железнодорожная станция Байкал / Спортивный туризм | Велотуризм
 

Одиночное велосипедное путешествие по льду Байкала

8 - 15 марта 2009 г.
Велосипедное путешествие по льду Байкала от Слюдянки до мыса Большой Солонцовый.
Нитка маршрута
Слюдянка – Култук – мыс Толстый – мыс Лиственничный – мыс Голоустный – мыс Крестовский – залив Усть-Анга – мыс Ухан – мыс Хобой – мыс Рытый – мыс Покойники – мыс Большой Солонцовый (520 км)
 
Замысел, цели и задачи путешествия

Трещина Трещина
Торосы Торосы
Мост на КБЖД Мост на КБЖД
Почему для велосипедного путешествия был выбран зимний Байкал? Да потому, что Байкал существует. И если по его льду можно ехать, то Байкал следует пройти, хотя бы из спортивного интереса. Кроме того, там действительно очень красиво. Чрезвычайно многообразен байкальский лёд, и счастливые мгновения, вызванные его очарованием, путешественнику гарантированы. Да и помимо льда там есть немало такого, что впечатлит, и к чему вы не раз ещё вернётесь, мысленно переносясь в чудесный мир под названием – зимний Байкал.
Одиночный, автономный вело пробег по льду "славного моря" щедро одарит свежестью и остротой ощущений. Вот как-то однажды я брёл по морю, удаляясь к северу от полуострова Святой Нос. Чувство, что окружающий мир опустел или, по крайней мере, замер, накатило на меня. Действительно, здесь часами – куда ни глянь – по Байкалу ни одной движущейся точки. Ни человека, ни птицы. Только с небес непрестанно и тихо сочится мелкая снежная сыпь. Нет ставшего уже привычным гуда рвущегося льда – море молчит. Молчит солнце, скрытое за сплошной ватой облаков. Молчит всё вокруг. Вдалеке слева – придавленная небом гряда Байкальского хребта. На горизонте справа – сквозь снежную пелену едва угадывается Баргузин. А посередине – ты, один в этой белой пустыне, имя которой Байкал. И чувствуешь – никого кроме тебя нет на всём этом широком, снежно-ледовом пространстве, равном по площади полутора Израилям, и только кто-то неведомый, смотрит на тебя сверху, из космоса, на тебя с твоим нелепым в этом пейзаже велосипедом…
 
Но, в сторону лирику. Чтобы прочувствовать Байкал, на нём надо побывать, а слова тут не помогут. Полезным, возможно, окажется техническое описание маршрута, да кое-какие практические советы тем, кто собирается проехать по  льду "славного моря".

От Транссиба к БАМу, от Слюдянки к Северобайкальску – такой вектор для сквозного прохождения Байкала по весне представляется более логичным, т.к. совпадает с направлением самой весны. Хотя на Байкале 10 дней в начале марта – это не срок для заметных сезонных перемен в природе.
 Длина озера ~630 км. Но желающий пройти по льду Байкала, вдоль береговой линии по всей длине озера (даже если он собирается переходить от мыса к мысу, не заходя в бухты) должен рассчитывать на бо'льшую протяжённость предстоящего пути. Что же касается велосипеда, то возможность ехать на нём по байкальскому льду, прямолинейными участками значительной протяжённости, представляется довольно редко. Основные причины, вынуждающие ломать намеченную линию движения – участки глубокого снега, торосы, просто неровный лёд (поля замёрзшей зыби или некрупных обломков льда), сильный ветер, широкие трещины. 
Каков статус этого похода?
Если делать упор на то обстоятельство, что весь маршрут пройден на велосипеде, то это, конечно, поход велосипедный. Но такая формулировка не вполне точна, она не отражает специфику маршрута. Давайте возьмём за основной характеризующий признак этого похода не тип средства передвижения, а сезон и район путешествия. В таком случае этот зимний поход по льду замёрзшего моря мало что будет отличать от лыжного арктического маршрута. В целом всё то же самое, с чем приходится иметь дело лыжникам, совершающим, например, переход Обской губы. Те же снег, лёд, торосы, вода в трещинах, полная автономка, холодные ночёвки, мороз, ветер, метель. К слову сказать, за основу моего велосипедного маршрута по Байкалу я брал лыжный маршрут 5 категории сложности, пройденный группой свердловских туристов под руководством Дмитрия Тиунова в 1998 году. В том походе его группа прошла по замёрзшему озеру от Слюдянки до Северобайкальска, при этом дважды переходя Байкал от западного берега к восточному и обратно. "Байкал зимой – это никакое не озеро, а настоящее море, с подвижками льда и торошением", – наставлял меня Дмитрий. А не верить ему нельзя, ему – МСМК, участнику и руководителю множества лыжных походов в полярных широтах, арктических льдах, дошедшему до Северного полюса.
Конечно, по западному берегу Байкала, вдоль которого я шёл,  вполне достаточно посёлков, туристских баз и зимовий, чтобы пройти весь маршрут "от избы к избе", с ночёвками в комфортных условиях (по крайней мере, на участке от Слюдянки до о.Ольхон). Но я хотел пройти действительно зимний, ледовый маршрут, в автономном режиме, т.е. – не заходя в населённые пункты, не пополняя запасы продовольствия, ночуя в море. И хотя завершить поход в Северобайкальске у меня не получилось (из-за глубокого снега с завершающей части маршрута пришлось вернуться), но заданные "спартанские" условия прохождения были соблюдены в полной мере.
Возвращаясь к вопросу о том, как же правильно определить статус этого похода, думаю, что наиболее кратко и достаточно полно отразить его особенности могло бы, например, такое определение: "ледовый велопоход". Или несколько длиннее: "зимний поход – на велосипеде по льду моря".

Трёх недель на прохождение Байкала, как у группы Д.Тиунова, у меня не было. 10 дней (максимум – 12) это то, чем я располагал, т.к. хотел к полудню 22 марта успеть в Екатеринбург на закрытие конкурса "Путь-2008". Поэтому никаких плановых задержек по маршруту у меня не предполагалось – ни осмотров тоннелей КБЖД, бухт и восхождений на скалистые мысы, ни полуднёвок на горячих источниках и т.п. Моим основным преимуществом перед лыжникам должна была стать более высокая скорость (велосипед по льду) и более прямолинейный, чем у них, маршрут.

Комментарии
Тимофей08.11.13, 16:13
Хороший пробег. Будем иметь ввиду, что лучше в начале апреля - и теплее, и снег подтает 
. Не могу понять - почему не было буеристов? Пожалуй, это самый эффектный способ для зимнего Байкала
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте