Горный поход по Приэльбрусью

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Маршрут был пройден в соответствии с 1, 2 и 4-м запасными вариантами, согласно маршрутной книжке (4 Г - 06). Изменение основного варианта было обусловлено крайне неблагоприятными погодными условиями (постоянный дождь, туман при отсутствии видимости). Однако все же было набрано минимально необходимое для заявленной категории трудности количество препятствий и более 75% необходимой протяженности (110 км).
общая информация о маршруте 
Основная идея похода. Выбор района

2006-07-16__11.48.29 - Пятигорский ЖД вокзал 2006-07-16__11.48.29 - Пятигорский ЖД вокзал
2006-07-16__15.21.02 - Терскольская ПСС 2006-07-16__15.21.02 - Терскольская ПСС
2006-07-16__15.21.16 - Терскол 2006-07-16__15.21.16 - Терскол
2006-07-16__15.37.54 - Связь у спасателей 2006-07-16__15.37.54 - Связь у спасателей
2006-07-16__17.06.18 - Былым исходная точка маршрута 2006-07-16__17.06.18 - Былым исходная точка маршрута

Основная  идея  похода.  Выбор  района

 
  ,,Манило  Приэльбрусье  нас:
  Красив,  загадочен  Кавказ.
   Нам  горы  грезились  в  снегах
  И  перевалы  в  облаках…,,
 
   Из  походного  дневника
 
  Идея  похода  рождена  из  желания  уже  ,,схоженного,,  костяка  старой  группы,  ходившей  в  2003  и  2004  годах  на  Южный  Урал  и  Западный  Кавказ,  совершить  чисто горный  маршрут  для  повышения  уровня  технической  подготовки  и  открыть  для  себя  новый  район.  Район  должен  был  быть  легко  доступен,  красив  и  безопасен  для  похода. 
  Таким  районом  естественно  стало  Приэльбрусье.  Район  удобен  для  заезда,  финансово  доступен,  относительно  безопасен  с  точки  зрения  социально-политической  обстановки.  И  кроме  того – позволяет  совершать  горные  маршруты  1-6  к.с.
  Была  выбрана  3  к.с.  похода  и  в  течении  полугода  группа  готовилась  к  данной  категории.  Однако  в  результате  изменений  в  составе  группы  окончательно  был  выбран  маршрут  2 к.с.
  Район  Приэльбрусья удобен  для  заезда  как  общественным  транспортом,  так  и  частными  коммерческими  рейсами,  организовать  которые  можно  сразу  же  на  месте  по  прибытии  на  ж/д  вокзалы  г. Пятигорск,  Кисловодск,  Минеральные  Воды. Маршрут  требует  оформления  погран-пропусков  в  отряде  г.Нальчик. Кроме того  необходимо зарегистрировать  маршрут  в  КСС  пос.Эльбрус. Для  исключения  лишней  потери  времени,  нервов  и  средств  было  решено  заказать  транспорт  для  заброски  в  горы,  заявления  в  КСС  и  заочное  оформление  погран-пропусков.  Транспорт  позволил  также легко  организовать  продуктовую  заброску  для  второго  кольца  в  пос. Верх.Баксан  и  затем  вернуть  группу  на  исходную  точку  старта – пос.Былым.  Обратная  дорога  до  поезда  с  минимальными  потерями  времени  также  была  организована  на  заказном  транспорте.  На  группу  в  семь  человек  эта  услуга  обошлась  в  1 тыс.руб/чел.  Но  многократно  окупилась  экономией  времени  (до  1.5  - 2х  суток),  сил,  удобством  и  безопасностью.

Состав группы


 

п/п
ФИО  участника
г.р.
Обязанности
Опыт
1
Ивлиев  Сергей  Владимирович
1982
Руководитель
Пеш.3  Зап.Кавказ -  Руков.
Пер.2Б-Уч;  1А-Рук.
2
Еремин  Дмитрий  Владимирович
1982
Оператор
Пеш.3  Зап.Кавказ -  Участ.
Пер. 1А – Уч.
3
Иноземцев  Антон  Валентинович
1982
Шеф-повар
Пеш.3  Зап.Кавказ -  Участ.
Пеш.2  Зап.Кавказ -  Руков.
Пер. 1Б – Уч. 1А-Рук.
4
Орлов  Виктор  Анатольевич
1984
Ответственный
по снаряжению
Пеш.3  Зап.Кавказ -  Участ.
Пер. 1А – Уч.
5
Сейкин  Алексей  Александрович
1986
Завхоз, медбрат
Пеш.3  Зап.Кавказ -  Участ.
Пер. 1Б – Уч.
6
Колупаев Владимир  Владимирович
1972
Реммастер
Пеш.2  Зап.Кавказ -  Участ.
Пер. 1А – Уч.
7
Шабанов  Вячеслав
Александрович
1982
Летописец
Водн  1.  Волг.обл - Участ

Нитка маршрута

 
  Заявленный  маршрут (основной):  пос. Былым – долина  р.Кестанта – пер.Сарын (1А) – долина р.Джайлык – пер.Штенберга+г.Орелю+пер.Килар (1Б)- ледн.Тютю – пер.Студенческий (1Б)- пер. Водопадный (1Б) – долина р.Адырсу – п.Верх.Баксан – пер.Сылтран (1А) – пер.Ирик (1Б) – пос. Эльбрус.
 
