ним поселок.

Темнело стремительно. В поселке напутали с дорогой, пока искали выход на Маральник, а до него от Мульты еще около 10км) пробили колесо (дыра сбоку). Пока на выходе из поселка меняли колесо, подъехали новосибирцы на крутом жипе, Артур и Инна, и неожиданно предложили помощь (уже ненормально, на джипе и помощь предлагают! – видимо местные красоты на людей положительно действуют), ребята оказались радушные, от помощи мы отказались, но расспросили где и как они остановились.

Сориентированные, через 10-15 минут, пройдя два мостка, мы были в Маральнике. База «Кедровая опушка» была набита до отказа. Поразил не только сам поселок, где местное население занимает не более 20-ти домов, остальное две базы, а количество «Каенов» и квадроциклов стоимостью от 300т. По базе бегали в шелковых халатах, с бутылками водки, попыхивая дорогими сигарами, небедные мужики в возрасте около 45-55 лет, и их «подружки» годившиеся, им как минимум, во внучки. В последствии мы поняли причину подобного скопления куртуазного контингента, но об этом после. Хозяйка базы отвела нас в отдельный, зимний домик на двоих (1400 в сутки), с двуспальной кроватью, кирпичной печкой, огромной шкурой волка на полу. Машину поставили рядом. Быстро перекусили и теряя сознание от усталости, заняли горизонтальное положение.


Комментарии
Спасибо, Виктор Олегович, за неизбывное внимание к моим убогим опусам. 
Мне Ваши тоже нравятся. Хотя Дима (зам умершего после нашего путешествия в Мексику представителя РФ в ООН Чуркина и утверждал, что Пелевин его утомил. Почитаем еще. Надеюсь. Долгие лета...
 
Развлекаетесь, Виктор Олегович? Знакомьтесь, друзья-товарищи. Перед вами Виктор Олегович Пелевин собственной персоной. 
Он же в миру отвязного рунета – тролль Маэстро. Вот мы вас и нашли наконец. Шуткуете-шуткуете, а бдительность потеряли, стиль свой неподражаемый (ТМ) изменить здесь и не удосужились.
Так что проспоренный ящик вискаря с вас, Витя Олегович. И прошу не финтить уже. Попросить админа сайта подтвердить ваш ip-адрес ничего не стоит. А будет он 188.123…. Продолжать? :)
Ну что, сдаемся, великий наш инкогнито «Сеня»? Кабак ждет однако.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Володя Петров