Результаты экспедиции

В конце октября 1995 года была проведена очередная разве довательная экспедиция в шахту Нахимовская. Небольшую группу московских и симферопольских спелеологов возглавил Е.Снетков(Москва), идейное руководство осуществлял К.Цуриков. Особый шарм привносила мэтр отечественной спелеологии Т.Немченко, и самый молодой - отпрыск славной красноярской спелеологии Н.Киря ков.Генеральный спонсор экспедиции-Объединение Мост (производство и продажа отделочных материалов из натуральных камней).[

Задачей экспедиции ставилось исследования верхней — восхо- дящей части пещеры, т.е. русла реки Верхней Нахимовки. Для это- го на одном из пляжей реки был поставлен несколько тесноватый, но очень уютный лагерь

После проведения морфометрического анализа члены экспедиции пришли к выводу что река В.Нахимовка протекает по некому региональному разлому, на наличие которого указывает сохранение прямолинейности хода на значительном расстоянии и сохранившиеся кое-где "зеркала скольжения". Руководствуясь этой гипотезой спелеологи осмотрели все(по крайне мере которые смогли обнару- жить) боковые ответвления и уходящие вверх камины, представляющие собой небольшие притоки и локальные расширения в зоне дробления разлома, достигающие значительных (по местным меркам) объемов(15х4 и высотой 10м.-зал "Верхняя палуба",кстати наивысшая точка восходящей части пещеры -200м от уровня входа.).

На протяжение 400м своего течения река В.Нахимовка принимает около 6 притоков, так что вытекающий из под завала небольшой ручеек имеет не более трети расхода, наблюдаемого нами в том месте, где река В.Нахимовка с веселым журчанием уходит в неширокую щель(15-20см). Детальное обследования верхнего завала до самого "потолка" — на высоту 20м, навело на мысль, что если дальше и существуют полости, проходимые для человека, то проникновение в них достаточно трудоемко, да и отсутствие какой-либо тяги действует удручающе. Складывается впечатление, что сей незначительные поток не успевает уносить весь обломочный материал зоны дробления разлома.

При прохождение каминов,( а все они имеют наклон около 70) использовалась стандартная скалолазная техника. На участках с большим количеством глины мы попытались применить альпинисткие кошки, но неудачно (из-за недостаточного количества глины зубья кошек шкрябали скалу, не цепляясь за нее). Успешней оказалась техника "последовательного залипания", при которой спелеолог, взобравшись на плечи товарища, залипал на стене тем самым становясь опорой для третьего, который в свою очередь залипнув, становился опорой уже для первого. Цикл можно повторить сколь угодно раз. Пользуюсь данным приемом мы поднялись на высоту 30м. К сожалению все камины выклинивались в узкие, непролезаемые щели.

На заключительном этапе экспедиции , при выемке мусора, между участниками разгорелся спор: вынимать ли широко известные в спелеомире калоши 47 размера, уже много лет служащие надежной вехой по пути возвращения Спелеолога к солнечному свету. В конце концов было решено считать их собственностью Пещеры, так же как и "кошки" и прекрасно закаленный лом из инструментальной стали, оставленный для тех, кого не поколеблют мрачные прогнозы наших аналитиков.

Особую озабоченность нашей экспедиции вызвало экологическое состояние пещеры Нахимовской. Интенсивное использование ативно рекламируемых карбидок сомнительного качества привело к тому, что пол пещеры посыпан густым слоем гашеной извести. При том малом водотоке, какой сейчас наблюдается в пещере(тем более перетряхивать карбидки предпочитают в наиболее сухих местах) можно с уверенностью прогнозировать что этот тип мусора сохранится не одну сотню лет. Мы прекрасно осознаем, что призывы отказаться от неблагополучного света пропадут втуне, но...
" Господа карбидчики! Уважайте остальных спелеологов и пещеры. Выносите следы вашей борьбы с вашими фонарями на поверхность! Для этого достаточно иметь небольшой запас полиэтиленовых мешочков. И ,если батарейки брошенные недалекими спелеологами на заре исследо- вания пещер еще как-то можно собрать, то карбидный мусор убрать практически невозможно!".

В заключении сообщаем, что на настоящий момент протяженность засифонной части п.Нахимовской (,без участка между II и III сифоном-исследованном московским клубом Меандр) составляет 2200м при амплитуде 190м.