  Суммарная  протяженность:  140 км.
 
  Пройденный  маршрут (фактический):  пос. Былым – долина  р.Кестанта – пер.Сарын (1А) – долина р.Джайлык – пер.Штенберга (радиально) - пер.Килар (1Б)- долина р.Тютюсу - п.Верх.Баксан.
 
  Суммарная  протяженность:  110  км.
 
  Маршрут  был  пройден  в  соответствии  с 1,2  и  4-м запасными  вариантами,  согласно  маршрутной  книжке  (4 Г - 06).
  Изменение  основного  варианта  было  обусловлено  крайне  неблагоприятными  погодными  условиями  (постоянный  дождь,  туман  при  отсутствии  видимости).  Однако  все  же  было  набрано  минимально  необходимое  для  заявленной  категории  трудности  количество  препятствий  и  более  75%  необходимой  протяженности

Климатическое описание района.

 
  Климат района формируется под воздействием сезонной циркуляции воздушных масс, при этом велико влияние горного рельефа. Горные хребты задерживают или отклоняют воздушные потоки. При восходящем движении по наветренным склонам воздух охлаждается на 0,5°С на каждые 100 м подъема. В результате с наступлением точки росы из водяных паров образуются капли воды, и начинается выпадение осадков. При движении на подветренных склонах нисходящий воздух, наоборот, нагревается примерно на 1 °С на 100 м спуска, вследствие чего повышается его способность поглощать и удерживать влагу. Выпадение осадков прекращается или вовсе не происходит. Таким образом, наветренные склоны получают больше осадков, чем подветренные, что следует учитывать группам, застигнутым непогодой в пути.
  Летом на северных предгорных равнинах господствует влажный воздух Атлантики, часто приносящий с циклонами обильные осадки. При этом южное направление движения воздуха меняется на западное и северное, поэтому юго-западный и западный секторы горизонта считаются "гнилым углом". Своеобразным указателем погоды служат вершины Ушбы и Эльбруса, видимые из многих мест района. Если с раннего утра они закрыты облаками, следует опасаться прихода очередного циклона. Для района, как и для всего Кавказа в целом, характерна цикличность периодов плохой и хорошей погоды. Летом она равна 5-7 дням, причем в первой половине лета погода обычно хуже, чем во второй.
  Зима на высоте 2000 м начинается в первых числах ноября, а на высоте около 3000 м и выше снежный покров устанавливается на месяц раньше. Средняя его толщина достигает 50-80 см, увеличиваясь с высотой. На южных склонах снега меньше, чем на северных. В долинах случаются оттепели, но с увеличением высоты их повторяемость уменьшается. На отметке 3000 м средняя температура января составляет -12°С, а отмеченный абсолютный минимум для высокогорья -27°С. Это объясняется стоком холодного воздуха в долины, где абсолютный минимум несколько ниже. За зиму выпадает небольшое количество осадков в виде снега.
  Весна на высоте до 2000 м начинается в конце марта, а на высоте 3000 м - в первой декаде мая. Снег на отметках 3000 м сходит (часто в виде мокрых лавин) до конца мая. На больших высотах могут оставаться постоянные снежники и фирновые поля, за счет которых ледники наращивают свою массу. Здесь массовый сход снежных лавин продолжается в течение всего июня и чем выше, тем позже. Повышенная весенняя лавиноопасностъ во время путешествий должна быть постоянно в центре внимания!
  Ранней весной воздух чист и прозрачен, но в мае, как правило, облачно. Поздней весной выпадает много осадков, причем выше 2500 м - в виде снега. Свежевыпавший снег в этот период также лавиноопасен!
  Лето на высоте 2000 м начинается в первых числах июля, а с увеличением высоты - еще позже. Максимальная температура на высоте 2000 м может достигать +35°С, а на высоте 3000 м - +25°С. Лето влажное и прохладное, с повышенной облачностью и ливневыми дождями. Характерно ежедневное ухудшение погоды во второй половине дня за счет образования облачности и выпадения осадков местного происхождения.
  Осень начинается в горах в конце августа - начале сентября. В октябре относительная влажность воздуха снижается, уменьшается облачность и наблюдается меньше туманов. Сентябрь и октябрь - неплохое время для горных путешествий, возможности которых еще недостаточно изучены.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Кавказ (российская часть)
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 2
Опубликовал Алексей Сейкин