Хабаровский край / Парусный туризм | Спортивный туризм
 

Шантарские острова 2008. Долгий путь к северному морю.

23 июля - 17 августа 2008 г.

Шантарские острова 2008. Долгий путь к северному морю.

Идет загрузка карты ...
Переход на парусном катамаране из Николаевска-на-Амуре по Амурскому лиману и Охотскому морю - на Шантарские острова. Будучи очень своеобразными, Шантары одновременно воплощают в себе все красоты Охотоморья. Разноцветные скалы и дикая тайга. Сильные приливные течения, которые с ревом врываются в узкие проливы между этими скалами. Шестиметровые приливы, и обширные осушки, открывающиеся на отливах. Блуждающие льды и постоянные туманы. Медведи, которые развелись на островах в огромном количестве, и морское население – киты, белухи, касатки, нерпы... Суровое северное море.
 
Старт. Амур и Амурский лиман. Долгая дорога на север
Тема: Подробное описание

Ждем очереди на погрузку Ждем очереди на погрузку
так ехала я так ехала я
Николаевск-на-Амуре 2 Николаевск-на-Амуре 2
Николаевск в ретроспективе Николаевск в ретроспективе
У рыбаков У рыбаков
В лимане. Хитрый береговой проход В лимане. Хитрый береговой проход
Команда собралась в Хабаровске 10 июля 2008 г. Обосновались по предварительной договоренности в яхт-клубе, за что огромное спасибо яхтсменам "Водника" и лично Сергею Долженко. Добираться до Николаевска мы предполагали на скоростном метеоре (ходят ежедневно), это заняло бы сутки. Но нам архи-не повезло – лето было очень засушливым, вокруг горели леса, а Амур пересох настолько, что сообщение метеоров прекратилось. Такой низкой воды речники не помнили за последние 35 лет... Жара в Хабаровске для меня была самым страшным погодным испытанием за весь поход. Всю неделю хотелось на север, во льды. Идти своим ходом, причем аж с Хабаровска, категорически не хотелось – поэтому мы собрали катамаран в яхт-клубе, дождались баржи, которая выходит из Хабаровска раз в неделю и идет гораздо медленнее метеора. В сумме потеряли ходовую неделю, зато получили неспешный и комфортный круиз по Амуру. Баржа шла вниз по течению, делая остановки в деревнях для разгрузки. Мы на борту были предоставлены сами себе, гуляли по палубе, любовались видами и радовались жизни. В Николаевске всемогущие хабаровские яхтсмены определили нас на базу судостроительного завода. На базе мы пренебрегли пирсом и во время бункеровки роскошно расположились на маленьком пляже посреди мусорки, между куч металлолома. По поводу пограничников: год назад, несмотря на поданные заранее документы, разрешения на плаванье мне не выдали (предположиельно, запрос потерялся во время смены руководства). Перед выходом в николаевской погранчасти нас мариновали два дня, в итоге оформиться на месте не удалось и мы ушли нелегально, ночью. В этом году проблем не было. Разрешение получили по почте в срок. В Николаевске береговая охрана применила к нам прогрессивную стратегию, "все для клиента" - для моей поездки в часть и обратно даже выделили машину - в обмен на обещание фотографировать все встречаемые суда и запоминать, где ловят калугу. На выходе из лимана катера береговой охраны дежурят на мысе Пронге и в районе Новопокровки, но они заняты браконьерами и разрешений у туристов не проверяют. Дальше постов нет. Поэтому процедура выпуска носит несколько рудиментарный характер. Яхтсмены, идя на Шантары, насколько я знаю, чаще всего не оформляются. Портовый досмотр мы не проходили. Амурский лиман – место для навигации нетривиальное. Он представляет собой мелкую, в отливы частично осыхающую лужу 30-80 км шириной. Дно песчаное, фарватер меняется каждый год. Со стороны Сахалина глубины логичные, с увеличением по мере удаления от берега. Но в районе устья Амура и дальше на север акватория – это череда осушек и банок. Не сказать даже что есть мели – просто кругом одна сплошная мель с узкими проходами. Проходы иногда идут под самым берегом, иногда уходят на несколько километров в море в обход банки. Местные лодки ездят по GPS-трекам. Глубины береговых проходов достаточно для движения моторок, но нам ее не хватало – даже пр полной воде руль почти всегда находился в полувсплывшем состоянии, причем не только супердлинное перо «Гоблина», но и относительно короткое – тримарана Фрези Грант-22 год назад. Основной судоходный фарватер, фарватер Невельского, идущий из Амура на север, от Пуира уходит далеко в море в обход за полосу банок. Он давно не проставляется и для судоходства практически не используется. Навигационная обстановка заканчивается на Амуре. Еще одна особенность лимана – заездки, промышленные сооружения для ловли рыбы. Заездок представляет собой линию деревянных свай с растянутой между ними сетью, которая тянется от выступающего мыса. Рыба, идущая на нерест, стремится обойти его и скапливается у оконечности заездка, где попадает в загон-ловушку. Из ловушки ее поднимают лебедками. Твердо убеждена - планируя переход по лиману, лучше потерять время и выяснить у местных оптимальный проход, нежели пытаться найти его самостоятельно. Зная дорогу, весь участок от Николаевска до Байдукова можно пройти за один день. А мой личный рекорд лоцманского кретинизма – трое суток на обратном пути в 2007 году, из которых двое мы не могли выбраться с Байдукова. В первый день мы дошли только до Новопокровки, до рыбачьего заездка. Там нас ожидала очень теплая встреча – бригада не забыла моего прошлогоднего визита, тогда нас прибило начинающимся штормом. Классическое дальневосточное гостеприимство – икра, уха (кета - 2 шт. и немного картошки). До ночи сидели у костра. Рыбаки рассказали о береговых каналах. И предупредили – в этом году от Пуира поставили огромный заездок с выходом далеко на банку. В середине, где поглубже, еще есть проход, но его скоро заделают. К нашему костру прибились ребята из береговой охраны – основная их функция там – ловить браконьеров. Общение с береговой охраной оказалось плодотворным – на следующий день они вызвались показать нам проход до Пуира, тот самый участок, где в прошлом году мы провели ночь на банке. Дальше прошли, четко следуя инструкциям. Последний участок – самый неприятный в плане мелей. Перед Байдуковым банки идут сплошной полосой – на восток далеко в море и на запад до самого мыса Меньшикова. Проходы между ними узкие и ходятся только по высокой воде. А за мысом нас встретило море. Мутная желтоватая вода лимана сменилась холодной и прозрачной, лазурного цвета, в которой шверт виден до основания.

Комментарии
Guest18.01.13, 08:37
Родина 
Место рождения о.Байдуков .Приятно хоть что-то узнать.Информации очень мало,если не сказать что вовсе нет.А отец бригадир по отлову белух на о.Чкалова.Спасибо за статью.
Guest30.03.10, 12:21
Родной край 
Я родилась на острове Байдуков. Уехала с острова, когда мне было 18 лет, прошло 45 лет.Спасибо вам. Я побывала дома,на острове.
Vit01.12.09, 21:00
Вы о нас упомянули в рассказе - спасибо. 
В 2008 году мы пришли на байдарках на Шантары не с Чумикана, а из залива Николая, к берегу которого добрались от посёлка Херпучи.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Хабаровский
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 6
Ссылка:
Опубликовала Олеся Ильина

Теги и заметки